THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки на­зываются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резер­вные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Япо­нии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуще­ствившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депо­зитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком счи­тается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмис­сии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея го­сударства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммер­ческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принад­лежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено про­цессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В неко­торых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последне­го, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, ста­тус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между цен­тральным банком и банковской системой регулируются законом о бан­ковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обя­занности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотноше­ния между центральным банком страны и правительством с учетом не­формальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости цен­тральных банков можно выделить пять важнейших:

Участие государства в капитале центрального банка и в распреде­лении прибыли;

Процедура назначения (выбора) руководства банка;

Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

Права государства на вмешательство в денежно-кредитную поли­тику;

Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного фи­нансирования государственных расходов центральным банком страны.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной де­нежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышлен­ной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предо­ставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профес­сионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать госу­дарственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные опера­ции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные ре­зервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законода­тельством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной еди­ницы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основ­ные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной мас­сы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной полити­ки, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной по­литики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функ­ция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минималь­ных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция вклю­чает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разра­ботка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательс­кая функция, т.е. функция научно-исследовательского, информацион­но-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному прави­тельству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной си­стемы.

Деятельность Центрального банка России регламентируется Федеральным законом от 27.06.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

Монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

Быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

Устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

Устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

Проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

Осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

Выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

Регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

Организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

Принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

В целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

Осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий регулирующие функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является целью его деятельности, то есть это не коммерческий банк. К основам его деятельности: относятся: поддержание устойчивости курса и платежеспособности национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота страны. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, явля­ется органом банковского регулирования и надзора, органом ва­лютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со сто­роны Банка России осуществляется как прямыми, администра­тивными, так и косвенными, экономическими методами. К пер­вым относится лицензирование банковской деятельности, уста­новление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и пред­ложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального банка, норм обяза­тельного резервирования, рефинансирование коммерческих бан­ков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Еще по теме Тема 13. Центральные банки их функции и основы деятельности:

  1. 10.1. Организационно-правовые формы и структура коммерческих банков
  2. 1.2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
  3. ТЕМА 3.3. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ, ИХ ФУНКЦИИ И ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  4. § 1. Проблемы правового положения Банка России как органа банковского регулирования и надзора
  5. § 2. Специфика управленческой системы в государственном регулировании банковской деятельности. Виды государственного регулирования банковской деятельности.
  6. § 3. Деятельность российских судов в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Цели и задачи организации центральных банков. Функции Центрального банка РФ. Организационная структура Центрального Банка РФ: центральный аппарат, территориальные главные управления и национальные банки России, расчетно-кассовые центры (РКЦ). Функции Центрального Банка РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов и кредитования народного хозяйства, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков Англии, Франции, Японии, Германии, США и других банков развитых стран.

Коммерческие банки и их деятельность

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Законодательные основы банковской деятельности. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Банковские счета. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка – операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка.

Активные операции коммерческого банка – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для привлечения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные, и инвестиционные); по уровню доходности.

Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков. Отличия ссудных и инвестиционных операций коммерческого банка.

Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка.
Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций.

Ликвидные и неликвидные операции коммерческого банка. Понятие банковской ликвидности.

Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

Международные финансовые и кредитные институты

Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка. Европейский банк реконструкции и развития. Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов. Международная финансовая корпорация. Международная ассоциация развития и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Деньги

1. Происхождение, эволюция и сущность денег

2. Функции денег

3. Виды денег

4. Понятие денежной массы

5. Выпуск денег и эмиссия денег

6. Понятие денежного оборота, его содержание и структура

7. Основы организации безналичного денежного оборота

8.Формы безналичных расчетов, условия осуществления их

9. Денежная система и ее элементы

10. Сущность инфляции и формы ее проявления

II. Кредит

11. Необходимость и сущность кредита

12. Функции и законы кредита

13. Теории кредита

14. Формы и виды кредита

15. Природа ссудного процента и его экономическая роль

16. Банковский процент и механизм его формирования

17. Формы обеспечения возвратности кредита

18. Рефинансирование и межбанковское кредитование

19. Принципы банковского кредитования.

20. Роль кредита в развитии экономики и его границы

III. Банки

21. Возникновение и развитие банков

22. Понятие и элементы банковской системы

23. Форма организации центральных банков и организационное устройство Банка России

24. Задачи, функции и операции Банка России

25. Денежно-кредитная политика центрального банка

26. Понятие, принципы деятельности и классификация коммерческих банков

27. Организационное устройство коммерческих банков

28. Функции коммерческих банков и банковские услуги

29. Пассивные операции коммерческих банков

30. Активные операции коммерческих банков

Студентам предлагается перечень вопросов, входящих в контрольную работу, который был утвержден на заседании кафедры. При подготовке вопросов принимались во внимание следующие факторы:

Актуальность рассматриваемой проблемы;

Наличие научной и специальной литературы по изучаемым вопросам;

Возможность сбора экономической и статистической информации.

Номера вопросов для контрольной работы студенты определяют в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

В случае возникновения у студентов трудностей, связанных с выбором темы контрольной работы, им следует обратиться за консультацией к преподавателю - научному руководителю.

Студент должен самостоятельно подобрать литературные источники, необходимые для написания контрольной работы, используя список рекомендуемой литературы, содержащийся в данном пособии, а также каталоги книг и периодических изданий, которые имеются в библиотеке академии или других библиотеках.

Изучение литературы должно осуществляться в определённой последовательности:

1) изучить соответствующие главы и разделы учебников и учебных пособий;

2) ознакомиться с федеральными и региональными законодательными актами, относящимися к теме контрольной работы;

3) проанализировать действующие инструкции и нормативные акты Центрального Банка РФ, имеющие отношение к изучаемой проблеме;

4) изучить монографии и статьи в периодической печати.

Главной целью изучения литературных источников является систематизация информации и накопленных наукой знаний по изучаемым вопросам, выделение различных взглядов и точек зрения отечественных и зарубежных учёных и специалистов, а также выработка собственного мнения по рассматриваемым проблемам.

Раскрытие сущности тех вопросов, которые обозначены в плане контрольной работы, целесообразно начать с изложения теоретических положений и исторического аспекта изучаемой проблемы. Следует объяснить сущность изучаемых явлений и процессов, их тенденции и перспективы. Необходимо сделать обзор различных точек зрения и мнений, существующих в современной экономической литературе, а также высказать свою позицию по изучаемой проблеме. Теоретические положения необходимо подкрепить анализом фактического материала – статистических и экономических показателей, почерпнутых из статистических сборников, периодических изданий, справочников и компьютерной сети Internet.

Приводимые в контрольной работе статистические данные должны быть тесно увязаны с текстом и сведены в таблицы или диаграммы. Показатели должны рассматриваться в динамике не менее чем за 3 – 5 лет. Сравниваемые объекты должны быть однотипны. Анализ становится более глубоким при расчёте средних и относительных величин, индексов, показателей вариации признаков, при выявлении взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями.

Изложение текстанумерация страниц должна быть сквозной контрольной работы заканчивается списком использованной литературы.

Контрольная работа может быть выполнена от руки или на компьютере, на одной стороне листа формата А4 через 1,5 интервал, шрифт 14 пт, или написана в ученической тетради формата А4.

Нумерация должна быть сквозной, начиная с титульного листа.

Студент обязан сдать контрольную работу на кафедру финансов и кредита не позднее указанного преподавателем срока. Сотрудник кафедры проверяет правильность оформления контрольной работы и регистрирует её в специальном журнале.

Научный руководитель проверяет контрольную работу и в случае неудовлетворительного выполнения возвращает её на письменную доработку с указанием конкретного срока вторичной сдачи контрольной работы на кафедру. В процессе доработки студент должен устранит замечания и ответить на вопросы научного руководителя.

Выполненная и зачтённая контрольная работа хранится на кафедре «Финансы и кредит».


В процессе эволюции капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем - центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

Первым центральным банком был Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 г. В 1694 г. возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. За оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные ими банкноты стали распространенным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. Королевская хартия 1694 г. закрепила за Банком Англии роль центрального банка и принципы его функционирования. Законодательную регламентацию установил Акт Роберта Пиля в 1844 г.

В зависимости от вида собственности на капитал центральные банки подразделяются на государственные, акционерные и смешанные. Отдельные центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., его предшественник - Рейхсбанк (1875 г.), созданный в 1990 г. Центральный банк РФ (Банк России), его предшественник - Государственный банк (1860 г.).

Процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных, получил большое развитие в эпоху государственно- монополистического капитализма. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Наиболее известным акционерным центральным банком является ФРС США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Несмотря на то, что ФРС образована на акционерной основе, она принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор, относятся к смешанным центральным банкам. Среди них можно выделить Банк Японии, основанный в 1882 г. По закону 1942 г. только 55% его уставного капитала принадлежит государству. Также принадлежит государству 50% национального банка Бельгии.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения изданной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной - основа государственного регулирования экономики.

В историческом аспекте центральные банки формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Под термином «центральный банк» подразумевался самый крупный банк, составлявший ядро банковской системы. Впоследствии центральные банки монополизировали отдельные функции. А затем государства национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австралии).

Капитал центрального банка обычно принадлежит государству, однако акционерами могут быть и коммерческие банки, и другие финансовые институты. В сравнении с коммерческими банками центральные банки не отличаются масштабами своих капиталов, операций и балансов, поскольку их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность как банков не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Его управляющий не входит в правительство. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру. В отдельных странах (Дании, Финляндии, Норвегии) не ограничивается срок пребывания высшего руководства центрального банка в должности. В других государствах он назначается на длительный срок, например, на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в Германии.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Критерий независимости центральных банков в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов определяет их классификацию.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

К объективным факторам оценки независимости центральных банков можно отнести:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедуру назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Первый объективный фактор оценки при проведении денежно- кредитной политики существенно не влияет на независимость центрального банка. Второй фактор, определяющий порядок выбора (назначения) и отзыва руководства центрального банка, влияет на степень его политической независимости от органов государственного управления. Третий - определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка.

В законодательстве ряда стран дана только общая формулировка задач центрального банка, что не является существенным для определения степени его независимости. Установление законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль в определении степени его независимости.

Четвертый фактор, устанавливающий права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, оказывает определяющее влияние на политическую независимость центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка предполагает законодательное ограничение кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую его независимость. Имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительств центральным банком. Подобная система действует в большинстве развитых стран.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX -- началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк -- Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции -- в 1800 г.

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. -- более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.

Первые центральные банки (ЦБ) возникли 300 лет назад (шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX века.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным Денежным системам. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • - участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • - процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • - степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • - права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • - правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости Центрального банка.

Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов чётко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его.

Наиболее зависимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счёт стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Независимость центрального банка имеет свои пределы. «Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама