THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы:

    Социально-экономические отношения. Они основываются на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы.

    Организационные формы хозяйственной деятельности (натуральное хозяйство, товарное хозяйство и т.д.).

    Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни.

    Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В любой экономической системе экономика решает 3 главных вопроса:

    Что производить? (То есть, какие товары и услуги, в каком количестве, к какому сроку).

    Как производить? (Какие ресурсы использовать, на каких предприятиях, с помощью, какой технологии и т.д.).

    Для кого производить? (То есть целевая группа потребителей).

Вопрос 4. Основные типы экономических систем и их характерные черты.

Экономические системы различаются по:

    Способу решения главных экономических вопросов.

    По типу собственности на важнейшие виды ресурсов.

С точки зрения этих критериев различают следующие типы экономических систем:

    Традиционная система.

Данные экономические системы существовали в основном в начальные периоды истории человечества. Главные экономические вопросы решались на основе инстинкта. Сейчас данные системы встречаются гораздо реже (в наиболее отдаленных районах мира, в экономически слабо развитых странах).

Традиции, обычаи, наследственность, сословность, ритуалы определяют что, как и для кого производить. Следовательно, данная экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Активна роль государства – оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Преобладает натурально-общинная форма хозяйствования.

    Административно-командная система.

В этой системе главную роль играет государство. Именно оно решает вопросы что, как и для кого производить с помощью централизованного планирования и управления.

Характерные черты:

    Общественная собственность на все экономические ресурсы, монополизация экономики.

    Координация экономической деятельности осуществляется на основе иерархии, то есть административного способа подчинения вышестоящему органу.

    Руководство экономикой осуществляется из единого центра с помощью приказов, прямых команд.

    Из центра дается указание: что, как и для кого производить, куда поставлять продукцию, в каком количестве, по какой цене. Следовательно, центр должен заранее знать и определять все потребности, все ресурсы. На этой основе составляется директивный план развития экономики на определенный период времени. До каждого работника доводятся конкретные задания, и жёстко контролируется их выполнение.

    Гигантские монополии не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

    Значительная часть ресурсов направляется на развитие ВПК.

Примеры стран: СССР, страны Восточной Европы.

Практика показала, что такая система может быть эффективна в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах (война). Однако, в длительной перспективе, в нормальной социально-политической и экономической обстановке она не может быть эффективной. Последствия: утрата моральных и материальных стимулов к труду, утрата у человека чувства хозяина, уравнительность в оплате, следовательно, спад производства. Экономика становится неэффективной.

    Рыночная система.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и производителей, баланс спроса и предложения.

Вопрос «что производить?» решает потребитель.

Вопрос «как производить?» решается производителем. Под давлением конкуренции производители стараются внедрить новшества, чтобы не разориться, чтобы снизить свои затраты.

Вопрос «для кого производить?» - в рыночной системе, для тех, у кого есть деньги.

Таким образом, в рыночной системе основное средство координации экономической деятельности – это товарно-денежные отношения и конкуренция. Преобладающей является частная собственность. Это очень жёсткая система. За ошибки приходится платить «рублем», так как просчеты ведут к убыткам, разорению, банкротствам. Эта система основывается на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. В условиях конкуренции каждый предприниматель старается произвести более качественный товар, а значит, стремится внедрить новую технику и технологии. Все это способствует НТП.

Однако, это не идеальная система и в ней много недостатков. В результате конкуренции разоряются одни и обогащаются другие, следовательно, растет имущественное расслоение общества. Социальные гарантии минимальны, так как государство играет малую роль, являясь лишь арбитром, который следит за исполнением законов. Таким образом, высокая эффективность сочетается с нарушением принципов равенства и социальной справедливости.

    Смешанная система.

Следует иметь ввиду, что в реальной жизни рыночной экономики в чистом виде нет. Она существует только в теории. В реальной жизни современные экономические системы большинства развитых стран носят смешанный характер.

Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы: Что? Как? Для кого производить?

В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, конкретное государственное вмешательство. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективных отраслей.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, (в т.ч. финансирование новых, малоприбыльных отраслей, переподготовка кадров, развитие медицины, социальная защита), оказывая влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов.

Однако, главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.

Модели организации хозяйства:

Американская модель – это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, а также высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала.

Шведская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением внутрифирменного начала.


Здравствуйте, друзья!

Наверняка у Вас бывало чувство полного непонимания и сложности после прочтения какой-нибудь статьи по экономике или даже книги? Уверен было, и не раз.

Экономика, это слово мы слышим постоянно. Экономика вокруг нас. По телевидению, по ради, в газетах и интернете. Мы слышим такие слова как акции, векселя, индексы цен, инфляция, безработица, бюджет и т.д.

Вопрос один, а что мы из этого понимаем? Что из этого важно? К чему приведет, например, инфляция, изменения цен на акции? Уверен, многие путаются в тысячах экономических сводках с какими-то показателями. Не говоря уже о тысячи книг и статей по экономике.

Как тут быть? Как ориентироваться во всем этом? Да и как вообще понимать эту науку экономику? О чем она?

Друзья, вспомните, когда человек пытается сказать Вам что-то важное и не знает с чего начать. Вспомнили!? Что мы обычно в этот момент говорим? Да, все верно! Мы говорим, чтобы человек начал с главного. То есть с сути! Сколько бы человек не ходил во время разговора вокруг да около, пока он скажет главного по сути мы так и ничего не понимаем.

Вывод. Во всем в этом мире есть суть. Экономика не исключение. Зная суть и понимая ее мы можем понимать любое происходящее явление.

Приступим!

Экономика - это огромная наука со своими тысячами определениями. Но из этих тысячи определений мы выберем с Вами всего… три главных определения. Точнее даже не определения в чистом виде, а ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА. Да, да друзья, всего три вопроса! И мы начнем понимать многие процессы, происходящие в экономике. Мы встанем ногами на эти три вопроса и все остальное останется вверху: акции, товары, инфляция, торговля, фирмы, корпорации. Т.е. мы с Вами будем стоять на тех самых «трех китах», но в отличие от раннего описание устройства Земли и планет наши «киты» абсолютно реальны и именно на них все и держится и от них отталкивается.

Чувствую недоумение у Вас. Как можно с вопросами понять суть экономики? Вы правы с вопросами нельзя. Ведь вопрос, это всего лишь вопрос и никакого представления он не дает. Но! Уважаемые мои, где есть вопрос, там должен быть ответ. И у нас есть ответы. Правильный вопрос содержит в себе 50% ответа. Наши три вопроса правильнее некуда.

Итак, барабанная дробь…. И на сцену выходят три главных вопроса экономики :

1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?

Как ни крути в экономике все крутится вокруг потребления и производства.

Здесь на лицо прямо пропорциональная зависимость. Потребление растет, растет производство, растет производство, растет благосостояние людей, растет благосостояние людей, растет благосостояние страны. И наоборот. Все! Вот и процветание. Вот и весь механизм. Не надо никакой экономики! Не надо никаких учебников, никаких теорий. Достаточно понимать этот механизм, чтобы понимать происходящее в экономике на базовом уровне.

А теперь вернемся к нашим вопросам. Если вы можете ответить на эти вопросы, Вы можете смело идти преподавать экономику. Я не шучу!

Вся экономическая суть отталкивается от этих трех вопросов. Вся экономика, вся хозяйственная деятельность направлена на решение этих вопросов. Скажу больше. Вся деятельность человечества в хозяйстве определяется этими вопросами.

Все предприниматели, все фирмы, все корпорации, все государства, все заводы, все, все и все занимаются тем, что пытаются дать ответы на эти вопросы, но отвечают они не словами, а в виде продукции или услуг, которые производят.

Улавливаете, друзья! Причина всех экономических процессов, всех экономических явлений эти три вопроса. Эти вопросы ПРИЧИНА! Все остальное следствие.

Осталось самое малое. Разобрать эти три вопроса. Чтобы наше понимание экономической сути было полным и ясным.

Первый вопрос.
Что производить . Так как все люди, фирмы, корпорации, государства потребляют огромное количество различных товаров и услуг, то возникает желание у других фирм, корпораций, государств и людей удовлетворить этот спрос. Но! Спрос - это такое дело. Его нужно угадать, точнее лучше знать. Да, мы все хотим больше товаров и услуг потреблять. И наши аппетиты растут. Но это же совсем не значит, что мы готовы потреблять все, что предложат! Нет! Мы хотим потреблять, то что нам нужно – раз, то что нам нравится – два, и то что нам интересно – три. А необходимости, предпочтения и интересы у всех разные, согласитесь!?

И как тут быть? А вот как тут быть это проблема тех, кто пытается удовлетворить наши эти необходимости, интересы, предпочтения. Это те самые люди, которые занимаются бизнесом: производством товаров и услуг. Здесь мы именно говорим о производителях. Это вот их задача думать, как угодить нам. Угодили, значит спрос на их продукцию будет расти и оставаться большим, отсюда следует, что они заработают хорошие деньги и получат возможность развиваться и расти. Не угодили, тогда банкротство или поиск новых товаров и услуг для производства.

Ну как тут не согласиться с тем, что клиент всегда прав!? Прав! Все на него, для него и про него! Клиент всему голова, понимаете, ли.

Такие корпорации как Apple, Microsoft, Yandex, Sony, Dell, Samsung являются результатом того, что они точно угадали предпочтения потребителей и смогли удовлетворить их интересы, необходимости, и предпочтения. Результат как Вы сами видите рост прибылей компаний, рост капитала и развитие бренда.

Некоторые глядя на это компании думают, что спрос потребителей удовлетворить не сложно. Что нужен капитал и идея и дело пойдет. Увы нет! Мало иметь идею и капитал. Нужно каким-то мистическим образом чувствовать и знать, что Ваш товар или услуга нужна людям и интересна. Для этого нужно анализировать предпочтения, интересы и потребности людей. Правильно сделанные выводы приведут к росту фирмы, а значит к росту прибыли и благосостояния вас.

Вот и думают все производители товаров и услуг что производить . При это заглядывая нам в глаза в поисках того, что мы хотим. Как они узнают, что мы хотим об это мы поговорим в следующей статье экономической колонки. Не пропустите.

Второй вопрос.
Как производить . Это вопрос идет строго за первым. После того, как фирмы определили, что производить встает вопрос, как производить . Это вопрос очень тонкий. Как производить, значит какие выбрать технологии для производства, какие ресурсы использовать, где производить (т.е. в какой стране, в каком регионе), т.е. задача стоит как наиболее эффективно использовать доступные ресурсы для производства товара или услуги.

Почему так? Да, потому что кроме того, что необходимости и интересы потребителей являются сигналом к производству товаров и услуг, еще и цена является тем фактором, что влияет на производство товаров и услуг.

Выше цена, больше предпринимателей хотят заниматься производством данного товара или услуги, в связи с этим приходится перераспределять имеющиеся ресурсы. И даже отказывать от производства уже имеющихся товаров и услуг. В пользу дорогих, а значит более прибыльных.

Возьмем такой ресурс как труд или рабочую силу, как иногда ее называют.

Например, Китай или Индия там как известно рабочей силы в избытке, отсюда и дешевая рабочая сила, но в то же время в Китае и Индии недостаток капитала, отсюда и дороговизна капитала (кредиты по повышенным ставкам). В США все как раз наоборот, рабочая сила дорогая (высокие зарплаты), но сравнительно дешевый капитал (процентные ставки на кредиты меньше, так как развита банковская система).

Предприниматели всегда стремятся к сокращению своих расходов, с целью получения большей прибыли при меньших затратах, что в то же время дает им возможность устанавливать более низкую конкурентную цену на свой товар. Ведь себестоимость товара стала меньше.

Именно поэтому многие компании сегодня (Apple, Samsung, Dell, и т.д. производят свою продукцию в Китае и Индии. Дешевая рабочая сила - это и привлекает компании.

Вывод. Как производить во многом зависит от цены производимого товара или услуги. Если цена выше, то и ресурсы используются качественные и дорогие, полагая, что все окупится в связи с большей ценой товар на рынке.

И важное. Выбор как производить означает какое количество денег будет потрачено на производство той или иной продукции или услуги. А от выбора ресурсов и технологий будет зависеть качество выпускаемой продукции. А от качества будет зависеть кто будет потребителем продукта. И все это упирается в цену как было сказано выше. Высокая цена позволяет использовать качественные и дорогие ресурсы. Что сказывается на само товаре. Цепочка как ни крути. Все завязано. Это экономика друзья!

Третий вопрос .
Для кого производить . Это вопрос лучше будет если он будет стоять вначале. Т.е. первым. Но наша статья не о бизнесе и бизнес моделирование, а об экономике. Поэтому этот вопрос мы ставим третьим из экономической целесообразности. Номы должны понимать, что этот вопрос стоит первым в деятельности бизнесменов.

Ответ на это вопрос можно по-разному сформулировать. Но наша задача вникнуть в суть. Поэтому и ответ будет простой и понятный.

Для кого же производить? Как Вы думаете? Если Вы читали предыдущие мои посты в экономической колонки особенно статьи «Спрос» и «Предложение», то Вы легко ответили на это вопрос.

Вы правы! Производить нужно ля тех, у кого есть ДЕНЬГИ. Вот и все. Вот такой простой ответ. Здесь Вы должны понимать, что в данной простоте большая суть. Если у потребителей нет денег или их совсем мало, то никто, ничего производить не будет. Т.е. производить нужно для тех, у кого есть деньги, и тех, кто приобретя товар или услугу (т.е. благо) получит удовлетворение.

Другой вопрос на какие деньги рассчитывает производитель. Есть товары для людей с высоким доходом, для среднего дохода, ну и всем известный вариант «бюджет».

Например, рынок смартфонов. Понятно уже, что смартфоны компании Apple относятся к дорогим. А вот смартфоны компании Sony варьируются в нескольких ценовых сегментах: класс бюджет, для среднего класса и класс престиж. В зависимости от класса зависит и цена.

Вот и все, друзья! Мы раскрыли три главных вопроса экономики. В них вся суть экономики. Они и есть вся экономика. Чтобы не происходило в экономике, все происходит от и для решения этих вопросов.

Можно без преувеличения сказать, что поиск ответов на эти вопросы и есть экономика.

Остается одна неясность. Точнее вопрос: а какой механизм используется для приведения всех этих трех вопросов в гармоничное существование? Как компании узнают, что производить, ведь они не проводят опроса людей? Откуда они знают какую цену предложить, если у них нет с нами прямого контакта, и мы не заполняем никаких анкет?

Этот вопрос мы раскроем в следующей статье экономической колонки на сайт. Это магия…. Шучу, друзья, это не магия – это рынок. Но, об этом, как мы с вами договорились, в следующий раз!

Джалялов Ремзи, специально для Клуба миллионеров Golden MSN Club ®

Тест по обществознанию Главные вопросы экономики для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Один из главных вопросов экономики

1) где производить?
2) кто производит?
3) как производить?
4) зачем производить?

1) К. Маркс
2) Б. Шоу
3) Д. Рикардо
4) А. Смит

3. Верны ли следующие суждения о роли государства в эко­номике?

А. Государство воздействует на экономические отношения через правовое регулирование.
Б. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Какой из названных вопросов не относится к основным вопросам экономики?

1) что производить?
2) как производить?
3) для кого производить?
4) где производить?

5. Для традиционной экономики характерно, что государство

1) не вмешивается в экономические отношения
2) полностью контролирует экономику
3) обеспечивает в рамках права экономический порядок
4) жёстко регулирует производство, обмен и распределе­ние продукции

6. Экономическая система, в которой обычаи определяют прак­тику использования ограниченных ресурсов, называется

1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) административной

7. Основу рыночной экономики составляет __________ собственность на средства производства.

1) частная
2) личная
3) коллективная
4) государственная

8. Экономическая система, в которой экономические реше­ния принимаются государством, выступающим организа­тором хозяйственной деятельности общества, называется

1) рыночной
2) традиционной
3) командной
4) государственной

9. Способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, называется

1) традиционной экономикой
2) рыночной экономикой
3) командной экономикой
4) смешанной экономикой

10. Верны ли следующие суждения о типах экономических систем?

А. Коренные отличия между типами экономических сис­тем состоят в форме собственности на экономические ресурсы.
Б. Отличия между типами экономических систем заклю­чаются в способе, посредством которого координирует­ся и управляется экономическая деятельность.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Как известно, в США и Японии господствует част­ная собственность на факторы производства. (2) Однако роль государства в экономической системе столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе в отношении этих государств. (3) В Северной Корее же частная собственность полностью ликвидирована, а госу­дарство распределяет все ограниченные ресурсы. (4) Та­ким образом, это государство, по-нашему мнению, следу­ет полностью отнести к государствам с командной системой экономики.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
В) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «экономическая система».
Рыночная, командно-административная, традиционная, хозяйственная, централизованная.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: Командная экономиче­ская система предполагает ликвидацию __________ собственности на факторы производства.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Конечно, научно-технический прогресс пытается решить проблемы ограниченности __________(1), находя и осваивая новые виды __________(2) (примером может служить атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эф­фективность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы и объём произведённых ___________(3) и услуг всегда ограничен. Вместе с тем, __________(4) людей меняются качественно и количествен­но, и для их удовлетворения обществу необходимы экономи­ческие ресурсы в возрастающем объёме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический __________(5) не в состоянии устранить эту ограниченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора, то есть поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при ко­тором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определённых __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) экономия
Б) затраты
В) товар
Г) потребность
Д) прогресс
Е) энергия
Ж) ресурс

1. Прочитайте отрывок из статьи Е.М. Примакова «2007 год. Прощание с псевдолибералами» и выполните задания.

«Противники государственного участия в развитии экономи­ки сегодня сконцентрировались на вопросе: не слишком ли большая роль отводится государству в российском рыночном хо­зяйстве? Действительно, государство вернуло контроль над Газ­промом, приобрело активы ЮКОСа и Сибнефти, является глав­ным акционером Сбербанка и Внешторгбанка, монополистом в экспорте вооружений. А теперь, в 2007 году, созданы мощные государственные корпорации в различных областях экономики.
Не думаю, что такое наращивание государственного участия в производстве отбрасывает страну назад. Специфика перехода к рыночному хозяйству в России привела к тому, что вырос­шая не из производства и не из научно-технических прорывов преобладающая часть крупных бизнесменов погрузилась в сказочно прибыльную добычу энергоносителей. В создавшихся ус­ловиях лишь государственное участие в экономике оказалось способным обеспечивать её отход от односторонней сырьевой ориентации, которая уготавливала ей незавидное будущее вто­ростепенного члена мирового сообщества. Начавшаяся пере­стройка структуры экономики уже отразилась в том, что в 2007 году почти две трети ВВП были созданы за счёт внутрен­него фактора — строительства, торговли, обрабатывающей промышленности. …
Негативно сказывается и тот факт, что мы задержались с признанием необходимости промышленной политики, начисто отвергаемой сначала псевдолибералами, а за тем и их последо­вателями. А такая политика означает стимулирование — в том числе бюджетное — развития национально значимых от­раслей и производств, которые отстают или деградировали. Проблема выработки промышленной политики не снята и се­годня. Оценивая экономические результаты 2007 года, можно прийти к выводу, что сделано недостаточно для создания льготных условий, поощряющих предпринимателей инвести­ровать в инфраструктуру и обрабатывающую промышлен­ность, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, внедрять но­вации в производство. Следовало бы уделить больше внимания увеличению капитализации банков, сдерживанию роста тарифов естественных монополий. Сконцентрировав­шись хоть и на важных, но фискальных функциях, прави­тельственные финансисты, как правило, не стали инициато­рами использования экономических рычагов для решения этих важнейших стратегических задач для России».

1) Напишите определение понятия «смешанная экономика» и проиллюстрируйте его двумя примерами из текста.

2) Используя текст, напишите два положения, объясняющие, почему должна существовать государственная поддержка предприятий.

2. В государстве Н. накануне выборов депутаты парламента предложили установить строго фиксированные цены на продукты первой необходимости (хлеб, молоко и т.д.). Спрогнозируйте, к чему может привести выполнение дан­ного решения. Всего напишите не менее трёх последствий.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стре­мится к полному, гармоничному тождеству усилий и результата» (С. Довлатов).

2. «Капитал — это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл).

3. «Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой» (Ч. Диккенс).

Ответы на тест обществознанию Главные вопросы экономики
Часть 1
1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-4, 6-1, 7-1, 8-3, 9-2, 10-3
Часть 2
1. АБАБ
2. хозяйственная
3. частной
4. ЖЕВГДБ

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:

  1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
  2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
  3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на первый вопрос, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая, «как производить», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «что производить?». Например, любимый в России продукт питания - картофель - можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения - с другой.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей. Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объемов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объем каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Проблема, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производится из металла, ресурсы которого всегда, в любой момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть - на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдет большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта - задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?» - люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

  • право сильного - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;
  • принцип уравнительности - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;
  • принцип очереди - благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения - благо достается тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

Как соотносятся затраты и прибыль?

Вспомни: Что и для кого выгодно производить? Кого можно назвать рациональным производителем? Где границы экономической свободы?

Нужно ли регулировать производство? Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем, кто принимает экономические решения: домашним хозяйствам, фирмам, государству. Любое общество , независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. Эти три вопроса организации экономики являются решающими для. развития общества. Рассмотрим их подробнее.

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время? Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать или от чего-то вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся и их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться. (Приведи примеры подобных решений участниками экономики.)

Как производить? Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства и т. п.

Существуют различные варианты производства благ. Из множества вариантов важно выбрать наиболее эффективный. Так, всегда существует несколько способов строить дороги, изготавливать машины, осваивать новые месторождений полезных ископаемых. Один способ требует больших денежных затрат, другой - технических, третий - значительного использования трудовых ресурсов и т. п. Какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов является оптимальным? При решении этого вопроса берется во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта.

Экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Большее количество продуктов, произведенных благодаря данному объему затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность, и наоборот. Из обществоведческого курса 7 класса вы знаете связи между количеством ресурсов производства и количеством и качеством произведенного продукта. Напомним, что производитель, решая проблему «затраты – выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства. Так, эффективно использовать ресурсы и снижать затраты производителю помогают следующие способы: внедрение технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов, совершенствование мастерства работника, использование разделения труда.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каким ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство?

Для кого производится продукт? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества?

Поскольку ни одно общество не в состоянии каждому желающему предоставить, например, собственный коттедж или автомобиль, то приходится мириться с тем, что кто-то живет в многоквартирном доме или пользуется общественным транспортом. Общество вынуждено ориентировать производителей на определенного потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешевые товары}.

Производитель часов может выпускать наручные часы в простом металлическом корпусе или в золотом, обычные механические будильники или сложные электронные. Его выбор будет зависеть, в частности, от решения вопроса о том, кто будет пользоваться произведенной продукцией. Тем самым посредством выбора решается и проблема распределения экономических благ.

Все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Экономическая система и ее функции. Мы уже затрагивали вопрос о том, как люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов. Дли того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

Разнообразии способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решении об организации производства и распределении благ (стихийно с помощью приказов, команд), а также методов примечания людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).

В самом общем виде должно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. Более подробно остановимся на них далее.

Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система - совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Однако подобное выделение экономических систем достаточно словно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы. Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

Типы экономических систем. Хозяйственная деятельность людей, осуществляемая в той или иной экономической системе, имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере основным типов экономики.

Традиционная экономика - экономическая система, которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене, Основные экономические вопросы решаются и соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).

Обитатели африканских джунглей или островов южных морен, канадские эскимосы ведут хозяйственные дела на основе вековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решение об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно.

Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки , Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти в ряде слаборазвитых и развивающихся стран. Например, в некоторых штатах Индии сохраняется полунатуральное хозяйство.

(Подумай, существуют ли в современном российском обществе какие-либо стороны экономической жизни, регулируемые традициями и обычаями.)

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В этой экономической системе решение вопросов, что как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.

В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот пли иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль . В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Если каждый участник экономики действует в своих интересах, то как же решается проблема справедливого распределения благ? Приобретение потребителями произведенного продукта зависит от величины их денежных доходов и цен на товары и услуги. Чем больше доход потребителя, тем большую часть продукта он сможет приобрести. Чем ниже цена продукта, тем в большем количестве он потребляется, и наоборот. Именно цены, свободно формирующиеся в процессе купли-продажи, дают ответ на вопросы: что, как и для кого производить? О том, как действует рынок, каким образом цены способствуют эффективному распределению и использованию экономических ресурсов, вы подробно узнаете на последующих уроках.

Мнения . Экономисты ведут серьезные споры об эффективности рыночной экономики: она, с одной стороны, способствует рациональному распределению ресурсов и личной свободе, а с другой - недостаточно эффективна. К так называемым «просчетам рынка» относят безработицу, чрезмерное неравенство в доходах населения. экономическую нестабильность и др.

Командная экономика экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства . Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением, (Подумай, возможно ли составить идеальный план развития экономики всей страны. Что может мешать этому?)

Результатом такого планирования нередко были недостаточность одних товаров (ваши родители еще помнят многочисленные очереди) или избыток других, затягивание из-за сложных административных процедур сроков внедрения новых технологий в производство и новой техники в быт населения.

Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений. Они не были заинтересованы в результатах деятельности, так как значительная часть дохода перечислялась государству. Это вызывало снижение производительности труда и в целом эффективности общественного производства. Как следствие - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. Это одна из причин крушения командной экономики в нашей стране и сужения круга стран в мире, сохраняющих этот тип экономики. В настоящее время командная экономика действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии .

Современная экономика большинства стран является смешанной. В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство.

Документ . Российский ученый-экономист, доктор экономических паук Е. Н. Лобачева так характеризует рассматриваемый тип экономики:

«В современных условиях наиболее распространенной экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для нее характерно: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства… Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное пользование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды . Достаточно длительный период функционирования разумных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам».

Соотношение экономической роли государства и рынка в управлении Экономикой серьезно различается в современных развитых странах. Так, в США около 4/5 всего объема произведенной в стране продукции обеспечивается рыночной системой. Экономику Японии характеризует государственное планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Итак, экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Проверь себя

1. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

2. Что такое экономическая эффективность?

3. В чем различие способов координации экономического выбора в различных экономических системах?

4. Каковы особенности функционирования основных экономических систем?

В классе и дома

1. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат - продукт - принадлежат не общине, как в - , и не государству, как в - а частным

лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - . Он также выбирает по возможности наиболее эффективную - производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной - . Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими -.

Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо вставить и запиши в тетрадь (Слова даны в именительном падеже; слов в списке больше, чем необходимо выбрать): 1) командная экономика ; 2) традиционная экономика; структура; 4) прибыль; 5) торговля; 6) технология; 7) выручка; 8) экономическая система.

2. Используя знания истории России, определи, признаки каких экономических систем характеризуют экономику эпохи Петра I. Приведи необходимые примеры.

3. Заполни в своей тетради таблицу.

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика

Впиши перечисленные признаки той или иной хозяйственной системы в соответствующую графу таблицы: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности: принятие государственных планов, обязательных л ли производителен; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов; использование производственных ресурсов на основе обычаев.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама