THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Норма обязательных резервов (НОР) – юридически закрепленная доля обязательств коммерческого финучреждения по привлеченным вкладам, которую необходимо предоставить Центробанку в форме беспроцентного депозита.

Она определяет размер гарантийного фонда КБ, с помощью которого выполняются обязательства кредитной организации перед вкладчиками. В России обязательные резервные требования регламентируются № 86-ФЗ О Центральном банке РФ (Банке России), а также нормативными актами регулятора.

Размер НОР в России

Резервы рассматриваются как неприкосновенный ресурс денежной массы, который финучреждения не вправе использовать в собственных целях. По состоянию на 01. 12. 2017 размер НОР определен Центробанком следующим образом:
  • по обязательствам перед юрлицами-нерезидентами — 5% в рублях и 7% в зарубежной валюте;
  • по обязательствам перед юрлицами — 1% в рублях и 6% в зарубежной валюте;
  • по другим обязательствам финучреждений — 1% в рублях и 7% в зарубежной валюте.
На размер нормы обязательного резервирования оказывает влияние банковский мультипликатор, показатели которого обратно пропорциональны НОР. Этот экономический коэффициент позволяет вычислить предполагаемый объем денежных средств, который способна дополнительно создать кредитная организация.

Важно! Единовременная корректировка нормативов обязательных резервов ограничена максимум пятью пунктами.

НОР как инструмент монетарной политики

Объем денежных средств, пребывающих в обращении, определяет динамику инфляционных процессов. Ключевую роль в борьбе с обесцениванием денег играет Центробанк, использующий в качестве механизма денежно-кредитной политики корректировку нормы обязательного резервирования.

Доступная для кредитования величина денежной массы определяется как разница между всеми привлеченными депозитами и объемом обязательного резервирования. В случае увеличения НОР кредитная активность финучреждений уменьшается по причине сокращения количества свободных средств. Понижение объема зарезервированных беспроцентных депозитов на счетах регулятора стимулирует рост предложения заемных денег для населения и предприятий.

Однако корректировка уровня НОР применяется Банком России нечасто, так как она выступает высокоэффективным инструментом — даже малейшее изменение нормы способно заметно повлиять на предложение денежных средств.

Усреднение обязательного резервирования

Коммерческие банки могут использовать этот механизм, формируя сумму резервов методом поддержания среднемесячного остатка на корреспондентских счетах регулятора. Если финучреждение переживает временное осложнение финансовой ситуации, ему разрешается потратить часть денежной массы, хранящейся на счетах Центробанка, но в завершении расчетного периода оно обязано возвратить взятые деньги, что позволит сделать остаток неизменным.

Согласно ст.38 № 86-ФЗ значение коэффициента усреднения должно находиться в диапазоне от 0 до 1. Он может формироваться отдельно для КБ, имеющих универсальную или базовую лицензию, а также для небанковских финучреждений.

Нарушение НОР

При несоблюдении обязательных резервных требований регулятор вправе списать в принудительном порядке недовнесенные деньги с корреспондентского счета КБ, открытого в ЦБ РФ. В случае лишения банка лицензии на выполнение операционной деятельности сумма обязательных резервов переводится на счет финучреждения и в дальнейшем используется в порядке, определенном федеральным законодательством и нормативными актами Центробанка.

Норма обязательных резервов

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке . Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

В России

С 25 марта 2011 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ составляет:

  • По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 5,5 %
  • По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,0 %
  • По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,0 %
  • Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) - 0,6
  • Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) - 1

Коэффициент усреднения обозначает долю объема фонда обязательных резервов, которой банк распоряжаться не может ни при каком условии. При этом, оставшейся частью фонда банк может распоряжаться, но таким образом, чтобы среднемесячный объем средств в Банке России был не меньше расчетной величины фонда.

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке гражданином РФ или юридическим лицом, банк хранит 4,0 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.

На Украине

Основная статья: Фонд гарантирования вкладов физических лиц Украины

Примечания

Ссылки

  • Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Норма обязательных резервов" в других словарях:

    Отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого… … Финансовый словарь

    Экономический словарь

    Величина, равная отношению суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке, к общей сумме денежных обязательств коммерческого банка или сумме денежных средств, привлеченных банком. Н.о.р.… … Словарь бизнес-терминов

    норма обязательных резервов - отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов… … Словарь экономических терминов

    НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ - установленная Центральным банком доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров… … Большой бухгалтерский словарь

    НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ - установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров помогает… … Большой экономический словарь

    Норма обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину резервов, хранимых коммерческими банками на беспроцентных счетах в центральном банке … Экономика: глоссарий

    Устанавливаемые законом процентные отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств по соответствующим статьям. Коммерческие банки обязаны хранить эти резервы в центральном банке.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Кроме того, при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Центральный банк, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства - стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

Механизм обязательного резервирования, используемый в настоящее время Банком России, предполагает депонирование части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке и фактическое их блокирование на этом счете в течение всего периода функционирования банка. Это позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций инкассации. Кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с учетом изменений).

Резервируемые обязательства - это обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, в них включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками – нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства.

Не включаются в состав резервируемых следующие виды обязательств банка:

    денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;

    облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

    обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);

    обязательства перед другими кредитными организациями, действующими на основании выданной Банком России, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров;

    обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций-резидентов и облигации Банка России.

Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 % величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.

Размер обязательных резервов рассчитывается путем умножения норматива обязательных резервов на среднехронологическую величину резервируемых обязательств за отчетный период.

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации путем перечисления в безналичном порядке на счета для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, а при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов – и на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России. Счета по учету обязательных резервов открываются в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России», 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России»).

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Регулирование размера резервов проводится Банком России на основании Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, который составляется каждой кредитной организацией и представляется в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета кредитной организации на 3-й рабочий день месяца, следующего за отчетным, а если банк имеет филиалы, то на 4-й день месяца, следующего за отчетным. Регулирование проводится путем сверки суммы фактически внесенных в фонды обязательных резервов средств и суммы, подлежащей внесению на основании представленного расчета. Если величина средств, подлежащих резервированию, окажется больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется банком платежным поручением в течение трех рабочих дней после даты представления расчета. В случае, когда величина ранее депонированных обязательных резервов больше, чем это следует из расчета на последнюю дату, территориальное учреждение Банка России также в течение трех рабочих дней производит перерасчет обязательных резервов и возвращает коммерческому банку на его корреспондентский счет своим платежным поручением излишне внесенную сумму обязательных резервов.

Операции на открытом рынке - это операции по купле - продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Для практики проведения Центральным банком операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

    низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне;

    высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

    обращение на организованном рынке, который обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видам рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный риск (или риск контрагента) и операционный риск. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы ППП (поставка против платежа), а второго – проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

В настоящее время в практике проведения денежно-кредитной политики Банк России более широко трактует понятие операций на открытом рынке. Под ними он понимает фактически любые операции с кредитными организациями, связанные с регулированием ликвидности, инициатива проведения которых исходит от Банка России (а не от кредитных организаций)

Под рефинансированием кредитных организаций понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России использует два механизма рефинансирования (кредитования) банков:

Валютные интервенции – это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России.

Валютные интервенции в условиях либерализации валютного рынка и свободного движения капитала между странами становятся основным инструментом реализации курсовой политики Банка России. Курсовая политика проводится Банком России с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля.

При разработке курсовой политики Банк России опирается на результаты анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из этих параметров являются: состояние платежного баланса страны, внутренний спрос на деньги, международные обязательства Российской Федерации перед международными организациями и др. В ходе разработки курсовой политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение такого его уровня, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, как отмечалось в п. 4.3, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка и его возможности по абсобированию ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму управляемого плавающего валютного курса.

Использование режима управляемого плавания валютного курса объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса играет роль одного из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России наряду с валютными интервенциями может использовать и административные методы - применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К числу этих методов относятся:

    меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

    лимитирование – установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции - регулирования валютного риска - заключают в себе потенциальные возможности влияния на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять: принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, соотношение этих компонентов;

    прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке.

Обязательные резервы не всегда были инструментом денежно-кредитной политики в современном ее понимании. Этот рычаг влияния на банковскую систему сначала обуславливался необходимостью страхования вкладчиков банка, а также повышением ответственности банков перед своими клиентами.

В современном понимании минимальные обязательные резервы - это инструмент денежно-кредитной политики, сущность которого заключается в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке в процентах к привлеченных депозитов.

Минимальные обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики является рычагом глубокого влияния на предложение денег. Обязательное резервирование призвано выполнять в экономике две основные функции, а именно:

o средства поддержания ликвидности коммерческих банков;

o инструмента регулирования денежной массы в обращении. Первичной функцией минимальных резервов является обеспечение

ликвидности коммерческих банков. Формирование централизованного фонда денежных средств должна служить надежным обеспечением вкладов. В сегодняшних условиях роль этой функции связана с обеспечением стабильности банковской системы, способствует как поддержанию непрерывности функционирования платежно-расчетного механизма, так и снижению рискованности вкладов в банки и уменьшению убытков от их банкротств.

На сегодняшний день эта функция трансформировалась и связана с обеспечением стабильности деятельности банковской системы в целом, что способствует, во-первых, поддержанию надежности платежно-расчетного механизма и, во-вторых, снижению уровня риска банковских вложений и минимизации потерь в случаях банкротства банков.

Основной функцией обязательного резервирования является воздействие на кредитный потенциал коммерческих банков с целью регулирования количества денег в обращении. Уровень минимальных резервов непосредственно влияет на количественные параметры кредитования субъектов национальной экономики со стороны коммерческих банков и определяет объем денежной массы.

Центральный банк периодически изменяет норму обязательного резервирования в зависимости от ситуации на рынке и типа политики, которым проводится. По ограничительной денежно-кредитной политики центральный банк прибегает к повышению нормы обязательных резервов, что ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков и сокращение денежной массы в обращении.

За осуществление стимулирующей (экспансивной) денежно-кредитной политики центральный банк снижает норму обязательных резервов, в результате чего большая часть ресурсов остается в распоряжении коммерческих банков, что дает возможность увеличивать объемы кредитования и ведет к росту денежной массы в обращении (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Использование норм минимальных обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики

Современная монетарная политика предусматривает использование норм минимального резервирования как инструмента долгосрочного влияния на стабилизацию денежного обращения и средства антиинфляционной политики. Цель применения норм обязательного резервирования заключается в:

* Ограничении темпов роста денежной массы;

o изъятии избыточных средств с денежного обращения;

o формировании жесткой связи между денежной массой и денежной базой;

* Регулировании спроса на банковские ресурсы.

Норма обязательного резервирования устанавливается в законодательном порядке. Порядок ее применения существенно отличается как количественно, так и качественно в разных странах. Частое манипулирования нормами обязательного резервирования может вызвать определенные трудности, поскольку даже небольшие его колебания существенным образом влияют на объем кредитования в экономике. Этот инструмент обеспечивает решение в большей степени долгосрочных задач денежно-кредитной политики.

При использовании норм обязательного резервирования следует иметь в виду не только мультипликативный эффект кредитной экспансии, ослабляет его управляемость, но и влияние на уровень рентабельности коммерческих банков, поскольку деньги, находящиеся на резервных счетах, не приносят дохода. Это является своеобразным дополнительным "налогом" на деятельность коммерческих банков.

Механизм установления минимальных банковских резервов как эффективного и надежного инструмента денежно-кредитной политики в течение последних лет существенным образом потерял свое значение. Во многих странах центральные банки проводят постепенное снижение норм резервных требований. Так, например, центральные банки стран - членов Европейской системы центральных банков используют норму резервирования, что составляет 2%, а по срочным вкладам сроком более двух лет норма минимальных резервных требований не устанавливается.

Национальный банк Украины, в соответствии с Положением о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины, использует норматив обязательного резервирования как один из инструментов реализации денежно-кредитной политики с целью контроля за денежными агрегатами из-за снижения (увеличения) денежного мультипликатора. Обязательства выполнять резервные требования возникает в коммерческом банке с момента получения лицензии НБУ на право осуществления соответствующих банковских операций.

1. Ставка рефинансирования……………………………………………….. 3

2. Нормы обязательного резервирования…………………………………. 6

3. Валютное регулирование ………………………………………………. 8

4. Операции на открытом рынке…………………………………………… 9

5. Структура денежной массы РФ………………………………………….12

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

1) представить определение ставки рефинансирования;

2) заполнить табл. 1 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Ставка рефинансирования»):

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, которую ЦБ РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Таблица 1

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ за период 2005-2011 гг.

№№ п/п Период действия Значение ставки рефинансирования, %
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.
10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.
23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.
30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.
2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.
22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.
29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.
15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.
23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.
29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.
17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.
2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.
22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.
30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.
1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г
23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.
12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.
6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.
16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.
19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.
24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.
10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.
24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.
19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.
21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.
10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.
28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.
16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.
6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.
2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.
17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.
2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.
16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 11,5
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г 10,5
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.
3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25
26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.
14 сентября 2012 г. – 8,25

3) провести анализ изменения ставки рефинансирования за указанный период.

Исходя из представленных данных в таблице, можно сказать, что ставка ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юр. и физ. лицами.

Также можно сделать заключение, что ставка рефинансирования является сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России.

При уменьшении темпов инфляции, уменьшается ставка рефинансирования.

Когда ставка рефинансирования понижается с одной стороны выигрывают заёмщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений.

Нормы обязательного резервирования

1) представить определение понятия «нормы обязательного резервирования»;

2) заполнить таблицу 2 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Обязательные резервные требования»):

Таблица 2

Нормы обязательного резервирования Банка России в 2005-2011 гг.

Период действия Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций:
перед физическими лицами в валюте Российской Федерации перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5
1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. 3,5 3,5
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4,5
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3,5
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4,5
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 5,5
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5
15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г.
1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г.
1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

3) провести анализ изменения норм обязательного резервирования за указанный период.

Таким образом ЦБ при помощи НОР создаёт обязательные резервы на случай возможных проблем банка с расчётами по обязательствам, вытекающих из договоров, заключёнными с физическими лицами.

Анализируя таблицу видно, что в годы кризиса в 2008 году НОР достигает своего максимального значения. Это говорит о том, что размер общей денежной массы в стране увеличился и следовательно инфляция набирает обороты. И как результат ЦБ РФ поднимает величину процентной ставки НОР.

Следовательно:

Банки перечисляют больше денег на счёт ЦБ Банки увеличивают процентную ставку по своим конечным кредитам Конечные кредиты дорожают Люди пользуются ими всё меньше Деньги становятся “дорогими”, так как их количество заметно уменьшается

В итоге, такой процесс не способствует развитию экономики, однако ощутимо приостанавливает инфляционные процессы.

Валютное регулирование

1) раскрыть сущность валютного регулирования;

2) представить определение понятия «валютные интервенции»;

3) дать определение понятия «бивалютная корзина»;

4) заполнить таблицу 3 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Структура бивалютной корзины»).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама