THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г.

В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На сегодняшний день Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является одной из важнейших международных площадок для России. Это, прежде всего, подтверждают цифры: на долю экономик АТЭС от мирового рынка приходится 54% ВВП, 46% объема экспорта, более 45% объема инвестиций, 43,7 % рабочих мест и 33, 5% от общего количества международных прибытий (по итогам 2016 года зарегистрировано 414 млн. туристических поездок).

Туризм играет значимую роль в АТЭС, что неоднократно упоминалось в итоговых документах форума. В Декларации 25-й встречи лидеров экономик АТЭС (ноябрь 2017 г., Вьетнам) участники договорились продвигать устойчивый туризм и исследовать его потенциал для развития удаленных территорий как важного компонента атэсовской Стратегии экономического роста и инструмента усиления взаимосвязанности между людьми. В документе также задана стратегическая цифра - 800 млн. путешественников в регионе АТЭС к 2025 году (почти в два раза больше текущей цифры). Такое намерение создает хорошие возможности для реализации одной из первостепенных задач России в отрасли туризма - увеличение экспорта российских туристических услуг на мировой рынок. Учитывая, что форум объединяет двадцать одну экономику, в частности, крупные туристические рынки (Китай, Япония, Корея, США и т.д.), задача приобретает большую значимость. Взаимодействие осуществляется в рамках Рабочей группы по туризму, которая учреждена в 1997 году и призвана создавать благоприятные условия для развития туризма в регионе. Активность Федерального агентства по туризму на этой площадке заметно возросла в год председательства России в АТЭС в 2012 году. Ведомство разработало Инициативу по обеспечению безопасности туристов в регионе АТР - официальный документ АТЭС, который предусматривает разработку унифицированных конкретных мер, отвечающих интересам экономик АТЭС в деле обеспечения безопасности путешествий.

В развитие Инициативы Ростуризм в 2013 году подготовил проект «Программа ‘Smart Traveller’ Обеспечение безопасности туристов и содействие международным путешествиям в регионе АТЭС». Программы ‘Smart Traveller’, основанные на последних достижениях информационных технологий, позволяют путешественникам оставаться на связи со своей страной и получать поддержку в случае чрезвычайной ситуации, включая природные катаклизмы и общественные беспорядки. Кроме того, каждый турист может найти на специально созданном портале важную информацию по заграничному туру (въезд, выезд, законы, здравоохранение, др.), зарегистрировать свои контактные данные и программу зарубежного путешествия и/или подписаться на рекомендации выезжающему за рубеж. На сегодняшний день программа успешно имплементирована рядом стран. В России программа была запущена МИДом России в виде мобильного приложения «Зарубежный помощник».

В 2017 г. Ростуризм продолжил свою проектную деятельность по актуальному направлению для экономик региона.

В июне 2017 г. был представлен российский проект «Анализ перспектив устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС». Тематика была заимствована из комплексной Инициативы Минэкономразвития России «Преодоление разрыва в экономическом развитии и интеграция удаленных территорий в целях устойчивого роста региона АТЭС», которая была презентована на Совещании Высших должностных лиц во Вьетнаме в феврале 2017 г.

Развитие удаленных территорий, бесспорно, является предметом глубокого интереса экономик АТЭС, которые располагают большим количеством таких территории имеют ряд социальных и экономических проблем, которые препятствуют росту их туристической привлекательности и, как следствие, привлечению туристических потоков.

Российская идея получила поддержку ряда экономик АТЭС, ко-спонсорами проекта по туризму выступили Филиппины, Папуа-Новая Гвинея и Индонезия.

По итогам второй проектной сессии документ вошел в список 30 проектов, представленных на рассмотрение Бюджетному комитету АТЭС (всего на сессии было представлено 123 проектные заявки), а в декабре 2017 г. проект получил окончательное подтверждение финансирования.

В проекте планируется собрать международную команду экспертов из экономик АТЭС и международных организаций. Само исследование будет состоять из следующих этапов:

  • 1. Обзор удаленных территорий экономик АТЭС: выявление отличительных особенностей и существующих проблем;
  • 2. Разработка рекомендаций по развитию туристического потенциала указанных территорий;
  • 3. Организация обмена опытом между экономиками АТЭС посредством проведения семинара.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений . АТЭС было создано в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

В АТЭС в настоящее время входят 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совета экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.
АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

История АТЭС

Объединение образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС

Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорские цели АТЭС

Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. - одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности - каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.

В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.

Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой - необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

АТЭС и упрощения бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Саммит АТЭС

Саммит АТЭС - ежегодная встреча лидеров государств АТЭС:

Саммит АТЭС 2007 (Австралия)
Саммит АТЭС 2008 (Перу)
Саммит АТЭС 2009 (Сингапур)
Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США)
Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия)
Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия)

И регионального типа, в рамках которых центральную роль играет бизнес-сектор. Одна из таких организаций - это АТЭС. Расшифровка аббревиатуры звучит как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

История создания

Объединение АТЭС начало свое существование в 1989 году. Государства-создатели объединения имели идентичное желание - повысить уровень жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет стимулирования экономики и укрепления торговли.

Начало сообществу положили программы отраслевых и торговых переговоров. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество включает 21 государство. Это Австралия и Бруней, Вьетнам и Гонконг, Индонезия с Канадой, КНР и Республика Корея, Малайзия с Мексикой, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея, Перу и Россия, Сингапур и США, Таиланд и Тайвань, Филиппины, а также Чили и Япония.

После того как Россия, Перу и Вьетнам были включены в список стран-участниц объединения (в 1997 году), сообщество ввело 10-летний мораторий на перспективное расширение списка членов сообщества.

Истоки формирования объединения

Объединение АТЭС, расшифровка которого звучит как Азиатско-Тихоокеанское изначально рассматривалось не как объединение государств, а как тандем экономик. Организация изначально была направлена на решение не политических, а исключительно экономических вопросов. АТЭС формировалось в качестве форума, который не имел и за которым не стояло никакого бюрократического аппарата. Даже сегодня секретариат объединения, расположенный в Сингапуре, включает 23 дипломата. Каждый из представителей был выбран экономиками-участницами проекта. В секретариате работает еще и 20 местных наемных сотрудников. В сравнении с ВТО, АТЭС, расшифровка которого дана выше, не основано на правилах формирования организаций, которые предусматривают наличие полномочий по правопринуждению при возникновении торговых споров.

Специфика партнерства

Специфика работы заключается в консультировании и в стремлении достичь консенсуса. Процесс партнерства между государствами строится на открытом обмене информацией между странами и общественностью. В основе сообщества лежат созданные участниками объединения коллективные и индивидуальные планы действий, которые помогают достигать цели каждого из государств. Планы включают детализированные данные о 15 секторах деятельности. Среди них тарифы и не тарифицированные меры, услуги и инвестирование, стандарты и соответствие, таможенные процессы и защита прав интеллектуальной собственности, политика на конкурентной основе и государственные заказы, правила выпуска товаров и прямое посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и концентрирование информации.

Глобальная роль АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество охватывает порядка 40 % населения. Общий ВВП всех стран-участниц превышает показатель в 16 триллионов долларов, что соответствует 60 % мирового ВВП. Лидеры АТЭС стали основным инструментом содействия открытой торговли и инициаторами экономического сотрудничества в регионе. На долю стран-участниц приходится не менее 42 % от общего объема мировой торговли. Роль группы за последние 20 лет очень возросла. Сейчас участники сообщества активно:

  • осуществляют либерализацию торговли;
  • содействуют любым ;
  • обеспечивают взаимовыгодное экономическое и техническое партнерство;
  • занимаются вопросами молодежи и женщин.

Общие идеи и предпочтения

АТЭС, расшифровка которого уже давалась выше, базируется на утверждении, что бизнес - это основа работы, а для достижения успеха он должен стимулироваться. На первых этапах работы сообщества проводились систематические консультации с лучшими представителями бизнес-сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995 году было принято решение о создании Делового консультационного совета, который и стал ключевым органом работы всего сообщества. Все страны-участники АТЭС назначали в совет не менее 3 человек, которые бы могли выражать интересы национального бизнеса. Ежегодные саммиты ДКС поводятся для того, чтобы представители государств презентовали обобщенные рекомендации в следующих вопросах:

  • реализация программной документации сообщества, которая связана с либерализацией не только торгового, но и инвестиционного режима;
  • развитие экономического и технического партнерства;
  • выявление позиций сообщества в отношении проблем предпринимательской деятельности.

Каждый из докладов формируется не отдельно каждым государством, а при плотном сотрудничестве с экспертами государственных структур.

Первые эффективные шаги

АТЭС, список стран которого постоянно пополняется, первые продуктивные решения принял в 1990-2000 годах. Акцент был сделан на упрощение визовых формальностей для деловых людей экономик государств-участниц объединения. Снижены были барьеры на пути свободного перемещения не только товаров, но и инвестиций. Стимулировалось расширение стратегических инициатив в сфере делового партнерства. Целевая группа ДКС начала активные мероприятия по интеграции приемлемых для международного сообщества материальных стандартов. Предпринимались активные действия в сторону наращивания потенциала и укрепления финансовой системы на международном уровне.

Целевая группа экспертов в рамках сообщества прилагает все силы для активации электронной торговли. Разрабатывался комплекс мероприятий по уменьшению «цифровой пропасти» между экономиками АТЭС. Список стран-участниц объединения позволяет увидеть, насколько разным был уровень интеграции виртуальных технологий в сферу бизнеса у разных государств. Сегодня эта проблема уже полностью решена.

Первый саммит в России

В мае 2001 года было проведено первое заседание в Москве в рамках Форума АТЭС. В нем участвовали 100 представителей бизнес-элиты АТР. Россия, со своей стороны, инициировала создание «Делового клуба АТЭС», в который входит более 50 масштабных отечественных фирм и банков, которые в своей деятельности ориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион.

По словам президента России, страна намерена принимать активное участие в развитии деятельности сообщества, в том числе с адаптацией правовой базы страны при параллельном развитии демократии. Правительство великого государства прекрасно отдает себе отчет в том, что в рамках динамически развивающегося торгового региона оно имеет отменные перспективы для процветания.

Саммит 2014 года в Пекине

Последний саммит АТЭС состоялся в ноябре 2014 года в Пекине. Итогом переговоров стала 24-страничная декларация. Лидеры государств-участниц приняли решение заниматься стимуляцией и продолжать активно действовать в направлении отказа от протекционизма.

Саммит АТЭС в Пекине стал основой для того, чтобы участницы объединения продолжали борьбу против фрагментации региональной торговли. Сообщество нацелилось на развитие интернет-финансирования. Более того, было принято практически единогласное соглашение относительно развития направлений партнерства с которое в перспективе должно предотвратить распространение эпидемии Эбола.

Саммит АТЭС в Пекине был сконцентрирован на решении вопроса развития в кризисный период. Акцент был сделан на то, что каждая страна должна самостоятельно искать движущие силы для своей экономики.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

  • - поддержание экономического роста стран региона;
  • - укрепление взаимной торговли;
  • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

  • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
  • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
  • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
  • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
  • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.
  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.

    Цели и задачи атэс

    Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

    Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

    1) Поддержание экономического роста стран региона;

    2) Укрепление взаимной торговли;

    3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

    Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

    1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере

    2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли,

    3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,

    Структура АТЭС

    Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе прин-ципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равен-ства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).

    Структура АТЭС носит децентрализованный характер.

    Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.

    На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader"s Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

    Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах мини-стров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).

    Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энер-гетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.

    Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.

    Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структу-рами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с ре-шением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непо-средственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

    Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секрета-риат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполня-емых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государ-ствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основ-ным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполни-тельный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятель-ности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действу-ющих от лица министров).

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама