THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  • 1) стабильного экономического роста;
  • 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • 1) государственные закупки;
  • 2) налоги;
  • 3) трансферты.

Различают фискальную политику дискреционную и (недискреционную ).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. инфляция дефицит фискальный налог

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • 3) пособия по безработице;
  • 4) пособия по бедности.

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит - дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек - излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета

  • 1. Монетизация бюджетного дефицита;
  • 2. Внешнее долговое финансирование;
  • 3. Внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • · Удается организовать концессионное финансирование;
  • · На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • · Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • · Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в нацбанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

Одним из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики является налогово-бюджетная (фискальная) политика. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Различают дискреционную и недискреционную политику государства.

Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Она подразделяется на два вида: стимулирующую и сдерживающую. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и снижение на­логовых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика проводится в целях борьбы с экономическими спадами, безработицей, она сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Однако это приводит к росту дефицита государственного бюджета (накапливающимся превышением его расходов над его доходами) и ускорению темпов инфляции. Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает модель AD-AS (совокупный спрос - совокупное предложе­ние). Стимулирующая фискальная политика (рис. 19.3.1) приводит к росту совокупного спроса (кривая AD смещается вправо). Однако результаты политики зависят от того, какому участку кривой совокупного предложения соответствует состояние национальной экономики.

Рис. 19.3.1 – Результат стимулирующей налогово-бюджетной политики

На кейнсианском участке (смещение кривой из положения AD 1 в положение AD 2) в условиях неполного использования ресурсов стимулирующая налогово-бюджетная политика приведёт к ожидаемым положительным результатам (безинфляционному росту объёмов выпуска продукции с уровня Y 1 до уровня Y 2). На промежуточном участке (смещение кривой из положения AD 3 в положение AD 4) стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться не только ростом объёмов выпуска продукции (с уровня Y 3 до уровня Y 4), но и умеренной инфляцией (уровень цен возрастёт с величины Р 1 до величины Р 2). На вертикальном участке (смещение кривой из положения AD 5 в положение AD 6) в условиях полного использования имеющихся ресурсов стимулирующая политика приносит лишь отрицательные плоды в виде ускорения инфляции (рост цен с уровня Р 3 до уровня Р 4). Увеличение объёмов производства в этом случае невозможно, так как экономика работает на пределе своих производственных возможностей, и нужны масштабные кардинальные изменения в технологиях во всех отраслях для того, чтобы отодвинуть кривую производственных возможностей вправо.

Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую ещё называют политикой встроенной ста­бильности.

Недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика предусматривает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от приня­тия решений правительством. При этом встроенными автоматическими регуляторами являются: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях. При реализации этого вида политики по мере роста реальных объёмов производства отмечается пропорциональный прирост налоговых поступлений. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма они сокращаются (растёт занятость, снижается число безработных, нуждающихся в пособиях, повышается уровень жизни), а во время спада объёмы трансфертных платежей возрастают. Встроенные регуляторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объёмах национального производства, что необходимо учитывать при формировании эффективной фискальной политики. Этот вид политики стимулирует формирование бюджетного профицита в период подъёма и бюджетного дефицита в период спада.

Википедия

Определение налога и налогово-бюджетной политики

Налоги и налогово-бюджетная политика государства

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Основные задачи бюджетной политики :

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.



Рис. 48.1. - Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y¢.

Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX).

Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5.

Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит .

Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов.

График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

Существует два типа фискальной политики.:

Дискреционная фискальная политика -- сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными механизмами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики -- государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП (чистый внутренний продукт), а на оси ординат -- совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

Если функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень -- ЧВП2.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ДЧВП/ДG .

Иными словами, государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойствами -- закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДС= ДT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДS = ДT x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы -- автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор -- любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) -- платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги -- обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения -- увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.

Они нужны как особые меры для стабилизации финансовой системы. А именно, для изменения соотношения расходной и доходной частей бюджета, повышения или понижения ставки налогов и пр. Подобную политику часто называют бюджетно-налоговой.

Цели и инструменты дискреционной фискальной политики

Единственная оправданная цель вмешательства государства — это преодоление кризисных явлений, экономическая стабилизация. Конкретнее, фискальная политика должна обеспечивать:
  • увеличение объемов производства;
  • борьбу с инфляцией;
  • борьбу с безработицей;
  • и как следствие, устойчивый экономический рост.
Борьба с безработицей сводится к обеспечению занятости и преодолению циклов безработицы. В части борьбы с инфляцией производится коррекция ценовой политики внутри страны и обеспечение стабильных и приемлемых цен на товары народного потребления.

Ряд инструментов позволяет государству стабилизировать экономику:

  • трансферты;
  • налоги;
  • система госзакупок.

Виды дискреционной фискальной политики

В норме фискальная государственная политика должна быть автоматической. При ее проведении государство влияет на баланс доходов и расходов минимально и с помощью естественных стабилизаторов (налогов, пособий). В период экономического кризиса эти инструменты становятся малоэффективными. Требуется прибегать к дискреционным способам регулирования. Они могут быть сдерживающими и стимулирующими.

При экономическом спаде применяются стимулирующие методы, способные повысить спрос на товары, производящиеся в стране. В качестве примера можно привести снижение ставок налогов, дающее «передышку» и обеспечивающее конкурентные преимущества отечественному производителю. При перегреве экономики, который грозит высокой инфляцией, нужно применять сдерживающие инструменты. Самые распространенные из них — увеличение налоговых ставок одновременно с увеличением объемов государственных закупок.

Также цели фискальной политики могут достигаться и другими способами:

  • изменением структуры госрасходов (их урезанием);
  • манипулированием налогами;
  • изменением трансфертных платежей.

Секреты эффективности дискреционного управления финансами

Отсутствие временного лага.

Все изменения, введенные в «авральном» режиме, быстро начинают влиять на экономические показатели. Результаты введения дискреционных законов или изменения ставок видны сразу.

Мультипликативный эффект.

Применение одновременно нескольких способов из инструментария дискреционной фискальной политики дает возможность отрегулировать различные отрасли эффективно и быстро.

Недостатки

  • Эффект вытеснения. Это повышение процентных ставок из-за увеличений расходной части бюджета, которого не избежать в кризисные периоды.
  • Внутренний лаг. Решение о «ручном» регулировании никогда не принимается сразу. Как правило, оно созревает, когда государственное вмешательство (например, повышение или понижение ставки налога) давно необходимо. Промежуток времени, который требуется на принятие решения, называют внутренним лагом.
  • Сложности анализа ситуации. Задержки возникают потому, что в кризисные периоды невозможно или трудно тщательно проанализировать ситуацию.
  • Дефицит бюджета. Он в разной степени присутствует всегда при стабилизации экономики методами дискреционной политики.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама