THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;
  • является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;
  • является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет все виды банковских операций;
  • осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
  • неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;
  • неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

В каждом государстве функционирует ЦБ - орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, хранения официальных золотовалютных резервов.

В разных странах ЦБ могут называться по-разному: государственными, национальными, народными и т.д. В ряде стран такие банки подотчетны непосредственно парламенту, либо образованной законодательным органом страны специаль­ной банковской комиссией.

Этот орган должен быть независимым, выступающим иногда определенным противовесом действиям правительства, но независи­мость ЦБ должна иметь и свои объективные пределы, поскольку углубление принципиальных противоречий с управляющей системой общества может затруднить управление страной.

В Западной литературе противоречия вокруг деятельности ЦБ получило название магического четырехугольника. В качестве углов выступают: экономиче­ский рост, проблема занятости, стоимость денег и сбалансированность платежного баланса страны.

ЦБ как правило, юридиче­ски самостоятельны и не должны полностью подчинятся государству, хотя их деятельность частично затрагивает интересы самого государства и отраслей хозяйства. Вопросы независимости ЦБ имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государствен­ных финансов и банковских ресурсов, т.е. ограничение прав правительств по использованию средств этих банков. Для осуществления своих функций ЦБ используют широкий диапазон экономических инструментов с помощью которых и осуществляется денежно-кредитная политика.

Основные положения об организации денежно-кредитной системы современной России сформулированы в Конституции РФ. Законодательством РФ предусмот­рено, что ЦБ РФ - является юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом. Это экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. Банк России не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по обязательствам банка. ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику.

2. Регулирует денежное обращение.

3. Является монополистом в деле эмиссии наличных денег.

4. Организует кредитные отноше­ния.

5. ЦБ РФ является расчетным центром страны.

6. ЦБ РФ является органом валютного регулирова­ния.

7. ЦБ РФ устанавливает правила бухучета и очередности, порядок проведения операций для всех банков и кредитных учреждений. Он лицензирует деятельность банков, кредитных учрежде­ний и аудиторских организаций, занимающихся аудитом банка, регистрирует эмиссию ценных бумаг банков и кредитных учреждений, ведет реестр ценных бумаг, эмитируемых ими.

Банк России использует следующие инструменты и методы:

1. Определение процентных ставок по совершаемым операциям.

2. Установление резервных требований для депонирования средств кредитных учреждений.

3. Проведение операций на открытом рынке.

4. Рефинансирование банков и предоставление кредитов.

5. Осуществление валютных инвестиций.

6. Установление ценовых ориентиров.

7. Введение кредитных ограничений.

ЦБ РФ может установить одну или несколько официальных процентных ставок с учетом особенностей различных видов операций или проводить процентную политику без фиксации официальной процентной ставки.

Система рефинансирования заключается в кредитовании банков России и других кредитных учреждений в установленные сроки и в пределах, выделенных лимитом.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем - просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром банковской системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать покупательную способность национальной валюты и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Собственность центрального банка чаще всего является государственной. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей экономики или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (в Дании, Финляндии, Норвегии) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, на 8 лет - в ФРГ.

Степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем центральные банки имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов министерством финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швеции, Швейцарии) или законодательно ограничено (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольно эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

  • - изменение процентных ставок, по которым центральный 5анк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
  • - изменение норм обязательных резервов банков;
  • - операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • - политика валютной интервенции, т. е. покупка-продажа иностранной валюты.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • - прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые "кредитные потолки");
  • - регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установления маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

К основным направлениям надзора и контроля центрального банка над коммерческими относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгоценными металлами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление систем экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валюты как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя коммерческие банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения; осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им важнейшей функции - функции денежно-кредитного регулирования.

Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ законодательно определяются Конституцией РФ, Законом о Центробанке и другими федеральными законами.

Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со ст. 3 Закона о Центробанке основными целями деятельности Банка России являются:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ, ст. 5 Закона о Центробанке). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка РФ - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Закона о Центробанке. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, гак же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона о Центробанке федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности Банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов Совета, которые утверждаются Государственной Думой РФ по представлению председателя Банка. Он является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров организует работу Банка России и регулирует деятельность коммерческих банков страны. Он утверждает структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы его структурных подразделений.

В полномочия Совета директоров входят изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом.

Наряду с Советом директоров функционирует Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Администрации Президента РФ, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.

Совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а гакже принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка России.

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления денежно-кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка РФ и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) - это проценты по ссудам, используемым Центральным 5анком РФ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. С 21 января 2000 г. учетная ставка составляла 45%. За период с 2000 по 2011 г. она снижалась более 20 раз, а с мая 2011 г. она составляет 8,25%.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Основные функции Банка России закреплены Законом о Центробанке (ст. 4). Банк России:

  • - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их финансирования;
  • - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций;
  • - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных социальных внебюджетных фондов;
  • - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковской деятельности, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а гакже с юридическими и физическими лицами;
  • - устанавливает правила бухгалтерского учета отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В целях успешной реализации денежно-кредитной политики Центральный банк РФ использует следующие инструменты и методы:

1. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязательные резервы (резервные требования) - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, или в виде депозитов в Центральном банке РФ, или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком РФ.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных операций (депозитов) либо активных операций (кредитных вложений). Использование нормативов может иметь как тотальный характер воздействия - установление ко всей сумме обязательств или ссуд, так и селективный - к их определенной части.

2. Операции на открытом рынке.

При осуществлении этих операций Центральный банк РФ не только реализует направления своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, облигаций Банка России. Эмитентом государственных ценных бумаг является Правительство РФ в лице Министерства финансов России.

Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

3. Рефинансирование кредитных организаций.

Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Рефинансирование может осуществляться путем предоставления ломбардного кредита, кредита под залог векселей и другие виды кредита.

В зависимости от собственности на капитал различают: государственные, акционерные, смешанные. Германия, Англия, Дания, Франция ЦБ со 100% участием государства. США собственность банков. Необходимым условием существования ЦБ является его фактическая независимость от правительства. В России уставной капитал и имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью. Однако он не финансируется за счет бюджета, а осуществляет свои расходы за счет доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности банка России. По итогам года 50% полученной прибыли он перечисляет в государственный бюджет. ЦБ РФ подотчетен Госдуме, которая назначает и освобождает председателя банка и членов советов директоров. Федеральные органы государственной власти не имеют право вмешиваться в деятельность банка. Более того нормативные акты изданные в ЦБ в приделах его компетенции обязательны ля федеральных органов власти. Наименее независимы банки Австралии и Италии, максимально независимы- Австрии, германии. Цели деятельности ЦБ: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля. 2. развитие и укрепление банковской системы. 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах, национальные банки республик являются территориальным учреждением ЦБ РФ, не имеют статуса юридические лица и не могут принимать решения носящие нормативный характер. Территориальные учреждения ЦБ – обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему ЦБ. Операции ЦБ делятся на 2 группы: 1. пассивные. Относятся операции с помощью которых образуются ресурсы ЦБ. 2. активные. операции по размещению ресурсов. Основные источники ресурсов ЦБ: эмиссия банкнот, средства коммерческих банков на корреспонденческих счетах. Все ЦБ выполняют функции которые можно объединить в следующие группы: 1. по организации регулирования денежного обращения. 2. обслуживанию счетов правительства. 3. банковскому обслуживанию коммерческих банков. 4. надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков. 5. валютному регулированию и контролю. Для осуществления валютно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С них производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов. Существуют определенные условия для получения кредитов от ЦБ, при этом получать кредиты могут только банки выполняющие все его требования и при наличие достаточного обеспечения. ЦБ может предоставить следующие виды кредитов: ломбардный, срок кредитования от3 до 30 дней, при этом кредиты могут выдаваться по фиксированной ставке называемой ломбардной и кредит выдаваемый на акционерной основе когда установленный лимит на максимальный объем кредита выставляемый на каждый аукцион. Внутридневные кредиты размер регулируется величиной лимита. Стабилизационные выдаются банкам испытывающим серьезные затруднения. Кредиты банку санатору величина ограничивается 5-10% объемов финансовой помощи, которая планируется оказать проблемному банку. Учет векселей выданных российскими организациями экспортерами кроме того ЦБ осуществляет операции РЕПО- с государственными казначейскими обязательствами и облигациями федерального займа. Депозитные операции ЦБ: депозитные аукционы; депозитные операции по фиксированной % ставке; приме в депозит средств банков на основании заключенного договора. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций. Выдает лицензии, устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета, отчетностей для банковской системы. ЦБ выдает следующие виды лицензий: банковскую, на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгметаллами; на прием вкладов от населения, не менее 2 лет проработавшему; валютную; на проведение операций с драгметаллами. Кроме того для устойчивого функционирования банковской системы ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности. (достаточности собственных средств, нормативы ликвидности банка, долю срочной ликвидности, общей ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика, максимальный размер крупных кредитных рисков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

120. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.



Центральный банк выполняет следующие основные функции:

· осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;

· является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;

· является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);

· осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

· определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
121. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения в России.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

122. Современные представления о сущности и функциях банка.

Сущность банка целесообразно рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков. Банк является прежде всего предприятием, произво­дящим особый, специфический продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он про­изводит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления.

Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структуру банка не следует путать со структурой аппарата управления банком. Под струк­турой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возмож­ность функционировать как специфическому предприятию (институту) В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический ка­питал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъек­тов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфи­ческие знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него вхо­дят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и комму­никации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды про­изводственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и без­наличной формах.

123. Банковская система России и особенности ее современного развития. Макроэкономические факторы развития банковской системы.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

· степень развитости товарно-денежных отношений;

· общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

· законодательные основы и акты;

· общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама