THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наше интервью будет посвящено необычной работе, которую, несмотря на всю простоту, многие боятся делать сами, а именно как правильно вязать арматуру . Сегодня, завесу тайны этого дела нам приоткроет молодой, но несмотря на это очень опытный, построивший немало объектов, прораб Николай Николаевич.

Здравствуйте, Николай Николаевич. У нас накопился ряд вопросов к Вам, возможно они звучат просто и непрофессионально, но мы ведь пока еще не знакомы с правильными названиями и терминологией.

— Добрый вечер уважаемые читатели! Я постараюсь ответить наиболее доступно и полно на все ваши вопросы. Итак, начнем.

Почему арматуру вяжут в большинстве случаев, а не варят? Отличаются ли соединение арматуры при помощи сварки от механического соединения?

— Арматуру, в большинстве случаев, вяжут, а не варят. Потому что при сварном соединении, изменяется состав стали, в результате чего появляются слабые места в стержнях арматуры. Еще одним недостатком сварного соединения является срок выполнения, в сравнении с так называемым механическим способом (собственно, вязкой). Также многое зависит от опыта сварщика, и если он «зеленый», то в большинстве случаев конструкция не сможет выполнять свое основное предназначение — выдерживать нагрузку. Однако сварное соединение часто используется в строительстве панельных зданий, в связи с тем, что при строительстве таких домов используются в основном комплексные бригады (монтажников-сварщиков, плотников-бетонщиков) и брать отдельную специальность, арматурщиков, экономически не выгодно. Что касается вязки, то это простой и довольно быстрый способ крепления арматуры, не требующий особых навыков, такой способ наиболее часто встречается в монолитном строительстве. Вязка выполняет такую же функцию, что и сварное соединение, только при помощи вязальной проволоки. В любом случае, и сварка, и вязка должны выполнять одну и ту же функцию. Главное, чтобы при заливке арматурного каркаса бетоном, арматурные стержни не изменяли своего положения и форму. Прочности изделию они не придают — прочность обеспечивается за счет целостности конструкции залитой бетоном.

Каковы необходимые инструменты и материалы для вязки?

П роволока — это самый важный элемент при выполнении вязальных работ, так как от качества проволоки зависит качество узла и конкретно фиксации арматуры, и, следовательно, конечного изделия. При вязке обычно используется обожженная проволока, диаметром 1 мм, всегда круглого сечения. Отличие обожженной проволоки от необожженной в том, что первая хорошо гнется, плотно прилегает к арматуре и имеет свойство тягучести (т.е. при вязке не рвется), в отличии от второй, необработанной, которая тяжело гнется и при вязке узла частенько обрывается и ломается. Если привозят не обожженную,то даже не пытайтесь ее использовать, так как вязать ей фактически невозможно. Также для вязки арматуры (механического крепления) необходимы крючок , или цанги, и пластиковые бобышки (фиксаторы).

Обыкновенный крючек

Автоматический крючок

Вязальный пистолет

Пластиковые бобышки (фиксаторы) — что это такое? И для чего они используются?

— Это пластиковая деталь, которая укладывается между арматурой и опалубкой для создания защитного слоя. Без них арматура может касаться опалубки и, после заливки, будет торчать из бетона и соответственно ржаветь, терять прочность и разрушать конструкцию.

Расскажите, пожалуйста, про каждый инструмент — опишите его достоинства, недостатки, когда какой следует применять (простой крючок, самодельный крючок, винтовой крючок, пистолет)?

Что касается каждого инструмента в отдельности, то тут дело каждого — кто чем привык работать. Наиболее распространенным инструментом является крючок или цанги. Пистолет хорош на горизонтальных поверхностях там, где не надо подлезать в труднодоступные места. Преимущества пистолета — это скорость выполнения работы. Недостатком является то, что им крайне неудобно вязать в труднодоступных местах, также быстро разряжается батарея и выше расход проволоки. Говоря о крючках, то наиболее популярным является самодельный крючок . Если вы решили серьезно заняться вязкой, то лучше сделать крючок для вязки арматуры самому. Делают его из рифленой арматуры, а в ручку устанавливают подшипник для облегчения вращения. Магазинный крючок хорош только для обучения, так они обычно короткие и быстро ржавеют, из-за этого выдается ужасный звук и снижается скорость работы. Существуют полуавтоматические (винтовые) крючки , но я не люблю с ними работать: остаются обрывки хвостов проволоки, потом приходит тех.надзор и заставляет переделывать за весь мусор в перекрытии. И правильно делает, так как, может вы замечали у себя или у знакомых на потолке ржавые полосы, проступающие на поверхность потолка? Это и есть не что иное как проволока или халтура мастера, который, при создании защитного слоя, не поставил под каркас бобышки при заливке арматуры бетоном.

Собственно, как вязать арматуру с помощью различных инструментов предлагаю посмотреть на видео.

Видео вязки арматуры обыкновенным крючком

Видео вязки арматуры винтовым крючком

Видео о Вязке пистолетом

Отличается ли способ вязки в зависимости от части дома — стена, фундамент, перекрытие?

— В теории существует множество способов вязки, но на практике два основных — это одна петля для соединения внахлест и 2 петли для соединения в стык. Практически всё вяжется одной петлей, даже угловые элементы, хотя в теории, угловые элементы вяжут другим узлом. Петля хороша своей простотой и надежностью — обучиться можно буквально за пять минут, да и ошибиться трудно.

Сколько времени занимает вязка арматуры?

— Не слышал о такой норме, все по способностям. Также скорость вязки сильно зависит от конструкции: перекрытие вязать гораздо быстрее, чем арку с изогнутыми элементами.

Существует ли некая норма расхода проволоки?

— Как такового норматива на один узел нету, есть расход на конструкцию. Рассчитывается такая норма в проектной документации на объект, исходя из того, что на один узел требуется 20 см проволоки, если вязать крючком,а если пистолетом, то расход будет больше. Рассчитать расход, например, для стены или перекрытия в отдельности очень сложно, так как часть узлов порвется и необходимо будет перевязать, да и от мастера зависит многое.

Производители вязальных пистолетов утверждают, что при помощи данного устройства все узлы будут затянуты с одинаковым усилием! А насколько это важно — затягивать узлы с одинаковым усилием?

— Для нас важно не одинаковое усилие стяжки стержней, а чтобы они не меняли положения и сама конструкция не менялась при заливке формы бетоном, так как при изменении защитный слой получится неправильной толщины и, в дальнейшем, на бетоне появятся трещины и ржавчина. В общем, одинаковое усилие затяжки узлов — не более чем рекламный ход производителей пистолетов, ведь это не имеет столь важного значения. Но все равно, когда вяжем крючком, специально «косячить» и затягивать с заведомо разным усилием не стоит — подобные эксперименты могут дорого вам обойтись, поэтому затягиваем более-менее равномерно и все будет хорошо.

Какова будет прочность конструкции, если связать неправильно, с недостаточным усилием, или в таком случае соединение лопнет вообще?

— Если лопнет одно соединение — ничего страшного. Повторюсь — самое важное для нас, чтобы конструкция не меняла форму при заливке. Но все равно, правильная вязка арматуры определит прочность конструкции.

Какие еще способы скрепления арматуры вы знаете?

— Слышал еще про два способа — металлические скрепки и вязка арматуры хомутами из пластика. К сожалению, не работал с ними, и от друзей не слышал подобное. Видимо, эти способы не получили по каким-то причинам широкого распространения. Сам я приверженец «классики»: вяжу обыкновенным крючком, так как это просто и быстро и не использую все эти новомодные новшества типа винтовых крючков, скрепок и пистолетов.

Спасибо вам, Николай Николаевич, за ваш рассказ о данной работе.

— Пожалуйста! Обращайтесь, я всегда с удовольствием отвечу на любые ваши вопросы.

влад says: 26.05.2013 в 15:23

Привет! все написал правильно но коротко Крючок оптимально машинка затратна -дорогая спец проволока трукеж исп стоит (кусачки)Knipeks)-35 -60 евро а способов (узлов)миним 5. А так спасибо, Молодец (8-лет испания португалия франция и австрия)

алекс says: 31.07.2013 в 22:41

не понятно: вязать надо каждый узел пересечения продольной с поперечной арматурой или с каким-нибудь шагом

  • Admin says: 31.07.2013 в 23:00

    Да, вязать обязательно каждое пересечение арматуры крест — накрест. Иначе при заливке конструкция может искривиться и в итоге заливка будет не такая прочная

    • михаил says: 21.02.2014 в 07:33

      Да, вязать обязательно каждое пересечение арматуры крест - накрест.
      :)) а если ты вяжеш перекрытие на 400кубов? крест на крест будеш месяц его вязать с усилениями

      • radikshnaps says: 03.03.2014 в 09:15

        Имелось ввиду вязать не каждое пересечение крест — накрест двумя узлами а каждое пересечение арматуры перевязывать)

иван says: 21.01.2014 в 01:40

хотел спросить а пруты арматуры в перекрытии как укладывать один сверху один снизу, или сначала все в одном направлении а потом на них в другом направлении

  • Admin says: 21.01.2014 в 10:52

    Удобнее сначала уложить в одном направлении, а сверху в перпендикулярном. Так удобнее укладывать и связывать.

Зафар says: 23.01.2014 в 00:03

Здравствуйте! Комната 6 на 4 м как правильно заливать монолит между первым и вторим этажом и какой размер арматуры подойдет?


  • Светлана says: 12.07.2014 в 23:31

    Здравствуйте.
    Очень важный вопрос про бабышки-фиксаторы. При заливке плиты все понятно, как и куда ставить. А как добить этого защитного бетонного слоя при заливке стен цокольного этажа? Что нужно подставлять между арматурой и опалубкой? К тому же опалубку стягивают металлическими прутами, затянутыми гайками насквозь всей стены или стягивают скрученной проволокой, которая потом также торчит из бетона. Как умудриться залить стену без выступающих металлических стержней и проволок? Спасибо.

    • Дмитрий says: 31.07.2014 в 13:46

      Если я правильно понял вопрос. Для заливки такого рода конструкции используют Фиксатор (конус) и трубку ПВХ, таким образом, что конусы ставятся внутри опалубки и между собой соединяются трубкой ПВХ, а уже в саму трубку вставляется стержень, который по обеим сторонам затягивается гайками. В конечном результате, все металлические детали раскручиваются и снимаются, в стене остаются только трубка и конусы.

      Сергей says: 16.10.2015 в 16:01

      Народ, кто стакивался с ИНТЕРСКОЛ МВ-40/14,4 — пистолетом? Прошу купить в бригаду, а мне говорят, что если в 3 раза быстрей не будешь делать после этого — вычтем из ЗП. А 40к — всё ж не копейки… Мабуть кто посоветует подешевле аналог или вообще не стоит с ними связываться?

      игорь says: 21.09.2016 в 09:01

      Скажите,пожалуйта, какой по- вашему толщины должна быть заливка пола в конюшне? Под лошадь весом 500- 600 кг. И достаточно ли одного слоя арматуры?

      Оставьте комментарий

  • Армирование железобетонных конструкций является ключевым фактором, предопределяющим их надежность и долговечность. Сооружения из бетона усиливаются арматурными каркасами, собирающимися с помощью вязальной проволоки, о которой мы поговорим в данной статье.

    В публикации представлена проволока для армирования, рассмотрена сфера ее использования, разновидности и особенности применения. Приведена инструкция по расчету расхода материала и рекомендации по его выбору.

    1 Вязальная проволока — где и зачем используется?

    Арматурная проволока применяется в сфере индивидуального и промышленного строительства для изготовления каркасов, используемых с целью армирования железобетонных конструкций. Посредством вязальной проволоки выполняется соединение смежных прутков арматуры в месте их перехлеста.

    Материал может использоваться при сборке следующих типов каркасов:

    • фундаментных (ленточных, монолитных, столбчатых);
    • перекрытий (цокольных и междуэтажных);
    • стяжек полов.

    Наиболее распространена проволока для армирования в монолитном строительстве. При промышленном изготовлении железобетонных изделий — свай, плит перекрытия, ЖБ блоков, их каркасы, с целью экономии затрат времени, стыкуются с помощью точечной сварки.

    1.1 Как рассчитать расход материала?

    Согласно положениям СНиП, норма расхода вязальной проволоки при сборке армокаркаса составляет 30 см на одно соединение либо 4 кг на тонну арматуры . Чтобы узнать, какое количество материала вам потребуется использовать, необходимо определить число точек стыковки арматуры в каркасе и высчитать общий расход.

    В качестве примера приводим расчет расхода проволоки для армирования фундамента ленточного типа. Используем условный размер фундамента 5*6 м, в нем будет 2 пояса продольной арматуры — верхний и нижний, по 3 прутка в каждом, соединенные вертикальными и поперечными перемычками с шагом 40 см.

    Алгоритм определения расхода:

    1. Высчитываем периметр каркаса: 5*6 = 30 метров.
    2. Определяем количество перемычек исходя из шага в 40 см: 30/0,4 = 75 шт.
    3. На каждой перемычке будет по 6 точек стыковки (по 3 прутка на каждом поясе), определяем количество соединений: 75*6 = 450 шт.
    4. Высчитываем расход вязальной проволоки: 450*0,3 = 135 м.

    Итого, для соединения прутков каркаса нам потребуется использовать 135 метров материала. Аналогичным образом, определив количество соединений и умножив их на нормативный расход, можно высчитать общий расход проволоки для сборки армокаркаса любой конфигурации.

    2 Классификация и разновидности

    Проволока для армирования классифицируется на разновидности по таким параметрам как:

    • наличие либо отсутствие защитного покрытия;
    • термическая обработка;
    • класс прочности.

    В зависимости от наличия защитного покрытия материал делится на две разновидности: изготовленный из обычной и . Покрытие наносится посредством горячего цинкования, которое подразумевает выдерживание бухт проволоки в ваннах расплавленного цинка.

    Материал с защитным покрытием делится на два класса — 1Ц и 2Ц. Отличия между ними заключаются в толщине слоя оцинковки, в материале класса 2Ц защитный слой значительно толще: для сравнения — 155 против 85 г/м 2 в проволоке диаметром 6 мм. Альтернативой оцинкованным материалам является проволока МНЖКТ из медно-никелевого сплава, однако в строительстве ее применение неоправданно ввиду высокой стоимости.

    По типу закалки арматурная проволока классифицируется на необработанную и прошедшую отжиг (имеет в маркировке литеру О). Суть термической обработки заключается в нагреве материала до заданной температуры в доменной печи и его последующего охлаждения. В результате отжига изменяется кристаллическая структура металла и разрушается внутреннее напряжение стали, что обеспечивает повышенную эластичность и механическую прочность проволоки.

    В зависимости от класса прочности изделия классифицируются на две группы В-1 (обычная) и В-2 (высокопрочной). Отличия между ними заключается в марке используемых сплавов, для изготовления проволоки В-1 применяется низкоуглеродистая сталь, для В-2 — сталь с увеличенным количеством компонентов. Материалом В-2 выполняется соединения каркасов из напрягаемой арматуры, тогда как класс В-1 предназначен для монтажа ненапрягаемых конструкций.

    2.1 Типоразмеры и вес

    Диаметр материала зависит от наличия защитного покрытия — оцинкованная проволока выпускается в диаметрах 0.2-6 мм, без покрытия — 0.16-10 мм . С завода изделия поставляются в мотках (вес от 15 до 250 кг) либо катушках (500-1500 кг). Моток должен состоять из одного отрезка проволоки, катушка — не более, чем из 3-ех.

    Приводим таблицу проволока вязальная вес 1 метра, марка ВР, наиболее востребованной на рынке:

    • ВР-1 (диаметр 1 мм) — вес 0.012 кг;
    • ВР-2 (диаметр 2 мм) — вес 0.025 кг;
    • ВР-3 (диаметр 3 мм) — вес 0.06 кг;
    • ВР-4 (диаметр 4 мм) — вес 0.1 кг;
    • ВР-6 (диаметр 6 мм) — вес 0.23 кг.

    Характерной особенностью марки ВР является наличие рифленых стенок, за счет которых увеличивается адгезия (сцепление) материала с прутками арматуры, что позитивно влияет на общую прочность железобетонных конструкций.

    Проволока "Казачка

    "

    В последнее время распространение на рынке получила проволока для вязки арматуры с кольцами, также именуемая «Казачка». Она выпускается в виде отрезков длиной 8, 10, 12 и 14 см, на концах которых расположены кольца под крючок для вязки. Соединение арматуры «Казачкой» выполняется значительно быстрее, чем стандартным аналогом, поскольку отпадает необходимость в нарезке и самостоятельном формировании колец. Поставляется материал в виде бабин, состоящих из 1-5 тысяч отрезков.

    2.2 Вязка арматуры проволокой (видео)


    2.3 Как вязать?

    Для сборки каркаса из прутков арматуры 10-14 мм нужно использовать проволоку диаметром 1.2-1.4 мм . Если материал имеет плохую эластичность бухту необходимо выдержать в течении 20-30 минут в костре, после чего дать охладиться при естественной температуре. Использовать изделия меньшего диаметра можно, однако в таком случае выполняя соединение потребуется перегибать ее в два раза.

    Как и чем связать арматуру? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос прост. Берём мягкую отожжённую вязальную проволоку, крючок и приступаем к работе. Но опыт пользователей нашего портала говорит о том, что даже в таком нехитром деле существует масса нюансов, начиная от выбора диаметра проволоки и заканчивая способом связывания. Однако эти "мелочи" напрямую влияют на скорость работы и конечные затраты. Итак, из этой статьи вы узнаете:

    • Выгодно ли связывать арматурный каркас аккумуляторным вязальным пистолетом.
    • Как сделать самодельный крючок для связывания арматуры.
    • Как научиться вязать арматуру крючком.

    Связывание арматуры вязальным пистолетом: за и против

    Первое, о чём задумывается любой начинающий застройщик, решивший собрать арматурный каркас – чем его вязать. Кто-то использует для этого самодельные или покупные крючки.

    Другие предпочитают использовать плоскогубцы. Третьи полагают, что только покупка специального аккумуляторного пистолета для вязки арматуры решит проблему.

    Как показывает практика наших пользователей, в большинстве случаев аккумуляторный вязальный пистолет - слишком дорогое удовольствие для обычной стройки. Помимо высокой цены (брендовые модели стоят 1000 - 2000 $), вязальный пистолет иногда может плохо затягивать проволоку. Причём, к оборудованию придётся покупать специальную проволоку на катушках (недешевую). Попытка «перехитрить» механизм и, после того как фирменная проволока закончится, намотать на катушку обыкновенную, приведёт к поломке оборудования.

    митрий Пользователь FORUMHOUSE

    Не советую даже пытаться намотать вместо фирменной проволоки простую, купленную на ближайшем рынке. Проверено. Пара таких «заряженных» катушек, и грязная, плохо отожженная проволока сломает вязальный пистолет. Конструкторы предусмотрели защиту от самопальных расходников. Помимо поломки дорогостоящей «игрушки», вы после такого фокуса автоматом слетаете с гарантии.

    Несмотря на высокую цену на автоматический вязальный пистолет, на портале есть энтузиасты, которые либо покупают его, либо берут в аренду.

    Сергей960 Пользователь FORUMHOUSE

    Мне понравилось работать с таким оборудованием. Один вязальный пистолет заменяет несколько человек. Аккумуляторы заряжаются быстро. Только успевай катушки менять. Из минусов отмечу - да, дорого. И пистолет, и катушки стоят денег. Слышал, что пистолетом не везде можно подлезть, особенно в узких местах, но на больших объёмах и при профессиональном применении считаю, что это оправданное приобретение.

    титовчанин Пользователь FORUMHOUSE

    Моим трудягам и мне понравилось работать вязальным пистолетом, но удовольствие это дорогое.

    Ещё один недостаток вязального пистолета, особенно применительно к нашим условиям строительства - возможность его поломки из-за «кривых» рук рабочих или банальное воровство дорогого инструмента.

    Чаще всего аккумуляторным пистолетом вяжут арматуру плитных фундаментов, при монтаже горизонтально уложенной арматуры в сетку.

    Интересен опыт участника портала с ником Синявинский . Пользователь взял в аренду пистолет и полностью в нём разочаровался. По словам участника, у пистолета плохо регулируется сила затягивания проволоки. Проволока путается или наматывается не туда, куда надо. В итоге Синявинский отказался от использования вязального пистолета и нанял «арматурщиков», которые довязали каркас крючками.

    Вывод: при всех плюсах вязального пистолета его приобретение или аренда требуют тщательного расчёта - оправданно ли это экономически. Поэтому большинство предпочитают проверенный годами способ - вязать арматуру крючком.

    Tagan1 Пользователь FORUMHOUSE

    Мои рабочие вяжут арматурные каркасы обычным крючком с вращающейся деревянной ручкой. Цена приспособы – 150 рублей. А всякие автоматические механизмы, включая реверсивные крючки и использование шуруповёрта - это так, баловство. Профессионалы используют крючки.

    О плюсах и минусах использования для связывания арматуры т.н. полуавтоматов – крючков с реверсом и аккумуляторных «шуриков» с зажатым в патроне крючком, мы расскажем во второй части статьи. А сейчас подробнее опишем процесс изготовления самодельного крючка и расскажем, как правильно вязать арматуру.

    Как сделать самодельный крючок для вязки арматуры

    1. Крючок можно сделать самостоятельно или купить готовый. Цена вопроса - 150-200 рублей. Плюсы покупного: стальное «тело» крючка свободно вращается в рукоятке, что значительно укоряет работу.

    Существуют модели крючков с подшипниками, но они значительно дороже обычного крючка на втулке.

    Плюсы самодельного крючка - сделать его можно за 10-15 минут из того, что есть под рукой. Например, крючок для вязки арматуры делают из гвоздя на «150», электрода, арматуры диаметром 8 мм, держателя малярного валика, у которого отпиливается валик, рукоятки мастерка и т.д.

    Вариантов множество. Всё зависит от фантазии и наличия завалявшихся в хозяйстве «ненужный» вещей.

    Freedom-V Пользователь FORUMHOUSE

    Я сделал самодельный крючок для вязки арматуры из стального прутка. Один конец обточил на конус на точиле и согнул пруток в двух местах. Вместо рукоятки можно поставить обрезок трубки, так удобнее работать, и перчатка не наматывается на приспособление.

    Ещё один вариант самодельного крючка предлагает участник портала с ником аlexdomm. Для этого берём старые вилы (если они, конечно, есть в хозяйстве) и отрезаем один штырь. Далее берём трубу диаметром 16 мм, загоняем в неё штырь и расклёпываем/привариваем конец. Рабочую часть заостряем на наждачном круге или при помощи «болгарки».

    Т.к. для изготовления вил используется закалённая сталь, таким крючком можно крутить проволоку «тройку», и крючок не разогнётся.

    СпехПервый для изготовления самодельного крючка использовал малярный валик, от которого отрезал всё «ненужное».

    Ещё один вариант - сделать крючок из сломанного или ненужного мастерка.

    Принцип тот же - отламываем или отрезаем лопатку и обтачиваем рабочую часть крючка на конус.

    alex30rus Пользователь FORUMHOUSE

    Крючок я сделал из гладкой арматуры «восьмёрки». Чтобы крючок быстро вынимался из петли, обязательно затачиваем его на конус. «Тело» крючка изгибаем под углом в 20 градусов. Так увеличивается скорость вращения. На ручку для удобства можно надеть кусок шланга.

    Как правильно вязать арматуру обычным крючком

    EsKor Пользователь FORUMHOUSE

    Если использовать самый простой крючок, как на фото ниже, то работать с ним неудобно. Слишком низкая скорость, словно заворачивать шуруп отвёрткой. Лучше брать крючок на вращающейся рукоятке. Скорость значительно возрастает, набив руку, перестаёшь рвать проволоку, перекручивая её.

    Важно подобрать оптимальный диаметр вязальной проволоки. Слишком тонкая рвётся, узел хорошо не затянуть. Слишком толстая, 2.4-3 мм, тяжело вяжется, быстро устаёт запястье. Поэтому чаще всего используется вязальная проволока диаметром 1.2-1.4 мм.

    Если проволока слишком жесткая, то её можно отжечь, бросив в костёр, и дать затем медленно остыть на воздухе.

    Пользователи портала советуют - при отсутствии вязальной проволоки взять автопокрышку с металлокордом и сжечь её. Хотя этот способ, скорее, подойдёт на самый крайний случай, т.к. горящая автопокрышка выделяет чёрный едкий дым.

    Переходим к вязке арматуры.

    Процесс разбивается на ряд последовательных шагов.

    1. Сначала разрезаем бухту вязальной проволоки на нужные куски (если проволока не нарезана на куски в связках). Длина проволоки - около 30-40 см.

    2. Проволоку складываем пополам.

    3. Загибаем проволоку вокруг пальца.

    4. Заводим под арматуру.

    5. Загибаем концы и вставляем в петлю крючок.

    6. Начинаем крутить крючок, захватывая второй конец проволоки.

    7. Закручивая узел, тянем крючок на себя.

    8. Загибаем получившийся узел.

    При вязке арматуры не следует пытаться накрутить как можно больший узел, отрезав длинный кусок проволоки. Задача вязальщика - только захватить концы и, сделав несколько оборотов (2-3 раза), связать узел. На это уходит несколько секунд. Если взять слишком длинную проволоку, увеличивается её расход, а также тратится много времени на создание узла.

    Глядя на то, как ловко и быстро арматурщики связывают арматурные каркасы, задаёшься вопросом: постижимо ли это ремесло обывателю, и как долго нужно набивать руку? Какие инструменты и проволоку использовать и как грамотно сооружать армирующие конструкции — подробно рассмотрено в данном материале.

    Почему вязка, а не сварка

    Традиционным способом соединений изделий из металла всегда считалась дуговая сварка, как наиболее универсальная и обеспечивающая максимальную прочность.

    Однако в реалиях строительных работ привлечение сварщика для сооружения армирующих конструкций — расточительная трата бюджета. Кроме того, сварка не пригодна для работы с преднапряжённой арматурой, абсолютно не мобильна и неудобна для сборки изделий по месту.

    Заблуждением будет считать, что сварка в критической мере меняет физико-химические свойства арматуры. По крайней мере это не справедливо для большинства популярных марок вроде A500С (С — свариваемая), просто этот способ не отличается высокой скоростью и удобством.

    Однако позже вы убедитесь, что фрагменты каркасов удобнее сваривать на оборудованном рабочем месте, а затем из них набирать армирующую конструкцию. Для опытного сварщика не будет проблемой аккуратно прихватить конструктивную арматуру к рабочей, как не будет проблемой соединить погоны арматурных конструкций с перехлёстом в шесть диаметров при двухсторонней и десять — при односторонней проварке шва.

    Что использовать для вязки

    И всё же вязка — наиболее быстрый и удобный способ соединения арматурных узлов. Требования к прочности для таких соединений чисто символические: связка распределительных элементов, не вовлечённых в работу, выполняется для придания каркасу правильной формы и должна лишь удержать прутья в нужном положении во время заливки бетона и его виброусадки.

    Элементы рабочего и анкерного армирования скрепляются в общей массе ЖБИ за счёт сил трения. Задача перевязки этих мест — снабдить соединённый каркас прочностью, необходимой для транспортировки и позиционирования во время установки и перемещений по арматуре рабочих. Вторая задача — сохранить соосность линий армирования.

    Наиболее подходящей для вязки считается горячекатаная отожжённая проволока с низким содержанием углерода по ГОСТ 3282-74. Оптимальная толщина для связки конструктивной арматуры — 1,2 мм, рабочей и анкерной — до 2,5 мм. Хорошо подходит для вязки стальной корд из выжженных покрышек. Вы также можете использовать и углеродистую проволоку, предварительно отпустив её в печи или на костре для большей мягкости и удобства скручивания.

    Нарезку проволоки по 30-35 см проще выполнить болгаркой, предварительно обмотав бухту скотчем в 2-3 местах. Можно даже приобретать пружинные коннекторы или готовую проволоку для вязки с петлями на концах, работать с ними — одно удовольствие.

    Всё большую популярность приобретают нейлоновые затяжные хомуты, иначе именуемыми стяжками. Они очень прочные и позволяют вести работу с большей скоростью, но для хорошей затяжки необходимо пользоваться специальным пистолетом. Также можно использовать 2 мм ПЭТ-ленту, нарезанную из пластиковых бутылок, с последующим прогревом узлов газовой лампой. При использовании пластикового крепежа им нужно обматывать соединение крест-накрест.

    Ручные инструменты и приёмы работы

    На сегодня есть три главные разновидности ручного вязального инструмента и первая из них — самодельные крючки из 6-8 мм проволоки. Ничего хитрого в устройстве нет, лишь ось рукоятки смещена от места вязания узла на 70-100 мм, да кончик конусно заточен для простоты извлечения.

    Более продвинутые покупные изделия имеют полированный крючок той же формы, но рукоятка снабжена подшипником. Именно этот инструмент считается наиболее полезным в реальных условиях строительства. Скорость работы с ним максимальная, удобство — на высоте, к тому же стоят подобные крючки совсем не дорого. Тем не менее, постарайтесь не скупиться на и без того дешёвый инструмент: дешёвые изделия грешат низким качеством подшипников, да и ручки у них не самые удобные.

    Вязка проволоки крючками обоих типов выполняется предельно просто. Работать нужно в перчатках, иначе неизбежны мозоли и травмы. Отрезок проволоки складываем вдвое, затем загибаем сверху в противоположные углы перекрестия арматуры. Внизу проволока разворачивается и концы выводятся на верх через два других угла.

    Петлю и два хвоста нужно перехлестнуть пальцами один раз в произвольном месте. Затем в петлю продевается крючок, на край которого загибаются хвосты проволоки. Несколько оборотов и петля затянута. Если пробуете — не поленитесь полчаса потренироваться, экспериментируя с натяжением и техникой вязки. Вероятно, вы захотите использовать аккумуляторный шуруповёрт, зажав крючок в патрон.

    Полезно увидить один раз на видео процесс вязки арматуры, чтобы уяснить тонкости этого процесса:

    Отдельно стоит сказать о так называемых полуавтоматических крючках. Они имеют внутри шнек с храповым механизмом, поэтому крутить за ручку не нужно, достаточно несколько раз потянуть её на себя. Эти дорогие «игрушки» не предназначены для выполнения большого объёма работ, винтовая канавка съедается после трёх-четырёх сотен затянутых петель, а более надёжные инструменты стоят очень и очень дорого. И всё же, если вы плотно занимаетесь вязкой арматуры, такую вещь стоит держать под рукой: вдруг забудете перевязать в труднодоступном месте.

    Использование автоматических вязальных пистолетов

    Среди всевозможного электроинструмента есть модели и для вязки арматуры. Принцип их работы несложен: проволока направляется по изогнутой канавке, делая два-три оборота вокруг перекрестия прутьев. Далее включается зажимная цанга и оба хвоста перекручиваются с регулируемым усилием, чтобы узел не разорвался.

    Инструмент хороший, несмотря на завышенный расход проволоки, но имеет ряд недостатков. Первый — цена подобного инструмента колеблется в районе 1000 Евро за экземпляр. Добавьте к этому, что для аккумуляторов срок службы составляет до пяти лет, потом столь специфичную замену им будет трудно подобрать.

    Пистолет также не всегда удобен, часто им никак не подлезть внутрь каркаса. Оправдывает себя такое снаряжение либо при больших объёмах работ, когда за смену вяжется до десятка тонн арматуры, либо при перевязке толстых прутьев с толстой же проволокой, где нужно значительное усилие. Может быть полезен при стендовой сборке модулей каркасов, но с тем же успехом можно использовать MIG-MAG сварку (инвертор и проволока стоят примерно столько же).

    Оптимальным вариантом будет аренда пистолета для вязки арматуры, если по близости есть магазин, предоставляющий такую услугу. Ключевым фактором будет скорость выполнения работы, если нужно завершить всё за один день, то и цена аренды может оказаться соразмерной этому желанию. Приноровиться к работе пистолетом можно за несколько минут, потренировавшись на отдельных отрезках арматуры.

    Стяжка, перекрытие или фундамент — тонкости армирования разных ЖБИ

    Прежде чем ринуться в бой, предметно изучите понятие анкеровки арматуры. Эта наука даёт представление о том, как соотносить линейные нагрузки в ЖБИ сложной формы путём создания дополнительных связей.

    Помимо формы промежуточных элементов важна длина перехлёста на соединениях, она может разниться от 30 до почти 80 диаметров прута в зависимости от марки арматуры, нагрузки и назначения изделия. Не забывайте и о защитных слоях — минимальной толщине бетона между стальной арматурой и наружной поверхностью — эти данные также строго нормированы.

    Для перекрытий и плит вяжется минимум два ряда сетки. Связывается каждое пересечение на 1 и 2 ряду по периметру каркаса, а внутри — в шахматном порядке. При вязке перекрытий не бросайте в опалубку оборванные края проволоки, именно от этого на потолках появляются ржавые пятна.

    Ленточные и блочные элементы с поперечной нагрузкой армируются пенальными конструкциями, где распределительная арматура выполнена хомутами прямоугольной формы, опоясывающими снаружи стержни рабочей арматуры.

    Сложнее с армированием колонн и столбов. Чаще всего в них задействованы гильзо-резьбовые соединения, обеспечивающие полную соосность и качественную передачу нагрузки между рабочей арматурой.

    Опытные строители знают, что от правильно выбранной схемы армирующего каркаса для создания ленточного фундамента, и правильности проведения монтажа напрямую зависит прочность основания под стены дома. В этой конструкции четко распределены все, так сказать, «обязанности» составляющих её элементов. Так, арматура принимает на себя деформирующие линейные напряжения, возникающую не только от тяжести стен, но и от перепадов температур, а бетонная часть конструкции предотвращает ее сжатие. Таким образом, в комплексе эти материалы создают надежную опору для стен.

    Вязка арматуры под ленточный фундамент является оптимальным вариантом скрепления металлического «костяка» железобетонной конструкции. Такое соединение, сохраняя заданные линейные и пространственные формы каркаса, тем не менее оставляет возможность несколько «балансировать» при застывании бетона и набора им марочной прочности, принимая оптимальное положение при воздействии возникающих нагрузок. Если же сделать скелет фундамента жестким, то есть скрепить арматуру сваркой, то даже при незначительной усадке грунта или под давлением стен дома бетонная часть конструкции может начать разрушаться, так как при застывании раствора не произошло оптимального сдвига деталей каркаса и в, казалось бы, прочной монолитной плите сохраняются значительные внутренние напряжения.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама