THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону. Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов). В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин). Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека. В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества. Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества. Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона. Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения. Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д. В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений. И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры. Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения. Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

Еще по теме § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.

устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). В условиях социалистического общества И. с. направлена на обеспечение условий и возможностей для проявления способностей, дарований и устремлений каждого человека. И. с. тесно связана с производственной, так как в процессе научно-технического и социального прогресса дороги, линии связи, складское хозяйство и т. д. стали играть все возрастающую роль в эффективном функционировании не только экономических, но и социальных процессов. По своему общественному предназначению И. с. олицетворяет одну из сторон планомерного и пропорционального развития при социализме, ибо без создания соответствующих благоприятных условий жизнедеятельности людей невозможно представить само существование общества. По форме существования И. с. представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для рациональной организации деятельности людей в сфере труда, общественнополитической жизни, сфере культуры, семьи и быта. Она также имеет качественные характеристики, связанные как с технической обеспеченностью учреждений и организаций, с технологическими принципами их функционирования,так и с удовлетворенностью населения формами и методами их работы. И. с. затрагивает интересы всего населения, так как многие ее элементы необходимы для воспроизводства не только работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. И. с. играет большую роль в решении задач социального развития, которые в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Для этого наряду с общей характеристикой объектов, учреждений и организаций, призванных удовлетворять интересы и потребности производства и человека, широко используется количественное выражение приходящихся ня 10 тыс. населения материальных носителей: мест в учебных заведениях, клубах, столовых и т. д., их оснащенность и насыщенность соответствующим оборудованием. По ряду инфраструктурных элементов (вузы, музеи, филармонии, театры), создаваемых для удовлетворения «высших» потребностей, применяются другие методы расчета обеспеченности различных населенных пунктов. И. с. необходимо рассматривать в тесной связи с теми установками и ценностными орнентациями, которые имеются как у всего населения, так и у отдельных его социальных групп. Поэтому нормативный подход (обеспеченность населения элементами И. с.) должен быть дополнен социологическим анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей. С точки зрения социологической, наиболее приемлемо рассматривать И. с. в связи с основными сферами деятельности человека: трудовой, общественно-политической, социальнокультурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека. И. с. прежде всего обеспечивает условия эффективной трудовой деятельности. Инфраструктура общественно-политической жизни создает условия для развития социальной активности и характеризует базу и возможности для участия трудящихся в управлении делами общества и производства (наличие зданий и их оснащенность для политических мероприятий, помещения для средств массовой информации, для партийных, советских и общественных организаций, для системы марксистско-ленинского образования и т. д.). Социально-культурная инфраструктура воплощает в себе комплекс условий для развития образования (детские дошкольные учреждения, учебные заведения всех типов), повышения культурного уровня и кругозора (культпросветучреждения, киносеть, музеи, библиотеки) и культурного отдыха (парки, стадионы, зоны отдыха и т. д.). Социально-бытовой блок инфраструктуры характеризует обеспеченность жильем, коммунальным, торговым и бытовым обслуживанием. Социологические данные свидетельствуют о том, что жилье и быт в настоящее время являются важнейшими в комплексе мотивов поведения человека при выборе места жительства, работы, при определении жизненных планов. Возросла роль инфраструктуры охраны природной среды и здоровья человека, которая оказывает большое влияние на рациональную организацию жизни как всего населения, так и отдельных социальных групп. Необходимо отметить и такой элемент инфраструктуры, как условия межличностного общения. Развитие различных «хобби», увлечений, совместного отдыха, объединений по интересам представляет интереснейший социальный феномен, который оказывает все большее воздействие на повседневную жизнь человека. Вместе с тем необходимо отметить, что И. с. обслуживает не отдельные стороны деятельности человека, а всю их совокупность. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего общественного организма и отдельных его составных частей. Таким образом, И. с.это часть материальной базы социального развития, выделение которой в структуре народного хозяйства позволяет более квалифицированно, научно судить как о самой материальной базе, так и о ее структурных элементах. Кроме того, это не просто часть материально-вещественных элементов общественного развития, но и характеристика последнего в социальном аспекте. Такой подход позволяет видеть уровень обеспеченности и удовлетворенности населения созданными социальными условиями, степень их развитости, а также сравнивать эти показатели применительно к различным городам, районам, областям, республикам. И. с.это и характеристика материально-вещественных элементов в территориальном разрезе. Такой пространственный аспект в жизни общества отражает необходимость определения рационального размещения элементов инфраструктуры по территории, путей уменьшения социально-территориальных различий. Развитие И. с. предполагает постоянное использование нормативного подхода. Он требует систематического сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в территориальном или отраслевом разрезе с научно обоснованными нормативами и ориентирами. И. с. является объектом социального планирования, показателем зрелости социальной организации общества. В настоящее время все большее количество инфраструктурных элементов входит в показатели планов экономического и социального развития. Отражением возросшей роли И. с. является мнение ряда ученых и практиков, считающих, что объем и масштабы ее развития позволяют говорить о ней как о третьем подразделении общественного производства, которое непосредственно определяет удобства жизни людей

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Социология

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всœех сферах общественной жизни. При этом подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение.

В первую очередь, социальная инфраструктура должна быть представлена и как ʼʼлинœейнаяʼʼ, и как ʼʼточечнаяʼʼ. Под ʼʼлинœейнойʼʼ принято понимать сеть желœезных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие ʼʼточечная инфраструктураʼʼ включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линœейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линœейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое делœение инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону.

Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия ʼʼобщерайонная инфраструктураʼʼ, ʼʼэлементы инфраструктуры межрайонного значенияʼʼ и т.п. Такое делœение вправе на существование. При этом специфическая определœенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов).

В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телœеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта͵ плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин).

Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Вместе с тем, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.

В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества.

Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всœего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. По этой причине выработка показателœей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества.

Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой базе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.
Размещено на реф.рф
На этом уровне уже вводятся определœенные поправки к коэффициентам ее развития исходя из природно-климатических и национальных особенностей региона.

Социальная инфраструктура административного делœения (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повсœедневной жизни всœего населœения.

Социальная инфраструктура особо должна быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, всœе же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом крайне важно видеть три ограничения. В первую очередь, не всœе элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателœей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.

В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, ᴛ.ᴇ. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населœения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не бывают ничем заменены. Нельзя, к примеру, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений.

Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определœенными видами спорта͵ художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределœения этих элементов социальной инфраструктуры по территории исходя из количества проживающего населœения. Так, считается нецелœесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населœения. Предполагается, что населœенные пункты с небольшим количеством жителœей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединœений.

И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделœение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, к примеру, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всœем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.

Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.

Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населœения, и лежат в базе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всœех видов деятельности человека.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ" 2017, 2018.

Термин инфраструктура появился в конце 1940-х гг. и был заимствован из военного лексикона, в котором он означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих взаимодействие различных родов войск.

В 1^50-х гг. ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни Одно из первых определений инфраструктуры принадлежит американскому экономисту П. Розенштейн-Родану: «совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения». Особенно популярным он стал среди эконом географов.

Постепенно данный термин стал употреблятся при изучении социальной жизни. Важным моментом в социологической трактовке является не просто материально-техническое содержание, но и оценка людьми, населением его качества, степени удовлетворения их потребностей.

В аспекте исторического развития инфраструктура общества формировалась постепенно. Первоначально функционирование производства и сельского хозяйства не включали в себя эти элементы. Затем объективное развитие общества заставило создавать и поддерживать элементы инфраструктуры, такие как дороги, транспорт, складное хозяйство и т.д. По сути, это были материальные условия для функционирования производства, которые «не входят в него, но без них он или совсем не возможен, или будет происходить лишь в несовершенном виде. Примером этого рода средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.» (К. Маркс). Такой анализ предполагает разделение материальных условий на внешние (созданные самой природой, климатом, географической средой) и общие, которые созданы человеком и входят в качестве важнейшего компонента в так называемую вторую природу. Материально-вещественные элементы второй природы создают общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всех видов общественной и прежде всего трудовой деятельности людей. Они органически связывают воедино различные сферы общественного производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно эти элементы образуют то, что называют инфраструктурой.

Постепенно в XX в. наука и практика стали обращать внимание на материальные условия, обеспечивающие процесс труда, т.е. выполняющие социальные функции (жилье, питание, медицинское обслуживание). Затем было признано насущной потребностью создание необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. При проектировании производства начали делать расчет соотношения между занятыми на производстве и жителями. В соответствии с этим формировалась социальная инфраструктура района или города.

Следующий шаг в развитии инфраструктуры общество пережило в период распространения массового образований, прежде всего среднего и профессиол- нального. С постепенным сокращением рабочего дня возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Было признано, что создание этих условий прямо влияет на эффективность производства, на рациональную организацию повседневной жизни людей.

Социальная инфраструктура изучается специалистами разных научных направлений - демографами, экономистами, социологами и архитекторами. Поиск разных направлений призван ответить на насущные вопросы общественного развития.

В 1950-1970-е гг. использовались понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое разделение имело как положительные, так и отрицательные последствия. На практике производственная сфера часто выдвигалась на первое, ведущее место, а быту придавалось второстепенное значение. Про изошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы.

Сегодня это деление признается не вполне корректным. Понятие «бытовая инфраструктура» стало замещаться социальной инфраструктурой. Условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. Поэтому сегодня устоялось деление инфраструктуры на производственную и социальную (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И. И. Панфилов, В.А. Сенников, Ж.Т. Тощенко и др.). Иногда выделяют институциональную инфраструктуру.

Основные элементы социальной инфраструктуры:

учреждения и организации;

техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования;

социальная оценка этих материальновещественных условий.

Социальная инфраструктура состоит

из социально-экономической, социально- политической, социально-культурной, со- циально-бытовой.

Эти виды можно подразделить на отдельные подвиды. Так, в социально-культурной есть инфраструктура дошкольного, среднего и высшего образования, учреждений культуры, СМИ. Она может рассматриваться также по уровням социальной организации - на уровне общества, региона, отрасли экономики, предприятия (объединения). Возможен анализ социальной инфраструктуры экономических зон, промышленных узлов, малых поселений, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Важным аспектом рассмотрения социальной инфраструктуры является ее анализ в рамках макросреды (всего общества), мезосреды (города или другого населенного пункта) и микросреды (непосредственных условий жизни людей).

Социальная инфраструктура может быть представлена как линейная или как точечная. Под линейной понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. Точечная инфраструктура включает непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.).

Также может быть предложена типология инфраструктуры в зависимости от субъекта социальной сферы, т.е. той социально-демографической группы, на реализацию потребностей которой она направлена. В такой типологии могут быть выделены детская, молодежная, семейная инфраструктура, инфраструктура инвалидов, пожилых людей и т.п.

Так как социальная инфраструктура решает задачи социального развития, то в количественном выражении она определяется как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Чем ближе эта разность к нулевому значению, тем больше возможностей для развития общества дает инфраструктура. Для определения нормы применяют особый расчет: сколько благ приходится на одного человека, на 10 тыс. или 100 тыс. населения. Применяемые нормативы потребностей населения в коммунальных и бытовых услугах, а также физиологические нормы питания, рациональные нормы потребления обуви, тканей, важнейших товаров длительного пользования не всегда согласуются с требованиями, предъявляемыми реальной жизнью.

Показатели инфраструктуры одной организации, населенного пункта, регионов возможно сравнивать с показателями развития аналогичных образований и на этой основе получить более полную информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.

Совершенствование социальной инфраструктуры происходит на основе анализа, желаний, потребностей и ценностных ориентаций людей. Поскольку она рассматривается с позиций удовлетворения всех потребностей людей, т.е. совершенно исключается, что одни элементы могут «заменить» другие. Хотя сегодня существует практика закрытия в сельских регионах здравпунктов, школ, маршрутов транспорта как экономически невыгодных.

С точки зрения социологии социальная инфраструктура обслуживает не отдельные стороны, а всю совокупность деятельности людей. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное или оптимальное развитие всего социального организма и отдельных его составных частей.

В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. Основная роль ее в современном обществе в том, что социальная инфраструктура может повышать или уменьшать эффективность действующей хозяйственной структуры.

Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов его деятельности - трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Условия обеспечивают эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. Все элементы инфраструктуры функционируют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Основная литература

Сыдорына Т.К). Социальная политика. М., 2004.

Социальная инфраструктура // Социологичео кая энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Гл. «Социальная инфраструктура». М., 1998-2003.

Дополнительная литература

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М., 2001.

Денисов H.A. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988.

Кураков B.J1. Ресурсное обеспечение социальной сферы. М., 1999.

Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М., 1989.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980.

Юферов О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990.

С.Н. Майорова-Щеглова

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:
- удовлетворять потребности людей;
- гарантировать необходимый уровень и качество жизни;
- обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики.
Социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социальная инфраструктура" в других словарях:

    Социальная инфраструктура совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Энциклопедия права

    Комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных и дистанционных, в пределах градостроительного образования (территории, поселения, группы поселений и др.) (Смотри: СП 30 102 99. Планировка и застройка территорий малоэтажного… … Строительный словарь

    Социальная инфраструктура - система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения... Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология

    социальная инфраструктура - Сочетание на данной территории предприятий здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания … Словарь по географии

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Большой юридический словарь

    Система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию,… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для детей Энциклопедия права

    Социальная инфраструктура для детей - (англ. social infrastructure for children) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и… … Большой юридический словарь

Книги

  • Социальная инфраструктура Сибири. Вопросы исследования и развития , Ратьковская Т.Г.. В монографии исследуются условия развития социальной инфраструктуры Сибири. Социальная инфраструктура рассматривается в составе более широких социально-экономических категорий - социальное…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама