Разделы: Налог на прибыль
Администрация муниципального образования изымает из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий недвижимое имущество, которое учитывается в казне муниципального имущества. В дальнейшем указанное имущество с торгов реализуется юридическим и физическим лицам, доходы от продажи полностью (100%) поступают в бюджет района. Подлежат ли доходы, полученные от продажи указанного имущества, налогообложению в соответствии с главой 25 НК РФ?
Налогоплательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ, признаются: российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в каком статья 11 НК РФ использует это понятие.
Российская Федерация, ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования в соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно пункту 2 указанной статьи, к вышеназванным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 ГК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Решение вопросов владения, пользования и распоряжения, то есть управления муниципальной собственностью, на основании главы 8 статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации осуществляется через органы местного самоуправления. Указанные нормы реализованы Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законами Краснодарского края от 22.11.1995 N 18-КЗ и от 07.06.2004 N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае".
В роли собственника выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (пункты 1 и 2 статьи 125, пункт 3 статьи 214, пункт 2 статьи 215 ГК РФ).
Следовательно, администрация муниципального образования, получая доходы, действует от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования как орган государственной власти в рамках установленной компетенции.
Таким образом, поскольку публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ, то у администрации муниципального образования не возникает обязанности по уплате налога на прибыль с полученных доходов от реализации объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Вопрос: ...Является ли муниципальное образование плательщиком налога на прибыль при продаже муниципального имущества на аукционе в соответствии с Законом от 21.12.2001 n 178-ФЗ, а также при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков? Должны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на прибыль при получении муниципальным образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду? (Письмо Минфина РФ от 20.02.2006 n 03-03-04/4/34)
Вопрос: Администрация муниципального
образования просит разъяснить, является ли
муниципальное образование плательщиком
налога на прибыль организаций при продаже
муниципального имущества на аукционе в
соответствии с Федеральным законом от
21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального
имущества", а также при продаже находящихся
в государственной собственности земельных
участков. Должны ли органы местного
самоуправления уплачивать налог на прибыль
организаций при получении муниципальным
образованием доходов от сдачи
муниципального имущества в
аренду?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20
февраля 2006 г. N 03-03-04/4/34
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрел письмо об уплате налога на
прибыль организаций органами местного
самоуправления и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 124 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация и субъекты Российской
Федерации выступают в отношениях,
регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с
иными участниками этих отношений -
гражданами и юридическими лицами. К
субъектам гражданского права, указанным в
п. 1 данной статьи, применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в
отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает из
закона или особенностей данных
субъектов.
В соответствии с п. 2 ст. 41
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
органы местного самоуправления, которые в
соответствии с указанным Федеральным
законом и уставом муниципального
образования наделяются правами
юридического лица, являются муниципальными
учреждениями, образуемыми для
осуществления управленческих функций, и
подлежат государственной регистрации в
качестве юридических лиц.
Пунктом 1 ст.
161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее - БК РФ) определено, что под бюджетным
учреждением подразумевается организация,
созданная органами государственной власти
Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда на основе сметы
доходов и расходов.
Ведение
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности муниципальным
учреждением не связано с выполнением
муниципальным образованием в лице
муниципального учреждения управленческих,
социально-культурных, научно-технических
или иных функций некоммерческого
характера.
В соответствии с гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) бюджетные учреждения,
получающие доходы от предпринимательской и
иной деятельности, приносящей доход,
являются плательщиками налога на прибыль
организаций и определяют налоговую базу по
налогу в порядке, установленном гл. 25 НК
РФ.
При этом бюджетные учреждения, как
это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования и за счет иных
источников, - доходов от коммерческой
деятельности, которыми признаются доходы
бюджетных учреждений, получаемые от
юридических и физических лиц по операциям
реализации товаров, работ, услуг,
имущественных прав, и внереализационные
доходы.
В налоговом учете учет операций
по исчислению доходов от коммерческой
деятельности и расходов, связанных с
ведением этой деятельности, ведется в
порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы бюджетных учреждений,
определены в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так,
при определении налоговой базы не
учитываются доходы в виде имущества,
полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования, включающего,
среди прочего, средства бюджетов всех
уровней, выделяемые бюджетным учреждениям,
по смете доходов и расходов.
В
соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым
доходам бюджета относятся доходы от
использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах.
В целях БК РФ, как это
следует из ст. 42, средства, получаемые в виде
арендной либо иной платы за сдачу во
временное владение и пользование или во
временное пользование имущества,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, включаются в
состав доходов соответствующих бюджетов
после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах, в полном объеме в качестве
неналоговых доходов бюджета.
Из
положений налогового и бюджетного
законодательства следует, что доходы
бюджетного учреждения от сдачи имущества в
аренду и от иной приносящей доход
деятельности первоначально направляются
на уплату налогов в соответствии с
налоговом законодательством, а затем в
оставшейся после налогообложения части
полностью зачисляются в доход
соответствующего бюджета и доводятся до
бюджетного учреждения в качестве
бюджетного финансирования.
Согласно ст.
1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и
муниципального имущества" (далее - Закон N
178-ФЗ) под приватизацией государственного и
муниципального имущества понимается
возмездное отчуждение имущества,
находящегося в собственности Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, в собственность
физических и (или) юридических лиц.
При
этом государственное и муниципальное
имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц
исключительно на возмездной основе (за
плату либо посредством передачи в
государственную или муниципальную
собственность акций открытых акционерных
обществ, в уставный капитал которых
вносится государственное или
муниципальное имущество) на основании п. 2
ст. 2 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 4
ст. 250 НК РФ организации независимо от
организационно-правовой формы,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность в виде сдачи имущества в
аренду, получают от этой деятельности
внереализационные доходы в виде арендных
платежей.
Средства от реализации земли,
приватизации и аренды муниципального
имущества, полученные бюджетными
учреждениями, в том числе и органами
местного самоуправления, от коммерческой
деятельности не отвечают понятиям целевого
финансирования и целевых поступлений и,
соответственно, подлежат учету при
определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций в порядке,
установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие
доходы при определении налоговой базы
могут быть уменьшены на расходы,
соответствующие критериям,
предусмотренным ст. 252 НК РФ.
В случае
сдачи в аренду имущества казны и продажи
такого имущества объекта обложения налогом
на прибыль организаций у администрации
муниципального образования не
возникает.
Вышеизложенное
подтверждается п. 5 Обзора практики
разрешения арбитражными судами дел,
связанных с применением отдельных
положений главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (Информационное
письмо Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N
98).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и
таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.02.2006
Гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н . В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.
В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.
Какое имущество освобождается от налога на имущество?
Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.
По закону объектами налогообложения не признаются:
- земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
- основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
- объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
- ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств .
Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям и ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями и ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи и НК РФ).
Налог на имущество в регионах
Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.
Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)
Налог на имущество, полученное от учредителя
В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.
В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передаче между взаимозависимыми лицами.
В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.
Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- орган местного самоуправления.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.
Местные или муниципальные налоги устанавливаются и действуют на территории конкретного муниципального образования. Поступают такие налоги в муниципальный бюджет, и они обязательны к уплате. Размер налоговых ставок определяют власти муниципального образования в соответствии с НК РФ. Эти же структуры устанавливают сроки и порядок уплаты налогов, а также систему льгот и схему ее применения для налогоплательщиков.
Основные виды муниципальных налогов
В перечне местных налогов приоритетными и общеобязательными являются:
Земельный налог;
Налог на муниципальное имущество;
Земельный налог выплачивают физические лица и организации, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на муниципальной территории.
Налоговая ставка определяется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
0,3% — это минимальная ставка, применяемая для следующих объектов:
Земельные участки с/х назначения,
Земля, занятая жилищным фондом,
Участки, на которых расположено личное подсобное хозяйство.
Остальные объекты облагаются земельным налогом, не превышающим 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер налоговых ставок на имущество устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При их расчете учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения и способ его использования.
Прочие налоги в бюджет муниципального образования
Помимо земельных участков и муниципального имущества, местному налогообложению подлежат:
реклама;
строительство производственных объектов в курортных зонах;
перепродажа автомобилей и компьютерной техники;
содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы.
Помимо местных налогов, в каждом муниципалитете существует и своя система сборов. Доля средств, поступающих в местные бюджеты, неодинакова, и варьируется от 0,7 до 17%, в зависимости от специфики конкретного района, а также от особенностей формирования местного бюджета.
Пока земельный участок находится в собственности муниципального образования, он не подлежит налогообложению в связи с отсутствием плательщика земельного налога. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В арбитражный суд обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениям МО «Зеленоградский район» с исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Означенное правонарушение, по мнению налогового органа, заключалось в том, что истец не оплачивал земельный налог за участки, которые находились в его ведении. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил решение ФНС о начислении земельного налога. Арбитры отметили, что их решение основано на том, что истец не являлся владельцем спорной земли, а только осуществлял полномочия собственника от имени муниципального образования «Зеленоградский район». Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда подала жалобу проигравшая сторона, постановлением от 15.06.2015 N 13АП-9746/2015 по делу N А21-9107/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе. Арбитры указали, что, фактически, спорный земельный участок находится в казне МО «Зеленоградский район» и распоряжалась им Администрация МО «Зеленоградский район». В соответствии с нормами статьи 65 Земельного кодекса РФ , использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен законодательством РФ о налогах и сборах. Так, по нормам статьи 387 Налогового кодекса РФ , земельный налог обязателен к уплате на территориях всех муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками в соответствии с правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения. Юридическими лицами, в соответствии с нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ , являются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме того, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Однако Гражданский кодекс РФ не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так, статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Ко всем субъектам гражданского права в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРПНИ указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Таким образом, если земельные участки принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то до приобретения этих земельных участков в собственность юридическими или физическими лицами либо до предоставления их на основании права постоянного пользования, в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.