THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей. К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XX в. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории и численности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей 1 . К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XXв. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории ичисленности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

Самые большие страны;

Крупные;

Средние;

Небольшие;

Микрогосударства.

2. По численности населения выделяют:

Большие страны с населением более 50 млн человек;

Средние - с населением от 10 млн до 50 млн человек;

Малые - с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Внутриконтинентальные.

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

Классификация стран по географическому признаку

Таблица 1.2

Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)

Регион

Страна

Зарубежная Европа (10) *

Андорра, Австрия, Венгрия, Люксембург, Лихтенштейн, Македония, Словения, Чехия, Словакия, Швейцария

Зарубежная Азия (5)

Афганистан, Бутан, Лаос, Монголия, Непал

Африка (15)

Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Свазиленд, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Эфиопия

Америка (2)

Боливия, Парагвай

Молдова**, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргыз­стан, Таджикистан, Туркмения, Белоруссия

* В скобках указано число стран.

** Молдова имеет маленький участок берега (менее 500 м) в устье Дуная, у селе­ния Джурджулешты. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта. Но для этого необходимо как минимум 4,5-5 км береговой линии на Дунае. Молдавия несколько лет безуспешно просит Украину уступить ей такой участок.

В отличие от классификации стран, базирующейся преимуще­ственно на количественных показателях, в основу экономико-гео­графической типологии положены также качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и эконо­мической карте мира. Эти признаки могут быть различными и учи­тывать уровень социально-экономического развития стран, их поли­тическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.

краткое содержание других презентаций

«Современная политическая карта» - Страны отстающие в своём развитии. Наименее развитые страны Латинской Америки. Страны переселенческого типа. Ключевые страны. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Нефтеэкспортирующие страны. Большая семёрка. Нефтедобывающие страны. Страны Восточной Европы. Крупные высокоразвитые страны. Качественные признаки. Типология стран. Страны Западной Европы. Наименее развитые страны Азии.

«Мировая политическая карта» - Монархия. Государственный строй стран мира. Возникновение и крушение первых государств. Формирование политической карты мира. Страны с переходной экономикой. Развитые страны. Политическая карта мира. Республика. Возникновение мировой социалистической системы. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Группировка стран по признакам. Возникновение крупных феодальных государств. Эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений.

«Международные отношения на политической карте» - ООН. Региональные конфликты и проблема терроризма. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Федерации в современном мире. Геополитика. Важнейшие глобальные проблемы современности. Политическая география. НАТО. Региональные конфликты. Конфликты в современном мире. Афганистан. Концепция «ядерной зимы». Проблема мира и разоружения. Характеристика ПГП. Политико-географическое положение.

«Страны политической карты мира» - Сухопутные страны. Новый период. Полуостровные страны. Страны по географическому положению. Практическая работа. Древний период. Политическая карта мира. Крупные страны Африки. Государства. Этапы формирования политической карты мира. Крупные страны Европы. Знания учащихся. Страны - архипелаги. Вопросы для повторения. Государства на карте мира. Китай. Микрогосударства. Средневековый период. Страны -гиганты.

«Современная политическая карта мира» - Страны с переходной экономикой. Суверенное государство. Развитые страны. Ключевые страны. Примеры внутриконтинентальных стран. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Современная политическая карта мира. Группировка стран мира. Типология стран мира. Страна. Причины увеличения общего числа стран.

«Новая политическая карта мира» - Политическая карта мира. ИЧР 2004г. Типология стран мира. Основные направления современного этапа. Содержание темы. Микрогосударства. Сегодня в мире более 230 стран. Политическая карта. Место государств по индексу человеческого развития (ИЧР). Географическое положение стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Крупнейшие страны по численности населения. Крупнейшие страны мира.

Задание 1(К):Ассоциативный ряд (заполнение кластера)

А)(У)- на доске записано слово «Страна», какие ассоциации оно у вас вызывает?

Страна

В)Используя интернет-ресурсы дать определения:островная страна, полуостровная, архипелаг-страна

,внутриконтинентальная.

Дескриптор:

- определяет ассоциации к слову «Страна»

- дает определения терминам островная. полуостровная, страна-архипелаг.

Обратная связь : взаимопроверка, самопроверка.

1группа (Г):

Задание: Составить кластер ФГП .

    Дескриптор

    Отвечает на предложенные вопросы

    Составляет план

    Составляет кластер

    Защищает кластер

Обратная связь:

«Две звезды,одно пожелание »

2 группа:

Задание:

    Используя физическую карту мира, заполните таблицу:

«Классификация стран по географическому положению»

островные

Страна -архипелаг

континентальные

континент

Используя данные заполни таблицу (Португалия,Исландия,

Россия,ЮАР,Казахстан,Таиланд, Шри Ланка,Мальдив.Китай,Че-

хия,Сомали,Гаити,Индонезия,Польша,Боливия,Индия,Кипр, Великобритания,Австралийский Союз,Зимбабве,Оман,Мадагаскар,Япония,Мексика, Афганистан)

    Ответить устно на вопрос: К какому типу географического положения относится Казахстан?

Дескриптор

    определяет по карте островные государства мира;

    определяет по карте полуостровные государства

    определяет по карте страны-архипелаги;

    определяет по карте внутриконтинентальные

    государства мира;

    определяет по карте страна- континент;

    определяет тип географического положения

    Казахстана.

Обратная связь:

Метод «Большого пальца» (верно - палец вверх, неверно – вниз)

Задание (И) 3:Заполнить таблицу «Физико-географическое положение стран»

1.Прочитайте характеристику физико-географического положения Франции и составьте ФГП Казахстана?

2.Сравните ФГП Франции с ФГП Казахстана, найдите черты сходства и различия.

Дескриптор:

Читает характеристику ФГП Франции

Составляет характеристику ФГП Казахстана

Сравнивает ФГП Франции с Казахстана

Обратная связь:

Взаимопроверка метод «Сигнальные карточки».

Красный жетон –есть ошибки

Желтый жетон – затрудняется

Зеленый жетон – нет ошибок.

Физминутка: «Стороны горизонта »

Вытягивая руки,учащиеся показывают стороны горизонта,ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.

Закрепление:

Задание 4:

На данном задании, использую метод ДЖИГСО.

Спикер каждой группы получают задания. После самостоятельного решения в группы собираются спикеры 1, 2 группы. Совместно обсуждают решение задания, пользуется помощью учителя. Каждый спикер возвращается к себе и первичная группа собирается снова. Каждый спикер по очереди, объясняет участникам своей группы, то что понял сам. Таким образом каждый участник освоит все задания.

Страны мира можно разделить по признакам:

    А) По размерам территории («гиганты»).

Б) По размерам территории («карлики»)

    По численности населения:(гиганты)

    По географическому положению:

А) расположенные по берегам морей, океанов (приморские)

Б) не имеющие выхода к морю

В) расположенные на множестве островов (страны на архипелагах)

Г) расположенные острове

Д) расположенные на полуострове

    По форме правления

А) республики

Б) монархии

С) По уровню развития хозяйства

А) аграрные

Б) индустриальные

В) постиндустриальные

Дескриптор

- изучает политическую карту

-определяет страны по размерам территории «гиганты»

- определяет страны по размерам территории «карлики»

- определяет страны по численности населения «гиганты»

- определяет страны республики

- определяет страны монархии

- определяет страны аграрные

-определяет страны индустриальные

-определяет страны постиндустриальные

Обратная связь:

Самопроверка по ключу, прием + / -.

>> Типы стран современного мира

§ 2. Типы стран современного мира

Страны мира различаются не только по размерам и географическому положению , но и по уровням социально- экономического развития. Исходя из этого уровня их принято подразделять на два главных типа: 1) экономически высокоразвитые страны, 2) развивающиеся страны. В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).

К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы , Азии, Северной Америки , Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения (табл. 14).

Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы. Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП . Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.

Таблица 14

Десять первых стран мира по показателю ВВП из расчета на душу населения, 2008 г.

К числу развивающихся стран ООН относит все остальные государства мира. В большинстве своем это страны Азии, Африки и Океании, добившиеся политической независимости после Второй мировой войны, а также страны Латинской Америки, получившие такую независимость значительно раньше. Огромный разноликий мир развивающихся стран гораздо более неоднороден. Поэтому в нем можно выделить пять основных подгрупп. Во- первых, это так называемые ключевые страны - Китай, Индия, Бразилия и Мексика, которые во многом являются лидерами развивающегося мира. Например, эти четыре страны производят значительно больше промышленной продукции, чем все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Во-вторых, это новые индустриальные страны (НИС), преимущественно азиатские, которые в 1980-1990-х гг. по темпам социально-экономического развития совершили такой скачок, что их стали называть «тиграми», или «драконами». Примерами таких стран служат уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, а также Малайзия, Таиланд. В-третьих, это страны, экспортирующие нефть, - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые другие, где благодаря притоку нефтедолларов размеры душевого ВВП нередко выше, чем в Западной Европе и США. В-четвертых, это «классические» развивающиеся страны с низким уровнем социально-экономического развития и душевым ВВП, обычно не превышающим 3-4 тыс. долларов. К данной подгруппе относится подавляющее большинство стран Африки и многие страны Азии и Латинской Америки. В-пятых, это 50 наименее развитых стран, в которых среднедушевой ВВП составляет всего 1-2 тыс. долларов в год. Почти все они находятся в Тропической Африке. Примерами самых бедных стран мира могут служить Мозамбик и Эфиопия.

Третий тип стран - это страны с переходной экономикой. К нему принято относить все постсоциалистические страны, то есть 15 стран, ранее входивших в состав СССР, 12 бывших социалистических стран Центрально- Восточной Европы и Монголию. Все они в конце 1980- начале 1990-х гг. начали переход от прежнего, во многом авторитарного политического строя к демократическому строю, основанному на гражданском обществе, многопартийности, соблюдении прав человека. Активные преобразования стали проводиться и в хозяйственной сфере, где фактически уже произошел переход от прежней административно-командной системы и централизованного планирования к рыночной экономике.

К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама