THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.

В связи с этим возникло направление — Детско-родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

  • Как стать хорошим родителем?
  • Как справляться со своими негативными эмоциями?
  • Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
  • Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?
  • Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

» Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого(классического) коучинга?

  1. В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском — с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.
  2. В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском — родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным . А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка . Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

  • -что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
  • -каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
  • -что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
  • -как я могу помочь ему стать более собранным?
  1. В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции , а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.

Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

  • Сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку
  • Умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им
  • Выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»
  • Объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком.

Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

Каждый родитель должен не только понять, но принять довольно простую вещь: он является главным примером для своих детей. Сегодняшнее ваше поведение – будущая жизнь малыша. Дети – это ваше отражение в зеркале. Чтобы ваше чадо было счастливым и выросло успешным человеком, в первую очередь начните работу над собой.

Как вырастить гения

Коучинг очень популярен в современном мире. Он не ставит диагнозы и даже более – категорически отказывается назначать способы лечения – во всех смыслах этого значения! Коучинг воспринимает своего клиента таким как он есть, со всеми его страхами, предубеждениями, придуманным миром и другое. Только поняв человека полностью, открывая его внутренний мир, можно действительно помочь ему (не действуя по общепринятой, далеко не всегда работающей системе).

Коучинг для детей включает в себя разные направления. Это может быть развитие ребенка или профориентация подростка. Конечно же, включает в себя налаживания полного взаимопонимания между детьми и родителями.

Родители, которые вместе со своими детьми прошли необходимый курс коуч-сессий, больше не будут давать советов или навязывать свое мнение (которые маленькое «счастье» (в среднем до десяти лет), путем безвыходности еще воспримет, но подросток категорически откажется действовать по правилам взрослых).

Они вместо того, чтобы читать нотации, будут вместе со своим чадом в дружеской и открытой обстановке искать ответы на те или иные вопросы. Арсенал коуча довольно богат, он включает в себя разнообразные методы, которые оказывают помощь детям в выборе собственного пути.

Сессии включают в себя:

  • поддержку и понимание со стороны коуча (касательно подростков);
  • качественное общение;
  • создание новых, интересных и рентабельных идей;
  • без оценочное слушание;
  • наводящие вопросы со стороны коуча с целью более подробно изучить внутренний мир своего пациента.

Это позволяет детям (подросткам), увидеть новые перспективы в жизни, найти цели и способы их достижения.

Важно! Коучинг запрещает критиковать подростка в период уверенности в себе и своих желаниях, но при этом незнаниях этого мира. Нельзя устранять инициативу кровинки выполнить задуманное (купить телефон и продать его с наценкой, уехать за границу на отдых, помочь друзьям в сложной ситуации), исходя из своих личных переживаний и неуверенности. Нельзя убивать в ребенке его инициативу. Но и решать все жизненные проблемы за него также запрещено!

Коучинг для детей

Коуч, работающий с детьми и подростками в первую очередь учитывает мыслительные механизмы своих маленьких «пациентов». И только после этого, вырабатывает специальные – индивидуальные методики работы.

Чем отличается взрослый коучинг от детского? Взрослый человек приходит к специалисту с осознанием того, чего хочет и чего ему не достает – со своей проблемой. Маленький клиент, в большинстве случаев, совсем не понимает зачем его привели, и более того – он понятия не имеет, чего хочет от этой жизни .

Важно! Детский или подростковый коучинг заключается во взаимодействии целой семьи!

Кроме того, что коуч помогает детям, он налаживает хорошие взаимоотношения в семье. То есть, все члены семьи, становятся более счастливыми, а их жизнь – более полноценной, осознанной и наполненной смыслом.

Как уже упоминалось выше, чтобы вырастить успешного ребенка: любящего, понимающего, уверенного в себе и так далее, в первую очередь родители должны работать над этим (поскольку ежедневно являются примером).

Уважение

Научитесь уважать пожелания своего ребенка (запомните, он выполняет вашу волю из-за своего бессилия перед вами). Если эти желания не всегда правильные, научитесь мягко, спокойно и нежно указывать об этом ему.

Ребенок научится уважать вас, после того, как вы станете его другом, а не начальником. Принимайте своих детей со всеми их ошибками и неправильными поступками. И прежде, чем приступать к критике, разберитесь во всех причинах подобного поведения. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, в том числе еще не созревший, маленький человек.

Выбор

Право выбора у детей должно быть всегда, начиная с ранних лет. Дайте им право выбирать одежду, в которой они пойдут в садик или школу, меню на завтрак или игру. Отметим, что подобное, не всегда удобно для родителей, поскольку включает лишние хлопоты. НО! При этом, не стоит забывать, что даже ваша трех или пяти летняя кровинка – это уже личность, живой человек, имеющий свои пожелания и требования.

Если желания ваших детей не всегда правильные не стоит их критиковать. Постарайтесь аккуратно приводить свое чадо к правильному решению и при этом дать ему понять, что его выбор важен для вас.

Поддержка

Это больше касается подростков. Поддержка – это сила, которая вдохновляет на движение вперед, если кажется, что сил совсем нет. Она позволяет довести начатое до конца, а также преодолевать все преграды на пути к цели. Родитель, который поддерживает своих детей – это не тот, который решает за них все вопросы, а тот, который совместно ищет правильные пути решения той или иной задачи.

Доверие

Нельзя делать какие-либо запреты своим детям. Не забывайте поговорку «запретный плод сладок». И это, к сожалению, правда! Чем больше вы доверяете своим детям и даете им свободы, тем ответственнее они становятся!

Еще раз отметим, что именно родители – это главный пример для ребенка. Если вы лично не соответствуете тем требованиям, которые адресуете в сторону своих детей, ожидать на правильный результат не стоит.

Например: кушать жирную пищу, но требовать от дитя питаться правильно. Да никогда он этого не сделает (по крайней мере до 22 лет, когда станет взрослым человеком и будет иметь свое личное, ни от кого не зависящее представление о мире).

Поощрение

Ответственность, как и семечка из семян, растет с помощью поддержки. Родители, которые не слишком внедряются в жизнь своего чада, но при этом уместно принимающие участие в его жизни – являются лучшим примером ответственности.

«Меня поддерживают, я уверен в себе, у меня достаточно сил, чтобы выполнить необходимую мне задачу», — так подсознательно мыслит ребенок, имея со стороны своих родителей поддержку и поощрение во всех начинаниях.

Независимость

Взрослая, сильная и способная нести ответственность за свои «свершении» личность может быть независимой. Как правило, такими мы чувствуем себя в своих 18 лет, когда все кажется простым и легким, а возникающие на пути вопросы – быстро решаемыми. Исходя из этого, так важно не гасить в своем ребенке этот потенциал, а наоборот подталкивать его к действиям. Позвольте своим детям быть самостоятельными.

Важно! Запомните, чрезмерная забота убивает в вашем чаде желание достигать чего-либо самостоятельно. А зачем? Ведь все за него сделают родители… T

Вывод: ребенок – это личность, которая выбирает свой путь, исходя из собственных пожеланий (хотя при этом на подсознательном уровне продолжает жить как его родители (если все устраивает) или наоборот (кардинально меняет себя, если предыдущая жизнь далека к идеалу).

Касательно подростков, столь сложных и непонятных – важно давать им как можно больше свободы! Запомните, на планете нет ни одного человека, который желал бы стать злодеем или сломать свою собственную жизнь. Также и подростки, которые не всегда поступают правильно (с вашей точки зрения), хотят быть любимыми, любящими, нужными, важными и реализовавшими себя!

Цель коучинга и родителей – дать возможность детям понять, что же нужно им и стремиться к этому!

Коучинг для родителей как отдельная специализация приобретает все большую популярность во всем мире. В России это направление также начинает свое развитие. В чем ценность? Коучинг дает возможность родителям научиться слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе, раскрывая в себе и в ребенке свой Внутренний Гений, поддерживать и усиливать поток любви в семье.

Интересно, что самая важная составляющая воспитания ребенка, которая была выявлена благодаря Алану Шоре и всем его сподвижникам, оказалась чрезвычайно поразительной на первый взгляд. Для оптимального умственного развития больше всего ребенку нужна любовь. Кстати, она же - рецепт возвращения детей из сетей Интернета и компьютерных игр.

В начале девяностых годов были открыты границы Румынии для Запада, и там обнаружились детские дома, где младенцы и дети постарше оказались просто брошенными. Некоторых детей усыновили американские семьи. К несчастью, было выявлено множество проблем, ученые стали изучать этих детей с целью помочь им и определить последствия полного игнорирования их взрослыми . Сканирование мозга методом ядерно-магнитного резонанса обнаружило в нем «черные дыры» у румынских детей. У сирот, лишенных внимания и человеческого общения первые три-четыре года жизни, целые области мозга просто не развились.

Нет любви, нет стимулов — и основные отделы мозга не развиваются. Коучинг позволяет вернуть детям их родителей через осознанность последних, через понимание того, что позитивное родительство - это служение, ответственность и безусловная любовь.

Почему родители обращаются к коучам?

  • В условиях ограниченного времени, когда родители много работают, у них появляется возможность конфиденциально и оперативно получить от коуча (по телефону или скайпу) решения и ответы на свои вопросы и проблемы
  • Родители получают на каждый свой запрос индивидуальное решение, которое им точно подходит, не теряя времени и денег на поиски знаний в тоннах книгах по воспитанию детей вообще
  • Родители считают, что работа с коучем придает им общественный статус и престиж, в отличие от работы с психотерапевтом, к которому они идут с личной проблемой непубличного характера в формате длительного медицинского взаимодействия, и как следствие - стеснение в обращении
  • Родителям нравится работа с коучем и они получают удовольствие от результатов коучинга

Направления коучинга для родителей

1. Индивидуальные коуч-сессии с родителем
2. Коучинг семейных пар.

Это ключевые направления. От понимания себя, своего партнера, ребенка, целей родительства, видения конечного результата воспитания, эмоционального и психического состояния родителей, в особенности мамы, зависят состояние, поведение и развитие ребенка. Американцы говорят: mother is happy - everyone is happy - мама счастлива - все счастливы. Устанавливая здесь гармоничные отношения, мы уже усиливаем радость и эффективность общения родителей с детьми.

И здесь помогают вопросы:
. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка (или отношения с ним), например, через 1 год?
. Какие 5 качеств ребенка Вашей мечты Вы хотели бы взрастить?
. Почему для вас это важно?
. Как бы Вы хотели себя чувствовать, когда вы все это увидите?
. И когда это происходит, то, что становится возможным?

Только получив ответ на подобные вопросы, родители могут перейти к осознанному воспитанию.

3. Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно используют в общении с ребенком.
И что интересно, дети быстро научаются этому и затем используют в общении с родителями, а также друг с другом.

К таким элементам коучинга относятся:

  • родительская коуч-позиция,
  • развивающие и трансформирующие открытые вопросы,
  • искусство слушания и слышания,
  • тоны голоса,
  • понимание природы ребенка,
  • строения и развития его мозга,
  • гендерные и возрастные особенности развития и воспитания ребенка.

Коучинг для родителей базируется на знаниях в области возрастной физиологии, возрастной психологии, педагогики, нейробиологии.
Так, например, девочкам нужно в воспитании всегда больше любви и заботы, чтобы она могла больше доверять в жизни, а мальчикам - больше свободы и признания, чтобы он мог сохранять в жизни мотивацию, достигать целей, быть лидером.

Или, что интересно, у детей до 7 лет нет связи между поступком и наказанием. Поэтому бессмысленно ему объяснять причинно-следственные связи. Это доказывают исследования мозга ребенка.
Например, исследователи из Университета Вашингтона пришли к мнению, что мозг детей функционирует совсем иначе, чем мозг у взрослых. Эти отличия являются не психологическими, а физиологическими. Учеными было исследовано 210 человек возрастом от 7-ми до 31-го года. Семилетний возраст был выбран не случайно, так как именно в этом возрасте мозг ребенка достигает 95% объема мозга взрослого человека.

Исследование позволило установить, что мозг взрослого человека имеет четыре нейронные сети, находящиеся в разных областях мозга и отвечающие за различную деятельность. В то время как в мозге ребенка не существует четкого разделения между нейронными сетями. Они работают как единая сеть. Очевидно, именно это обуславливает существенное отличие в мышлении, поведении, а также поступках детей и взрослых.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество, воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку выбор и т.п. Коучинг в формате полноценной коуч-сессии рекомендуется проводить с 14-15 лет. В это время у ребенка уже формируется ответственность.

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Итак, принципы позитивного родительства

  • Ребенок может быть другим или отличаться от других
  • Ребенок может совершать ошибки
  • Ребенок может выражать негативные эмоции
  • Ребенок может хотеть большего
  • Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Наталья Суслова
профессиональный коуч, мама, кандидат педагогических наук, член ICF.

Детско-родительский коучинг: Как «причинить» счастье своему ребенку?

Коучинг – это про бизнес. Именно так думает подавляющие большинство людей, кто хотя бы немного знаком с темой. Мы встретились и пообщались с профессионалом, который точно знает – навыки коуча необходимы и в семейной жизни.

Я познакомилась с коучингом - не с бизнес позиции. Когда приняла решение поменять профиль своей деятельности, я решила получить психологическое образование. И, в конце второго курса, когда встал вопрос о специализации, мой выбор пал на детско-родительский коучинг. Выбор не случайный, он осознанный. Я мать троих детей, поэтому отношение между родителями и детьми, продвижение себя как родителя, безусловно, мне интересны. Вот тогда я впервые увидела коучинг так детально. Детско-родительский коучинг – это совсем не про бизнес, что не делает его менее нужным.

Дело в том, что, когда родитель достигает своей зрелости, многие дети уже вырастают. И мы начинаем сокрушаться, что у нас не было достаточно опыта, знаний, инструментов в их воспитании. Мы в 40-45 лет вдруг начинаем осознавать, что хотели вырасти в этом направлении тоже, именно в нем состояться с тем же успехом, как состоялись в профессии. Ведь, на самом деле одна, из важных задач родителей - дать максимальное пространство для использования возможностей своим детям.

Решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство.

Часто мы пытаемся себя реализовать на внуках, именно те накопленные родительские компетенции, которые мы получаем, воспитывая своих детей, мы пытаемся применить к внукам. Но это совсем другая история, здесь, скажем так, ограничено наше влияние. Тренд позднего материнства и отцовства, который сейчас существует, решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство. И мы говорим, что коучинг здесь хорошо встраивается, потому что родители, которые приходят ко мне, хотят понимать зону своего развития как родители. Как «причинить» счастье своему ребёнку, чтобы сделать это без давления.

Я вижу разницу между отношениями с первым сыном и двойней, которая родилась у нас 14 лет спустя. Я понимаю, что могла бы дать еще больше своему первенцу, обладая теми знаниями, что есть у меня сейчас. Именно благодаря своему личному родительскому опыту, который был очень разный, я могу находиться в более безоценочной позиции и в отношении клиентов, что для коуча очень важно. Принципиальная разница по отношению к моим детям в том, что сейчас я воспитываю их из интереса ребенка, исключительно с этой позиции. Первого ребенка мы тоже спрашивали, что он хочет или не хочет. Если родители хотели, то применялись навыки убеждения, иногда даже давления. У нас благополучный старший сын, но при этом я понимаю, что могла бы ему дать больше, как родитель, просто давая больше свободы.

Мои навыки и умения помогают мне найти ту точку, где ты выиграл. Со старшим это был компромисс, а с младшими в выигрыше остаются все. И дети, и мы - родители. И это на самом деле главное, чтобы в выигрыше были все. Основное умение, которое я приобрела, и которым готова делиться - это умение договаривается со своими детьми. Встречаюсь с разными людьми и применяю умение самонастраиваться. Ведь зачастую бывает как - люди встретились, поговорили, разошлись, и не понятно, кто какой цели достиг и достиг ли вообще какой-либо цели. И одно из разочарований в родительской роли – это непонимание, как так получилось – вроде воспитывал, учил, растил, а результат не устраивает обе стороны.

В детско-родительском коучинге как и в бизнесе, главное - это целеполагание. Мы можем совершенно по-разному видеть одну и ту же проблему, и, как следствие, искать разные способы ее решения. Есть такое человеческое свойство - полагать, что наше окружение, наши партнеры думают абсолютно как и мы. Но это заблуждение. И вот недосказанность, неправильно настроенное общение, может привести к недопониманию в отношениях и в результате к проблемам в будущем.

Коуч - попутчик и проводник. Прекрасно встраивается в систему семейных отношений. Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще. Коуч помогает определить подход. Как для нас будет ЭТО выглядеть? Как будет правильно для каждого из нас, ведь «правильно» может быть для каждого разное. Сейчас, многие люди просто не умеют или не хотят договариваться и не знают, КУДА они идут. Если не знать куда идти, то и не понятно куда вы придете. И устроит ли вас то, что вы увидите, когда придете. А ведь время уже пройдет, и его, как известно не вернуть, не «отмотать» назад и не переиграть. Так вот коуч, позволяет понять, КУДА и КАК идти.

Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще.

Я хороший практик, поскольку у меня богатый управленческий опыт. Он мне позволяет научить людей делать сразу же правильно. То есть, недостаточно просто получить информацию, важно пропустить ее через себя, чтобы она тебе приносила интеллектуальные дивиденды и результат. Мои подчинённые заходили ко мне всегда в кабинет единожды, а, выходя, они всегда понимали, как и что нужно сделать. Но уходили только в тот момент, когда я понимала, что они меня точно поняли, что нужно делать и какой должен быть результат.

Сейчас готова серия мастер-классов по направлению детско-родительского коучинга. У каждого из них есть цель, точки контроля на пути к ней и ожидаемый результат. В основе каждого мастер- класса лежат как теоретические знания, так и практические навыки, и это позволяет «пропустить» полученную информацию через себя. На мастер-классе можно узнать и закрепить определенный навык, которым родители еще не обладают, и, выйдя оттуда, сразу же начать применять это в жизни. Например, я рассказываю про особенности строения и созревания головного мозга ребенка, что позволяет родителям выстроить адекватные ожидания к своему ребенку согласно возрасту. Ведь дети иногда и, правда, ещё не понимают, почему можно так, а так нельзя.

Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума».

Есть еще один момент - это важно. Знания приносят максимальную пользу только тогда, когда ты их пропускаешь через себя, только тогда, когда ты ими пользуешься. Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума». Именно такие «переученные» и «перетренированные» взрослые сейчас часто встречаются. Так вот, коуч позволяет понять, как, когда и какими знаниями нужно воспользоваться, какой чемодан и в какое время взять.

Сейчас прописано семь мастер-классов. Они рассчитаны на такие базовые родительские основы, которые где-то что-то читали и слушали, интересуется, которые хотят что-то еще больше понять именно в деле, а не просто блистать интеллектом в какой-то тусовке, чтобы пойти и начать взаимодействовать с ребенком. Сразу же после мастер-класса. Чтобы понимать ребенка лучше, принимая его и себя такими, какие вы есть.

Подробнее узнать о коучинге от Key&Key вы можете по адресу key-coaching.ru

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама