THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Оборачиваясь на 10 лет назад, поражаешься насколько сегодня Российская экономика и уровень развития бизнеса отличается от событий тех лет. Первые признаки коллапса финансовой системы страны появились осенью 1997 года, когда начался финансовый кризис в Азии, после чего была существенно изменена валютно-денежная политика Центрального Банка России.

Весной 1998 года страна вкатилась в финальную стадию кризиса. Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.

Ключевым препятствием, вставшим стеной перед попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей.

Виртуальная экономика

Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".

16 июня 1998 года вышла статья американских экспертов Клиффорда Гадди и Барри Икеса "Виртуальная экономика России", где был поставлен неутешительный диагноз и прогноз: "выйти из кризиса с чьей-то помощью уже не получится". Виртуальная экономика была "построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших экономических параметрах - ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете". Никто никому не платил в срок; в расчетах между предприятиями, как и по налоговым зачетам, бартер составлял от 50 до 80%. Зарплата, налоги, пенсионные взносы начислялись, но не выплачивались. Расчеты зависели от формы оплаты, дисконт по оплате "живыми деньгами" составлял до 70% процентов, наличные денежные платежи были привязаны к курсу доллара. Виртуальные цены определяли виртуальные доходы, виртуальные налоги, виртуальный бюджет, виртуальную страну.

Правительство переоценивало влияние монетарной политики на формирование "правильного рыночного поведения". Предприятия, которые 7 лет назад были неотъемлемой частью "планового народного хозяйства", продолжали и дальше активно использовать бартерные схемы, не создавая, а вычитая добавленную стоимость. На микроуровне часть предприятий были вовлечены в непростой процесс перераспределения собственности на пути формирования промышленно-финансовых групп, другая часть, так называемых неликвидных активов, пытались выживать. Как тогда грустно шутили, кто-то ворует с завода, кто-то для завода, кто-то с убытков, но никто из прибыли... Больше всего от такой виртуальной экономики страдало население, часть которого получало зарплату бартером, а бюджетники и пенсионеры получали минимальную зарплату и пенсии с колоссальными задержками. В 1997 году статистика фиксировала незначительный рост производства в 2%, порождая завышенные ожидания. За семь лет реформ люди устали ждать, уже пора получать результаты. Но в реальности картина только ухудшалась.

В стране было 2 высокодоходных бизнеса - игра на рынке Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и всевозможного рода взаимозачеты. Многие региональные администрации предпочитали вместо кредитования промышленности вкладывать средства специальных внебюджетных фондов в ГКО. Аналогично поступали коммерческие банки, которые фактически перестали выдавать кредиты на производство. Рынок ГКО стянул на себя всю финансовую активность. Можно было ничего не делать, ничего не производить, а просто стричь высокодоходные купоны. Безусловно, на первом этапе развития рынка ГКО до 1996 года он способствовал стабилизации финансовой сферы: снижению инфляции, стабилизации обменного курса рубля, развитию банковской системы через привлечение сбережений населения и свободных средств предприятий. Но любое лекарство при чрезмерном употреблении рано или поздно наносит непоправимый ущерб.

1996 - год выборов, 1997 - год иллюзий, 1998 - год расплаты

Главными факторами экономической и политической стабильности тех лет были сдерживание инфляции и удержание стабильного курса рубля. В мае 1995 года инфляция в годовом исчислении составляла 200% годовых, к маю 1998 она снизилась до 7,5 %. Но в условиях хронического бюджетного дефицита долговой экономики стабильность была иллюзорной.

Дефицит бюджета можно сократить тремя способами: либо путем эмиссии, либо за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке, либо самым варварским способом не выплачивая вовремя бюджетные расходы. В середине 1995 года для сдерживания инфляции Центральный Банк России и правительство отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет эмиссионных источников и было принято решение о развитии рынка государственного внутреннего долга.

За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.

Структура вложений

К концу 1995 года внутренние ресурсы для развития рынка ГКО были исчерпаны. Минфин привлекал с рынка больше средств, чем было депозитов населения на счетах в коммерческих банках, Центральный Банк в несколько раз увеличил свой портфель ГКО. Было принято стратегическое решение о либерализации внутреннего рынка заимствований для иностранных инвесторов. Начиная с февраля 1996 года внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа - на вторичные торги по государственным ценным бумагам. До 1 января 1998 года Центральный Банк регулировал доходность по ГКО иностранных инвесторов на уровне 12 - 15% годовых в иностранной валюте, заключая обязательные форвардные контракты на поставку валюты.

Мировой финансовый кризис осени 1997 года практически не сказался на уровне вложений иностранных инвесторов в российские долговые обязательства: в октябре совокупный портфель внешних инвесторов увеличился на 1 млрд., в ноябре сократился на 2 млрд. и в декабре увеличился на 1 млрд. долларов. Но российский рынок долговых обязательств был рассчитан не на удержание, а на значительное увеличение доли внешних инвесторов при относительно низкой доходности в пересчете на иностранную валюту в 15% годовых. Международный финансовый кризис не столько сократил долю иностранных инвесторов на рынке внутреннего долга России, сколько сказался на повышении доходности по ГКО и формировании девальвационных ожиданий.

Осенью 1997 года российские коммерческие банки под воздействием Азиатского кризиса сократили на 3 млрд. долларов свой совокупный портфель ГКО, переводя эти и другие активы в валюту. Это в свою очередь привело к массированным валютным интервенциям Центрального Банка. Так, интервенции Центрального Банка на валютном рынке в ноябре 1997 года составили 6 млрд. долларов. Это сопоставимо с интервенциями в августе 1998 года, когда было направлено 5,3 млрд. долларов на удержание курса рубля.

По итогам тех событий в ноябре 1997 года ЦБ России объявил о введении плоского валютного коридора на 3 года и отмене обязательных форвардных контрактов на поставку иностранной валюты, одновременно было предоставлено право Российским коммерческим банкам хеджировать валютные риски иностранных инвесторов. Следующим принципиальным шагом был отказ Центрального Банка в январе 1998 года от увеличения доли на рынке ГКО, сведя до минимума участие в регулирование доходности по ГКО. Фактически ЦБ заявил о своих приоритетах - поддержании стабильного обменного курса рубля и снижении инфляции.

Так к началу 1998 года усугубились противоречия в финансовой политике Центрального Банка и Минфина России. Для Минфина России приоритетом являлось финансирование дефицита бюджета за счет регулирования рынка государственных долговых обязательств при минимальной доходности, а задачами Центрального Банка были минимизация собственного портфеля госбумаг и поддержания сравнительно высокой доходности ГКО для снижения спроса на иностранную валюту. Тенденции сокращения портфеля ГКО российскими коммерческими банками и увеличения валютных обязательств сохранялись до сентября 1998 года. В июле - августе 1998 года колебания средневзвешенной доходности на рынке ГКО были на уровне 50 до 90% годовых, которые усугублялись девальвационными ожиданиями.

Валютный рынок

После открытия рынка внутреннего долга для внешних инвесторов связь между рынком ГКО и валютным рынком приобрела принципиальное значение, эти рынки стали воздействовать на фундаментальные экономические показатели и финансовый сектор. Приток внешних инвесторов не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Динамика золотовалютных резервов в 1998 году была не утешительна.

Динамика золотовалютных резервов РФ в 1998 г., млрд. долл .

01/01/98 01/04/98 01/07/98 01/10/98 01/01/99
Золотовалютные резервы РФ 17.8 16.9 16.2 12.7 12.2
Золотовалютные резервы ЦБ РФ 17.2 15.9 15 12.6 12.1
в том числе:
валютные резервы 12.5 11 10.1 8.8 7.7

К августу 1998 года портфель иностранных инвесторов в пересчете по рыночной стоимости ГКО составлял 17 млрд. долларов при валютных резервах ЦБ России на уровне 10 - 11 млрд. долларов.

То, что "запас плавучести" государственной экономики был мизерным, свидетельствуют следующие факты: В 1997 году по экспертным оценкам коммерческие банки привлекли 10 млрд. долларов синдицированных кредитов, которые должны были возвращать во второй половине 1998 года. Российские предприятия получили кредитов на сумму от 25 до 35 млрд. долларов. Ежегодный спрос населения на иностранную валюту оценивался на уровне 33 млрд. долларов. Колоссальные обязательства российских коммерческих банков перед по форвардным и фьючерсным контрактам на поставку валюты также делали крайне уязвимой банковскую систему. Любое проявление нестабильности грозило многократной девальвацией и крахом банковской системы.

Страна должна жить по средствам

Эти цифры были не только у правительства Кириенко, но и у иностранных и российских инвесторов, которые с весны 1998 года предпочитали выводить активы под любым предлогом. Неутешительные макроэкономические показатели не были уникальными для развивающихся рынков. Внешние инвесторы понимали высокие риски, но не понимали, почему даже в экстренной ситуации российские власти не могут договориться и принять антикризисную программу действий. По оценкам западных инвесторов, экономическая ситуация в России была лучше, чем в Бразилии, переживавшей в те времена похожий кризис. Понимали инвесторы и то, что предложенная новым российским правительством экономическая программа лучше, чем аналогичный бразильский вариант. Hо в Бразилии, когда президент приехал с проектом экономической программы в парламент, все депутаты за пятнадцать минут проголосовали "за!", а потом дружно спели национальный гимн. В России ситуация развивалась с точностью наоборот.

В конце июля 1998 года Государственная Дума отказалась проголосовать за антикризисную программу правительства Кириенко. В частных беседах депутаты признавали, что экстренные меры необходимы, но никто не хотел голосовать за непопулярные решения накануне выборов 1999 года. Было много желающих спекулировать в предкризисной ситуации. Утром депутаты отказывались голосовать за антикризисную программу (в которой в том числе был законопроект о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках), вечером в эфире призывали досрочно забирать вклады из банков.

В конечном итоге было принято политическое решение реализовывать антикризисную программу через указы президента, что и было сделано. Правительство явно и осознанно превысило свои полномочия, беря всю полноту ответственности на себя. Но предложенные меры антикризисной программы носили среднесрочный характер. Уже в августе было очевидно, что пора принимать меры экстренного характера.

Ситуация на конце лета 1998 года была следующей:

Без реструктуризации ГКО до конца 1998 г. государству необходимо было выплатить 122.6 млрд. руб., или около 20 млрд. долл.;

Доля иностранных инвесторов на рынке ГКО составляла 17 млрд. долларов,

Обязательства по внешним кредитам коммерческих банков и предприятий составляли 35 - 45 млрд. долларов,

Рынок срочных контрактов на поставку валюты оценивался в десятки млрд. долларов,

Страна оказалась в ситуации нестабильности банковской системы. Часть так называемых системообразующих банков была банкротом к 1 августа 1998 года.

Хирургическая операция

Знаменитый меморандум 17 августа стал экстренной мерой, готовился в обстановке строжайшей секретности в выходные, когда не было торгов на валютно-фондовых биржах. Совместное заявление правительства Сергея Кириенко и Центрального Банка включало три составляющие: реструктуризацию обязательств по ГКО, расширение валютного коридора до конца 1998 года до 9,5 рублей за доллар, ограничение на валютнообменные операции нерезидентов капитального характера. Если в нормальных условиях регулирование валютного рынка и рынка внутреннего госдолга могло компенсировать нестабильность и доходность друг друга, то в кризисной ситуации атаки на валютном рынке сопровождались всплеском доходности на рынке заимствований (от 90 до 120 % годовых в августе 1998 года). Правительство Кириенко и Центральный банк приняли комплекс мер, четко понимая связь валютного рынка и рынка ГКО.

Первая реакция валютного рынка на антикризисные меры была спокойной. Курс доллара за неделю с 18 августа по 22 августа вырос всего на 60 копеек с 6 руб.43 коп. до 7 руб. 05 коп. Рынок сигнализировал: решения правительства были ожидаемы и понятны. Переговоры с инвесторами 20 августа 1998 года проходили в спокойной обстановке. Было полное взаимопонимание в части, касающейся необходимости реструктуризации рынка ГКО и внешних кредитов. Инвесторам было важно увидеть, что реструктуризация необходима, достаточна и равноправна. Последовали неожиданные предложения от западных коммерческих банков новых внешних займов для стабилизации Российской финансовой системы.

Противоположная ситуация складывалась в российской банковской среде. Российские крупные банки продолжали спекулировать на кризисе, требовали государственной поддержки и отказывались возвращать депозиты населению и предприятиям, ссылаясь на решения правительства о реструктуризации рынка ГКО. Требования были тем более странными, что доля ГКО в активах коммерческих банков к тому времени была мизерной. По данным, озвученным В.В.Геращенко осенью 98 года, доля ГКО в активах пятидесяти крупнейших российских банков (за исключением Сбербанка России) составляла всего 7% при доле валютных обязательств - больше 50%. Ни у "Российского кредита", ни у "СБС - Агро", ни у " Инкомбанка " к середине августа не было никаких ГКО. Фактически эти банки были банкротами уже к 1 августа 1998 года. ГКО были либо проданы, либо заложены по кредитам.

Вот, новый поворот ...

Конец августа - начало сентября 1998 года было самым тяжелым временем российской экономики и финансовой системы. Но такова была плата за политическую нестабильность. 23 августа 1998 года правительство Кириенко было отправлено в отставку, исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Виктор Черномырдин с официальной мотивацией "сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами".

10 сентября была внесена в Думу кандидатура на должность главы правительства Е.М.Примакова, который был утвержден 11 сентября 1998 года.

То, как рынок реагировал на политические решения, наглядно демонстрирует динамика курса доллара. До 25 августа - момента отставки правительства - доллар реагировал на новые правила игры небольшим ростом. В целом рынок сигнализировал - новые правила понятны и прогнозируемы. Резкий крен случился сразу после объявления об отставке правительства и внесения кандидатуры Черномырдина.

Курс доллара США

руб.
15.08.1998 6.29
18.08.1998 6.43 Меморандум правительства С.В.Кириенко
19.08.1998 6.885
20.08.1998 6.99 Встреча с инвесторами правительства С.В.Кириенко
21.08.1998 6.995
22.08.1998 7.005
25.08.1998 7.14 Отставка правительства Кириенко, внесение кандидатуры на должность Премьер-министра В.С.Черномырдина
26.08.1998 7.86
27.08.1998 7.86
28.08.1998 7.86
29.08.1998 7.905
01.09.1998 9.3301 Дума проголосовала против кандидатуры В.С.Черномырдина
02.09.1998 10.8833
03.09.1998 12.8198
04.09.1998 13.4608
05.09.1998 16.99
08.09.1998 18.9 Дума проголосовала повторно против кандидатуры В.С.Черномырдина
09.09.1998 20.825
10.09.1998 15.7724 Внесена кандидатура Е.М.Примакова на должность Премьер-министра
11.09.1998 12.8749 Утверждение Е.М. Примакова и назначение В.В.Геращенко на должность главы Центробанка

Новое правительство реализовало худший сценарий, решения от 17 августа были не отменены и не доведены до конца. Политическая нестабильность привела к значительной девальвации уже в сентябре 1998 года. Новый Глава Центробанка заявил об управляемой эмиссии, что немедленно привело к инфляции в сотни процентов (в сентябре 1998 года - 400%, в декабре - 256%) и многократной девальвации (почти в 4 раза в ноябре 1998 года).

Переговоры по реструктуризации внутреннего долга были отложены на несколько месяцев, и запомнились дефолтом рынка ГКО. Вместе с тем правительство Евгения Примакова существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга (на 120 млрд. руб.), что позволило финансировать другие бюджетные обязательства по зарплатам и пенсиям.

Правительственные решения от 17 августа 1998 года позволили на некоторое время отсрочить выплаты по внешним кредитам российских банков и предприятий на десятки млрд. долларов. Снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий позволили отечественным производителям получить некоторые преимущества на Российской рынке. После фактического закрытия рынка ГКО Банки стали постепенно возобновлять кредитование производства.

Вина за решения 17 августа была возложена на антикризисного управляющего Сергея Кириенко, который за 4 месяца не смог изменить ситуацию. Справедливости ради надо сказать, что 95% антикризисных мер разработанных правительством Сергея Кириенко были реализованы правительством Е.М.Примакова, С.В. Степашина и затем Владимира Владимировича Путина. Это было сделано значительно позже, когда была достигнута политическая и макроэкономическая стабильность.

«Черные вторники» 1992, 1994, 2014 годов, «черный четверг» 1995 года — российская экономика не раз испытывала потрясения. Однако август 1998 года (тоже впоследствии названный «черным») стал для нее одним из самых тяжелых.

Еще в пятницу 14 августа 1998 года, за три дня до дефолта, президент России Борис Николаевич Ельцин на вопрос журналиста: «Будет девальвация или нет?», отвечал: «Не будет». Однако в понедельник, 17 августа, правительство и Центральный банк отказались от долговых обязательств, объявив тем самым технический дефолт. Практически на глазах курс доллара вырос в четыре раза (с 6 до 25 рублей), инфляция — в три. Все это привело к огромным финансовым потерям среди населения и продовольственному кризису.

Митинг трудящихся и безработных, апрель 1998 года. (wikimedia.org)

Будем называть вещи своими именами: вчера правительство признало себя банкротом, а Центральный банк согласился на девальвацию рубля. Можно сказать, что сегодня утром мы проснулись в другой стране. Стране, которая стоит на пороге роста цен, товарного дефицита, сокращения импорта и «черного» рынка валюты. Единственное разумное решение в такой ситуации — не поддаваться панике. Принятые правительством меры, хотя и сильно запоздали, все еще могут исправить ситуацию.

Передумали

Еще несколько дней назад правительство и ЦБ клеймили тех, кто осмеливался высказать сомнения в твердости рубля. Не менее уверенно власти заявляли о готовности следовать своим обязательствам на рынке госдолга. Вчера ситуация изменилась кардинальным образом.

Верхняя граница «валютного коридора» до конца года была поднята до 9,50 руб., и в его пределах можно провести хоть 50-процентную девальвацию рубля. Изменился и сам принцип формирования официального курса доллара: теперь ЦБ будет учитывать курс межбанковского рынка, который сегодня значительно превышает курс Банка России и ММВБ.

Заморожены все выплаты по ГКО/ОФЗ до конца года — правительство собирается переоформить их в новые ценные бумаги. Иными словами, заплатить сегодня Минфин не в состоянии. Как это будет происходить после Нового года, объявят в среду.

Одновременно правительство и ЦБ ввели 90-дневный мораторий на исполнение банками своих обязательств перед иностранцами. Сюда относятся и кредиты, и срочные валютные контракты, и обязательства по залоговым операциям — так называемый margine call.

При этом нельзя сказать, что принятые на этот раз правительством меры неверны. Напротив, часть из них давно назрела. Корректировка валютной политики стояла в повестке дня по меньшей мере восемь месяцев. Все лето было очевидно, что правительству будет непросто за счет собственных средств расплатиться по всем госбумагам в этом году. Но применение этих мер после стольких заявлений о том, как они вредны, выглядит как потеря лица правительства и ЦБ.

Тем не менее, если отвлечься от формы, в которой было произведено объявление о новой политике правительства, то нельзя не отметить ее благотворность. В самом деле, довнесение залога по операциям репо с западными банками (margine call) оказалось последним ударом для ряда российских банков. И теперь, избавленные от неприятной обязанности выполнять не только эти, но и многие другие обязательства перед иностранными партнерами, российские банки смогут вздохнуть чуть свободнее.

Государство, избавленное от тягостной обязанности платить по ГКО/ОФЗ, сможет выполнить другие свои обязательства: например, перед бюджетниками. А возможность не тратиться на поддержку курса даст и вовсе двойную выгоду: и резервы будут сэкономлены, и экспортеры смогут увеличить выплату налогов.

Есть, однако, и отрицательные последствия. Раньше в России были хоть какие-то, пусть умирающие, рынки (для банков были, к примеру, жизненно важны рынки МБК и ГКО). Теперь их смерть узаконена. Одним из главных источников финансирования для банков стали кредиты overnight ЦБ, ставка по которым вчера составила 250% годовых. Вообще же, неофициальное мнение большинства опрошенных нами банкиров сводилось к тому, что вчерашние меры явно запоздали.

Но самое неприятное для правительства состоит в том, что теперь ему будет крайне сложно вернуть доверие иностранных инвесторов. Несмотря на то что Россия не отказалась платить по своим валютным обязательствам, вчера котировки валютных облигаций и евробондов достигали 80% годовых. Рейтинговые агентства перевели страновой рейтинг России в разряд «аутсайдерский». Фактически за один день финансовый рынок оказался отброшенным на несколько лет назад, и его возрождение надо начинать с нуля.

Двенадцатибанкирщина

Естественно, что всех волнует вопрос о том, выживут ли банки. По сведениям Ъ, в пятницу поздно вечером руководители Альфа-банка, МЕНАТЕПа, Банка Москвы, Мост-банка, Национального резервного банка и ОНЭКСИМбанка провели встречу с председателем Центробанка Сергеем Дубининым. Они предложили помочь ему в организации санации системообразующих банков — на деньги ЦБ. Банк России отказался.

Трансформацией этой идеи стало создание пула из 12 крупных банков: «Российского кредита», Альфа-банка, Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэконобанка, ОНЭКСИМбанка, МФК, СБС-АГРО, МЕНАТЕПа, Мост-банка, Инкомбанка, Национального резервного банка. Эти банки вчера объявили о намерении восстановить нормальные расчеты по меньшей мере в рамках этого пула. Поддержку этой инициативе пообещал и ЦБ.

Население же без восторга отнеслось к экспромту правительства и инициативам крупнейших банков и продолжило скупать валюту. Курс продажи вчера в некоторых обменных пунктах достиг 10 руб./$, в то время как курс покупки изменился незначительно и находился на уровне 6,20 — 6,50 руб./$. Три четверти обменных пунктов банков не работали: у кого-то вообще не было валюты, кто-то ее просто придерживал.


На московском рынке, сентябрь 1998 года. (bigpikcha.ru)

Основной причиной дефицита долларов в Москве стал уход с наличного рынка крупнейших оптовых поставщиков наличной валюты — банка «Российский кредит» и других. По словам начальника валютного управления Московского кредитного банка Владимира Фирсова, дефицит наличной валюты объясняется еще и тем, что западные банки стали поставлять валюту только на условиях предоплаты. Срок поставки валюты увеличился с одного дня до пяти. Впрочем, по прогнозам операторов рынка наличной валюты, дефицит наличных долларов спадет к концу недели.

По словам главы пресс-службы Московского Сбербанка Андрея Чистякова, в понедельник обменные пункты банка не проводили операций по продаже валюты: все они были закрыты «по техническим причинам» на неопределенное время.

Одновременно Сбербанк приостановил операции по конвертации безналичных рублей в валюту, подчеркнув, что это «временная мера». В некоторых филиалах и отделениях, по словам Чистякова, клиентам банка отказывали в выдаче наличных долларов с валютных вкладов: из-за ажиотажного спроса уже к полудню валюта закончилась.

Торговля воздухом

В полной растерянности сегодня находятся негосударственные пенсионные фонды. Отказ государства от погашения ГКО уже в сентябре может привести к нехватке денег на выплату дополнительных пенсий. А ее получают уже 183 тыс. российских граждан.

Дело в том, что по нормам, установленным инспекцией НПФ, 30% пенсионных резервов должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги. А поскольку НПФ весьма консервативны, то в действительности доля средств, вложенных в ГКО, значительно выше — по меньшей мере 40%.

Паевые фонды, портфель которых состоит исключительно из госбумаг, вчера начали приостанавливать все операции с паями. Первым это сделала управляющая компания «Паллада Эссет Менеджмент». За ней последовали и другие: управляющие компании «Тройка-Диалог», МКБ «Капитал», «Монтес Аури», РК «Менеджмент». Вчера менеджеры управляющих компаний собрались на срочное совещание, чтобы попытаться выработать общую политику. В итоге каждый решил действовать по собственному сценарию. Те, кто приостановил операции с паями, заявили, что «продавать воздух» — это значит обманывать инвесторов: реальную цену пая при отсутствии котировок госбумаг установить невозможно.

В страховых компаниях ситуация не столь тяжела. Если НПФ выплачивают пенсии в основном из доходов, полученных на рынке ценных бумаг, то страховые компании — за счет взносов. Так что, как уверяют страховщики, опасность неисполнения обязательств по полисам пока невелика. В перспективе же и здесь будут проблемы. Прежде всего благополучие страховщиков зависит от банка, где они держат деньги. Кроме того, большие проблемы возникнут у тех, кто вложился в «короткие» ГКО.

Не меньшие неприятности ожидают систему обязательного медицинского страхования, часть резервов которой также размещена в гособлигациях. Поэтому и НПФ, и страховщики, занятые в сфере обязательного медстрахования, рассчитывают на то, что им установят отдельный режим погашения ГКО/ОФЗ.

Ъ будет следить за развитием событий.

ОТДЕЛ ФИНАНСОВ

Предпосылки экономического кризиса, в который Россия попала в августе 1998 года, начали складываться намного раньше. Первые годы после распада Советского Союза дефицит российского бюджета доходил до 20%. Для того чтобы покрыть нехватку средств, государство не придумало ничего лучше, как печатать больше денег. Все это привело к девальвации рубля и росту инфляции. Тогда было принято решение брать деньги в долг. Главным кредитором извне выступил Международный валютный фонд (МВФ), а внутри страны — придуманные ГКО (государственные краткосрочные облигации), де-факто ставшие классической финансовой пирамидой. Сдерживание рубля в рамках «валютного коридора», разразившийся в июле 1997 года азиатский финансовый кризис — все это так или иначе «подстегнуло» августовские события.


В 1998 году только ленивый не пророчил России быстрый распад. Однако этого не произошло. «Черный август» положил начало «оздоровлению» российской экономики, которая впервые с 1991 года начала жить по средствам.

После того как СССР перестал существовать, Россия практически постоянно испытывала финансовые проблемы. Государство остро нуждалось в иностранном финансировании, при этом обслуживание внешнего долга оно гарантировать не могло. В результате огромного количества не только внешних, но и внутренних займов сформировался большой государственный долг. Именно это и стало предпосылкой известного во всем мире события, вошедшего в историю как «черный четверг» 1998 года.

Наращивание государственного долга, или С чего все начиналось

В соответствии с информацией, представленной ЦБ РФ, к моменту кризиса ЗРВ страны соответствовал 24 миллиардам долларов. При нерезидентам рынка ГКО/ОФЗ и фондового рынка составлял 36 миллиардов долларов. Средний размер ежегодного долга нерезидентам приближался к показателю в 10 миллиардов долларов в год. Усугубило ситуацию резкое падение стоимости сырья на международном рынке. Понижение коснулось нефти, газа и металлов. В это же время на территории Азии начался мировой финансовый кризис. Валютные доходы России сократились в несколько раз, курс доллара в 1998 году обновил свой максимум, а зарубежные кредиторы стали испытывать сильные сомнения и опасения в плане предоставления финансовой поддержки государству с нестабильной экономической ситуацией.

Негативные настроения: все началось в июле

Несмотря на критическое положение дел в стране, «черный четверг» 1998 года приблизило выступление Мишеля Камдессю, занимавшего в то время пост МВФ. Из-за его слов относительно того, что даже при выполнении всех условий МВФ Россией фонд не сумеет выдать займа в размере 15 миллиардов долларов, который запросило государство, тревоги о девальвации национальной валюты приобрели особо острый характер.

Уже 7 июля ЦБ РФ полностью остановил выдачу финансовым институтам кредитов ломбардного типа. 9 июля состоялись переговоры, по результатам которых государство имело все шансы на получение кредита в размере 22,6 миллиардов долларов. На следующей день ООН заявило о том, что сможет принести стране небывалую пользу, и она является явлением, крайне необходимым для экономики.

Фиктивная смена настроений

События, которые происходили в стране в конце июля, давали надежду на то, что дефолт 1998 может не состояться. Так, 29 числа государству был выделен первый транш внешних займов экстренного типа. Его размер составлял порядка 14 миллиардов долларов. Угроза девальвации отступила. 24 числа этого же месяца ставка рефинансирования ЦБ была понижена до показателя в 60%. Немного сменило позитивные настроения выступление занимающего пост директора экономического института. Он официально раскритиковал политику правительства страны и настаивал на ускорении девальвации национальной валюты.

События августа 1998 года - приближение кризиса

Кризис 1998 года в России начал усугубляться после временного затишья уже 5 августа, когда правительство попросило увеличить лимит заимствований государству с 6 миллиардов долларов до 14. Такое решение явно свидетельствовало о том, что страна просто не способна финансировать свой бюджет за счет внутренних источников.

Уже 6 августа государству был выдан третий транш на реконструкцию экономики в размере 1,5 миллиардов долларов. Российские долговые обязательства на мировом рынке упали до минимальных значений. «Черный четверг» 1998 года становился все ближе и ближе.

Постепенное крушение экономики

Неизбежное обрушение котировок российских бумаг состоялось уже 11 августа. Акции в РТС понизились за сутки на 7,5%. Именно это стало причиной остановки торгов. В течение суток банки безостановочно продолжали скупать иностранную валюту. Уже вечером этого же дня, когда курс доллара 1998 года достиг своего апогея, большинство крупнейших банков страны остановили все свои операции.

12 августа резкий интерес к валюте стал предпосылкой к полной остановке межбанковского кредитного рынка. Начался кризис ликвидности. Банки, которые нуждались в больших суммах средств для выполнения своих обязательств по форвардным контрактам, столкнулись со сложностями в сфере возврата ссуд. ЦБ проинициировал снижение лимитов на продажу валюты самым большим коммерческим банкам, чем существенно сократил свои расходы на поддержание курса рубля. Агентства Moody`s и Standard & Poor`s 13 августа объявили о резком снижении кредитного долгосрочного рейтинга государства. Министр финансов и заместитель директора ЦБ сообщили в прессе о том, что валютный рынок и рынок государственных облигаций с этого момента будут поддерживаться самими банкирами. 14 августа можно было увидеть на улицах возле банков целые очереди вкладчиков, которые пытались вернуть свои средства.

«Черный четверг» 1998 года

Черное пятно на истории России под названием «Черный четверг» обозначало технический ее неспособность платить по своим обязательствам - ни внешним, ни внутренним. 17 августа, после выступления занимающего пост главы правительства, стало понятно, что девальвация состоялась. Он говорил о мероприятиях, направленных на стабилизацию и нормализацию как финансовой, так и

На 90 дней было приостановлено выполнение обязательств перед иностранными гражданами по кредитам, по сделкам в рамках срочного рынка и по залоговым манипуляциям. Полностью была остановлена торговля ГКО. Россия перешла на плавающий курс валюты. После расширения коридора от 6 до 9,3 рублей за доллар контролировать ситуацию правительство было не в состоянии. Курс доллара 1998 года всего за два месяца повысился в несколько раз и уже в октябре составлял 15,9 рублей за доллар в сравнении с 6 рублями на начало лета 1998 года.

Что происходило в стране после объявления дефолта?

После того как дефолт 1998 года был официально объявлен, банки моментально перестали выдавать вклады. Ситуация объяснялась тем, что обязательства финансовых институтов выражались в долларах, а активы - в рублях. Если начать выдачу вкладов при наличии девальвации, сформируются дыры в балансе, которые могут поставить под удар всю банковскую систему государства.

Международная организация Visa Int. заблокировала прием карт крупнейшего банка страны «Империал». Все остальным финансовым институтам было рекомендовано воздержаться от выдачи наличных средств по картам. Высокий курс доллара в 1998 году стал основой для запрета на установление разницы между покупкой и продажей валюты более 15%. Происходил естественный отбор финансовых заведений, оставались только сильнейшие. Был дан отказ от введения временных администраций. Кредитование финансовых администраций происходило на условиях передачи ими в распоряжение правительства пакетов акций. Далее был указ о снятии полномочий с кабинета министров и об отстранении от дел главы государства.

Финансовые потери

Настоящим испытанием и новыми перспективами запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными.

ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг - это не единственное, что принес 1998 год. Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «черного четверга» - это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.

Вкладчики у здания банка "Российский кредит", 1998 год. Фото: Катков Александр/ ИТАР-ТАСС

Утром 17 августа 1998 года на лентах информагентств появилось совместное заявление Правительства Российской Федерации и Центрального Банка страны за подписью председателя правительства Сергея Кириенко и руководителя Центробанка Сергея Дубинина. После нескольких предложений, в которых говорилось о влиянии кризиса на мировых финансовых рынках и сокращении доходов бюджета в результате падения цен на нефть, в документе был перечислен «комплекс мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Среди них - отказ от политики «валютного коридора» и переход к «плавающему» курсу рубля, а также 90-дневный мораторий на выплату долгов по государственным обязательствам и объявление о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ) в некие новые ценные бумаги. Слово «дефолт» в документе не упоминалось ни разу. Но в течение считанных минут российские валютный и кредитный рынки, а также рынок государственного долга перестали существовать.

Что такое ГКО

В конце 1994 года правительство России приняло решение отказаться от покрытия дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии. Говоря проще, государство решило в этой ситуации не печатать дополнительно деньги, чтобы не разгонять и без того высокую инфляцию в стране, а попытаться занять их на внутреннем и внешнем рынках. Главными инструментами для таких заимствований становились облигации федерального займа (ОФЗ) и особенно - государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Постепенно правительство вошло во вкус. За три года объем размещения ГКО на рынке вырос в три раза и в 1997 году составил 32 трлн неденоминированных рублей. За счет средств, полученных от размещения ГКО, финансировалась почти половина (44,2%) бюджетного дефицита. Но «гасить» такие обязательства правительству становилось все трудней.

Буря с юго-востока

В июле 1997 года грянул Азиатский финансовый кризис. Бурный экономический рост стран юго-восточной Азии, который продолжался на протяжение предшествующих лет, привел к «перегреву» экономик этих государств, росту государственного и корпоративного долга, и, в итоге, привел к падению национальных валют таких стран, как Таиланд, Индонезия, Малайзия, Южная Корея. Инвесторы начали выводить свои средства с развивающихся рынков. Финансовый кризис превратился в мировой и серьезно ухудшил условия заимствования финансовых средств для государств и корпораций. Инвесторы неохотно давали деньги в долг и требовали более высокую премию за риск.

Финансовый кризис сказался на темпах развития мировой экономики и только усугубил падение цен на сырьевые товары, в том числе и нефть. Цены на «черное золото», сокращавшиеся с 1991 года, к 1998-му подошли к психологически важному рубежу в 10 долларов США за баррель. А стоимость российского сорта Urals опустилась даже ниже этого уровня.

Предчувствие дефолта

К началу 1998 года российская экономика и финансовая система страны чувствовали себя очень плохо. Особенно это касалось государственного долга. Резко выросла стоимость его обслуживания. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19%, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2%. По сути, правительству приходилось наращивать выпуск этих бумаг только для того, чтобы погасить предыдущие долги. Рынок государственного долга превращался в финансовую пирамиду.

Дополнительным бременем на финансовую систему страны ложились попытки государства удержать курс рубля к доллару США на зафиксированном уровне. Таким образом правительство пыталось бороться с инфляцией, так как внутренний рынок России критически зависел от импорта. После начавшейся с 1 января 1998 годе деноминации (1000 старых рублей обменивалась на 1 новый) курс деноминированного рубля к доллару правительство пыталось удержать на уровне 6 рублей за 1 доллар США.

И грянул кризис

С начала 1998 года в экономических кругах страны все сильнее стали раздаваться предупреждения о неизбежности финансового кризиса и девальвации российской валюты. Пытаясь спасти ситуацию, президент Борис Ельцин в марте отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина. На его место был назначен 35-летний Сергей Кириенко. Дума утвердила его кандидатуру лишь с третьей попытки под угрозой роспуска и досрочных выборов.

Пытаясь спасти ситуацию, правительство РФ обратилось за помощью к Международному валютному фонду (МВФ), который в июле 1998 года выделил России кредит в размере 4,78 млрд долларов США. Но эти деньги уже не могли спасти российскую финансовую систему.

14 августа президент Ельцин заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано…». А 17 августа появилось пресловутое заявление Кириенко-Дубинина.

Помню, как 17 августа в аэропорту испанской Барселоны, в терминале, где шла посадка на рейс «Аэрофлота» в Москву, пассажиры напряженно всматривались в трансляцию CNN, пытаясь понять - что же там произошло на Родине. Какой-то «новый русский» с массивной золотой цепью на шее, держа у уха редкий тогда еще мобильный телефон, внимательно слушал своего собеседника. А когда его спутница модельной внешности, выскользнув из Duty Free, попыталась выяснить у него, что стряслось, так рявкнул в ее адрес, что его «Молчи, дура!» еще долго разносилось под сводами аэропорта.

Последствия

После заявления Правительства и Центробанка курс российского рубля рухнул. К началу октября он опустился до 16 рублей за доллар, а в начале 1999 года составлял уже более 20 рублей за единицу американской валюты. Вкладчики бросились в отделения банков спасать свои деньги. В Москве и других крупных российских городах к банкоматам выстроились огромные очереди. Немногие российские банки смогли пережить этот кризис. Особенно пострадали те, кто активно вкладывался в государственный долг. Кто теперь вспомнит про банки «Империал», «Российский кредит», «СБС-Агро»? А ведь это были крупнейшие игроки банковского сектора.

В стране, внутренний рынок которой тогда зависел от импорта процентов на 80, из-за девальвации рубля произошел резкий скачок инфляции. Промышленное производство было подорвано сокращением внутреннего спроса и крахом банковской системы. 23 августа правительство и руководство Центробанка ушло в отставку. Госдума настояла на назначении новым главой кабинета Евгения Примакова. Председателем Центробанка стал Виктор Геращенко.

Но, как ни странно, кризис имел и целый ряд положительных последствий . Во-первых, руководство страны отказалось от практики крупных заимствований и перешло к попыткам сверстать бездефицитный бюджет страны. И это удалось. Правда, очень сильно помог в этом начавшийся в нулевые рост цен на энергоносители. Девальвация национальной валюты сделала очень привлекательными на мировом рынке целый ряд российских товаров (нефть, газ, удобрения, металлы и металлургическая продукция). Развитие этих отраслей потянуло за собой и всю экономику России. Уже в 2000 году экономический рост в стране достиг 10%.

По прошествии 20 лет многие активные участники тех событий говорят о том, что кризис 1998 года стал гигантским уроком для всей российской экономики. За прошедшие годы ей удалось избавиться от многих перекосов, и повторение событий 20-летней давности в современных условиях вряд ли возможно. Хочется верить. Но все-таки, когда сейчас кто-либо из власть предержащих уверенно заявляет, что «девальвации не будет» - многие из нас вздрагивают.

Сергей Анисимов

Кризис 1998 года в России – ситуация технического дефолта по причине невозможности правительства РФ обслуживать постоянно возрастающий объем внутренних заимствований. Несмотря на девальвацию рубля, массовые банкротства банков и предприятий, в долгосрочной перспективе кризис имел положительные последствия для экономики.

Кризис 1998 года в России − первый дефолт в новейшей истории, объявленный государством по внутренним ценным бумагам в национальной валюте.

Причины возникновения

Первой версией финансового коллапса можно считать мнение КПРФ (Коммунистическая партия Российской федерации), имевшей наибольшее представительство (139 депутатов) в Госдуме после выборов 1995 года, которая основной причиной кризиса считает неправильную макроэкономическую политику, проводимую действующим правительством «либералов» при активной поддержке Президента Бориса Ельцина.

Вторая версия событий, отстаиваемая группой экономистов и членов правительства, утверждает, что падение экономики было неизбежным и обусловлено исключительно внешними факторами - Азиатским финансовым кризисом и снижением мировых цен на энергоносители − основную статью российского экспорта.

Обе версии при более глубоком анализе нельзя считать истинными:

  • перекладывание ответственности на правительство представляет собой стандартный политический штамп, обычно не имеющий под собой реальных оснований;
  • главенствующая роль внешних факторов должна была привести к более длительному влиянию на экономику, но первые признаки восстановления появились уже через несколько месяцев после объявления дефолта и либерализации валютного рынка.

В реальности к негативным последствиям привели ошибки как законодательной, так и исполнительной ветвей власти:

  • Слабость экономики, доставшейся в наследство РФ после распада СССР . Кроме необходимости проведения срочных реформ, ситуацию усугубило принятие Россией на себя всех обязательств СССР по внешним займам. Падение ВВП прекратилось только к 1997 году, когда зафиксирован первый рост на 1,7%. Таким образом, не был наработан резерв прочности и ситуация могла рухнуть при любых отрицательных тенденциях.
  • Политическое противостояние Думы и правительства . Фракция КПРФ, контролирующая деятельность Думы, конъюнктурно требовала постоянно увеличивать социальные выплаты, что привело к постоянному бюджетному дефициту. Вторым фактором поддержания иллюзии внешнего благополучия было искусственное поддержание высокого курса рубля с помощью интервенций Банка России и переход к политике валютного «коридора», рамки которого были далеки от реальной экономической ситуации.
  • Рост внешних и внутренних заимствований . Сдерживание курса рубля привело к снижению дохода от экспорта и, как следствие, налоговых поступлений от формирующих госбюджет предприятий газовой и нефтяной сферы. Компенсация дефицита с помощью дополнительной эмиссии была запрещена в 1994 году, и для финансирования постоянно увеличивающихся расходов альтернативы заимствованиям почти не осталось. Стоит отметить, что подобная политика активно продвигалась многими членами правительства, и к 1998 году объем только внешнего государственного долга составлял более $150 млрд., тогда как в момент дефолта золотовалютные резервы РФ были на уровне $12,5 млрд.
  • Выпуск ГКО (государственных краткосрочных облигаций). Механизм выпуска и обращения был разработан в 1992 году управлением ценных бумаг Банка России. Первый выпуск на сумму 1 млрд. рублей состоялся в мае 1993 года, когда стало ясно, что финансировать исполнение бюджета только за счет внешних кредитов невозможно, особенно после ухудшений отношений с основными кредиторами - МВФ и Всемирным банком. Перед самым кризисом, в конце июля 1998 года, МВФ выделил РФ кредит в $22 млн., но впоследствии доходы государства не сумели покрыть даже процентные платежи по этому займу.

ГКО представляли собой именные дисконтные облигации со сроками погашения от трех месяцев до года, доход рассчитывался как разница между ценами погашения и покупки. Высокий спрос поддерживался Центробанком через дочерние структуры, и ведущие финансовые институты были уверены в их высокой надежности.

Постоянное увеличение доходности новых выпусков ГКО к 1998 году превратили данный рынок из источника погашения дефицита бюджета в классическую финансовую пирамиду, подобную «МММ». Большая часть банковских активов были вложены в постоянно дорожающие государственные ценные бумаги, а кредитование реального сектора экономики практически прекратилось. Последние эмиссии ГКО имели доходность около 140%, а потому к августу 1998 году были исчерпаны все ресурсы для погашения и поддержания курса рубля. Попытки правительства поменять крупные пакеты ГКО на еврооблигации также потерпели неудачу.

Согласно классической практике, в таких случаях страна должна была начать денежную эмиссию, запустить механизм инфляции, и когда национальная валюта обесценится, выполнить номинальное погашение долга. Логично, что именно такого сценария и ждали российские инвесторы, которые делали вклады в ГКО, рассчитывая, что эти вклады будут защищены фиксированным курсом национальной валюты.

Тем не менее, Россия выбрала путь дефолта, как по внешнему, так и по внутреннему долгу. Учитывая негативный опыт начала 90-х, новая волна инфляции могла быть социально опасной, а непогашение внешних долгов было неприемлемым.

Хроника кризиса

Кризис 1998 года в России кратко:

  • 5 августа 1998 года . Принято решение о резком увеличении объема внешних заимствований до $14 млрд., что подтвердило слухи о невозможности выполнения бюджета с помощью внутренних источников;
  • 6 августа 1998 года . Российские валютные обязательства на внешних рынках падают до минимальных значений, несмотря на очередной займ МБРР (Международный банк реконструкции и развития);
  • 11 августа 1998 года . На РТС падение котировок российских ценных бумаг достигло 7,5%, что привело к остановке торгов и массовой скупке валюты банками.
  • 12 августа 1998 года . Из-за кризиса ликвидности и увеличении спроса на валюту прекращает функционировать рынок межбанковского кредитования.
  • 13 августа 1998 года . Агентства Standart&Poor`s и Moody`s понижают долгосрочный кредитный рейтинг РФ. Правительство перекладывает проблемы поддержания валютного рынка и системы ГКО на самих банкиров.
  • 17 августа 1998 г. Премьер-министр Сергей Кириенко выступил с заявлением об объявлении моратория в 90 дней на все выплаты по государственным ценным бумагам и переходу к рыночному курсу рубля. Фактически страна оказывается в состоянии «технического дефолта».
  • 18 августа 1998 года. Операции по картам Visa блокируются или существенно ограничиваются. По решению ЦБ разница между покупкой и продажей валюты не может быть выше 15%;
  • 19 августа 1998 года . Перенос сроков реструктуризации ГКО приводит к массовому банкротству небольших банков и потере вкладов населения;
  • 23 августа 1998 года . Борис Ельцин принимает отставку правительства и премьера-министра Сергея Кириенко.

По оценкам Московского банковского союза, российская экономика до конца 1998 гола потеряла, как минимум, $96 млрд., из которых потери банковского сектора составили $45 млрд., вклады населения − $19 млрд.

За рубеж по неофициальным данным было выведено почти $1,2 трлн., что эквивалентно восьми ВВП Российской Федерации в 1998 году.

Последствия кризиса

Генеральная прокуратура РФ и комиссия Совета Федерации после расследования ситуации вокруг ГКО пришли к выводу, что их выпуск изначально был направлен только на обогащение узкого круга инвесторов, а не на решение экономических проблем. Результаты проверки в свое время были проигнорированы Президентом, новым премьер-министром и Советом Безопасности.

За объявлением дефолта последовала закономерная отставка правительства С.Кириенко и руководства Центробанка. 11 сентября Дума утвердила в должности премьер-министра Е.Примакова и главу Банка России В.Геращенко.

Переход к рыночному курсу рубля в целом оказал положительное влияние на экономику, хотя и привел к его девальвации в 4,5 раза. Экспортеры получили необходимые оборотные средства для модернизации и развития производства, возросли налоговые поступления в бюджет и уже к началу 1999 года впервые с момента дефолта был зафиксирован рост ВВП.

В отличие от промышленности, банковская система оказалась на грани полного коллапса, в первую очередь из-за краха пирамиды ГКО. Реструктуризация позволила вернуть инвесторам не более 1% вложенных средств, что привело к массовому банкротству финансовых учреждений, невозможности возврата вкладов населения и обслуживания текущих платежей.

Кроме населения, наиболее пострадавшими оказались частный бизнес, использующий сырье и товары из-за границы, а также сфера услуг. Сумели выжить те, кто вовремя оптимизировал расходы , сохранил отношения с партнерами и практически не использовал кредитные ресурсы. Постепенно увеличивался потребительский спрос, уцелевший малый бизнес стал консолидироваться в более крупные предприятия.

С момента кризиса 1998 г. прошло почти 20 лет, но он по-прежнему остается одним из наиболее значимых экономических феноменов в современной истории. Сегодня аналитики считают, что экономический кризис 1998 года в России коренным образом изменил существующую модель управления: произошел отход от экспорта сырьевых товаров как основного источника наполнения бюджета, к развитию секторов, которые ранее замещались импортом. Дефолт способствовал очищению экономики от устаревших элементов, а также привел к более ответственному отношению к планированию бюджета страны, притоку иностранных инвестиций, постепенному развитию фондового рынка и возвращению российских компаний на международный рынок.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама