THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Государство в рыночной экономике - это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Роль государства в рыночной экономике

Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Значение государства в рыночных экономических отношениях

Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по-разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно - правовые акты.

Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

Функции государства в рыночной экономике

Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

  • Функция правового регулирования - выражается в регулировании государственным аппаратом всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная - обеспечивает условия гарантий для функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Такая функция реализуется антимонопольным комитетом.
  • Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
  • Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
  • Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
  • Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

Правовая функция

Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

Производственная функция

Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально - техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

  • перераспределение доходов;
  • перераспределение ресурсов.

Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

Функция обеспечения добросовестной конкуренции

Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

Функция стабилизации

Заключается в принятии таких законов, которые обеспечивали бы равные условия деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизации. Само понятие стабилизации подразумевает создание новых рабочих мест для не трудоустроенного населения, вследствие чего платежеспособность населения повысится, что позитивно отобразится на условиях функционирования рынка. Но это направление имеет риск, который заключается в непредвиденности развития событий. Что бы расширить масштабы производства необходимо быть готовыми к тому, что так же возрастут и сопутствующие расходы, которые потянут за собой безработицу и обесценивание денег.

Функция прогнозирования

Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

Функция регулирования

Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

  • свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;
  • регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;
  • обеспечить социальную защиту объектов управления.

Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить

эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  • 1) монополия;
  • 2) несовершенная информация;
  • 3) внешние эффекты;
  • 4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:

  • 1. обеспечить нормальную работу рынка
  • 2. решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно - монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит? Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  • 1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  • 2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  • 3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  • 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  • 5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • · минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • · жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
  • · поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
  • · антимонопольную экспертизу принимаемых законов

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

  • · или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
  • · или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
  • · или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только

государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики. Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • · субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
  • · финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
  • · государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

  • 1. Налоги - обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.
  • 2. Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики - структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.
  • 3. Дотации - денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.
  • 4. Учётная ставка - разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
  • 5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.

Государственное предпринимательство

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях. Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений.

Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.

Социальное регулирование

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики. В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

  • 1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
  • 2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).
  • 3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых. Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

Стабилизационная функция государства

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

  • 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство;
  • 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно - организационные методы.

К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица также постоянно растёт. Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам:

во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой;

во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Экономика большинства стран мира развивается так или иначе под контролем национальных правительств. Вместе с тем степень вмешательства государства в рыночные процессы может быть разной. Каковы основные теоретические концепции, характеризующие вовлечение в хозяйственные системы? Задействовав какие методы, государство может управлять национальной экономикой? Что предопределяет их эффективность?

Процесс регулирования

Государство в современной рыночной экономике может играть значимую роль. На практике - в самых разных аспектах. Так, например, за счет бюджета страны может осуществляться инвестирование в ключевые производственные отрасли.

Государство - ключевой регулятор налоговой сферы. Вмешательство властей в экономику, как правило, связано с необходимостью распределения приоритетов в развитии тех или иных отраслей в соотнесении с актуальными задачами социально-политического развития.

Специфика

Прежде чем изучать конкретные функции государства в рыночной экономике, полезно будет исследовать особенности соответствующего типа хозяйственной системы. Каковы его признаки? По каким критериям рыночная экономика формирует собой самостоятельную категорию, отличающуюся от традиционной и командной хозяйственных систем?

Прежде всего следует отметить тот факт, что модели рыночной экономики, функционирующие сегодня, и те, что были актуальны, скажем, для 19-го и значительной части 20-го века, - не одно и то же. Соответственно, изучая роль и функции государства применительно к хозяйственным системам, следует учитывать специфику конкретного исторического периода. Условимся, что речь идет о современном мире. Основы рыночной экономики сегодня - это прежде всего свободный доступ к рынку для большинства потенциальных его игроков, приоритет права во взаимоотношениях субъектов бизнеса, развитая банковская сфера. Какими будут место и роль государства в данной модели? Это может прослеживаться в следующих аспектах:

  • денежная эмиссия;
  • законотворчество;
  • перераспределение доходов;
  • поддержка благосостояния социума.

Собственно, это и есть ключевые функции государства в рыночной экономике современного типа.

Можно отметить тот факт, что к этой модели мировые хозяйственные системы пришли не сразу. Формирование рыночной экономики в современном виде происходило в ходе сложных процессов, в значительной мере обусловленных особенностями политического развития отдельных стран и современной цивилизации в целом. Поговорим об этом подробнее.

Исторический аспект формирования современного рынка

В течение достаточно длительного периода экономика развитых стран мира функционировала в рамках классической либеральной модели, при которой предприниматели при минимальном контроле со стороны государства осуществляли свою деятельность, формируя таким образом совершенную конкуренцию. При этом подход к строительству бизнеса у соответствующих субъектов был чисто капиталистический - с акцентом на извлечение прибыли любыми законным методами. Пользуясь, в частности, тем, что было не развито трудовое законодательство, владельцы фабрик акцентированно эксплуатировали рабочий класс. Во многом именно это обусловило известные политические события начала 20-го века - капитализм не обошел стороной и Российскую империю. Произошла революция под лозунгами социализма.

Либеральная экономическая модель, как отмечают многие эксперты, оказалась не самой идеальной с точки зрения обеспечения стабильности национальных хозяйственных систем. Пока в СССР делались первые шаги по строительству социалистического государства, в США разразилась Великая депрессия - невиданных масштабов экономический кризис, который, как полагают многие исследователи, был обусловлен издержками либеральной модели в виде чрезмерно свободного рынка. И потому вывод американской экономики из кризиса был осуществлен посредством прямого вмешательства государства - сам по себе рынок, вероятно, не смог бы вывести себя из депрессивного состояния.

Таким образом, по мере естественного хода мировой политической истории сформировались современные основы рыночной экономики. Ключевые аспекты, отражающие свободу рынка, остались, но к ним добавилось вмешательство государства во многие сферы национального хозяйства как гарантия того, что очередная Великая депрессия не повторится. Или же не произойдет еще одна революция с социалистическим уклоном. Экономика современных развитых стран выстраивалась, как полагают многие аналитики, с учетом опыта, полученного самыми разными государствами в 20-м веке и ранее.

Теоретические концепции

Рассмотрим ключевые научные концепции, описывающие функционирование рыночной экономики в соотнесении с возможной ролью государства. Собственно, одну из них мы затронули выше - это классический либерализм. Согласно данной концепции предполагается, что рынок - это среда, которая может сама себя регулировать. Регулирование рыночной экономики государством, таким образом, - явление лишнее. Однако мировые хозяйственные системы уже прошли через соответствующий исторический период. И потому модель классического либерализма в чистом виде сегодня, как полагают исследователи, не слишком применима.

Кейнсианство

Есть теория, разработанная Джоном Кейнсом. Ученый предположил, что рынок все же не настолько эффективен с точки зрения качества саморегулирования. И потому государство должно участвовать в его управлении, прежде всего в таких аспектах, как регулирование совокупного спроса, от которого зависят объемы производства и предложения.

Монетаризм

Популярная монетаристская концепция. Она в достаточной мере близка к теории классического либерализма. В соответствии с воззрениями монетаристов рыночная система экономики должна развиваться все же при минимальном вмешательстве государства. Его функция должна сводиться, в частности, к созданию необходимых бизнесу финансовых институтов. Главное, за что должно отвечать государство, согласно монетаристской модели, - это денежное предложение. Но это важный аспект, поскольку власти могут определять объемы производства, влиять на уровень инфляции, безработицы.

Конечно, примеры реализации какой-либо из вышеописанных концепций в чистом виде сегодня обнаружить довольно сложно. Вместе с тем хозяйственные системы современных стран могут включать какие-то отдельные аспекты, характерные для идей, принятых на уровне экономической теории.

Объекты экономического регулирования

Функции государства в рыночной экономике современных стран во многом сводятся к управлению циклами хозяйственной деятельности. В основе национальной модели социально-экономического развития могут лежать некие ключевые отрасли. Допустим, это машиностроение. Предприятия, расположенные в стране, производят соответствующего типа оборудование и реализуют его на внутреннем или внешнем рынке. Со временем сегменты, куда поставляются машины, насыщаются. Или же требуют продукта, совершенно иного, к примеру, в аспекте уровня технологий. Отрасль, являющуюся ключевой для экономики страны, необходимо, как следствие, переводить на новые циклы.

Рыночная система экономики может потребовать вмешательства государства в аспекте, как мы уже отметили выше, денежной эмиссии, регулирования ключевых банковских ставок. Соответственно, монетарная отрасль также является одним из основных объектов регулирования в национальных хозяйственных системах.

Государство в условиях рыночной экономики современного типа активно участвует в обеспечении занятости населения. Таким образом, объектом регулирования здесь можно выделить социальную сферу в целом либо в категории экономически активных граждан. Занятость - одно из условий формирования спроса. Соответственно, в том, чтобы население было платежеспособным, заинтересован также и бизнес.

Модели рыночной экономики современных государств, как правило, предполагают значительную роль внешнеторговых связей. Устанавливать их на национальном уровне должно правительство страны. Это, можно сказать, вопрос исключительной компетенции государства. Хотя многие крупнейшие частные бренды по степени влияния на внешнеторговый аспект развития национальных экономик, как считают многие эксперты, сравнимы с правительственными структурами.

Методы государственного управления экономикой

Функции государства в рыночной экономике выполняются посредством специфических методов. Рассмотрим их сущность.

Согласно распространенной в среде российских экономистов концепции, методы, о которых идет речь, можно классифицировать на два типа: административные и экономические. Первые основаны на авторитете государственной власти. Как правило, направлены они на ограничение тех или иных предпринимательских активностей. В свою очередь, экономические методы часто акцентированы на стимулирование бизнеса действовать активнее. Например, решение ЦБ снизить ставку рефинансирования может положительным образом повлиять на желание предпринимателей открывать новые производства вследствие доступности выгодных банковских кредитов, условия по которым в значительной степени определяются решениями Центробанка.

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что рассмотренная классификация не вполне корректна, поскольку любое решение органа власти так или иначе носит административный характер, даже если оно направлено на стимулирование деловой активности в экономике. Поэтому аналитики предпочитают классифицировать методы воздействия государства на экономику по-другому, выделяя, в частности, инструменты реакционного и превентивного характера или же определяя их сущность, исходя из сферы регулирования - налоговой, производственной, банковской и т. д.

Есть классификация, предполагающая разграничение методов государственного регулирования экономики на ситуационные и долгосрочные. Наибольшее значение, полагают эксперты, с точки зрения стратегии развития национальных хозяйственных систем имеют методы второго типа. Один из самых частных практических способов их реализации - государственные программы. Рассмотрим их специфику.

Государственные программы

Политика государства в рыночной экономике может носить программный характер. То есть на уровне высших структур власти - в правительстве, в парламенте, под началом президента или премьер-министра - разрабатываются концепции стратегического характера, которые затем реализуются посредством издания соответствующих правовых актов. Сущность государственных программ может быть разной. Данного типа инструменты могут подразумевать, например, формирование специфических направлений в бюджетной политике, которые могут быть направлены на повышение покупательной способности отдельных категорий граждан, или же, например, придание дополнительной устойчивости социальному положению тех людей, кто занимается определенного типа профессиональной деятельностью.

Другой вариант - государственные программы могут носить инвестиционный характер и быть направленными на развитие отдельных сфер экономики. Например, наукоемкого производства. Достаточно распространен сценарий, при котором государство выступает крупным заказчиком для предприятий. В частности, в оборонной сфере ключевым клиентом предприятий ВПК выступает, собственно, правительство страны.

Программы, разрабатываемые государством, могут классифицироваться на основе такого критерия, как уровень политических коммуникаций. Во-первых, бывают региональные инициативы. Они связаны с необходимостью акцентированного развития какой-либо конкретной территории, области, республики - если рассматривать российскую модель политического устройства. Во-вторых, есть национальные программы. Задачи, которые ставятся государством в рамках подобных инициатив, могут затрагивать всю хозяйственную систему страны в целом. Есть, в свою очередь, программы международного сотрудничества. Они могут быть направлены на установление связей между правительствами суверенных государств с целью взаимовыгодных с точки зрения развития национальных хозяйственных систем каждой страны коммуникаций.

Факторы успешной политики

Какими могут быть наиболее заметные ошибки государства с точки зрения эффективности регулирования? Эксперты выделяют следующий их перечень.

Во-первых, та или иная государственная инициатива может быть недостаточно проработанной. Например, законодатель, изучив некую сферу регулирования поверхностно, принимает правовой акт, который по факту оказывается совершенно бесполезным с точки зрения реформирования экономики или же вовсе влияет на развитие отдельных ее сегментов негативно. Таким образом, многие проблемы государства в рыночной экономике связаны с недостаточно качественной работой институтов власти, отвечающих за проработку ключевых направлений регулирования национальной хозяйственной системы.

Во-вторых, эксперты выделяют такую проблемную область, как недостаточно активная коммуникация с социумом, как в целом, так и в аспекте отдельных его групп - бизнеса, профессиональных объединений, некоммерческих структур. Правительства многих стран, как отмечают эксперты, уделяет этому аспекту недостаточное внимание. Государство в условиях рыночной экономики должно функционировать в формате диалога с участием объектов регулирования. Инициатива должна исходить не только сверху. Современные страны с рыночной экономикой развиваются в рамках обоюдных активностей правительства и общественных институтов.

В-третьих, многие государства, разрабатывая в целом неплохие программы по модернизации экономики, сталкиваются с неэффективностью их реализации по причине чрезмерно сложного бюрократического аппарата. Недостаточная работа в области подготовки политических институтов - еще одна распространенная, по мнению ряда аналитиков, ошибка многих национальных правительств.

Вопрос о роли государства в рыночной экономике в настоящее время является наиболее актуальным. Однако существует примитивизм оценок его функции и значимости, упрощенные толкования роли государства в регулировании экономики. Много споров о соотношении рыночного и государственного регулирования. Исследования, проводимые в последние годы, показывают глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества.

На современном этапе развитие экономики государств происходит по смешанной модели, то есть экономика управляется и регулируется, с одной стороны, естественными объективными законами рыночной экономики (спрос и предложение, конкуренция и т.п.), а с другой стороны, экономика регулируется, направляется в необходимое русло своего движения активным государственным вмешательством на макроуровне. Для этого государство располагает достаточным количеством рычагов управления экономическим развитием страны.

В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства:

Утверждение основ законности;

Поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности;

Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;

Поддержание незащищенных групп населения;

Защита окружающей среды.

Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.

Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:

1. Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства.

2. Формы, методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными на протяжении веков. Но государство всегда сохраняет при этом определенные, четко выраженные функции, в числе которых: защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства; антимонопольная политика; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экономической безопасности страны.

3. Роль государства качественно меняется на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной, отрегулированной экономики.

На этапе становления реформ государство должно быть более активным, чтобы старые формы и методы не получили инерционное развитие, способствующее появлению новых сил противостояния реформам, монополизирующее процессы производства.

4. Можно считать доказанным мировым опытом – масштабы государственного регулирования, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране. Они отражают влияние исторических традиций страны, ее национальной культуры, масштабы территорий, специфику геополитического положения. Поэтому роль государства в странах Азии может быть иной, чем в Европе; в Скандинавии она отличается от континентальной Европы.

Таким образом, современная рыночная экономика является регулируемой государством, становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Для достижения целей экономического регулирования государство располагает мощными рычагами воздействия на рыночную экономику.

Как не могут осуществить движение средства транспорта и пешеходы без правил дорожного движения, так и не может развиваться экономика без ее правового регулирования.

Поэтому одной из главных функций государства является правовое регулирование экономики, которое состоит в разработке законов, обеспечивающих:

А) нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции;

Б) защиту прав покупателей и интересов общества;

В) равноправие рыночных субъектов;

Г) регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными работниками;

Д) борьбу с теневой экономикой.

Для стабильного функционирования рыночной экономики существенное значение имеет создание законодательной базы антимонопольной политики. В виде «антитрестовых законов» впервые в США осуществлено антимонопольное законодательство, которое получило широкое распространение в других рыночно развитых государствах. Высокий уровень монополизации производства и обращения в российской экономике предполагает проведение активной антимонопольной политики, без чего невозможен переход к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает следующие административные и экономические меры:

Контроль над ценами предприятий – монополистов;

Дезинтеграция крупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

Поддержка конкуренции, учитывая также импорт товаров иностранных производителей;

Антимонопольная экспертиза принимаемых законов.

В условиях рыночной экономики весьма актуальной является дефляционная политика государства.

Как правило, инфляция, т.е. рост цен, происходит в результате опережения объема платежеспособного спроса по сравнению с объемом предложения (при других стабильных процессах в экономике). Поэтому выбор конкретных мер проведения дефляционной политики у государства весьма ограничен. Государство регулирует доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность путем принятия различных мер по оживлению инвестиционной деятельности или ограничению прироста доходов населения. Однако в условиях российской экономики второй путь абсолютно неприемлем ввиду низкого уровня доходов и низкого уровня жизни населения.

Существенное влияние на инфляционные процессы оказывают регулирование денежного обращения и бюджетная политика. Это главный рычаг государства, который позволяет регулировать совокупный спрос и совокупное предложение и обеспечивать равновесие между ними.

Экономическая роль государства значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Государство активно проводит антициклическую, антикризисную политику - увеличение государственных инвестиций, снижение налогов, организация общественных работ, обеспечение занятости и т.п. Подробнее эта проблема рассматривается в соответствующей теме (см. тему 19).

Еще по теме 9.1. Экономические функции государства в рыночной экономике:

  1. 18.4. Экономические функции государства: минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ивановский Государственный Университет

Кафедра политической экономии

Реферат

на тему:

Выполнил: студент 2 курса 2 группы

бюджетного отделения заочного обучения

Бородавко А. Е.

Иваново 1998

Введение.................................................................................................. 3

1) История эволюции представлений о роли государства в экономике.... 3

· Меркантелисты

· Классическая теория

· Кейнсианская теория

· Неоклассическая теория

2) Функции государства в экономике......................................................... 6

· антитрестовское регулирование

3) Методы государственного воздействия на рынок................................. 8

· государственные расходы

· налогообложение

· государственное регулирование

· государственное предпринимательство

4) Проблемы и ограничения государственного вмешательства............... 11

· дерегулирование и приватизация

· государственное регулирование в сельском хозяйстве

Заключение............................................................................................ 15

Список использованной литературы.............................................................. 16

Введение.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещениии всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1. Эволюция представлений о роли государства в экономике.

а) Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire" ) создает гармоничное устройство» .

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у нее свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и другое. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

– высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

– создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

– широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных соци-

альных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

2. Функции государства в экономике.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспор-

та, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антитрестовское регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также

расследование нечестных действий по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

3. Методы государственного воздействия на рынок.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те,

кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

1. пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

2. регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

3. прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, – к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя

налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем

рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты, повысить заработную плату и т.д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует толь-

ко косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, этот самый рынок начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Дерегулирование и приватизация.

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме

того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год.

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. долл., 15 млрд. долл. и 9-15 млрд. долл. в год.

Приватизация – продажа государственных предприятий частным лицам или организациям – направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя – одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве.

В современной западной экономике сельское хозяйство – одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство – далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по «разумным ценам».

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой «интервенционной цене» в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

Заключение.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

Список использованной литературы.

1. В. Варга, «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, № 10-11, 1992.

2. В. Максимова, А. Шишов, «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 1992.

3. В. Папава, «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы экономики, № 11, 1993.

4. Е. Чувилин, В. Дмитриева, «Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах», Москва, «Финансы и статистика», 1991.

5. Заставенко, Райзберг, «Государственные программы и рынок», Экономист, № 3, 1991.

6. И. П. Мерзляков, «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.

7. К. Макконнелл, С. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1993.

8. Лившиц, «Государство в рыночной экономике», Российский экономический журнал, № 11-12, 1992, №1, 1993.

9. С. Холланд, «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, № 1, 1993.

Сдавался: Ивановский Гос. Университет, кафедра политэкономии, сентябрь 1998 года.

Принял: доцент Разгон В.И. (его же рецензия (представлена в оригинале со всеми «оборотами», подчёркиваниями и некоторыми ошибками)).

Рецензия:

Бородавко А.Е.

Государство в рыночной экономике.

Стр. 5 Заголовок «Неоклассическая теория»

Во-первых, не названы фамилии её основателей

Во-вторых, в тексте рассматривается «неоконсервативная модель», а не сама теория.

Роль государства в эк-ке раскрыта довольно подробно.

Привлечённые периодич. Издания датируются 1991-1993 годами, одна статья 1994 г. С того времени вышла масса новых статей о роли гос-ва.

Неплохо изложены разделы 2 и 3. В ряде случаев высказывается собств. мнение.

Вопрос: Чем отличаются субсидии от субвенций ?

Стр. 13-14. «Перескок» с проблем развитых стран на российское сельское хозяйство

В целом тема раскрыта.

Следует дополнить работу современным материалом: 2-3 источника 1997-1998 гг.

Например: «Гос-во в меняющемся мире...» Вопросы экономики, 1997, №7.

(подпись) 30.09.98.

Примеч.: Предоставленный реферат и рецензию сохранить

Доработать

(подпись)

Доработка:

Дополнить к оглавлению пункт 4.1: «Возрастающая ответственность государства».

4.1. Возрастающая ответственность государства.

Пытаясь объективно оценить текущий момент радикального реформирования российской эко­номики, происходящего уже более семи лет, нельзя прежде всего не отметить определенное объединение соответствующих оценок, которые дают самые разные общественные и полити­ческие силы. И в президентском послании-98 Федеральному Собранию, и в ряде последних доку­ментов обеих парламентских палат по вопросам курса экономических преобразований, и в про­граммах различных партий и движений, и в наработках коллек­тивов ученых и специалистов отчетливо ощущается осознание абсолютной, безальтернативной необходимости серьезной корректировки реформационных стратегии и тактики в направлении усиления роли государства в создании в России современной системы рыночного хозяйства.

Это осознание, несомненно, отчасти проистекает из более трезвого взгляда на главные процессы, разворачивающиеся в той самой «совре­менной цивилизации», вхождение в которую Россия провозгласила с началом реформ. Опыт высоко­развитых стран наглядно демонстрирует следующие закономерности эволюции взаимодействия государства и экономики:

1) сохранение существенного удельного веса государственной собствен­ности, а то и рост государственного присвоения и потребления (только сфера финансово-бюджет­ного «огосударствления» охватывает от 30 до 70% ВВП, в том числе в США - 40%);

2) интенси­фикацию государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, движения финансовых потоков, формирования доходов и расходов юридических и физических лиц (финан­совую «прозрачность» коммерческой, семейной и личной жизни);

3) кардинальное изменение струк­туры и значимости регуляторов рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-мо­нополистического и государственно-монополистического контроля;

4) все более ощутимое вклю­чение во взаимоотношения государства и экономики «третьей силы», представленной обществен­ными (профсоюзными и предпринимательскими) объединениями;

5) «социализацию» капиталис­тической системы;

6) государственную поддержку ключевых направлений технологического про­гресса и использования результатов научно-технической революции для создания экономической базы так называемого общества массового потребления.

Сегодня нелепо отрицать общемировую закономерную тенденцию расширения сфер и углубления меры воздействия государства на разви­тие национальных хозяйств, отнюдь не связанную, как до сих пор подчас пытаются уверить россиян, с происками «аппарата» («номенклатуры», «чиновничества») .

Тенденция существенна, она коренится в реальных потребностях обще­ства, во внут­реннем единстве общественных и индивидуальных цивилизационных начал.

Главное же, конечно, состоит в том, что рассматриваемый знаменательный сдвиг в российс­ком общественном сознании является его реакцией на конкретные народнохозяйственные итоги семи лет реформирования, исходившего из модели тотально деэтатизированной экономики . Те­перь уже не на абстрактно-теоретическом, а на конкретном уровне доказано: прак­тическая реализация этой модели (основанной на форсированной, с перспективой «нуллифика­ции», минимизации государственного сектора, на одномоментной всеобщей либерализации внут­ренних и внешних экономических отношений, на сознательном отказе от проведения сильной структурной и промышленной политики, и т.п.) оборачивается политикой тотального государственного подавления отечествен­ной экономики. Речь идет о политике консервации спада производства и дальнейшего ухудшения народнохозяйственной структуры, блокирования инвестиционного подъема и исключения пере­хода к экономическому росту.

В условиях трансформационного движения общества к рыночной экономике государство при­звано решить прежде всего следующие три главные задачи:

2) сформировать рыночную инфраструктуру и рыночную среду;

3) умень­шить социальную цену реформирования.

Решение этих задач, равно как и задачи налаживания новых федеративных экономических отношений, требует усиления эко­номической роли государства, реализуемой, правда, в ряде новых функций (а значит, и посред­ством другого хозяйственного механизма и на иной законодательной основе). В рыночных обсто­ятельствах экономика и общество в целом нуждаются в таких госфункциях, как организующе-созидательная, бюджетно-налоговая, распределительно-регулирующая, социально-защитная, кон­трольная, правоохранительная, обеспечения государственной безопасности и национальной обо­роны. Кроме того, в преобразованном виде сохраняются функции государства в качестве эффек­тивного собственника и управляющего субъекта - при тех, разумеется, ограничениях, которые вытекают из конкуренции, существования негосударственных форм собственности и гражданс­ких правоотношений.

Упразднение системы централизованного планового управления, в частности, ликвидация мно­гих производственных министерств и ведомств, вовсе не освобождает государство от необходи­мости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и пере­распределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрог­нозирование, в том числе с помощью инструментов индикативного, т.е. недирективного характера, планирования .

Что касается главных «микро-» и «мезоуровневых» объектов внимания государства, то ими на этапе создания предпосылок для перехода к экономическому подъему должны, как я думаю, послужить не только и не столько реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сколько ре­формирование и реструктурирование предприятий, нацеленные на капитализацию экономики, т.е. на восстановление и обеспечение расширенного воспроизводства как крупного негосударствен­ного (корпоративного, частного, смешанного), так и государственного капитала при их оптималь­ном соотношении, отвечающем историческим особенностям национальной российской промыш­ленности и традициям российского государства (всегда развивавшего «казенный» сектор в каче­стве опоры частного капитала и предпринимательства, создававшего соответствующую произ­водственную инфраструктуру, трансконтинентальные средства транспорта и связи, мощную сис­тему государственных заказов). Я думаю, что для полного успеха рыночных реформ эконо­мика России в целом должна оставаться смешанной с сохранением значительного по объему и дееспособного госсектора. Можно надеяться, что прошедшая поспешная приватизация многих объектов производственной сферы с насильственным раздроблением вертикальных структур сме­нится в постприватизационный период частичным огосударствлением капитала и появлением мощ­ных государственно-частных корпоративных образований, в том числе финансово-промышлен­ных групп, что соответствовало бы технико-тех­нологическим задачам модернизации народного хозяйства и целям экономического роста .

Использованная литература (дополнительно):

1. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 1997. – №1.

2. Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.

3. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве ? // Российский экономический журнал. – 1997. –№10.

4. Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996. В. Варга «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, 1992г., № 11, С. 139.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама