THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Предыдущая страница

Эмиссию рубля , согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно тому же закону, не может давать кредиты государству. Как же осуществляется эта эмиссия, как рубли вводятся в обращение? Очень просто - путем покупки иностранной валюты на бирже.

Работает эта система так;

* Россия продала на мировом рынке некий товар;

* в страну поступило 100 долларов;

* Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

* доллары попадают в золотовалютные запасы ЦБ РФ;

* в экономику попадает 3000 рублей.

Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. А там ее продают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный для населения паритет.

Паритет между количеством долларов в ЗВР и количеством рублей в экономике. Вот цена на нефть пошла вверх. За тот же товар Россия получает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет.

Он снижает курс доллара, покупает их дешевле и впрыскивает в экономику страны меньшее количество рублей за один пришедший в страну доллар.

При снижении цены на нефть происходит обратный процесс: ЦБ увеличивает курс доллара. Теперь за один пришедший доллар эмитируется меньшее количество нашей валюты. Внимательно следит за общим объемом рублевой массы именно Центральный банк.

Ведь согласно закону о ЦБ именно руководящий орган Центрального банка - Совет директоров - принимает решение «об общем объеме выпуска наличных денег» (Глава III, статья 16)

Иными словами, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри России и долларовой массы, которую Россия получает извне. А это значит, что мы уязвимы. Мы не до конца самостоятельны.

Почему же ЦБ сохраняет паритет между количеством долларов в ЗВР и общим объемом эмиссии рублей? Потому что Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board» (Якунин В. И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Издательство Научный эксперт, 2009).

Это нужно потому, что любая страна - член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться.

Без этого не берут в МВФ. Без этого и не возьмут в «цивилизованное человечество».

А в итоге... денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.

То есть, вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. Вот почему при падении цен на нефть рушится всё и вся. Дело вовсе не в недоборе налогов от продажи самой нефти.

Дело все в том, что в экономике ведь исчезают рубли. А уже потом падает торговля, строительство, урезаются зарплаты, и встает весь производственный процесс.

Важно понимать, что золотовалютные резервы страны не являются «резервом» государства. Эти деньги нельзя тратить. Они должны лежать в «кубышке» ЦБ просто для того, чтобы ЦБ мог печатать рубли. Золотовалютные резервы не приносят государству и народу никакой пользы.

Их функция совершенно другая - это гарантии, которые нельзя тратить, чтобы можно было эмитировать рубли.

Почему нельзя тратить ЗВР, тоже понятно - завтра продадим доллары для покрытия внешнего долга страны, а напечатанные под них рубли останутся. Баланс нарушен. Это не по правилам. Так нельзя.

Наглядный пример: Путин выплатил внешний долг России. За это ему огромное спасибо - обрезал одну финансовую веревочку, за которую дергали мировые кукловоды. Пока только одну, но пока другая осталась. Причем сделал все «по правилам».

Внешний долг был выплачен из Стабилизационного фонда , который на самом деле является собственностью государства (А вот сегодня формально Стабфонда нет. А есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Вложены они в те же самые «инструменты», то есть облигации США и другие абстракции. Можете убедиться в этом сами: www.minfin.ru/ru/reservefund/; wwwl.minfin.ru/ru/nationalwealthfund).

Денег золотовалютные резервы ЦБ на выплату внешнего долга не тратили. Почему? Нельзя! Почему нельзя? Потому что в 1944 году в городе Бреттон-Вуд были подписаны международные соглашения, определившие дальнейшее развитие человечества.

О бреттон-вудских договоренностях и обо всем, что произошло в финансовом зазеркалье с той поры, мы поговорим в другой главе.

Сейчас же давайте поудивляемся дальше, читая закон о Центральном банке. Там есть много другого, куда более важного. Мы вновь подходим к главному вопросу: кто же управляет Центральным банком России? Кому он подчиняется? Похоже, что никому. По крайней мере, никому в России. Статья 1 закона вполне однозначна:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ - посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации».

Разобрались? Президент РФ представляет, Дума назначает. Она же снимает главу ЦБ с должности. Нет, все еще только начинается.

Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.

«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной
заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим
в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы,
связанные с деятельностью Банка России».

Выходит, что если председатель ЦБ:

1) здоров как бык,

2) его полномочия еще не истекли,

3) уходить сам не собирается,

4) кошельки у старушек не ворует,

5) соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты
своей стране) - то снять голубчика совершенно невозможно.

Он может даже и кошельки у старушек воровать - пока нет приговора суда, не уволить его Государственной Думе. И президент России что-либо сделать бессилен.

Любопытно, правда? Разве глава предприятия, назначивший финансового директора, не может снять его простым приказом и назначить нового? Или обязан ждать четыре года? Или приговора суда? Или медкомиссию создавать?

Нет, в реальной жизни руководитель компании волен как назначать, так и снимать с должностей своих подчиненных. Глава государства в России - это президент.

Все остальные госслужащие являются его подчиненными, которыми он руководит не напрямую, а посредством министров, губернаторов, мэров, генералов и адмиралов. И только руководитель Центрального банка вне пространства и времени.

Президенту его не снять и не уволить. А в случае чего банкир пожалуется на президента в международный суд. И ведь должность главы Центрального банка действительно ключевая!

«Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами».

Там, кроме ЗВР , лежит… и весь российский бюджет. И на счетах ЦБ находится и то, что раньше составляло единый Стабилизационный фонд.

«Резервный фонд и Фонд национального благосостояния размещаются на счетах ЦБ РФ по учету средств этих фондов в иностранной валюте в Москве» (на сайте МинФина www.mirifin.ru/ru/official/index. php?pg4=34&id4=5631).

Вы не ошибетесь, если скажете, что Центральный банк - это наше всё. В том смысле, что все средства страны сосредоточены именно в нем. И вот этот ключевой «департамент» не подотчетен государству?! Вы понимаете, что это означает?

Присмотревшись, мы увидим в схеме контроля российских финансов следы компромисса, достигнутого российской властью и всевластными банкирами. Напомню, что Стабилизационный фонд, о котором столько говорили, был поделен на две части: их назвали Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

Так вот, средствами первого управляет ЦБ, то есть «не государство», а средствами второго - Минфин, то есть правительство, то есть государство…

«Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Подотчетность Банка России Государственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России».

И это вся подотчетность? Но мы же только что разобрали, что она мнимая, что главу ЦБ не уволить без его согласия и желания. Не снять, кстати, и других добрых банкиров-молодцев из ЦБ.

«Статья 13. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности: по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России; до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России».

То есть досрочно уволить строптивого коллегу может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения банкира - члена Совета директоров ЦБ - нужно представление председателя.

Сама Госдума не может уволить банкиров, если председатель ЦБ этого не хочет. Так как же можно говорить, что ЦБ подотчетен Госдуме?..

Когда читаешь закон о Центральном банке, в голове постоянно крутится один вопрос: когда же и кто принял такой очевидно кабальный для России документ? Путин в 2002 году, если судить по названию (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ)? Нет. Закон видоизменялся и дополнялся.

А его самая первая версия была принята еще в 1990 году, когда на кремлевских башнях реял алый флаг СССР с серпом и молотом. Борис Ельцин с огромным перевесом выиграл выборы лета 1990 года и стал первым президентом России.

А затем, через полгода своего президентства, 2 декабря 1990 года, он подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).

Если вам лет сорок или больше, то вы помните те выборы. Помните лето 1990 года? Радость, надежда на перемены. Помните свой тогдашний энтузиазм? «Мы ждем перемен», - пел тогда Виктор Цой. И мы все этих перемен ждали. И вот они настали.

Еще единая страна жила и надеялась, а задел для ее распада и перехода под контроль мировой банковской верхушки уже готовился. Борис Ельцин при «живом» Советском Союзе подписал документ, создававший неподконтрольный государству эмиссионный центр.

Включая третью часть статьи № 1 той первой редакции этого вреднейшего для России закона: «Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти».

До этого в СССР система финансов была построена на принципах здравого смысла. Финансовой сферой заведовал Совет министров СССР - то есть Правительство. Органом, выполняющим все указания Правительства СССР по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделенный правом совершения эмиссионных операций. Это был прямой антипод нынешнего ЦБ.

Он выполнял распоряжения Правительства, разрешения Государственного банка не нужно было спрашивать, его руководителей назначали решением Совета министров и снимали аналогичным образом.

Госбанк не имел права подавать в иностранный суд. Количество, сумму необходимых для экономики страны денег определял Совет министров, а Госбанк их только эмитировал.

Деньги в СССР выпускались трех видов: билеты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и казначейскими билетами существовало различие юридического характера.

Только банковские билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка, о чем гласила надпись на купюрах достоинством от десяти рублей и выше.

Рубль, три и пять (казначейские билеты) имели другую надпись, они обеспечивались «всем достоянием государства», то есть не имели золотого содержания.

В реальной жизни граждане СССР об этих нюансах понятия не имели, никакой разницы между двумя видами советских денег не было. Денежные знаки всех видов выпускал в обращение Государственный банк СССР.

Понимал ли Ельцин в 1990 году, что делает? Уверен, что нет. Безграмотность населения СССР в вопросах финансов была поразительна.

Но тогда это было нестрашно - ничего сложнее облигации государственного займа и вклада в сберкассе советским людям в финансовой сфере видеть не приходилось. Беда в том, что не менее безграмотной была элита. И закончилось это катастрофой.

Понравился материал? Добавьте страницу в закладки!

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Ряд экономистов призывают ЦБ запустить печатный станок

В последнее время ряд экономистов призывает Центральный банк России "включить печатный станок", чтобы вывести страну из кризиса. Центробанку, согласно этой точке зрения, следует напечатать деньги, которые можно будет потратить, например, на реализацию инвестиционных проектов и финансирование дефицита бюджета.

Еще весной Столыпинский клуб в своей среднесрочной программе развития под названием "Экономика роста" выступил с проектом новой "денежно-промышленной политики", согласно которой ЦБ должен взять на себя ответственность по стимулированию роста ВВП.

Членами президиума Столыпинского клуба являются, например, бизнес-омбудсмен Борис Титов и советник президента России Сергей Глазьев, известный своими радикальными взглядами на монетарную политику. Члены клуба называют себя "рыночниками-реалистами" и не согласны с рекомендациями МВФ и с текущей политикой российского ЦБ.

В программе, например, говорится о рефинансировании за счет ЦБ кредитов, выданных банкам и институтам развития на реализацию инвестпроектов. Фактически это должно быть сделано на свеженапечатанные деньги.

При этом в программе отмечается, что ЦБ не будет финансировать государственные расходы, что запрещено законом о Банке России.

Намного дальше пошли эксперты Финансового университета при правительстве России. Во вторник на сайте университета был опубликован документ, в котором перечислен набор мер по совершенствованию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Эти меры, по замыслу авторов, должны обеспечить стабильный рост российской экономики.

Университет направил эти меры в качестве предложения правительству. По данным газеты "Коммерсант", реакции на них со стороны Белого дома пока нет.

Что предлагает Финуниверситет

Предложения экспертов университета в области монетарной политики во многом совпадают с идеями "Столыпинского клуба", хотя доклады разрабатывались параллельно.

Один из авторов рекомендаций Финуниверситета доктор экономических наук Владимир Масленников пояснил в беседе с Русской службой Би-би-си, что в российской экономике недостаточно средств для инвестиций в нужном объеме. Именно эту проблему, по мнению Масленникова, должна решить эмиссия денег.

"Необходимы все равно какие-то решения, которые позволят добиться коренного изменения ситуации, а для этого нужны источники для инвестиций и их целевого использования", - считает Масленников.

Без этих источников роста, по словам Масленникова, экономика пойдет по пути исчерпания резервов, о чем ранее первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко.

Расширение мандата ЦБ

Вслед за "Столыпинским клубом" эксперты Финуниверситета предлагают изменить обязанности ЦБ, который должен будет следить не только за инфляцией, но и ростом экономики.

Масленников пояснил, что именно по влиянию на рост должна оцениваться эффективность любого ведомства, включая ЦБ.

При этом в самом докладе говорится о необходимости ввести оценку проектов документов ЦБ самим Банком России вместе с министерством финансов и министерством экономического развития с точки зрения влияния их на рост экономики.

Возвращение к управляемому курсу рубля

Пересекаются идеи Финуниверситета и Столыпинского клуба и в отношении курса рубля.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает эмиссию денег опасным легким способом решения экономических проблем

В "Экономике роста" говорится о необходимости держать реальный эффективный курс рубля заниженным на 10%.

В Финуниверситете, в свою очередь, предлагают ЦБ вернуться к "управляемому плаванию" рубля. Правда, эксперты предлагают регулировать курс с помощью не интервенций, а других мер.

В их перечне, например, оказались заимствование модели валютной торговли, которая действовала в 1998-1999 годах. Тогда на ММВБ были две, утренняя и вечерняя, валютные сессии, а покупатели были сегментированы по целям приобретения валюты.

В списке предложений также обязательная продажа части валютной выручки экспортерами, резервирование валюты импортерами на счетах в банках и ограничение доступа на валютный рынок тем, кто не связан с экспортом или импортом.

Монетизация госдолга

Одно из наиболее радикальных предложений экспертов - это покрытие дефицита бюджета с помощью эмиссии денег. В докладе говорится о дефиците, вызванном реализацией инвестиционных проектов. Закон о Банке России запрещает ЦБ предоставлять кредиты правительству.

В Финансовом университете предлагают внести изменения в действующее законодательство, чтобы позволить ЦБ финансировать правительство.

Согласно экономической теории, основным последствием эмиссии станет рост инфляции. Эксперты Финуниверситета предлагают бороться с этим с помощью регулирования тарифов естественных монополий.

Необходимость этого Масленников объяснил необходимостью "активизации объема инвестиционного процесса" в российской экономике. Из эмиссии, по его словам, будут финансировать именно инвестиционную часть бюджета. Также, по его словам, должен быть установлен жесткий контроль за использованием этих средств.

По его словам, механизмы финансирования могут быть разными - в виде кредитов инвестфондам, покупки облигаций и другие.

ЦБ и эксперты предупреждают об опасности эмиссии

В конце июня глава ЦБ Эльвира Набиуллина "легких экономических решений", к которым как раз отнесла и эмиссию. Она заявила, что последствиями подобных легких решений стал кризис 1990-х годов.

"В России мы тоже видим рост востребованности легких экономических решений, например, обещаний, что, напечатав один-два триллиона рублей и выдав их в виде дешевых кредитов, мы получим устойчивое ускорение темпов экономического роста в экономике без значительных инфляционных последствий", - признала Набиуллина.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эмиссия денег может запустить рост цен

Об опасности эмиссии предупреждают и другие экономисты. Большая часть из них говорит о росте инфляции, справиться с которым будет очень тяжело. При этом эмиссия денег, по мнению ряда экспертов, не даст тот толчок, на который рассчитывают ее сторонники. Она не поможет разрешить структурные проблемы, из-за которых бизнес не инвестирует средства.

Профессор Чикагского университета Константин Сонин изучил предложения экспертов Финуниверситета: по его мнению, часть из них противоречит друг другу, а в самом документе не предоставлены модели и расчеты, на которых базируются выводы экспертов.

Масленников не смог предоставить Би-би-си доклад, где обосновываются предложения Финуниверситета.

Русская служба Би-би-си попросила ведущих российских экономистов проанализировать предложения об эмиссии денежных средств как способе стимулировать экономику России.

Константин Сонин, профессор Чикагского университета

"Когда говорятся слова о том, что не хватает финансовых ресурсов, эти слова выглядит очень простыми и понятными. Но, на самом деле, за ними должны стоять некоторые глубокие соображения. Здесь эти глубокие соображения выглядят совершенно ошибочно.

Под финансовыми ресурсами авторы подразумевают просто напечатанные деньги. Но проблемы российской экономики не связаны с тем, что Центральный банк просто жалеет напечатать деньги. Проблема в том, что напечатанные деньги не являются финансовыми ресурсами, этого авторы доклада, по всей видимости, не понимают.

Финансовыми ресурсами являются "реальные" деньги, то есть то, что можно превратить в товары и услуги. От того, что мы напечатали дополнительные деньги, у нас дополнительные товары и услуги не появляются. Это заблуждение, которое 100 лет назад было известно экономистам.

Центральный банк - это государственный орган Российской Федерации, у него есть свои задачи, с которыми он справляется. Я понимаю, почему хочется подчинить его каким-то частным интересам. Центробанк становится источником доступных денег, но не для экономики в целом, а для отдельных бенефициаров. Убыточному бизнесу было бы очень хорошо, если бы ему Центральный банк бы выдавал субсидированные кредиты, фактически покрывая убытки за счет всего остального населения.

Таргетирование экономического роста в принципе было бы хорошей вещью. Но хотелось бы увидеть такую странную модель, в которой бы дополнительное печатание денег приводит к более высокому росту. Экономический опыт сотен стран за десятки лет говорит о том, что в ситуации, похожей на нашу, когда безработица находится на низком уровне, а показатели, связанные с реальной зарплатой, указывают, скорее, на перегрев экономики, денежная эмиссия будет только приводить к инфляции. Борьба с инфляцией страшно дорогостоящая вещь. Они хотят еще на годы обречь нас на тяжелую и дорогостоящую борьбу с инфляцией".

Сергей Гуриев, профессор экономики Института политических исследований Sciences Po

"Российская экономика страдает от недостаточного развития финансового сектора. В большой степени это связано с несовершенствами экономических и политических институтов, в первую очередь недостаточной защитой прав собственности, недостатками системы правоприменения и корпоративного управления.

Существенную роль играет и высокая инфляция. Без снижения инфляции невозможно добиться развития рынков долгосрочного финансирования. Поэтому нельзя не поддержать заявления Центрального банка о необходимости снижения инфляции и приверженности гибкому курсообразованию на валютном рынке.

Переход к таргетированию Центральным банком "экономического роста" вместо таргетирования инфляции приведет к фактической потере независимости ЦБ. Это, безусловно, снизит шансы на победу в борьбе с инфляцией.

Как показывает и мировой, и российский (90-х годов) опыт, прямое финансирование дефицита бюджета Центральным банком приводит к росту инфляции, сокращению горизонта планирования экономических агентов и, соответственно, к сжатию финансовой системы и дальнейшему падению инвестиций.

В случае резких колебаний курса, Центральный банк, безусловно, может пойти на ограничение торговых операций. Но в целом, именно рыночное ценообразование курса рубля (в том числе, и благодаря "валютным спекулянтам") помогает рублю найти свое равновесное значение. Именно вследствие перехода к гибкому курсообразованию рецессия 2015-2016 гг. была гораздо мягче рецессии 2008-09 годов, когда политика фиксированного курса рубля привела к неконкурентоспобности российских предприятий и остановке их кредитования".

Олег Замулин, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ

"Мне кажется, эксперты фундаментально не понимают причины стагнации и спада в российской экономике. Я считаю, что в первую очередь они вызваны плохой бизнес-средой, плохим бизнес-климатом, то есть плохо защищаемыми правами собственности, неэффективно работающей бюрократией, проблемами в финансовой системе и так далее. Поэтому нужно решать проблемы в нашей экономике, а не пытаться стимулировать совокупный спрос денежными вливаниями.

Центральный банк не может отвечать за экономический рост. Мировой опыт и огромное количество исследований это убедительно доказали. Экономический рост определяется другими вещами, он определяется ростом производительности, ростом инвестиций, накоплением основных мощностей и так далее.

Центральный банк должен обеспечивать этот рост финансовыми средствами по мере того, как эти финансовые средства нужны в процессе экономического роста. Центральный банк должен следить, чтобы этот рост происходил равномерно, чтобы не было слишком много или слишком мало финансовых средств.

Вот что может делать Центральный банк, он может делать рост гладким, он может пытаться избегать кризисных явлений в процессе, когда спрос может отставать или превышать возможности экономики. Но Центральный банк не может повлиять на сам темп экономического роста. Он определяется структурными вещами, которые не имеют ничего общего с тем, с чем имеет дело Центральный банк.

Мы уже много раз видели, к чему это приводит, в том числе и в России. Вся Латинская Америка так жила весь XX век - покрытие денежного дефицита инфляционной денежной накачкой. Это приводит к гиперинфляции, кризису, военному перевороту, а потом следующий режим начинает делать то же самое. Если мы хотим повторить опыт Латинской Америки и наш опыт начала 90-х годов, то мы можем это сделать. Но я считаю, что мы не хотим этого делать".

Понятие эмиссии часто встречается в профессиональной литературе, сфере экономики и финансов. Однако многие люди, не связанные с банковской деятельностью, порой до конца не понимают, что значит эмиссия денег и в чем ее назначение.

Как правило, при этом словосочетании, люди представляют себе печатный станок, выпускающий листы с миллионами. Но это не совсем верно. Данная статья поможет разобраться в основных понятиях этого процесса.

Законодательство РФ закрепляет эмиссию наличных денег как комплекс стадий по разработке, изготовлению и выпуску в обращение бумажных банкнот и металлических монет на основании письменных приказов Центрального Банка РФ. Проще говоря, это выпуск денег в обращение, при котором повышается количество наличных денег, находящихся в распоряжении физических и юридических лиц, а также государства.

На заметку. Эмиссию средств нужно не путать с простым выпуском денег. Во втором случае деньги просто находятся или отчуждаются из оборота путем банковских кассовых операций, предоставления ссуд, то есть денежная масса не увеличивается.

Выпуск новых банкнот происходит по следующим причинам:
  • постоянный рост производства и появление новых субъектов рынка, вследствие чего увеличивается товарное предложение
  • возрастание цен на рынке на продукцию
  • постепенное снижение скорости обращения денег

Кто осуществляет эмиссию денег в России?

Конституция РФ определяет, что в исключительном ведении Российской Федерации находится не только финансовое, валютное и кредитное регулирование, но также и денежная эмиссия. Поэтому основным, но не единственным субъектом, обладающим данными функциями в нашей стране является Центральный Банк РФ.

В зависимости от субъекта, занимающегося выпуском, выделяют два типа:

1. Первичная - эмиссия, осуществляемая Центральным Банком РФ. В рамках ее ЦБ занимается следующей деятельностью:

  • печать (чеканка) денег
  • кредитование коммерчески банков
  • покупка валюты других стран
  • выдача кредитов на государственные нужды

2. Вторичная - эмиссия, находящаяся в компетенции коммерческих банков, которые предоставляют кредиты организациям и населению. Осуществлять кредитование такие банки могут за свой счет, либо за средства, предоставляемые от ЦБ РФ.

В зависимости от способа эмиссии, она делится на наличную и безналичную.

Наличная - это выпуск дополнительных ассигнаций в виде банкнот или отчеканенных монет.

Безналичная - самая распространенная форма, так как большинство денежных средств повсеместно находится в безнал. форме. Данный вид происходит посредством выдачи кредитов и регистрации наличности на банковских счетах.

Кредитная эмиссия заключается в том, что при оказании банком кредитов фигурам рынка, автоматически увеличивается объем национальных ден. средств. Размер увеличения равен количеству денег, предоставляемых заемщику. Кредитный выпуск - это не что иное, как эмиссия безнал. средств. Грубо говоря, получается, что банки сами формируют новые денежные потоки.

Эмиссия кредитных денег - это не новшество в современном мире. Еще во времена, когда в обращении были серебряные и золотые монеты, существовал оборот наличных и безналичных средств. Так, если банк получал средства на хранение, то эти деньги записывались как долг банка перед владельцем. Затем эти деньги давались в кредит другому лицу и появлялись наличность, в то время как такая же сумма оставалась на счете банка в безнал. виде.

Функции ЦБ и коммерческих банков в этом процессе

В странах, с финансовой стабильностью и развитым экономическим рынком, банковская система представлена двумя параллельными уровнями. Например, в России двухуровневая система - это Центральный банк РФ и остальные коммерческие банки. Все средства главного банка страны находятся в полной собственности государства.

Основное назначение Центрального Банка состоит в следующем:

  • реализация государственного бюджета страны
  • эмиссия основного количества денежных масс
  • хранение золота и валюты страны
  • предоставление кредитов
  • контроль и надзор за субъектами рынка

Коммерческие банки представляют собой второй уровень системы и также осуществляют большой спектр финансовых услуг для граждан страны, корпораций и предприятий.

К основным полномочиям коммерческих банков относятся:

  • Аккумуляция денежных ассигнаций и их постоянное инвестирование в форме вкладов и сертификатов. Можно показать это на примере. Лицо открывает вклад и получает преимущества в виде процентов, а банк в свою очередь превращает эти средства в кредиты для коммерческих предприятий и организаций.
  • Кредитование . Коммерческий банк выступает проводником между вкладчиками и теми, кто нуждается в кредитовании.
  • Осуществление платежей и банковских операций по поручению клиентов. В настоящее время едва ли найдется хоть одно крупное предприятие, осуществляющее свои расчеты наличным путем. Безналичные операции для предприятий намного удобнее и быстрее.
  • Консультации по вопросам финансовой грамотности, основным изменениями в экономике, по курсу валют и т. д.

Деньги в хозяйственном обороте в условиях рынка существовали и существуют всегда. Эмиссия неполноценных денег имеет кредитный характер. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки выдают деньги клиентам из операционных касс. При этом клиенты могут погашать банковские ссуды и сдавать деньги в банк. Таким образом, количество денег в обороте может и не увеличиться.

Эмиссия - это такой выпуск денег в оборот, когда общая денежная масса увеличивается.

Поскольку прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отразиться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков. Главная цель эмиссии безналичных денег — удовлетворение дополнительной потребности субъектов рынка в оборотных средствах.

Кредитование является одним из способов выпуска безналичных денег в оборот. Кредиты выдаются только в пределах имеющихся у банков ресурсов, которые представляют собой совокупность собственных, привлеченных и заемных средств. С помощью этих средств можно удовлетворить только обычную потребность в оборотных средствах. С ростом цен или производства возникает дополнительная потребность в деньгах, и это вызывает необходимость эмиссии. В условиях командной экономики эмиссия осуществлялась на основе кредитных планов. Увеличение денежной массы должно осуществляться только тогда, когда она идет в реальный сектор экономики. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главной причиной увеличения денежной массы в последние годы является огромный дефицит федерального бюджета, который в 1992-1994 гг. в значительной степени погашался выпуском денег в обращение при одновременном сокращении товарного оборота из-за падения темпов роста производства.

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков.

Современная денежная система стран с рыночной экономикой характеризуется развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного.

Состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги представлены банкнотами и разменной монетой. Безналичные деньги — это средства на счетах в коммерческих банках и центральном банке, т.е. депозиты (вклады) до востребования или бессрочные депозиты (вклады). Между наличными и безналичными деньгами существует тесная взаимосвязь, которая определяется теми , которые выполняют деньги в хозяйственном обороте, а также их постоянным превращением (переходом) друг в друга.

— это выпуск в обращение новых государством (бумажные деньги) и (кредитные деньги).

Различают два типа эмиссии денег: бюджетную и кредитную.

Эмиссия денег — один из основных элементов . Длительное время эмиссия денег была монополией государства, но с развитием (с конца CIC в.) коммерческие банки стали выпускать ( и ), а через систему переучета векселей начал выпускать банкноты.

Государственная эмиссия денег называется казначейской или бюджетной , а банковская — кредитной .

Государство выпускает новые деньги для финансирования своих расходов (обычно покрывая ), а банки — выдавая кредиты .

Бюджетная эмиссия , не имея под собой конкретных потребностей финансирования экономического роста , имеет обеспеченный, неинфляционный характер.

Кредитно-банковская эмиссия всегда напрямую связана с потребностями расширения хозяйства и поэтому неинфляционна (табл. 1).

Процесс эмиссии денег

Порядок эмиссии денег — надо различать первоначальную и вторичную эмиссию денег.

Первичная эмиссия — деньги выпускаются в экономику в безналичной форме, в виде записей на банковских счетах, при получении клиентом банка в виде кредита, отсюда следует, что безналичные деньги равны кредитным деньгам.

Вторичная эмиссия — выпуск денег в наличной форме, когда по заявкам владельцев банковских счетов происходит их обналичивание, т.е. банки преобразуют безналичные деньги в наличные.

Структура процесса эмиссии денег по эмитентам (кто может создавать деньги?)

Выпуск денег в обращение называется эмиссией. В современных условиях эмиссией занимается государство в лице казначейства и центрального банка, а также коммерческих банков и других специальных кредитно-финансовых институтов. Современные деньги характеризуются многообразием форм, что связано с множеством товарных, денежных и финансовых операций, используемых в хозяйственной жизни. В этой связи требуется высокая степень дифференциации денег с одновременной их взаимозаменяемостью и трансформацией друг в друга (например, через механизм учета и переучета векселей).

Выпуск денег в обращение — эмиссия, являясь монопольным правом (вначале государства и других феодалов, а впоследствии только государства), связан с получением эмиссионного дохода. Такой доход называется «сеньораж». Он имеет солидный исторический стаж, и его привычной формой была порча монеты в средневековье. Привилегия чеканки монеты была одной из важнейших в те времена, так как давала большой доход. Впоследствии выпуск бумажных денег также сопровождался большим эмиссионным доходом. Этот доход возникает и у современного государства при выпуске разменной монеты.

Госзаймы современный вариант денежной эмиссии, когда государство выпускает свои ценные бумаги, а против них осуществляется дополнительная эмиссия банкнот.

В связи с инфляционным характером бюджетной эмиссии, осуществляемой в основном для покрытия дефицита госбюджета , в настоящее время практикуется другой механизм покрытия госрасходов, несбалансированных с госрасходами: государственные займы. В этом случае эмитированные на сумму облигаций госзайма центральным банком банкноты представляют собой скрытую инфляцию .

Эмиссионный доход

При эмиссии денег у эмитента возникает эмиссионный доход , как разница между номиналом выпущенных денег и затратами на их производство, эксплуатацию и ликвидацию (если она необходима).

Виды эмиссии денег

Единство форм денег в качестве важнейшего элемента экономики достигается особой организацией процессов выпуска денег в хозяйственный оборот и изъятия их из оборота, которые осуществляются национальной банковской системой — центральным банком и коммерческими банками.

В рыночной экономике эмиссия делится на два вида:

  • эмиссия наличных денег (осуществляется центральным банком);
  • эмиссия безналичных денег (осуществляется коммерческими банками) — она является первичной.

Рассмотрим выпуск денег в оборот и изъятие их из оборота центральным банком . Его деньги состоят из наличных денег (банкноты и разменная монета) и безналичных денег (депозиты коммерческих банков). В основе механизма выпуска денег в оборот и изъятия их из оборота лежат операции центральною банка с коммерческими банками.

Выпуск, или создание, денег центральным банком происходит в случае предоставления кредитов коммерческим банкам. Наряду с кредитованием большую роль в выпуске денег в оборот играют и иные операции центрального банка. Так, в странах с развитой рыночной экономикой к ним следует отнести покупку государственных ценных бумаг (США, ФРГ и Великобритания) и покупку (переучет) векселей ведущих национальных компаний (Япония). Для России и других стран с развивающейся экономикой исключительную роль играет приобретение свободно конвертируемой валюты (долларов США и евро) у предприятий-экспортеров и коммерческих банков.

Следует отметить, что не происходит выпуска денег в оборот в том случае, когда коммерческие банки сдают в центральный банк банкноты и разменную монету в целях увеличения денег на корреспондентском счете для последующего использования денег в безналичной форме — изменяется лишь структура . Изъятие центральным банком денег из оборота происходит при продаже его активов или возврате ему выданных ранее кредитов.

В современных денежных системах наряду с деньгами центрального банка большую роль играют безналичные деньги коммерческих банков . К деньгам коммерческих банков относятся депозиты небанковского сектора в этих банках. Данные депозиты представляют собой денежные требования клиентов к своим банкам и, соответственно, обязательства банков по отношению к клиентуре.

Коммерческие банки выпускают деньги в оборот при осуществлении кредитных и кассовых операций. Так, при получении клиентами банка кредита наличными или снятия наличных денег со своего депозита происходит выпуск наличных денег в оборот. Таким образом, происходит регулярное поступление в хозяйственный оборот и изъятие из него денег в виде банкнот и бессрочных депозитов (вкладов) центрального и коммерческих банков. Основой этого процесса служат кредитные операции, осуществляемые в связи с удовлетворением реальной потребности экономики в средствах обращения и платежа. Поступление денег в каналы обращения, прилив их в оборот называется выпуском денег в оборот, что представляет собой процесс передачи банками юридическим и физическим лицам определенных сумм денег в наличной и безналичной формах в результате кредитных операций.

Следует различать такие понятия, как «выпуск денег» и «эмиссия денег». Выпуск денег не всегда сопровождается увеличением денежной массы в обороте, так как существуют и обратные процессы — изъятие денег (погашение кредита, внесение денег на депозитные счета, изъятие ветхих денег). В этом случае происходит изменение структуры денежной массы.

Эмиссия денег представляет собой выпуск денег, приводящий к общему увеличению денежной массы , находящейся в обороте. Денежную эмиссию делят на эмиссию безналичных и наличных денег. Эмиссия наличных денег — это эмиссия денег в обращение. Как правило, эмиссией наличных денег занимаются центральные банки.

На Банк России как эмиссионный центр страны возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы. Эффективность регулирования денежного обращения во многом зависит от законодательной и нормативной базы.

Для организации и регулирования денежного обращения Банк России выполняя возложенные на него законом функции (ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке»):

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение бани нот и монеты, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка Рос­сии, порядка уничтожения поврежденных банкнот и монеты, а также их за­мены;

Определение порядка ведения кассовых операций.

Исходя из целей деятельности и функций Банка России формируются принципы организации эмиссионных операций, которые фактически являются принципами организации наличного денежного обращения (ст. 27-33 Закона о Центральном банке).

Принципы организации наличного денежного обращения (организации эмиссионных операций):

1. Принцип номинала (ст. 27 Закона о Центральном банке).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сур­рогатов запрещаются.

2. Принцип необязательности обеспечения (фидуциарная 1 эмиссия) (ст. 28 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

3. Принцип монополии и уникальности (ст. 29 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъ­ятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и не­законное изготовление преследуются по закону.

4. Принцип безусловной обязательности (ст. 30 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стои­мости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

5. Принцип неограниченной обмениваемости (ст. 31-32 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допус­каются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.


При обмене банкнот и монеты Банка Россиина денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

6. Принцип правового регулирования (ст. 33 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца и об изъятиииз обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования на­правляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

Выпуск наличных денег происходит постоянно на территории любого государства в пределах сумм, изымаемых из обращения (замена ветхих и поврежденных банкнот и монеты). Эмиссия наличных денег, осуществляемая сверх сумм, изъятых из обращения, становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка.

Эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обра­щения, означает:

Определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в це­лом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда произво­дится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

Документальное оформление и практическое осуществление эмиссионных опе­раций.

Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент налич­ного денежного обращения (ДНДО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:

Организация кассовой работы;

Учет эмиссионных операций;

Анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;

Вопросы технической укрепленности кассовых узлов;

Организация экспертизы денежных знаков;

Механизация и автоматизация кассовых операций.

Банкноты центрального банка, как правило, имеют обеспечение в форме его активов. Основными статьями активов, обеспечивающих выпуск банкнот в обращение, являются официальные валютные резервы, государствен­ные и прочие ценные бумаги в активах центрального банка, кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг, т.е. эмиссия наличных бумажных денег носит сегодня фидуциарный характер.

Рис.2. Оборот наличных денег в экономике

Уровень достаточности наличных денег в экономике России, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (вне касс банков) к ВВП, в 2011 г. был равен 10,9% (в 2010 г. – 11,2%). К концу 2011 г. этот показатель составлял: в развитых европейских странах 8,5–9,5%, в США – 6,9%, в Канаде – 3,6%, а в Китае –12,0%.

Безналичная денежная эмиссия как результат механизма депозитного (банковского) мультипликатора

Депозитная эмиссия представляет собой перечисление Центральным банком средств на счета кредитных организаций или Правительства при выдаче им ссуд или покупке иностранной валюты.Депозитная эмиссия увеличивает остатки на счетах Правительства РФ или кредитных органи­заций, т.е. на депозитах.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Банка России не может выдать деньги из оборотной кассы кредитной организации или другому клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях полностью отде­лить безналичную и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным.

По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредито­вания. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать денежные средства ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предостав­лять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем корреспондентском счете в центральном банке. Вместе с тем коммерческие банки сами участвуют в «создании депозитов». Банковские учреждения сдерживают свою депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны центральный банк контролирует депозитную эмиссию банков посредством различных инструментов воздействия на ликвидность банков­ской системы. Таким образом, свойство депозитной эмиссии - это способность банковских учреждений многократно увели­чивать денежную массу в обращении посредством выдачи ссуд (эффект денежного мультипли­катора).

Степень кумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы определяется денежным мультипликатором (Дм) по формуле:

Дм = М2 /Денежная база.

Смысл этой формулы заключается в следующем. Если, например, денежный мультипликатор равен 5, то это означает, что каждый рубль денежной базы обладает способностью создавать денежную массу в сумме 5 руб.

По данным Банка России, денежный мультипликатор по денежной базе в широ­ком определении составил:

Из приведенных данных видно, что величина денежного мультипликатора в Рос­сии очень невелика (в развитых странах он может равняться 5), но имеет некоторую тенденцию к росту (за исключением кризисного 2008 г.). Это свидетельствует о не­достаточной способности отечественной банковской системы создавать безналичные денежные средства в экономике и трансформировать сбережения в инвестиции.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама