THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики. Управление государственным долгом

Заключение

Список литературы

Введение

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Муниципальный сектор экономики — это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенции местных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должны разрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых является удовлетворение муниципального интереса.

Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 2008 г.

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:

В угольной промышленности — 151 предприятие;

В нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

В электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 2007 г.

Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.

В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более 90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения.

В государственном секторе химического комплекса в настоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.

Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.

В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.

Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.

На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.

Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.

По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.

Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.

Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.

В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.

В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.

Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.

Одним из основных направлений институциональных преобразований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.

Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики.

муниципальный сектор финансы долг

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа :

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом .

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Заключение

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Список литературы

1. Дробозина Л.А., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2009.-398с

2. Родионова В.М., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.-280с

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник внутренней службы

Е.Н. Бардулин

«____»_____________201_

Тема 1. Общая характеристика экономики государственного сектора

лекция по дисциплине

«Экономика государственного и муниципального сектора»

(080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Рассмотрена на заседании

кафедры УиИМК протокол № _____

от «____»_________ 201_ г.

Санкт-Петербург

1. Учебные цели лекционного занятия по 1 теме

Дать студентам целостные знания о закономерностях и этапах формирования экономики государственного сектора.

Научить использовать полученные теоретические знания при решении практических задач, поставленных перед организациями и службами системы МЧС России.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Понятие и границы экономики государственного сектора.

1.1 Понятие экономики государственного сектора

1.2 Экономика государственного сектора и экономика сектора государственного управления. Их границы.

1.3 Факторы, предопределяющие необходимость государственного сектора экономики.

2 . Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые государственным сектором экономики.

2.1 Оказание общественных услуг общего назначения. Оборона. Общественный порядок и безопасность.

2.2 Деятельность сектора государственного управления по развитию экономики и обеспечению воспроизводства.

2.3 Виды деятельности сектора государственного управления в социальной сфере.

2.4 Экономическая деятельность предприятий, принадлежащих государству или контролируемых им.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4. Литература

Основная

    Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.

    Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2008.

    Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

    Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.

    Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебн. пособие. СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная

    Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.

    Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.

    Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М.: Наука, 2006.

    Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. упр.» / Н.И.Глазунова; Гос. ун-т упр-я. – М.: Проспект, 2006.

    Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. М.: Наука, 2006.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет

Экономика государственного и муниципального сектора

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Составитель: Ужегова А.М., к.э.н., доцент

Екатеринбург


Цель и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» является формирование у студентов базовых профессиональных знаний, практических навыков и умений в области экономики общественного сектора, необходимых в деятельности органов государственной власти для решения конкретных задач.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Ознакомление студентов с основными понятиями, инструментами, новейшими теориями и подходами в области экономики общественного сектора.
  2. Обучение аналитическим подходам к исследованию закономерностей развития и функционирования современного государства и общества.
  3. Формирование и развитие у студентов практических навыков в области анализа деятельности государственного сектора и негосударственных некоммерческих институтов.
  4. Реализация способности к максимально оперативной и адекватной реакции на непрерывные изменения текущей социально-экономической ситуации.

Темы дисциплины и их краткое изложение

Тема 1. Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора

Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора. Понятие, границы и масштабы экономики государственного и муниципального сектора. Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые общественным сектором экономики. Общее понятие о финансах общественного сектора.

Человек – основа экономики государственного и муниципального сектора. Человек как субъект экономики и общества. Соотношение интересов человека, общества и государства. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования. Индикаторы развития человека в экономике общественного сектора.



Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Институты государственного управления. Необходимость и основные характеристики политического механизма в общественном секторе. Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Тема 2. Функционирование экономики государственного и муниципального сектора

Провалы рынка и общественные блага. Важнейшие виды провалов рынка. Общественные блага, их свойства и типология.

Равновесие в общественном секторе. Теоретические основы экономического равновесия. Разновидности равновесия в общественном секторе

Механизм функционирования общественного сектора. Ресурсы общественного сектора. Системные связи общественного сектора.

Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального Занятость, мотивации и доходы в общественном секторе. Роль государства в регулировании процессов на рынке труда. Инфраструктура государственного регулирования рынка труда и его функции. Негосударственные структуры содействия занятости населения. Управление мотивацией работников организаций к труду. Приоритетные направления и принципы регулирования заработной платы на уровне отрасли и региона. Доходы от капитала как собственности капитала как функции. Воздействие методов реализации политики в области доходов в общественном секторе на решение аналогичных вопросов в частном секторе экономики.

Ценообразование в общественном секторе и государственная политика цен. Цены в национальной хозяйственной системе. Становление рыночного ценообразования в России: особенности и проблемы. Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Вопросы для самостоятельного изучения

Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Тема 3. Социальные функции государственного и муниципального сектора

Социальный потенциал государственного и муниципального сектора. Особенности и воспроизводственная роль социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора. Механизмы реализации социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора.

Роль государственного и муниципального сектора в воспроизводстве населения. Изучение семьи в экономической науке. Социально-экономические функции семьи. Социально-демографические потребности семьи и общественная потребность в воспроизводстве населения. Сущность, цели и меры социально-демографической политики. Структура ресурсов демографической политики. Поддержка семей с детьми. Проблемы эффективности демографической политики.

Общественное здоровье – главный показатель благополучия народа. Общественное здоровье и экономика. Качество общественного здоровья современной России.

Социальная защита населения. Направления и формы социальной защиты. Социальные трансферты. Социальное страхование и пенсионное обеспечение. Система медицинского страхования. Финансирование социального страхования.

Вопросы для самостоятельного изучения

Система социально-экономической поддержки семей с детьми. Источники средств для социально-экономической поддержки семей с детьми. Основные виды пособий семьям с детьми в период рыночных реформ. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Ежемесячное пособие в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 года. Ежемесячное пособие на ребёнка. Налоговые льготы.

Государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;

повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:

стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

· реализация государственной структурной политики;

· поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

· поддержание определенного уровня цен;

· решение проблем занятости;

· обеспечение внешнеэкономического равновесия;

· обеспечение приоритета социальных целей.

Общественный сектор экономики

Сущность, функции и структура государственного и муниципального сектора экономики

Общественный сектор - важнейшее звено смешанной экономики, ее неотъемлемая составная часть - представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и муниципалитетов.

Общественный сектор (включающий относительно самостоятельные государственный и муниципальный блоки,) в узком смысле - это комплекс предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих различные виды социально-экономической деятельности (предпринимательскую, управленческую, гражданской защиты, социального обеспечения и услуг, культурную и др.), находящихся в государственной или муниципальной собственности и управляемых соответствующими органами, или назначаемыми (нанимаемыми) ими лицами.

В более широком смысле в состав его структурных элементов включают всю совокупность объектов общественной (государственной и муниципальной) собственности - земли, природных ресурсов, предприятий, имущественных комплексов, денежных фондов, ценных бумаг, золотовалютных ресурсов и т.д. Важнейшей частью общественного сектора экономики является система государственных и муниципальных бюджетов и фондов социального страхования, а также федеральные, региональные и местные органы власти, управляющие всеми элементами сектора и осуществляющие государственное регулирование экономики. В этом случае функции общественного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики.

Таким образом, государственный (муниципальный) сектор в экономике - многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, посредством которого государство выполняет следующие функции:

Формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества;

Мобилизация и перераспределение денежных средств;.

Регулирование экономической деятельности, улучшение сбалансированности хозяйства и ликвидация диспропорций, выравнивание экономического цикла (с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, налоговых льгот и кредитов, создания и реконструкции предприятий инфраструктуры и т.д.);

Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;

Поддержка занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

Организация производства общественных благ: развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация отдельных видов

экономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций;

Обеспечение экономической безопасности.

В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в его составе можно выделить три основных блока.

1. Государственные (муниципальные) предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные банки и страховые общества, государственные (муниципальные) коммерческие торговые и предоставляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, "Рособо-рон-экспорт", "Российский кинопрокат", Новосибирсквнешторгбанк, Муниципальный банк, Новосибирскснабсбыт, НГТС и др.).

Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.

Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам

1.4 Модели государственного сектора экономики:

Понятие государственного и муниципального сектора экономики, его структура

Диалектика развития общества связана с его двойственной при­родой. С одной стороны - это отношения общества с человеком, с другой стороны - отношения общества с государством. В эконо­мике общественного сектора объединяется государственное регу­лирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности обществен­ного сектора. Не человек существует для государства, а государ­ство - для человека.

Экономика государственного и муниципального сектора – фундаментальная наука , что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, прикладной экономики, социологии, политологии и психологии.

Теоре­тической основой курса является сочетание политической эконо­мии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические тради­ции во взаимоотношениях государства, общества и человека.

Предмет изучения экономики государственного и муниципального сектора - роль и функции государства и муниципальных образований как хозяйствующих субъектов рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного и муниципального сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти.

Важнейшие задачи курса экономики государственного и муниципального сектора :

Обоснование необходимости развития государственного и муниципального сектора в рыночной экономике;

Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;



Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.

Основные вопросы , рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:

Влияние сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

Формирование доходов, расходов и имущества государственного и муниципального сектора;

Влияние экономической политики и экономической дея­тельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе .

Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему , состоящую важнейших секторов – частного и общественного . Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:

1. рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;



2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.

Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Общественный сектор включает три подсектора:

государственный,

добровольно-общественный,

смешанный.

С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах . Сначала рассмотрим первый аспект.

При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:

Узкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны. Предпо­лагается, что государственный сектор призван представлять инте­ресы членов общества, поэтому его принято называть обществен­ным сектором.

Широкая трактовка «государственного сектора » - под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама