THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ø Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие (рис.10.3).

Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода увеличивается и реаль­ная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики

Ø Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:

а - значение фискальных мультипликаторов велико ;

б - значение фискальных мультипликаторов мало

Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше - случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение тре­буется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.

Факторы, определяющие значение фискаль­ных мультипликаторов:

1. Предельная склонность к потреблению МРС.

2. Налоговая ставка t .

Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.

Ø Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фис­кальной политики может быть ослаблена сокращением инвести­ционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это яв­ление получило название эффекта вытеснения .

Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мульти­пликативное сокращение совокупного выпуска - эффекты, про­тиводействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вы­теснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фис­кальной политики.

Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:

Чувствительность инвестиционного спроса к изменению про­центной ставки d ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупно­го дохода k ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к из­менению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на день­ги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки про­цента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.

2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода k, тем больше при прочих равных ус­ловиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода на масштаб вытеснения инве­стиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию процентной ставки d, тем больше при прочих равных усло­виях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).

Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спро­са на деньги на равную величину во втором случае будет сопро­вождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.

Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спро­са на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувстви­тельность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки

Фискальная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Именно поэтому оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время.

Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить её достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относят:

Бюджетно-налоговая политика помогает сгладить колебания экономического цикла: помогает экономике возрождаться при спаде, а при подъеме сдерживает «перегрев» экономики. Инструменты фискальной политики либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансфертные платежи). Именно это и позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма экономики - сокращать их.

Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При

осуществлении государством стимулирующей фискальной политики государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса с AD1 до AD2, а значит и совокупного дохода с Y1 до Y2. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой АS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3. В итоге уровень дохода увеличится с Y1 до Y3 [рисунок 2.1].

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики обладают мультипликационным эффектом воздействия равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени от утверждения решения об изменении фискальной политики до получения эффекта от их реализации. Когда правительством принято решение об изменении в фискальной политике, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при недискреционной фискальной политике. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики, сглаживание экономических колебаний происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики относят:

Эффект вытеснения.

Вытеснение - это общий термин, обозначающий любое падение частных расходов, сопровождающееся увеличением государственных расходов .

Эффект вытеснения заключается в том, что при увеличении роста государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления, или иначе государственные расходы «вытесняют» частные. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - период времени между осознанием необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Например, если первоначально в экономике наблюдалась рецессия (спад производства), и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на совокупный спрос трансфертов и налогов, т.к. их влияние зависит от предельной склонности к потреблению, рассчитать которую достаточно сложно.

Политическое влияние на фискальную политику.

Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики - это люди, которые стремятся быть избранными как можно дольше, поэтому они активно используют инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики .

Неопределённость. Это касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации. Достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период спада и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в «перегрев». Так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Инфляция спроса как результат увеличения совокупных расходов. В кейнсианской модели механизм действия фискальной политики рассматривается при постоянном уровне цен. В реальности цены изменяются. Например, увеличение государственных закупок приводит к увеличению совокупного спроса, следовательно, и росту цен. В результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Дефицит бюджета. В результате проведения стимулирующей фискальной политики увеличивается дефицит бюджета. Дефицит бюджета - сумма, на которую расходы бюджета превышают доходы бюджета. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (структурного дефицит) и циклического дефицита (вызванного колебаниями экономического цикла).

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой стороны - на их размеры могут повлиять изменения объёма национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Именно поэтому судить по данным показателям об эффективности проводимой дискреционной фискальной политики достаточно сложно.

Чтобы оценить правильность принимаемых мер фискальной политики, используют бюджет полной занятости (стандартизированный, или структурный бюджет), который позволяет определить, каким была бы структура дефицита или излишка государственного бюджета при данном уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости .

Смысл такой операции состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за год с государственными доходами, которые государство могло бы получить, если бы экономику функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки [рисунок 2.2].

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объёме выпуска YE. Фактический объём выпуска равен Y1, а потенциальный - Y2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Но в действительности никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN.

Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время. Анализ эффективности фискальной политики показал, что данный механизм финансового регулирования имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». Бюджетно-налоговая политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность. Для оценки правильности принимаемых мер фискальной политики принято использовать бюджет полной занятости. Следует отметить, что эффективность фискальной политики глубоко можно проанализировать с использованием модели IS-LM.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании«государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход. Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов.

Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

Побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний - к росту инфляции;

Государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

Вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

Проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать

Только на крупные дестабилизирующие изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

Политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

Фискальная политика (ФП) используется для стабилизации экономики: в период спада проводится стимулирующая ФП, в периоды инфляции - сдерживающая. Таким образом, фискальная политика носит проциклический характер.

Проблемой проведения фискальной политики является временной лаг ее осуществления. Различают внутренний временной лаг распознавания проблемы, т. е. время, пока существующий факт отразит статистика, и внешний временной лаг - время между принятием решений по экономической стабилизации и получением результатов такой политики. Таким образом, осуществление фискальной политики требует решения следующих проблем времени:

а) административной задержки признания необходимости принятия мер до момента их принятия;

б) функционального запаздывания от момента принятия решений о фискальных мерах до результатов их действия в виде изменения объемов производства, занятости, включая плановые периоды, долгие сроки строительства.

Для повышения эффективности фискальной политики необходимо одновременное проведение мер дискреционной и недискреционной политики, что снизит ее зависимость от временного параметра.

Проведение фискальной политики сталкивается с политическими проблемами ее осуществления. Это объясняется тем, что целями правительства является не только экономическая стабильность, но и обеспечение населения товарами и услугами общественного потребления, перераспределение доходов, победа в политических конфликтах и др. Политический деловой цикл характеризуется пристрастием к стимулирующей фискальной политике и сопряжен с политическими компаниями выборов в органы власти. Это способствует дефициту бюджета, порождает проблемы его финансирования и последствия применяемых методов финансирования: сеньораж, эффект Оливера - Танзи, др.

Монетизация дефицита бюджета ведет к сеньоражу , т. е. государство получает доход от эмиссии денег. Сеньораж возникает при превышении темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, что ведет к повышению среднего уровня цен и все агенты платят своеобразный инфляционный налог.

Монетизация осуществляется непосредственно эмиссией денег, расширением кредитов с использованием льготных ставок, отсрочкой платежей Правительства при закупке товаров и услуг. Если платежи накапливаются, эти дефициты финансируются Центральным банком или увеличивают общий дефицит бюджета.

В условиях инфляции возникает эффект Оливера - Танзи , проявляющийся в сознательном затягивании налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. За это время происходит некоторое обесценивание денег, налогоплательщик выигрывает, дефицит бюджета и общая неустойчивость финансовой системы растет.


Проведение в жизнь бюджетно-налоговой политики сопровождается «эффектами», влияющими на уровень ее эффективности. Так, при проведении стимулирующей фискальной политики возникает эффект вытеснения : увеличение государственных расходов ведет к увеличению спроса на деньги, росту ставки процента, снижению инвестиций, снижению совокупного спроса и объема ВВП.

Эффективность фискальной политики зависит от эластичности кривой спроса на деньги к динамике ставки процента, т. е.

где - спрос на деньги;

k - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к доходу Y ;

h - чувствительность спроса на деньги (эластичность) к реальной ставке процента R.

Если чувствительность спроса на деньги к ставке процента невелика, то динамика ставки процента значительна, что ведет к изменению объема инвестиций, и это изменение тем больше, чем выше чувствительность инвестиций к ставке процента (рис. 8.5).

На рисунке 8.6, а чувствительность инвестиций к ставке процента невысока и изменение ставки процента ведет к незначительному спаду объема инвестиций в экономику. При аналогичном изменении ставки процента и высокой чувствительности инвестиций


Рисунок 8.5 - Влияние изменения эластичности спроса на деньги
на динамику ставки процента

(рис. 8.6 б), они сократятся в большей степени, и эффект вытеснения будет значительным. Эффект вытеснения отсутствует в состоянии инвестиционной ловушки, когда динамика ставки процента не влияет на динамику инвестиций, и кривая инвестиций вертикальна.

В некоторых случаях стимулирующая фискальная политика не только не дает эффекта вытеснения, но способствует повышению уровня инвестиций. Это имеет место, когда рост государственных расходов сопровождается ростом оптимизма, положительными экономическими ожиданиями и ростом деловой активности (рис. 8.7).

Изменение ставки процента с не снижает величину инвестиций c I 1 до I 2 , а увеличивает до .

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит от ожиданий экономических субъектов, осуществляющих инвестиции в экономику. Для формирования определенных ожиданий целесообразна макроэкономическая «политика твердого курса» с утверждением определенных, принятых и строго соблюдаемых параметров развития экономики. Предполагается соблюдение, в рамках принятого уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимых мер по стабилизации законодательной и налоговой политики.


Рисунок 8.6 - Влияние чувствительности инвестиций к динамике
ставки процента на объем инвестиций в экономику

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Экономической теории
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

Студент группы № _492 _

Коновалова Наталья Алексеевна

Руководитель ВКР

зав. кафедрой экономической

теории, профессор

Серегина Светлана Федоровна

Москва 2013

  • Введение
    • 1.1 Понятие и цели фискальной политики
    • 1.2 Классический и кейнсианский подходы к фискальной политике
    • 1.3 Механизм действия фискальной политики и эффект вытеснения
    • 1.4 Проблемы осуществления фискальной политики
  • 2. Факторы эффективности фискальной политики
    • 2.1 Эффективность фискальной политики в модели кейнсианского креста
    • 2.2 IS - LM
    • 2.3 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM - BP
    • 2.4 Взаимодействие фискальной и монетарной политик
    • 3.1 Существующие методы оценки фискальных мультипликаторов
    • 3.2 Описание модели
    • 3.3 Обработка данных и результаты оценки
  • Заключение
  • Приложения
  • Список источников
  • Введение

Государственные финансы играют важную роль в поддержании экономической стабильности страны. При помощи инструментов фискальной политики государство способно влиять на занятость, реальный объем производства и другие важнейшие макроэкономические показатели.

В борьбе с недавним мировым экономическим кризисом правительства многих стран активно применяли инструменты стимулирующей фискальной политики, что повысило интерес к оценке её эффективности.

Антикризисный пакет мер нашей страны был одним из самых больших в мире: доля непроцентных расходов расширенного бюджета в ВВП увеличилась до 40,8% в 2009 году с 33,9% в 2008 году (см. приложения). Тем не менее, вопрос эффективности бюджетно-налоговой политики в России достаточно слабо изучен, а потому представляет собой особый научный интерес.

В рамках данной работы, объектом исследования является фискальная политика российского правительства. Предметом исследования выступает эффективность бюджетно-налоговой политики в России. Период исследования - промежуток времени с 2004 по 2012 год. Учетной единицей послужит Федеральное Казначейство Российской Федерации.

Основным показателем, характеризующим эффективность стабилизационной бюджетно-налоговой политики, является фискальный мультипликатор, величина которого демонстрирует краткосрочное изменение реального ВВП в ответ на единовременное изменение государственных расходов на одну единицу.

Цель данной работы состоит в оценке эффективности фискальной политики в целом, а также в выявлении статей бюджета в рамках функциональной классификации, наиболее эффективно стимулирующих рост реального ВВП. Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач.

Прежде всего, необходимо рассмотреть механизм действия бюджетно-налоговой политики, проблемы практического характера, которые возникают при её осуществлении, а также факторы, влияющие на её эффективность.

Затем, следует выявить достоинства и недостатки существующих методов оценки фискальных мультипликаторов и выбрать из них наиболее подходящий для данного исследования.

Наконец, необходимо, используя статистические данные, оценить фискальные мультипликаторы как для расходов расширенного бюджета в целом, так и для укрупненных категорий расходов.

Успешное решение поставленных задач позволит оценить не только эффективность дискреционной бюджетной политики России, но также позволит выработать рекомендации по планированию расходов бюджета и спрогнозировать влияние на экономический рост происходящей в настоящий момент переориентации государственных расходов из сферы социальных обязательств в область военных расходов.

Значение проводимого исследования заключается в том, что оно позволит выявить экономические последствия изменения величины расходов расширенного бюджета, а также переориентации расходов с одной статьи функциональной классификации на другую. Понимание экономических последствий своих действий может помочь чиновникам при планировании бюджета и проведении фискальной политики.

Методология исследования заключается во вторичном анализе статистических данных, основная часть которых была собрана с официальных сайтов Федерального казначейства РФ и Федеральной службы государственной статистики.

При написании работы была использована зарубежная и отечественная научно-исследовательская литература. Обилие монографий и научных статей в зарубежной литературе, посвященных эффективности фискальной политики, лишь подтверждают значимость и актуальность данной темы.

1. Фискальная политика государства

1.1 Понятие и цели фискальной политики

В литературе можно встретить множество определений бюджетно-налоговой политики, рассмотрим основные из них.

Иногда фискальную политику определяют как совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Некоторые исследователи дают бюджетно-налоговой политике еще более широкое определение: постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Белова И.А. Типы фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 69-75.

В данной работе под фискальной политикой будут пониматься меры правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Периодическое погружение в экономические кризисы является закономерным процессом, характерным для экономических систем большинства стран мира. В зависимости от фазы экономического цикла и целей правительства бюджетно-налоговая политика может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая или экспансионистская фискальная политика осуществляется с целью поддержания экономики в периоды спада деловой активности. Инструментами такой политики является увеличение государственных расходов, рост трансфертов, снижение налогов, а также сочетание данных мер. В результате осуществления стимулирующей фискальной политики может возникнуть бюджетный дефицит.

Сдерживающая или рестриктивная бюджетно-налоговая политика осуществляется при «перегреве» экономики, когда ВВП превышает свой потенциальный уровень. Целью данной политики является снижение деловой активности и борьба с инфляцией. Инструментами такой политики является снижение государственных расходов, сокращение трансфертов, увеличение налогов, а также сочетание данных мер. В результате осуществления сдерживающей фискальной политики может образоваться бюджетный профицит.

Таким образом, предназначение бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде заключается в сглаживании циклических колебаний и стабилизации экономики, то есть в поддержании стабильного объема ВВП, полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и т.д. В долгосрочном периоде фискальная политика должна быть нацелена на поддержание экономического роста страны.

В зависимости от способа воздействия упоминавшихся выше инструментов различают дискреционную и автоматическую бюджетно-налоговую политику. Под дискреционной фискальной политикой понимается происходящее в результате принятия решений правительством, целенаправленное манипулирование государственными закупками, налогами и трансфертами с целью стабилизации экономики. При дискреционной бюджетно-налоговой политике с целью поддержания экономической активности в период кризиса целенаправленно создается дефицит государственного бюджета, а в период экономического бума целенаправленно создается профицит государственного бюджета.

Стоит отметить, что между осуществлением мер фискальной политики и проявлением их экономического эффекта существует временной лаг, по оценкам экспертов он составляет 1-2 года. Поэтому осуществление эффективной дискреционной фискальной политики подразумевает достаточно точный прогноз экономических процессов, основываясь на котором правительство смогло бы настроить инструменты - государственные закупки, налоги и трансферты - на будущую экономическую конъюнктуру.

Однако предсказать направления развития экономики с высокой точностью не всегда представляется возможным, что вынуждает правительство принимать решения по настройке инструментов бюджетно-налоговой политики с запозданием. Моисеенко И.А., Жидкова И.Ю. Бюджетно-налоговая составляющая социально- экономической стабилизации // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2-3. С. 36-38. Кроме того, на обычные административные процедуры по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики, также необходимо время. Таким образом, возникает временной лаг между моментом осознания необходимости настройки фискальной политики и принятием решений правительства.

Описанные выше временные лаги накладываются друг на друга и ухудшают возможность дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие в экономике изменения и эффективно их корректировать. Нугербеков С.Н. Риски фискальной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 151-155.

С проблемой негибкости дискреционной бюджетно-налоговой политики частично помогает справиться политика встроенных стабилизаторов. Автоматическая фискальная политика подразумевает встраивание в бюджет механизмов, которые без вмешательства со стороны правительства способны снижать амплитуду колебаний деловой активности. В условиях экономического спада стабилизаторы приводят к автоматическому увеличению государственных расходов и снижению налогов. На стадии экономического подъема встроенные стабилизаторы, наоборот, автоматически увеличивают сальдо государственного бюджета, «остужая» экономику.

Важнейшим встроенным стабилизатором является прогрессивная система налогообложения доходов. В период экономической рецессии величина налоговых сборов автоматически сокращается и у домохозяйств остается относительно больше средств для осуществления потребительских расходов. В случае экономического бума, наоборот, увеличение налоговых выплат снижает величину располагаемого дохода и потребление становится меньше, чем могло бы быть, не будь налоговая система прогрессивной.

Также примерами встроенных стабилизаторов могут служить пособие по безработице и прочие социальные выплаты, которые автоматически увеличиваются в период спада экономической активности и снижаются в период бума. фискальный политика мультипликатор монетарный

Однако стоит отметить, что встроенные стабилизаторы не обеспечивают полную занятость и стабильность в экономике, они способны лишь снижать амплитуду циклических колебаний. Поэтому действие автоматических стабилизаторов необходимо дополнять мерами дискреционной фискальной политики.

1.2 Классический и кейнсианский подходы к фискальной политик е

Макроэкономисты не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, стоит ли пытаться регулировать деловые циклы или нужно предоставлять экономике возможность восстановиться самостоятельно. Экономисты классического и кейнсианского направлений имеют различные представления о необходимости использования фискальной политики для стабилизации экономики.

В кейнсианской модели рынок труда не обладает достаточной гибкостью, заработная плата «жесткая», цены неэластичны в сторону понижения. Все эти факторы сильно замедляют процесс самовосстановления экономики. Отсюда следует вывод о том, что если экономика пребывает в состоянии внутренней нестабильности, то необходимо проводить активную макроэкономическую политику, для того чтобы ускорить процесс восстановления.

С точки зрения кейнсианского подхода, бюджетно-налоговая политика наиболее эффективно стабилизирует экономику, так как государственные расходы не только непосредственно увеличивают величину совокупного спроса, но и оказывают сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы.

Таким образом, с позиции кейнсианского подхода, фискальная политика может оказывать сильное воздействие на уровень выпуска и занятости. Поэтому кейнсианцы в целом поддерживают мероприятия, нацеленные на макроэкономическую стабилизацию.

В отличие от кейнсианских представлений, в классической модели номинальные показатели: заработная плата, цены и ставка процента - являются очень гибкими, поэтому экономика способна быстро и самостоятельно возвращаться к потенциалу. Так как экономика автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия, то фискальная политика, по мнению классиков, лишь усиливает экономическую нестабильность и должна сводиться к минимуму.

Таким образом, классики в целом выступают против активных попыток смягчить циклические колебания и утверждают, что лучшей политикой является невмешательство в процесс приспособления экономики к нарушениям в экономической деятельности.

С точки зрения классического подхода рост государственных закупок рано или поздно приведет к увеличению налогов, что снижает располагаемый доход домохозяйств и вынуждает их увеличивать предложение труда. На фоне роста предложения труда совокупный выпуск, конечно, увеличится, однако это не улучшает положение домохозяйств.

Сторонники классической школы считают, что вне зависимости от фазы экономического цикла рост государственных закупок может быть обусловлен лишь превышением выгод от них над издержками налогоплательщиков.

Еще одна причина против активного использования антициклической политики, которую приводят экономисты классического направления, заключается в наличии внутренних и внешних временных лагов при осуществлении фискальной политики. Законодательный процесс, сопровождающий мероприятия бюджетно-налоговой политики, приводит к тому, что между моментом внесения предложения об изменении государственных расходов или налогов и моментом, вступления этих предложений в силу, проходит достаточно большое количество времени. Кроме того, стабилизирующий эффект данных мер проявляется далеко не сразу.

Наличие временных лагов означает то, что изменения фискальной политики должны основываться на том, что будет с экономикой в будущем. Однако экономика очень сложный организм и прогнозирование ее поведения является неточным. Кроме того, даже при наличии достаточно точного прогноза остается неопределенность относительно величин фискальных мультипликаторов, а значит относительно того, как и насколько нужно изменить инструменты политики, чтобы получить желаемые с точки зрения объема выпуска и занятости результаты.

Таким образом, экономисты кейнсианского и классического направлений имеют различные представления о поведении номинальных и реальных показателей и, как следствие, их точки зрения относительно необходимости использования фискальной политики для стабилизации экономики сильно отличаются.

Кейнсианцы в целом выступают за проведение активной стабилизационной политики и считают фискальную политику мощнейшим инструментом, воздействующим на экономику. При помощи фискальной политики сторонники кейнсианского направления предлагают сглаживать циклические колебания, что в целом, по их мнению, должно способствовать экономическому росту страны.

Экономисты-классики, напротив, склонны считать, что экономика должна возвращаться к потенциалу самостоятельно, а активное применение фискальной политики может лишь усилить амплитуду колебаний выпуска и занятости, если вследствие наличия временных лагов воздействие стабилизационных мер начнет проявляться на противоположной фазе экономического цикла.

1.3 Механизм действия фискальной политики и эффект вытеснения

Рассмотрим, каким образом фискальная политика оказывает влияние на валовой выпуск и как реагируют на нее различные компоненты совокупного спроса.

Изменение государственных закупок не только непосредственно влияет на совокупный спрос, но и изменяет величины всех остальных его компонентов. Прежде всего, увеличение государственных расходов многократно увеличивает потребительские расходы.

Например, повышение заработной платы врачам и учителям приводит к росту их располагаемого дохода и увеличению потребления. Увеличение потребления означает рост спроса на товары и услуги, на что фирмы начинают реагировать производством большего количества продукции, а значит, наймом большего числа работников. Нанятые работники получают заработную плату, их располагаемый доход растет, а значит, растет и их потребление. Рост потребления стимулирует фирмы увеличивать объемы производства и нанимать больше работников и т.д.

Если государственные расходы связаны, например, со строительством дороги, то и здесь работает тот же эффект многократного роста потребления или мультипликативный эффект. Для строительства будут наняты рабочие, которые получат заработную плату и увеличат свое потребление, вызвав тем самым рост потребления и у других экономических агентов. При расчете ВВП методом конечного использования, в его состав включаются расходы на конечное потребление, соответственно каждое увеличение потребления будет увеличивать реальный ВВП.

Однако стоит отметить, что мультипликативный механизм может дать сбой из-за эффекта вытеснения. Влияние фискальной экспансии на потребительские расходы не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Эффект будет зависеть от ожиданий частного сектора: воспринимается ли увеличение государственных расходов как временное или постоянное явление. Если домохозяйства ожидают, что рост государственных закупок будет носить долгосрочный характер и финансироваться за счет налогов, то потребительские расходы могут не только не возрасти, но даже снизиться.

Влияние стимулирующей фискальной политики на такой компонент совокупного спроса, как инвестиции, еще более неоднозначно. Инвестиционные расходы положительно зависят от ВВП и отрицательно - от процентной ставки. С одной стороны, рост валового выпуска повышает спрос на деньги, увеличение спроса на деньги приводит к росту процентной ставки, что вызывает снижение инвестиционных расходов. Такое падение инвестиционных расходов называют эффектом вытеснения инвестиций. С другой стороны, рост ВВП увеличивает инвестиционные расходы. Таким образом, под воздействием стимулирующей фискальной политики инвестиции могут увеличиваться или снижаться.

Что касается последнего компонента совокупного спроса - чистого экспорта, то он зависит от валового выпуска страны, от ВВП иностранных государств и от реального валютного курса. Происходящие вследствие фискальной экспансии удорожание внутренней валюты снижает экспорт и увеличивает импорт, а рост ВВП еще более увеличивает импорт. Таким образом, дефицит бюджета ведет к снижению чистого экспорта, а значит ухудшению торгового баланса. Если торговля первоначально была сбалансирована, то впоследствии дефицит бюджета ведет к дефициту торгового баланса. Blanchard Olivier. Macroeconomics. Third Edition. Pearson Education Inc.; Prentice Hall, 2003.

Однако влияние роста госрасходов на чистый экспорт также нельзя назвать совершенно однозначным. Например, в случае, когда спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств неэластичный, повышение реального валютного курса внутренней валюты не приведет к падению экспорта. Кроме того, рост ВВП и удорожание валюты может не привести к повышению импорта, если внутренний спрос на импортные товары неэластичный.

На эффективность фискальной политики может оказать влияние эффект доверия. Программы, грозящие банкротством правительства, могут привнести сильную неопределенность, уменьшая фискальный мультипликатор или даже изменяя его знак на противоположный. Бричеев В.А. Фискальная политика и эффект «вытеснения» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. Т. 43. № 8. С. 179-180.

Таким образом, влияние стимулирующей политики на компоненты совокупного спроса, кроме государственных закупок, и на реальный валовой выпуск не является однозначным.

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

2. Факторы эффективности фискальной политики

2.1 Эффективность фискальной политики в модели кейнсианского креста

Рассмотрим, как зависит эффективность фискальной политики в зависимости от параметров модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, для оценки эффективности фискальной политики используется понятие мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину изменяется равновесный выпуск при изменении государственных расходов на единицу.

В модели кейнсианского креста мультипликатор государственных закупок описывается формулой:

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPI - предельная склонность к инвестированию;

MPQ - предельная склонность к импортированию;

t - предельная налоговая ставка.

Таким образом, чем более люди склонны тратить получаемые доходы на потребление, тем более эффективна фискальная политика. Также наблюдается положительная зависимость между эффективностью бюджетно-налоговой политики и предельной склонностью к инвестированию. Система подоходного налогообложения снижает величину располагаемого дохода и ослабляет мультипликативный эффект. Снижает величину мультипликатора также и предельная склонность к импортированию, в связи с чем при прочих равных в закрытой экономике фискальный мультипликатор оказывается выше, нежели в открытой.

Также стоит отметить, что мультипликатор государственных расходов по своей абсолютной величине превышает мультипликаторы налогов и трансфертов, а значит, изменение государственных расходов может наиболее сильно повлиять на объем реального выпуска.

Таким образом, чем выше предельная склонность к потреблению и предельная склонность к инвестированию, тем эффективность фискальной политики выше. Чем выше предельная налоговая ставка и предельная склонность к импортированию, тем эффективность фискальной политики ниже. Однако мультипликатор модели кейнсианского креста не учитывает влияние эффекта вытеснения инвестиций. Более точная формула для подсчета мультипликатора может быть получена при помощи модели IS-LM.

2.2 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM

Величины фискальных мультипликаторов, а значит и эффективность бюджетно-налоговой политики, в модели IS-LM определяются по формулам:

Следовательно, эффективность бюджетно-налоговой политики, зависит от:

§ Предельной склонности к потреблению (MPC );

§ Коэффициента чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки (d );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению ВВП (k );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки (h ).

Величины представленных коэффициентов определяются эмпирически. Параметры b , d , k и h отражают особенности поведения макроэкономических субъектов на товарном и денежном рынках.

Заметим, что данные мультипликаторы учитывают наличие эффекта вытеснения инвестиций, поэтому их значения будут меньше, чем величины соответствующих мультипликаторов в модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, представления экономистов классического и кейнсианского направлений об экономике различаются. Наиболее спорными параметрами модели IS-LM являются d - чувствительность инвестиционных расходов к изменению процентной ставки и h - чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

В соответствии с классическими представлениями об экономике спрос на деньги слабо зависит от ставки процента, то есть коэффициент h очень мал. Чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению процентной ставки и чем более чувствителен спрос на деньги к изменению дохода, тем больше угол наклона кривой LM.

Вместе с тем, классический взгляд на экономику предполагает сильную чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, то есть коэффициент d очень велик. Если d велик, то инвестиции чувствительны к изменению процентной ставки, и доход также чувствителен к изменению процентной ставки. Таким образом, в модели IS -LM классическая экономика описывается относительно пологой кривой IS и относительно крутой кривой LM (см. рисунок №1).

Кейнсианский взгляд на экономику, напротив, предполагает сильную чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки, то есть коэффициент h сравнительно велик. Следовательно, кривая спроса на деньги является относительно пологой. При этом инвестиции в кейнсианской теории малочувствительны к изменению ставки процента, то есть коэффициент d относительно мал и кривая LM пологая. Таким образом, в модели IS - LM кейнсианская экономика описывается относительно крутой кривой IS и относительно пологой кривой LM (см. рисунок № 2).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Предположим, в борьбе с экономическим кризисом правительство осуществляет фискальную экспансию. Данная мера приведет к сдвигу кривой IS вправо. Как видно из графиков, бюджетно-налоговая политика в кейнсианской экономике более эффективна, поскольку способствует более сильному росту совокупного выпуска.

Рассмотрим более подробно влияние параметров модели IS-LM на эффективность фискальной политики.

Сначала проанализируем результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности инвестиций к ставке процента (d ).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Как видно из рисунков №3 и №4, чем ниже чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, тем чем круче кривая IS, и тем, при прочих равных условиях, эффективней бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что реализация стимулирующей бюджетно-налоговой политики приводит к повышению процентной ставки, что, соответственно, вызывает эффект вытеснения инвестиций тем больший, чем чувствительнее инвестиции к динамике процентной ставки.

Теперь рассмотрим результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента (h).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Как видно из рисунков №5 и №6, чем чувствительнее спрос на деньги к изменению процентной ставки, тем более пологой является кривая LM , и тем, при прочих равных условиях, эффективнее бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что величина эффекта вытеснения, сопровождающая бюджетно-налоговую политику, будет зависеть от того, как сильно меняется процентная ставка при проведении бюджетно-налоговой политики. Процентная ставка при колебаниях спроса на деньги вследствие изменения дохода изменяется тем значительней, чем ниже чувствительность спроса на деньги к ставке процента.

Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем ниже чувствительность инвестиций к динамике процентной ставки, ниже коэффициент чувствительности спроса на деньги к динамике дохода, выше чувствительности спроса к изменению процентной ставки и выше предельная склонность к потреблению.

2.3 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM - BP

При помощи модели IS-LM-BP можно показать, что эффективность фискальной политики зависит от сочетания режима валютного курса и степени мобильности капитала. Чтобы выявить наиболее благоприятные условия для проведения эффективной фискальной политики, рассмотрим все возможные сочетания мобильности капитала и режима валютного курса.

Начнем со случая, когда капитал относительно не мобилен и в стране действует режим плавающего валютного курса.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Предположим, что правительство осуществляет стимулирующую фискальную политику. Рост государственных закупок вызовет сдвиг кривой IS вправо, и экономика окажется в точке 2, то есть произойдет рост ВВП и ставки процента. Рост ставки процента будет привлекать в страну иностранный капитал, сальдо операций с капиталом станет положительным. Однако увеличение ВВП, в свою очередь, приведет к росту импорта рассматриваемой страны, а значит к дефициту счета текущих операций. Поскольку в данном случае капитал относительно не мобилен, то наибольшее воздействие на платежный баланс будет оказывать счет текущих операций, и значит, платежный баланс станет дефицитным.

Поскольку мы имеем дело с плавающим валютным курсом, то дефицит платежного баланса приведет к удешевлению национальной валюты. Удешевление национальной валюты сделает товары рассматриваемой страны относительно дешевыми для иностранцев, что вызовет рост экспорта. В то же время падение курса означает, что импортные товары станут относительно более дорогими, а, значит, снизится импорт. Увеличение экспорта и снижение импорта приведет к росту чистого экспорта, который в свою очередь сдвинет вправо кривые IS и BP.

Как видно из рисунка №7, вследствие стимулирующей фискальной политики ВВП значительно возрос с отметки Y 1 до Y 3. Таким образом, сочетание плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала в целом благоприятно сказывается на эффективности проводимой бюджетно-налоговой политики.

Аналогично можно рассмотреть иные сочетания валютного курса и мобильности капитала. Рассмотрим высокую мобильность капитала и плавающий валютный курс.

В отличие от предыдущей ситуации, в данном случае платежный баланс будет вести себя как счет операций с капиталом, так как капитал мобилен. Это приведет к профициту платежного баланса, росту валютного курса и, как следствие, падению чистого экспорта. Как видно из рисунка №8, ВВП возрос, но незначительно, а значит, при данных экономических условиях можно считать фискальную политику низкоэффективной.

Рассмотрим теперь стимулирующую фискальную политику при фиксированном валютном курсе и немобильном капитале.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рост государственных закупок вызовет сдвиг кривой IS вправо, и экономика окажется в точке 2, то есть произойдет рост ВВП и ставки процента. Рост ставки процента будет привлекать в страну иностранный капитал, сальдо операций с капиталом станет положительным. Однако увеличение ВВП, в свою очередь, приведет к росту импорта рассматриваемой страны, а значит к дефициту счета текущих операций. Поскольку в данном случае капитал относительно не мобилен, то наибольшее воздействие на платежный баланс будет оказывать счет текущих операций, и значит, платежный баланс станет дефицитным.

Поскольку мы имеем дело с фиксированным валютным курсом, то дефицит платежного баланса приведет к тому, что курс будет иметь тенденцию к снижению. Чтобы поддержать валютный курс на прежнем уровне Центральный банк вынужден будет снизить денежную массу в стране, кривая LM при этом сдвинется влево. Как видно из рисунка №9, ВВП возрос, но незначительно, а значит, при данных экономических условиях можно считать фискальную политику низкоэффективной.

Рассуждая аналогичным способом можно сделать вывод об эффективности фискальной политики в условиях фиксированного валютного курса и высокой мобильности капитала. Как видно из рисунка №10, вследствие стимулирующей фискальной политики ВВП значительно возрос с отметки Y 1 до Y 3.

Главный вывод, к которому можно прийти, рассмотрев представленные выше графики, заключается в том, что с точки зрения эффективности фискальной политики при низкой мобильности капитала предпочтительнее иметь плавающий валютный курс, а при высокой - фиксированный.

Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J. в работе «What determines government spending multipliers?» Corsetti G., Meier A., Muller G. J. «What determines government spending multipliers?» // The Conference Global Dimensions of the Financial Crisis / Federal Reserve Bank of New York. 2010. исследовали эффективность бюджетно-налоговой политики при различных экономических условиях. Анализируя данные по странам, входящим в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, авторы пришли к выводу, что на эффективность фискальной политики влияют режим обменного курса, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансового рынка, а также экономическая ситуация в стране.

При фиксированном обменном курсе фискальный мультипликатор оказался выше, чем в случае режима плавающего валютного курса. Это объясняется тем, что стимулирующая политика при фиксированном обменном курсе не будет снижать чистый экспорт, а поддержание Центральным Банком процентной ставки на фиксированном уровне исключит эффект вытеснения инвестиций. Данный факт свидетельствует о том, что эффективность фискальной политики сильно зависит от ее взаимодействия с монетарной политикой.

Что касается величины государственного долга, то оказалось, что чем меньше его величина, тем фискальный мультипликатор выше. Возможно, в основе данной взаимосвязи лежит то, насколько население доверяет правительству и оценивает вероятность исполнения им своих обязательств.

Кроме того, работе “What determines government spending multipliers?” было выявлено, что в период глубокой рецессии бюджетно-налоговая политика гораздо более эффективна, нежели в периоды благоприятной экономической ситуации. Corsetti G., Meier A., Muller G. J. «What determines government spending multipliers?» // The Conference Global Dimensions of the Financial Crisis / Federal Reserve Bank of New York. 2010.

Увеличение эффективности фискальной политики в период экономического кризиса подтверждает также анализ эмпирических данных по России за 2000-2010 гг., приведенный в Обзоре Центра макроэкономических исследований Сбербанка России «Эффективность госрасходов в России». В данном обзоре использован метод двухшагового оценивания фискальных мультипликаторов на основе квартальных данных.

Работа Ilzetzki E., Mendoza E., Vegh C. A.: “How big (small?) are fiscal multipliers?” также как и работа Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J, посвящена выявлению факторов, влияющих на эффективность фискальной политики.

Помимо уже упомянутых факторов, воздействующих на величину фискального мультипликатора, Ilzetzki E., Mendoza E. и Vegh C. A. выделяют степень открытости экономики: чем больше потоки импорта, тем менее эффективна фискальная политика. Авторы отмечают, что с ростом государственных долгов и увеличением роли международной торговли в современном мире фискальные мультипликаторы могут стать отрицательными. lzetzki E., Mendoza E., Vegh C. A. «How big (small?) are fiscal multipliers?» , NBER Working Paper No., 2010.

Таким образом, существующие расхождения в оценках величины фискальных мультипликаторов для разных стран могут объясняться целым рядом факторов, оказывающих влияние на эффективность государственных расходов.

2.4 Взаимодействие фискальной и монетарной политик

Поскольку товарный и денежный рынок взаимосвязаны, то меры фискальной и монетарной политик не являются независимыми друг от друга, и эффективность бюджетно-налоговой политики зависит от того, какой политики придерживается Центральный банк.

Рассмотрим, какой будет эффективность стимулирующей фискальной политики в зависимости от политики, проводимой Центральным Банком. Пусть правительство увеличивает государственные расходы, а центральный банк не изменяет количество денежной массы.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов сдвинет кривую IS вправо. Поскольку предложение денег не меняется, то LM останется на месте. Как видно из рисунка, реальный ВВП увеличился с отметки Y 1 до Y 2, однако данное увеличение могло бы быть более сильным, если бы не сработал эффект вытеснения. Таким образом, при поддержании Центральным банком постоянной денежной массы фискальная политика обладает достаточно низкой эффективностью.

Рассмотрим случай, когда Центральный банк поддерживает на постоянном уровне ставку процента.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов или снижение налогов сдвинет кривую IS вправо. При этом ставка процента будет иметь тенденцию к росту, и чтобы нейтрализовать этот рост, Центральный банк вынужден будет увеличить денежную массу. Рост предложения денег сдвинет кривую LM вправо. Такая политика Центрального банка позволяет нейтрализовать эффект вытеснения инвестиций, и совокупный выпуск возрастает с величины Y 1 до Y 3. Таким образом, при поддержании Центральным банком процентной ставки на неизменном уровне фискальная политика оказывается наиболее эффективной.

И, наконец, рассмотрим случай, когда Центральный банк поддерживает постоянный уровень выпуска.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов или снижение налогов сдвинет кривую IS вправо. Чтобы доход оставался на прежнем уровне, Центральный банк сокращает денежную массу, и кривая LM сдвигается влево. Величина совокупного выпуска осталась неизменной, фискальная политика оказалась неэффективной.

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит от того, как отреагирует на нее Центральный банк. Наиболее эффективной бюджетно-налоговая политика оказывается в условиях, когда Центральный банк поддерживает на постоянном уровне ставку процента, так как при этом нейтрализуется эффект вытеснения инвестиций.

Также стоит отметить, что на валовой выпуск и уровень инфляции оказывает влияние не только размер бюджетного дефицита, но способ его финансирования. Кредитно-денежная политика влияет на способность правительства финансировать бюджетный дефицит, изменяя стоимость обслуживания долга путём манипулирования источниками финансирования. При этом финансирование государственного долга правительством влечёт за собой наложение ограничений на операционную независимость монетарных властей.

Рассмотрим мнения зарубежных и отечественных авторов о проблеме взаимодействия правительства и центрального банка.

Torben M. Andersen и Friedrich Schneider рассматривают взаимодействие между фискальной и монетарной политиками с точки зрения кейнсианской и новой классической экономической теории. Построенная ими модель отталкивается от предположения, что Центральный банк и Правительство имеют разные цели. Правительство, заинтересованное в первую очередь в своем переизбрании, ориентируется на краткосрочный период и стремится увеличить объем производства, порождая тем самым увеличение инфляции. Центральный банк, напротив, заинтересован в первую очередь в поддержании стабильного уровня цен, что помогает достигать стабильных темпов роста ВВП, но только в долгосрочном периоде. Andersen, Torben M. & Schneider, Friedrich «Coordination of fiscal and monetary policy under different institutional arrangements» // European Journal of Political Economy, Elsevier, vol. 2(2), 1986, pages 169-191.

Таким образом, Torben M. Andersen и Friedrich Schneider рассматривают взаимодействие двух независимых властей, преследующих различные цели и решающих проблему компромиссного выбора между выпуском и инфляцией. Авторы приходят к выводу, что с точки зрения кейнсианской теории Центральный банк и Правительство получают больше выгоды от сотрудничества, а их нескоординированные действия неэффективны. Исключением из этих результатов является ситуация, когда один из игроков нацелен либо на достижение определенного уровня ВВП, либо на достижение определенного уровня инфляции.

Alan S. Blinder рассмотрел различные способы взаимодействия фискальной и монетарной политики, поставив под сомнение эффективность их скоординированных действий в любых ситуациях. Одним из таких обстоятельств, по мнению автора, является наличие большого количества инструментов, с помощью которых фискальная и монетарная власть могут достигнуть основных целей стабилизационной политики. Blinder, Alan S. "Issues in the Coordination of Monetary and Fiscal Policy" in Monetary Policy Issues in the 1980s, Federal Reserve Bank of Kansas City, 1982.

Avinash Dixit and Luisa Lambertini предполагают, что центральный банк заботится об инфляции в большей степени и о выпуске в меньшей степени, чем общество. Авторы приходят к выводу, что наиболее предпочтительным является стратегическое лидерство фискальной политики по отношению к монетарной. Dixit A., Lambertini L. Interactions of Commitment and Discretion in Monetary and Fiscal Policies, American Economic Review, 2003. № 93. P. 1522-1542.

В статье Атаманчука, Пекарского и Мерзлякова «Взаимодействие правительства и центрального банка в экспортоориентированной экономике»рассматривается альтернативный подход, обусловленный спецификой экспортоориентированной экономики. В такой экономике проблема монетарной политики состоит в выборе между политикой управления обменным курсом и стабилизацией инфляции. Авторы приходят к выводу, что в случае не сильной зависимости импорта от ВВП, минимальные значения общественных потерь могут быть достигнуты благодаря стимулирующей фискальной политике и режиму управления обменным курсом. Чем сильнее зависимость импорта от выпуска, тем более эффективным будет переориентирование центрального банка на режим регулирования денежной массы. Пекарский С.Э., Атаманчук М.А., Мерзляков С.А. Стратегическое взаимодействие фискальной и монетарной политики в экспортно ориентированной экономике // Деньги и кредит. 2010. № 2. С. 52-63.

3. Оценка фискальных мультипликаторов

3.1 Существующие м етоды оценки фискальных мультипликаторов

При анализе эффективности бюджетно-налоговой политики обычно оценивается величина фискальных мультипликаторов. Однако оценка фискальных мультипликаторов является в целом очень непростой задачей.

Во-первых, самостоятельной проблемой выступает идентификация фискального шока.

Во-вторых, помимо дискреционной фискальной политики на реальный ВВП оказывает влияние множество других факторов, в том числе меры монетарной политики и автоматическая фискальная политика.

В-третьих, затрудняет расчет мультипликатора также и то, что его величина зависит от того, осуществляется ли фискальная мера единовременно или периодически.

В-четвертых, между осуществлением фискальной меры и проявлением ее воздействия существует временной лаг.

В-пятых, размер фискального мультипликатора меняется с течением времени и зависит от существующих экономических условий.

Тем не менее, существует несколько методов оценки мультипликаторов: прямое статистическое исследование, оценка мультипликаторов на основе макромоделей и регрессионный панельный анализ.

Метод прямого статистического исследования не использует искажающих предпосылок, и его результаты подтверждены эмпирически. Данный метод позволяет выявить влияние одной величины на другую, однако его использование ограничивается тем, что на макропоказатели оказывает влияние не один, целый ряд факторов. Кроме того, этот метод неспособен оценить влияние фактора с лагом большим, чем один год, и выявить влияние изменения бюджетных расходов по отдельным направлениям в экономической классификации. Поскольку данный метод имеет большое количество серьезных ограничений, он практически не используется исследователями.

Стоит отметить, что данные проблемы можно разрешить, применяя для оценки влияния фискальных мер на макропоказатели метод макроэкономического моделирования. В данном случае сложность состоит в разработке качественной и адекватной модели. Данный метод используется в работе А.А. Пономаренко «Разработка методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета» для оценки мультипликаторов фискальной политики на основе годовых российских данных за 2000-2007 годы. Власов С.А. Пономаренко А.А. «Разработка методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета» // Журнал Европейской экономической ассоциации, 2010.

Третий метод, позволяющий оценить величину фискальных мультипликаторов - эконометрический. Построение регрессионной зависимости таит в себе недостаток, связанный с тем, что в России не накоплен информационный массив для формирования динамических рядов, позволяющих строить эффективные регрессионные модели. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства//Проблемы прогнозирования. 2000. № 5.

В рамках данной работы будет использован метод двухшагового оценивания фискальных мультипликаторов, основанный на построении векторных авторегрессий. Достоинством данного метода является то, что он позволяет проводить анализ для достаточно коротких временных рядов.

Метод двухшаговой оценки мультипликаторов, используется Olivier Blanchard и Roberto Perotti в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output» Olivier Blanchard and Roberto Perotti, «An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output», The Quarterly Journal of Economics, 2004, Vol. 117, pp. 1329-1368. для изучения влияния шоков государственных расходов и налогов на экономическую активность в США в послевоенный период.

В работе Olivier Blanchard и Roberto Perotti использованы квартальные данные, поскольку, фискальная политика может быть скорректирована в связи с неожиданными изменениями в ВВП в течение года. Авторы отмечают, что размер экономического показателя за определенный период времени может быть институционально обусловлен и подвержен сезонности. Например, налоговый кодекс может устанавливать выплату определенного налога на последний квартал каждого года. Для исключения сезонности временных рядов, авторами был использован алгоритм X12.

Проведенный в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output» анализ эмпирических данных подтвердил, что позитивный шок государственных расходов увеличивает реальный ВВП, а позитивный шок налогов - уменьшает. Olivier Blanchard and Roberto Perotti, «An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output», The Quarterly Journal of Economics, 2004, Vol. 117, pp. 1329-1368. Однако значения фискальных мультипликаторов получились близкими к единице. Столь небольшие значения фискальных мультипликаторов авторы объясняют эффектом вытеснения инвестиций и снижением чистого экспорта, которые являются следствием стимулирующей фискальной политики.

3.2 Описание модели

Модель, которая будет построена в рамках данного исследования, основана на методе двухшагового оценивания, используемого Olivier Blanchard и Roberto Perotti в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output», а также Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J. в работе «What determines government spending multipliers?».

Подобные документы

    Типы, цели и инструменты фискальной политики. Эффект вытеснения, фискальная политика и налоги, влияние на предложение. Виды фискальной политики, их значение в регулировании экономики. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2010

    курсовая работа , добавлен 08.10.2013

    Государственные расходы и совокупный спрос. Доходы федерального бюджета. Типы фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов. Сочетание денежной и фискальной политики. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Сущность, инструменты и цели фискальной политики. Изучение модели IS-LM и использование ее для оценки влияния фискальной политики на экономику государства. Анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Понятие и типы фискальной политики. Воздействие ее на уровень валового национального продукта. Государственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Определение экономического значения фискальной политики и ее механизм. Понятие фискальной политики, ее проблемы, недостатки и сложности. Влияние государственных расходов. Зарубежный опыт и особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2009

    Понятие фискальной политики, сущность, направления деятельности, инструменты. Классификация направлений фискальной политики, разновидности и характеристика. Состояние фискальной политики России на современном этапе, выявленные проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2009

    Различные понятия, основные инструменты и цели фискальной политики. Ее виды и механизмы реализации. Становление бюджетных отношений и налоговой системы в Республике Беларусь. Основные направления и пути совершенствования фискальной политики в стране.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Цели и виды фискальной политики, ее содержание и инструменты. Анализ зарубежного опыта применения фискальной политики. Фискальная политика США, Японии, Германии. Направления государства в осуществлении фискальной политики, проблемы ее реализации в России.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Цели и методы фискальной политики. Проблемы реализации налогово-бюджетной политики в странах с переходной экономикой. Определение уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях с целью оценки эффективности фискальной политики в Республике Беларусь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама