THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Государственное управление экономикой - это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, охрана природных богатств). Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т. д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда и в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т. д.). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и не подчиненным государственным органам объектам управления (предприятиям, учреждениям и др.). По отношению к подчиненным объектам у государства больше возможностей для использования административных (командных) методов.

В Российской Федерации управление экономикой и основа этого - управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т. д.) управляют федеральные органы (например, органы федеральных министерств), собственностью субъектов РФ - их органы, муниципальной собственностью (она не является государственной) - органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах Федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т. д.). Отделы администрации муниципальных образований осуществляют не государственное, а муниципальное функциональное управление.

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления - министерства РФ и автономные ведомства, не входящие в состав министерств РФ (например, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу), а также многие федеральные службы и агентства, входящие в состав министерств.

Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (Гражданский, Земельный, Водный, Налоговый, Бюджетный кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т. д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу государственного имущества). Законы имеют общенормативный характер, хотя в редких случаях издаются законы, регулирующие конкретные вопросы (например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)»).

С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты Правительства и соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение. Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т. д.

Глава государства, если он обладает реальными полномочиями (монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской, президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республиках), тоже активно участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное (в дополнение к законам) регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов РФ) . Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются решения Правительства РФ. Президент РФ непосредственно руководит лишь отдельными службами и агентствами экономического характера (Федеральной службой по финансовому мониторингу, Главным управлением специальных программ и др.).

Экономическими и связанными с экономикой министерствами и ведомствами непосредственно руководит Правительство РФ (а не Президент РФ, который осуществляет непосредственное руководство главным образом «силовыми» министерствами и ведомствами). Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение Правительства. Правительство РФ утверждает положения о тех министерствах и ведомствах, которыми оно руководит.

Министерства и ведомства регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают общие правила производства некоторых товаров, нормы труда, тарифы, федеральные службы контролируют соблюдение законодательства).

Органы субъектов РФ (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта РФ. Они исполняют законы Федерации, принятые по предметам исключительного ведения Федерации в сфере экономики, действуют в соответствии с федеральными законами в совместной сфере предметов ведения или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).

Местные органы государства - отделы и управления соответствующих министерств на местах участвуют в управлении экономикой на территории данной административно-территориальной единицы (муниципального образования), но только в отношении подчиненных им объектов (например, предприятий связи) или только в функциональном плане (например, осуществляя финансовый контроль за применением соответствующего законодательства), а муниципальными объектами экономики управляют муниципальные органы. Органы местного самоуправления могут участвовать в государственном управлении экономикой, если им предоставлены определенные полномочия государственных органов (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).

Общие принципы управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). Центральное место в системе отраслевого управления экономикой занимает Министерство экономического развития РФ. Управление промышленностью и торговлей осуществляет прежде всего Министерство промышленности и торговли РФ, некоторые другие министерства, имеющие в своем подчинении предприятия (например, Министерство энергетики РФ), автономные (не входящие в состав министерств) федеральные службы и агентства (по тарифам, антимонопольная служба и др.). Сельским хозяйством ведает Министерство сельского хозяйства РФ. В управлении некоторыми из этих сфер участвуют другие ведомства (например, Министерство природных ресурсов и экологии РФ). В составе министерств есть специализированные службы и агентства (например, Федеральное агентство по туризму в составе Министерства культуры РФ). Министерства и ведомства, действующие в сфере экономики, проводят единую государственную политику в данной сфере, осуществляют нормативное регулирование, разрабатывают перспективные планы развития экономики (это особая задача Министерства экономического развития РФ), управляют подчиненными объектами. Министерства, их органы выдают лицензии на предпринимательскую деятельность (большинством видов предпринимательской деятельности можно заниматься без лицензии, на основе регистрации). Органы министерств, действующих в сфере экономики, осуществляют надзор, вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, в случаях грубых нарушений - указания о немедленном отключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их).

Министерства и ведомства РФ, действующие в сфере экономики, руководят подчиненными им предприятиями, проводят единую государственную политику в сфере экономики, разрабатывают перспективные прогнозы развития экономики, выдают лицензии на предпринимательскую деятельность.

Органы министерств и ведомств, осуществляющих руководство промышленностью и энергетикой, их должностные лица занимаются также надзором, они вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, составлять протоколы о нарушениях и подвергать виновных административным наказаниям (это право предоставлено только определенным должностным лицам, указанным в соответствующих приказах министерства, согласованных с Министерством юстиции РФ) . Определенные должностные лица ряда министерств, в частности Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, при установлении грубых нарушений вправе давать предприятиям, организациям, учреждениям указания о немедленном отключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их).

Деятельность Министерства экономического развития РФ регулируется Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 (действует с 20 поправками, последние приняты в сентябре 2012 г.); этому Министерству переданы, в частности, вопросы таможенного тарифного регулирования и вопросы, связанные с присоединением России к Всемирной торговой организации.

Министерство экономического развития РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности; регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»; осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.

Министерство экономического развития РФ занимается вопросами регулирования внешней торговли в рамках Таможенного союза и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, является уполномоченным федеральным органом в сфере функционирования зон территориального развития.

Данное Министерство осуществляет также другие полномочия, предусмотренные Положением о нем.

В составе Министерства действуют три службы (по аккредитации; государственной регистрации, кадастра и картографии; по интеллектуальной собственности) и два агентства (по государственным резервам и по управлению государственным имуществом).

В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого федерального отраслевого органа исполнительной власти, у которого было бы сосредоточено все управление и контроль в области строительства. Их осуществляют органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Транспорт, дороги, связь необходимы для функционирования экономики, для других целей, они обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся важнейшие объекты транспорта, пути сообщения и связь.

Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопроводы находятся в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы железнодорожного, авиационного, морского транспорта, их руководители, заместители, руководители структурных подразделений (но не другие должностные лица) вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами (составлять протоколы), а в определенных случаях также рассматривать их и налагать штрафы.

Общее руководство федеральными транспортными системами осуществляет Министерство транспорта РФ. В его составе находятся Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это государственное унитарное предприятие, действующее на началах экономической самостоятельности. Непосредственное управление хозяйственной деятельностью железных дорог, их предприятий осуществляет акционерное общество «Российские железные дороги», все акции которого принадлежат государству (Правительству РФ).

Федеральное агентство воздушного транспорта, находящееся в системе Министерства транспорта РФ, обладает контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне его ведения), организует воздушное движение. Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты; организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов; проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок; утверждают авиационные правила, нормы и стандарты; осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов (обеспечением безопасности полетов, организацией мер по недопущению терроризма на воздушном транспорте, в аэропортах занимаются также органы Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел РФ).

Государственное управление морским и речным транспортом осуществляет соответствующее федеральное агентство. Оно формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, непосредственно управляет транспортными объектами федеральной собственности, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лицензии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, занимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор (последним занимается прежде всего Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в систему Министерства транспорта РФ и имеющая свои управления, отделы в субъектах РФ).

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс России, и оно вводится в действие после утверждения Правительством РФ.

К экономической сфере близки вопросы финансов, экологии, связи, которыми занимаются соответствующие министерства. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (его агентства) руководит почтой, телеграфом, выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. В субъектах РФ создаются территориальные организации министерства, на местах - почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточена также телефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается особый департамент правительственной связи в составе Федерального агентства связи, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой, руководимой непосредственно Президентом РФ.

На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов и экологии (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В его составе федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию и федеральные службы по надзору в сфере природопользования, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Министерство занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Его органы вправе налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы.

Специфическими приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования.

Вопросами развития территорий занимается Министерство регионального развития РФ. Оно получило дополнительные полномочия, и, по некоторым подсчетам, теперь в его ведении находится до трети всех финансовых средств. Создано также Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.

Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику определяет парламент, проводит ее Правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются прежде всего Министерство финансов РФ (оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, разрабатывает ежегодный государственный бюджет), а также другие государственные органы, например Центральный банк РФ, налоговые службы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно.

К исключительному ведению Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ. В субъектах РФ имеются министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов РФ (в других субъектах РФ). По вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместных полномочий они подчинены Министерству финансов РФ.

В составе Министерства финансов РФ находится ряд федеральных служб (налоговая, финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство). Минфин России является, по существу, межотраслевым координирующим органом государственного управления, в сфере финансов, через него проходят финансовые потоки. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Минфина России, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ, обязательны к исполнению на всей территории РФ.

В составе Министерства финансов РФ действует Федеральное казначейство. Его территориальные органы в субъектах РФ, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение - Центральный банк РФ - находится в федеральной собственности.

Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это основной источник доходной части бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивает Федеральная налоговая служба, находящаяся в составе Министерства финансов РФ. Ее органы (в том числе на местах) ведут учет налогоплательщиков (предприниматели обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги; для других граждан установлен единый 13%-ный налог). Они вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях независимо от их формы собственности, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений.

Контроль за своевременным исполнением государственного бюджета осуществляет Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием. Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах.

  • Во многих зарубежных странах акты о распоряжении собственностью государства издает только парламент.
  • Такое право предоставлено многим (не всем) должностным лицам другихминистерств и ведомств, о которых говорится ниже.

Управление народным хозяйством страны осуществляется на межотраслевой, отраслевой, региональной и местной основе. В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. К межотраслевым сферам управления относятся:

Финансы и кредит

Наука и технологии

Материально-техническое обеспечение

Безопасность

Труд и социальное развитие

Государственная статистика и учет

Государственная стандартизация и метрология

Прогнозирование

Транспорт и связь и др.

Государственное управление осуществляется по различным направлениям, которые условно можно разделить на следующие блоки: экономика, социальная сфера и административно-политические отношения, которые включают многие другие составляющие.

Органами управления экономикой являются:

? Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении. Основной формой управления является принятие законов. Счетная Палата осуществляет контроль за расходованием средств государственного бюджета.

? Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров и т.п.

? Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации, участвует в рассмотрении законопроектов и дает свои заключения по ним, составляет и исполняет бюджет государства.

? Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

? Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты в рамках своей компетенции в отношении подведомственных им объектов осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.

? Местные органы государства, к которым относятся отделы и управления соответствующих министерств и ведомств на местах участвуют в управлении подчиненных им объектов определенной административно-территориальной единицы в функциональном или межотраслевом плане.

? Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.


Для обеспечения успешного комплексного развития экономики необходимо выполнение общеэкономических функций, определяя экономический курс, программы, решая основные вопросы собственности, бюджета, налогов и безусловно вопросы совершенствования организации управления.

В центре управляющего воздействия административно-правового управления в сфере экономики в первую очередь находятся вопросы собственности. Их правовое решение в соответствии с конституционными принципами служит основой экономической стабильности и роста, благоприятного развития и существования гражданского общества в стране. Отношения собственности в российском государстве строятся на основе разделения предметов ведения между Федерацией и её субъектами и органами местного самоуправления.

В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств и ведомств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях.

Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина), МНС РФ. Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление. Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ.

Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система . Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности. Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.

Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги . Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности. Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП.

Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Государственное управление экономикой

Необходимость индустриализации страны . Уже к 1926-1927 гг. завершилось восстановление разрушенного Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной народного хозяйства и был достигнут уровень 1913 г. Но ведь это был уровень отсталости. Лидеры стоявшей у власти Коммунистической партии, как и сам В.И. Ленин, всегда считали, что для выхода из плена отсталости нужно строить, крупную современную промышленность с новейшими технологиями.

Необходимость скорейшего преодоления индустриального отставания страны от развитых стран Запала диктовалась не только потребностями обеспечения нормального развития экономики страны и ее экономической независимости, для чего был необходим мощный военно-экономический потенциал.

В нашей стране не было в то время своей развитой авиационной, танковой, тракторной, автомобильной и многих других важных отраслей промышленности, не производились шарикоподшипники, электротехническое оборудование, необходимые для производства любых машин (самолетов, танков, автомобилей, кораблей и т.д.).

Слабость вооруженных сил и военно-промышленного комплекса в условиях нараставшей опасности войны представляли угрозу самому существованию страны как независимому государству.

Необходимость индустриализации страны и создания военно-промышленного комплекса понимали все. Предлагалось два альтернативных варианта . Причем каждый из вариантов влек за собой различие в правовых методах управления экономикой и социальными процессами и соответственно в организации и методах деятельности партийного и государственного аппарата, что предопределяло и политический режим.

Члены Политбюро Н.И. Бухарин, А.И. Рыков (он же глава правительства - председатель Совнаркома СССР) и др. отстаивали путь индустриализации, основывавшийся на продолжении новой экономической политики . Суть их предложений сводилась к необходимости накопления средств для создания тяжелой индустрии и военно-промышленного потенциала за счет расширения и ускорения гражданского оборота в стране, что должно было, по их мнению, привести к увеличению прибылей и отчислений от них в госбюджет. Это ускорение было связано прежде всего с развитием легкой промышленности - производством товаров народного потребления (что быстрее дает прибыль). В деревне группа Бухарина предлагала сохранение единоличных хозяйств, но с ускоренным развитием (при поддержке государства: льготное кредитование и т.д.) крестьянских форм кооперации (сбытовой, снабженческой, промысловой, товариществ по совместной обработке земли, эксплуатации машин и т.д.).

Правда, современный российский историк и экономист Г.И. Ханин предпринял попытку «просчитать» предложенный Бухариным вариант развития экономики. Его расчеты показали, что при сохранении нэпа рост основных производственных фондов на предстоявшую первую пятилетку из-за недостатка инвестиций вряд ли мог превысить 5-10% или не более 1-2% в год. В этом случае рост национального дохода оказывался ниже роста численности населения, которое стабильно росло на 2% в год. А это означало бы прогрессирующее отставание СССР от основных капиталистических государств.

Таким образом, современные расчеты показывают, что при сохранении нэпа страну ожидали экономическая стагнация и военное бессилие. Наиболее реальным вариантом социально-экономического развития, обеспечивавшим сохранение национальной независимости страны и ее военной безопасности, должен был стать индустриальный прорыв, которого как раз и требовали Сталин и его сторонники.

Сталинский курс был нацелен на скорейшую индустриализацию любой ценой и не считаясь ни с какими жертвами . Обосновывая принятый по его настоянию в 1928-1929 гг. курс на резкое ускорение темпов индустриализации и создание военно-промышленного комплекса, Сталин говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Примечательно, что эти слова были сказаны в речи на 1-й Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в феврале 1931 г., за десять лет до начала Великой Отечественной войны. В этих словах Сталина как раз и была выражена идея своеобразного «большого скачка»: «пробежать» за десять лет столетний путь естественного развития экономики «перепрыгивая» через все промежуточные этапы.

Откуда же Сталин предлагал взять средства на форсированную «скачкообразную» индустриализацию? Во-первых, за счет «дани» с крестьянства. Во-вторых, установлением жесткого режима экономии и прежде всего резкого сокращения потребления, т.е. за счет резкого снижения жизненного уровня населения. В-третьих, использованием массового применения «дешевого» труда заключенных.

Наиболее важный источник, безусловно, - изъятие средств у крестьян. Однако взятие «дани» с крестьянства было чрезвычайно затруднено. Деревня «осереднячилась» за годы нэпа, в деревне свыше 26 млн. крестьянских дворов вели мелкотоварное (натуральное) хозяйство. И хотя валовый сбор хлеба даже несколько превысил уровень 1913 г., товарного хлеба было существенно меньше. В связи с увеличением численности городского населения, его стало не хватать даже для снабжения городов и с 1929 г. в городах была введена карточная система. А на экспорт хлеба и вовсе почти не было, тогда как до революции Россия экспортировала от 7 до 9 млн. т. зерна в год, которое поставляли помещики и крупные фермеры.

Необходимость реконструкции сельского хозяйства и его кооперирования также признавали все. Но по поводу конкретных форм, методов и сроков были серьезнейшие разногласия. Группа Сталина предлагала путь форсированной коллективизации , который предусматривал немедленное создание в деревне коллективных хозяйств, в которых обобществлялись как земля, рабочий и продуктивный скот, орудия производства, так и производственные процессы. Причем эти коллективные хозяйства (колхозы) должны были создаваться практически на базе старых орудий производства (сохи и бороны), так как новая техника в массовом масштабе в деревню еще не поступала.

Коллективизация и раскулачивание . В ноябре 1929 г. ноябрьский пленум ЦК Коммунистической партии принял решение о немедленном проведении сплошной коллективизации в сжатые сроки . Одновременно в соответствии с директивой пленума ЦК был создан Народный комиссариат земледелия СССР (Наркомзем СССР), призванный осуществлять государственное управление процессом коллективизации, а затем и сельскохозяйственным производством.

Действовавшая в то время Конституция СССР 1924 г. государственное руководство сельским хозяйством относила к исключительной компетенции союзных республик - субъектов Федерации, считая это внутренним делом республик. Соответственно народные комиссариаты земледелия существовали только в союзных и автономных республиках.

Принятый 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР Закон «Общие начала землепользования и землеустройства» впервые четко определил, что Союз ССР в лице его высших органов государственной власти является субъектом права собственности на землю в масштабе всего Союза. Тем самым закон создал правовую базу и для учреждения общесоюзной централизованной системы государственного управления сельским хозяйством.

Переход к форсированной сплошной коллективизации, ее темпы и методы были определены в Постановлении ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» от 5 января 1930 г. и в Постановлении ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г. Основные положения этих партийных решений были изложены в Законе, принятом ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 г., «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

В процессе коллективизации осуществлялась и ликвидация кулачества (раскулачивание) , что означало изъятие у кулаков имущества (в первую очередь инвентаря, рабочего скота, хозяйственных построек и т.д.) и выселение их с прежнего места жительства. К кулачеству причислялись лица, занимавшиеся ростовщичеством, владевшие мельницами, крупорушками, арендовавшие землю (сверх общинной нормы), нанимавшие батраков и т.д. Раскулачивание преследовало цель создать материальную базу колхозов. Так, только с 1929 г. до середины 1930 г. у кулаков было конфисковано имущества более чем на 400 млн. руб., которое было передано колхозам в счет вступительных взносов за бедняков и батраков.

Раскулачивание имело также целью запугать крестьянство и сломить его сопротивление коллективизации, хотя это и не всегда давало ожидаемый эффект. Раскулачивание положило начало созданию армии «дешевого» труда заключенных, который использовался как один из источников средств для форсирования индустриализации.

В соответствии с Инструкцией ЦИК СССР от 4 февраля 1930 г. лица, подлежащие раскулачиванию, разделялись на три категории. К первой из них причислялись кулаки, оказывавшие активное сопротивление власти, ко второй категории - наиболее богатые, но не оказывавшие активного сопротивления, к третьей - все остальные. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. предоставляло местным властям чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством. Репрессии, а также выселение и конфискация имущества производились в административном порядке.

§ 2. Государственное управление в сфере экономики

Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным", есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).
В Российской Федерации управление экономикой и основа этого — управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т.д.) управляют федеральные органы (например, федеральные министерства), собственностью субъектов РФ — их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т.д.).Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Государственный комитет по рыболовству, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).
Парламент осуществляет управление прежде всего путем целепо-лагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу имущества). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер, хотя в редких случаях издаются и частные законы (например, Федеральный закон “Об участках недр, право, пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении” (в Красноярском крае), от 2 января 2000 г.).
С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в России — информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение, Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.
Глава государства (если он обладает реальными полномочиями (а это монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской и полупрезидентской республиках) тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения правительства.
Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение правительства. Оно утверждает положения о большинстве ведомств, в том числе экономических (тех, руководители которых не входят в состав правительства).
Соответствующие министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда).
Органы субъектов Федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законами Федерации (если они приняты по вопросам совместного ведения Федерации и субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).
Местные органы государства — отделы и управления соответствующих министерств на местах участвуют в управлении экономикой данной административно-территориальной единицы, но только в отношении подчиненных им объектов или только в функциональном плане. В государственном управлении экономикой могут участвовать органы муниципальных образований, если им предоставлены определенные государственные полномочия (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).Специализированное предметное и функциональное управление федеральными объектами экономики в основном осуществляется министерствами промышленности, науки и технологий, экономического развития и торговли, имущественных отношений, атомной энергии. В то же время существуют и, другие организационные формы. Мукомольная, комбикормовая, хлебопекарная промышленность, внутреннее рыбное хозяйство, элеваторы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства, предприятия промышленности строительных материалов — Государственного комитета РФ-по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Общие черты управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). В России эти акты, как правило, утверждаются указами Президента РФ. Управление промышленностью осуществляет прежде всего Министерство промышленности, науки и технологий. Оно призвано проводить единую государственную политику в сфере металлургической, химической, биотехнологической, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, оборонной и некоторых других отраслей. Поскольку в управлении некоторыми из этих сфер могут участвовать другие ведомства (например, Министерство природных ресурсов), Министерство промышленности является в этих отраслях координирующим органом. Оно осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в автомобильной, станкостроительной, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого машиностроения, участвует в разработке государственного оборонного заказа, организует работу по стандартизации продукции подведомственных отраслей. В его компетенцию входят функции, выходящие за рамки экономики. Оно представляет интересы России в ряде международных организаций, выполняет некоторые функции в области внешней торговли (проводит единую политику во внешнеторговой деятельности), выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, содействует экономической интеграции государств — членов СНГ и др.
Министерство по атомной энергии проводит государственную политику в данной сфере, осуществляет государственное управление по использованию ядерной энергии, занимается вопросами утилизации ядерных резервов и боеприпасов, ядерных отходов. В число его задач входит обеспечение безопасности предприятий ядерного комплекса, оно формирует и размещает заказы на покупку продукции министерства для федеральных государственных нужд, контролирует меры по гражданской обороне предприятий ядерного комплекса. В его подчинении находятся специальные воинские формирования.
Министерство энергетики осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, деятельность магистральных продуктопроводов энергетического сырья, обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, осуществляет надзор по предупреждению загрязнений среды топливом и его отходами, заботится об охране недр и природных богатств. Минэнерго взаимодействует с Федеральной энергетической комиссией, регулирующей деятельность естественных монополий (Газпром, Росуголь, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе.
Важную роль в управлении экономикой в России играет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В сфере промышленности действуют государственные контрольные и надзорные органы. К их числу относится Федеральный горный и промышленный надзор России (Росгортехнадзор), который осуществляет надзор за безопасным ведением работ, безопасной эксплуатацией оборудования. Он имеет право беспрепятственной проверки поднадзорных предприятий, дает предписания об устранении выявленных нарушений, вправе приостановить работы, ведущиеся с нарушением техники безопасности, может вносить предложения об освобождении от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила безопасности работ, привлекать таких лиц к административной ответственности (налагать штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях). Надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, непосредственно подчиненный Президенту РФ. Он имеет свои территориальные органы: управления округов и инспекции. Надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляет Государственный энергетический надзор РФ, состоящий в системе Министерства энергетики. Его возглавляет Главный государственный инспектор. Органы Главного управления энергетического надзора вправе давать указания о ликвидации нарушений, об отстранении от работы нарушителей, требовать от руководителей предприятий, организаций, учреждений немедленного отключения энергетических и тепловых установок при обнаружении нарушений (но не вправе сами отключать их).
Управление сельским хозяйством и в целом агропромышленным комплексом, который включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение, в результате реформ коренным образом изменилось. Сейчас в сельском хозяйстве России сложилось многообразие форм собственности, существуют государственный, производственно-коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Прежние колхозы и совхозы (госхозы) сохранились в ряде местностей, но они теперь имеют другую организацию и не определяют формы хозяйствования на земле.
Основную роль в механизме государственного управления агропромышленным комплексом в России играет Министерство сельского хозяйства. Оно должно проводить государственную политику в агропромышленном комплексе, в продовольственном обеспечении страны и координировать в этой сфере деятельность других органов власти. Министерство управляет государственными объектами, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную промышленность, элеваторы. Оно разрабатывает государственную политику в области сельского хозяйства (на основе этих разработок принимаются законы, указы Президента, постановления Правительства РФ), в сфере аграрных преобразований, заботится о продовольственных ресурсах, создает организационно-технические условия для функционирования в сельском хозяйстве разных секторов и их интеграции, развивает предпринимательство, заботится об охране окружающей среды в связи с деятельностью предприятий агропромышленного комплекса. Министерство участвует в разработке ценового регулирования в своей отрасли, оказывает поддержку сельскохозяйственным производителям. В его подчинении находятся крупные производственные объединения (“Рязанский картофель”, “Росхлеб-продукт”, Российская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности и др.), контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. В субъектах Федерации действуют управления, комитеты, министерства сельского хозяйства.
Регулирование и лицензирование промышленного рыболовства, контроль за ним, общее руководство деятельностью государственных администраций морских и речных рыбных портов, контроль за ними осуществляет Государственный комитет РФ по рыболовству. Государственным регулированием использования земель, их охраной, ведением земельного кадастра занимается Федеральная служба земель ного кадастра, а также Государственный комитет РФ по строительств ву и жилищно-коммунальному комплексу. Специальными органами контроля и надзора в агропромышленном комплексе являются Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ, органы государственного ветеринарного надзора.
В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого органа исполнительной власти, в руках которого было бы сосредоточено управление строительством. Его ведут органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу выполняет координационные задачи в сфере строительства, проводит экспертизу проектов по строительству и дает заключения, осуществляет государственный контроль в архитектурно-строительной области, утверждает уставы федеральных государственных предприятий, занимающихся строительством, осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности, а также инспекционный надзор за качеством строительства, за соответствием стандартам. Он вправе приостанавливать строительство, приемку построенных объектов, выпуск строительных материалов при выявлении нарушений действующих норм и стандартов. В ведении комитета находятся унитарные государственные и казенные федеральные предприятия по строительству и производству строительных материалов. Он отвечает также за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, разрабатывает стандарты строительства, капитального ремонта, реконструкции жилищно-коммунального комплекса, контролирует соблюдение жилищного законодательства и сохранность жилого фонда, инспектирует качество жилищно-коммунального обслуживания, занимается межотраслевой координацией по вопросам теплоснабжения снабжения энергией, водой, благоустройства, дорожного строительства, он координирует деятельность органов, занимающихся муниципальным жилищным хозяйством.
Государственный контроль и надзор в этой сфере осуществляет Государственная жилищная инспекция РФ. В составе комитета действует также Инспекция государственного архитектурного надзора. Она осуществляет контроль при выдаче лицензий на архитектурную деятельность.
Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся важнейшие объекты транспорта, пути сообщения и связь. Органы Федерации играют главную роль в управлении коммуникационными системами, ее субъекты организуют развитие автотранспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории.
Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопроводы находятся в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы, их руководители обычно вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами, а иногда также рассматривать их и налагать штрафы.
Железнодорожный транспорт относится к числу естественных монополий, и хотя он управляется Министерством путей сообщения, на него распространяется особое регулирование (действует Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте). Управление железнодорожным транспортом имеет централизованный характер, оно относится к исключительной компетенции Федерации. Органом, который обеспечивает проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, регулирует хозяйственную деятельность железных дорог и примыкающих предприятий, является Министерство путей сообщения РФ. Оно обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, разрабатывает стандарты и нормы в этой сфере, руководит железнодорожным транспортом и примыкающими предприятиями, организует оперативное управление, утверждает графики движения поездов. В систему министерства входят железные дороги, их отделения, промышленные, торговые, снабженческие предприятия. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это — государственное унитарное предприятие, действующее на началах экономической самостоятельности. МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с субъектами Федерации открывает или закрывает железнодорожные линии (вводит или отменяет маршруты поездов), реорганизует предприятия. Охрана железнодорожного транспорта осуществляется Федеральной службой железнодорожных войск. В настоящее время начата реформа управления железнодорожным транспортом, управление железными дорогами (путями) и предприятиями разделено, в него введены начала гражданско-правовых отношений (вместо административных).
Управление авиационным транспортом возложено на специальные органы Федерации (Авиационно-космическое агентство и др.), которые обладают исполнительными, контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне их ведения). Они организуют воздушное движение. В нем участвуют предприятия и организации независимо от формы собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процессы воздушной перевозки пассажиров и грузов (деловая авиация) и авиаспорт, авиатуризм (любительская авиация). Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты, организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов, проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок, утверждают авиационные правила, нормы и стандарты, осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов.
Учитывая особую важность соблюдения порядка и дисциплины пользователями воздушного транспорта, закон предоставляет органам исполнительной власти в области воздушного транспорта и их должностным лицам (как и некоторым другим органам, действующим в сферах, где нарушения порядка особенно недопустимы) административные полномочия в отношении неподчиненных физических и юридических лиц. Эти органы (руководители, их заместители, руководители структурных подразделений) вправе рассматривать дела об административных нарушениях правил безопасности полетов и налагать на виновных штрафы.Государственное управление морским, речным, автомобильным транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ. Оно формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, осуществляет государственное управление, регулирование и контроль, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лицензии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, занимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор (последним занимается Российская транспортная инспекция, входящая в систему министерства и имеющая свои отделы и филиалы в субъектах РФ). При Минтрансе действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река — море). В сфере внутреннего водного транспорта созданы бассейновые управления водных путей (по бассейнам рек, внутренних морей, озер). Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.
Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс, и оно вводится в действие после утверждения Правительством РФ.
К экономической сфере примыкают сети связи и вопросы экологии. Центральным органом государственного управления связью является Министерство РФ по связи и информатизации. Сеть связи — это комплекс технологически объединенных линий связи общего пользования (почта, телефон, телеграф и др.) и ведомственных сетей электросвязи (кроме связи внутри предприятий и учреждений). На них распространяется централизованное управление независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Министерство выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. В субъектах РФ создаются территориальные организации министерства, на местах — почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточена также телефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой при Правительстве РФ. Государственный контроль и надзор в области связи возложен на Департамент российской транспортной инспекции. Он действует в составе Министерства транспорта, но занимается и вопросами связи, в субъектах действуют его отделения. Должностные лица инспекции вправе применять меры административной ответственности за нарушения в области связи (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях). Надзорные функции осуществляются также федеральными службами по регулированию естественных монополий на транспорте и связи.
Управление в сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты РФ. Исключительная сфера ведения Федерации — установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов. Оно занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Его органы вправе налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы. Вместе с тем оно не является единственным органом, осуществляющим государственное управление природопользованием. Действует Федеральная служба земельного кадастра, отдельно выделены вопросы лесного хозяйства. Контроль за состоянием недр возложен на Министерство природных ресурсов, геодезический надзор — на Федеральную службу геодезии и картографии, есть специальная служба лесной охраны.
Специфическими приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования. Создан и специальный орган, занимающийся мониторингом загрязнения атмосферы, вод, почвы, — Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику во всех странах определяет парламент, проводит ее правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются различные государственные органы — министерство финансов, государственный банк (он имеет и другие названия), налоговые службы, казначейства, счетные палаты (суды счетов) при парламенте, таможенные и многие другие органы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно.
В России к исключительному ведению Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ, а основной объем управленческих функций в этой сфере выполняет Министерство финансов. В субъектах Федерации существуют министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов РФ (в других субъектах РФ).
Министерство финансов является, по существу, межотраслевым, координирующим органом государственного управления, через него проходят финансовые потоки. Правовая основа его деятельности — Бюджетный кодекс РФ. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ (Банка России) организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Министерства финансов, зарегистрированные в Министерстве юстиции, обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
В составе Министерства финансов действует Федеральное казначейство. Его территориальные органы в субъектах Федерации, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.
Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение — Банк России — находится в федеральной собственности. Он регулирует денежное обращение: выпуск — эмиссию — денежных знаков, изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, государственных ценных бумаг, установление курса рубля и др. Банк выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль за ними, при невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Банк России возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента РФ Государственной Думой. Председатель руководит коллегиальным органом — Советом: директоров.Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это основной источник доходной части бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивают Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции. Министерство и его территориальные органы, Федеральная служба налоговой полиции ведут учет налогоплательщиков (предприниматели обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги, для других граждан установлен единый 13-процентный налог). Органы Министерства по налогам и сборам вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях независимо от их формы собственности, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений. Существовавшая до 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные органы занимались предупреждением и пресечением налоговых преступлений, проводили административное задержание, налагали административный арест на имущество физических и юридических лиц (ограничение в распоряжении имуществом), налагали штрафы и возбуждали уголовные дела по подозрению в совершении налоговых преступлений. В 2003 г. ФСНП упразднена, ее функции переданы МВД.
Финансовый контроль, хотя и в разных формах, осуществляется всеми названными выше органами (в Министерстве финансов существует специальный Департамент государственного финансового контроля и аудита). Особую роль играют Федеральное казначейство (проверка денежных документов, наложение штрафов на банки, несвоевременно перечисляющие положенные средства в государственный бюджет), Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием РФ (контроль за своевременным исполнением федерального бюджета). Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах.

Государственное управление экономикой - это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике. Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным", есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления - министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Государственный комитет по рыболовству, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).

Глава государства (если он обладает реальными полномочиями (а это монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской и полупрезидентской республиках) тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов Федерации). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения правительства.

Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение правительства. Оно утверждает положения о большинстве ведомств, в том числе экономических (тех, руководители которых не входят в состав правительства).

Соответствующие министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда).

Органы субъектов Федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законами Федерации (если они приняты по вопросам совместного ведения Федерации и субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).

Экономика является сложной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы. Составными элементами экономической системы Республики Беларусь являются: промышленность; 6) связь; энергетический комплекс; 7) жилищное хозяйство; агропромышленный комплекс; 8) бытовое обслуживание населения; строительный комплекс; 9) сфера использования и охраны природных ресурсов. транспорт и дорожное хозяйство; Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта. Основными государственными органами, осуществляющими управление в сфере экономики являются: Совет Министров Республики Беларусь (в т.ч. через подчиненные ему государственные организации–«Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром» и др.); Министерства экономики; финансов; по налогам и сборам; статистики и анализа; Министерства промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; энергетики; транспорта и коммуникаций; торговли; Министерства жилищно-коммунального хозяйства; архитектуры и строительства; связи и информатизации Государственные комитеты по науке и технологиям; по имуществу, военно-промышленный комитет, по стандартизации; местные исполнительные комитеты путем взаимодействия с объектами сферы экономики на подведомственной территории Управление промышленностью Промышленность - ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства.. От ее состояния и развития зависят состояние и развитие других отраслей и сфер, а значит и уровень жизни граждан, развития общества, государства в целом. Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на: координацию и дальнейшее развитие производственных сил общества и государства; повышение эффективности труда; снижение себестоимости продукции; повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке; защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и услугами; развитие промышленных предприятий негосударственных форм собственности путем воздействия на них экономическими мерами и контроля их деятельности. Управление жилищно-коммунальным хозяйством Жилищная сфера охватывает: а) управление жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства, б) их содержание, в) строительство и ремонт. Коммунальное хозяйство делится на такие группы объектов: а) санитарно-технические (водопровод, канализация, предприятия по очистке городов); б) энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); в) транспортные (троллейбусы, трамваи); г) объекты внешнего благоустройства (зеленые насаждения, мостовые и т.д.). Особенностью управления жилищно-коммунальным хозяйством является то, что значительные полномочия по управлению этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, принимают программы развития предприятий отрасли и организуют их выполнение. Центральным органом государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама