THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • Совокупность факторов неорганической природы. Дайте характеристику этим факторам. Биотические экологические факторы.
  • Экологические факторы, ограничивающие развитие организма. Закон минимума ю. Либиха и толерантности в. Шелфорда.
  • Место популяции в биоте Земли. Основные статические и динамические показатели популяции.
  • Экологические пирамиды.
  • Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы. Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах.
  • Динамика экосистемы. Виды экологических сукцессий.
  • Биосфера. Основные ее отличия от других оболочек земли. Свойства биосферы. Состав и границы биосферы.
  • Учение в.И.Вернадского о биосфере.
  • Круговороты веществ в природе. Функции живого вещества в биосфере.
  • Роль азота в биосфере. Биогеохимический круговорот азота. Роль углерода в биосфере. Биогеохимический круговорот углерода.
  • Фотосинтез и хемосинтез, их роль в окружающей среде.
  • Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
  • Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?
  • Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.
  • Наиболее опасные загрязняющее вещества для человеческой популяции и природных биотических сообществ.
  • Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы. Приведите примеры пагубного влияния высокотоксичных загрязнителей на живые организмы.
  • Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие на окружающую среду.
  • Важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.
  • Кислотные осадки. Воздействие на окружающую среду. Причины и последствия образования химического и фотохимического смогов.
  • Истощение озонового слоя Земли.
  • Деградация почв, ее причины.
  • Антропогенное воздействие на погоду и климат.
  • Литосфера. Разработка недр и ее негативное воздействие на окружающую среду. Другие антропогенные воздействия на литосферу.
  • Почва. Состав и ее свойства. Основные факторы почвообразования. Строение почв в вертикальном разрезе. Состояние земельных ресурсов в Белгородской области. Виды деградации почвы.
  • Химический состав почвы. Виды эрозии почв. Экологический ущерб от эрозии. Особенности антропогенного воздействия и загрязнения на почвы. Рекультивация почвы.
  • Охарактеризуйте функции леса в биосфере. Гибель лесов и ее влияние на состояние окружающей среды.
  • Экологические последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.
  • Взаимоотношения между организмами. Основные функции различных представителей биоты в экосистеме.
  • Антропогенное воздействие на биосферу. Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время.
  • Состав и строение атмосферы. Виды атмосферного загрязнения. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Состав и строение гидросферы.
  • Санитарно-химические показатели качества воды.
  • Жесткость воды, ее виды. Основные методы умягчения вод.
  • Состав и строение атмосферы. Образование смога. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Типы круговоротов в биосфере.
  • Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
  • Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Кислотные осадки.
  • Содержание кислорода в воде.
  • Природные воды. Их качество, количество и состав.
  • Основные методы очистки сточных вод.
  • Биохимическая очистка сточных вод. Привести пример на основе городских очистных сооружений.
  • Назовите основные стандарты качества окружающей природной среды.
  • Нормирование качества окружающей среды. Пдв и пдс.
  • Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Закономерности роста популяции человека. Основные механизмы преодоления действия лимитирующих факторов.
  • Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Критерии качества состояния здоровья в Белгородской области.
  • Экологические правонарушения. Основные виды ответственности за экологические правонарушения.
  • Способы повышения заинтересованности природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
  • Экономические механизмы защиты окружающей среды.
  • Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.
  • Сущность экологического мониторинга. Виды мониторинга.
  • Биоиндукция и биотестирование. Растения и животные – индикаторы содержания химических веществ в окружающей среде.
  • Экологические пирамиды. Трофические взаимоотношения в экосистеме. Закономерности трофического оборота в биоценозе.
  • Нормирование. Экологические стандарты.
  • Экологическая экспертиза и сертификация.
  • Экологический риск. Экологический аудит.
  • Международные объекты охраны окружающей природной среды.
  • Основные принципы международного экологического сотрудничества.
  • Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.
  • Природоохранная деятельность и основные ее виды.
    1. Экономические механизмы защиты окружающей среды.

    включает в себя проведение следующих мероприятий:

    1) планирования и финансирования природоохранительных мероприятий;

    2) установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения

    3) установления нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    4) предоставления предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими мало-

    отходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    5)возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Финансирование.

    Прежде всего, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    1. Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.

    В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба. Они неоднократно потрясали биосферу, несли гибель многим видам живого и существенно меняли генотипический состав биоты. Нарастание негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу привело к современной кризисной ситуации в ней.

    Кризисы, бедствия и катастрофы - это нарушения природного экологического равновесия, потеря устойчивости биологическими системами. При этом кризисы, не разрушают систему полностью, а приводят ее в состояние неустойчивости, из которого возможен выход к изменению уровня функционирования или управления системой, либо к гибели системы. Таким образом, кризис может быть и обратимым. Катастрофа - комплекс изменений в системе, которые ведут к ее исчезновению. При катастрофе нарушается одновременно большое количество взаимосвязей, прекращает функционировать системообразующий фактор, и система, как таковая, перестает существовать.

    История антропогенных экологических кризисов

    История биосферы богата примерами локальных экологических кризисов. Они случались как до появления человечества, так и во время его существования. В районах, оказавшихся испорченными неумелым хозяйствованием человека, «свет цивилизации» постепенно затухал, зато с новой силой и новым блеском он вспыхивал в других районах земного шаpa.

    Подобными кризисами, вызванными антропогенными воздействиями, принято считать следующие.

    Кризис перепромысла животных (кризис консументов). Это был первый 1 антропогенный экологический кризис, который произошел 10-50 тыс. лет назад в результате интенсивного развития охоты. Выход из кризиса был найден в ходесельскохозяйственной революции, ознаменовавшейся переходом к производящему хозяйству.

    Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов). Он возник около 2 тыс. лет назад в связи с повышением производительности сельского хозяйства и появлением излишков продукции, которые можно было менять или продавать. Кризис был вызван истощением плодородия почв. Решить проблему удалось в результате второй сельскохозяйственной революции, переходом к широкому освоению неполивных земель.

    Кризис перепромысла растительного материала (кризис продуцентов). Этот кризис принято считать вторы м антропогенным кризисом, который произошел 150-350 лет назад. В ходе промышленной революции он заставил человечество начать интенсивное использование минеральных (ископаемых) источников энергии, что совместно с другими процессами вызвало дисбаланс в энергетических процессах биосферы. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов). Далее, 40-60 лет назад, в связи с развитием научно-технической революции начался и продолжается в настоящее время третий антропогенный или глобальный кризис, который уже не в состоянии справляться с разложением всего постоянно растущего «антропогенного букета загрязнений». Особые проблемы возникают с теми впервые синтезированными человеком веществами, которые не имеют природных аналогов, и, следовательно, для которых в природе нет систем (организмов или абиотических процессов), способных редуцировать эти вещества до исходных химических элементов.

    Каковы же пути преодоления глобального экологического кризиса ? Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно, загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

    Ключевым элементом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы - энергетический, сырьевой, демографический - в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян

    Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
    Основные элементы:
    планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;
    установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;
    установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
    возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.
    Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-
    данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.
    Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.
    Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:
    "устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;
    2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:
    плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;
    плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.
    Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
    Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
    1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
    события, связанные с умышленными действиями страхователя;
    события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
    события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;
    иные страховые события.
    Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
    Страховое возмещение включает в себя:
    компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
    сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
    расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;
    расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;
    связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.
    Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.
    Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит положения о преду- ^J* преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя аварийно-спасательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.

    Еще по теме 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:

    1. Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
    2. В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
    3. Тема 22. Основные черты международной правовой охраны окружающей среды. Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды?
    4. § 1. Роль экономического механизма охраны окружающей среды в реализации экологической политики
    5. 75. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Для совершенствования системы взаимоотношений человека и природы используют экономический механизм, направленный на защиту окружающей природной среды. Он предназначен для стимулирования субъектов хозяйственной деятельности и граждан к бережному отношению к природе. У субъектов права должно быть выработано самосознание, что нанесение вреда окружающей среде равносильно нанесению вреда самому себе. Экономический механизм включает инструменты поощрительного и принудительного характера, направленные на достижение целей государственной экологической политики.

    Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями).

    1. Первый метод - разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

    Прогнозы социально-экономического развития базируются на системе разных видов прогнозов, включающих демографические, экологические, научно-технические, внешнеэкономические, социальные, а также отраслевые, региональные и т.д. Экологический прогноз представляет собой предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества. По масштабам прогнозируемых явлений различают глобальный (на уровне биосферы), региональный (в пределах одного материка или нескольких стран, океана, моря), национальный (в пределах государства) и локальный (касается небольших территорий или отдельных объектов) экологические прогнозы.

    Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по стране, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам. В них представлены количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. В этих прогнозах должна учитываться экологическая составляющая.

    О недооценке роли экологического прогнозирования и ее негативных последствиях свидетельствует пример сахельской трагедии - региональной экологической катастрофы. Экологический прогноз, предсказавший жестокие засухи в 70-х гг. XX в. в зоне южнее Сахары, называемой Сахелью, был сделан еще в 40-е гг. XX в., однако это предостережение не было учтено. В результате, несмотря на международную помощь, этот район постигли большие бедствия - пало до 80% скота, погибли почти все дети в возрасте до двух лет.

    Число человеческих жертв, по некоторым данным, достигло 2 млн человек .

    2. Второй метод - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    Плата устанавливается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные или подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Платежи за загрязнение являются средством воздействия на организации-загрязнители в целях реализации принципа «загрязнитель платит».

    3. Третий метод - установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения паи- лучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

    Лимиты на размещение отходов - это ограничения количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. При их разработке учитывают количество, вид и классы опасности образующихся отходов и площадь (объем) объекта их размещения.

    Лимиты, устанавливаемые на определенный срок для организаций-природопользователей, являются составной частью системы экологических ограничений по территориям и представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

    4. Четвертый метод - проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов.

    Различают экономическую и внеэкономическую оценки природных объектов и ресурсов. Экономическая оценка представляет собой определение общественной полезности природных объектов или ресурсов в денежном выражении, т.е. вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство или потребление. Внеэкономическая оценка - определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности объекта или ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях. Однако она может быть условно исчислена в денежном выражении как сумма, которой готово и может пожертвовать общество за сохранение этого вида ресурса.

    Необходимо учитывать, что природные объекты редко бывают изолированными, поэтому экономическая оценка должна проводиться комплексно, включая комбинирование данного ресурса с другими и с оценкой природно-экономического потенциала территории.

    Природные объекты нельзя создать, но пользователь несет затраты, связанные с получением прав на временное пользование или изъятие ресурса, длительность которого нередко составляет несколько десятков лег.

    Экономическая оценка природных ресурсов используется для определения их стоимости, выбора оптимальных параметров использования, расчета экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды, оценки ущерба, причиненного окружающей среде.

    При проведении экономической оценки природных ресурсов и объектов берут за основу базовую цену, определенную на основе данных государственного (в частности, кадастрового) учета. Возможна корректировка этой цены с учетом рыночного спроса. Цена природного ресурса может быть назначена при проведении аукционов, торгов и т.д. Определенное влияние на цену ресурса, помимо экономической и социальной конъюнктуры, оказывают идеологические и психологические факторы. Например, при установлении цены редкого биологического вида, имеющего этическое и эстетическое значение, исходят из того, сколько общество согласно платить за его сохранение.

    При дефиците времени и данных проводят экспертную оценку стоимости природных объектов и ресурсов группой экспертов.

    • 5. Пятый метод - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.
    • 6. Шестой метод - поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. К такой деятельности относятся производство и продажа товаров, оказание услуг, осуществляемые в целях улучшения качества и охраны окружающей среды. Например, к ней можно причислить создание объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления; работы по созданию природоохранного оборудования, прогрессивных природоохранных технологий, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия; экологический аудит; информационные услуги в сфере экологии и охраны окружающей среды; экологическое страхование и т.п.

    Существуют и иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

    • См.: Степановских А. С. Общая экология. М.: Юнити-Дана, 2002.

    До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность -- ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

    Нарастание негативных явлений в окружающей среде закономерно поставило еще в 70-х годах XX в. вопрос о необходимости принятия неотложных природоохранных мер как приоритетной задачи, а глобальный характер этих явлений потребовал подключения к ее решению международных организаций. В результате начал формироваться и продолжает совершенствоваться общемировой природоохранный механизм, состоящий из ряда взаимодополняющих компонентов (организаций, решений и мероприятий).

    Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

    Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

    Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

    Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

    Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

    • - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
    • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
    • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    • - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
    • - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Прежде всего экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма -- стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

    В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    Применение принципа “загрязнитель платит” направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.

    Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    В состав экономического механизма входят: природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружа­ющей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и осво­бождение от обложения налогами.

    Это постоянно действующие эконо­мико-правовые институты. Сейчас, при продвижении к рынку, появились новые экономические стимулы. Среди них: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохра­нительных производственных фондов, а также введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и, наоборот, снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию. Формируется также банк экологических услуг, совершенствуются договорные отношения, где ВИД-

    ное место занимает экономический механизм регулирования - догово­ры на комплексное природопользование, аренды, передачи в постоянное пользование объектов, охрана памятников природы и т.д.

    Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характе­ризующих количество и качество природного ресурса, состав и катего­рии природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рацио­нального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

    Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они пред­ставлены по их видам и в целом образуют единую экономико-право­вую систему.

    Земельный кадастр (ведет Роскомзем РФ).

    Кадастр месторождений полезных ископаемых (ведет Роскомгео- логия).

    Лесной кадастр (ведет Федеральная служба лесного хозяйства РФ).

    Водный кадастр (ведет Роскомгидромет, Роскомвод, Роскомнедр).

    Учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охот­ничьего хозяйства при Минсельхозе РФ.

    Реестр рыбных запасов по внутрихозяйственным водоемам со­ставляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Федерации, Красные книги субъектов Федерации.

    Платность природных ресурсов. Платность повышает заинтере­сованность в эффективном использовании ресурсов, в их сохранении и воспроизводстве, а также обеспечивает получение дополнительных средств на природоохранительную работу. Закон предусматривает два вида платы за ресурсы природы: а) за право пользования ресур­сами; б) за загрязнение окружающей природной среды.

    Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное их использование; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Так, плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. За использование недр установлено три формы платы: за право на поиск и разведку место­рождений полезных ископаемых, их добычу, а также за использова­ние недр для иных целей не связанных с добычей полезного сырья. За пользование водными объектами взимается плата: за право пользо­вания и на восстановление и охрану вод.

    За пользование лесными ресурсами установлены: лесная подать (лесной налог), арендная плата и отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Соот­ветствующие платежи установлены также за пользование растительны­ми ресурсами, животным миром.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается за: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах лимитов; выбросы, сбро­сы вредных веществ сверх лимитов, либо без разрешения; размещение отходов. Базовые нормативы выплат определяются по каждому виду загрязняющих веществ и иного вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные колебания) с учетом степени их вредности. Разра­ботчик - Минприроды с участием заинтересованных ведомств.

    Конкретные размеры платежей для предприятий-загрязнителей оп­ределяются органами местной администрации с участием природоох­ранительных органов. Платежи зачисляются в местный бюджет для расходования на нужды охраны и воспроизводства природных ре­сурсов.

    Экологические фонды. В соответствии с законом в России формиру­ется система внебюджетных экологических фондов: федеральный фонд, фонды субъектов федерации, местные фонды. Средства в фонды посту­пают от предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также из плат за загрязнение среды; из сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; за счет средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др.

    Средства фондов зачисляются на специальные счета банков и рас­пределяются в следующем порядке: 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного значения (город, район); 30 процентов - на мероприятия республиканского, краевого, областного значения; 10 процентов - на мероприятия федерального значения.

    Экологическое страхование. Цель страхования - защита иму­щественных интересов лиц, потерпевших ущерб в результате вне­запного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружаю­щей среды. Страхование является добровольным. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, которые заключа­ют договор с государственной страховой компанией. В договоре указываются: страховая оценка договора, страховые платежи, поря­док и условия их выплаты. Страховая оценка - это размер годо­вого оборота предприятия, т.е. выручка от реализации продукции и оказания услуг. Страховые платежи уплачиваются по ставкам, кото­рые устанавливаются в процентах от годового оборота. Потерпев­шие ущерб граждане и юридические лица получают компенсацию за причиненный вред за счет страховой суммы, накопленной предприя­тием (страхователем). Если же страховщик (страховая компания) откажет предприятию в выплате страховой суммы (закон это пре­дусматривает), то потерпевшие в таком случае обращаются в суд. Иск рассматривается в соответствии со ст. 88 Закона РФ об охране окружающей природной среды, которая конкретизирует гражданско- правовую ответственность за причиненный вред источником повы­шенной опасности.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама