THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Макроэкономика». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Макроэкономика: конспект лекций (Владимир Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Система национальных счетов. Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (полное название: система счетов национального продукта и дохода ). Система национальных счетов была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца.

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики, предпринимались в разных странах еще в годы Первой мировой войны; тогда это делалось с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие эти стремления получили в середине 1920-х гг. в период бурного подъема экономики развитых стран (так называемый период процветания). Их целью было прогнозирование тенденций экономического развития. Причем исследования проводились не только в специально созданной в начале 1920-х гг. в США частной организации – Национальном бюро экономических исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла (что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей). Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во всероссийском (а впоследствии всесоюзном) Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции.

В октябре 1929 г. разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому краху, или Великой депрессии 1929–1933 гг. В связи с этим уже в начале 1930 г. конгресс США принял постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана.

После Второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в системе национальных счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987 г.

Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем производства, был показатель ВНП. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП из-за того, что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал ВВП.

Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года . Разберем данное определение подробно, концентрируя внимание отдельно на каждом его слове.

1. Совокупная : ВВП – это агрегированный показатель, характеризующий весь объем производства, совокупный выпуск.

2. Рыночная : в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются : а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.); б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.); в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.

Что касается последней, то, хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

3. Стоимость : ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т. д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.

4. Конечных : вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное и вложенное в чизбургер, – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.

В ВВП включается только стоимость конечной продукции, с тем чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере (табл. 1).

Предположим, что фермер вырастил зерно и продал его за 5 долл. мельнику, который смолол зерно в муку. Мельник за 8 долл. продал муку пекарю, который сделал из нее тесто и испек хлеб. Выпечку пекарь за 17 долл. продал булочнику, а тот продал хлеб покупателю за 25 долл. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю, – конечной продукцией.

Таблица 1

В первом столбце представлена стоимость всех продаж (общая выручка от продаж всех экономических агентов), равная 55 долл., во втором – стоимость промежуточной продукции (30 долл.), в третьем – сумма добавленных стоимостей (25 долл.). Таким образом, добавленная стоимость – это чистый вклад каждого производителя (фирмы) в национальный объем производства. Сумма добавленных стоимостей (25 долл.) равна стоимости конечной продукции, т. е. той сумме, которую заплатил конечный потребитель (25 долл.). Поэтому во избежание повторного счета в ВВП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции.

Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т. е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). В нашем примере: 55–30 = 25 (долл.). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также ее прибыль включаются в добавленную стоимость.

5. Товаров и услуг : все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки .

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся в первую очередь выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники, и т. п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Трансферты не включаются в стоимость ВВП, во-первых, потому, что в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, не производится ничего нового (ни товара, ни услуги), и совокупный доход лишь перераспределяется; а во-вторых, чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий).

К финансовым сделкам относятся купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и являются результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (Однако следует иметь в виду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т. е. факторным доходом, частью национального дохода.)

Не включаются в ВВП также все перепродажи (продажи подержанных вещей).

6. Произведенных на территории страны с помощью как национальных, так и иностранных факторов производства : это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя ВВП от ВНП. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, – неважно, с помощью национальных или иностранных факторов производства; в данном случае важен лишь территориальный фактор . А ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью национальных факторов , и здесь не имеет значения, на территории данной страны или в других странах эти товары и услуги произведены, важно лишь условие национальной принадлежности . В большинстве развитых стран отличие ВНП от ВВП не превышает 1 %, разница между ними значима для стран, получающих существенные доходы от туризма (Кипр, Греция) или предоставляющих услуги, в первую очередь банковские, гражданам других стран (Люксембург, Швейцария).

Величина ВВП отличается от величины ВНП на величину чистого дохода (стоимости продукции), созданного за счет иностранных факторов производства на территории данной страны (ЧДИФ), который равен разнице между доходом, заработанным иностранными факторами (экономическими ресурсами) на территории данной страны, и доходом, заработанным национальными факторами в других странах, следовательно:

ВВП = ВНП + ЧДИФ.

Величина ЧДИФ может быть как положительной, так и отрицательной. Она будет положительной , если принадлежащие иностранцам ресурсы произвели на территории данной страны продукции и дохода больше, чем национальные ресурсы создали за рубежом. Если же принадлежащие гражданам данной страны ресурсы в других странах произвели продукции и дохода больше, чем иностранные ресурсы в данной стране, то величина ЧДИФ будет отрицательной .

7. В течение одного года : в соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи, не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода: 1) по расходам (метод конечного использования); 2) по доходам (распределительный метод); 3) по добавленной стоимости (производственный метод). Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.

ВВП, подсчитанный по расходам , представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов , поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйств (потребительские расходы); 2) расходы фирм (инвестиционные расходы); 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг); 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт).

1. Потребительские расходы (С ) – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах они составляют от 2 / 3 до 3 / 4 совокупных расходов и включают в себя:

1) расходы на текущее потребление , т. е. на покупку товаров краткосрочного – менее одного года – пользования (одежда независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению);

2) расходы на товары длительного пользования , т. е. на покупку товаров, срок службы которых составляет более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья , которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств);

3) расходы на услуги (поскольку современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает).

Таким образом, формула для расчета потребительских расходов будет выглядеть так:

Потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги.

2. Инвестиционные расходы (I) – это расходы фирм и домохозяйств на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают в себя:

1) инвестиции в основной капитал , т. е. расходы фирм на покупку оборудования и промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

2) инвестиции в жилищное строительство , т. е. расходы домохозяйств на покупку жилья;

3) инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы): а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции . Инвестиции в запасы представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина запасов, а изменение запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если их величина уменьшилась, это означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

В системе национальных счетов (и, соответственно, в макроэкономике) под инвестициями понимаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования и сооружений), т. е. товаров, с помощью которых осуществляется процесс производства и которые увеличивают запас капитала (капитальных активов), а не любое вложение средств с целью получения дохода в будущем. Поэтому к инвестициям в системе национальных счетов не относится покупка акций и облигаций (поскольку это означает лишь передачу прав собственности на уже существующие активы), антиквариата, произведений искусства (так как это перепродажа уже существующих активов), иностранной валюты и т. п. При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции.

Валовые инвестиции (I gross ) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию) – А , так и чистые инвестиции – I net :

I gross = A + I net .

Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала, носит название восстановительных инвестиций , или амортизации . В системе национальных счетов эти инвестиции фигурируют под названием «capital consumption allowances», что можно перевести как «стоимость потребленного капитала» или «потребление основного капитала» в экономике. Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу . Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции .

Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции I net > 0, т. е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции): I gross > A , то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет больше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации I gross = A , т. е. I net = 0, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны I net < 0, то в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала, т. е. I gross < A . Это «падающая» экономика, т. е. экономика, находящаяся в состоянии глубокого кризиса.

Формула расчета чистых инвестиций будет выглядеть следующим образом:

Чистые инвестиции = чистые инвестиции в основной капитал + чистые инвестиции в жилищное строительство + инвестиции в запасы.

В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции , т. е. инвестиции частных фирм (частного сектора), и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг. Следует также иметь в виду, что в данном компоненте совокупных расходов учитываются только внутренние инвестиции, т. е. инвестиции, сделанные в национальную экономику, и не учитываются инвестиции данной страны в экономику других стран.

3. Следующий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг (G ), которые включают в себя:

1) государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а также оплату услуг (жалованье) работников государственного сектора);

2) государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий).

Следует различать государственные закупки товаров и услуг и государственные расходы. Последние включают в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги.

4. Последним элементом совокупных расходов является чистый экспорт (X n ). Он представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами по импорту страны и соответствует сальдо торгового баланса :

X n = Ex – Im .

Таким образом, формула расчета ВВП по расходам будет выглядеть так:

ВВП по расходам = потребительские расходы (С ) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G ) + чистый экспорт (X n ).

Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод, или метод расчета по доходам . В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов , т. е. домохозяйств (сумма доходов от национальных факторов и доходов от иностранных факторов). Национальными факторными доходами здесь являются:

1) заработная плата и жалованье , представляющие собой доход от фактора «труд» (т. е. оплату услуг труда), включающие все формы вознаграждения за труд (в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т. п.) и выплачиваемые частными фирмами. Заработную плату получают рабочие, а жалованье – служащие. (Следует иметь в виду, что жалованье государственных служащих не включается в данный показатель, поскольку оно выплачивается из средств государственного бюджета (прежде всего из налогов) и является результатом перераспределения национального дохода);

2) арендная плата , или рента , – доход от фактора «земля», включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). При этом если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду. Подобные вмененные доходы носят название условно начисленной арендной платы и включаются в общую сумму рентных платежей;

3) процентные платежи , или процент , являющиеся доходом от фактора «капитал» и включающие все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом. В сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям, поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета;

4) прибыль , т. е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм: а) прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерства; этот вид прибыли носит название «доходы собственников»; б) прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется «прибыль корпораций».

Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций , остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций. Нераспределенная прибыль корпораций является основой для расширения их производства, а для экономики в целом – базой экономического роста.

Сумма национальных факторных доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли) представляет собой национальный доход . Кроме национальных факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, которые являются подоходными платежами, но не являются доходами собственников экономических ресурсов.

Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес . Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенность косвенных налогов заключается в том, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты.

Поскольку ВВП – стоимостной показатель, то, как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВНП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, выступая макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВНП по доходам, является амортизация (стоимость потребленного капитала), поскольку она также включается в цену любого товара. Добавив к национальному доходу косвенные налоги и стоимость потребленного капитала, мы получим валовой национальный продукт. Чтобы от ВНП перейти к ВВП, необходимо добавить чистый доход (объем продукции), созданный (заработанный) иностранными факторами производства на территории данной страны (ЧДИФ). Таким образом,

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация + чистый доход от иностранных факторов.

Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости ). Например, американская экономика делится на семь крупных секторов, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т. п. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость, которая затем суммируется.

Величина ВВП, рассчитанная разными методами, должна быть одинаковой (различие может быть лишь на уровне статистических погрешностей). Теоретически такой вывод следует из того, что сумма стоимостей, добавленных каждой фирмой, т. е. на каждой стадии производства, равна стоимости конечной продукции. С другой стороны, добавленная стоимость есть разница между выручкой фирмы и расходами на покупку продукции других фирм, следовательно, она равна чистому доходу фирмы. Все это хорошо видно на диаграмме, соответствующей табл. 1 (определение добавленной стоимости).

Хлеб был продан покупателю за 25 долл. (стоимость конечной продукции). Доходы агентов составили: (фермера) 5 + (мельника) 3 (8–5) + (пекаря) 9 (17-8) + (булочника) 8 (25–17) = 25 (долл.). Добавленная стоимость равна: 5 долл. у фермера + 3 долл. у мельника + 9 долл. у пекаря + 8 долл. у булочника = 25 долл. Таким образом, все способы подсчета дали одинаковый результат – 25 долл.

Соотношение показателей в системе национальных счетов.

Как уже отмечалось, основными показателями в системе национальных счетов выступают три показателя совокупного продукта – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД). Содержательное отличие ВНП от ВВП уже было рассмотрено ранее. Напомним: величина ВНП отличается от величины ВВП на величину чистого дохода иностранных факторов (ЧДИФ):

ВНП = ВВП – ЧДИФ.

Поскольку величина ЧДИФ представляет собой разницу между доходами, заработанными иностранцами (нерезидентами) с помощью принадлежащих им (иностранных) факторов производства в данной стране, и доходами, заработанными гражданами (резидентами) данной страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства в других странах, то эта разница может быть как положительной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, и тогда ВВП больше ВНП), так и отрицательной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП).

Чистый внутренний продукт в отличие от ВВП, который характеризует совокупный объем производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧВП, следует из ВВП вычесть амортизацию (А):

ЧВП = ВВП – А.

ЧВП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам:

1) ЧВП по расходам = потребительские расходы (С ) + чистые инвестиционные расходы (I net ) + государственные закупки (G ) + чистый экспорт (X n );

2) ЧВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + чистый доход от иностранных факторов.

Национальный доход – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т. е. сумма факторных доходов . Его можно получить двумя способами:

1) вычесть из ЧВП косвенные налоги и чистый доход иностранных факторов:

НД = ЧВП – косвенные налоги – чистый доход иностранных факторов;

2) просуммировать все национальные факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Личный доход в отличие от национального дохода является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т. е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход – это доход используемый , т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь подоходных) налогов (а также личных процентных платежей домохозяйств по кредиту):

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги.

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (С ) и сбережения (S ):

РЛД = С + S.

Чтобы рассчитать сальдо (состояние) государственного бюджета, необходимо соотнести доходы и расходы бюджета. К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др., т. е.

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации.

Расходы бюджета рассчитываем по формуле:

Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Превышение доходов бюджета над расходами (положительное сальдо) соответствует профициту (излишку) государственного бюджета. Если сальдо бюджета отрицательно, т. е. расходы бюджета превышают доходы, это означает дефицит государственного бюджета. Если сальдо бюджета равно нулю, т. е. доходы бюджета равны расходам, то это сбалансированный бюджет.

Состояние (сальдо) торгового баланса соответствует величине чистого экспорта, т. е. разнице между экспортом и импортом. Если величина чистого экспорта положительна (экспорт больше импорта), то имеет место профицит (положительное сальдо) торгового баланса. Если величина чистого экспорта отрицательна (импорт превышает экспорт), то это ситуация дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД (которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста). Для характеристики уровня благосостояния , как правило, используются такие показатели, как

1) величина ВВП на душу населения:

ВВП / численность населения страны;

2) величина национального дохода на душу населения:

НД / численность населения страны.

Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

В то же время данные показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются, во-первых, в том, что они усреднены (например, если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то получается, что в среднем каждый имеет по одному автомобилю); во-вторых, они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину национального дохода на душу населения, могут иметь разные уровни образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.); в-третьих, они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 долл. в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров); в-четвертых, не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т. п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 г. два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») предложили методику расчета показателя, названного ими «чистое экономическое благосостояние». Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего того, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП, например количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т. п. В то же время при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния, например уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т. п.

Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т. е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

Номинальный ВВП (НВВП) – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.

Реальный ВВП (РВВП) – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при этом базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего (это используется для исторических сравнений, например для расчета реального ВВП 1990 г. в ценах 2000 г., в этом случае 2000 г. будет базовым, а 1990 г. – текущим). Таким образом,

Реальный ВВП = номинальный ВВП / общий уровень цен.

Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равен

НВВП t = p t q t ; ,

реальный ВВП, подсчитываемый в ценах базового года, равен

РВВП t = p 0 q t .

Номинальный ВВП базового года равен реальному ВВП базового года:

НВВП 0 = РВВП 0 = p 0 q 0 .

Очевидно, что в базовом году общий уровень цен равен единице (соответственно индекс цен равен 100 %).

В приведенных формулах индексом t обозначен текущий (данный) год, а индексом 0 – базовый год, поэтому р t – цены каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, р 0 – цены этих товаров в базовом году, q t – количества (веса) каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, а q 0 – количества (веса) этих товаров в базовом году. И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денежных единицах (рублях, долларах и т. п.).

Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это и есть темп инфляции), то соотношение между данными показателями будет следующим:

Изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) – изменение общего уровня цен (в %).

Так, если номинальный ВВП вырос на 7 %, а темп инфляции составил 4 %, то реальный ВВП вырос на 3 %. (Однако следует иметь в виду, что эта формула применима лишь при низких темпах изменений, и в первую очередь при очень небольших изменениях общего уровня цен (низкой инфляции); при решении задач корректнее использовать формулу соотношения номинального и реального ВВП в общем виде.)

Существует множество видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300–400 видов потребительских товаров и услуг. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции). Например, в США она включает 3200 наименований.

Оба этих показателя статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года (т. е. как индекс Ласпейреса), поскольку подсчет этих весов – процедура длительная и дорогостоящая и поэтому проводится не ежегодно, а, как правило, один раз в пять лет.

Дефлятор ВВП , рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Паше – индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП рассчитывается каждый год. Таким образом,

Дефлятор ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП.

Дефлятор ВВП базового года равен единице.

Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:

1) ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные национальной экономикой;

2) при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;

3) ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и, следовательно, для разработки программ социального обеспечения.

Темп инфляции (Т инф) равен отношению разницы уровня цен (например, дефлятора ВВП) текущего и предыдущего годов к уровню цен предыдущего года, выраженному в процентах:

Темп изменения стоимости жизни (Т исж) подсчитывается аналогично, но через ИПЦ:

где t – текущий год, t -1 – предыдущий год;

4) в макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП, который обозначается буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например, 1,2; 2,5; 3,8);

5) ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, т. е. приписывает структуру потребления базового года текущему году. Например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины и структура потребительской корзины изменится – доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВВП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году.

Во-вторых, ИПЦ игнорирует изменение цен товаров в связи с изменением их качества: рост цен на товары рассматривается как бы сам по себе, и не учитывается, что более высокая цена на товар может быть связана с изменением его качества (очевидно, что цена утюга с вертикальным отпариванием выше, чем цена обычного утюга, однако в составе потребительской корзины этот товар фигурирует как просто «утюг»). Между тем дефлятор ВВП переоценивает этот факт и занижает уровень инфляции.

В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки, для более точного расчета темпа изменения общего уровня цен может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВВП может быть как больше, так и меньше реального ВВП. Если за этот период общий уровень цен повысился, т. е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная дефляция). Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т. е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная инфляция).

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Система национальных счетов - система информации, используемая в странах с рыночной экономикой для описания и анализа развития экономики. Эта система была создана около 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах.
Создание СНС было вызвано потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для регулиро-вания рыночной экономикой. Показатели и классификации СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и меха-низмы функционирования.
В бывшем СССР для описания и анализа экономики применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Он был предназначен для анализа экономики, основанный на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. В условиях перехода России и стран СНГ к рыночной экономике возникла необходимость перехода от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
Понятие национальное счетоводство было предложено голландским экономистом В. Клифором. Под этим термином он пони-мал систему таблиц, по форме напоминающих бухгалтерские счета и балансы, которые описывали экономику на макроуровне.
В системе национальных счетов используются важные приемы бухгалтерского учета (например, двойная запись операций) и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Од-нако есть и различия: в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне хозяйствующего субъек-та, т.е. на микроуровне, а в системе национальных счетов - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.
В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции. Например, предприятие выпускает разнообразную продукцию, выплачивает заработную плату рабочим и платит налоги и т.п.
В экономическом процессе принимают участие не только предприятия, но и другие хозяйствующие субъекты (например, банки, страховые компании, различные инвестиционные фонды), органы государственного управления, различные некоммерческие ор-ганизации (профсоюзы, политические организации и другие). Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют между собой, обмениваясь товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости.
Чтобы понять, что происходит в экономике в целом и выявить результаты экономической деятельности, необходимо системати-зировать информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и об операциях, которые они осуществляют, об их активах и пассивах. С помощью особых правил и процедур в системе национальных счетов осуществляется такая систематизация информации.
Цель системы национальных счетов заключается в следующем:
1. описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;
2. установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потреб-ление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).
Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.
Эта информация необходима:
1. органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;
2. предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;
3. международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.
Международные организации не только собирают статистическую информацию в рамках системы национальных счетов, но и занимаются разработкой теории и методологии системы национальных счетов, международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является система национальных счетов с 1993 года, одобренная статистической комиссией ООН.
Система национальных счетов, реализуемая в российской статистике, основана на методологии европейской системы интегри-рованных экономических счетов с учетом специфики организации и функционирования рыночной экономики. Система нацио-нальных счетов опирается на некоторые концепции и правила обработки информации об экономических процессах, происходя-щих в экономике в целом.

Концепции системы национальных счетов.
1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е. сферы, где происходит производство ВВП и нацио-нального дохода. Согласно концепциям системы национальных счетов экономическое производство включает следующие виды производства:
Ø Производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, сельскохозяйственных продуктов ферме-рами для собственного потребления);
Ø Для реализации;
Ø Деятельность финансовых посредников;
Ø Оказание нерыночных услуг организациям государственного управления (услуги в области управления, обороны, здраво-охранения, образования и т.д.);
Ø Оказание нерыночных услуг некоммерческим организациям, обслуживающим домашнее хозяйство;
Ø Оказание услуг наемной прислугой;
Ø Оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
2. Концепция системы национальных счетов, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (например, национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и другие) отражают политико-экономическое содержание поня-тия доход. Эта концепция разработана английским экономистом Хиксом. Согласно этой концепции доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
3. Концепция системы национальных счетов заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. Согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, которые участвуют в создании стоимости наравне с трудом.
Важной особенностью системы национальных счетов является группировка всех хозяйствующих субъектов по институцио-нальным секторам.
В системе национальных счетов 1993 года различают следующие сектора:
1. нефинансовые предприятия;
2. финансовые предприятия (компании, занятые финансовым посредничеством и другими, связанными с ним финансовыми ус-лугами);
3. государственные учреждения, включающие все центральные и местные государственные учреждения и фонды социального обеспечения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства.
Для всех секторов в системе национальных счетов предусмотрен стандартный набор счетов, в котором фиксируются экономи-ческие операции, связанные с производством, образованием доходов, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.
Национальные счета представляют собой набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, и ее содержание отражает один из аспектов экономической деятельности. Каждая операция отражается на счетах дважды: один раз в ресурсах, другой - в использовании. Итоги операции на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая в экономическом анализе важна не только сама по себе, но и служит для перехода к следующему счету. Реализуемая в России система национальных счетов основана на методологии, рекомендованной ООН с учетом специфики организации и функционирования экономики.
В системе национальных счетов 1993 года действуют следующие счета:
1. Счета внутренней экономики:
Ø Счет производства;
Ø Счет образования доходов;
Ø Счета распределения доходов:
- счета распределения первичных доходов;
- счета вторичного распределения доходов;
Ø Счет использования располагаемого дохода;
Ø Счет операции с капиталом;
Ø Счет продуктов услуг;
2. Счета внешнеэкономических связей:
Ø счет текущих операций;
Ø счет капитальных затрат;
Ø финансовый счет.
Все счета являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом.
Два счета - производства и образования доходов - строятся для отдельных отраслей экономики. Информация, которая содер-жится в счетах, используется для получения важных макроэкономических показателей:
1. валовой внутренний продукт (ВВП);
2. валовой национальный доход (ВНД);
3. располагаемый национальный доход (РНД);
4. конечное потребление;
5. валовое накопление;
6. национальное сбережение;
7. национальное богатство;
Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов соответствует аналог, рассчитанный на уровне отдельных секторов экономики, отдельного производителя или хозяйствующего субъекта.
8. валовой выпуск (ВВ);
9. валовая добавленная стоимость (ВДС);
10. чистая добавленная стоимость (ЧДС);
11. прибыль валовая (ПВ);
12. прибыль чистая (ПЧ);
13. реализованная продукция (РП);
14. чистый смешенный доход (ЧСД);
15. предпринимательский доход (ПД);
16. основные и оборотные фонды и запасы.
Информация, содержащаяся в системе национальных счетов, позволяет проводить комплексный статистический анализ эконо-мических процессов, происходящих в России.

Система национальных счетов и история ее создания

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

Соотношение показателей в системе национальных счетов

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

Различают следующие виды сбережений:

  1. личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

    S personal = РЛД – С;

  2. сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
  3. частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

    S private = S personal + S business ;

  4. государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

    S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

    К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

    Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

    Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

  5. национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

    S national = S private + S government

  6. сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

    S foreign = Im - Ex > 0

    Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

    I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

  1. они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
  2. они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
  3. они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
  4. они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама