THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

14.2. Бюджетный механизм в социальной ориентации национальной экономики

Бюджетный механизм представляется основой финансового механизма. В него включаются механизмы государственного и местного бюджетов, бюджеты государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц. Под бюджетным механизмом, как субъективной части бюджетных отношений, нужно понимать систему экономических инструментов, позволяющих формировать и реализовывать финансовые ресурсы в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Тогда как сущность бюджета, представляющая объективную основу, выражают экономические отношения формирования и реализации финансовых ресурсов в воспроизводстве национальной экономики и общества. К институциональной стороне бюджетного механизма относится юридический закон о бюджете страны и те постановления и подзаконные акты, которые принимаются уполномоченными органами различных уровней управления государственной власти и субъектов хозяйствования.

Бюджет имеет следующие основные виды: государственный и местный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц.

Определение государственного бюджета выражает форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования органов государства и местного самоуправления в создании условий развития национальной и территориальной экономики, и общества. Далее под бюджетным устройствомнужно понимать структуру и принципы построения системы бюджета.

Бюджетная система странысостоит из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая правовыми документами. Если государство унитарное, то бюджет данного государства является двухуровневым: I уровень - государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - местные бюджеты. В федеральных государственных образованиях бюджеты бывают трехуровневыми: I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень - местные бюджеты . Так же существует еще консолидированный бюджет, представляющий свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система строится на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы. Он выражается в обеспечении единства бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов, бюджетной политики и так далее.

2. Самостоятельность бюджетов всех уровней. Данный принцип вытекает из наличия у каждого бюджета своих источников доходов, утверждения каждого бюджета соответствующими представительными органами, исполнения каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти.

3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы страны.

4. Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем расходов и доходов должны быть равными. Бюджеты всех уровней утверждаются без превышения доходов бюджета над расходами - профицита бюджета.

5. Принцип достоверности бюджета. Это означает адекватность отражения показателей бюджетов существующему экономическому положению.

6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Онвыражает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением цели их использования.

9. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

10. Принцип гласности. Содержание данного принципа предполагает открытость законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в публичной печати.

Межбюджетные отношения регулируются на основе распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемых с учетом государственных социальных стандартов. Этот процесс представляется как бюджетное регулирование. Оно обеспечивается оказанием прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему звену посредством следующих методов: дотации; субвенции;субсидии;кредитовании .

Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему звену единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субвенция означает фиксированный объем государственных средств, как долевое участие вышестоящего бюджета, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов нижестоящих бюджетов.

Субсидия - это предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предусматривает предоставление финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - это средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный процесс представляет, регламентируемая нормами права, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением. В структуру органов с бюджетными полномочиями входят: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк); органы государственного (муниципального) контроля.

Участники бюджетного процесса:

Президент страны, Парламент, Правительство;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Органы государственных внебюджетных фондов;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Представительная власть рассматривает, утверждает, контролирует исполнение бюджета. Исполнительная власть составляет и исполняет бюджеты, представляет отчеты об их исполнении.

Центральный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по регулированию государственными ценными бумагами.

Органы государственного контроля следят за исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Традиционно составлением проекта бюджета занимается министерство финансов, однако бывают и исключения, например, как в США, где специально над этим работает бюджетное бюро при президенте страны.

Анализ итогов экономического развития за прошедший год предшествует подготовке проекта бюджета, затем следует составление прогноза основных социально-экономических показателей, планирование результатов с учетом институциональных изменений. Составление проекта бюджета осуществ-ляется на основе обоснования и прогноза экономических процессов, предполагаемых их проявления в стране на планируемый год. Здесь нужно отметить, что реальность прогнозов и экономических обоснований зависит не только от прикладного экономического анализа, адекватности государственной статистики реальному положению экономики, но и от организации конкуренции между государственными и независимыми институтами, разрабатывающими различные варианты развития национальной экономики и соответствующей территории. Отсутствие конкуренции приводит к искажению и снижению эффективности бюджета, так как в таком случае бюджет будет соответствовать ограниченным интересам правительства.

К основным показателям прогноза социальной ориентации экономического развития относятся: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета и другие.

При составлении бюджета используются различные методы: автоматический; мажораций и минораций; непосредственной оценки; (ППБ) планирование–прогнозирование–разработка бюджета; постатейного распределения бюджетных средств; программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования; планово-программное бюджетирование; управление по целям; нулевого бюджетирования.

Автоматический метод предполагает перенос за прошлый год итогов бюджета на новый период. Данный метод преимущественно применяется к отдельным разделам и статьям.

Метод мажораций и минораций исходит из определения тренда за ряд лет (10–15) и по нему осуществляется коррекция некоторых статей бюджета. При этом мажорация представляет тенденцию роста, а минорация - к уменьшению.

Метод непосредственной оценки представляет изучение предполагаемой коньюнктуры близкой к реальному состоянию и на основе чего определение поступления доходов и изменения расходов бюджета.

Метод ППБ основан на учете стратегических программ правительства, где прогнозируются требуемые ресурсы для решения поставленных задач и предполагаемые результаты.

Постатейное бюджетирование является традиционным методом. Он предполагает детальное обоснование статьи расходов в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства. При этом основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Недостатком данного метода бюджетирования - отсутствие анализа эффективности финансирования того или иного ведомства в целом. Метод программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования предполагает при бюджетном планировании увязывание расходов с отдачей от них, то есть социально-экономической эффективностью того или иного бюджетополучателя. Этот метод появился в конце сороковых годов двадцатого века в США. Следствием его развития были планово-программное бюджетирование, управление по целям, нулевое бюджетирование.

Планово-программное бюджетирование предполагает формулирование стратегических целей своей деятельности каждому министерству или ведомству, согласованных с общегосударственной политикой. Этот метод требует предоставления нескольких вариантов достижения поставленных целей и различных подходов финансирования.

Следующим шагом в развитии программно-целевого бюджетирования является метод управления по целям. Основное преимущество заключается в оценке социальных результатов деятельности бюджетополучателей. К недостатку данного метода можно отнести сложность разработки системы показателей определения социально-экономической эффективности государственных расходов.

Метод нулевого бюджетирования предполагает составление проектов бюджета с «чистого листа» без учета плановых и фактических показателей прошлых лет. Министерства и ведомства должны планировать расходы и составлять бюджетные заявки на основе определения цели при разных уровнях расходов. Для каждой цели они должны были предлагать различные программы, причем затраты должны быть альтернативными.

Метод программно-целевого бюджетирования длительное время используется в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Он обладает преимуществом по сравнению с традиционным способом постатейной калькуляции затрат. Этот метод позволяет учесть последствия принимаемых решений, сравнивать разные подходы достижения целей, выбирать оптимальные решения.

В странах СНГ, и в частности, Казахстане и России бюджеты составляются на основе метода постатейного распределения финансовых средств. Однако в перспективе этот подход приведет к финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают реальным потребностям общества и к снижению эффективности расходов. Это предопределяет существования дефицита средств и сокращения финансирования производства товаров и услуг, необходимых обществу.

Нами предлагается метод ориентира на определение объективно предельных величин (общественно необходимых затрат труда) и условий расширенного воспроизводства. Это позволит конкретно знать сумму денежных средств необходимых отраслям для сбалансированного развития национальной экономики и в обеспечении объективно необходимых финансовых средств в поддержании на соответствующем уровне социальные потребности. Данный метод не представляется сложным в использовании, но является более эффективным по всем параметрам в сравнении с другими.

Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Это можно изобразить в таблице 14.

Таблица 14

Примерная структура бюджета по доходам и расходам

Удельный вес, %

Удельный вес, %

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и другие

– поступления от государственной собственности и хозяйственной деятельности

– отчисления в фонды целевого назначения: социального страхования, медицинского страхования, страхования от безработицы, пенсионный фонд

– прочие доходы

– на развитие национальной экономики

– социальные расходы (здравоохранение, образование, субсидии местным органам)

– на оборону

– на материальное обеспечение внешней политики

– платежи по государственному долгу

– прочие расходы

Данная структура бюджета свойственна странам с развивающей рыночной экономикой. Здесь нужно отметить, что профицит не планируется, а дефицит может иметь место в бюджетном документе. Под профицитом понимается превышение дохода над расходами на конец текущего бюджетного года, а содержание дефицита выражает превышение расходов над доходами. Обычно бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от ВВП по международным стандартам.

Профицит показывает слабую работу органов экономического блока правительства, поскольку не использование финансовых ресурсов, намеченных на бюджетный год, сокращает потенциальную возможность национальной экономики и общества. Такие случаи из казахстанской практики, где суммы профицита в год превышают 60–70 млрд. тенге, представляются просто преступлением против государства и собственного народа. Эти суммы равняются годичному доходу почти целого региона. Данные факты говорят о том, что происходит умышленное занижение для подстраховки и оправдания недоимки доходной части бюджета, или настолько велики параметры действия теневой экономики. Такие проявления профицита должны насторожить парламент и руководство государства, поскольку это путь к искусственному торможению экономического роста и социального прогресса. Для дальнейшего искоренения этого явления в дальнейшем необходимо установить причины его происхождения и наказание государственных лиц, ответственных за допущенные грубые ошибки.

Другой бедой является дефицит государственного бюджета, превышающий общепринятые нормы. Причиной этому служат некомпетентность руководства экономического блока правительства, завышенная планка и необоснованность программы государственной социально-экономической политики, и отсутствие полноценной, научной системы экономических, организационных и технологических механизмов.

Также большое значение имеет бюджетное отношение между центром и регионами. От их сбалансированности будет зависеть общая эффективность национальной экономики. Расширение масштабов и социальная ориентация региональной экономики, и усложнения производства, межрегиональных связей, требует увеличение удельного веса региональных, местных бюджетов. В экономической литературе отмечается, что в унитарных государствах на долю местных бюджетов приходится не более 30 %, а в федеративных - от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов. С внедрением и развитием самоуправления регионов доля местного бюджета должна увеличиться. Здесь все будет зависеть от определения объективных параметров соотношения межбюджетных соотношений между центром и регионом, общего вклада в повышение эффективности рыночной экономики, социальной её ориентации и прогрессивного развития общества.

Итак, бюджетный механизм регулирует соотношение между доходом и расходом, тем самым воздействует на формирование баланса в межотраслевом развитии и пропорционального соотношения между материальным производством, нематериальным и духовным производством, согласование повышения эффективности рыночной экономики и социального прогресса.

Понятия и термины

Бюджетный механизм; государственный бюджет; местный бюджет; государственные внебюджетные фонды; профицит бюджета; дефицит бюджета; дотация; субвенция; субсидия; бюджетирование.

Рассматриваемые вопросы

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета.

2. Механизм функционирования государственного бюджета в

социализации экономики.

3. Субъекты функционирования государственного бюджета.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Принципы бюджетной системы.

2. Структура государственного бюджета.

3. Механизм бюджетирования в формировании социальной ориентации экономики.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Какие проблемы обнаруживаются в формировании государственного бюджета?

2. В чем различие между дефицитом и профицитом бюджета?

3. Почему не планируется профицитный бюджет?

Темы для рефератов

1. Диалектика формирования государственного бюджета.

2. Межбюджетные отношения в повышении эффективности национальной экономики.

3. Механизм функционирования бюджетных отношений.

Литература

1. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит/Уч. пос.-Таганрог, 2003. ().

2. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М., 2005.

3. http: // www.budgetrf.ru/Publications/Glossary070.htm

4. Айнабек К.С. Теория рыночной экономики/Уч. пос.-Алматы, 2004.

5. Экономическая теория. Учебник/Под ред. А.И Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, 1999: ил.

6. Общая экономическая теория. Учебник/Под ред. У.К. Шеденова.- Актобе, 2004.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансы и кредит

по дисциплине: «Финансы»

Тема: «Бюджетные механизмы»

Выполнила студентка ИЭиУ

3 курса, группы Б-304

Свиридова Алина Петровна

Проверила доцент:

Медюха Екатерина Валерьевна

Ростов-на-Дону 2014

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА

1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма

1.2 Проблемы современного бюджетного механизма

2. МЕСТО И РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТАМИ В СУБЪЕКТЕ РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы реферата обусловлена тем, ведущую роль, в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества, играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества. За счет бюджетного механизма создаются и используются бюджетные фонды на основе однонаправленного и безвозмездного движения денежных средств. бюджетный механизм расход финансовый

С 2005 года изменилось отношение к содержанию бюджетного механизма:

Во-первых, переход от затратного планирования к бюджетированию, ориентированному на конечный результат - БОР;

Во-вторых, переход от краткосрочного к среднесрочному планированию в рамках жестких бюджетных ограничений по секторам экономики. Суть этого метода заключается в том, что планируются и исполняются не отдельные виды расходов бюджета, а комплексные целевые программы предоставления бюджетных услуг, за которые ответственны администраторы расходов.

Целью является оптимизация бюджетных расходов, ориентация их на приоритеты государственной политики, повышение эффективности государственного сектора экономики. Сочетание БОР и MTEF позволит повысить качество управления бюджетными средствами и оптимизировать затраты бюджетного сектора.

Инструментами бюджетного механизма являются его основные характеристики: доходы, расходы, дефицит, профицит, дотации, субвенции, субсидии и др. Основой правового обеспечения является Бюджетный кодекс.

Структура данной работы включает следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, приведенных в разделе "Содержание", заключение и список использованных источников. В конце работы идет заключение, которое подводит итог, а так же включает в себя вывод о проделанной работе.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА

1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений.

Бюджетный механизм основан на следующих принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) принцип сбалансированности;

4) принцип самостоятельности бюджетов;

5) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

6) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

7) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) принцип прозрачности (открытости);

10) принцип достоверности бюджета;

11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) принцип подведомственности расходов бюджетов;

13) принцип единства кассы.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Воздействие бюджетного механизма на экономику:

Количественное (определяется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств)

Качественное (связано с влиянием на экономические интересы хозяйствующих субъектов через конкретные виды доходов и расходов бюджета)

Элементы и звенья бюджетного механизма:

Механизм мобилизации средств бюджета -> виды бюджетных доходов

Механизм расходования бюджетных средств -> виды и формы бюджетных расходов

Механизм балансирования бюджета -> источники покрытия дефицита бюджета

Механизм бюджетного перераспределения -> формы финансовой поддержки территорий

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений.

Можно выделить три звена бюджетного механизма:

1) методы аккумуляции средств в бюджете:

Налоговый (налоги, налоговые платежи);

Неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

2) методы и формы выделения средств из бюджета:

Бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);

Бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;

3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

1.2 Проблемы современного бюджетного механизма

Бюджетный механизм, его состав, функции отражают политическую и экономическую ситуацию в государстве, в мире. Если меняется объективная основа бюджетного механизма - государственное устройство и, как следствие, формируется новая бюджетная политика, соответствующая новому государственному устройству, то меняется и бюджетный механизм.

Основные задачи, которые были поставлены при формировании проектов бюджетов на 2014, 2015, 2016 годы для достижения целей бюджетной политики это:

Обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, т. к. прогнозируемые доходы будут сокращаться, необходимо разработать алгоритмы использования различных источников финансирования в случае увеличения бюджетного дефицита. Первостепенно это ресурсное обеспечение государственных программ и оценка рисков бюджетной разбалансированности.

Оптимизировать структуру расходов федерального бюджета в первую очередь это повышение эффективности бюджетных расходов за счёт совершенствования государственных закупок, бюджетной сети, численности государственных служащих.

Развивать программно-целевые методы управления, направленные на эффективность «программных бюджетов».

Изучение данной проблемы позволило нам сформулировать следующее определение бюджетного механизма: «Бюджетный механизм, являясь составной частью финансового механизма, представляет собой комплекс элементов:

1) государственных программ, бюджетного планирования, рычагов, стимулов, санкций;

2) мониторинга, резервов предназначенных для управления бюджетной системой в соответствии с бюджетной политикой государства».

Итак, государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.

Бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны.

Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.

Через главные бюджетные показатели - доходы и расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы можно определить происходящие в государстве экономические и социальные процессы, определить, насколько эти процессы соответствуют бюджетной политике государства, насколько сама бюджетная политика эффективна и оптимальна, определить взаимосвязь с другими странами в условиях финансовой глобализации.

2. ОСНОВНЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВУ И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Участие России в процессах финансовой глобализации и переход к инновационному типу экономики требуют модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами, так как эффективная и надёжная бюджетная система является важнейшим условием развития экономики. Во многих странах активно проводятся реформы в области государственных финансов, направленные на повышение результативности и прозрачности бюджетной системы, усиление ответственности органов власти за последствия принятия ими управленческих решений. В этом же направлении совершенствуются общественные финансы и в РФ.

В бюджетном Послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах сказано, что в 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. Достижения целей бюджетной политики в ближайшие годы призваны повысить качество управления общественными финансами.

РФ вышла в десятку лучших стран по индексу открытости Международного бюджетного партнёрства. Однако проблем ещё достаточно много. Модель постоянного роста бюджетных расходов в настоящее время исчерпала свои возможности. Экономический рост 2000-2008 годов давал возможность увеличивать расходы бюджетов, но в последующие годы устойчивость в первую очередь федерального бюджета несколько снизилась за счёт роста доли нефтегазовых доходов (46,1% в 2013 г.) и увеличения накопившихся социальных обязательств. В этих условиях совершенствование общественных финансов остаётся приоритетным направлением бюджетной политики в РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.

Таким образом, бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.

С научной позиции, посвящены многих работы российских учёных-экономистов, в том числе советского периода: Д. А. Алахвердяна, Г. В. Базаровой, С. В. Барулина, П. С. Никольского, М. А. Песселя, В. М. Родионовой, В. К. Сенчагова и др. Их исследования по многим вопросам актуальны и в настоящее время.

Теория бюджетного механизма в современной научной литературе, к
сожалению, рассмотрена недостаточно полно, кроме общих определений понятия бюджетного механизма не исследованы его сущность, состав, место и роль в управлении бюджетной системой.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,20011.

2. М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2012.

3.Л.А. Дробозина, Финансы и кредит, М., ЮНИТИ, 2013.

4. С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М.,Экзамен, 2012.

5. А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.

6. Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2012.

7. В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.

8. Е.Н. Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Уровни бюджетной системы Российской Федерации: федеральный и местный бюджеты. Проблемы бюджетного механизма, понятие бюджетного дефицита и способы его финансирования.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Понятие межбюджетных отношений и анализ доходов бюджета РФ. Распределение доходов между бюджетами. Основные методы бюджетного регулирования. Налоговые доходы, закрепленные за бюджетами субъектов Российской Федерации. Финансирование бюджетных расходов.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2013

    Теоретические основы бюджетного планирования: принципы и задачи. Формирование и исполнение бюджетов РФ; проблемы эффективности бюджетного механизма, пути их решения. Анализ исполнения бюджета г. Пензы за 2007: оценка качества финансового планирования.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребназдора по Республике Мордовия.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2013

    Сущность и функции бюджета, его роль в национальной экономической системе. Особенности планирования бюджета на современном этапе. Анализ динамики и структуры доходов и расходов бюджета Украины. Основные направления совершенствования бюджетного механизма.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2013

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Характеристика мер, применяемых за нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств в строительстве. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Современное состояние территориальных бюджетов России и их место в финансовой системе государства. История развития бюджетного федерализма в стране. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Проблемы разграничения расходных и доходных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Понятие бюджетного устройства и бюджетной политики. Основное направление механизма бюджетного регулирования в республике Казахстан на современном этапе. Особенности формирования доходных источников местных бюджетов на примере Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

Бюджетный механизм и его особенности

бюджетный финансирование

Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

· форма собственности

· структура экономики

· социальный состав населения

· интеллектуальный уровень

· уровень благосостояния

· состояние развитие экономики

· состояние денежного оборота

· стабильность денежной единицы и т.д.

К внешним факторам относятся:

· экономические отношения с другими государствами

· экспортные возможности государства

· интеграция в мировой экономической системе

Основными направлениями бюджетной политики являются:

v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов

v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки

v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики

v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов

v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга

v поиск дополнительных источников, доходов бюджета

Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.

Бюджетный механизм и его деятельности

Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:

v бюджетное планирование и регулирование

v нормативы

v резервы

v управления бюджетными средствами

Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.

Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.

Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.

Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.

К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:

v бюджетное финансирование

v финансовая поддержка отдельных отраслей

v образования специальных фондов и резервов

Бюджетный процесс и его стадии

Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.

Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:

1. бюджетного планирования

2. выполнение бюджета

Бюджетное планирование - состоит из:

· определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета

· объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям

· сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.

Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.

Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете

Составление проекта бюджета предусматривает:

1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.

2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета

3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.

4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.

5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.

6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.

Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:

1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады

2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом

3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.

Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений.

Бюджетный механизм основан на следующих принципах:

  • 1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • 3) принцип сбалансированности;
  • 4) принцип самостоятельности бюджетов;
  • 5) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • 6) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • 7) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • 8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • 9) принцип прозрачности (открытости);
  • 10) принцип достоверности бюджета;
  • 11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • 12) принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • 13) принцип единства кассы.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • 1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
  • 2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
  • 3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

  • 1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;
  • 2) исполнения бюджета;
  • 3) бюджетного контроля.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

  • - федеральный бюджет;
  • - региональные бюджеты;
  • - местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.

Воздействие бюджетного механизма на экономику:

  • - количественное (определяется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств)
  • - качественное (связано с влиянием на экономические интересы хозяйствующих субъектов через конкретные виды доходов и расходов бюджета)

Элементы и звенья бюджетного механизма:

  • - механизм мобилизации средств бюджета -> виды бюджетных доходов
  • - механизм расходования бюджетных средств -> виды и формы бюджетных расходов
  • - механизм балансирования бюджета -> источники покрытия дефицита бюджета
  • - механизм бюджетного перераспределения -> формы финансовой поддержки территорий

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений.

Можно выделить три звена бюджетного механизма:

  • 1) методы аккумуляции средств в бюджете:
    • - налоговый (налоги, налоговые платежи);
    • - неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);
  • 2) методы и формы выделения средств из бюджета:
    • - бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);
    • - бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;
  • 3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики . Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

· внедрение принципов среднесрочного планирования;

· оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

· формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

4. Основные направления бюджетной политики на перспективу.

На протяжении всего периода реформ, цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:


реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

6.Бюджетная политика в ходе экономического цикла

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.
При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама