THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

Глава 1

1.1.

1.2.

Глава 2

2.1.

2.2.

2.3.

Глава 3

3.1.

3.2.

Заключение

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения

Введение

В первой главе (

Российско-норвежский диалог

Политическая ситуация и социальное развитие

Королевство Норвегия - государство в Северной Европе. Экономическая политика Норвегии направлена на стабилизацию и противодействие безработице и инфляции. Норвежской экономике успешно удаётся удерживать темп инфляции на стабильном уровне в пределах от 1,4 до 2,5. Признаком успеха является способность экономики приходить к снижению её темпов, что удавалось сделать в период с 2002 по 2004 года, а также положительным можно назвать в этом плане процесс снижения темпов инфляции с 2008 до 2011 года. Самый высокий темп инфляции зафиксирован в 2008 году. (Прил., табл. 8). Стоит предположить, что виной тому стал мировой финансовый кризис, пик которого пришёлся как раз на 2008-2009-е гг. Также экономическая политика страны способствует стимулированию темпов экономического роста, влияет на структуру промышленности и распределение доходов.

Распределение доходов достигается в первую очередь путем регулирования ставки подоходного налога и социальных льгот, включая систему социального обеспечения. Национальный налог имеет две ставки. Для первой группы налогоплательщиков, имеющих доход 220501 - 248500 норвежских крон, налог составляет 9,5 %, а при доходах свыше 248500 норвежских крон - 13,7 %. Для второй группы ставка 9,5 % действует при доходах 267501 - 278500 норвежских крон, 13,7 % - если доход превышает 278500 норвежских крон. С сумм пенсий также удерживается налог в социальные фонды, но по сниженной ставке - 3 %. Эта же ставка применяется на доходы лиц, возраст которых менее 17 лет и более 69 лет. Иностранные граждане обязаны в общем порядке уплачивать страховые взносы, хотя может быть предоставлено исключение из правил, если имеется соответствующее налоговое соглашение. Иностранцы, работающие на Континентальном шельфе, освобождены от уплаты страховых взносов. Соглашения о налогообложении расходов на исследования и развитие, а также государственная поддержка науки были введены для стимулирования развития новых отраслей промышленности.

Эффектом успешного распределения дохода и основных финансовых ресурсов является стабильный и высокий уровень заработных плат. Средняя зарплата в 2011 году составила 38100 норв. крон. Здесь следует заметить, что средняя зарплата у мужчин выше, чем у женщин и составила 40 800 норв.крон, а у самих женщин 34 800 норв.крон. А также по-настоящему удивителен тот факт, что средние заработные платы в частном и государственном секторах примерно одинаковы.

Норвегия - страна с очень высоким уровнем жизни, что во многом достигнуто благодаря социальной ориентации экономики. В 2012 году эта страна занимает первое место по уровню жизни населения среди всех стран мира. Каким же образом государству удаётся достичь таких потрясающих результатов?

Одним из секретов лучшего в мире уровня жизни является медицинское обслуживание. В Норвегии оно платное, однако, 80% расходов на врачебную помощь, на приобретение некоторых видов лекарств финансируется из фондов социального страхования. Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот.

Таким образом, проанализировав и связав в одно целое все вышеперечисленные данные, мы можем приблизиться к разгадке тайны высокого уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста Норвегии.

Глава 2. Норвегия в международных экономических отношениях

Глава 3. Российско-норвежский диалог

Заключение

Норвегия сейчас - государство с развитой экономикой, в чём не дают усомниться основные показатели её экономического развития. Анализ норвежской экономики позволил сделать вывод о том, что удачный симбиоз грамотного сочетания рыночных механизмов и доминирующей роли государственного регулирования помог королевству достичь немалых высот по базовым макро- и микроэкономическим показателям. Мощная государственная политика, прогрессивная система налогообложения, влиятельная роль профсоюзов на рынке труда и обширный перечень социальных гарантий поспособствовали формированию в Норвегии как благоприятной социально-политической среды, так и устойчивой экономики.

Географическое положение страны и её природно-ресурсный потенциал обусловливают специализацию преимущественно в нефтегазовой, рыбодобывающей и химической отраслях на мировой арене.

Как бы парадоксально ни звучало, но внутренняя обособленность – важная черта норвежской политики в международном сотрудничестве, несмотря на открытость в экономическом плане. Активное взаимодействие с Евросоюзом и членство в таких международных организациях как ВТО, ОЭСР, всё равно позволяют королевству максимально сохранять свой суверенитет и защищать интересы собственного национального хозяйства, при этом не имея привычки оказывать агрессивное влияние на партнёров. Тут же хочется отметить ни с чем не сравнимую заботу Норвегии об окружающей среде.

На каждую бочку мёда найдётся ложка дёгтя: в структуре основного внешнеторгового оборота с другими странами у Норвегии не всё «как по маслу». С одной стороны, очевидная динамика положительного развития экспортных статей и ВВП на душу населения, с другой – «голландская болезнь». Экономика Королевства в большой степени зависит от экспорта нефти и газа. Эти ресурсы, как известно, не вечны, а значит рано или поздно экономика страны может столкнуться лицом к лицу с серьёзным кризисом. Выход из него, с точки зрения анализа перспектив дальнейшего развития Норвегии, кроется в двух отраслях: в традиционной рыбодобывающей промышленности или в «новоиспечённой» добыче природного газа. Динамика добычи и экспорта природного газа стремительно растёт в последние годы, поэтому данная отрасль могла бы стать вполне реальным правопреемником нефтедобычи в будущем.

В общем и целом, показателям экономического развития Норвегии можно только порадоваться, оно оставляет светлую надежду на подобного рода динамику и в будущем. Единственное, Норвегии необходимо в ближайшее время научиться покрывать внутренний спрос на товары повседневного пользования – обувь, одежду, бытовую химию.

Норвегия, с сожалению, не единственная страна, заражённая голландской болезнью. Её «сестрой по несчастью» является Россия – страна куда более мощная. Однако взаимообмен между странами активно развивается и обладает очень важной особенностью – арктической направленностью. В 2010 году впервые была проведена граница в Баренцевом море, которая разделила акваторию ровно пополам. С тех пор российско-норвежские взаимоотношения сделали большой шаг к глубокому сотрудничеству в данном регионе: инвестиционным отношениям, обмену продуктами научно-технического прогресса, нефте- и газодобыче, топливной промышленности и энергетике.

Список литературы

1. Северная Европа: регион нового развития / Под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. - М.: Весь мир, 2008. - 508 с.

2. Экономическая география. Учебное пособие. Родионова И.А., Бунакова Т.М. 5-е издание. Московский Лицей. - 672 с. - 2007

3. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Алисов Н.В., Б.С. Хорев. Москва - 2005 г.

4. Социально-экономическое положение в Норвегии // Информационный центр ООН в Москве (электронный ресурс) / http://www.unic.ru/

5. Портал внешнеэкономический информации. // Норвегия. Обзор торговых отношений с РФ (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/no/no_ru_relations/no_ru_trade/

6. Природно-климатические условия Норвегии // Электронная энциклопедия Вокруг света (электронный ресурс) / http://www.vokrugsveta.ru/

7. «Даже хорошие соседи могут спорить» // журнал «Эксперт» (электронный ресурс) http://expert.ru/countries/2006/07/nordsletten/

8. European banks: The brighter side // The Economist. - 17.02.2010. - P. 17.

9. Источник: Воронов К. «Норвегия», - Энциклопедия стран мира / Глав. Ред. Н.А. Симония, РАН, отделение обществ. Наук. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, с. 268-275.

10. Ресурсная политика Норвегии // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 7. - С. 27-33.

11. Ристе Улав. История внешней политики Норвегии. - М.: Весь мир, 2003. - с 50, с.413-415.

12. Антюшина Н. Норвежская модель управления ресурсами // Экономист. - 2005. - № 11. - С. 63-77

13. Норвегия в международной торговле // Официальный сайт ООН. - http://www.un.org/russian/

14. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная программа. МЭиМО. 1994 с.140

15. Фомичев, В.К. Международная торговля / В.К, Фомичев. - М., 2008. - 472- 484 с.

16. Основные экономические показатели // Официальный сайт CIA. - (электронный ресурс) / http://www.cia.gov/

17. Финансовое состояние Норвегии // Официальный сайт Международного Валютного Фонда. - www.imf.org/

18. Внешняя торговля Норвегии // Вся Норвегия на русском (электронный ресурс) / http://www.norge.ru

19. «Норвегия и Европа» // Официальный сайт Норвегии в России (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.norvegia.ru/About_Norway/foreign-policy/europe/policy/

20. «Северяне всегда поймут друг друга» // журнал «Эксперт», (электронный ресурс) / Режим доступа: http://expert.ru/countries/2011/07/nordsletten/

21. Страноведческий каталог // Факультет международного бизнеса ОмГУ (электронный ресурс) / Режим доступа http://catalog.fmb.ru/norway2010-10.shtml

22. Экономические отношения МВФ и Норвегии // Форум Росбизнесконсалтинг. (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://forum.top.rbc.ru/.

23. Внешнеполитический доклад Стортингу от 23-го марта 2010 г. Режим доступа: http://www.norvegia.ru/ARKIV/Mission/General-Consulate-in-Murmansk/News-and-Events/----23---2010-/4

24. Международные экономические отношения / Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. М., 2008. - С. 389-395.

25. «Норвежские фермеры стали субсидироваться больше» // Информационно-аналитический портал «e24!» (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://e24.no/makro-og-politikk/norske-boender-mest-subsidiert/20276818

26.Кому в Норвегии жить хорошо? // CFO Russia -информационный портал (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=5973

27. Федеральная таможенная служба России (электронный ресурс) / Режимдоступа:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16096:2012-06-28-09-32-58&catid=40:2011-01-24-15-02-45

28. Центральное статистическое бюро Норвегии (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.ssb.no/english/subjects/00/minifakta_en/ru/

29. «Россия и Норвегия поделили Баренцево море» ("The New York Times ", США ) в переводе информационного портала http://www.inosmi.ru/ //электронный ресурс / Режим доступа: http://www.inosmi.ru/europe/20100428/159611767.html

30. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетический эффективности // информационно- аналитический портал / Режим доступа: http://gisee.ru/budget/news/budget/27010/

Приложения

Население Норвегии, млн. чел. (1) Темпы роста ВВП Норвегии, % (2)

Размер номинального ВВП Норвегии, млрд. $ США (3) Государственный долг Норвегии, % к ВВП (4)


Размер ВВП по ППС Норвегии, млрд. долларов США (5) Уровень безработицы в Норвегии, % (6)


Темпы роста объема пром. производства Норвегии, % (7) Инфляция в Норвегии, % (8)


Объем экспорта Норвегии, млрд. долларов США (9) Объем импорта Норвегии, млрд. долларов США (10)

Государственный долг Норвегии, % к ВВП (11)

Год Значение
52.7
49.1
60.5
58.6
56.8
55.4
49.7
33.8
29.1
30.1

Введение ……………………………………………………………………....….. 3

Глава 1 . Обзор социально-экономического положения Норвегии …...……… 4

1.1. Политическая ситуация и социальное развитие ………………………...… 4

1.2. Обеспеченность ресурсами и специализация на мировом рынке ……...… 5

Глава 2 . Норвегия в международных экономических отношениях ………..... 8

2.1. Внешнеэкономическая политика Норвегии ……………………………….. 8

2.2. Структура экспорта и импорта …………………………………….……… 10

2.3. Основные показатели экономического развития ……………………...…. 13

Глава 3 . Российско-норвежский диалог ……………………………………… 15

3.1. Арктическая ориентированность отношений............................................. 15

3.2. Основные направления российско-норвежского взаимодействия на современном этапе …………………………………………………………...… 16

Заключение ……………………………………………………………….……. 18

Список литературы …………………………………………………………... 20

Приложения ………………………………………………………………….... 22

Введение

Страна, обладающая относительно небольшой прибрежной территорией, неблагоприятным климатом, малым количеством человеческих ресурсов и, несмотря на это, лидирующая по уровню жизни и ВВП на душу населения на международной арене – это Норвегия.

Загадочная северная страна, скрывающая в себе тайну «норвежского чуда» - каким образом ей удалось добиться таких высоких результатов в кратчайшие сроки и в условиях ограниченности ресурсов? Стремительные рост и развитие норвежской экономики опережают научные достижения экспертов из разных стран и областей наук.

Цель моей работы - проведение исследовательского анализа основных направлений развития норвежской экономики, результатом которого послужит вывод о степени включённости Норвегии в мировое хозяйство и её роли в нём.

В первой главе (Обзор социально экономического положения страны ) дана картина норвежского хозяйственного комплекса. Сперва приведён анализ особенностей социально-политического характера, особенно доля государственного сектора в регулировании социально-экономического развития страны, потому что именно в государственном надзоре за экономикой королевства кроется одна из разгадок прогрессивного роста его экономики. Далее показана отраслевая структура Норвегии, её особенности и специализации на международном уровне.

Затем рассмотрены базовые направления внешнеэкономической норвежской политики. То, что «место под солнцем» занимается не в одиночку, и для Норвегии не секрет, поэтому она интенсивно расширяет мирохозяйственные связи, как повышая качество развития своей экономики, так и укрепляя отношения с другими государствами. Королевство является членом нескольких международных организаций, в соответствии с чем оно выполняет ряд политико-экономических обязательств, активно развиваясь и взаимодействуя со странами Евросоюза, Россией, США, результатом чего наблюдается формирование стабильных статей экспорта, импорта, макроэкономических показателей, развитие и структура которых будут рассмотрены и проанализированы во второй главе (Норвегия в международных экономических отношениях ).

И, в заключение, третья глава (Российско-норвежский диалог ) обратит внимание на назревшие вопросы о целесообразности российско-норвежского экономического сотрудничества, его направлениях и возможностях. Отмечу, Норвегия показана со многих сторон: как стратегический партнёр, как конкурент в борьбе за перспективными ресурсами. Особым смыслом наделяется вопрос об арктической направленности, ведь он является одной из ключевых составляющих российско-норвежского диалога.

Глава 1. Обзор социально-экономического положения Норвегии

Норвегия обрела независимость только в 1905 г., но спустя всего век эта страна вышла в лидеры по уровню жизни населения.
Большую часть времени своего существования Норвегия находилась в зависимости от соседних государств, что сильно замедлило развитие экономики в стране. В IX в. на месте современного государства возникло объединенное королевство, но уже в 1397 г страна вошла в Кальмарскую унию, в которой также состояли Швеция и Дания. Смысл создания унии заключался в том, чтобы общими усилиями решить проблемы экономического характера, возникшие в Скандинавских странах в XIV в. Отныне всеми тремя странами управлял один король, но при этом каждое государство сохраняло за собой независимость. К 1523 г конфликты власти и аристократического общества достигли своего пика, что привело к распаду унии. Но уже в 1536 г Норвежское королевство вступило в новую унию - Датско-Норвежскую. Хотя формально Норвегия и Дания оставались самостоятельными, последняя была намного более сильной страной. Это привело к тому, что Норвегия оказалась в полной экономической зависимости от Дании. В этот период основой экономики Норвежского государства по-прежнему оставались такие отрасли, как сельское хозяйство, лесопереработка, а также рыболовство. За счет торговли с другими странами росли и развивались портовые города.
Датско-Норвежская уния продержалась не одно столетие и прекратила свое существование только в 1814 г., когда в результате Англо-датской войны 1807-1814 гг обедневшая Дания была вынуждена уступить норвежские земли Швеции. В этом союзе Норвегия обрела намного большую самостоятельность, чем в унии с Данией, что позволило стране сделать первые шаги в развитии экономики. Так, например, в середине XIX в. в Норвегии появились первые текстильные фабрики. Долгожданную независимость страна обрела только в 1905 г., когда был подписан договор о прекращении существования Шведско-Норвежской унии.
Настоящий прорыв в развитии экономики страны был совершен в 60-х гг. XX в. Именно тогда по инициативе крупных частных компаний начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения, располагающиеся на шельфе Северного моря. Заключив соглашение относительно морских границ с Великобританией и Данией, уже добывавшими нефть в этом регионе, Норвегия начала работу в новой отрасли промышленности.
8 1969 г было открыто первое месторождение - Экофиск. Тремя годами позже, в 1972 г., в стране был создан Норвежский нефтяной директорат, работа которого нацелена на контроль нефтедобычи. Задача директората состоит в том, чтобы сделать работу максимально эффективной и безопасной. Он должен следить за деятельностью нефтедобывающих компаний, анализировать состояние отрасли в целом, а также следить за тем, чтобы добыча нефти и газа не наносила сильного ущерба окружающей среде. Отрасль добычи ресурсов стала настолько важной для Норвегии, что уже в 1978 г в стране было создано отдельное министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии, ранее входившее в состав министерства промышленности.
Промышленность Норвегии особенно развита в прибрежных зонах. Здесь есть территории, пригодные для сельского хозяйства, существует возможность заниматься рыболовством. На южном побережье сосредоточены также центры добычи и обработки нефти.
Сегодня Норвегия известна во всем мире как один из основных поставщиков нефти.
В наши дни Норвегия - живущее размеренной жизнью скандинавское королевство, входящее в число стран с самым высоким уровнем жизни. Всего за сорок лет Норвегия превратилась в сильное индустриальное государство, снабжающее нефтью многие европейские страны.
Конечно, нефть и газ - это не единственные источники прибыли в стране. В Норвегии развито машиностроение, специализирующееся в основном на оборудовании для нефте- и газодобывающей промышленности. Также страна имеет статус важного центра судостроения: ведь в силу особенностей географического положения Норвегии у страны есть огромный опыт в этой отрасли. Помимо этого, на протяжении почти всей истории Норвежского государства важной статьей экспорта были рыбные ресурсы: норвежская рыба и по сей день высоко ценится в мире. В стране развита деревоперерабатывающая промышленность, немаловажную роль сегодня играет и связанная с ней целлюлозно-бумажная отрасль. Норвегия привлекает внимание огромного количества туристов, приезжающих отдохнуть на местных лыжных курортах или посмотреть на всемирно известные норвежские фьорды.
Норвегия лидирует по количеству электроэнергии, вырабатываемой на душу населения. Интересно, что значительную часть электроэнергии страна получает за счет гидроэлектростанций. В некоторых регионах электричество вырабатывается с помощью ветрогенераторов.
Но несмотря на высокий уровень промышленности в королевстве, нефть остается основой норвежской экономики.
По данным за 2005 год, ежедневно в стране добывалось 2,978 млн баррелей, причем 90% получаемых ресурсов экспортировалось. Только Саудовская Аравия и Россия опережают Норвежское королевство по объемам экспортируемой нефти. Казалось бы, при такой налаженной системе торговли можно не беспокоиться о ближайшем будущем. Однако норвежцы не забывают о том, что рано или поздно запасы нефти и газа подойдут к концу. Именно поэтому в Норвегии получаемую прибыль пытаются использовать с максимальной пользой для государства. Деньги, поступающие в страну за счет торговли природными ресурсами, перечисляются на хранение в специально созданный фонд и частично инвестируются за границей. Также прибыль от продажи нефти и газа иногда используется для решения текущих задач: у страны есть возможность брать внешние займы, вкладывать средства в социальную сферу и в развитие промышленности, а позже оплачивать долг полученными от торговли деньгами. Подобный принцип успешно применялся еще в 1970-х гг., когда нефтяная отрасль в Норвегии только начала развиваться. Тогда внешний долг достигал уровня 30% ВВП. По данным за 2009 год, общая задолженность зарубежным странам составила $548,1 млрд.
На сегодняшний день одна из главных задач, стоящих перед Норвежским государством, - поиск альтернативных способов получения прибыли.
Норвежцы - реалисты и хорошо понимают, что бездумная эксплуатация природных ресурсов может привести к их полному исчезновению.


Общая информация

Официальное название : Королевство Норвегия.

Форма правления : конституционная монархия.

Законодательная власть : стортинг (парламент).
Административное деление : 19 фюльке (губерний).
Столица : , 590 041 чел. (2010 г.).
Язык : норвежский.
Религия : лютеранство.
Денежная единица : норвежская крона.
Аэропорты : Гардермуэн (Осло), Флесланн (Берген), Торп (Сандефьорд) (всего 53).

Цифры

Площадь : 385 252 км 2 .
Население : 4 850 440 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 12,6чел./км 2 .
Этнический состав : норвежцы - 98%, квены, саами, шведы и др. - 2%.

Экономика

Минерально-сырьевые ресурсы : нефть, природный газ, руды (свинец, медь, цинк, железо), графит, апатиты.
Промышленность : нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, лесоперерабатывающая, бумажная, химическая (лакокрасочные материалы, удобрения), машиностроение (изготовление оборудования для добычи нефти и газа).
Сельское хозяйство : рыболовство, овощеводство, цветоводство, выращивание зерновых культур, животноводство.
ВВП : $382,9 млрд (2009 г.).
Сумма внешнего долга : 143% ВВП (на 30 июня 2009 г.).
Основные статьи экспорта : нефть, машины, оборудование, суда, металлы, химическая продукция, рыба.
Экспорт : $122 млрд (2009 г.).
Партнеры по экспорту : Великобритания - 27%, Германия - 12,8%, Нидерланды - 10,4%, Франция - 9,4%, Швеция - 6,5%, США - 4.5% (2008 г.).
Основные статьи импорта : продукты питания, техника, химикаты.

Партнеры по импорту : Швеция - 14,3%, Германия - 13,4%, Дания - 6,8%, Китай - 6,4%, Великобритания - 5.9% США - 5,4%, Нидерланды - 4,1% (2008 г.).
Золотовалютный резерв : $60,84 млрд.

Любопытные факты

■ Несмотря на то что в Норвегии установлены рыночные отношения, важную роль в экономике играет государство. Например, в Norsk Hydro, крупной нефтегазовой норвежской компании, правительству принадлежит 43,8%.
■ Норвегия - вторая скандинавская страна наряду с Исландией, еще не вступившая в Европейский союз.
■ Нефтедобывающая промышленность облагается большим количеством налогов Так, компании должны выплачивать налоги на прибыль и сверхприбыль, на выбросы углекислого газа, плюс так называемый территориальный взнос.

Норвегия представляет собой высоко развитую, индустриальную страну, характеризующуюся открытой экономикой, ориентированной на экспорт. Являясь одной из наиболее богатых стран мира, страна также занимает первые места по уровню и продолжительности жизни, здоровью нации и жилищным условиям.

Высокий уровень материального благосостояния частично объясняется богатством природными ресурсами, а также включением Норвегии в процесс индустриализации в Западной Европе в результате ее близости к наиболее важным рынкам. Норвегия активно применяет меры по реорганизации, необходимые для достижения экономического роста. Широкомасштабная торговля и контакты с другими странами обеспечили норвежской промышленности основу для развития экономики. Огромные инвестиции в производственное оборудование, высокий уровень образования, а также богатый технический и организационный опыт в промышленности и управлении также способствовали росту.

Факторы, оказавшие влияние на экономическую ситуацию в Норвегии в 2013 году.

Во второй половине 2012 года в Норвегии завершился экономический подъём, начавшийся в 2010 году, и в норвежской экономике стали проявляться признаки стагнации - в 2013 году её рост был в 5 раз ниже, чем годом раньше. Так, если по результатам 2012 года совокупная стоимость конечной продукции, произведенной на территории Норвегии (без учета экономики континентального шельфа и международных морских перевозок) выросла на 3,2% (в ценах, приведённых к 2005 году), то по результатам 2013 года темпы роста ВВП снизились до 2,0% . С учетом добычи углеводородов на континентальном шельфе темпы роста ВВП Норвегии снизились с 2,9% по результатам 2012 года до 0,6% по результатам 2013 года.

Основными причинами снижения темпов роста норвежской экономики являются сохраняющаяся низкая деловая активность, обусловленная высокими расходами на оплату труда и низкой конкурентоспособностью норвежской промышленности, а также снижением темпов роста спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Снижение спроса со стороны внешнего рынка связано со слабыми темпами роста экономик основных торговых партнёров Норвегии (снижение экспортных доходов от нефти и газа на 7,3% и слабый рост доходов от экспорта традиционных товаров на 0,8% ). Произошло сокращение потребления норвежского газа в Европе, вызванное ростом поставок дешевого угля из США на европейский рынок и развитием альтернативной энергетики в ЕС, а спрос на традиционные норвежские экспортные товары был слабым в связи с сохраняющимся высоким уровнем производственных затрат в норвежской промышленности.

Снижение темпов роста совокупного спроса в экономике материковой Норвегии (расходы на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций + государственное потребление + валовые инвестиции в материковой части Норвегии) было связано отставанием роста расходов домашних хозяйств от роста реальных доходов - в 2012 году рост расходов домашних хозяйств составил 2,9%, в 2013 году - только 2,4%, а также со снижением темпов роста в государственном секторе с 4% в 2012 году до 1% в 2013 году.

Общая характеристика экономики Норвегии в 2013 году

В 2013 году экономика Норвегии характеризовалась слабым ростом на 0,6% , который почти в пять раз был ниже показателя 2012 года (2,9%), но при этом не снизился ниже показателей кризисных 2008 - 2010 годов (0,1%, -1,6%, 0,5%).

В стоимостном выражении ВВП составил 3003,6 млрд. норв. крон (510,8 млрд. долларов США). ВВП материковой Норвегии в 2013 году вырос на 2,0% , что пока еще выше минимальных показателей, отмеченных в кризисные 2008 - 2010 годы (1,5%, -1,6%, 1,7%), но значительно ниже показателя предыдущего 2012 года (3,4%). В текущих ценах этот показатель составил 2318,6 млрд. норв. Крон (394,3 млрд. долларов США ) - 77,2% общего ВВП.

Замедление роста макроэкономических показателей главным образом было связано со слабым ростом спроса на рынках основных торговых партнеров Норвегии, который совпал со слабым или умеренным ростом спроса на большинство продуктов со стороны внутреннего рынка, со снижением активности в добыче нефти и газа - валовая добавленная стоимость в этой сфере сократился на 5% по сравнению с 2012 годом. Продолжалось постепенное снижение долей валовой добавленной стоимости нефтегазовой отрасли и доходов от экспорта нефти и газа в общем ВВП, при этом росла доля валовой добавленной стоимости, созданной экономикой материковой Норвегии.

Таким образом, норвежская экономика в 2013 году сохраняла высокую зависимость от добычи сырьевых ресурсов, и сокращение активности в нефтегазовой отрасли привело к значительному снижению темпов экономического роста. Несмотря на предпринимаемые усилия по снижению зависимости от нефти и газа и отраслевой диверсификации, правительство продолжало уделять, тем не менее, большое внимание сырьевому сектору. Акценты государственной политики в нефтегазовой отрасли были направлены на стимулирование разведки и разработки новых месторождений, как в традиционных районах добычи, так и в новых районах, прежде всего в Арктике и на шельфе вокруг о. Ян-Майен. Это выражается в том, что сохранялись установленные Законом от 13 июня 1975 г. № 35 «О налогообложении подводных нефтяных месторождений» налоговые вычеты, компенсирующие расходы на разведку, исследования и разработку новых месторождений. Законодательные меры, предпринятые в 2012 году, повысили доступность существующей шельфовой инфраструктуры для сторонних операторов (принятие поправок к предписанию Министерства нефти и энергетики Норвегии от 20 декабря 2005 г. № 1625 «О доступе сторонних пользователей к существующему шельфовому оборудованию»). Национальный исследовательский совет осуществлял бюджетное финансирование строительства двух исследовательских центров для нефтегазовой отрасли. Один центр, который строит концерн «Статойл» в Ротволле (Тронхейм) будет заниматься повышением коэффициентов извлекаемости запасов нефти и газа, которые сегодня для норвежского шельфа составляют 46% и 70%. Другой центр, который в конце 2013 года открыт Норвежским исследовательским центром в рамках программы «ПЕТРОМАКС 2» при Университете г. Тромсё, будет заниматься изучением проблем нефтегазовой деятельности в Арктике (Research Centre for Arctic Petroleum Exploration).

Норвегия обладает вторым по величине ВВП на душу населения (после Люксембурга), а третьим по величине ВВП на душу населения в мире. Норвегия сохранила первое место в мире по уровню развития человеческого потенциала, в течение шести лет подряд (2001-2006 гг.). Однако, в 2007 году Исландия очень незначительно опередила Норвегию, сместив ее с первого места. Уровень жизни в Норвегии на 30% выше, чем в Соединенных Штатах и на 25% выше, чем в Соединенном Королевстве.

Норвежская экономика является примером смешанной экономики, где сочетается рыночная активность и большая доля государственной собственности. Правительство контролирует ключевые области, такие, как нефтяной сектор, производство гидроэлектрической энергии, производство алюминия, крупнейший норвежский банк и телекоммуникационные услуги. Правительство контролирует 31% частных компаний.

Механизмы контроля за нефтяными ресурсами представляют собой сочетание государственной собственности в крупных компаниях по разработке норвежских месторождений, и полностью государственных.

Страна богата природными ресурсами, включая нефть, гидроэнергия, рыбы, леса и полезных ископаемых. Норвегия получила один из самых высоких уровней жизни в мире, в частности, имеющие большое количество природных ресурсов, по сравнению с размером населения. Доходы от эксплуатации природных ресурсов включают значительный вклад нефтяного производства и существенный и хорошо управляемые доходов, связанных с этим сектором. Норвегия также имеет очень низкий уровень безработицы, который в настоящее время ниже 2% (август 2007 года). Почасовой уровень производительности, а также средняя почасовая заработная плата в Норвегии, являются одними из самых высоких в мире.

В 2006 году около 60% нефти и газа экспортируется. Только Россия и члены ОПЕК Саудовской Аравии экспортируют нефти больше, чем Норвегия, которая не является членом ОПЕК. Для снижения чрезмерной зависимости экономики от нефтяных денег, неопределенность от нефтяных доходов неустойчивости, и сэкономить деньги для будущих поколений, норвежское государство начало в 1995 году откладывать доходы от нефтедобычи в Суверенный богатства фонда. Это также снижает бума и спада цикла, связанные с производством сырья и маргинализации ненефтяные отрасли.

В силу своего размера этого фонда инвестируются в развитых финансовых рынков за пределами Норвегии. Бюджетные правила заключаются в том, чтобы тратить не более 4% от фонда каждый год. В январе 2006 года фонд был на $200. В течение первой половины 2007 года, пенсионный фонд стал крупнейшим фондом в Европе, на общую сумму около $300 млрд, что эквивалентно более чем $62 тыс. на душу населения. Это означает, что норвежское государство сбережений равен 100% норвежского ВВП. Летом 2007 Норвегия имеет большой резерв капитала на душу населения в любой стране. Прогнозы указывают на то, что норвежский пенсионный фонд установлен станет крупнейшим оборотных средств во всем мире. Он является вторым по величине государственным суверенного богатства фонда в мире, второй только для суверенных богатства фонд Абу-Даби. Осторожным оценкам сказать, что этот фонд может достичь $800-900 млрд. к 2017 году. Другие на основе природных ресурсов, экономики пытаются извлечь из Норвегии в создании аналогичных фондов. Инвестиционный выбор из норвежского фонда, руководствуясь этическими принципами, например, предотвращение фонда от инвестирования в компании, которые производят частей для ядерного оружия и т.д. открытость в отношении инвестиционных решений имеет высокую оценку со стороны международного сообщества.

В будущем размер средств фонда, безусловно, тесно связаны с нефтяных цен, а также тенденции на международных финансовых рынках, в которых фонд может быть инвестированы. При средней цене на нефть в 100 долларов США за баррель, состояние бюджета на 2008 год, как ожидается, достигнет 80 миллиардов долларов.

Статистические показатели Норвегии
(по состоянию на 2012 год)

Референдумы в 1972 и 1994 годах показали, что норвежский народ желает оставаться за пределами Европейского союза. Тем не менее, Норвегия, а также Исландия и Лихтенштейн, участвует в Европейском союзе единого рынка с помощью Европейской экономической зоны соглашения. ЕАОС Договор между странами Европейского союза и ЕАСТ - перенесены в норвежское законодательство - описывает процедуры осуществления нормами Европейского союза в Норвегии и других стран ЕАСТ. Это делает Норвегия высоко комплексных член большинстве секторов внутреннего рынка ЕС. Однако в некоторых секторах, таких как сельское хозяйство, нефть и рыба, не полностью охвачены ЕЭП Договора. Норвегия также присоединилась к Шенгенскому соглашению и ряду других межправительственных соглашений между государствами-членами ЕС.

Национальной валютой является норвежская крона.

Отрасли экономики Норвегии

В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии – на производстве алюминия, никеля, меди и цинка. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. К числу основных металлургических компаний относятся «Ношк Гидро», «Элкем», «Фесиль».

Химическая промышленность Норвегии располагает значительными по масштабам страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей экспортировать азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает ведущие позиции не только в Европе, но и в мире. Наиболее крупные компании этой отрасли промышленности – «Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн «Никомед» специализируется на разработке и выпуске контрастирующих веществ для рентгенодиагностики. Горнодобывающая отрасль. Ее основной продукцией являются руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.

Целлюлозно-бумажная промышленность. Ее основу составляют дешевая энергия, получаемая на базе использования гидроресурсов, и значительные запасы сырья. Норвежские компании, к наиболее крупным из которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд», «Петерсон», производят различные сорта целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и многое другое.

Машиностроение. Для достижения высокого качества выпускаемой продукции норвежские фирмы осуществляют свою деятельность на основе глубоких кооперационных связей с компаниями других стран. Крупнейшим норвежским машиностроительным концерном является «Квернер» . Этот же концерн является крупнейшей судостроительной компанией в Европе,имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того, «Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского судостроительного завода в Ленинградской области.

К важнейшим отраслям норвежского машиностроения относятся производство оборудования для освоения шельфа, судостроение, прежде всего строительство рыболовных траулеров, производство разнообразного судового оборудования, в частности, морской электроники, рыбопромыслового оборудования.

Рыбное хозяйство. В его состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется. Торговый флот и судоходство. Доля судоходства в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%.По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами, страна занимает 4 место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.

Сельскохозяйственное производство является высокоразвитым и ориентировано, прежде всего, на обеспечение внутренних потребностей страны в продуктах питания. Его основу составляет животноводство, полностью покрывающее потребности населения страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу климатических особенностей производство зерновых лишь на 40% покрывает потребности внутреннего рынка. В то же время, значительная часть овощей и фруктов, несмотря на сложные условия северной страны, выращивается норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в последние годы во все возрастающих объемах экспортирует, например, черешню и клубнику в страны Западной Европы.

Нефтегазовая промышленность Норвегии

По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией. Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970 году.

Политика Норвегии в отношении её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью - здесь на деле была реализована провозглашённая с самого начала концепция «Углеводороды - достояние нации». Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962 год).

В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах. В 1965 году Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 года было открыто первое большое месторождение. В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.

В 1970 году был создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью. В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 году был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil. Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.

Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50 %. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог - на выбросы углекислого газа.

Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 году внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 году у Норвегии уже не было внешнего долга.

В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности - прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.

В 1990 году в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд. В 1999 году государство снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %. В 2001 году началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета). По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.

К 2007 году было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.

По данным Норвежского нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м. При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником - гидроэнергией. У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов (223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

Рынок труда Норвегии

Достижение высокого уровня занятости стало приоритетной задачей политики послевоенной Норвегии. Освоение нефтяных месторождений в Северном море в 1970-е гг., а также активная политика в области рынка труда привели к значительно более низкому уровню безработицы в Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Однако, начиная с 1980-х гг., глобализация экономики приблизила Норвегию к мировым экономическим тенденциям, таким образом уровень безработицы в данный момент отражает изменения на международном уровне. В 2002 году количество безработных достигло 3,9 от общего числа трудоспособного населения.

Сеть государственных центров занятости на уровне губерний и муниципалитетов является одним из наиболее важных инструментов в политике Норвегии в области рынка труда. Государственные власти приняли обширные меры по увеличению занятости, такие как финансовая помощь компаниям, нанимающим новых сотрудников, учебу и программы по определению на работу, а также специальные меры для граждан с узкой специальностью.

В период между Первой и Второй Мировыми войнами Норвегия, как и другие страны Европы, была подвержена массовой безработице. Наибольшие показатели были зарегистрированы в 1933 году, когда треть трудоспособного населения была безработной. Во время послевоенного восстановления в Норвегии была выбрана новая экономическая политика, которая предусматривала стремление к полной занятости всего трудоспособного населения. С тех пор это решение поддерживается различными правительствами страны.

Нефтяная промышленность в Северном море обеспечила Норвегию большим количеством рабочих мест. Тем не менее, в начале 1980-х годов уровень безработицы все же начал расти. Проблемы, связанные с чрезмерно быстрым темпом развития как норвежской, так и мировой экономики привели к новому, более серьезному росту безработицы в 1987-88 годах.

В последние годы число занятого населения составило 2,0 – 2,1 млн. человек. Число работающих женщин резко выросло в 80-х гг. и с тех пор остается высоким. В Норвегии существует также большое количество людей, работающих неполный рабочий день. Немногим меньше половины всех женщин и около 10% всех мужчин работают менее 36 часов в неделю.

Источник - http://www.norvegia.ru/

Экономика Норвегии зависит от мировых экономических циклов, но в последние годы показывает просто поражающую стабильность. На сегодняшний день эта скандинавская страна характеризуется достаточно высоким уровнем жизни местного населения. Норвегия – одна из немногих стран в мире, которая максимально легко пережила огромный финансовый кризис, обрушившийся на мир почти 10 лет назад и на сегодняшний день страна демонстрирует положительную динамику развития. Большей частью стабильность экономики Норвегии связана со значительными запасами нефти и природного газа и даже газового конденсата на территории страны. Также специалисты отмечают, что в Норвегии очень много запасов железной руды и каменного угля, есть медная руды, ведётся добыча титана и никеля.

Отдельное внимание стоит уделить нефтегазовой промышленности страны. Значительные энергетические ресурсы изначально дали огромный толчок к развитию этого небольшого государства. Рост нефтяных доходов еще в конце прошлого столетия дал возможность Норвегии брать внешние объединение двух известных компаний Норс Гидро и Statoil. Созданный гигант на сегодняшний день составляет довольно большую конкуренцию Российской Федерации на европейском рынке. Ведь значительная часть нефтедобывающей продукции идёт именно на экспорт.

Помимо этого, развивается черная и цветная металлургия. В стране производят цинк, чистую медь, магний. Также некоторыми градообразующими предприятиями в стране являются заводы, ориентированные на машиностроение и судостроение. При этом, в последней отрасли Норвегии удалось добиться 7 места в мире по качеству и объему производимой продукции. Большого развития получило и электротехническое машиностроение. Развитие деревообрабатывающей промышленности, а также постоянное расширение целлюлозно-бумажных предприятий обусловлено наличием на территории страны большого количества леса. По производству бумаги в прошлом году Норвегия смогла занять пятое место во всём мире, несмотря на свои достаточно скромные территориальные объем размеры. Особое внимание уделяется рыбоперерабатывающей промышленности, которая получила развитие ввиду территориального расположения страны. Копирайт www.сайт

Развита пищевая промышленность, а также текстильная. Абсолютно все отрасли постоянно модернизируются, в производство внедряются инновационные технологии, поэтому любая продукция, изготовленная в Норвегии, является конкурентоспособной, хотя не обязательно выходит на мировой рынок. На сегодняшний день экономика страны максимально сбалансирована благодаря целостности государственного правления и направленности на внутреннее развитие и выгодное международное сотрудничество. Что касается сельского хозяйства, в стране оно также характеризуется достаточно высокими показателями, но в первую очередь данная сфера деятельности изготавливает продукцию для внутреннего обеспечения.


Ориентировано сельское хозяйство на разведение животного скота, таким образом мясная и кисломолочная продукция полностью покрывают все потребности местного населения. Избыток естественно уходит на экспорт. Из-за горного рельефа страны растениеводство, включая производство зерновых, развито не так хорошо и потребности страны внутренними силами покрываются менее чем наполовину. Но, несмотря на это, в крестьянских угодьях смогли создать условия для произрастания многих овощей и фруктов, которые не только удовлетворяют потребности норвежцев, но и отправляются на экспорт. Стоит учесть, что в Норвегии последние годы активно развивается сфера туризма. Хотя, на сегодняшний день доход от неё не превышает 7% ВВП. Специфические погодные условия и невероятные красоты страны способствуют ежегодному увеличению количества туристов. Соответственно, повышается и уровень сервисного обслуживания.

Первоочерёдные задачи современной политики Норвегии направлены на достижение наивысшего уровня занятости местного населения. На сегодняшний день сеть государственных центров занятости максимально помогает гражданам своей страны с трудоустройством. При этом многие компании финансируют обучение для нанимающихся сотрудников, а также направляют уже работающих на повышение квалификации в соответствии с инновационными технологиями. На сегодняшний день число занятого населения в стране доходит до 2 миллионов 200 тысяч человек. ВВП на душу населения составляет более 90 000 долларов. Уровень инфляции по показателям на прошлый год составил 4%, а ключевая ставка держится на цифре 0.6%. Государственный долг на сегодняшний день составляет 31% от ВВП.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама