THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

СНС - это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные механизмы функци­онирования.

СНС - это своего рода бухгалтерский учет не для каждого хозяйствующего субъекта, а для страны в целом (национальное счетовод­ство). Для обеспечения согласованности показателей в системе использу­ются характерные для бухгалтерского учета принципы двойной записи.

Система национальных счетов представляет собой всеобъемлющую информацию обо всех экономических операциях, осуществляемых хозяйствующими субъектами страны, а также о наличии и движении всех эко­номических активов и пассивов.

Национальные счета предполагают выделение следующих блоков макроэкономической информации для:

    экономики в целом (консолидированные счета);

    секторов экономики;

    видов экономической деятельности;

    отдельных экономических операций.

На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, соответствующей этапам воспроизводственного цикла, удается получить на языке цифр взаимосвязанную комплексную характеристику экономических процессов и результатов функционирования экономики. Каждый счет, входящий в систему, представляет собой баланс, т.е. равенство между объемом тех или иных ресурсов и их использованием, достигаемое пу­тем расчета балансирующей статьи, за исключением счетов, сбаланси­рованных по определению. Балансирующая статья каждого счета имеет самостоятельное значение в характеристике изучаемых экономических явлений; она также используется для увязки каждого предыдущего сче­та с последующим.

Центральная структура СНС состоит из следующих блоков:

а) интегрированные экономические счета, представляющие полную последовательность счетов институциональных секторов и остального мира, а также счета для операций (и других потоков) и счета для активов и пассивов;

б) таблицы ресурсов и использования, объединяющие счета отраслей по видам экономической деятельности и счета операций с товарами и услугами в разрезе видов продукции;

в) трехмерный анализ финансовых операций и запасов финансовых

и пассивов, который отражает межсекторальное взаимодействие;

г) функциональный анализ, в котором определенные операции институциональных секторов представлены в соответствии с их целевым на­ значением;

д) социальные таблицы.

В структуре счетов наиболее значимое место занимают интегрированные экономические счета.

Интегрированные экономические счета разбиты на три подгруппы:

    счета текущих операций;

    счета накопления;

    балансы активов и пассивов.

Счета текущих операций показывают производство, распределение и перераспределение доходов, а также отражают, как располагаемый доход используется на конечное потребление. К этому виду счетов относятся:

    счет производства.

    счета распределения и использования доходов:

а) счета первичного распределения доходов:

    счет образования доходов;

    счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

в) счет перераспределения доходов в натуральной форме;

г) счета использования доходов:

    счет использования располагаемого дохода;

    счет использованного скорректированного располагаемого дохода.

Счета накопления отражают все изменения активов и пассивов и все

изменения чистой стоимости капитала в отчетный период. К ним относятся:

    счет операции с капиталом.

    финансовый счет.

    счета других изменений в активах:

а) счет других изменений в объеме активов;

б) счет переоценки:

    счет нейтральной холдинговой прибыли (убытка);

    счет реальной холдинговой прибыли (убытка).

Балансы активов и пассивов отражают запасы активов и пассивов, а также разность между ними по состоянию на начало и конец отчетного периода. Они включают в себя три блока информации.

    вступительный баланс активов и пассивов.

    изменения в балансе активов и пассивов.

    заключительный баланс активов и пассивов.

Состав показателей счетов и их взаимосвязь представлены в табл. 3.2.1. Для простоты восприятия все счета приведены в последовательном порядке. Одноименные показатели в счетах равны между собой.

Систему текущих счетов открывают счет производства и счет образова ния доходов . Они составляются на всех уровнях макроэкономики:

  • институционального сектора экономики;

    национальной экономики (как результат агрегирования секторальных счетов).

Тема 9: Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели.

    Система национальных счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

    Экономический рост: сущность, типы и факторы.

    Система национальн ых счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов (СНС) - это совокупность показателей последовательного и взаимосвязанного описания важнейших процессов и явлений экономики: производства, потребления, накопления капитала, финансов, дохода.

СНС исходит из того, что вся продукция производится как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, поэтому СНС охватывает деятельность:

    компаний и предприятий, производящих товары и услуги;

    частных некорпоративных предприятий;

    подсобных хозяйств;

    лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);

    работников сферы управления;

    финансово-коммерческих организаций;

    некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);

  • наемной прислуги;

    владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

СНС дает ступенчатую картину развития экономики, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса.

Данные счетов обобщаются и анализируются по секторам. Основными секторами СНС являются:

Основными показателями системы национальных счетов являются следующие:

1. Валов ы й внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год. ВВП измеряет стоимость продукции, произведенной всеми хозяйствующими субъектами на территории данной страны. Номинальный ВВПизмеряется в денежном выражении в текущих ценах. Но для сопоставления ВВП в различные годы важно знать, имела ли место в тот или иной период инфляция или дефляция, так как стоимость объемов производства разных лет может быть сопоставима только в том случае, если стоимость денежной массы не изменялась.

Поскольку номинальный ВВП отражает объем производства, выраженный в ценах текущего года, то с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) можно сравнить цену объема производства данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах базового года.

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с базисным, указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен - на дефляцию.

Инфляция и дефляция усложняют подсчет ВВП. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы скорректировать номинальный ВВП таким образом, чтобы он точно отражал изменения только физического объема производства, а не колебания цен. Номинальный ВВП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции, называется реальным ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ ИПЦ* 100%,

где ИПЦ – индекс потребительских цен.

При измерении результатов экономической деятельности встает проблема подсчета рыночной стоимости всего объема производства номинального ВВП. Это можно сделать двумя способами.

      Выяснить, сколько потребитель, как конечный пользователь этой продукции, расходует на ее покупку. Этот подход отражает расчет ВВП по расходам (метод конечного использования).

Оба эти подхода (по расходам и доходам) представляют собой два взгляда на одну и ту же проблему. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВВП: домохозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВВП= С+ Ig + G + Xn ,

где: С - личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;

Ig - валовые инвестиции. (Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство).

G - государственные закупки товаров и услуг. (Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов, особенно рабочую силу, и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии ветеранам, инвалидам), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВНП).

Хп - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

При расчете ВВП по доходам суммируются все виды полученных экономическими агентами доходов (заработная плата, рента, проценты, прибыль корпораций, доходы некорпоративных предприятий), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес (НДС, акциз, таможенная пошлина).

В составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

    компенсация за труд наемным работникам;

    рентные доходы,

    чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

прибыль корпораций.

    доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и др.)

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП= A + T + W + R + %+Р+ У,

где: А - амортизация; Т - косвенные налоги, W - заработная плата,R - рентные платежи, % - процент, Р - прибыль корпораций, У - доходы некорпоративного сектора.

2. Валовый национальный доход (ВН Д ) - это валовая конечная стоимость всех товаров и услуг, произведенных субъектами национальной экономики на территории страны и за ее пределами без учета стоимости, произведенной иностранными субъектами в данной стране. У развитых стран различия между ВНП и ВВП невелики - 1-3%.

ВНП =ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

3. Национальный доход (НД) - это доход общества, полученный в результате потребления производственных ресурсов. Это реальный доход, который является частью валового продукта за исключением стоимости потребленных средств производства.

НД= ВВП – Амортизационные отчисления- косвенные налоги на бизнес.

Основные показатели социально-экономического развития Украины таковы: в 2009 г. ВВП составлял 912 млрд. 563 млн. грн. (114 млрд. долл.). Реальный ВВП составил 85% по сравнению с номинальным, т.е. реальный ВВП снизился на 15%.

По производству ВВП на душу населения первое место в мире принадлежит Лихтенштейну - 122 тыс. долл. в год. В США производится 46 тыс. долл.; в Великобритании - 35 тыс. долл.; в Германии - 34 тыс. долл.; в Польше - 18 тыс. долл.; в России - 15 тыс. долл.; в Беларуси - 12 тыс. долл.; в Украине - 6,4 тыс. долл. на душу населения.

2. Сущность, факторы и типы экономического роста

Экономический рост - увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг; количественное развитие общественного производства. Экономическоеразвитие - создание в стране возможностей для устойчивого увеличения масштабов производства товаров и услуг.

Существует два основных типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению ресурсов, факторов производства, т.е. за счет привлечения дополнительных: 1) работников без повышения их квалификации; 2) материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без повышения эффективности их использования; 3) капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

Интенсивный экономический рост осуществляется за счет применения более соврешенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. К интенсивным факторам экономического роста относятся: 1) внедрение НТП, что обеспечивает расширение производства материальных благ и услуг, обновление средств производства; 2) улучшение организации производства (новая структура хозяйственных связей, маркетинг, менеджмент, кооперация) и, как результат, - повышение его эффективности; 3) совершенствование тспользования основных и оборотных фондов за счет ускорения их оборачиваемости, применения ускоренной амортизации; 4) постоянный рост квалификации рабочей силы и совершенствование научной организациии труда.

В реальной жизни экстенсивного или интенсивного типа экономического роста в чистом виде не встречается. Поэтому экономически правильнее говорить о преимущественно том или другом типе экономического роста. Отношение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов. Так в 70-80 гг. прирост национального дохода СССР лишь на 20- 30% обеспечивается за счет интенсивных факторов. Для экономически развитых стран соответствующий показатель составлял более 50%.

Основным фактором экономического роста является научно- технический прогресс (НТП), который одновременно влияет на все факторы производства - совершенствует средства и предметы труда, технологию; улучшает качество земли; предъявляет повышенные требования к человеку, развивая его как личность и как специалиста. В совокупности это обусловливает рост производства, качественное и количественное развитие производительных сил общества.

Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостный рост). Первый способ измерения экономического роста, позволяющий исключать воздействие инфляции, более надежен, но менее универсален, так как не имеет общего показателя для производства разных изделий. На практике способ стоимостного измерения экономического роста применяется чаще, хотя инфляционные воздействия не дают достаточной точности счета. Ведущими показателями динамики экономического роста являются:

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Система национального счетоводства: сущность, роль и функции

История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.

Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.

Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент -- это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз -- как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.

Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.

Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.

В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.

Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.

Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).

Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.

Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.

В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

  • а) Отрасли производства товаров и услуг;
  • б) Органы общего государственного управления;
  • в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • г) Домашние хозяйства.

Вторая классификация -- институционная -- используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

  • а) нефинансовые предприятия;
  • б) финансовые учреждения;
  • в) органы общего государственного управления:
  • г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
  • д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

  • а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
  • б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
  • в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство -- информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама