THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. СССР потерял около 30% национального богатства. Число погибших, составило 27 млн. чел., число раненных и искалеченных не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшие 172 млн. чел., едва превышало уровень 1933 г. Были разрушены полностью или частично 1710 городов и поселков (60% их общего числа), свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. километров железных дорог, 25 млн. человек лишились крова. Было разорено 100 тыс. колхозов и совхозов, зарезано или угнано в Германию 7 млн. голов рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. голов овец и коз. Сумма прямых потерь, нанесенных войной в 1945 г., была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышала национальный доход СССР в 1940 г.

Правда, объем промышленного производства сократился немного –всего на 9%. Но нужно учитывать, что основную массу продукции составляло производство вооружений. А мирные отрасли сильно уменьшили выпуск продукции. Предметов потребления к концу войны производилось в 2 раза меньше, чем до нее. В 1945 г. промышленность освобожденных от оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции. Наибольший ущерб был нанесен черной металлургии (по выпуску металла и добыче руды страна была отброшена более чем на 10-12 лет), нефтяной (отставание составило 15 лет), угольной, химической, энергетике, машиностроению.

Сравнительно небольшое (около 9%) снижение общего уровня промышленного производства объясняется невиданной по своим масштабам эвакуации. Было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из них более 1,5 тыс. крупных. Тем самым началось ускоренное развитие восточных районов, где было введено в строй 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно бурными темпами увеличивалось военное производство. В результате индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири –в 2,8 раза, Поволжья – 2,4 раза. При общем сокращении промышленного потенциала тяжелая промышленность (так называемая группа «А» – производство средств производства) – на 12% превысила довоенный уровень. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства возрос в 1945 г. до 74,9%.

Достигнуто это было во многом за счет резкого падения производства и без того слабо развитых отраслей и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск х/б тканей составил лишь 41% от уровня 1941 г., обуви –30%, сахара –21% и т.д. Таким образом, война нанесла не только колоссальный ущерб промышленности, но и изменила ее географическую и особенно отраслевую структуру. Поэтому в некотором отношении войну можно рассматривать как очередной, весьма специфической этап дальнейшей индустриализации СССР.

С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более 50% объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, так как одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов происходила модернизация военно-промышленного комплекса (ВПК), разработка новых видов вооружения. В сентябре 1945 г. в печати появилось сообщение о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной. В эти же годы проходили массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн. чел. в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 году. Правда, вскоре численность армии в связи с войной в Корее снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн. чел. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т.е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 году.

В отличие от процесса восстановления после Гражданской войны, теперь не надо было восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на Востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на Западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановление разрушенного в районах, подвергавшихся оккупации, демобилизации части промышленности и возвращению на старые места части эвакуированных предприятий. Многие предприятия, смонтированные на новых местах, там и оставались.

Довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукцию на 70% больше, чем в 1940 г. Довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., но официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении. Восстановление экономики сопровождалось некоторым повышением уровня жизни людей по сравнению с довоенным временем. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. В 1947 г. средний уровень цен был в три раза выше, чем в 1940 г., а снижение цен позволило понизить их уровень в 2,2 раза, так что все-таки и после снижения они оставались несколько выше довоенных. К тому же снижение цен сопровождалось изъятием у населения части заработанных денег в виде обязательных займов. Таким образом, уровень жизни в 1946 – 1950 гг. не повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г., не достигнув его.

Послевоенный экономический рост СССР имел несколько источников. Прежде всего, плановая экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, присущий ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д. СССР получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долларов. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в СССР ввозилось промышленное оборудование, включая заводские комплексы. В СССР трудилось 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГа в этот период содержались примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

К числу источников экономического роста можно отнести продолжавшуюся политику перераспределения средств из социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Ежегодно население страны должно было подписываться на государственные займы в среднем на 1-1,5 месячную заработную плату. Всего за 1946-1956 гг. было размещено 11 займов. По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны ослабленным. В ходе войны было разрушено более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население сократилось с 34,4 млн. чел. до 23,9 млн. Численность тракторов составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. В целом объем валовой продукции уменьшился на 40%. После войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после первой мировой и Гражданской войн. Жестокая засуха (самая сильная за предыдущие 50 лет) в очередной раз значительно подорвала экономический потенциал сельскохозяйственные районы: Молдавию, Нижнее Поволжье, Центрально-Черноземные области, Крым.

Довоенный уровень сельскохозяйственного производства был восстановлен в первой половине 50-х гг., т.е. значительно позже, чем в промышленности. Но этот восстановленный уровень был в то же время уровнем сельского хозяйства царской России накануне первой мировой войны. Зерна теперь собирали 88 млн.т. в год (в России накануне войны 86 млн. т.). Крупного рогатого скота в первой половине 50-х гг. было 56-57 млн. голов (в1916 г.–58,4 млн.). Мяса производилось 5 млн.т. (столько же в 1913г.)

Правда, в это время были достигнуты успехи в механизации сельскохозяйственного производства. К началу 50-х гг. число тракторов выросло по сравнению с довоенным в 2 раза, а зерновых комбайнов – 2,5 раза. Но и сам процесс повышения технического уровня сельского хозяйства бы однобоким. Механизировались так называемое «основные полевые работы»: вспышка, сев, уборка урожая и молотьба зерновых, а животноводство, производство технических культур, картофеля и овощей были почти не затронуты процессами механизации. Если перечисленные «основные полевые работы» теперь были механизированы уже на 80-90%, а не на 50-60%, как перед войной, то уборка льна – только на 30%, а картофеля –на 10%. При этом под техническим прогрессом понимались именно механизация, а производство удобрений, мелиорация оставались в стороне от этого процесса.

Как и в предвоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись очень медленно и не отражали изменения производственных затрат. Так, закупочные цены на молоко возмещали лишь пятую часть затрат на его производство; на зерно – десятую часть; на мясо – двадцатую. Все убытки покрывались дотациями или за счет государственных кредитов, которые, как правило, не возвращались, а списывались. Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйство. На приусадебных участках, занимавших несколько процентов посевных площадей страны, выращивались овощи, картофель, содержался домашний скот.

Но начиная с 1946 г. государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства значительными денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог мясом, молоком и другой продукцией. Подобная практика по отношению с сельскому населению продолжала ужесточаться. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продавать» государству имеющийся мелкий скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали резать скот, в результате чего за полугодие было забито более 2-х млн. свиней, коз, овец и пр. живности.

Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко повысились сборы и налоги с дохода от продажи. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством. Если же документа не было, продукция конфисковывалось, а сами крестьяне подвергались штрафам. В 1947 г. была подтверждена обязательная выработка минимума трудодней для колхозников. В случае его невыполнения по отношению к ним могло быть применено уголовное наказание. Таким образом, как и в годы первых пятилеток, послевоенная деревня выживала на грани голодной смерти.

Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановые задания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТС определяли хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. МТС также производили обязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процессов механизации сельскохозяйственного производства. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов сократилось с 237 тыс. в 1950 г. до 93 тыс. в 1953 г.

Несмотря на эти меры, сельское хозяйство развивалось медленно. Даже в относительно благоприятном 1952г. году, валовый сбор зерна не достиг уровня 1940 г., а урожайность в 1949 – 1953 гг. составляла всего 7,7 центнеров с гектара. (В 1913 г. – 8,2 центнеров с гектара). В 1953 г. поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916 г., а население за эти годы выросло на 30 – 40 млн. чел., т.е. продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных городов снабжалось с перебоями.

В 1952 г. И. Сталин опубликовал работу «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой продолжал настаивать на преимущественном развитии тяжелой промышленности и ускорении процесса преобразования колхозно-кооперативной собственности в общенародную (государственную). Особенно подчеркивалось, что колхозы номинально еще остававшиеся собственниками произведенной продукции, являются временной, переходной структурой. В целях повышения эффективности сельского хозяйства в 1948 г. был принят грандиозный «Сталинский план преобразования природы» в соответствии с которым предусматривалось создание в южных и юго-восточных районах европейской части СССР полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения пагубного воздействия суховеев на сельскохозяйственные угодья. По этому плану предусматривалось также строительство оросительной системы в Средней Азии – Большого Каракумского канала, по которому вода из Амударьи должна была поступать на орошение полей в Туркмении. Полезащитные лесные полосы сохраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственный размах был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Особое внимание было уделено лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях 8-ми крупных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. гектаров. Работы начались весной 1949 г. До 1951 г. были заложены полосы на площади 1 млн. 852 тыс. га. Их протяженность более 6 тыс. км. Созданные более 40 лет назад лесонасаждение и сегодня защищают 25 млн. га. угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и заботливого отношения к земле и природе.

В соответствии с планом преобразования природы началось также сооружение огромных ГЭС на Волге, Днепре, и других реках (горьковской, Каховской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской). Все эти станции были введены в действие в 1950-1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское, Черное.

Как указывалось выше, в 1947 г. была отменена карточная система. Ее отмена планировалась на конец 1946 г., но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 г. СССР был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг. черного хлеба была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг. мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 до 15 руб., сливочного масла – с 28 до 66 руб., молока – с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составила 300 руб. в мес. Правда, для низко – и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами, устанавливались «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в мес., но эти надбавки не решали общую проблему доходов.

В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась разбалансированностью денежной системы в год войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами и услугами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования экономики, а потому покупательская способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 г. было издано постановление Правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 -х тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 19 тыс. – 2:1.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единой новой 2-х процентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие излишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег.

С 1 января 1950 г. правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г. чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.

Все годы первых пятилеток, военные и послевоенные годы были для страны временем экстремального, чрезвычайного развития. В этот период насущие потребности населения откладывались на потом. Почти 25 лет экономика работала с величайшим напряжением. Все достигнутые успехи были оплачены сверхчеловеческой ценой. По данным официальной статистики, средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928 – 1954 гг. более чем в 2 раз. Согласно другим источникам, в этот период стоимость жизни в СССР увеличилась в 9 – 10 раз, поскольку розничные цены поднимались постоянно. Но если общий индекс розничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 г. принять за 1, то в 1932 г. он составил 2,6 , в 1940 г. – 6,4, в 1947 г. –20,1, в 1950 –11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на заем, но включая надбавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 г. за 1, то в 1937 г. она равнялась 0, 86; в 1940 г. –0,78; в 1944 г. –0, 64; в 1948г. –0, 59; в 1952 г. –0,94; 1954 г. –2,19.

Между тем в памяти людей старшего поколения укоренилась мнение о том, что при Сталине ежегодно цены снижались, а после него – только росли. Но секрет понижения цен следует искать в том огромном их скачке, который произошел после начала коллективизации. Так, розничные цены на ржаной хлеб выросли за 1928-1952 гг. почти в 19 раз, на говядину –в 17, на свинину –20,5; на сахар –в 15; на подсолнечное масло в 33; на яйца – в 19,3; на картофель – в 11 раз. Поэтому ежегодное снижение цен — на несколько процентов –на основные продовольственные товары осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен осуществлялась за счет фактического снижения уровня жизни колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо выше, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого снижения цен, так как государственное снабжение в сельской местности было очень плохим.

По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. Многие рабочие с семьями в городах жили в общежитиях, в коммунальных квартирах, бараках и подвалах В эти годы строительство жилья велось в очень ограниченных размерах. Основные ассигнования из бюджета расходовались на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через значительное количество инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность приводили к постоянным простоям на производстве, большим материальным потерям.

Выросла армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов на заводах, в министерствах. Отчеты руководителей предприятий, министров обрастали приписками в выполнении и перевыполнении планов, поэтому статистические данные следует воспринимать критически из-за их определенной недостоверности. В качестве примера можно привести доклад Г.М. Маленкова на ХIХ съезде партии (1952), в котором было сказано, что зерновая проблема в СССР решена и что собран урожай в 8 млрд. пудов. И всего через два года было объявлено, что данные о развитии сельского хозяйства являются неточными.

После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность плановой системы. В марте 1946 г. наркоматы превратились в министерства, а наркомы – в министров, и это означало, что они уже больше не являются народными комиссарами. Были установлены гражданские звания-ранги, классы, отдаленно напоминающие «табель о рангах» Петра I. Ужесточение экономической системы накладывало свой отпечаток на всю общественную жизнь страны.

После войны (1946) начались публичные гонения на писателей, композиторов, театральных деятелей и кинорежиссеров. Целью этих компаний было заставить творческую интеллигенцию работать строго в духе «партийности», и «социалистического реализма». Аналогическую цель преследовали дискуссии по философии, биологии, языковедению, политической экономии, начавшейся в 1947 г. Поощрялась борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». усиливалось разжигание шовинизма и антисемитизма. С 1948 г. возобновляются репрессии.

Выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящих кругах, а также от международной обстановки и особенно от ее понимания советским руководством. Внешнеэкономический фактор определял как степень конверсии и объем ресурсов, направлявшихся на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), так и уровень экономического сотрудничества с западными державами, и в частности возможности получения иностранных займов и инвестиции. Это были принципиальные обстоятельства, во многом определившие масштаб накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в валовом внутреннем продукте) и степень закрытости советской экономики.

Победа в войне резко изменила международную обстановку. СССР стал не только полноправным членом, но и одним из лидеров мирового сообщества; его отношения с западными державами приобрели партнерский, даже, казалось, дружественный характер. Тем не менее, речь шла не столько о более широком включении СССР в мировой экономический контекст, сколько о выборе экономической модели развития. Война изменила общественную атмосферу и дала импульс демократическому обновлению системы, надеждам на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война приучила критически мыслить. Для многих она являлась «открытием» Запада. Впервые побывали за границей миллионы граждан (более 6 млн. чел. в составе действующей армии и еще 3,5 млн. чел. репатриантов). Они смогли сами оценивать достижения западной цивилизации и сопоставить их с советскими.

Беспрецедентно широкое сотрудничество с «империалистическими» странами в борьбе с общим врагом ослабление идеологического манипулирования в годы войны поколебали утвердившиеся стереотипы и вызвали интерес, и симпатии к Западу. Реформистские настроения проникли и в большевистскую элиту, заметно обновленную в годы войны. Война приучила управленческие круги к инициативе и отодвинула на второй план борьбу с вредителями и врагами народа.

В военные годы снизилась степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов экономики. В результате в районах, не подвергшихся оккупации, несколько возросли доходы сельских жителей. Забота о выживании населения и выполнении государственных заданий побуждала местные власти поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало: или узаконивания, институциализации этих новаций, существенной корректировки довоенной экономической политики, или возвращения к прежней сверхцентрализованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строжайшим административно-политическим контролем за деятельностью администрации предприятий и всех работников.

Уже в 1945 – 1946 гг. при рассмотрении проекта 4-го пятилетнего плана возникла дискуссия о путях восстановления и развития экономики. В эти и последующие годы выявился целый ряд руководителей различных рангов, выступавших за смягчение или изменение тех или иных аспектов экономической политики, сбалансированного развития народного хозяйства, некоторую децентрализацию его управления. Подобные предложения высказывались также при выработке и закрытом обсуждении новой Конституции и новой программы партии.

Среди них были секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС А. Жданов, председатель Госплана Н. Вознесенский, председатель Совета Министров РСФСР Н. Родионов и др. Первый секретарь Курского обкома КПСС П. Дорошенко предлагал реорганизовать колхозы, радикально изменить роль крестьянских семей и превратив их в основную структурную единицу сельскохозяйственного производства. Свои расчеты указанные руководители подкрепляли анализом международной ситуации, полагая, что переход к мирной жизни вызовет острый экономический и политический кризис, который не только предотвратит всякую угрозу создания антисоветской коалиции западных держав, но и, напротив, сулит СССР новые возможности, в частности, в качестве рынка сбыта для охваченных кризисом западных экономик.

Сторонники возврата к довоенной модели, среди которых были Г.Маленков, Л. Берия (возглавлявшие важнейшие военные проекты), руководители тяжелой промышленности, напротив, аппелировали к работам экономиста Е. Варги, который опровергал теорию скорого и неминуемого кризиса капитализма и доказывал его способность к приспособлению. Полагая, что это делает международную обстановку потенциально взрывоопасной, Маленков и Берия выступали за ускоренное развитие ВПК.

Первую крупную победу им удалось одержать при утверждении 4-го пятилетнего плана. Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. содержал весьма напряженные задания и в качестве основной задачи провозглашал: «Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта». Предполагалось уже в 1946 г. «завершить послевоенную перестройку народного хозяйства» и в ближайшее время не только догнать, но и превзойти «достижения науки за пределами СССР». Тем не менее многие аспекты экономической стратегии еще не вполне были определены. Задания 4-ой пятилетки не исключали некоторой вариативности развития.

Однако прогрессирующий распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за раздел Европы и начало холодной войны способствовали окончательной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял Сталин. В отсутствие сплачивающей мир угрозы фашизма, изначально заложенные противоречия внутри антигитлеровской коалиции, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу мира на враждующие блоки.

После Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) и разгрома Японии (акт о капитуляции которой был подписан 2 сентября 1945 г.), противоречия между союзниками резко усилились. Важнейшей причиной развала антигитлеровской коалиции и начала военно-политической конфронтации послужила борьба за сферы влияния. Уже в 1945 г. усилиями советских властей во всей Восточной Европе были созданы подконтрольные СССР народно-демократические правительства. Превращение Восточной Европы фактически в протекторат СССР стало неожиданностью для многих западных политиков, которые все еще рассматривали коммунистическую идеологию в качестве основы советской внешней политики, а не появившиеся у Сталина имперские амбиции и холодной геополитический расчет.

Всем этим странам оказывалась интенсивная материальная, финансовая и военная помощь, истинные масштабы которой всегда держались в секрете. Известно только, что в качестве льготных долгосрочных кредитов в 1945 – 1952 гг. им было предоставлено 15 млрд. руб. (3 млрд. долл.). Такие огромные по тем временам средства предоставлялись странам в ответ на проведение в них социально-экономических преобразований по советскому образцу.

США в свою очередь направили западноевропейским странам огромную материальную помощь в размере 12,4 млрд. долл. в рамках Плана Маршалла. Эти средства использовались не только для послевоенного восстановления экономики, но и для укрепления военно-политического влияния США в этом регионе. 4 октября 1946 г. У. Черчилль публично обвинил СССР в том, что тот отгородил Восточную Европу «железным занавесом» и призвал к организации давления на СССР. По существу, это был призыв к открытой конфронтации с СССР. Тем не менее, инерция союзнических отношений некоторое время еще сохранялась. В 1949 г. с образованием федеративной Республики Германии и блока НАТО были созданы Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и организация Варшавского Договора – раскол Европы на два враждебных лагеря был окончательно оформлен, что имело самые негативные (прежде всего экономические) последствия для внутренней жизни СССР.

Дело в том, что на рубеже 1940-1950 –х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции (НТР), и это привело их к новому, постиндустриальному этапу развития экономики. Советская экономика, в силу ее сверхцентрализованности, недостаточной инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме ВПК) и стала отставать от стран с развитой рыночной экономикой. К тому же эти страны стали заметно опережать СССР по уровню жизни населения, по обеспечению различных демократических прав и свобод. СССР стремился не допустить «тлетворного влияния» Запада на советский народ, используя ресурсы репрессивного аппарата.

К ужесточению внутренней политики и развертыванию нового витка террора Сталина подталкивал и личный опыт, и некоторые внутренние факторы, в частности, голод 1946 г., способствовавший резкому ужесточению контроля государства над деревней и обострение социально-экономической ситуации в городах. В 1947 г. СССР отказался от участия в Плане Маршалла. В 1947 г. разразился Берлинский кризис, едва не пришедший к военному конфликту с США. Окончательная победа сторонников жесткой линии была закреплена разгромом их оппонентов. Были репрессированы Н. Вознесенский (обвиненный в занижении показателей плана 4-ой пятилетки), П. Родионов и многие другие хозяйственные руководители. Задания 4-ой пятилетки были пересмотрены в сторону еще большего повышения; новые, сверхнапряженные задания были даны военному производству.

Несмотря на относительную стабилизацию в Европе, стороны активно разрабатывали планы новой войны, причем США делали акцент на атомные бомбардировки. Но в СССР в 1949 г. впервые было взорвано ядерное устройство. В 1950 г. Северная Корея, при помощи Китая и СССР попытались вооруженным путем воссоединить страну. На стороне Южной Кореи под флагом ООН выступили США и 15 других стран. В северо-восточных районах СССР, вблизи Аляски, началось ускоренное строительство аэродромом и баз, резко возросли задания по производству вооружений. Эти многие другие признаки свидетельствовали об ускоренной подготовке к вооруженному конфликту с США.

Это и определило экономическую политику последних лет сталинского СССР. Страна не только вернулась к прежней модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме. Форсированное развитие тяжелой промышленности сопровождалось пропагандистскими кампаниями и развертыванием террора. Без него, без внеэкономического принуждения проводить подобную экономическую политику было невозможно. Репрессии стали нарастать после войны в западных районах СССР, они отразились на советских военнопленных, оказавшихся после возвращения в лагерях, а затем были использованы и против различных представителей интеллигенции, военнослужащих и т.д. Последние надежды окончательно перечеркнула кампания по борьбе с космополитизмом, развернувшаяся с конца 1948 г. Играя на патриотических настроениях советских людей, власти тем самым пытались вытравить из сознания людей возникший в годы войны интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистские и антисемитские чувства и срочно подновить пошатнувшийся в войну образ внешнего врага.

Развертывавшийся новый виток массового террора прервала смерть Сталина. Тем не менее и за 1945-1953 гг. число заключенных только в лагерях и колониях ГУЛАГА выросло с 1,5 до 2,5 млн. чел. В результате послевоенной волны репрессий в заключении и ссылке оказались 5,5 – 6,5 млн. чел. Руками заключенных сооружались многочисленные крупнейшие объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, а также на транспорте.

План развития страны на 1946-1950 гг. предусматривал восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства. Затем его предполагалось «в значительных размерах» превзойти.

Объем промышленного производства должен был по сравнению с довоенным возрасти на 48%, сельскохозяйственного - на 27%. Предусматривалось строительство 2700 и восстановление 3200 только средних и крупных промышленных предприятий. Основной упор пятилетний план делал на развитие тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения) и железнодорожного транспорта. Наконец, планировался рост среднегодовой зарплаты на 48% по сравнению с довоенной и отмена карточной системы.

Внутренние трудности усугубляла непростая международная обстановка. Внешнеполитическая ситуация диктовала необходимость принятия решительных мер по экономическому развитию страны. Для укрепления обороноспособности, сокращения технического отставания требовалось создание с нуля целых промышленных отраслей.

Затраты на науку в 1946 г. втрое превзошли уровень 1945 г. Была поставлена задача добиться того, чтобы промышленность могла производить ежегодно до 50 млн т чугуна, до 60 млн т стали, до 500 млн т угля, до 60 млн т нефти. Только при этом условии можно было считать, что государство обеспечит темпы экономического развития.

Восстановление промышленности

Перевод промышленности на мирные рельсы совершился в основном за 1946 г. Происходила переориентация целых отраслей на производство мирной продукции. На базе наркоматов: боеприпасов, минометного вооружения, танковой промышленности, среднего машиностроения были созданы министерства автомобильной промышленности, приборостроения, строительного и дорожного, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Уже в 1948 г. промышленное производство достигло совокупного довоенного уровня. Удалось восстановить разрушенные в годы войны электростанции, металлургические, машиностроительные, добывающие заводы.

В четвертой пятилетке был совершен подлинный прорыв в выпуске металлорежущего оборудования. По сравнению с довоенным уровнем общее производство станков выросло по количеству на 60 % (до войны их были вынуждены импортировать), а по суммарному весу станков и суммарной их мощности – на 136 %, что уже говорит об огромном прогрессе. Выпуск самых сложных прецизионных станков увеличился с 17 шт. в 1940 году до 2744 – в 1950, крупных тяжелых и уникальных – с 42 до 1537 шт., агрегатных станков – с 25 до 400.

Также отмечалось развитие радиоэлектроники. Если до войны в радиотехнической промышленности, в основном ядре отрасли, было всего лишь 13 заводов с численностью занятых в 21,6 тыс. человек, то уже в 1950 году во всей отрасли было 98 заводов, на которых работало 250 тыс. человек. Для сравнения: в США в 1947 году в этой отрасли было занято 500 тыс. работающих. То есть по численности это отрасли уже одного порядка в обеих странах, но, конечно, не по объему производства, и не по качеству, и не по себестоимости продукции.

Промышленность западных областей РСФСР, Украины и Белоруссии вновь заработала. Общий план повышения промышленного производства выполнили и даже перевыполнили. По официальным данным, уровень его превысил в 1950 г. довоенный на 73%. Правда, преимущественно этот результат достигался за счет роста тяжелой промышленности. Легкая промышленность развивалась гораздо медленнее. Производство предметов народного потребления не казалось руководству страны задачей столь же неотложной, как наращивание оборонных мощностей и ресурсов. В ряде областей легкой промышленности (например, в текстильной) не только не был выполнен план, но даже не завершилось послевоенное восстановление. В стадии восстановления оставалась и не столь важная теперь для оборонных целей добыча угля.

Развивающимся видом транспорта стал трубопроводный: были построены магистральные газопроводы. Были восстановлены Беломоро-Балтийская и Днепро-Бугская водные системы. После войны была построена современная автомагистраль - Симферопольское шоссе. Станочный парк пополнился оборудованием, поступившим из Восточной Германии в счет репараций. В частности, на базе вывезенного завода «Опель» в Москве началось производство малолитражных автомашин «Москвич», в подмосковном Красногорске на базе завода «Карл Цейс» - фотоаппаратов и другой оптической техники.

Главным источником рабочих рук и ресурсов в целом для возрождения промышленности снова, как в пору индустриализации, оказалось село. В деревнях производился постоянный «организованный набор рабочей силы», которая затем в централизованном порядке распределялась по промышленным предприятиям. Так, производительность труда в промышленности заметно превзошла довоенный уровень в электроэнергетике (на 42 %), черной металлургии (более 20 %), машиностроении, химической и резино-асбестовой промышленности, на железнодорожном транспорте выросла примерно на 10 % .

Восстановление сельского хозяйства

Ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, продукция которого в 1945 г. не превышала 60 % от довоенного уровня. Четвертой пятилеткой планировалось поднять сельскохозяйственное производство на 27%.

Но положение ухудшилось еще больше в связи с засухой 1946 г., вызвавшей сильный голод. Государство, покупая по твердым ценам сельскохозяйственную продукцию, компенсировало колхозам лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть – зерна, двадцатую – мяса. Колхозники практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен удар. В 1946–1949 гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Торговать на рынке разрешалось лишь крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн голов).

Денежная реформа 1947 г. больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены паспорта, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту. К концу четвертой пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому часто более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало недовольство крестьян и дезорганизацию сельхозработ. Последовавшее за этим укрупнение колхозов привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Тем не менее с помощью принудительных мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду подвело сельское хозяйство страны к кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.

Советский Союз вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план. Намечалось не только восстанавливать народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство планировалось вложить 250 млрд. руб.. Как и в годы индустриализации эти средства были получены за счет населения страны, главным образом крестьянства.

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров был фактически прекращен. На руках населения отложилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в отношении 10:1. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря - скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров, превратившегося в своеобразный символ военного лихолетья. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывались программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от уровня 1928 г., в 1948 г. - 59%, то в 1952 г. - уже 94%, а в 1954 г. - 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день, улучшено лечебное и санаторное обслуживание трудящихся. В 1948 - 1950 гг. около 5,5 млн. рабочих и служащих получили путевки за счет профсоюзов в санатории, профилактории и дома отдыха.

После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдался определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начался устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет обновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленными в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы,- на Урале и в Сибири.

Развитие послевоенной экономики было однобоким. Основной упор делался на развитие тяжелой индустрии, в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Капиталовложения в промышленность на 88% направлялись в машиностроение. Производство потребительских товаров увеличивалось крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. По существу не велось строительство государственного жилья - фактически правительство переложило эти заботы на плечи самих граждан.

Особенно тяжело сложились дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов. С помощью машин проводилась лишь вспашка полей и уборка зерновых - все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

Основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхоз продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц. Практически колхозники работали в колхозе бесплатно и жили за счет приусадебных участков.

В конце 40-х гг. были обложены и высокими налогами и приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им было не по карману. Уехать из деревни крестьяне не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее сельское население сокращалось - крестьяне вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

Была ликвидирована последняя самостоятельность колхозов. Райкомы партии снимали и назначали председателей, диктовали что, где и когда сеять. Их главной задачей было изъять максимум сельхоз продукции.

К концу четвертой пятилетки наметился некоторый подъем жизненного уровня в городах. Стало практиковаться ежегодное снижение цен. К 1950 г. реальная заработная плата достигла уровня 1940 г., но не следует забывать, что этот уровень всего лишь равнялся 1928 г., то есть фактически роста не было.

После смерти И. В. Сталина новым руководителям страны досталось крайне тяжелое наследство. Деревня была развалена, над страной нависла угроза голода. Новый Председатель Совета Министров Г. М. Маленков заявил о том, что теперь надо увеличить выпуск потребительских товаров, направить больше капиталовложений на развитие легкой промышленности, в кратчайший срок обеспечить население достаточным количеством продуктов питания. В первую очередь надо было остановить деградацию деревни.

В 1953 г. была проведена налоговая реформа, вдвое уменьшены налоги с приусадебных участков. Теперь налог взимался только с земли, а не со скота и деревьев. В сентябре 1953 г. прошел пленум ЦК, посвященный развитию сельского хозяйства. Были значительно (в 3 - 6 раз) повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2,5 раза снижен налог с колхозников. Была расширена самостоятельность колхозов и совхозов, они избавлялись от мелочной опеки райкомов партии. 1953 год был поворотным годом в истории советской деревни. Она перестала рассматриваться только как источник средств и ресурсов для промышленности.

Зерновая проблема в стране стояла остро, требовались немедленные чрезвычайные решения. Возникла мысль резко увеличить производство зерна за счет введения в оборот дополнительных земель на востоке страны (в Сибири, Казахстане). В стране имелся избыток трудовых ресурсов и необрабатываемые плодородные земли.

Немецко-фашистские захватчики нанесли стране колоссальный урон. Оккупанты разрушили и сожгли сотни городов, свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, разорили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС. Война причинила огромный ущерб сельскому хозяйству: на 1/4 сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей, снизились урожайность, уровень механизации, сократилась численность трудоспособного населения. В целом материальный ущерб СССР составил 2569 млрд. руб. (в довоенных ценах), включая 679 млрд. - стоимость расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей. СССР потерял 30% национального богатства.
...
За 4-ю пятилетку восстановлено, построено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий (восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга, шахты Донбасса). Промышленность по стране к концу 1948 достигла довоенного уровня. Валовая продукция промышленности к 1950 возросла по сравнению с 1913 в 13 раз, а по сравнению с довоенным 1940 на 72% (против плановых 48%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Из пепла возрождались города, строились новые посёлки и деревни [за пятилетку восстановлено и построено в городах, посёлках городского типа и в сельской местности 201 млн. м2 общей (полезной) площади].
...
Валовая продукция промышленности в 1955 возросла в 24,6 раза по сравнению с 1913, в 3,2 раза по сравнению с 1940. Объём продукции в 1955 по сравнению с 1950 возрос на 85% (плановое задание 70%). Капитальные вложения в народное хозяйство составили 91,1 млрд. руб. Введено в действие 3200 новых промышленных предприятий. ... В результате выполнения 4-й и 5-й пятилеток стоимость всех производственных основных фондов к 1955 выросла в 2 раза по сравнению с 1940, а национальный доход - в 2,8 раза

Источник:
СССР. Эпоха социализма
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание
http://enc.lib.rus.ec/bse/008/106/977.htm
---

Материальный ущерб, причиненный Советской стране фашистскими захватчиками, составил 679 млрд. руб. (в ценах 1941 г.) . Из них на долю государственных предприятий и учреждений приходится 287 млрд. руб., колхозов - 181 млрд. руб., сельских и городских жителей - 192 млрд. руб., кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций - 19 млрд. руб. В эту сумму, равную 1/3 всего общественного богатства страны, не включены такие потери, как снижение национального дохода от прекращения или сокращения работы государственных предприятий, кооперативов, колхозов, стоимость конфискованных германскими оккупационными войсками предметов продовольствия и снабжения, военные расходы СССР, а также потери от замедления темпов хозяйственного развития страны в результате действий врага на протяжении 1941-1945 гг.
...
В наибольшей степени уменьшились за годы войны размеры сферы потребления, прежде всего объем производства группы "Б", составивший в 1945 г. 59% довоенного уровня, продукции сельского хозяйства и розничного товарооборота, снизившихся соответственно до 60% и 45% .
...
Производство средств производства в промышленности в 1945 г. было выше довоенного уровня на 12%. Это позволило в ходе послевоенной перестройки, в решении задач быстрейшего восстановления и развития всего народного хозяйства опереться на преимущественное развитие производства средств производства, используя для мирных нужд мощности военной промышленности.
...
В ходе Великой Отечественной войны коренным образом изменилась структура общественного производства и национального дохода. В составе национального дохода во время войны удельный вес потребления уменьшился с 74% в 1940 г. до 67% в 1942 г., накопления - с 19 до 4%, а доля военных расходов (не считая личного потребления военнослужащих) увеличилась с 7% в 1940 г. до 29% в 1942 г. . В результате послевоенной перестройки экономики в короткие сроки были восстановлены довоенные соотношения в распределении национального дохода. В 1950 г. для удовлетворения материальных и культурных потребностей населения было направлено 74% национального дохода, а 26% было использовано для расширения производства и на другие общегосударственные и общественные нужды .
...
Задания четвертой пятилетки по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог были значительно перевыполнены.

Успешное выполнение программы восстановления бывших оккупированных районов, и превышение довоенного уровня промышленного производства дали возможность увеличить национальный доход в 1950 г. на 64% по сравнению с 1940 г., в то время как по пятилетнему плану намечалось превысить довоенный уровень на 38%. Значительный рост производства национального дохода и его распределение в эти годы позволили направить на цели накопления и потребления значительно большую массу национального дохода, чем это предусматривалось пятилетним планом. В результате быстрого роста национального дохода в расходах государственного бюджета возрастали ассигнования на финансирование народного хозяйства и социально-культурное строительство. Государственный бюджет из года в год выполнялся с превышением доходов над расходами.

Достижение и значительное превышение в 1950 г. довоенного уровня по основным показателям народного хозяйства явились результатом высоких темпов расширенного воспроизводства, достигнутых в итоге четвертой пятилетки. Так, производство национального дохода увеличилось к концу пятилетки по сравнению с 1945 г. почти в 2 раза, валовая продукция промышленности - в 1,9 раза, валовая продукция сельского хозяйства - в 1,6 раза, грузооборот всех видов транспорта - в 1,9 раза .

В результате выполнения четвертой пятилетки была значительно расширена материально-техническая база народного хозяйства за счет восстановления, реконструкции и строительства новых предприятий. Пятилетний план по капитальному строительству в народном хозяйстве был выполнен с превышением на 22%. Капитальные вложения государственных, кооперативных предприятий и организаций, колхозов и населения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1950 гг. были в 2,3 раза выше вложений довоенных лет третьей пятилетки.

В четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. Основные фонды народного хозяйства в целом возросли в 1950 г. на 23% по сравнению с 1940 г., в том числе производственные основные фонды - на 34%, из них основные производственные фонды промышленности - на 58% . Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в четвертой пятилетке составили 13,6% против 13,2% за три предвоенных года. При этом производство средств производства (группы "А") ежегодно возрастало на 12,8%, а производство предметов потребления (группы "Б") - на 15,7%. Значительно увеличились среднегодовые абсолютные приросты и темпы роста основных видов промышленной продукции. Так, среднегодовой абсолютный прирост электроэнергии в четвертой пятилетке составил 9,6 млрд. кВт-ч вместо 4,0 млрд. за три предвоенных года, а среднегодовой темп роста электроэнергии повысился с 10,1 до 16,1%. Среднегодовой прирост добычи угля повысился с 12,7 млн. т до 22,4 млн. т, а среднегодовой темп прироста - с 9,1 до 11,8%. Среднегодовой прирост выплавки стали составил 3,0 млн. т против 0,2 млн. т, а среднегодовой темп прироста - 17,4% против 1,1% .

Решающая роль в послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской экономики принадлежала машиностроению, мощь которого резко возросла в результате переключения предприятий военной промышленности на производство гражданской продукции. В 1950 г. продукция машиностроения превысила уровень 1940 г. в 2,3 раза. За годы пятилетки отрасли машиностроения в основном обновили номенклатуру выпускаемой продукции. Это дало возможность обеспечить необходимую базу для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства на новой технической основе .

"История социалистической экономики СССР". Т. 6
"Страна Советов за 50 лет". - М.: Статистика. 1967. С. 32.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30
Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Господитиздат. 1947. С. 67.
Сообщение Госплана СССР и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". - М.: Госполитиздат. 1951. С. 17.
"Страна Советов за 50 лет". С. 30.
"Народное хозяйство СССР". 1956. С. 29, 32; Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 10.
"Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах". - М.: Госстатиздат. 1957. С. 44-45.
Сообщение Госплана и ЦСУ СССР "Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг.". С. 7-8.

Источник:
В. Иванченко Н.А. Вознесенский: опыт, вошедший в историю
http://institutiones.com/personalities/668-voznesenskiy.html
---

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоенных ценах.

После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил (в %): Объем промышленной продукции - 91 к уровню 1940 г., добыча угля - 90, нефти - 62, выплавка чугуна - 59, стали - 67, выпуск ткани - 41, грузооборот всех видов транспорта - 76, розничный товарооборот - 43, среднегодовая численность рабочих и служащих - 87. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г.

Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности - на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.
...
Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% к довоенному уровню, а количество лошадей снизилось с 14,5 млн. до 6,5 млн. голов. Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центральночерноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет. В этот год колхозы и совхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов.
...
за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

В 50-е годы экономика страны динамично развивалась. За 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства - 5,0%, основных производственных фондов - 9,9%, произведенного национального дохода 10,27%, товарооборота - 11,4%.

Война уничтожила часть экономического потенциала, что составля­ло около одной трети всего национального богатства страны . Было разрушено огромное число фабрик и заводов, шахт, железных дорог и других промышленных объектов.

Восстановительные работы начались еще в ходе Великой Отече­ственной войны, сразу после освобождения части оккупированных территорий .

В августе 1943 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстанов­лению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К концу войны в результате титанических усилий наших тружеников удалось воссоздать часть промышленного производства.

Однако основные восстановительные процессы происходили уже после победоносного завершения войны, в период четвертой пятилет­ки (1946-1950).

Считалось, что советская экономическая модель выдержала суро­вую и тяжелую проверку в военное лихолетье и поэтому не только оп­равдала себя, но и являлась весьма перспективной.

Как и в годы пер­вых пятилеток, акцент в развитии промышленности был сделан на про­изводство средств производства (группу «А»), т.е. на тяжелую промышленность, причем удельный вес производства этой сферы в общем объеме промышленности был выше, чем до войны:

- в 1940 г. он состав­лял 61,2%,

- в 1945 г. - 74,9%,

- в 1946 г. - 65,9%,

- в1950 г. - 70%.

Восстановление и развитие народного хозяйства:

Четвертая пятилетка (1946-1950) - восстановление и развитие экономики СССР

- восстановление и строительство 6.200 промышленных предприятий.

Наиболее крупные промышленные объекты:

восстановлены: построены:

1) Днепрогэс; Коломенский завод тяжелого транспортного машиностроения;

2) «Запорожсталь»; Калужский турбинный завод;

3) Донецкий угольный Газопровод Саратов - Москва

Достижение довоенного уровня промышленного производства (1948 ).

Акцент на прирост показателей по производству металла, топлива и промышленного сырья в ущерб производству товаров народного потребления.

Денежная реформа и отмена карточной системы на основные товары народного потребления (декабрь 1947 ).



Серьезное отставание сельского хозяйства. Довоенный уровень сельскохозяйственного производства достигнут только в начале 1950-х гг.

Промышленность перестраивалась на мирный лад, увеличивался вы­пуск продукции гражданского назначения. Уровень довоенного про­мышленного производства удалось достичь, согласно официальным дан­ным, к 1948 г. Всего было восстановлено и построено вновь 6200 круп­ных предприятий, в том числе такие гиганты, как Днепрогэс и «Запорожсталь», Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Ко­ломенский завод тяжелого транспортного машиностроения, газопровод Саратов - Москва и др.

Сельское хозяйство в четвертой пятилетке не успело достичь дово­енного уровня. Это удалось сделать только в следующей пятилетке.

Вместе с тем страна сталкивалась с огромными трудностями и про­блемами. В 1946 г. в ряде регионов разразился голод, ставший след­ствием:

- засухи,

- традиционной политики государства в отноше­нии сельского

Хозяйства.

Деревня еще с периода коллективизации ис­пользовалась им в качестве сегмента, из которого брались ресурсы и средства для:

Развития промышленности;

Обеспечения внешнеполитических задач (в частности, в 1946-1947 гг. Советский Союз экспортировал 2,5 млн. тонн зерна в Европу по льготным ценам ).

Голод, как обычно, на официальном уровне не признавался, а власть лишь усилила административно-репрессивные меры. Летом и осенью 1946 г. были приняты два партийно-государственных постановления:

- «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущения его разба­заривания, хищения и порчи» и

- «Об обеспечении сохранности государ­ственного хлеба».

Главным средством разрешения продовольственной проблемы в них объявлялись учет и контроль, а не производство зер­на. Следствием этих решений стали массовые репрессии в отношении председателей колхозов и других сельскохозяйственных руководи­телей.

Война и ее последствие - карточная система снабжения населения - расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на по­требительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народ­ного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе.

Как вспоминал тогдашний нарком финансов А. Г. Зверев, она гото­вилась тщательно и архисекретно. Предлагалось также совместить ее с отменой карточной системы, что должно было продемонстрировать в целом успехи советской экономики не только для населения страны, но и на международной арене.

И. В. Сталин считал, что эту акцию необходимо провести раньше, чем она произойдет в других европейских странах, вынужденных тоже во время войны прибегнуть к нормированному снабжению населения (Англия, Франция, Италия, Австрия). В итоге так и получилось. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось:

- осуществление денежной рефор­мы,

- отменялись карточки на продовольственные и промышленные то­вары.

В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в те­чение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую налич­ность в соотношении 1:10 (т.е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Вклады и текущие счета в сберкассах переоце­нивались следующим образом: 1:1 (до 3 тыс. рублей); 2:3 (от 3 тыс. до 10 тыс. рублей) и 1:2 (свыше 10 тыс. рублей).

Повсеместно:

Снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво;

Не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Затоваренные московские прилавки в документальной кинохронике показывали во всех уголках страны, чтобы каждый трудящийся думал о том, как неуклонно растет благосостояние народа. Но совершенно очевидно, что реформа пресле­довала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

Жизнь народа в первый послевоенный период была нелегкой в ма­териально-бытовом отношении, хотя и привлекательной по эмоцио­нально-психологическому накалу:

Победоносно завершилась война,

Началось мирное строительство,

Появилась надежда на лучшее бу­дущее.

Средняя заработная плата в стране:

В 1947 г. составляла 5 тыс. руб­лей в месяц,

В 1950 г. - 700 рублей (после денежной реформы). Это соответствовало приблизительно уровню 1928 и 1940 г.

Основные розничные цены продовольственных товаров (в рублях) в 1950 г .:

1 кг хлеба высшего сорта стоил 6-7;

1 кг сахара - 13-16;

1 кг сливочного масла - 62-66;

1 кг мяса - 28- 32;

Десяток яиц - 10-11.

Промышленные товары стоили гораздо до­роже. Например, стоимость мужских ботинок составляла 260-290 рублей, а костюма - 1500 рублей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен , но покупательная спо­собность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изо­билия и улучшения жизни.

Материальное положение населения усу­гублялось принудительными займами государства у народа через под­писку и покупку различных облигаций. Но тем не менее все это в силу особенностей человеческой памяти является приятным воспоминани­ем людей старшего поколения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама