THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • Вопрос №4: Рациональное экономическое поведение.
  • Модели человека в экономической системе. Беккер*
  • Билет №5. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка.
  • Билет №6. Трансакционные издержки, их виды и границы рынка.
  • Билет №7. Экономические и неэкономические блага. Товар.
  • Билет №8. Деньги: возникновение, эволюция, функции. Деньги и экономия трансакционных издержек.
  • Билет №9. Спрос и его факторы. Функции спроса. Спрос и величина спроса. Цена спроса.
  • Билет №10. Полезность, предельная полезность и субъективная ценность. Спрос и убывающая предельная полезность.
  • Билет №12. Предложение в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.
  • Билет №13. Равновесие на рынке благ. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек как ценовые явления.
  • Билет №14. Излишек потребителя и излишек производителя.
  • Билет №15. Эластичность спроса и эластичность предложения. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене.
  • Билет №17. Издержки фирмы: бухгалтерские и экономические, постоянные, переменные и предельные.
  • Билет №18. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • Билет №19. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка».
  • Билет №20. Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Херфиндаля.
  • Билет №21. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Открытая, закрытая, естественная монополия.
  • Билет №22. Общая характеристика рынков факторов производства. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Закон убывающей отдачи переменного ресурса.
  • Билет №23. Рынок труда и заработная плата.
  • Билет №24. Рынок услуг капитала.
  • Билет №26. «Несовершенства» рыночного механизма и необходимость государственного вмешательства в экономику.
  • Теорема невозможности Эрроу:
  • Парадокс Кондорсе:
  • Билет №28. Ввп и методы его исчисления по расходам и доходам и по добавленной стоимости. Проблемы двойного счета.
  • 1. Метод добавленной стоимости.
  • Билет №29. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп. Фактический и потенциальный ввп
  • Билет №30. Система национальных счетов. Взаимосвязь показателей ввп, внд, чвд, нац. Доход, личного дохода, располагаемого дохода.
  • Билет №31. Основные цели и инструменты макроэкономической политики государства. Фиаско государственного регулирования.
  • Билет №32. Совокупный спрос и его составляющие. Кривая ad и факторы её смещения.
  • Билет №33. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая as и факторы её смещения.
  • Билет №36.Макроэкономическое равновесие в модели «кейнсианский крест» и «сбережения – инвестиции»
  • Билет №37. Безработица: причины, виды, измерения. Естественная норма безработицы
  • Остальные знать по желанию:
  • Мультипликатор расходов можно так же выразить и через предельную склонность к сбережению (мрs):
  • 1) Инфляционному разрыву и 2) дефляционному разрыву.
  • Билет №42.Структура банковской системы в рыночной экономике. Функции Центрального и коммерческих банков.
  • 1) Эмиссионные 2) неэмиссионные (коммерческие).
  • Билет №43.Процесс создания банковских депозитов. Мультипликатор денежного предложения (m).
  • Банки могут создавать депозиты путем:
  • Билет №44.Деньги, денежная база и компоненты денежного предложения: денежные агрегаты м1, м2 и другие ликвидные активы (квази-деньги).
  • Билет №45.Теория спроса на деньги: неоклассическое и кейнсианское объяснение спроса на деньги.
  • Билет №46.Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика. Монетарное правило м.Фридмена (автоматическая денежно-кредитная политика).
  • Основные инструменты денежно-кредитной политики:
  • Билет №47.Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера.
  • Принципы налогообложения:
  • Билет №48.Стимулирующая и сдерживающая налогово-бюджетная политика.
  • Билет №49.Определение инфляцию и ее изменение. Умеренная и галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Открытая и подавленная инфляция.
  • Виды инфляции.
  • Основное уравнение теории денег имеет вид
  • Билет №52. Социально-экономические последствия инфляции (перераспределение национального дохода, инфляционный налог, эффект Танзи-Оливеры и др.)
  • Билет №54. Теории международной торговли (абсолютные и сравнительные преимущества, теорема Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева)
  • Теорема Хекшера-Олина
  • Парадокс Леонтьева
  • Билет №55. Платежный баланс и его структура. Дефицит платежного баланса
  • Билет №56.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, фиксированный и плавающий
  • Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории.

    Экономическая теория – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)

    Наука об использовании различных ресурсов (товары) и распределение их между членами общества

    Наука о повседневной деловой жизни людей. Излечение средств существования и использования этих средств

    Наука о богатстве (до Смита)

    Наука о денежном или рыночном хоз-ве (Смит)

    Наука об изучении закономерностей выбора р.р. (Роббинс)

    Изучает:

    Рассматривает вопросы, касающиеся лично каждого человека (например: ? товаров на 1 рубль)

    Рассматривает вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека.

    Изучает вопросы торгово-промышленного предпринимательства.

    Изучает проблемы, стоящие перед обществом и нации в целом.

    Теорию нужно изучать для того, чтобы уметь ориентироваться в социальной и экономической обстановке.

    Американец Самуэльсон сформулировал главные вопросы экономики:

    ЧТО? Проблема выбора.

    КАК? Проблема выбора технологии.

    ДЛЯ КОГО? Вопрос распределения.

    КОГДА? Выбор во времени. Меньше – колбасы, но больше – станков для колбас, чтобы потом больше колбасы. Вкладывание денег во имя будущего.

    Ограниченность и проблема выбора в экономике.

    Редкость = ограниченность = дефицит  Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.

    Проблема выбора – последствие ограниченности ресурсов

    Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов

    В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность

    Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.

    Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.

    В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем

    Вопрос №2: Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.

    Микроэкономика – такой раздел эк.т., который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.

    Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Несмотря на разницу в масштабах исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некоторые проблемы, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов эк.т.

    Экономическая теория – наука о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.

    Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных результатов. Во многом успешность экономической политики зависит от того, насколько полно и правильно используются государством достижения позитивной и нормативной экономической теории.

    Экономика, при которой ресурсы государства не используются в полном объеме или для производства запланированного количества продукции не хватает ресурсов, называется неэффективной .

    "

    Введение

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

    Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

    Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    Экономическая теория есть наука о богатстве.

    Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

    Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

    2. Изучить предмет и метод экономической теории.

    1. Исторический процесс развития экономической науки

    Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

    Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

    В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

    Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

    Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

    В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

    Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

    Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

    Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

    Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

    Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

    1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

    2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

    3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

    4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

    В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

    Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

    В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

    В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

    Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

    Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

    Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

    2. Предмет экономической теории

    Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

    Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

    1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

    2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

    3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

    Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

    Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

    Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

    Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

    Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

    Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

    Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

    Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

    «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

    «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

    Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    3. Метод экономической теории

    Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

    В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

    Субъективистский;

    Неопозитивистско-эмпирический;

    Рационалистический;

    Диалектико-материалистический.

    Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

    В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

    В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

    Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

    Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

    Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

    Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

    Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

    Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

    Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

    Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

    Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

    Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

    В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

    Заключение

    Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

    Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

    Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

    Список литературы

    1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
    2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
    3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
    4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
    5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
    6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
    7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
    8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
    9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
    10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
    11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
    12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

    Объектом изучения экономической науки является экономика, как особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание определяют границы экономической науки в целом и экономической теории, как ее основной части.

    В учебнике Макконела и Брю дается следующее определение экономики:

    во-первых, экономика – это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов;

    во-вторых, экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

    П. Самуэльсон считает, что:

    1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

    3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

    4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

    В учебнике А. С. Булатова такое определение: экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

    Перечисленные определения не противоречат друг другу. Формулировки разные, а суть одна. Большинство экономистов признают, что экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. В этих условиях ограниченности ресурсов общество на всех этапах своего развития решало и решает сегодня три вопроса, ставших центральными и для экономической науки:

    1. Что производить и в каких количествах?

    2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?

    3. Для кого производить блага?

    Большей частью экономическая теория объясняет, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории – позитивной экономической теорией.

    В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. На нормативной экономике основана экономическая политика , т.е. принятие экономических решений (чаще всего на уровне государства).

    Экономическая теория изучает совокупность экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг между членами общества, закономерности их развития на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

    Микроэкономика – часть экономики, исследующая, во-первых, обособленные экономические единицы, как отрасли, домашние хозяйства, фирмы, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

    Макроэкономика исследует экономику как целостную систему, в комплексе всех её проблем на уровне народного хозяйства. Она изучает крупномасштабные экономические процессы и ищет решение общеэкономических проблем, например: как создать новые рабочие места и ослабить негативные последствия безработицы, как защитить экономику от инфляции, как разрешить социальные и экономические противоречия в обществе и т.д.

    Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

    Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т.п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирования и т.п.)

    В общей системе наук экономическая теория осуществляет определенные функции:

    первая - познавательная, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;

    вторая – практическая, т.е. разработка принципов и методов рационального

    хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.;

    третья - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

    Экономический закон

    Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами (или принципами, как их часто называют на Западе).

    Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах .

    Экономические законы, как и законы природы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. В то же время, между законами развития общества и законами природы существуют различия:

    Экономические законы являются законами человеческой деятельности, они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через неё;

    Экономические законы исторически преходящи.

    Экономическая теория выделяет специфические и общеэкономические законы.

    Специфические экономические законы – это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования.

    Общие экономические законы – это законы, свойственные всем историческим эпохам. Например, законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.

    Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

    1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного значения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    3. Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

    4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    5. Наука о богатстве.

    Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества ». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

    Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

    Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

    1. Что следует производить и в каком количестве?

    2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

    3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

    Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

    Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

    Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые – экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

    Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

    3. История развития предмета экономической науки.

    Экономическое мышление является ровесником челове­ческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

    Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п.

    Впервые термин «политическая экономия» ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опублико­вал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая эконо­мия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности.

    Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. сталмеркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилиз­ма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

    Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в эволюции экономической мыс­ли весьма велика, что позволяет причислить его к одному из родоначальников классической политической эконо­мии.

    Во Франции ХVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильбера были весьма важным этапом формирования классической политической экономии. Буагильбер пытал­ся определить причины экономического роста общества. Он отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль, поддерживающие про­цесс реализации и потребительский спрос. Подобные це­ны, по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

    Знаменитый шотландец Джон Ло, живший во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в., ставший генеральным контролером финансов Франции, впоследст­вии называемый «отцом инфляции», оставил яркий след в экономической теории. По его мнению, основным крите­рием экономическою благополучия является большое ко­личество денег в стране. Джон Ло ясно представлял, что не сами деньги представляют собой настоящее богатство, а реальные товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилуч­шего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое про­цветание. Ло принадлежит идея централизации и ассоциа­ции капиталов. Если вспомнить, что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в середине XIX в., то становится понятным, что знаменитый шотландец, сделавший карьеру во Франции, опередил свое время примерно на 150 лет.

    На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Хотя каждый из нас постоянно вынужден решать те или иные экономические проблемы, подчас даже не подозревая или не задумываясь об этом, очень трудно однозначно ответить на вопрос о том, что же такое экономика.

    Каждому из нас знакомо это слово, хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня этот вопрос ставит в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окруже­нии экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятель­ство объясняется тем, что экономика – настолько общее, емкое, многозначное и многоплановое понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.

    Впервые термин экономика употребил древнегреческий философ Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н.э.), написавший книги «О доходах» и «Экономика». Слово «экономика» пред­ставляет соединение двух греческих слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон), так что в буквальном переводе с древнегреческого экономика – это хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами и нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике и в словарях термин «экономика » в его изначаль­ной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

    Термин же политическая экономия появился впервые в 1615 г. Во Франции, в Руане, вышла книга А. де Монкретьена под примеча­тельным названием «Трактат политической экономии». Название только что родившейся науки составлено из трех греческих слов: политейа (общественное устройство), ойкос (дом, хозяйство), номос (закон) и переводится на русский язык буквально как «управление домашним (общественным, государственным) хозяйством».

    За более чем два тысячелетия смысл понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ-мыслитель Ксенофонт, кото­рого принято считать автором этого популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, произнося, используя и применяя слово «экономика», сле­дует иметь в виду, что оно понимается в двух, а то и в трех разных значениях.

    Прежде всего , экономика – это само хозяйство в самом широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, товаров материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспе­чения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле эко­номику надо воспринимать как созданную и используемую человеком сис­тему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания усло­вий существования.

    Во-вторых, экономика означает науку, совокупность знаний о хозяй­стве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнооб­разных ресурсов в целях обеспечений жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяй­ствования.

    Чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, в иностранной литературе единое слово «экономика» разделяется на два: «экономика» и «экономикс».

    Первое «экономика» – означает хозяйство, то есть экономику в ее непо­средственном, натуральном проявлении, а второе «экономике» – как экономи­ческую науку, экономическую теорию. Под Экономикс на Западе понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами обще­ства в целях потребления. Такое разделение способствует внесению большей четкости, определенности в понимание экономики.

    Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной сис­темы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйствен­ной системе некоторые экономисты-ученые склонны видеть в экономике еще и третью сторону.

    Они характеризуют экономику как отношения, возни­кающие между людьми в связи с процессами производства, распределе­ния, обмена, потребления товаров.

    Таким образом, в целом экономика это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также о человеческих отношениях в процессе хозяйство­вания. А к хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что вклю­чено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворения жизненных потребностей.

    Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или, иными словами, как с экономической нау­кой. Однако экономических наук много - целая система, в которой можно выделить две главные линии.

    Экономическая теория . Она служит общетеоретической и мето­дологической базой для всех экономических наук, поскольку разраба­тывает основные понятия, определения, термины, а также общие на­правления и методы научных исследований экономики.

    Конкретные экономические науки: отраслевые (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и др.).Они изучают те или иные от­дельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).

    Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные эко­номические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле, сфере труда). В нашем учебном курсе представле­ны наиболее важные темы экономической теории.

    Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий экономической истории люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и пред­ставления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезиро­ваны в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология, а выросла она на почве многолетней практики.

    Так что же является предметом экономической науки?

    Предмет науки – это то, что познается, что изучает экономическая наука. И на вопрос: «Что та­кое экономика как наука?» творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы.

    Предмет экономической теории , как и ее методы, менялся по мере раз­вития науки. Первоначально экономическая наука изучала особенности до­машнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономиче­ской деятельности сельского хозяйства, торговли.

    Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда эко­номическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предме­том экономической теории стали считаться экономические закономерно­сти, действующие в общественном производстве, распределении и потребле­нии в условиях рыночной экономической системы. Тогда же появилось знаме­нитое краткое определение предмета политической экономии как науки о бо­гатстве народов.

    Марксистская политическая экономия в целом сохранила эту трактовку предмета, подойдя к ней с позиций исторического материализма и, следова­тельно, внеся в анализ динамический аспект. Политическая экономия по Мар­ксу это наука о производственных отношениях в их взаимосвязи с произво­дительными силами. Напомним, что ядром производственных отношений яв­ляются отношения собственности, т.е. то же самое богатство. Но поскольку производительные силы и производственные отношения все время развива­ются, то и экономику марксисты рассматривают в развитии.

    Современная экономическая теория определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетво­рения потребностей людей. То есть переносит акцент с проблем богатства на закономерности его формирования.

    Один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике профессор П. Самуэльсон приводит следующие возмoжныe определения экономической теории.

    1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сдел­ками между людьми.

    2.Наука об использовании людьми редких или ограниченных производи­тельных ресурсов (земля; труд; товары производственного назначе­ния, например, машины; технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    3.Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использованию этих средств.

    4.Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в об­ласти потребления и производства.

    5.Наука о богатстве.

    Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки.

    Общая экономическая теория -это общественная наука, которая изучает по­ведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах(понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование.

    При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику.

    Позитивная экономика исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел),познает существующую реальность – что есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;

    Нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.

    Пример позитивного (фактического) утверждения: «Если курс национальной валюты снизится, то это будет способствовать росту экспорта». Пример нормативного (оценочного) утверждения: «Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума».

    Существует еще одно оригинальнее определение экономической науки. Согласно этому определению, экономическая наука есть совокупность зна­ний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов :

    1. Что следует производить и в каком количестве?

    2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ре­сурсов, с помощью каких технологий?

    3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

    Иногда эти три группы вопросов излагаются гораздо более кратко: «Что? Как? Для кого?»

    Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на вто­рой – технологию, а на третий – сферу потребления производимого продукта. Однако подобное определение не дает еще полного ответа, так как надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произ­веденный продукт, как увязать производство и потребление.

    Экономическая наука рассматривает, изучает, анализирует огромную гамму объектов, процессов, отношений, обладающих самым разным уровнем масштабности. В связи с этим уровни исследования экономики могут быть самые различные. Поэтому, в зависимости от масштабов, экономика
    подразделяется па микро- и макроэкономику, также можно выделить мезоэкономику и мегоэкономику.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама