THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Внутрифирменный финансовый контроль

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицеле­сообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финан­совую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контроли­руют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии произ­водственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучше­ния методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.


Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаютсяпутем распределения и перераспределения национального дохода (национальныйдоход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как частьВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного вотраслях материального производства. Важная роль, которую выполняетгосударство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные ивнебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, обеспечивающиеЦентрализованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенныхтемпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределениифинансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны,производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности,отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовыхресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.Через финансовую систему государство воздействует на формированиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления ипотребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,государственный кредит.Рассмотрим бюджетное устройство и бюджетную систему РФ.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  1. Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  2. Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

Многоуровневая финансовая система государства включает в себя различные формы денежных фондов, ставящих перед собой разнообразные задачи. Кроме того, состояние системы является отражением эффективности работы правительства в социальном, экономическом и политическом направлении. В пределах этой структуры различают несколько категорий финансов: централизованные и децентрализованные, с особенностями создания и распределения которых мы и разберемся в сегодня.

Виды финансов: общие понятия

В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.

Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.

Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.

К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.

В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.

Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.

Централизованные и децентрализованные финансы

Распад СССР стал причиной изменений в отечественной денежной системе. До этих исторических событий ее формировали общегосударственные, непроизводственные и производственные потоки. В состав государственного бюджета входили союзная денежная система, республиканские потоки и выплаты от социального страхования.

С 1 января 2000 года на всей территории России вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому все денежные средства, имеющиеся в распоряжении государства, должны образовать единую систему – централизованные финансы, играющие важную роль в стабильной работе экономики страны.

Однако существует еще одна важнейшая составляющая часть – децентрализованные финансы и собственный капитал предприятий. Вместе они создают базу для денежной системы, в которой производство генерирует основную часть финансовых потоков.

Публичные фонды

На сегодняшний день российский бюджет имеет трехступенчатую форму, в состав которой входят федеральный и муниципальный бюджеты, а также финансы субъектов.

Все они управляются государственными чиновниками и представителями власти на местах, и должны создавать государственную основу.

При этом все уровни абсолютно независимы и расходы каждого из бюджетов не влияют на вышестоящие. Внутри каждого отдельно взятого бюджета могут при необходимости создаваться фонды, специализирующиеся на достижении определенных целей или финансировании приоритетных направлений производства и экономики.

Планирование бюджетных расходов производится путем создания сводного плана, включающего в себя бюджеты всех уровней для данного субъекта или федерации. Последние гарантируют устойчивость экономики и работу приоритетных направлений производства, а также науки и культуры.

Формирование децентрализованных финансов

Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.

Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.

Финансовая структура включает:

  • Собственные средства. К данной категории относятся прибыли компаний и другие накопления. К ним также приравнивается минимальный долг перед контрагентом, выполняющим работы согласно договору о сотрудничестве, перед сотрудниками, а также налоговые и прочие обязательные отчисления.
  • Заемные средства. Состоят из бюджетных и банковских ссуд, непогашенных кредитов перед коммерческими финансовыми организациями.
  • Привлеченные средства, к которым относятся инвестиции и взносы.

Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.

Основы функционирования

В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.

Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.

В свою очередь ресурсы можно использовать:

  • Для выполнения обязательств перед кредитором и предусмотренных законодательством.
  • Финансирование расходов, связанных с расширением бизнеса, увеличения уставного капитала, модернизацией оборудования и прочие.


Использование финансов

В условиях отечественного рынка отсутствуют акты, запрещающие руководителям предприятий использовать децентрализованные финансы по своему усмотрению.

Благодаря этому бизнес имеет право:

  • на использование прибыли в полном объеме, отталкиваясь на собственные нужны, и руководствуясь рентабельностью инвестиций;
  • создание и управление различными фондами;
  • использование доходов по собственному желанию;
  • привлечение заемных средств и инвестиций, если это необходимо для достижения поставленных целей.

Для компаний данный вид средств является залогом наличия финансирования производства. Первостепенная задача предпринимателя – извлечение прибыли, поскольку она позволяет в установленный срок совершать обязательные платежи и добровольные пожертвования, а также выплачивать заработную плату сотрудникам, что положительно сказывается на общем состоянии экономики.

Некоммерческие организации и средства населения

К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.

Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.

Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.

Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.

Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.

Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.

1. Финансовый механизм - это:

Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве

Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов

Контроль за использованием денежных потоков внутри страны

Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве

Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

Финансовую стратегию и тактику

Регулирующий и директивный финансовый механизм

Коммерческий, банковский и государственный кредит

3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:

Финансовой политикой

Финансовым механизмом

Финансовой системой

4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Центральный Банк РФ

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ

5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

Регулирующим

Планово-директивным

+ классическим

6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

+ регулирующего типа

Планово-директивного типа

Классического типа

7. Финансовая политика – это:

Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства

Деятельность государства в области финансовых отношений

Деятельность органов Федерального казначейства

8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

Заявления Правительства РФ

Бюджетное послание Президента РФ

Финансовое законодательство

Административный кодекс РФ

9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

Планово-директивный

Регулирующая

Классическая

Хозяйственный

10. Финансовая политика направлена на:

Мобилизацию финансовых ресурсов

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов

Все перечисленное

11. Фискальная политика представляет собой:

Денежную политику

Ценовую политику

Кредитную политику

Налоговую политику

Политику доходов и заработной платы

12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

Финансовая тактика

Финансовый механизм

Финансовая стратегия

13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ

Федеральное казначейство

Министерство финансов РФ

Министерство по налогам и сборам РФ

14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

Банковская

+ казначейская

Смешанная

15. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Ведомственный контроль

16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

Предварительный

Текущий

+ последующий

17. Для регулирующего финансового механизма характерно:

Прямое непосредственное участие государства

Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники

Вся система отношений детально разрабатывается государством

Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги

18. Контрольная функция финансов осуществляется:

Только органами государственной власти

Хозяйствующими субъектами

+ и государством, и хозяйствующими субъектами

19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:

+ 1, 4, 6

+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов

Разработку научно обоснованной концепции развития финансов

Нет верного ответа

21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:

Классическая финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика

Регулирующая финансовая политика

+ дисконтная финансовая политика

22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Стратегического типа

Монетаристического типа

23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Монетаристического типа

24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Нет верного ответа

Советского типа

25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Классический

Планово-директивный

Регулирующий

Монетаристический

26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

+ финансовые ресурсы

Финансы

Финансовую систему

27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:

Дж. М. Кейнса

А. Смита

К. Маркса

В.И. Ленина

З. Фрейда

28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Распределительная

Регулирующая

+ контрольная

Стабилизационная

29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:

+ экономической

Денежной

Налоговой

Бюджетной

31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:

32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:

Финансовая система»

1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

Финансовая система

Финансовые ресурсы

Финансовая политика

Финансовые отношения

Финансовый механизм

Финансы

2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

Государственный бюджет

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

Государственные финансы

Различия в источниках ресурсов всех звеньев

Денежные отношения

Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств

4. Звеном финансовой системы НЕ являются:

Внебюджетные фонды

Финансы домашних хозяйств

Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств

Структурные подразделения предприятий

5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

1, 2, 4, 7 и 8

7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Коммерческий кредит

Государственный кредит

Финансы предприятий

8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

1, 2, 3, 4 и 5

9. Термин бюджетное регулирование относится к:

Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы

Управлению бюджетом

Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики

Управлению государственным долгом

10. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

На всех уровнях

11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

Государственный бюджет

Финансовая политика, проводимая государством

Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход

Действие рыночных механизмов хозяйствования

12. Финансы страхования относятся к:

И к централизованной, и к децентрализованной сфере

13. Финансы населения относятся к:

Сфере централизованных финансов

+ сфере децентрализованных финансов

И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений

14. К государственным финансам относят:

+ сферу централизованных финансов

Сферу децентрализованных финансов

Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений

15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

Государственный бюджет

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

+ финансы населения

16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

+ национальный доход

Только прибыль предприятий

Страховое возмещение

17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5

18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:

+ 2, 4 и 5

19. В структуре финансовой системы выделяют:

Централизованные и децентрализованные государственные финансы

+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Централизованные и децентрализованные предприятия

20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы

Включают в состав внебюджетной системы

21. Финансы населения:

Не включают в состав финансовой системы

+ выделяют в качестве звена финансовой системы

Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств

22. Пенсионный фонд РФ:

Относится к централизованным финансам

Относится к децентрализованным финансам

Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам

23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:

Относятся к сфере децентрализованных финансов

Относятся к сфере централизованных финансов

Относятся к внебюджетным фондам

Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов

24. Финансы государственных предприятий относятся к:

Централизованным финансам

+ децентрализованным финансам

Государственной бюджетной системе

25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием

Государственный кредит

Денежные фонды государственных предприятий

26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев

Подчиненности звеньев единому центру

Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях

Наличие единого начала в лице государственной власти

27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ государственный кредит

28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:

Финансы населения

Финансы предприятий

+ финансы муниципальных органов власти

29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ коммерческие банки

30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:

+ 2, 5, 6

31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:

+ 1, 5, 7

32. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы

Подчинены государственным финансам

Включаются в состав государственных внебюджетных фондов

33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ финансы предприятий

Финансы населения

34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

Государственный бюджет

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ внебюджетные фонды

35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:

Бюджет государства

Внебюджетные фонды

Финансы предприятий

+ финансы страхования

36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

Государственный кредит

+ финансы населения

Финансы предприятий

37. На децентрализованном уровне формируются:

+ фонды предприятий

Фонды государства

Внебюджетные фонды

38. На централизованном уровне формируются:

Фонды предприятий

Фонды страхования

+ внебюджетные фонды

39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:

+ финансовых отношений

Кредитных отношений

Международных отношений

40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы

Институтов финансовой системы

Финансового контроля

41. Не является звеном финансовой системы:

Бюджет государства

Государственный кредит

+ банковский кредит

42. Выделите звено финансовой системы:

+ бюджет государства

Государственный банк

Государственная власть

43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам

Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам

В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную

44. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы

Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов

Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства

45. Выделите неверное утверждение:

В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий

+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства

Государственный кредит входит в состав государственных финансов

46. Финансы муниципальных образований:

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

47. Выделите верное утверждение:

+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

48. Фондом денежных средств не является:

+ годовая выручка

Бюджет государства

Семейный бюджет

Фонд заработной платы

49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

В централизованном порядке

+ в децентрализованном порядке

И в централизованном, и в децентрализованном порядках

50. В широком смысле страховой фонд – это:

+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями

Страховой фонд самострахования

Только государственный централизованный страховой фонд

51. Финансы муниципальных учреждений образования:

Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов

Имеют непосредственное отношение к государственным финансам

Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансовая система это, с одной стороны, совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), с другой – система финансовых отношений.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер или звеньев финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока;

1) Централизованные финансы:

    государственный бюджет;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    фондовый рынок;

2) Децентрализованные финансы:

    финансы предприятий и организаций;

    финансы финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

3) Финансы домашних хозяйств.

Характеристика централизованных финансов

Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

    федеральный бюджет РФ;

    бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, поддержку пожилых граждан и т.д.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они входят в структуру бюджетной системы РФ. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Реже государство является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Фондовый рынок это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная его задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода через мобилизацию и эффективное использование временно свободных денежных средств.

Характеристика децентрализованных финансов

Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями, персоналом и др.;

    финансы коммерческих предприятий (организаций)

    финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

    финансы некоммерческих предприятий (организаций)

    финансы общественных организаций и объединений

Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги – создается национальный доход, являющийся источником централизованных государственных фондов. Это звено обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом банки и иные кредитные организации . В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю).

2 декабря 1990 г. был принят Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней :

первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Это – эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Банк осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы.

    второй уровень – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Коммерческие банки осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции.

По уровню специализации различают универсальную и специализированную модель банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, инвестиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог недвижимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг (закладных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией размещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями, выпуск собственных акций и облигаций.

Ссудно-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды, финансирование жилищного строительства.

Для финансирования государственных программ и задач общественного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконструкции и развития, сельскохозяйственные банки.

Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные операции и активные; комиссионно-посреднические и доверительные.

Активные операции представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование, инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

Пассивные операции – операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков эмиссии собственных ценных бумаг.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги – выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.

Депозитные операции. Для коммерческих банков вклады – главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций. Вклад – это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.

Страхование это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Все хозяйствующие субъекты, каждый человек работает в условиях риска. А формируемые фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование выполняет функции:

    формирование фонда денежных средств, как плата за риски, которые берут на себя страховые компании;

    возмещение ущерба, материальное обеспечение

    предупреждение страховых случаев через меры по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев;

    формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой денежный фонд страховой компании – временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, ценные бумаги, банки и т.д.

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство это группа лиц, совместно принимающих экономические решения. В экономике оно играет следующие роли:

    покупатель товаров и услуг, производимых предприятиями;

    предоставление предприятиям факторов производства;

    сбережение части формируемого в экономике совокупного дохода и приобретение реальных, финансовых активов.

Домашнее хозяйство постоянно вступает в финансовые отношения:

    внутри домашнего хозяйства: отношения между участниками по поводу формирования семейных денежных фондов (страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, резерва для повышения уровня капитальных расходов, фонда для дальнейшего инвестирования);

    внешние финансовые отношения (с другими домохозяйствами, работодателем, банками, государством, страховыми организациями и др.).

Финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Это звено в наименьшей степени регламентировано государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования – государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашнего хозяйства. Но оно может влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство.

Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе РФ

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительные органы субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик (региональный бюджет), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы . Их можно подразделить на две группы:

    государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банка России);

    государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

Здесь главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. На него приходится основной объем финансовой деятельности государства: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В субъектах Федерации в составе правительств или администрации имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Государственным органом, заминающимся сбором налогов, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама