THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионная).

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:

Во-первых, Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки.

В-третьих, нужно провести понижение по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих цен, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых цен может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность представления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. в более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.

Монетаризм как методологическая основа выработки монетарной политики неоклассического типа. Неокейнсианский подход к кредитно-денежной политике, ее инструменты.

Монетаризм - школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетарный - значит денежный (money - деньги, monetary - денежный). Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Можно сказать, что монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.

Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

Первоначально Монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названием некоторых работ видных представителей монетаристкой теории (книга Г. Джонсана «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»).

Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:

Обеспечение стабильности экономического роста;

Борьба с безработицей;

Снижение инфляции и достижение стабильности цен;

Устойчивость платежного баланса страны.

Промежуточными целевыми ориентирами являются:

Денежная масса и прежде всего агрегаты М 1 и М 2 ;

Ставка процента;

Обменный курс.

Предложение денег тесно связано с политикой Национального банка, определяющей стоимость денег в зависимости от состояния реального сектора экономики. Поэтому говорят о политике «дорогих» и политике «дешёвых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Национальным банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.

Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.



В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета. В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими». Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

Денежная реформа: введение новой денежной единицы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы. Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:

а) без изменения,

б) с изменением уровней заработной платы и цен.

Второе – чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.

Политика «дешёвых» денег проводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.5.7):

Рис. 5.7 Эффект политики дешевых денег

Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.5.8). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P 1 .до Р 2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р 2 до Р 3).

Рис. 5.8 Политика дешевых денег и инфляция спроса

В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Y f). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.5.9).

Рис. 5.9 Политика дешевых денег и гиперинфляция

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии денег в долгосрочном периоде на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности дене г: однократный рост предложения денег содействует изменению реального объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышается пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, который планируется и вводится в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.

Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий и правительства в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов , укрепления денежной единицы.

Монетарная политика являтеся важнейшим элементом .

Все воздействия отражаются на величине совокупного общественного продукта и .

Основные цели кредитно-денежной политики государства:
  • Сдерживание
  • Обеспечение
  • Регулирование темпов
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

  • политику денежно-кредитных рестрикций , которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников в ; повышения уровня ; ограничения темпов роста в обращении по сравнению с товарной массой;
  • политику денежно-кредитной экспансии , которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.

Инструменты монетарной политики

Разработка и реализация кредитно денежной политики — важнейшая функция . Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, что в свою очередь позволяет регулировать уровень производства и занятости.

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:
  • Регулирование официальных резервных требований
    Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  • Операции на открытых рынках
    Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  • Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика)
    Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

Факторы, влияющие на спрос, предложение и процентную ставку, можно объединить под названием «инструменты денежно-кредитной политики». К ним относятся:

Процентная политика Банка России

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой осуществляет переучет у них векселей.

Банк России может устанавливать одну или несколько по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Процентная политика кредитных учреждений , являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие , ее стабильность. обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.

Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найдены до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на .

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков , инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках .

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.

Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем , дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе , поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.

Нормативы обязательных резервов

По существующему законодательству коммерческие банки обязаны отчислять часть привлеченных средств на специальные счета в .

С января 2004 г. Центральным банком установлены следующие размеры отчислений в фонд обязательного резервирования Банка России: по счетам в рублях юридических лиц и иностранной валюте граждан и юридических лиц, а также по рублевым счетам граждан — 3,5%.

Максимальная величина отчислений, т. е. нормативы обязательных резервов, составляет 20% и единовременно не может изменяться более чем на 5%.

Данный норматив позволяет Банку России регулировать ликвидность банковского сектора .

Резервы служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке, с одной стороны, и ограничителем эмиссии кредитных денег — с другой.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной .

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России , корпоративных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается советом директоров.

В соответствии с законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27 октября 2008 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)» Банк России имеет право покупать и продавать , имеющие товарное происхождение со сроком погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и прочие ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года.

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей . Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Рефинансирование банков осуществляется посредством предоставления внутридневных кредитов, кредитов овернайт и проведением ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 календарных дней .

Валютное регулирование

Следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, Центральный банк должен следить за законностью проведения валютных операций, с другой — за изменением национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, не допуская существенных колебаний.

Один из методов воздействия на валютный курс — проведение центральными банками валютных интервенций или девизной политики.

Валютная интервенция — это продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты на с целью воздействия на валютный курс и на суммарный спрос и предложение денег. К ним, очевидно, следует отнести и сделки по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, порядок совершения которых регулируется письмом ЦБ РФ от 30 декабря 1996 г. № 390.

Основные задачи политики валютного курса в России — это укрепление доверия к национальной валюте и пополнение золотовалютных резервов . В настоящее время денежная база полностью обеспечена золотовалютными резервами.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России принимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций . Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

  • ситуацию в реальном секторе экономики;
  • доходность от вложения средств в производство;
  • ситуацию в других секторах финансового рынка;
  • экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
  • потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

Политика дешевых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня . Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:
  • Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
  • Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
  • Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Все вышеперечисленные инструменты кредитно-денежной политики относились к косвенным (экономическим) методам воздействия. Помимо данных общих методов денежно-кредитного регулирования цельнальный банк используется и прямые (административные) методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег» ), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке , переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента , что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования , что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег» ), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке , что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

б) повышает учетную ставку процента , что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования , что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику.

Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: Ms - r - I -Y.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта.

Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

В частности, это можно подтвердить следующим примером .

Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране.

Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели - росту ВВП.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки.

Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня.

Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня.

Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики , по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам».

Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу : масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год).

Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка , и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

На практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику , хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. , в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

С прилавков Норвегии исчезло сливочное масло

В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?

Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции, и включает:

  • 1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;
  • 2) продажу центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • 3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.

Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.

Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.

Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама