THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований.

Из характерных особенностей можно выделить следующие:

  1. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.
  2. Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.
  3. Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата.
  4. Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.
  5. В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники.
  6. Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:

  1. Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес.
  2. Поимущественный налог для физлиц и компаний.
  3. Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль).
  4. Акцизы (косвенный налог).
  5. Налог с продаж (косвенный налог).
  6. Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение).
  7. Налог на ликвидацию безработицы.

В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны - около 60-65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.

Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:

  • налог на личный доход;
  • акцизы;
  • налог на продажи;
  • налог на прибыль коммерческих структур;
  • налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.

Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды - на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.

Сдача налоговой декларации - это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика - собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку.

Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11-13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии - это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.

Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты - налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.

Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».

Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:

  • налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
  • имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
  • налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.

Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная - 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц - до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета - около 80%.

Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:

  1. Государственный (центральный) бюджет - до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
  2. Бюджеты федеральных территорий (областей) - в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
  3. И, наконец, городские и сельские бюджеты - они получают около 10% от уплачиваемых налогов.

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.

Как и налоги других стран, французские можно поделить на 2 вида: прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень:

  1. Налог на недвижимое имущество. Дополнительно во Франции действует налог на новую недвижимость. К примеру, приобретая квадратные метры в новостройке, рядовой француз может заплатить 19,6% от их стоимости в качестве налога. Эта сумма может быть возвращена владельцу недвижимости по истечении 20 лет при одном условии - в случае ее продажи владельцем. Возмещается налог в пропорциональном размере.
  2. Подоходный налог для физлиц. В отличие от других стран во Франции этот налог обеспечивает лишь пятую часть (20%) всех налоговых поступлений. Ставка налога имеет прогрессивный характер и может доходить до 52%. Налог действует с 1914 года.
  3. Налог на прибыль юрлиц. Он был принят сразу после окончания Второй мировой войны. Ставка составляет 33%.
  4. Общий социальный налог. Одной из особенностей французского налогообложения является высокая ставка взносов на социальное обеспечение. Так государство обеспечивает исполнение своих социальных обязательств.
  5. Солидарный налог на состояние. Он предназначен для финансирования государственных программ по выплате малоимущим слоям населения субсидий и других социальных пособий.

Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги:

  • надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны);
  • акцизы на алкоголь, табак и спички;
  • сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.

Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налоги на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.

Налоговая система Италии

В Италии, как и в Германии, принята достаточно разветвленная система налогообложения. Правовая база насчитывает более 350 законов федерального характера. Главные принципы налоговой системы определяет Конституция Италии. Эта европейская страна отличается высоким уровнем налоговой нагрузки. Главный упор в итальянском налогообложении делается на прямые налоги, которые обеспечивают до 40% всех налоговых платежей. Косвенные налоги остаются немного позади и обеспечивают около 25% налоговых поступлений. В целом налоги и сборы гарантируют государству больше половины всех его доходов.

Налоговая система Италии имеет двухуровневую структуру: государственный (национальный) и местный уровень. Налогообложение представлено 40 видами налогов и сборов.

Основными налогами в Италии выступают подоходный налог для физлиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц. Эти налоги государственного уровня составляют почти 80% от налоговых поступлений. Также к национальному налогообложению относятся:

  • акцизы,
  • взносы на социальное обеспечение,
  • налог на игорную деятельность,
  • регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор,
  • налог на лотерею,
  • налог на дарение и наследство.

В местное налогообложение входят следующие платежи:

  • налог на производственную деятельность,
  • налог на недвижимость,
  • сбор за утилизацию отходов,
  • сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств,
  • дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию,
  • дополнительный коммунальный налог и другие.

В отличие от российской системы государственные организации не перечисляют налоги в бюджет. Их деятельность финансируется за минусом начисленных налогов.

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями:

  • уровень государственного (центрального) правительства;
  • уровень местных правительств.

Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС). Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.

Как и во многих других европейских государствах, основным налогом в Великобритании является подоходный налог. Ставки по нему прогрессивные и зависят от вида дохода (банковский вклад, дивиденды, оплата труда и другие доходы). В целом они могут доходить до уровня в 40%. И здесь у англичан есть одна небольшая особенность. Все население страны делится на резидентов и нерезидентов (как и в России). Резиденты уплачивают налог со всех своих доходов, полученных на территории Великобритании и за ее пределами. Нерезиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими в пределах страны.

Английская система налогообложения имеет одну очень интересную особенность, которая нам, гражданам РФ, может показаться несколько странной. Налоговый год в Великобритании начинается не 1 января, а 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Это связано с переходом Великобритании с Юлианского календаря на Григорианский, из-за которого получилась разница в 11 дней. Поэтому английские власти, решив, что не хотят терять часть налогов, перенесли начало налогового периода на 5 апреля. С 1800 года первым днем налогового периода утверждено 6 апреля. Это дата и действует до сих пор.

Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн фунтов, то он облагается по ставке 19%.

Весьма необычным для российского восприятия является гербовый сбор. Он уплачивается не только при операциях по купле и продаже ценных бумаг. Ставка его составляет 0,5%. Также им облагается покупка объектов недвижимости. Ставка зависит от стоимости имущества, но не может быть более 7%.

Налоговая система Китая

Налоговые системы стран восточной Азии всегда вызывали большой интерес у современных экономистов. История развития этих государств отличается от развития стран Европы ввиду своей закрытости. Поэтому экономические системы развивались по собственному пути, который отличается от представления европейцев.

Современная налоговая система Китая зародилась в начале 80-х годов прошлого столетия. В то время власти страны решились на ряд глобальных реформ и начали политику «открытости» внешнему миру. Поначалу главной задачей являлось привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в китайскую экономику. В 90-х годах ХХ века в китайской экономике появились первые положительные «сдвиги», которые обеспечили ее стремительное развитие.

В настоящее время на территории Китая утверждено порядка 25 налогов, которые, в свою очередь, разделяются на 8 групп:

  1. Налоги с оборота или, проще говоря, косвенные налоги. В них включаются НДС, налог с продаж, на предпринимательскую деятельность и на потребление.
  2. Налоги на доходы (прибыль): налог на прибыль китайских предприятий, налог на прибыль иностранных предприятий, подоходный налог для населения.
  3. Ресурсные сборы включают в себя ресурсный налог и налог за пользование землями в городских поселениях.
  4. Налоги и сборы целевого назначения. Уже из названия этих налогов вытекает их предназначение. Они, как правило, направляются на решение определенных задач. К ним относится налог на строительство городских поселений, налог за использование сельскохозяйственных площадей, налог на инвестиции в основной капитал, налог на продажу земель.
  5. Имущественные платежи: имущественный налог, налог на недвижимость и на наследство.
  6. Налоги на определенные операции или действия. Они предназначены для налогообложения действий, связанных с пользованием транспортом, в том числе водным, ценными бумагами, передачу имущества и гербовый сбор.
  7. Налоги сельскохозяйственной сферы. Фермеры признаются плательщиками налога на земледелие, выращивание скота.
  8. Таможенные пошлины. Их уплачивают с экспортной и импортной продукции при ввозе / вывозе за пределы Китая.

Налоговая нагрузка Китая имеет довольно высокий уровень. К примеру, доходы предприятий облагаются налогом на прибыль в размере 33%. Правда, для низкорентабельных компаний предусмотрены ставки 18% и 27%. Размер подоходного налога зависит от суммы получаемого дохода и облагается по прогрессивной шкале. Например, для доходов в диапазоне от 2 001 до 5 000 юаней действует ставка в размере 15%, для доходов от 40 001 до 60 000 юаней - 30%. Самая высокая ставка установлена для лиц, чьи доходы превышают 100 000 юаней - 45%.

Налог на потребление - это своеобразный вид НДС, который обычно устанавливается в развитых странах. Им облагается табачная, алкогольная, ювелирная, косметическая продукция, а также бензин и транспортные средства. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Так, для алкогольной продукции ставка составит 25%. Самым «дорогим» объектом налогообложения является косметика. Ее облагают 30%.

Налоговая система Японии

Налоговая система Японии обладает рядом специфических особенностей, которые отличают ее от систем США и Европы. Япония - унитарное государство. Оно делится на 47 префектур и почти 2000 местных муниципалитетов. Из-за высокой степени автономности местные власти получают налоговых поступлений в несколько раз больше, чем центральные власти. Свобода местных префектур и муниципалитетов закреплена в Конституции Японии от 1947 года.

В Японии действует двухуровневая структура налогообложения. Все налоги можно разделить на государственные и местные.

Итак, на уровне государственного (центрального) правительства установлены следующие налоги:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на дарение и наследование;
  • налог на потребление;
  • акцизы;
  • государственные пошлины и другие.

Как и во многих европейских странах и США, подоходный налог обладает прогрессивной шкалой ставок. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 5 до 40%. Для налогообложения прибыли предприятий также приняты довольно высокие ставки в диапазоне от 22 до 30%, которые растут вместе с увеличением коммерческого дохода. К основной ставке дополнительно прибавляются ставки на доходы от прироста стоимости капитала - от 5 до 10%.

Налог на потребление, как и в Китае, представляет собой НДС, распространенный в индустриально развитых странах. Им облагается оборот на товары, услуги и работы. Ставка составляет всего лишь 5%.

К префектурному налогообложению относятся:

  • налог за право проживания в префектуре;
  • местный налог на потребление;
  • налог на покупку недвижимости;
  • акцизы;
  • налог на автотранспорт и другие.

К налогам на уровне муниципалитетов можно отнести:

  • налог за проживание на территории муниципалитета;
  • акцизы;
  • имущественный и земельный налоги;
  • налог на топливо и другие.

Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физлиц и налога на прибыль предприятий.

Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой

Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.

Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.

Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.

Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой - от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.

При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.

Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.

Итоги

В заключение хочется отметить, что, несмотря на определенные плюсы и минусы, нельзя какую-либо из налоговых систем назвать хорошей или плохой. Каждая из них по-своему хороша для своего государства. Налоговые системы многих государств складывались не одно столетие. Они уже «подстроены» под территориальные особенности стран, их внутреннюю политику и менталитет населения. Невозможно одну налоговую систему заменить другой. Это реально лишь при условии корректирования принципов налогообложения под экономические условия определенного государства.

Формирование эффективно работающей российской налоговой системы требует знаний не только истории ее развития и основополагающих теоретических основ налогообложения, но и скрупулезного анализа и осмысления состояния и развития налоговых систем зарубежных стран. Важнейшей характерной особенностью налоговых систем европейских стран является их гармонизация. Особенно серьезные подвижки имеются по налогу на добавленную стоимость. Страны Европейского сообщества договорились о введении ограничений па ставки НДС в пределах своих территорий, упорядочили и согласовали механизм его исчисления и контроля за своевременной и полной уплатой.

Закономерностью развития налоговых систем является серьезный сдвиг в сторону повышения роли налогов па потребление в доходах национальных бюджетов. Например, в странах ОЭСР в 1965–2000 гг. удельный вес налогов на потребление возрос с 12 до 19%, в то время как доли подоходного налога и налога на прибыль корпораций остались практически неизменными. Основной причиной роста доли налогов на потребление является то, что от них намного труднее уклониться, чем, например, от налогов на доходы. Следовательно, растет показатель их собираемости, снижаются расходы по их сбору. Не последнюю роль играет и рост потребления все более качественных видов товаров, прежде всего в экономически развитых странах.

Важнейшим фактором увеличения объемов налогов на потребление явилось введение налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, несмотря на происходящие процессы унификации, налоговые системы даже внутри стран Европейского сообщества серьезно различаются.

Один из главных вопросов налоговых систем зарубежных стран – сложность налогообложения, как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций. В силу этого возникают проблемы по выявлению схем уклонения от налогообложения, возрастают затраты по содержанию и обучению налоговых работников. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговый кодекс в США за последние 30 лет прошлого века увеличился по объему в два раза, в Канаде – в три раза, в Нидерландах – в два раза. В Великобритании в среднем ежегодно принимается около 200 страниц налоговых законов.

Налоговые системы различных стран в значительной мере отличаются и по уровню налогового бремени. Можно выделить три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов, где доля налоговых изъятий в ВВП (включая взносы па социальное страхование) составляет 45–55%, с низким – около 25% и со средним – 30–40%. К первой группе можно отнести, прежде всего, Скандинавские страны, а также страны Бенилюкса. Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий – это Турция, Южная Корея, Мексика. Страны со средней налоговой нагрузкой – США, Япония, Германия, Великобритания, Канада. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя существует в высокоразвитых странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения.

При формировании налоговых систем зарубежные страны с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяют структурному отбору отдельных налогов с целью комбинирования наилучших соотношений между прямыми и косвенными налогами. Серьезное внимание уделяется стимулированию и поддержке малых предприятий, инвестиций, научных исследований. Немаловажное значение имеет создание гибкой системы льгот, особенно по индивидуальному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость. Большое внимание уделяется также разумному перераспределению при помощи налогов финансовых потоков между центром, регионами и муниципальными образованиями.

Самой крупной доходной статьей в большинстве зарубежных стран являются поступления от подоходного налога с населения. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 27%, в отдельных странах показатель существенно превышает эту величину. Например, в США доля подоходного налога достигает в доходах бюджета 40%.

Кратко проанализируем налоговые системы наиболее развитых в экономическом отношении стран.

Налоговая система США отличается чрезвычайной сложностью и находится в постоянном развитии. Ее формирование и развитие нацелено на нахождение оптимальных соотношений между фискальной и стимулирующей функцией налогообложения. Многоступенчатая, разветвленная налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Основными налогами, формирующими доходную часть федерального бюджета, являются следующие: подоходный налог, отчисления на социальное страхование, налог на доходы корпораций, акцизы, прочие доходы, в том числе налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, государственные пошлины.

Особенностью налоговой системы США является предоставление права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти – федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог. Подоходный налог с граждан занимает стабильно высокую долю в федеральном бюджете, удельный вес этого налога превышает 40% федеральных доходов. В США действует прогрессивная шкала подоходного налога. Минимальная ставка налога, например, для одиноких налогоплательщиков составляет 15% от суммы облагаемого годового дохода, а максимальная ставка достигает 40%. Налогоплательщик имеет право в зависимости от ситуации заполнить декларацию либо отдельно, либо совместно с супругой. Важно подчеркнуть, что каждый налогоплательщик в конце года получает декларацию и подробную инструкцию по ее заполнению и уплате налога. Даже при наличии подробной инструкции заполнение декларации сложное и трудоемкое дело, поэтому многие налогоплательщики прибегают к услугам профессиональных консультантов.

Ставки подоходного налога штатов и муниципалитетов, как правило, также прогрессивные. Они дифференцированы в интервале от 0 до 26%. По есть примеры и пропорциональных ставок налогов (штаты Пенсильвания, Индиана). Обычно налогообложению подлежат те же доходы, что и на федеральном уровне.

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета США – отчисления на социальное страхование. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником, при этом сумма взноса делится между ними поровну. Ставки взносов утверждаются ежегодно при формировании бюджета и колеблются в разные годы от 8 до 10% от фонда заработной платы. При этом выплаты работникам по социальному страхованию не уменьшают налогооблагаемую базу подоходного налога.

Налог на доходы корпораций занимает важное место в структуре доходов федерального бюджета. Плательщиками являются корпорации, ассоциации, акционерные общества, страховые компании и банки. Доходы облагаются в год их получения, а также в момент выплаты акционерам. В налогооблагаемую базу включаются все виды доходов, кроме процентов, полученных по федеральным и муниципальным облигациям.

Из налогооблагаемой базы исключаются расходы на ведение бизнеса, уценка и амортизация, процентные платежи по кредитам, суммы выплаченных подоходных налогов и налога на имущество в бюджеты штата и муниципалитета, отчисления па благотворительные цели, потери, не покрытые страховыми выплатами, безнадежные долги. Ставки налога на доходы корпораций – прогрессивные и дифференцированые. Они возрастают в зависимости от суммы налогооблагаемого дохода с 15 до 35%.

США одна из немногих стран, не использующих НДС. Вместо него на уровне штатов и муниципалитетов используют налог с продаж по ставкам в зависимости от места взимания – от 4 до 8,5% от суммы покупки.

Важная роль в налоговой системе США принадлежит налогу на имущество. Взыскивается он на местном уровне. Право устанавливать его предоставлено местным административным единицам. Объекты обложения определяются законодательством штата. Налогом облагаются: земля, здания, сооружения, материальные активы, используемые с целью получения доходов (машины, оборудование, товарно-материальные ценности и т.д.), нематериальные активы (акции, долговые обязательства), а также материальное имущество домохозяйств (автомобили, отдельные предметы длительного пользования).

На уровне штатов взимаются также налоги на владение транспортным средством и на выдачу лицензий на их управление, на страховые компании за ведение бизнеса в штате, сбор за выдачу лицензии на открытие филиалов в штате и т.д.

Налоговая система Канады также представлена на трех уровнях: федеральном, провинций, местном.

Федеральный бюджет формируется за счет индивидуального подоходного налога, налога на доходы корпораций, общего налога с продаж, акцизов на алкогольные напитки и табак, таможенных сборов и пошлин.

Налоговые источники доходов провинций складываются из индивидуального подоходного налога, налога па доходы корпораций, налога на недвижимость, налогов на социальное обеспечение, налога с продаж, акцизов, рентных платежей. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налогов на недвижимость, налогов на предпринимательство и развлечения.

Основным источником доходов бюджета является индивидуальный подоходный налог. Налогооблагаемую базу составляют заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, доход от частной собственности и доход от капитала. Ставки налога дифференцированы в интервале от 16 до 29%. В провинциях действуют свои ставки подоходного налога.

Взносы на социальное страхование вносят как работники, так и работодатели. Базой исчисления является заработная плата.

Значимую роль в налоговой системе Канады играет налог на доходы корпораций. Федеральные ставки налога на доходы корпораций установлены в размере 23 и 28%. В провинциях они дифференцированы в зависимости от размера налогооблагаемой базы от 31 до 39%.

Весомые доходы в бюджет приносит налог на товары и услуги. Основная ставка налога составляет 7%. К товарам и услугам, облагаемым по основной ставке, относятся товары как производственного и технического назначения, так и потребительские товары. По многим товарам и услугам установлена нулевая ставка. По этой ставке облагается, например, реализация основных продовольственных товаров, лекарственных препаратов по рецептам и т.д.

Особенностью налоговой системы Японии является наличие достаточно большого количества налогов, как на государственном уровне, так и на уровне префектур и муниципалитетов.

Основную роль в доходах бюджета играет подоходный налог. Обложению индивидуальным подоходным налогом подлежит заработная плата, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости, доходы от сдачи в аренду, а также дивиденды, проценты, случайные заработки и т. д. При исчислении налога определяется общая сумма доходов налогоплательщика из разных источников, затем вычитается необлагаемый минимум с учетом различных социальных скидок. Предусмотрена разветвленная система скидок на расходы по медицинскому обслуживанию, специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.

В систему компенсации также входят различные бесплатные услуги и льготы. К ним могут относиться жилье, представительские услуги, расходы на автомобиль и др. У среднеоплачиваемого работника может освобождаться от подоходного налога свыше 30% доходов. Ставки индивидуального подоходного налога установлены прогрессивными. В зависимости от налогооблагаемого дохода действуют ставки 10, 20, 30 и 37%. Следует подчеркнуть, что кроме государственного, действуют также префектурный подоходный налог со ставками 2 и 3%, а также муниципальный подоходный налог со ставками 3,8 и 10%. Таким образом, несмотря на весомые льготы и скидки с налогооблагаемой базы ставки подоходного налога являются достаточно высокими.

Вторым по важности для бюджетной системы Японии является налог на прибыль корпораций. В общей структуре налоговых поступлений он превышает 30%. Налог уплачивается с чистой прибыли. Ставки налога дифференцированы от 22 до 30%. Стандартная ставка налога на уровне префектуры составляет 5%, на уровне муниципалитета – 12,3%.

В Японии установлена единая ставка налога на имущество физических и юридических лиц в размере 1,48% от стоимости имущества. Для учета инфляции раз в три года проводится переоценка имущества. В налогооблагаемую базу включаются все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Среди потребительских налогов важная роль принадлежит налогу с продаж, взимаемому по ставке в 5%. Кроме того, устойчивым источником бюджета являются акцизы, особенно на алкогольные напитки и табачные изделия.

В структуре налоговых поступлений примерно 35% приходится на местные налоги. Наибольшие доходы приносят предпринимательский налог, поимущественный налог, индивидуальный подоходный налог.

К основным налогам, формирующим бюджетную систему Великобритании, относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с корпораций, налог на капитал, НДС, акцизы, налог на недвижимость.

Один из основных налогов, имеющих давнюю историю, – подоходный налог с граждан. Обложение осуществляется по шедулярной системе налогообложения в зависимости от вида дохода – имущество, дивиденды, заработная плата, доходы от инвестиций, доход от источников за границей. Ставки подоходного налога дифференцированы в интервале от 10 до 40%.

Налог на прибыль корпораций построен таким образом, чтобы стимулировать малые и средние предприятия. Ставка налога установлена в размере 30%, для малого бизнеса – 20%. Предусмотрена возможность уменьшения налогооблагаемой базы за счет амортизации машин и оборудования (до 25% ежегодно), амортизации зданий (до 4% ежегодно), 100% затрат на научно-исследовательские работы.

В Великобритании действует достаточно сложная система отчислений на социальное страхование. Платежи работодателей дифференцированы в зависимости от еженедельного дохода работников от 0 до 12,2%.

Важная роль в доходах бюджета принадлежит НДС. Плательщиками его являются конечные покупатели товаров и услуг. Ставка налога установлена в размере 17,5%. Предусмотрены льготы по продуктам питания, печатной продукции, строительству некоммерческого жилья, банковским и страховым услугам, образованию и здравоохранению.

Важная роль, также как и в других европейских странах, во Франции принадлежит подоходному налогу с граждан. В структуре бюджетных доходов доля его превышает 20%. Для расчета налога доходы налогоплательщиков дифференцированы по восьми категориям, а налогооблагаемый доход является суммой всех категорий доходов, уменьшенных на затраты и соответствующие вычеты.

По каждой категории установлена своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что исключаются все производственные расходы, связанные с получением дохода. Подлежат вычету расходы, связанные с поддержанием престарелых родителей и на благотворительность. Сумма доходов каждой из восьми перечисленных категорий представляет чистый доход. Он подлежит корректировке на так называемые общие льготы, далее, в зависимости от категории налогоплательщика, полученный доход распределяется по соответствующим коэффициентам. Например, одинокие и разведенные без иждивенцев имеют коэффициент 1, супружеская пара без детей – 2, супружеская пара или вдова (вдовец) с двумя детьми – 3. Ставки налога дифференцированы от 0 до 52,75%.

Доля налога на доходы корпораций в бюджете составляет около 10%. Объектом обложения является чистый доход, полученный налогоплательщиком от любых операций по всем видам деятельности, включая доход от продажи имущества. Ставки налога нацелены на стимулирование малого и среднего бизнеса путем их дифференциации.

Важная роль в налоговой системе принадлежит НДС. Исторически впервые этот налог был введен во Франции и многолетний опыт использования показал его высокую эффективность. НДС взимается по трем ставкам. Общая, или основная ставка в размере 19,6% используется для всех операций, если не предусмотрены иные налоговые режимы. Льготная ставка в 5,5% применяется при налогообложении услуг гостиниц туристического класса, услуг по снабжению водой, ряд продовольственных товаров, товары для сельскохозяйственного производства, книги. Пониженная ставка в размере 2,1% используется при купле-продаже или поставке энергии для отопления или охлаждения, поставке угля и других видов топлива, нефтепродуктов, кофе, чая и пр., а также при обложении различных социальнокультурных услуг.

Важным источником доходов бюджета являются акцизы. Перечень товаров, облагаемых акцизами, весьма обширен. К ним относятся нефтепродукты, электроэнергия, крепкие спиртные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия и др.

Ключевые термины: налог; сбор; пошлина; парафискалитет; прямые и косвенные налоги; территориальные и резидентские налоги; импутационная и классическая модели налогообложения дивидендов; налоговые полномочия; налоговая политика; кейнсианская налоговая политика; налоговая политика "экономики предложения"; налоговое бремя; полная налоговая ставка.

Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем

Прежде чем перейти непосредственно к описанию основных элементов, состава и особенностей налоговых систем зарубежных стран, необходимо определить основные термины и понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Рассмотрим наиболее значимые характеристики налоговых платежей.

  • 1. Законодательная основа - налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
  • 2. Обязательность - законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства.
  • 3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете возмездность налоговых отношений тем не менее возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
  • 4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти - в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий) может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

Выделение указанных четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности.

В случае же взимания сбора (допустим, таможенного), налогоплательщик формулирует цель - ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза - оформление документов и уплату таможенного сбора.

В зарубежных налоговых системах сбор - это обязательный взнос, уплачиваемый налогоплательщиком в обмен на получение от государства каких-либо услуг.

Заметим, что факт наличия в названии налога или иного обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа. В мировой экономической практике не всегда четко подразделяются три указанные категории. Так, в Швейцарии плата (по существу, пошлина) за освобождение от воинской повинности названа налогом. Часто акцизы называются акцизными сборами или акцизными пошлинами, будучи по существу налогами.

Вернемся к вопросу о парафискалитетах. Парафискалитет - обязательный платеж, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие институты.

Различные страны используют эти платежи (все или некоторые из них) для построения своих налоговых систем.

Налоговые системы стран базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических лиц и налогов с юридических лиц, резидентских и территориальных налогов.

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении именно налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление подчас рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

Личные налоги - это подоходные налоги. К числу последних относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный (личный) подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги - налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real estate - "имущество, недвижимость").

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Косвенными эти налоги называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара (работ, услуг) и часто называются также налогами на товары и услуги.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

Заметим, что разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы, однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением Верховного суда этой страны.

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.

К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия его общих расходов. Налоги указанной группы не имеют целевого назначения. В налоговых системах экономически развитых стран и большей части развивающихся подавляющее большинство налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные или целевые бюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

В зависимости от субъекта налогообложения - налогоплательщика налоги делятся на налоги на физических лиц и налоги с юридических лиц. В отношении налоговых систем большинства зарубежных стран такое деление носит очень условный характер. Во-первых, потому, что понятие "физические лица" в налоговых системах экономически развитых стран не используется. Его аналогом могут быть "индивиды" (individuals ), "лица" (persons ) или др. Понятие юридических лиц также встречается крайне редко, как правило, налоговое законодательство зарубежных стран оперирует конкретным перечнем - корпорации, акционерные общества, партнерства и т.д. Ниже мы будем использовать термины "физические" и "юридические лица" для простоты и удобства описания рассматриваемых явлений, но воспринимать их нужно с учетом сделанных выше оговорок.

Налоги с физических лиц - налоги, плательщиками которых в соответствии с национальным законодательством являются физические лица - индивид, персона, лицо.

Налоги с юридических лиц - налоги, плательщиками которых являются не отдельные физические лица, а компании, организации, корпорации, группы лиц и организаций.

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.

Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет, часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В государствах с федеративным характером государственного устройства можно выделить две составляющих государственного устройства - федеральную и субфедеральную. Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, федеральных земель в Германии и т.д.).

По характеру определения субъекта и объекта налогообложения налоги делятся на резидентские и территориальные.

Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Например, при индивидуальном подоходном налоге первично определение налогоплательщика - физического лица (индивида, персоны). Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте - определение субъекта налога - налогоплательщика.

По большинству подоходных налогов первично определение субъекта налогообложения - налогового резидента, который должен платить налоги со всех доходов, полученных им независимо от территории, с которой они получены. Таким образом, определение субъекта налогообложения первично, а объекта - в известной степени вторично. Если объекты налогообложения определены применительно к кругу субъектов обложения, то это резидентские налоги. В этом случае государство при построении своей налоговой системы (или данного конкретного налога) ориентируется на субъект налогообложения.

Возможна иная ситуация. Вначале определяются объекты налогообложения: например, имущество, расположенное на конкретной территории, или природные ресурсы. Именно определение круга объектов налогообложения при этом носит первичный характер. Субъекты же налогообложения (налогоплательщики) определяются исходя из объектов: налогоплательщиками являются владеющие имуществом на территории (независимо от того, являются они резидентами или нет) или эксплуатирующие природные ресурсы.

Для развитых стран, которые ориентированы в большей или меньшей степени на экспорт капитала, в налоговых системах более характерна ориентация на резидентские налоги. Это позволяет им формировать собственный бюджет фактически за счет доходов, происходящих и с территории других стран - принимающих капитал. Обратная ситуация для государств с менее высоким уровнем экономического развития, являющихся в большей степени реципиентами капитала, чем его экспортерами, и (или) обладающих значительными по объему природными ресурсами. Для этой группы стран, с учетом национальных интересов, более предпочтительна ориентация на территориальные налоги, что позволяет им задействовать при формировании доходов собственных бюджетов в том числе и доходы, которые извлекают иностранные налоговые резиденты с территории данной страны.

НДС также взимается по территориальному принципу - им облагают обороты по реализации товаров (продукции, работ, услуг) на территории конкретной страны. Реализация товаров за пределами налоговой юрисдикции не подлежит обложению (облагается по нулевой ставке).

Достаточно сложно выявить страну, налоговая система которой строилась бы только по резидентскому или только по территориальному принципу. Как правило, действует комбинация указанных принципов в рамках налоговых систем.

Рассмотрим теперь основные элементы налога, к описанию которых мы будем обращаться при рассмотрении налоговых систем зарубежных стран.

Принято различать обязательные или существенные элементы закона о налоге и факультативные его элементы. Без первой группы элементов (или хотя бы в отсутствие одного из них) налог не может быть однозначно определен и, соответственно, может не быть уплачен. Наличие или отсутствие в законе о налоге факультативных элементов не влияет на сам факт уплаты налога.

К числу существенных элементов закона о налоге относятся:

  • o субъект налога (налогоплательщик);
  • o объект налога;
  • o налоговая база и порядок ее определения;
  • o налоговая ставка (норма налогообложения);
  • o налоговый период;
  • o сроки, способ и порядок уплаты налога.

Отсутствие или неполное описание хотя бы одного из приведенных выше элементов может привести к тому, что налог не будет уплачиваться в полном объеме. Если субъект налога четко не определен, то из-под обложения могут выпадать отдельные категории налогоплательщиков. Если не определен метод учета налоговой базы, то налогоплательщик может рассчитывать налоговую базу наиболее выгодным для себя образом.

К числу факультативных элементов закона о налоге, отсутствие которых в целом не влияет на саму обязанность уплатить налог и степень определенности налогового обязательства, относятся следующие:

  • o налоговые льготы, на которые может претендовать налогоплательщик;
  • o ответственность за налоговые правонарушения;
  • o порядок удержания (возврата неправильно удержанных) сумм налога и некоторые другие.

Отсутствие в тексте закона перечня налоговых льгот в целом не ставит под сомнение возникновение обязанности уплатить налог. Напротив, в этом случае имеет место наиболее широкий охват налогом различных субъектов и объектов. Здесь может возникнуть вопрос о степени справедливости налогообложения, однако вопрос о справедливости или несправедливости носит в значительной мере этический характер и в каждом обществе рассматривается по-своему. Отсутствие в тексте закона мер ответственности за налоговые правонарушения или процедур возврата неправильно удержанных сумм могут снижать в целом эффективность действия закона (если таковые не установлены иным более общим законодательным актом), но не формируют непреодолимых преград на пути исполнения налогоплательщиком его обязательств.

Рассмотрим некоторые элементы налога более подробно. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при описании налогов, действующих в разных странах, не было необходимости повторять ключевые определения и понятия.

Субъект налогообложения - лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Для налогоплательщика важным является именно указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок. Под последними обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.

Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Различают два вида представителей - по закону (законного) и по назначению (уполномоченного).

Законными представителями налогоплательщика - физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Законными представителями налогоплательщика - юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.

Следует различать налоговых представителей и фискальных (налоговых) агентов, а также налоговых агентов и налогоплательщиков. Весьма распространенной является ошибка, когда налоговых агентов отождествляют с налогоплательщиками.

На налогового агента законодательство возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию индивидуального подоходного налога.

В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. Президентам относятся те категории налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством имеют постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются те, кто не имеет в стране постоянного местопребывания. В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что у них подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность, что означает налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например). Ниже при описании подоходных налогов различных стран мы будем рассматривать, каким образом в каждой из них решается вопрос о том, кто именно является налоговым резидентом страны.

Определение налогового статуса физических лиц может быть произведено на основании использования целого ряда тестов (в разных странах применяются различные тесты):

  • o тест физического присутствия (пребывание на территории страны более определенного числа дней в году или за несколько лет);
  • o определение места расположения привычного (постоянного) жилища;
  • o определение центра жизненных интересов;
  • o определение места обычного проживания;
  • o факт гражданства.

Последовательность применения приведенных выше тестов (их более четкое определение) находят свое отражение как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях.

Так, для законодательства США весьма значимым является факт гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом физического присутствия они являются налоговыми резидентами других стран.

Вопросы истории

Еще в 1924 г. Верховный суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в конкретном случае с гражданина США - налогового резидента Мексики) доходов во всем мире не было ни нарушением Конституции, ни международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества гражданства США распространяются и за пределы его территории (например, США стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира). Тем самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их доходов.

Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике:

  • - тест инкорпорации (юридическое лицо считается налоговым резидентом страны, если оно в ней зарегистрировано (инкорпорировано);
  • - тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес;
  • - в соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Примером такой страны может считаться Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании;
  • - тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии;
  • - исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории Италии, она рассматривается как налоговый резидент данной страны.

Тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных выше тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый.

Налоговый статус юридических лиц (компаний) может различаться и в зависимости от некоторых других, относительно частных критериев. Как правило, режимы налогообложения различаются по следующим основным критериям:

  • o организационно-правовая форма предприятия (компании). Различаются налоговые режимы для акционерных обществ, частных компаний и полных товариществ;
  • o отраслевая принадлежность. Зачастую имеют место различные налоговые режимы для компаний, являющихся финансовыми институтами и банками, и для иных (нефинансовых) компаний;
  • o масштабы предприятия. Иногда для предприятий малого бизнеса могут предусматриваться самостоятельные налоговые режимы.

Еще одним обязательным элементом налогообложения является объект налогообложения.

Под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог. Необходимо различать объект налогообложения и предмет налогообложения. Последний представляет собой некий физический объект (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога.

Рассмотрим это на примерах.

При обложении налогом на добавленную стоимость объектами налогообложения являются операции, представляющие собой реализацию товаров, выполненных работ, оказанных услуг или операции по ввозу товаров на таможенную территорию страны. Таким образом, имеют место некоторые предметы налогообложения, например произведенные товары, в отношении которых может возникнуть объект налогообложения, если эти товары будут проданы или импортированы. Объект налогообложения возникает только при реализации этих товаров - при наличии оборота указанных товаров или при ввозе их на территорию страны.

Существенным элементом закона о налоге является определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой количественную оценку (или количественное выражение) предмета налогообложения. Когда налоговая база изначально выражается в денежных единицах, то она фактически представляет собой часть предмета налогообложения. Например, налоговая база по налогу на прибыль корпораций представляет собой часть полученной прибыли, а налоговая база по налогу на добавленную стоимость - часть суммы реализации продукции.

Если налоговая база изначально не может быть выражена в денежных единицах, а представляет собой некоторые материально-вещественные параметры, возникает проблема определения масштаба налога. Масштаб налога - это физическая характеристика или параметр, положенные в основу формирования налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев транспортных средств может является мощность двигателя или содержание вредных примесей в выхлопе и т.д. (в кВт или л.с., % С0 2), масштабом налога на прибыль - сумма полученной прибыли (в национальной валюте).

К числу других существенных элементов закона о налоге следует отнести налоговый период, который представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Налоговым периодом может быть год (календарный, финансовый), квартал, месяц или несколько лет.

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения.

Налоговые ставки могут различаться:

  • o по методу установления - твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными;
  • o по экономическому содержанию - предельные (маргинальные), фактические и экономические.

При установлении специфических налоговых ставок (в виде твердых сумм) в законе фиксируется определенная сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении акцизами на алкогольную продукции налоговые ставки зачастую устанавливаются в твердых суммах (долл., евро и т.д.) за 1 л напитка. Аналогично в виде твердых ставок устанавливаются ставки налога на транспортные средства и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются, соответственно, в процентах от единицы налогообложения. Например, ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют некую долю от прибыли или доходов (доля, как правило, исчисляется в процентах).

Если говорить о втором аспекте проблемы формирования ставок - аспекте их экономического содержания, то можно выделить предельные (или маргинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические.

Предельные налоговые ставки представляют собой номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах. Например, ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании установлены следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании

Фактическая (средняя или эффективная) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы. Фактическая ставка практически всегда оказывается меньше предельной, поскольку на самом деле ставка, установленная законом, применяется не ко всей сумме налоговой базы, а к той ее части, которая подлежит налогообложению.

Когда речь идет об экономической ставке налога, под этим обычно понимают отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика. Как правило, этот термин используется в отношении подоходных и сходных с ними по своему экономическому содержанию налогов.

К проблеме установления налоговых ставок непосредственно примыкает вопрос о методе налогообложения, применяемом в каждом конкретном случае. Под методом налогообложения обычно понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • o равное налогообложение;
  • o пропорциональное налогообложение;
  • o прогрессивное налогообложение;
  • o регрессивное налогообложение.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный (или подушевой) налог. Этот налог в современном мире используется очень редко.

Пропорциональное налогообложение предполагает, что для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При пропорциональном налогообложении имеет место рост объема налога пропорционально росту налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что налоговая ставка растет по мере роста налоговой базы. Так, во многих странах налоговые ставки индивидуального подоходного налога растут по мере роста налоговой базы - чем выше доходы налогоплательщика, тем большую долю своих доходов он должен уплачивать в качестве налога.

Регрессивное налогообложение предполагает обратную ситуацию - снижение налоговой ставки по мере роста облагаемой базы. Такая модель налогообложения применяется в некоторых странах при исчислении налогов на фонд заработной платы (налогов, используемых при формировании фондов социального страхования). В этом случае чем выше сумма выплачиваемого дохода, тем меньше применяемая к ней налоговая ставка.

Существенным, но не обязательным, а факультативным элементом налога являются налоговые льготы. Общая цель, ради которой вводятся те или иные налоговые льготы, - это сокращение конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика. Такое сокращение может носить как принципиальный характер (снижение налогового платежа, которое впоследствии не компенсируется), так и краткосрочный характер (рассрочка или отсрочка налогового платежа).

Виды налоговых льгот принято классифицировать в зависимости от того, на сокращение какого именно элемента в процессе формирования суммы налогового платежа та или иная льгота направлена.

Если льгота направлена на сокращение (сужение) предмета или объекта налогообложения, то такая льгота относится к налоговым изъятиям. Если льгота направлена на сокращение налоговой базы, - это налоговая скидка. Если льгота направлена на сокращение общей суммы начисляемого налогового платежа, то это налоговый кредит.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения тех или иных элементов, составляющих предмет или объект налогообложения. Например, при налогообложении некоторые виды доходов могут не подлежать налогообложению.

Налоговые скидки представляют собой налоговые льготы, которые предоставляются в форме сокращений и вычетов из налогооблагаемой базы. Аналогично при налогообложении прибыли предприятий могут быть использованы такие вычеты, как вычет налоговой амортизации, рассчитанной ускоренным методом.

Третья разновидность налоговых льгот - налоговые кредиты - охватывают наиболее широкий спектр различных льгот, которые представляют собой уменьшение подлежащей уплате в бюджет суммы (без сокращения предмета и объекта налогообложения и не влияя на объем налоговой базы). К данному типу налоговых льгот относят достаточно широкий перечень, а именно:

  • o установление пониженной налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков или объектов и предметов налогообложения;
  • o отсрочку или рассрочку подлежащего уплате налога;
  • o возврат ранее уплаченного налога;
  • o зачет ранее уплаченного налога при окончательных расчетах по налогу с бюджетом;
  • o "налоговый кредит" в узком значении данного термина;
  • o замену уплаты налога (или его части) натуральным исполнением.

В практике налоговых систем экономически развитых стран широко используются налоговые кредиты (в узком значении данного термина). В этом случае льгота представляет собой вычет из суммы начисленного налогового платежа некоторой части доходов налогоплательщика или его расходов. Так, например, из суммы начисленного налогового платежа могут вычитаться 10% (или некоторая иная величина) от суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования определенного типа (при выполнении целого ряда дополнительных условий). Фактически в этом случае речь идет о том, что государство участвует в финансировании соответствующих капитальных вложений (в размере 10%). Этот "налоговый кредит" не является ни платным, ни возвратным, это просто вычет из суммы исчисленного налога. При рассмотрении налоговых системы зарубежных стран мы будем неоднократно возвращаться к описанию налоговых льгот, относящихся к данному виду.

В практике налоговых систем ряда зарубежных стран часто выделяют компенсируемые и некомпенсируемые налоговые кредиты. К компенсируемым налоговым кредитам относят те, при которых сложившаяся отрицательная сумма налога подлежит возврату из бюджета налогоплательщику, т.е. компенсируется. Соответственно, некомпенсируемые налоговые кредиты не предполагают возврата из бюджета суммы равной отрицательному значению исчисленного налога - просто в этом случае налог принимается равным нулю.

Одним из элементов налогообложения является определение способа уплаты налога. Принято выделять три основных способа уплаты налога:

  • o по декларации;
  • o кадастровый;
  • o у источника доходов.

Декларационный способ уплаты налогов в современном мире является, пожалуй, наиболее распространенным и предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах (в различных видах). Этот способ наиболее широко применяется при уплате подоходных налогов. С использованием декларационного способа производится уплата и таких налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и многие другие. В каждом случае налогоплательщиком представляется декларация, имеющая специфическую для данного вида обложения форму.

Кадастровый способ уплаты налогов применяется, как правило, в отношении прямых реальных налогов (налогов на имущество). В мировой практике различают такие виды кадастров, как поземельный, подомовой и промысловый. Такие кадастры содержат информацию об объектах обложения, их физических параметрах и их средней или потенциальной доходности.

Уплата налога у источника доходов иногда называется также безналичным способом уплаты налога. Суть данного метода сводится к тому, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источника выплаты) налога. В этом случае для налогоплательщика уплата налога фактически предшествует получению дохода, тогда как в случае с уплатой налога по декларации получение дохода предшествует уплате налога.

В большинстве стран уплата налога у источника имеет место, например, при выплате дивидендов по акциям предприятий, при выплате доходов от занятости по найму (удерживается подоходный налог как авансовый платеж) и в некоторых других случаях.

Обилие налогов, используемых в различных странах, для удобства сопоставления требует использования классификаторов. Существует большое число классификаций и группировок налогов, используемых в мировой практике. Так, в каждой стране имеется собственная классификация - как правило, это Бюджетная классификация, в соответствии с которой налоговые доходы отражаются в бюджете страны. Существуют и международные классификации налоговых доходов бюджетов - классификация ООН, Международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного Банка), классификация ОЭСР и др.

В качестве примера приведем классификацию налогов, используемую международными финансовыми организациями, для удобства дальнейшего использования несколько ее сократив.

Введение……………………………………………………………………….4

1 Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы…………5

1.1 Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи…………………………………………………………5

1.1.1 Понятие налога…………………………………………………………..5

1.1.2 Определение налога……………………………………………………..6

1.1.3 Налоги и другие государственные изъятия и платежи………………..7

1.2 Классификация налогов………….………………………………………..9

1.3 Состав налоговой системы. Принципы построения налоговых систем…………………………………………………………………………..13

1.3.1 Состав налоговой системы……………………………………………..13

1.3.2 Принципы построения налоговых систем…………………………….14

1.4 Функции налоговых систем……………………………………………...17

2 Налоговые системы зарубежных стран……………………………………20

2.1 Налоговая система США…………………………………………………20

2.2 Налоговая система Канады……………………………………………….22

2.3 Налоговые системы некоторых европейских стран…………………….23

2.3.1 Налоговая система Германии…………………………………………..23

2.3.2 Налоговая система Франции…………………………………………...25

2.3.3 Налоговая система Испании……………………………………………26

2.4 Налоговая система России и ее сравнительный анализ современных систем налогообложения промышленно развитых стран………………….27

Заключение……………………………………………………………………30

Список используемых источников…………………………………………..31

ВВЕДЕНИЕ

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Структура курсовой работы соответсвует ее цели и включает два основных раздела:

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообожения;

2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии, Франции, Испании.

В заключении кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубжных стран.

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1 Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи

1.1.1 Понятие налога

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Далее выясним, что представляет собой понятие налогов и сборов, приравненных к налогам в законодательных актах, а также проследим эволюцию понятия «налог».

1.1.2 Определение налога

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. «Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж.Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я.Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

На рис. 1.1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама