THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Петипа Мариус Иванович Петипа́ Мариус Иванович

(Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба - Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

ПЕТИПА Мариус Иванович

ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
* * *
ПЕТИПА́ Мариус Иванович , русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа - красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре) . Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В Петербурге
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) . Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей - почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер) ). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович) , особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр - «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович) , действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь - крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ) , Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф) , Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр) . Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Петипа Мариус Иванович" в других словарях:

    Русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца ‒ танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни… … Большая советская энциклопедия

    См. в статье Петипа … Биографический словарь

    - (1818 1910) российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими… …

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петипа. Мариус Петипа Marius Petipa … Википедия

    Петипа, Мариус Иванович - М. Петипа. Портрет работы Ж. Годешарля. ПЕТИПА Мариус Иванович (1818 1910), артист балета, балетмейстер, педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. Выступал до 1869 (Люсьен д"Эрвильи “Пахита” Л. Минкуса и др.). В 1869 1903 главный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Петипа Мариус Иванович - (1818 1910) русский балетмейстер и педагог, с 1869 по 1903 гг. главный балетмейстер петербургской балетной труппы … Словарь литературных типов

    Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

    Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

    - (1818—1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались мастерством композиции … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров , Яковлева Юлия , Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, - Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли… Категория: История и теория искусств Серия: Культура повседневности Издатель: Новое литературное обозрение , Производитель:

Балет – это вызывающее восхищение во всём мире искусство театрального танца, которое по праву является национальной гордостью нашей страны. Несмотря на то, что его появлением мы обязаны итальянцам и французам, в разных странах считают, что родиной классического балета является именно Россия. Очень много знаменитых деятелей внесли неоценимый вклад в развитие этого вида искусства, тем не менее создателем и отцом русского балета заслуженно называют выдающегося балетмейстера французского происхождения Мариуса Петипа, который жил в России и так её любил, что считал своей второй родиной.

Краткую биографию Мариуса Петипа и множество интересных фактов о балетмейстере читайте на нашей странице.

Краткая биография Петипа

В 1818 году 11 марта ведущему танцовщику и балетмейстеру Большого оперного театра французского города Марселя Жану Антуану Петипа сообщили радостную весть: его жена – талантливая драматическая актриса, которая завзятым театралам была известна под именем Викторины Морель-Грассо, подарила ему третьего ребёнка – мальчика. Ребёнка нарекли Виктором Мариусом Альфонсом.


Семье вскоре пришлось переехать в Бельгию (тогда ещё королевство Нидерландов), так как в марсельском театре балетную труппу распустили, а Жан Антуан по счастью в то время получил предложение послужить в Королевском театре «Ла Монне» города Брюсселя, где впоследствии стал руководителем балетной труппы. Через некоторое время при театре он организовал школу танца и, несомненно, для занятий определил туда своих сыновей: Люсьена и Мариуса. Отец, поскольку хотел видеть в наследниках продолжателей своего дела, считал необходимым дать им и музыкальное образование, поэтому помимо колледжа, в котором дети проходили общеобразовательные дисциплины, они также обучались в консерватории выдающегося бельгийца Франсуа Фетиса, Мариус постигал там искусство музицирования на скрипке .

Всё чем отец заставлял заниматься младшего сына, мальчику очень не нравилось, так как он считал кривлянья перед публикой в различных изящных позах недостойным для себя. Тем не менее настойчивость и требовательность старшего Петипа, да к тому же и внушения матушки, которую Мариус безгранично любил, сделали своё дело, и уже через два года имя Мариуса появилось на театральной афише в спектакле «Танцемания». Революция, произошедшая в Бельгии в 1830 году, нарушила весь уклад жизни и планы Жана Петипа на будущее. Театр закрылся, и по этой причине семья на несколько лет оказалось в бедственном материальном положении. Отец вынужден был давать частные уроки, а мальчикам, чтобы помочь родителям заработать хотя бы небольшие деньги, приходилось заниматься перепиской нотных текстов. В итоге семейству вновь пришлось вернуться во Францию, в город Бордо, где старшему Петипа предложили место балетмейстера.

Молодость и начало творческой карьеры


Занятия Мариуса хореографией продолжились, но теперь молодой человек относился к ним с большей серьёзностью. С легкостью выполняя сложные балетные движения, юноша стал понимать, что возможно хореография и есть дело всей его дальнейшей жизни. Публика по достоинству оценила талант молодого танцора, и уже в 16 лет он был приглашён в театр города Нанта в качестве солиста и балетмейстера. Эта работа Мариусу очень понравилась, так как он не только танцевал первые партии, но и сочинял различные хореографические номера, одноактные балеты, а также танцы для опер . Однако все это длилось не долго: проработав один сезон, в начале следующего он сломал ногу, и импресарио разорвал с ним контракт. Поправив своё здоровье, Мариус вместе с отцом отправился за океан, чтобы в Нью-Йорке показать своё хореографическое мастерство.

К сожалению, гастрольный тур по США оказался недолгим, так как пригласивший Петипа импресарио оказался человеком непорядочным. Поначалу он затягивал с выплатами за спектакли и в конечном итоге обманул с гонораром. Вернувшись в Париж, Мариус не имея никаких театральных приглашений, два месяца брал уроки у выдающегося хореографа Жана Огюста Вестриса. После плодотворной стажировки у талантливого маэстро Петипа-младшему посчастливилось принять участие в грандиозном спектакле вместе со знаменитой Карлоттой Гризи, а затем в 1838 году получить ангажемент в лучшем театре города Бордо.


Спустя некоторое время Мариус уже успешно выступал в Королевском театре Мадрида, однако любовные похождения, которые чуть было не закончились дуэлью, заставили молодого человека покинуть Испанию и вернуться в Париж, где он вместе с братом стал завоёвывать сцену Парижской оперы. Так продолжалось до тех пор, пока Мариус не получил послание из столицы России от господина Титюса, который обращался с просьбой заменить в Санкт-Петербурге танцовщика Эмиля Гредлю.

Россия

В мае 1847 года в жизни Мариуса Петипа начался новый важный период, который тесно связан с Россией. Директор императорских театров господин Гедеонов встретил французского танцовщика весьма приветливо: выплатил аванс и дал некоторое время, чтобы иностранец смог освоиться в незнакомом городе. Дебютный балет «Пахита» на музыку Э. Дельдевеза, который Мариус станцевал в октябре на сцене Петербургского театра, был для него настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок.


В конце первого сезона на свой бенефис Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», который поставил как балетмейстер вместе со своим отцом, прибывшим в Петербург в качестве преподавателя танцев. В следующих сезонах репертуар Петипа стремительно разрастался. Он блистал в таких спектаклях как «Жизель », «Пери», «Эсмеральда », «Катарина - дочь разбойника», «Мечта художника», «Своенравная жена», «Фауст», «Корсар », поставленных французским балетмейстером Жюлем Перро.

В России Мариусу очень нравилось и у француза даже возникло желание связать с этой страной всю свою жизнь. В 1854 году Петипа обвенчался с балериной Марией Суровщиковой, а в следующем году, помимо танцевальной деятельности в театре, он стал делиться своим мастерством с учащимися хореографических классов в Петербургском театральном училище. Спустя некоторое время Мариус начинает активно заниматься сочинением хореографии к одноактным спектаклям, в которых главные партии танцевала его супруга, а в 1862 году директор театра обратился к Петипа с просьбой за короткий срок сочинить хореографию к большому спектаклю. В творческом содружестве с композитором Цезарем Пуни Мариус сумел подготовить постановку к точно назначенному сроку. Балет, который назывался «Дочь фараона», имел ошеломляющий успех и обеспечил Петипа официальное назначение на должность балетмейстера. В то время Петипа совмещал две должности: он не только деятельно занимался сочинением хореографии к новым спектаклям, но и исполнял в них ведущие партии. Так продолжалось до 1869 года, пока Мариус Иванович, как его теперь стали называть, не был назначен главным балетмейстером театра. Особый расцвет творчества Петипа начался с назначения на должность директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Именно в этот период, сроком в 18 лет, балетмейстером были созданы его самые выдающиеся балетные шедевры.


Любовь к России и верное служение российскому искусству в результате привело к тому, что в 1894 году, когда французскому балетмейстеру исполнилось 76 лет, он получил российское гражданство. Однако с 1901 года для Мариуса Ивановича начались тяжёлые времена. Занявший место директора императорских театров г-н Теляковский, несмотря на все творческие успехи главного балетмейстера, стал всячески препятствовать его работе. Об увольнении Петита не могло быть и речи, так как ему покровительствовал сам император Николай II, а вот чинить различного рода неприятности хореографу у него получалось очень хорошо. Дело дошло до того, что у Мариуса Ивановича на нервной почве случился инсульт. Врачи порекомендовали ему отойти от дел и серьёзно заняться своим здоровьем. В 1907 году Петипа со своим семейством переехал в крымский Гурзуф, где прожил три года и ушёл из жизни в 1910 году 14 июля.



Интересные факты

  • В детстве маленькому Мариусу приходилось очень несладко. По воспоминаниям великого маэстро, его отец, вопреки воле мальчика, насильно заставляя сына заниматься хореографией, разломал об него немало смычков.
  • Во время бельгийской революции 1830 года, когда в стране закрылись все театры Петипа-старший в портовом Антверпене арендовал помещение для того, чтобы дать для жителей города несколько спектаклей. В балете, который назывался «Мельники», он сумел задействовать всех членов своей семьи: на сцене танцевали не только отец с двумя сыновьями Люсьеном и Мариусом, но и матушка с дочерью Викториной.
  • Во время гастролей в Мадриде, на одном из спектаклей, Мариус, по задумке автора хореографической композиции, должен был поцеловать свою партнёршу. Несмотря на то, что Испанию называют страной любви, совершать там нечто подобное на театральной сцене категорически не разрешалось. Однако следуя сюжету, молодой танцор нарушил запрет, при этом услышал из зала восторженное одобрение публики. После спектакля за кулисами Петипа ждал полицейский комиссар, который поспешил уведомить его об аресте за неподобающие действия. К счастью за французского артиста вступился директор театра, и конфликт удалось уладить. После данного инцидента, как только имя Мариуса появлялось на афише, зал театра был переполнен, так как всем хотелось посмотреть на смельчака, который ради искусства ничего не побоялся.
  • По некоторым данным Петипа прибыл в Россию по фальшивым документам, из-за этого долго предполагали, что выдающийся хореограф родился в 1822 году и даже его столетие в молодом Советском государстве справляли, ориентируясь на эту дату. Лишь в семидесятых годах прошлого века во Франции была обнаружена метрика, по которой установили точную дату его рождения. Кроме того ходили слухи о том, что Мариус при поступлении на сцену Петербургского театра воспользовался именем своего брата Люсьена.
  • Отец Мариуса, долго не раздумывая, в 1848 году следом за младшим сыном тоже отправился в Санкт- Петербург и занял место преподавателя в Имперской Балетной школе. Проработав там до своей смерти, Жан-Антуан ушёл из жизни в 1855 году.
  • В России к уважаемым людям принято обращаться по имени и отчеству. Поначалу Петипа с почтением называли Мариус Жанович, но затем непроизвольно отчество было заменено на Иванович.


  • Мариус Иванович прожив в России более 60-ти лет так и не научился хорошо разговаривать по-русски. Его выручало только то, что терминология, применяемая в балетном искусстве, по большей мере основывается на французском языке.
  • Существует предание, что Петипа сочинял свои балеты при помощи кукол, и это действительно было так. Он расставлял картонные фигурки на столе, перемещал их по задуманному плану, а затем композицию и все переходы изображал на листе бумаги.
  • Это случилось в 1903 году, когда Мариусу Петипа было уже 85 лет. Во время одной из репетиций балета «Волшебное зеркало» произошла неприятность, которая оставила у присутствующих на душе дурной осадок: на сцене треснуло большое зеркало. Это происшествие явилось плохим предвестником: директору театра Теляковскому, несмотря на покровительственное отношение к Петипа русского царя, всё же удалось Мариуса Ивановича уволить с занимаемой должности главного балетмейстера.
  • В знак признания заслуг Мариус Петипа много раз был отмечен государственными наградами Российской империи, среди которых пять медалей «За усердие» и три ордена святых: «Владимира», «Анны» и «Станислава». Помимо этого знаменитый балетмейстер был удостоен орденов: французского - «Академических пальм», испанского - «Изабеллы Католички», румынского - «Короны», персидского - «Льва и Солнца».
  • После кончины Мариуса Петипа похоронили в Петербурге на Волковском кладбище, но в 1948 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
  • Мемориальная доска в память о выдающемся хореографе установлена на здании одной из старейших мировых балетных школ им. Вагановой.
  • В 2018 году не только в России, но и во всём мире отмечали юбилейную дату: 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. Банк России в честь такого события выпустил серебряную монету номинальной стоимостью 2 рубля.

Творчество Мариуса Петипа


Мариус Петипа и поныне является непревзойдённым хореографом, вклад которого в развитие не только русского, но и всего мирового классического балетного искусства переоценить невозможно. Обладая исключительным вкусом, талантом и трудолюбием, он стал законотворцем, установившим в сфере балета правила, которые и в нынешнее время находят деятельное применение в искусстве современного театрального танца.

Сегодня очень сложно перечислить все балеты, которые поставил Петипа за свою многолетнюю деятельность. Его спектакли, наполненные нравственным содержанием, отличались не только яркой зрелищностью, но и глубоким раскрытием художественной идеи произведения, которое он реализовывал с помощью целеустремлённого и последовательного развития. Балетные постановки Мариуса Ивановича всегда имели чёткую сюжетную линию, которой было подчинено действие, происходящее в спектакле: искусно разработанные сольные и ансамблевые партии, а также массовые номера кордебалета. Всё мастерски связывалось и органично объединялось в единую композицию с хореографическим повествованием, в которой непременно одним из главных действующих лиц являлась музыка. Петипа отдавал предпочтение, если была такая возможность, работе над спектаклем в тесном содружестве с композиторами, поэтому вершины своего творчества он достиг в балетах, музыку к которым писали его выдающиеся современники, такие как П.И. Чайковский и А.К. Глазунов . Помимо всего этого в основание своего творчества выдающийся балетмейстер ставил пластику, грацию и красоту, так как считал балет серьёзным искусством, в котором расценивал бессмысленные прыжки, кружения и слишком высокое вздёргивание ног совершенно неприемлемыми.

Свой творческий путь как балетмейстер Петипа начал во французском Нанте. Здесь он впервые сочинил хореографию к трём спектаклям и порадовал зрителей: «Маленькой цыганкой», «Правами синьора», и «Свадьбой в Нанте». Далее, после гастрольного тура в США и затем вынужденной стажировки в Париже, Мариус ненадолго обосновавшись в Бордо, поставил ещё ряд балетов со своей хореографией, которые он сам считал более или менее удавшимися, среди них «Язык цветов», «Бордоская гризетка», «Сбор винограда», «Любовные интриги». Мадридский период в творчестве Петипа отмечен такими спектаклями как «Приключения дочери Мадрида», «Жемчужина Севильи», «Отъезд на бой быков» и «Цвет Гренады».


Но это можно считать только началом плодотворной творческой деятельности гениального хореографа, основная часть которой проходила в России. Полвека своей жизни Мариус Иванович посвятил одному из ведущих мировых музыкальных театров - Мариинскому. На его сцену он вывел великолепные балеты, перечень которых включает более 60 наименований. В своём большинстве их можно назвать настоящими шедеврами, имевшими ошеломляющий успех.

К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот », «Баядерка », «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица », «Сильфида», «Щелкунчик », «Золушка», «Лебединое озеро », «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда », «Волшебное зеркало».

Личная жизнь

По молодости Мариус Петипа имел очень много романтических историй и по этому поводу про него ходили самые разные слухи. Например, рассказывали одну скандальную историю о том, что танцор завёл любовную интрижку с женой сотрудника французского посольства в Испании маркиза Шатобриана. Дипломат вызвал Мариуса на дуэль, но соблазнитель, испугавшись, в спешном порядке уехал из страны. По другой версии Петипа в 1846 году уехал из Испании вместе с дочерью испанской маркизы Вильягарсиа, в дом которой он был приглашён в качестве учителя танцев. Любовная страсть, возникшая между молодыми людьми, заставила их сбежать во Францию. Беглецов разыскивала как испанская, так и французская полиция. Боясь различного рода последствий, в том числе и судебных разбирательств, Мариусу пришлось безотлагательно удалиться в Россию под чужим именем в поддельных документах.

В Петербурге влюбчивый француз продолжал свои любовные похождения. В 1849 году у него был короткий роман с актрисой Терезой Бурден, которая подарила ему сына, названного тоже Мариусом. Затем Петипа имел продолжительную связь с одной из работниц театра, которая также родила французскому танцору ребёнка, но на этот раз дочь. Женился первый раз балетмейстер лишь в 36 лет. Его избранницей стала балерина Мария Суровщикова. Несмотря на то, что во время этого брака у Мариуса появилось ещё двое детей: дочь Мария и сын Иван, счастливой семейной жизни с Суровщиковой у хореографа не получилось. Оба супруга обладали несговорчивым характером, их совместная жизнь стала невозможной, и в результате они разъехались, но не разводились, так как в те времена это было весьма проблематично.

Второй женой Петипа стала тоже балерина, которую зрители знали под псевдонимом Любовь Савицкая. Она была дочерью друга балетмейстера, в то время знаменитого драматического артиста Л. Леонидова. Встреча будущих супругов состоялась в 1873 году, когда Мариусу Ивановичу было уже 55 лет, а его невесте всего девятнадцать, тем не менее, несмотря на большую разницу в возрасте, союз на этот раз получился очень счастливым. Поначалу это был гражданский брак и только в 1882 году после смерти первой жены Мариус Иванович и Люба смогли обвенчаться. В то время у четы Петипа было уже четверо детей – три дочери: Надежда, Евгения, Любовь и сын Виктор. Впоследствии семья пополнилась ещё: в 1884 году родился сын Марий, а в 1885 году младшая дочь Вера. Согласно семейным традициям Мариус Иванович своих детей тоже заставлял заниматься хореографией и они обижались на отца за чрезмерную требовательность, которую он к ним предъявлял. Наибольшие надежды Петипа возлагал на Евгению, которую считал самой способной. Однако случилось несчастье – Женю поразила саркома, последствием которой была ампутация ноги, а затем и смерть. Для семьи это было непомерное горе. Будучи хорошо обученными и отлично владея техникой хореографического искусства четыре дочери Мариуса Ивановича связали свою судьбу с Мариинским театром, а четверо сыновей балетмейстера свою жизнь посвятили драматической сцене.

– это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира. Наследие Петипа велико: благодаря его неутомимой творческой работе русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и поныне величают «домом Петипа».

Видео: смотреть фильм о Мариусе Петипа

Мариус Петипа родился 11.03.1818 г. в Марселе в семье известного провинциального балетмейстера.
Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии - балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, - драматической актрисой.
«Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, - вспоминал Мариус Петипа, - и история французского театра насчитывает много театральных семей». Семья Петипа, как и большинство подобных ей, вела кочевой образ жизни.
Отец был его первым учителем.«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

Мариус Петипа в возрасте 9 лет

Уже в 16 лет Мариус Петипа поставил свой первый спектакль в театре города Нанта.
В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру «приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов».


Портрет Мариуса Петипа в шестнадцать лет. Около 1834г.

В 1847 г. директор Императорских театров предложил ему место первого танцовщика. Мариус Петипа без колебаний его принял и вскоре прибыл в Петербург.
В конце мая 1847 года извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира. На голове его был повязан платок вместо картуза, который был украден в порту, сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра. Прохожие веселились, глядя на странного седока; он веселился не меньше, видя себя в центре внимания. Так прибыл в Россию человек, которому суждено было определить направление, по которому в течение десятилетий стал развиваться русский балет.

"Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы... Так балет падает, безусловно, падает». Петипа определил в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе - пластика, грация и красота.

Он считал Россию единственной страной, где это искусство балета процветало и стояло на правильном пути развития. В течение половины века он был главой Мариинского театра - одного из лучших балетных театров мира. Петипа определял пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской сцены, но и для мировой.

Как вспоминал о нем Николай Легат (Петипа был другом его отца), «молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов». Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев. Отмечали его артистизм и прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Вазем, «темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей».

Определенную трудность для балетмейстера составляло его плохое знание русского языка, которым он практически так и не овладел за долгие годы пребывания в России. Правда, балетная терминология в основном базируется на французском языке. Кроме того, балетмейстер даже в пожилом возрасте предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени.

По воспоминаниям Легата, «самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели, затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимания… Затем всю сцену повторяли заново, а Петипа наводил окончательный лоск, делая замечания отдельным исполнителям».

Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет «Пахита», автором которого был французский балетмейстер Мазилье. Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот сохранился в постановке Мариуса Петипа более чем на семь десятков лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне.

В 1862 году он официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров и занимал это место до 1903 года.

На сцене он обрел и супругу, женившись на танцовщице: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».
Однако танцовщица, обладавшая «грацией Венеры», в семейной жизни оказалась далеко не идеальной женой: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной». Супруги вынуждены были разъехаться, а в 1882 году Мария Суровщикова умерла. Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонидова, Любови Леонидовне. С тех пор, по признанию самого Петипа, он «впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг».
Разница в возрасте (Мариусу Петипа было пятьдесят пять лет, Любови - девятнадцать), характерах, темпераменте супругов была очень большой, однако, как писала в своих воспоминаниях их младшая дочь Вера, это не помешало им прожить вместе много лет и очень любить друг друга".


Фото сцены из балета "Дочь фараона" -хореограф Мариус Петипа (1818-1910) и композитор (1803-1870) Чезаре Пуни (1862г.) .
На снимке: В центре можно увидеть балерин (справа) Матильда Kсешинская (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия, и (слева) Ольга Преображенская (1871-1962) в роли раба Рамзея.

В 1862 году Мариус Петипа осуществил первую свою большую оригинальную постановку «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, сценарий которой разрабатывал сам по произведению Теофиля Готье.
«Дочь фараона», сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 года, содержала в себе элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера - и, следовательно, всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности. Продолжением развития танцевальности были многие балеты Мариуса Петипа, среди которых особенным успехом пользовались «Царь Кандавл» (в этой постановке впервые на балетной сцене Петипа использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман», «Синяя борода» и многие другие.

Перечень балетов, поставленных Мариусом Петипа на русской сцене, очень велик - их более семидесяти, а оригинальных постановок - сорок шесть, не считая танцев для опер и дивертисментов.

Ольга Преображенская, в роли феи Драже и Николай Легат - князь в ранней постановке "Щелкунчика" .
Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург

Среди них такие балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии, как «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и множество других.



Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра Чайковского
Хореография М. Петипа
1890


К.Брианца и П.Гердт в сцене из балета "Спящая красавица"

Лучшей своей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.

Несмотря на то, что последние годы работы Мариуса Петипа были омрачены закулисными интригами, он сохранил горячую любовь в русскому балету и к России. Его мемуары заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».
О русском балете он неизменно говорил «наш балет». Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет. Россия стала его родиной. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.
Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.

Все сооружения разделяются на два вида - гражданские и промышленные. Возведение гражданских объектов является сейчас одной из самых развивающихся сфер строительной отрасли. Примерами гражданского строительства нельзя считать только жилые дома, к ним также относятся общественные здания, которые необходимы для обслуживания людей, их образования, оздоровления, развития науки, обеспечения комфорта и других целей.

Возведение каких объектов относится к гражданскому строительству

К гражданским объектам относятся такие здания:

  • жилые здания, служащие для проживания людей (постоянного и временного);
  • общественные сооружения, которые используются для других потребностей, но не связанные с производством.

Сегодня гражданское строительство жилых и общественных зданий более распространено, чем промышленное. Объекты для жилья – это традиционные многоэтажные дома, коттеджи, загородные дома, таунхаусы, квартиры. К жилым также относятся дома гостиничного типа, интернаты и общежития.

Перечень общественных зданий довольно широк, ведь они служат людям для удовлетворения очень многих потребностей. К ним относятся все воспитательные и учебные учреждения, начиная от яслей и заканчивая университетами, научные, лечебные, коммунальные учреждения. Зрелищные сооружения также входят в этот перечень: кинотеатры, стадионы, театры, бассейны, а также торговые и торгово-развлекательные центры.

Особенности гражданского строительства

Главной особенностью комплексного жилищного строительства является комплексный подход к нему. Обычно при планировании застройки жилого квартала предусматривается и возведение общественных зданий – школ, больниц, торговых центров и других объектов. После завершения работ проводится облагораживание территорий – их озеленение, устройство тротуаров и дорог.

При возведении применяются новые технологии, современные строительные и отделочные материалы. Они должны гарантировать не только долгий срок службы сооружений, а и быть безопасными для человека. Еще одна важная особенность заключается в том, что при строительстве обязательно необходимо учитывать потребности посетителей этих сооружений или жителей домов.

Это означает, что объекты должны очень грамотно проектироваться, чтобы обеспечить достойный уровень комфорта, ведь все они служат для улучшения условий быта и жизни населения, организации досуга и качественного обслуживания.

На сегодняшний день строительство активно развивается, особенно в крупных городах, промышленных центрах и для создания необходимой инфраструктуры. Эта сфера называется промышленным и гражданским строительством, что является расшифровкой ПГС. В неё вовлечено большое количество организаций. Однако заказчикам следует помнить, что лучше проверить разрешение на деятельность такой организации и наличие необходимой квалификации у персонала. А ведь многие даже не могут дать расшифровку аббревиатуре , которая обозначает данную сферу.

Работы в ПГС

Работы в промышленно-гражданском секторе включают:

  1. Обоснование экономических затрат и применения технических решений.
  2. Проекты строительства.
  3. Проведение комплекса строительных работ, включая отделку и монтаж комплектующих.
  4. Осуществление административных процедур по вводу объектов в эксплуатацию, согласно действующему законодательству .

Перечисленный перечень работ требуется осуществить в обязательном порядке при возведении любого объекта недвижимости. Перечень может дробиться на множество подпунктов, которые уточняют характер той или иной процедуры.

Гражданское строительство

Под данным термином понимают проектирование и возведение сооружений, которые не имеют производственного назначения. Примерный перечень таких объектов включает:

Социально-культурные объекты:

  1. Системы здравоохранения.
  2. Объекты для занятий спортом.
  3. Здания для учебных заведений.
  4. Административные здания.
  5. Непосредственно жилую недвижимость.

Гражданское строительство имеет социальную роль в улучшении уровня жизни граждан. Однако в гражданской сфере важна комплексность . Нельзя строить жилые дома без должной инфраструктуры. Поэтому рядом с жильём следует возводить учреждения образования, больницы и здания для культуры.

Коммерческие здания - это тренд последнего времени. Прибыль - вот что стоит во главе данного направления. Офисные помещения малой площади - это требование современного рынка. Возведение таких сооружений ведётся с применением инновационных материалов в строительстве, равно как и технологий. Однако в любом случае объекты должны быть благоустроены, чтобы заказчику было комфортно жить в них или осуществлять свою деятельность. В первую очередь это касается жилой застройки.

Промышленное строительство

Это сфера постройки и реставрационных работ сооружений, которые имеют промышленное назначение. В целом отрасль имеет много общего с гражданским строительством. Однако для промышленного строительства характерно выполнение полного перечня работ - начиная с проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию. Как правило, этими работами занимаются специальные сертифицированные компании , которые имеют в своём штате опытных сотрудников высокого класса.

Производственный комплекс - это сеть промышленных предприятий, которые объединены между собой единой производственной цепочкой. То есть они работают над одним технологическим процессом . В комплексе выделяют главные элементы - корпуса. В них входят административные сооружения и складские помещения. А также в понятие производственный комплекс включена инфраструктура:

  • Котельные.
  • Электроподстанции и трансформаторы.
  • Помещения для отдыха.
  • Насосные.
  • Иные объекты, которые обеспечивают деятельность промышленного комплекса.

Для работы по строительству и реконструкции промышленного комплекса задействованы бывают лишь опытные строители из крупных компаниях.

Строительство как отрасль экономики

Отечественное ПГС является неотъемлемой частью экономики страны. Без этой сферы невозможно развитие капиталовложений. 3% ВВП, по последним данным, приходится на эту отрасль. Она позволяет:

  • Увеличивать доход.
  • Делать условия жизни людей лучше.

Предприятия отрасли позволяют трудоустроить значительное число специалистов, особенно инженеров-строителей. Активное развитие отрасль получила в крупных городах и промышленных центрах страны:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Челябинск.
  • Ростов-на-Дону.

Если в промышленных центрах причины развития отрасли понятны, то в больших городах возводится большое количество жилья, а также обслуживающей инфраструктуры из-за постоянно растущего количества населения.

Обучение работы в сфере ПГС

Рассматриваемая сфера - это производство, а также методы, средства и способы, которые позволяют решать задачи в проектировании и возведении объектов промышленного, гражданского и жилого назначения.

Во время подготовки будущие специалисты анализируют следующие вопросы:

  • Технология процессов строительства.
  • Конструктивные особенности сооружений и их планировка.
  • Отличия зданий по назначению и их особенности.
  • Материалы в строительстве.
  • Отдельные элементы сооружений и их конструктивные особенности.
  • Организация бизнес-процесс в строительстве и управление денной сферой.

Научно-исследовательская работа студентов производится в рамках теоретической подготовки во время учёбы. Практический материал отрабатывается во время технологической и производственной практики. Практические задачи студенты отрабатывают на первичных должностях в организациях, которые специализируются на ПГС.

На что направлена профессиональная деятельность:

  • Разработка документации, в том числе проектной и сметной.
  • Возведение сооружений и коммуникаций к ним.
  • Соблюдение санитарно-технических норм.
  • Правильная эксплуатация и проведение ремонтных работ, в том числе реконструкций сооружений.

Профессиональная деятельность делится на виды:

  • Разработка проектов.
  • Управление и организация.
  • Технология производства.
  • Исследовательская.

Место работы выпускников - строительные тресты, управления и иные организации строительной сферы.

Специальность, которую присваивают после обучения:

  1. Высшее образование - инженер-строитель.
  2. Среднее специальное образование - техник-строитель.

Распространённые занимаемые должности:

  1. Инженер по следующим специализациям:
    • Наладка и испытание.
    • По ремонтным работам.
    • По проектированию и сметам.
  2. Мастер строительных работ.
  3. Прораб.
  4. Начальник отдела или участка.
  5. Архитектор.
  6. Менеджер строительной организации (руководитель).

Отдельно следует выделить должность инженера по гидро-пневмо смазывающей аппаратуре (ГПСА) - это специалист узкого профиля, однако работать он может не только в строительстве. Основная область действия - машиностроение. Однако применение крупных строительных машин обуславливает профессиональную деятельность специалиста в этой сфере.

Как правило, в вузе имеется инженерный факультет , где обучают специалистов ПГС. В отраслевых вузах могут действовать факультеты по специализациям сферы.

Население растёт, города развиваются, и растут промышленные комплексы. В связи с этим профессия инженера ПГС становится более востребованной. Соответствующее образование можно получить во многих вузах страны. При этом оно актуально для тех, кто желает не просто работать, а реализовывать свои проекты в сфере градостроительства. Инженер ПГС - это специалист, который обладает техническими теоретическим и практическими знаниями в строительстве, занимается проектной или управленческой деятельностью, или работает на производственных должностях.

Для этой работы следует хорошо владеть компьютерной техникой, разбираться в информационных технологиях . Дело в том, что современное проектирование ведётся в автоматизированных системах, которые позволяют автоматически рассчитать большую часть параметров объекта.

Бакалавр получает общее строительное образование и может трудиться в проектных организациях, заниматься строительством и реконструкцией объектов. Ещё в процессе обучения в вузе, начиная с 1-го курса, студентов не просто учат теории и дают практические навыки во время производственной практики, а приучают серьёзно относиться к работе, выполнять её профессионально - вовремя и без ошибок.

У ПГС расшифровка в строительстве простая:

  1. Песчано-гравийная смесь, которая служит строительным материалом.
  2. Сфера строительства, которая объединяет гражданскую и промышленную области.

Сфера важна для развития экономики страны, поскольку развивает капитальное строительство не только жилья и промышленных сооружений, но и сопутствующей инфраструктуры. В сфере работают специалисты высокого уровня, поскольку требуется заниматься серьёзной аналитической работы. Их готовят в вузах страны на факультетах технического или инженерного направления. Это могут быть также строительные факультеты и вузы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама