THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса - это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни - это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан.

Определение

Единое экономическое пространство - это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными - это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство - это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки.

Цель

Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе - для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это:

  • обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики;
  • проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики;
  • организация единой транспортной, энергетической и информационной системы.

Что входит в пространство?

Единое экономическое пространство - это не только территория страны (или группы стран), но и включает ее морскую акваторию и аэротерриторию. Территория - это ограниченная часть поверхности Земли, с определенной площадью, на которой располагаются объекты, в том числе населенные пункты, промышленность, энергетические, сельскохозяйственные предприятия и другие объекты, связанные между собой транспортной и инженерной инфраструктурой. Необходимо отметить, что все больше используется подземная часть территории, например, метро, супермаркеты, прокладка коммуникаций. Экономическая морская акватория страны включает территориальные воды, исключительную экономическую зону, где страна имеет права на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых. В воздухе над территорией тоже осуществляется экономическая деятельность, например, национальные права на деятельность воздушного транспорта, мобильная связь.

Основные признаки

Страны, организуя свое пространство, могут входить и в более широкие общие рынки, при этом степень развития может быть самой разной. Тем не менее, можно выделить некоторые общие признаки единого экономического пространства:

  • единые институты управления и цели национального развития (стратегическое целеполагание), общая система ценностей;
  • национальная система поддержания экономической целостности, стабильности и устойчивости исторически сложившегося пространства;
  • целостное национальное воспроизводство, страна должна иметь возможность развиваться, опираясь на собственные экономические возможности;
  • оптимальное размещение внутри единого пространства производительных сил и развитые хозяйственные связи;
  • большая мобильность и отсутствие барьеров для движения ресурсов, финансовых, трудовых, товарных;
  • наличие специфических экономических отношений и форм, которые складываются из-за особенностей пространства, в том числе географических, геополитических, природных;
  • общая экономическая безопасность и взаимодействие с другими пространствами.

Признаки национального единого экономического пространства формируются под воздействием предпосылок:

  • объективных - таких, как существующий уровень развития производительных сил;
  • субъективных, национально-специфических, в том числе природных, географических, геополитических.

Важным признаком единого пространства является существование цели национального развития. Это может быть, например, суверенность, модернизация экономики, целостность территории.

Факторы

Единое экономическое пространство - это сложная многоуровневая система, с множеством самых разнообразных факторов, воздействующих на текущие состояние и способность к устойчивому развитию. В основном, выделяют четыре группы факторов формирующих пространство:

  • пространственный, в том числе информационный, демографический и институциональный, как система формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих экономическое поведение человека;
  • размещения, которые включают природные условия (географическое положение, природные ресурсы, климатические условия и т. д.);
  • экономические факторы (существующий производственный потенциал, инфраструктура, качество управления, предпринимательские навыки), качество и количество трудовых ресурсов, социальный климат и многие другие;
  • макроэкономические, научно-технологические, инвестиционные, инновационные и интеграционные;
  • преференции, в том числе налоговые, финансовые тарифные и таможенные, торговые льготы.

Национальные специфические факторы включают как экономические, так и неэкономические, включая гуманитарные, социальные и культурные, которые вместе иногда характеризуют как единое социально-экономическое пространство государства. Некоторые исследователи включают как отдельный фактор - время.

Процессы

В рамках единого экономического пространства проходят множественные социально-экономические процессы формирования и развития. Социальные, потому что цель практически любой деятельности - это удовлетворение потребностей человека, которая вынуждает его участвовать в общественном производстве. Условия жизни людей и отношения в обществе влияют на способность вступать в определенные экономические связи, которые дают возможность удовлетворять потребности. Эти интересы, в получении части общественного блага, являются побудительным мотивом деятельности людей, которые протекают в форме экономического процесса.

Процессы, протекающие в едином экономическом пространстве, делятся на два основных типа: естественные, которые осуществляются человеком в процессе взаимодействия с природой, и общественные, возникающие в обществе по поводу производства и распределения и потребления продукции. Оба процесса тесно связаны и, кроме того, находятся под регулирующим воздействием. Например, если применительно к экономике, то в зависимости от типа экономики (плановой, рыночной, смешанной), на социальную часть значительное воздействие могут оказывать, например, национальные традиции, религиозная практика. Все процессы осуществляются благодаря взаимодействию элементов единого экономического пространства, в том числе предприятий, природных, ресурсов, институты, ландшафт, климатические условия.

Характеристика российского пространства

Россию можно рассматривать не только как страну, но и большой интеграционный проект, прежде всего, из-за огромной географической площади, которая в несколько раз больше Европейского союза. Единое экономическое пространство России отличает чрезвычайная разнородность территорий:

  • природных и климатических, страна располагается от тундры до субтропиков, любые виды ландшафта, обширное водное пространство;
  • цивилизационное, в стране проживает более 180 национальностей, представители всех основных религий мира, которые имеют самые различные системы ценностей и модели поведения;
  • экономическая неоднородность, в силу исторических, природных и экономических причин, отдельные части страны имеют самый разный уровень развития, от постиндустриальных экономик больших городов и северных окраин, народы которых живут охотой, практически в доиндустриальной экономике.
  • административно-политическое, федеративное государственное устройство, которые включает территории национальных и автономных республик, областей и краев.

Развитие российского пространства

Каждое экономическое пространство устанавливает правила, определяющие существование субъектов страны. Конституцией России гарантируются основные свободы экономической жизни, в том числе свободный приток финансовых, человеческих и товарных ресурсов, защиту конкуренции. Законодательно запрещается установление между территориями страны таможенных и торговых барьеров, эмиссия других денег. Создание российского единого экономического пространства, после развала Советского Союза, проходило сложно, наряду с тем, что необходимо было обособить свою экономику от других территорий некогда общего государства, осуществлялся переход к рыночному методу регулирования.

Неоднородность территорий и разные национальные уклады также затруднили организационный процесс. Многие регионы России имели более тесные экономические с соседними странами, чем с центром. Несмотря на очевидные успехи в формировании единого экономического пространства, по-прежнему есть сильная неравномерность в развитии отдельных частей страны и не все внутристрановые барьеры ликвидированы. К тому же развитие новых технологий требует формирования и новых общих пространств, например, информационных.

Интеграционные экономические пространства

Все большая степень глобализации мировой экономики побуждает страны вступать в группировки, для повышения конкурентоспособности своей экономики. Естественно, степень вовлеченности страны в единое экономическое пространство объединения может быть различной. Сильными ограничителями интеграции выступает суверенность страны, национальные, религиозные особенности и обязательства и т. п. Интеграционные процессы могут принимать самые разные формы, например, пространство Европейского союза и единого экономического пространства Европы не совпадают, поскольку в последний входят еще четыре страны, не входящие в ЕС.

Сотрудничество регулируется соглашением о Наличие такого общего рынка показывает сложность создания общего пространства. Такие страны, как Норвегия и Исландия, не входят в ЕС только из-за нежелания делиться квотами на вылов рыбы и финансировать общие программы сельского хозяйства, которого у них просто нет.

ЕС наиболее близко приблизился к характеристикам полноценного единого экономического пространства. Кроме свободного передвижения ресурсов, большинство стран используют единую валюту, работает европейский парламент, созданы другие наднациональные органы. Страны координируют макроэкономическую, валютную и денежно-кредитную политику, делегировав значительную часть суверенитета в общие органы управления. После присоединения восточноевропейских стран к ЕС на развитии стала сильно сказываться слишком большая неоднородность уровня экономик. Однако по-прежнему Европейский союз является самым успешным проектом интеграционного единого экономического пространства.

Евразийское пространство

Создание единого евразийского экономического пространства - логичное продолжение реинтеграции территорий некогда единого государства. Первоначально созданный Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в 2015 году стал общим рынком для пяти постсоветских стран, включая Армению и Кыргызстан. Евразийское единое экономическое пространство - это пространство из территорий стран, на котором работают похожие рыночные механизмы регулирования экономики, применяются гармонизированные правовые нормы, проводится согласованная макроэкономическая политика, обеспечивающая свободное движение товаров услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В общем пространстве действует единый таможенный кодекс, сняты многие тарифные и нетарифные барьеры в торговле. В то же время внутри пространства сняты таможенные границы, но сохранен пограничный и миграционный контроль. Созданы наднациональные органы управления, Евразийская комиссия, которая занимается регулированием и управлением некоторыми сторонами функционирования экономики единого пространства. Процесс интеграции будет носить долгосрочный разноуровневый и разноскоростной характер, в связи со слишком большим различием стран в экономическом развитии и национальных традициях.

Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия Рабочий язык русский Руководство - Высший евразийский экономический совет Территория 20 030 748 км² Население
- Всего ()
- Плотность
182 258 937.
8,5 чел./км² ВВП (ППС)
- всего (2012)
- на душу населения
$2,895 трлн
$17000,37 ВВП (номинальный)
- всего (2011)
- на душу населения
$2,084 трлн
$12 238 Формирование
- Переговоры
- Вступление в силу
1995-2011 годы
1 января 2012 года Официальный сайт http://www.eurasiancommission.org
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве

Руководящие органы
Стадии интеграции
См. также
Упраздненные институты и организации
Международная экономическая интеграция

Еди́ное экономи́ческое простра́нство - общий рынок , созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия , Казахстан и Россия , которые ранее, 1 июля 2010 года, создали таможенный союз .

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. .

Государства-члены

Участники

Возможные кандидаты

17 базовых соглашений

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции - Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий - Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики - Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства - Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности - Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств - Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике - Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики - Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала - Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий - Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия , контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров , услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых , компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и

Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия

Еди́ное экономи́ческое простра́нство - общий рынок , созданный 1 января 2012 года . В общий рынок входят Белоруссия , Казахстан и Россия , которые ранее, 1 июля 2010 года , создали таможенный союз .

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. .

Государства-члены

17 базовых соглашений

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции - Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий - Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики - Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства - Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности - Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств - Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике - Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики - Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала - Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий - Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия , контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров , услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых , компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий .
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - свободный рынок между некоторыми постсоветскими государствами.

Он является одним из видов межгосударственной интеграции, главная задача которого состоит в осуществлении политики коллективного протекционизма за границами объединения и либерализации экономических отношений внутри него. Также ЕЭП призвано обеспечивать между странами-участницами «четыре свободы», суть которых заключается в межправительственной координации экономической политики и свободном перемещении рабочей силы, денежной массы, услуг и продукции.

Создание объединения

В начале 2003-го года первые лица России, Казахстана, Украины и Белоруссии на одной из встреч заявили о своих намерениях создать ЕЭП. Спустя полгода был утвержден перечень документов, которые необходимо ратифицировать в первую очередь, однако, после прихода к власти в Украине Виктора Ющенко процесс создания нового экономического формирования был заморожен на несколько лет, так как новое украинское руководство сделало ставку на евроатлантическую интеграцию своей страны.

В декабре 2010-го года президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали соглашения о создании межгосударственного экономического пространства. Спустя месяц эти документы были ратифицированы парламентами вышеуказанных стран.

В 2011-ом году руководство стран-участниц ЕЭП поставило свои подписи под соглашениями второй стадии интеграции. В частности, во время трехсторонней встречи были утверждены:

  • договор о создании экономической комиссии и регламент ее работы;
  • декларация об экономической интеграции.

Концепция ЕЭП

Концепция формирования ЕЭП — это положение, которым предусматриваются основные нюансы создания объединения и реализации его дальнейшей деятельности. Особого внимания в нем заслуживают следующие моменты:
  1. Главными целями, при создании ЕЭП, являются повышение благосостояния населения стран-участниц и рост экономики последних.
  2. Деятельность ЕЭП осуществляется с учетом всех норм и рекомендаций ВТО.
  3. Функционирование ЕЭП базируется на свободном перемещении через границы стран-участниц рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
  4. Формирование ЕЭП происходит постепенно. Для каждого этапа характерно повышение степени интеграции.
  5. Направления деятельности ЕЭП вырабатываются на основе решений руководящих органов объединения и межправительственных договоров.
  6. Структура руководства ЕЭП меняется в зависимости от уровня интеграции.

Члены ЕЭП

Первыми членами объединения в 2012-ом году стали Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия. Спустя 3 года в состав ЕЭП вошли Армения и Киргизия.

Также свое желание пополнить ряды стран-участниц ЕЭП изъявили Таджикистан и Узбекистан. Подобные намерения неоднократно декларировало и руководство Абхазии, однако, вступление этого государства в ЕЭП затрудняется тем, что его независимость не признает большинство членов объединения.

Руководство ЕЭП

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан 6 октября 2007 года в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана - государствами-членами международной экономической организации Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/. В ЕврАзЭС также входят Киргизия и Таджикистан. Армения является наблюдателем при сообществе с 2003 года.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз.

Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства с января 2012 года является Евразийская экономическая комиссия, договор о создании которой был подписан 18 ноября 2011 года. ЕЭК заменила собой ранее действовавшую Комиссию Таможенного союза. Вышестоящий орган ТС и ЕЭП - Высший Евразийский экономический совет /ранее - Высший орган ТС/ на уровне глав государств и правительств.

ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. С июля 2010 года на территории трех государств начал действовать единый Таможенный кодекс /Россия и Казахстан - с 1 июля; Белоруссия - с 6 июля/. С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль вынесен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен лишь пограничный и миграционный контроль.

Объем взаимной торговли государств "тройки" только за первый год работы союза /2010-й/ составил 88,4 млрд долларов, увеличившись на 21% по сравнению с 2009-м годом. В 2011 году объем взаимной торговли составил 75 млрд долларов., объем внешней торговли стран ТС с третьими странами достиг 913 млрд долларов. Объем взаимной торговли между странами ТС в 2012 году составил 68,6 млрд долларов, объем внешней торговли с третьими странами - 939,3 млрд долларов. Объем взаимной торговли в первом квартале 2013 года составил 15 млрд долларов. Снижение было обусловлено сокращением поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию, без учета этого фактора объем взаимной торговли увеличился на 1,3%. Внешняя торговля в первом квартале 2013 года составила 216,8 млрд долларов. Основными покупателями экспортируемых государствами- членами ТС товаров являются страны Европейского союза. По прогнозам, к 2015 году совокупный ВВП трех стран увеличится на 400 млрд долларов.

27 ноября 2009 года на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству /ЕЭП/, где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.

Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено в короткие сроки - уже к 9 декабря 2010 года был подписан пакет из 17 базовых соглашений. Эти документы вступили в силу 1 января 2012 года, что послужило началом функционирования Единого экономического пространства. В дальнейшем, до 2015 года, необходимо подписать еще 13 международных договоров и 42 других документа для полноформатного функционирования ЕЭП.

Следующим этапом интеграции на евразийском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза. Об этом было заявлено в Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 года и Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, принятыми президентами трех стран. В Декларации о Евразийской экономической интеграции в качестве конечной цели интеграции провозглашено создание Евразийского экономического союза, который придет на смену Евразийскому экономическому сообществу. Договор о создании Евразийского экономического союза должен быть подписан к 1 мая 2014 года, с тем, чтобы ЕЭС начал функционировать на пространстве Таможенного союза к 1 января 2015 года.

29 мая 2013 года в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета ТС и ЕЭП президенты "тройки" подписали Меморандум о расширении взаимодействия с Киргизией и Украиной. 31 мая в Минске в рамках Форума деловых людей государств-участников ЕЭП подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной. Меморандум позволит представителям Украины участвовать в деятельности всех структур ТС и ЕЭП, включая заседания Высшего Евразийского экономического совета, Евразийской экономической комиссии без права голоса, а также иметь доступ ко всей информации ТС и ЕЭП. Кроме того, в Минске 31 мая подписан Меморандум о стремлении Киргизии вступить в Таможенный союз. Одновременно Киргизия и Украина обратились с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который должен начать свою работу в 2015 году. Статус наблюдателя в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве не предусмотрен.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама