THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уровень рождаемости и его динамика тесно связаны с социально-экономическим развитием общества. По мере формирования общества, совершенствования его производительных сил и, конечно же, непосредственно самого человека, развития его интеллектуального потенциала, изменения роли женщины в обществе и семье, изменения роли и функций семьи поступательный процесс снижения рождаемости стал закономерным. Постигнуть причины эволюции рождаемости, можно только тщательно изучая влияние на развитие данного процесса целой системы факторов.

В настоящее время выделено несколько групп факторов, определяющих уровень рождаемости и его изменение в том или ином направлении:

1) природно-биологические факторы:

§ наследственность;

§ экологическая обстановка, физическая среда. Здесь можно выделить, прежде всего, климат, оказывающий влияние на начало и конец детородного периода женщины;

§ биологические ритмы и др.

2) социально-экономические факторы:

§ уровень жизни населения. Уровень благосостояния населения и уровень рождаемости связаны, по результатам многочисленных обследований, как в нашей стране, так и за рубежом, обратной корреляционной зависимостью. То есть, как это не парадоксально, в семьях с более высоким доходом показатели рождаемости во всех возрастных группах ниже, чем в семьях с меньшим доходом. Многие авторы объясняют это следствием более высоких культурных и экономических запросов у женщин с высокими доходами, их большей занятостью;

§ уровень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Этот фактор, как и предыдущий, оказывает обратное влияние на уровень рождаемости. Чем выше степень удовлетворения различных потребностей в обществе, тем больше возможностей у женщины реализовать себя в какой-либо другой сфере, помимо рождения и воспитания детей. В прошлых аграрных обществах дети имели значение для родителей как работники, помощники в хозяйстве, его защитники. Постепенно дети потеряли свою экономическую «полезность» и стали удовлетворять в основном лишь эмоциональные потребности родителей, для чего в большинстве случаев достаточно иметь 1-2 детей;

§ культурно-образовательный уровень населения. Воздействие уровня образования населения на рождаемость проявляется через те изменения, которые происходят во взглядах и мировоззрении людей, восприятии окружающей жизни, системе социальных ценностей и норм, поведении во всех областях общественной деятельности и семейной жизни в частности, в результате повышения образования, и носит характер также обратной зависимости с уровнем рождаемости;

§ религиозные традиции, определяющие репродуктивное поведение населения. Многие религии запрещают применение мер регулирования числа детей в семье, способствуя тем самым высоким показателям рождаемости;



§ развитие системы здравоохранения. Здесь немаловажное значение играет уровень младенческой и детской смертности в населении. Ведь если эти показатели высоки и умирает достаточно значительное число детей, то родители стремятся к тому, чтобы иметь больше детей;

§ обеспеченность населения детскими учреждениями. Широкие возможности населения решения проблем с детскими садами, с дополнительным образованием детей (музыкальные школы, школы искусств, различные кружки и т.д.) положительно влияют на мотивацию повышения рождаемости;

§ социальное положение женщин, занятость женщин в общественном производстве. Массовое вовлечение женщин в общественное производство негативно отражается на процессе рождаемости. Высокое социальное положение женщины не может само по себе подавлять потребность в числе детей, но социальное возвышение является результатом все большего участия женщины во внесемейной деятельности, что не может не сказываться на семейной жизни, и, как следствие, на уровне рождаемости;

§ законодательство, определяющее демографическую политику страны. Для повышения уровня рождаемости в стране недостаточно лишь мер социальной и экономической поддержки семей: пособий, льгот и т.д., хотя и они в современных условиях крайне необходимы в нашей стране. Эти меры способны, конечно, повысить уровень рождаемости, но лишь до уровня желаемого числа детей в семье. Необходимо принятие мер, способных изменить культуру, образ жизни населения так, чтобы желаемое родителями число детей и реализация этого желания на практике хотя бы обеспечивали уровень простого воспроизводства в стране;

§ войны и др. факторы. Войны, вызывая жертвы и лишения среди населения, сокращают численность населения, изменяют его половозрастной состав, а, следовательно, нарушают естественный ход всех демографических процессов.

3) демографические (структурные) факторы: половой, возрастной, брачный, территориальный, национальный и т.д. состав населения. Главный объективный демографический фактор рождаемости, как видно из предыдущих параграфов – состав населения по полу и возрасту. Чем выше удельный вес женщин возрастов, наиболее способных к деторождению, в женском населении и во всем населении в целом, тем выше соответственно и показатели рождаемости. Однако дети рождаются в основном в браке, а число женщин, состоящих в браке или собирающихся в него вступить, определяется числом потенциальных женихов. Таким образом, для роста рождаемости необходимы благоприятные условия для оптимальной брачной ситуации, т.е. оптимального соотношения числа лиц обоих полов в бракоспособном возрасте.

При изучении влияния структурных факторов на интенсивность рождаемости большое внимание всегда уделялось дифференциации рождаемости по типам поселений. Многочисленные демографические исследования не только в нашей стране, но и за рубежом, свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в городах, как правило, ниже, чем в сельских местностях. И хотя в настоящее время уровни рождаемости в нашей стране и в городе и на селе находятся на очень низком уровне, общий коэффициент рождаемости для сельского населения, по-прежнему превышает этот показатель, рассчитанный для горожан (табл. 4.2.1). Причем, превышение уровня рождаемости в сельской местности над уровнем рождаемости в городских поселениях характерно не только для всех женщин в возрасте 15-49 лет в целом, но и для всех возрастных групп женщин внутри репродуктивного контингента.

Эта ситуация объясняется тем, что в городах женщины позже вступают в брак, городские женщины ограничиваются, как правило, одним ребенком в семье, в то время как сельские женщины ограничивают рождаемость чаще после рождения второго ребенка. Таким образом, тенденция урбанизации населения (т.е. увеличения доли городского населения в общей численности жителей страны) отрицательно сказывается на интенсивности рождаемости, приводя к ее снижению.

Таблица 4.2.1

Возрастные коэффициенты рождаемости в Российской Федерации

Годы Родившиеся живыми на 1000 женщин в возрасте, лет
15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 15-49
Городское население
1969-1970 27,0 135,1 97,2 59,4 22,3 4,8 0,5 49,2
1979-1980 38,4 141,2 93,8 48,2 14,6 3,2 0,2 55,3
48,1 141,5 86,0 44,2 17,0 3,4 0,1 49,3
24,1 88,3 64,8 34,4 11,1 2,1 0,1 30,1
23,5 76,4 75,4 45,1 17,5 2,8 0,1 34,7
24,4 74,5 75,2 46,5 18,5 2,9 0,1 35,4
Сельское население
1969-1970 31,1 183,8 131,9 91,1 50,5 16,4 2,1 62,4
1979-1980 54,4 210,7 126,4 68,9 29,5 10,1 0,8 72,1
83,2 207,5 116,3 62,0 28,3 7,6 0,3 76,5
39,0 117,0 81,9 40,9 14,9 3,4 0,2 40,4
37,2 124,2 86,3 46,6 18,7 3,6 0,2 43,1
38,3 125,0 88,7 47,9 19,2 3,7 0,2 44,6

Влияние национальных факторов на рождаемость связано с традициями, особенностями культуры, с определенной религиозной принадлежностью населения. Однако изучение рождаемости, дифференцированной по национальному признаку, в крупнейших городах с преобладанием населения таких национальностей как русские, украинцы, белорусы, татары и других малодетных национальностей в настоящее время теряет смысл, так как все они имеют в основном по одному ребенку в семье.

Исследования рождаемости с 60-х годов прошлого века связаны с понятием репродуктивного поведения населения - поведения, включающего систему действий и отношений, опосредствующих рождение или отказ от рождения ребенка. В качестве основных показателей, характеризующих репродуктивные намерения, в ходе исследований рождаемости обычно рассматривается «идеальное», «желаемое» и «ожидаемое» число детей. Идеальное число детей - это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений. Желаемое число детей - это то их число, которое индивид предпочел бы иметь в своей семье, исходя из собственных склонностей, без учета конкретных обстоятельств жизни и индивидуальной биографии. Этот показатель дает более конкретную характеристику репродуктивных предпочтений респондентов. Ожидаемое число детей - наиболее конкретный и наиболее приемлемый для прогнозных оценок показатель. Ожидаемое число детей - это число детей, которое респондент планирует иметь к концу репродуктивного периода. Хотя в реальной жизни ожидаемое число детей не всегда совпадает с фактическим, рождаемость, тем не менее, в значительной степени определяется репродуктивными планами семьи и личности, которые являются, по мнению многих ученых, довольно устойчивыми на протяжении репродуктивного периода жизни.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев при большем числе детей в родительской семье, у респондентов имеют место и более высокие собственные репродуктивные ориентации. Однако, в ряде случаев в тех семьях, где были опрошены и родители и дети, в случае, если родители ориентированы только на одного ребенка, репродуктивные ориентации детей самые высокие. В наибольшей степени это проявляется у девушек.

По результатам исследований, даже при наличии всех условий поколение сегодняшних детей хотели бы иметь в среднем меньшее число детей, чем имеют или хотят иметь поколение их родителей. Это подтверждается исследованиями, проведенными коллективом ученых демографов МГУ в 2004-2005г.г. в различных субъектах РФ. Анализ межпоколенной динамики репродуктивных ориентаций по году рождения респондентов, возрасту вступления в брак, по возрасту матери при рождении первых и последующих детей, хорошо раскрывает процесс снижения установок детности в младших когортах и тем самым постепенного ослабления потребности личности и семьи в детях.

Следует подчеркнуть, что репродуктивные ориентации молодежи тяготеют к малодетной семье и далеки от того, что ими же считается допустимым. Даже среди верующих респондентов ожидаемое всего число детей в будущей семье равно 2,26, т.е. оно чуть больше нормы простого воспроизводства населения, хотя и превышает ожидания неверующих (2,05). Однако доля таких в населении, судя по данным проводимых опросов, не превышает 6-7%.

Почти во всех случаях первое место в системе ценностей россиян занимает материальное положение и уровень жизни индивида, весьма высокое место (второе или третье) занимает наличие семьи или семьи с одним ребенком (вопросы задавались несколько по-разному в различных регионах), но наличие трех и более детей в семье занимает последнее место практически во всех регионах.

Имеет место существенное уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по сравнению с родителями. Так, среднее ожидаемое число детей у отцов составило 2,29, а у сыновей – 1,85. У матерей – 2,32, у дочерей 1,92.

В целом, как полагают специалисты, причинами низкой рождаемости в настоящее время являются: ослабление потребности в детях, все большее распространение семей, не желающих даже при благоприятных условиях иметь двоих, троих детей; восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, что связано как с объективными жизненными трудностями материального, жилищного и иного характера, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.

Выявление факторов, предопределяющих ту или иную ситуацию в области рождаемости, является сложной задачей. Прежде всего, это связано с тем, что уровень рождаемости, ее эволюция являются следствием взаимодействия целого комплекса факторов: и экономических, и социальных, и психологических, и еще ряда других.

У нас во дворе гуляет просто куча мамочек с маленькими детками. Может, такая ситуация не везде, но мне кажется, что сейчас рождаемость стала выше. Конечно же, прирост населения зависит от множества факторов, о которых я вам сейчас и расскажу.

Что такое естественный прирост населения

Если постоянно вести наблюдение за количеством рожденных и умерших людей, то можно понять, в какой промежуток времени население уменьшалось, а в какой увеличивалось. Такой показатель считается естественным приростом. Как правило, подсчеты ведутся за один календарный год.

Коэффициент естественного прироста населения может иметь и отрицательную величину. Это происходит, если в стране уровень рождаемости меньше, чем уровень смертности. К сожалению, такая ситуация встречается довольно часто.


Если в стране высокий уровень жизни и хорошо развита экономика и социальная сфера, то это еще не значит, что в таких условиях люди будут стремиться как можно раньше и больше завести детей. Как правило, наоборот, получение образования, построение карьеры отодвигает момент пополнения в семье на несколько лет вперед. При этом пары не стремятся обзавестись большим количеством наследников. В целом, именно показатель естественного прироста позволяет понять, увеличивается или уменьшается численность населения.

От каких факторов зависит естественный прирост

Любые изменения в стране, в том числе и касающиеся численности населения, происходят под воздействием определенных факторов. На естественный прирост оказывают воздействие:

  • уровень жизни;
  • половая структура населения;
  • образ жизни;
  • религиозные особенности.

Если в стране высокий уровень смертности, то это, в первую очередь, говорит о низком благосостоянии людей, а также о том, что на низком уровне находится система здравоохранения. Хороший уровень жизни может быть как мотивацией к рождению детей, так и, наоборот, стать причиной спада рождаемости. Хуже всего ситуация обстоит во время войны, так как резко повышается смертность, появляются трудности с продовольствием, растет уровень заболеваемости.

Демографические процессы, и в частности рождаемость, находятся под воздействием многообразных факторов.

Первые научные исследования факторов рождаемости относятся к концу XIX в. Французский статистик Ж. Бертильон в своей работе «Статистика движения населения во Франции» (1889) одним из первых обратил внимание на зависимость рождаемости от уровня благосостояния населения. Исследуя дифференциацию рождаемости между отдельными социальными группами населения, он пришел к выводу об обратной связи между рождаемостью и уровнем материального благосостояния. Современные тренды свидетельствуют о неоднородности данной связи.

В нашей стране изучение факторов рождаемости началось в середине 20-х гг. XX в. В настоящее время ни одно крупное обследование рождаемости не обходится без анализа демографических и социально-экономических факторов, влияющих на репродуктивные установки и рождаемость. Примерами таких обследований могут служить крупные выборочные обследования, проведенные Федеральной службой государственной статистики в 30 субъектах Российской Федерации: «Семья и рождаемость» (сентябрь - октябрь 2009 г.) и «Репродуктивное поведение россиян», (сентябрь - октябрь 2012 г.).

Механизм влияния факторов на демографический процесс, в частности на рождаемость, следующий:

  • прямое влияние. Примером может служить влияние демографической структуры населения на рождаемость. Так, вступление в детородный возраст многочисленного поколения женщин, родившихся в России в середине 1980-х гг., привело к увеличению числа потенциальных матерей, а следовательно, к росту числа рождений в последующие годы. Прямое влияние оказывают и демографические процессы, например брачность и смертность населения, состояние здоровья женщин, а также миграция населения;
  • влияние, косвенно опосредованное самосознанием и поведением личности. Так, социально-экономические факторы, в частности уровень материального благосостояния, образования и др., воздействуют на интенсивность деторождения не непосредственно, а через систему взаимосвязанных явлений, влияя прежде всего на систему социальных ценностей и репродуктивные установки населения.

Особенность влияния ряда факторов состоит в том, что это влияние опосредовано сознанием людей. Воздействие на рождаемость различных условий и факторов схематически представлено на рис. 6.6.

Рис. 6.6. Факторы и условия, воздействующие на рождаемость

Факторы и условия предопределяют систему потребностей, ценностные ориентации личности, ее психологические установки, мотивы, потребности, что накладывает отпечаток на репродуктивное поведение. В соответствии с такими установками и потребностями люди принимают решения о рождении детей. В качестве основных индикаторов репродуктивных установок используются показатели среднего ожидаемого (планируемого), желаемого и идеального числа детей в семье.

Исследование факторов рождаемости проходит несколько этапов.

Прежде всего, проводится логический и теоретический анализ, когда формируется предварительный перечень возможных факторов, влияющих на репродуктивное поведение и рождаемость, и проводится их классификация. Далее осуществляется сбор исходной информации о факторах и демографическом поведении - используются данные государственной статистики (материалы переписи населения, текущего учета рождений) или специально организованных выборочных обследований. Особое место при изучении факторов рождаемости в настоящее время отводится специально организованным выборочным обследованиям, в частности ретроспективным обследованиям и обследованиям мнений. После этого проводится статистико-математическая обработка данных с применением различных методов измерения связей.

Система факторов и условий, влияющих на рождаемость, включает следующие их группы:

  • политические (общественный строй, существующий в стране);
  • экономические (уровень материального благосостояния семей, занятость членов семей, трудовая активность женщин, обеспеченность предметами материально-бытового обихода и др.);
  • социальные (жилищные условия, государственная помощь молодым семьям, а также многодетным семьям, различные льготы и др.);
  • правовые нормы (законодательное регулирование демографических процессов);
  • историко-культурные;
  • демографические (уровень брачности населения, степень стабильности браков, соотношение полов в составе населения по каждой возрастной группе, состав населения по возрасту, семейный состав населения и др.);
  • этнические (традиции, особенности быта и культуры различных народов, национальной принадлежности населения);
  • образовательный уровень населения (изменения во взглядах людей, в их мировоззрении, восприятии окружающей жизни под влиянием образования, что, в свою очередь, сказывается на репродуктивных установках и репродуктивном поведении и, следовательно, на рождаемости). Статистико-демографические исследования свидетельствуют об обратной связи между уровнем образования и рождаемостью;
  • нравственно-психологические (сложившееся общественное мнение по поводу общепринятых норм репродуктивного поведения);
  • религиозные;
  • медико-биологические (состояние здоровья супругов).

Эти факторы всегда влияют комплексно, взаимосвязанно, но в определенном случае конкретные факторы можно выделить в качестве доминирующих. Существуют определенные территориальные различия формирования факторов. Среди перечисленных факторов главная роль отводится демографическим факторам.

Вместе с тем относительная сила воздействия и устойчивость этого воздействия каждой группы факторов неодинаковы и существенно меняются в различные эпохи на различных этапах общественного развития в различных странах и группах населения. В некоторых странах сильнее социальные и экономические факторы. В Российской Федерации в последние годы возросла роль чисто экономических факторов в формировании репродуктивных установок, что сказывается на интенсивности рождений.

При оценке влияния следует учитывать существование лага времени от момента действия фактора до момента появления последствий этого влияния. В отличие от экономических факторов для демографических процессов характерна большая длительность данного лага времени. Это обусловлено тем, что человек сам принимает решение о наступлении или нена- ступлении данного демографического события. Инерционность сознания является фактором, замедляющим влияние различных условий на демографическое поведение семьи и личности.

Влияние факторов на демографические процессы измеряется общепринятыми статистическими методами (графический, индексный, аналитические таблицы, корреляционно-регрессионный анализ, кластерный анализ, непараметрические методы измерения связей, методы ранговой корреляции и др.).

Особенность исследования влияния факторов на демографические процессы состоит в том, что большая часть этих факторов не имеет числового выражения и поэтому важная роль отводится непараметрическим мерам измерения связи.

Рождаемость и смертность - биологические явления, но на них, а значит и на все естественное движение населения, решающее влияние оказывают социальные и экономические условия жизни людей. Уровень рождаемости зависит от многих социально-экономических факторов, причем действуют они взаимосвязано, иногда противоречиво и неодинаково в различных условиях. Например, если детская смертность высокая, то родители будут стремиться рождать много детей, чтобы хоть часть их выжила и продолжила род. При существовавшей ранее очень высокой детской смертности только еще более высокая рождаемость могла обеспечить расширенное или хотя бы простое воспроизводство населения. Сейчас в развитых странах дело обстоит иначе. При резко сократившейся детской смертности (см. рис. 4) родителя уверены, что их дети выживут, и не склонны «перестраховываться», рождая больше детей, чем они хотели бы иметь.

Само представление о желаемом числе детей меняется в зависимости от ряда причин. Если родители рассчитывают на детей как на кормильцев в старости (при отсутствии или скудности пенсионного обеспечения) или непосредственных помощников в труде (например, при семейном крестьянском хозяйстве), естественно их стремление к многодетности. Когда этот фактор перестает быть существенным, многие брачные пары считают достаточным для себя иметь всего 1 - 2 детей.

Однако у некоторых народов исторические традиции многодетности столь сильны, что высокая рождаемость поддерживается и при отсутствии экономических стимулов. Большое число детей в семье считается престижным, оно вызывает подчеркнутое уважение не только к матери, но и к отцу такой семьи и поднимает их в общественном мнении. Корни этого лежат еще в родовом строе, когда зачастую сама жизнь рода зависела от его многочисленности; в дальнейшем в формировании подобных традиций играла определенную роль и религия, если она особенно поощряла многодетность (индуизм, ислам).

Рост культурного уровня населения в общем способствует снижению рождаемости. Круг интересов людей расширяется, и дети занимают в этом круге более ограниченное место, чем ранее, но повышается сознание ответственности за их обучение и воспитание; растут также и необходимые для этого затраты времени и средств со стороны родителей. Это ведет к преобладанию малодетных семей. Рассмотренный фактор особенно сильно действует, если женщины пользуются равными правами при получении образования, участвуют во всех отраслях деятельности и их интересы выходят в большой мере за рамки семейного круга. Активное вовлечение женщин в общественное производство по понятным причинам не способствует высокой рождаемости, так как трудно сочетать профессиональную постоянную работу с многодетной семьей. Система детских яслей и садов лишь частично устраняет возникающие трудности (в основном для малодетной семьи).

Зависимость между рождаемостью и уровнем доходов семьи, т. е. уровнем жизни, сложна. Она далеко не всегда четко прослеживается, может быть прямой или обратной в разных условиях. Например, в капиталистических странах Европы в XIX в. наибольшая рождаемость наблюдалась у самых неимущих слоев населения, как это отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, т. е. зависимость была обратной. Это было связано с компенсацией особенно высокой детской смертности в таких семьях (надежда на детей - кормильцев к старости) и использованием детского труда на капиталистических мануфактурах, что создавало дополнительный доход бедным семьям.

В современных развитых странах капитализма не наблюдается больших контрастов в рождаемости и детности семей у групп населения с различной величиной доходов, однако очень заметны колебания рождаемости в зависимости от экономической конъюнктуры: в годы кризисов и депрессий трудящиеся «откладывают» на будущее браки и рождение детей, боясь остаться без работы, а тем более потеряв ее.

В социалистических странах постоянное повышение уровня жизни, улучшение жилищных условий семей, достаток способствуют чаще всего появлению первого или второго ребенка в молодых семьях, а не возрастанию многодетности. Б. Ц. Урланис (1974, с. 159) считает, что «связь уровня жизни с уровнем рождаемости осуществляется через два звена: уровень культуры и степень распространения контроля над рождаемостью» (имеется в виду «внутрисемейный» контроль. - С. К.), поэтому такая связь может действовать неоднозначно).

Определенное влияние на уровень рождаемости могут иметь такие мероприятия государства, как направленная на сокращение рождаемости пропаганда, распространение предохранительных средств, разрешение абортов или, наоборот, поощрение высокой рождаемости с помощью субсидий государства семьям, имеющим более 2 - 3 детей, льготы и субсидии молодым семьям и т. д.

Усиление урбанизации обычно содействует снижению рождаемости. Детность семей во всем мире наименьшая в крупных городах, а среди городского населения вообще меньше, чем в сельских местностях. Это обусловлено всей совокупностью особенностей труда и быта в городах, но также и возрастным составом их населения.

Диспропорция полов (возникающая чаще всего вследствие миграций населения или одностороннего развития «мужских» либо «женских» производств в данном районе или городе) также отрицательно влияет на брачность и рождаемость. Резкое падение рождаемости происходит в годы войны, а в первые послевоенные годы обычно имеет место кратковременный «компенсационный» подъем ее.

Следует иметь в виду, что только для простого воспроизводства населения, т. е. его стабильности в будущем, необходимо (учитывая смертность, а также неизбежную долю в населении одиноких и бездетных по состоянию здоровья) иметь в среднем 265 детей на 100 брачных пар (за всю их совместную жизнь, конечно) (Урланис, 1974). Исходя из этого легко представить себе, какой уровень рождаемости можно считать «высоким» или «низким».

Сложным и актуальным для прогноза населения вопросам взаимодействия и влияния факторов рождаемости в странах разного типа, на разных этапах и в разных социальных группах населения посвящена обширная современная литература (см. список литературы).

Уровень смертности непосредственно определяется условиями жизни, и связь эта проста и очевидна. Смертность в каждой возрастной группе населения находится в прямой зависимости от материального уровня жизни, санитарно-гигиенических условий труда и быта людей, успехов медицины и общедоступности медицинской помощи при высоком ее качестве, развития профилактики заболеваний. На уровень смертности оказывает влияние и распространенность таких нездоровых явлений, как алкоголизм, курение, употребление наркотиков. Огромное скачкообразное увеличение смертности вызывают войны (а ранее - эпидемии).

— Источник—

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.

Post Views: 2 041

Довольно долго считалось, что снижение рождаемости связано с экономическими трудностями, возникающими с появлением каждого последующего ребенка. Когда у нас в 60-е годы заметили, что рождаемость снижается, стали проводить социологические исследования, с помощью анкет выясняя условия существования семей. К вопросу: «почему вы не имеете больше детей?», приводились варианты ответов:

1) не хватает зарплаты;

2) проблема с жилищными условиями;

3) трудно устроить детей в детские учреждения;

4) неудобный режим работы;

5) отсутствие помощи бабушек и дедушек;

6) нездоровье одного из супругов;

7) нездоровье уже имеющихся детей;

8) конфликты между супругами.

В общем, думали, что если помочь решить эти проблемы, то рождаемость поднимется. Казалось бы, все ясно. Но на вопрос: «при каких условиях вы заимели бы еще ребенка?» - очень многие, особенно имеющие двух детей, отвечали: «ни при каких условиях».

Постепенно специалисты стали приходить к выводу, что нельзя изучать снижение рождаемости только с точки зрения помех. Ряд авторов (В.А. Борисов, А.Н. Антонов, В.М. Медков, В.Н.Архангельский, А. Б. Синельников, Л.Е. Дарский) разработали концепцию «потребности семьи в детях». Она состоит в том, что супруги вовсе не желают иметь неограниченное число детей. Стремление человека к продолжению рода носит не биологический, а социальный характер, и весьма по-разному проявляется в разное время и в разных условиях.

Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи 55 , что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья - ячейка общества» гораздо больше соответствовало реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.

Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с очень раннего возраста участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.

Семья была школой, в которой дети получали от родителей все необходимые им для будущей самостоятельной жизни знания и трудовые навыки.

Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало никаких пенсий. Поэтому утратившие трудоспособность старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны своих детей и внуков. Тем, кто не имел семьи, приходилось просить милостыню.

Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща.

В семье, то есть в браке, удовлетворялась сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень трудно, особенно, если эти связи носили длительный и регулярный характер.

Наличие детей (в первую очередь - сыновей) было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.

Дети выполняли также и эмоционально-психологическую функцию, поскольку родители испытывали радость и чувство душевного комфорта от общения с ними 56 .

Таким образом, при всех своих недостатках традиционные семьи в основном справлялись со своими функциями: они обеспечивали себя экономически, осуществляли социализацию новых поколений, заботились о старшем поколении и производили на свет столько детей, сколько было достаточно (даже при тогдашнем очень высоком уровне смертности) для физического выживания человечества. При этом численность населения в разные исторические периоды либо росла, либо была относительно стабильной. Разумеется, во время катастроф - войны, неурожаи, эпидемии и т.д. - население резко сокращалось, но впоследствии высокая рождаемость компенсировала все эти потери. В нормальных условиях, то есть при отсутствии таких катаклизмов, никогда не наблюдалось устойчивой тенденции к уменьшению численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью в течение длительного времени - это стало возможным только в нашу эпоху.

С наступлением индустриализации положение резко изменилось. Семья утратила свои производственные функции и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи - муж, жена и подросшие дети (использование детского труда особенно характерно для эпохи раннего капитализма) начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, независимую от состава семьи и ее наличия вообще.

Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.

Кроме того, усложнение знаний, необходимых для социализации и последующей трудовой деятельности, приводит к продлению сроков обучения. Если в традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся в школе до 17-18 лет, а если поступают потом в институты и университеты, то остаются иждивенцами родителей до 22-23 и более лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи. Особенно усиливается их стремление к отделению после вступления в брак, причем в отличие от эпохи майората и минората, когда сын, наследующий недвижимость, оставался при родителях, отделяются все дети и помешать этому могли только жилищные трудности (что очень характерно для нашей страны).

Итак, в доиндустриальную эпоху важную роль играл экономический компонент потребности в детях. Но если бы он был единственным, рождаемость в наши дни упала бы вообще до нуля. Экономическая ценность детей в современных условиях выражается даже не нулевой, а отрицательной величиной, причем немалой.

Эмоционально-психологический компонент потребности в семье и детях состоит в том, что семья и дети доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. В супружеских отношениях это удовлетворение проявляется в сексуальной и психологической сферах. Общение родителей с детьми приносит радость, наполняет жизнь смыслом.

Именно поэтому дети не перестают рождаться даже тогда, когда они с экономической точки зрения приносят родителям уже не доходы, а, напротив, одни лишь убытки.

Демографическая политика, использующая только экономические рычаги (льготы и пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов. Хотя довольно популярная «концепция помех к рождению детей» широко распространена, в том числе и в научных кругах. В ней преобладает мнение о том, что уровень рождаемости является слишком низким из-за тяжелых материальных условий жизни.

Отсюда следует вывод, что необходимо облегчить эти условия, предоставив семьям, имеющим маленького ребенка или нескольких детей, различные льготы и пособия, и уровень рождаемости повысится настолько, что угроза депопуляции будет устранена. Подобная точка зрения основана только на житейской логике и соображениях «здравого смысла», но не подтверждается статистикой. Низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений, наблюдается во всех экономически процветающих, западных странах. Само снижение рождаемости происходит не только в условиях экономического кризиса, как это имеет место в нынешней России, но и в условиях экономического подъема.

Прошло уже два века с тех пор, как демографам стало известно о «парадоксе обратной связи». Когда рождаемость была очень высокой и ее искусственное ограничение в браке не практиковалось, среднее число рожденных детей в семьях всех социальных групп мало различалось, а разница между ними была связана главным образом с различиями в среднем возрасте вступления в первый брак у женщин, принадлежащих к разным социальным группам. Среднее число выживших детей зависело также от социальных различий в смертности. Снижение детской смертности раньше началось у наиболее образованных, культурных и обеспеченных групп населения. Поэтому в этих группах (раньше, чем в других) родители приобрели уверенность в том, что все их дети выживут, и стали практиковать искусственное ограничение рождаемости. Рождаемость сперва снижается у социальной верхушки, а также интеллигенции, затем - у рабочих, и лишь в последнюю очередь у крестьян. В то время, когда для общества в целом происходит переход от высокого уровня рождаемости к низкому, действие механизма «обратной связи» становится наиболее заметным. Однако после того как процесс снижения рождаемости распространяется на все социальные группы, и ее уровень уже не обеспечивает простого замещения поколений, эта обратная связь ослабевает и может вообще исчезнуть. Некоторые авторы, прибегая к подтасовке данных, пытались доказать, что при этом обратная связь сменяется прямой, и богатые семьи имеют в среднем больше детей, чем бедные. Но даже при появлении подобных различий в среднем числе детей между семьями, принадлежащими к разным социальным группам, эти различия остаются небольшими и непринципиальными, поскольку ни одна из этих групп уже не способна воспроизвести себя естественным путем. В таких условиях не имеет особого значения, в каких социальных группах населения рождаемость выше, а в каких - ниже, поскольку во всех группах она все равно ниже черты простого замещения поколений.

Кроме концепции помех, существует концепция детоцентризма (ее автор французский ученый А.Ландри, а наиболее активный сторонник в нашей стране - А.Г.Вишневский). Ребенок становится центром современной семьи, что предполагает однодетность - в этом заключается концепция детоцентризма. Все же, независимо от разных точек зрения демографов, признать можно одно - нынешняя семья не задумывается о смерти детей. Если раньше была очень высокой вероятность смерти маленьких детей, то теперь мало кто учитывает, что сын или дочь умрет раньше родителей. Если бы в бесчисленных сообщениях в средствах массовой информации о несчастных случаях обязательно указывались бы семейные обстоятельства погибших и упоминались бы те эпизоды, когда они были единственными детьми у своих родителей, многие семьи поняли бы, что один ребенок - это слишком мало.

Один из основных факторов снижения рождаемости - разрушение традиционного института брака как договора, в котором муж обязывается содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные (формально) дети составляют во многих странах Западной Европы от трети до половины всех родившихся, в России - почти 30%. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости - в целом рождаемость падает.

Так что взаимосвязь проблемы снижения рождаемости и разрушения брака очень прочна. А вот прямой связи между уровнем рождаемости и смертности в наше время нет. В современной России убыль населения определяется не столько высокой смертностью, сколько низкой рождаемостью. Характер замещения поколений зависит от смертности только тогда, когда уровень последней высок в детских и молодых возрастах, и значительная часть каждого поколения не доживает до среднего возраста родителей при рождении детей. В наше время до этого возраста доживает более 95% родившихся девочек. Дальнейшее снижение смертности - чрезвычайно важно по гуманитарным и экономическим соображениям, но мало влияет на характер замещения поколений. При суммарном коэффициенте рождаемости 1,2-1,3 ребенка, какой и наблюдается в нынешней России, население будет сокращаться, даже если средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет. Поэтому для повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего хотя бы простое замещение поколений, необходимо воздействовать не только на экономический компонент, но также и на социальный и эмоционально-психологический компоненты.

Выводы

Следует подчеркнуть что рождаемость - важнейшая составляющая процесса воспроизводства населения. Уровень рождаемости измеряется различными показателями: общими коэффициентами, повозрастными, специальным и суммарным коэффициентом рождаемости. По величине суммарного коэффициента рождаемости определяют интенсивность процесса воспроизводства населения: простое, суженное или расширенное замещение поколений происходит в стране. Существование режима низкой рождаемости в течение одного-двух поколений превращает молодое растущее население в старое, численность которого сокращается. Таким образом, низкая рождаемость является основным фактором процесса старения населения.

Причины снижения рождаемости многочисленны: это и материальные, и жилищные, и социальные, медицинские и пр. Концепция "потребности семьи в детях" во многом объясняет исторический переход от высокой рождаемости к низкой.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама