THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Согласно ст. 55 Конвенции ООН 1982 г., исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет:
- суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
- юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями данной Конвенции.
Права, изложенные в статье 56 Конвенции 1982 г. в отношении морского дна и его недр, осуществляются в соответствии с частью VI данной Конвенции.
В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г.
Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.
Согласно ст. 74 Конвенции 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.
Если в течение разумного срока не может быть достигнуто соглашение, заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции 1982 г. («Урегулирование споров»).
До заключения соглашения, как предусматривается в п. 1 ст. 74 Конвенции 1982 г., заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают шаги для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации. Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.
Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также порядок осуществления суверенных прав и юрисдикции России в пределах ее исключительной экономической зоны определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» .

Еще по теме § 2. Правовой режим исключительной экономической зоны:

  1. Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон 1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т. п. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономич
  2. § 3. Правовой режим искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне
  3. Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  4. ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же,исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

§ 6. Исключительная экономическая зона

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зо­не осуществляет, во-первых, суверенные права в целях развед­ки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и не­живых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а так­же в отношении других видов деятельности по разведке и раз­работке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении соз­дания искусственных островов, установок и сооружений, мор­ских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не пол­ной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это оз­начает, что без согласия прибрежного государства никто не мо­жет осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи междуна­родному морскому судоходству (на признанных международны­ми морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. «Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предостав-

ляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова» (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных 1) могут посредством заключения соглашений или через международные организа­ции принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды се­верной части Тихого океана за пределами исключительных эко­номических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направлен­ный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном рай­оне запрещается. При случайном изъятии (при промысле дру­гих видов) анадромные виды должны быть немедленно возвра­щены в море.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить мор­ские научные исследования в своей исключительной экономи­ческой зоне. Такие исследования другими государствами про­водятся с согласия прибрежного государства. Прибрежные го­сударства обычно дают согласие, если нет достаточных, преду­смотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. оснований для отказа (например, научно-исследовательский проект имеет непосредственное значение для разведки и разра­ботки природных ресурсов).

Государства и международные организации, осуществляю­щие исследования в исключительной экономической зоне при­брежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском

1 Анадромные - это виды рыб, которые мигрируют из морей в ре­ки для нереста (лосось, горбуша, нерка, кета и др.); катадромные - это виды рыб, мигрирующих из рек в море (речной угорь).

Глава 21. Международное морское право

проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны РФ находятся в ведении Российской Федерации. Регули­рование деятельности по разведке и разработке таких ресурсов и их охране - компетенция Правительства РФ (п. 4 ст. 5 Феде­рального закона «Об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации»).

Специально уполномоченные федеральные органы испол­нительной власти с учетом предложений органов испрлнитель-ной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и дру­гих видов использования живых ресурсов. Эти правила и общие допустимые уловы живых ресурсов подлежат утверждению Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ утверждаются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный унич­тожением, незаконным выловом или добычей водных биологи­ческих ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исклю­чительной экономической зоне РФ, а также запасов анадром-ных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ эко­номических и рыболовных зон. иностранных государств.

Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти по вопро­сам геологии и использованию недр.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эко­номической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключи­тельной экономической зоны в указанных целях осуществляет­ся в соответствии с международно-правовыми нормами, регу­лирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

§ 7. Континентальный шельф

Континентальный шельф

Правовое понятие континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраи­на материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), матери­ковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф - это окаймляющая материк отмель до резкого измене­ния рельефа морского дна, т. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100-200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше - до 1500-2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характе­ристика его правового режима содержатся в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции о континенталь­ном шельфе 1958 г. внешняя граница континентального шель­фа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависи­мость от технических возможностей каждого государства.

На III Конференции ООН по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении внеш­ней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной ок­раины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Фе­дерации».

Согласно ст. 76 Конвенции континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его террито­риального моря на всем протяжении естественного продолже­ния его сухопутной территории до внешней границы подвод­ной окраины материка.

Это, по"существу, первый и. основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори-

Глава 21. Международное морское право

ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина ма­терика простирается более чем на 200 морских миль от исход­ных линий, от которых отсчитывается ширина территориально­го моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя гра­ница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Поль­шей - в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Ита­лией - в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами - в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации» предусматривается необходи­мость проведения работ для обоснования географических коор­динат точек, определяющих линии внешних границ континен­тального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в «Извещениях мореплавателям». На их основе издаются карты с указанием внешних границ континен­тального шельфа РФ. Копии перечней координат и копии карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в

§ 7. Континентальный шельф

том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств. Прибрежное государство осуществля­ет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если при­брежное государство не ведет разведки и не разрабатывает при­родных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные нежи­вые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т. е. те организмы, которые в над­лежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер - разведка и разработка природ­ных ресурсов; 2) исключительность, т. е. бесспорная принад­лежность данному прибрежному государству.

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не Должны создавать помех для использования этих территорий в Целях судоходства, промысла, океанографических и иных ис­следований, охраны живых ресурсов, осуществления воздуш­ных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществ­ляться с согласия прибрежного государства. Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем

8 Международное право

Глава 21. Международное морское право

согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного ис­следования физических или биологических свойств континен­тального шельфа. Все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопрово­ды. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по со­гласованию с прибрежным государством.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, на­чиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государст­ва от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема про­дукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до две­надцатого года, а затем в последующие годы составляет 7%. От­числения производятся через Международный орган по мор­скому дну, который распределяет их между государствами - участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Феде­рация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шель­фе Российской Федерации» Российская Федерация осуществ­ляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать" буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусст­венных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

§ 8. Открытое море

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других госу­дарств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

Открытое море

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86, по­ложения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное мо­ре или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипе-лажные воды государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении откры­того моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море - это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в терри­торию, на которую распространяется национальная юрисдик­ция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) - на внутренние и архипелажные воды и на территориальное мо­ре; в установленном нормами международного права объеме - на исключительную экономическую зону. В Конвенции им по­священы самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств» 1 .

Такой подход не согласуется с необходимостью четкого оп­ределения правового режима различных морских пространств.

Открытое море - это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, откры-

Курс международного права. Т. 5. С. 43.

Глава 21. Международное морское право

тая для использования всеми государствами на основе норм ме­ждународного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с го­сударствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и труболроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства неред­ко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных во-

§ 8. Открытое море

просах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа мо­жет быть возбуждено только перед судебными или администра­тивными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру ино­странное судно, если есть разумные основания подозревать, что судно: 1) занимается пиратством; 2) занимается работор­говлей; 3) занимается несанкционированным радио- и телеве­щанием; 4) не имеет национальности; 5) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование «по горячим следам» ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в во­дах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осущест­вления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства яв­ляется его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в мор­ских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое пре­следование прекращается, как только преследуемое судно вой­дет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отноше­нии военных судов и государственных судов, состоящих на не­коммерческой службе, недопустимы.

Глава 21. Международное морское право

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г., обязано принимать эффективные действия по предотвращению пере­возки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа част­новладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного ап­парата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пи­ратский летательный аппарат в открытом море или другом мес­те вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аресто­вать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершив­шего захват, могут выносить постановления о наложении нака­заний и определять меры, которые должны быть приняты в от­ношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незакон­ной торговли наркотическими и психотропными веществами, осу­ществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, зани­мается незаконной торговлей наркотическими или психотроп­ными веществами, оно может просить другие государства о со­трудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкциони­рованного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназна­ченных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочас­тот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ-

Литература

Литература

Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.

Барсегов Ю. Г. Концепция «общего наследия человечества» в международном морском праве (теоретические вопросы) // Со­ветский ежегодник международного права. 1984. М., 1986.

Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопро­сы международного сотрудничества. М., 1990.

Головатый С. 77. 200-мильная экономическая зона в Миро­вом океане (международно-правовые проблемы). Киев, 1984.

Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоковод­ного морского дна и его ресурсов // Советское государство и право. 1989. № 4.

Коломбос Д. Международное морское право. М., 1973.

Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного между­народного морского права. М., 1983.

Мировой океан и международное право: Основы современ­ного правопорядка в Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.

Мовчан А. 77. Конвенция ООН по морскому праву - вклад в прогрессивное развитие международного права // Советский ежегодник международного права. 1982. М., 1983.

Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987.

Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю. Г. Бар­сегов. М., 1985.

Шинкарецкая Г. Г. Международно-правовые аспекты дели­митации морских пространств // Советский ежегодник между­народного права. 1984. М., 1986.

Яковлев И. И. Международный орган по морскому дну. М., 1986.

Д.Н. ДЖУНУСОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.79:341.1/8

Страницы в журнале: 58-60

Д.Н. ДЖУНУСОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета

На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Ключевые слова: правовой режим, исключительная экономическая зона, открытое море, юрисдикция, суверенные права.

About legal regime differentiation exclusive economic zone and the high sea

On the basis of the comparative analysis of a legal regime of two sea spaces position about independence of legal status of an exclusive economic zone is proved.

Keywords: legal regime, exclusive economic zone, high seas, jurisdiction, sovereign rights.

Концепция 200-мильной экономической зоны возникла на рубеже 60-70-х годов XX века. Инициатива ее постановки исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран третьего мира и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот.

Смысл концепции экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда конкретных прав экономического порядка в определенной морской полосе. Название «исключительная экономическая зона» указывает на особый характер экономических прав, которые в данном морском районе будет осуществлять прибрежное государство. В силу этой исключительности прав ни одно другое государство не должно заниматься в зоне экономической деятельностью без прямого согласия прибрежного государства.

В результате многолетних усилий III Конференцией ООН по морскому праву, проходившей с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г., были найдены взаимоприемлемые решения вопросов морского права, в том числе об экономической зоне, и включены в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция).

Согласно ст. 55 Конвенции исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст. 57 Конвенции).

Следует отметить, что ряд юристов-международников считают исключительную экономическую зону частью открытого моря со специфическим режимом, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функционирующих прав прибрежных государств». Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 года открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Это определение также не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

В Конвенции отсутствует дефиниция открытого моря. Вместе с тем согласно ст. 86 Конвенции понятие «открытое море» применяется ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Так, положения, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия «открытое море». Поэтому они были выделены в самостоятельную часть Конвенции. Предоставляемые Конвенцией прибрежному государству суверенные права в области сохранения живых ресурсов в его исключительной экономической зоне действительно широки. Как отмечает профессор М.И. Лазарев, «в экономической зоне прибрежные государства приобретают обширную и практически неизвестную международному праву морскую правоспособность».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 56 Конвенции в исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Помимо этого прибрежное государство наделено прерогативами в части осуществления юрисдикции в том, что касается деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды (подп. «b» п. 1 ст. 56 Конвенции); оно также имеет в исключительной экономической зоне другие права, предусмотренные Конвенцией, в том числе право обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его (ст. 234).

Все другие государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами, которые в юридической литературе называют свободами открытого моря.

Вместе с тем нетрудно заметить, что, во-первых, перечень свобод, определенных в п. 1 ст. 58 Конвенции, по сравнению со свободами открытого моря менее широк и включает в себя:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, такие как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимые с другими положениями Конвенции. Такими видами деятельности являются передача сообщений с морских судов на берег и обратно через спутники системы ИНМАРСАТ, бункеровка проходящих судов и т. п.

Во-вторых, некоторые из этих свобод имеют в определенной степени ограниченный характер. Так, п. 3 ст. 58 Конвенции обязывает другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права, совместимыми с положениями Конвенции. Это означает, что, хотя в исключительной экономической зоне все суда независимо от рода их деятельности пользуются свободой судоходства, данная свобода не должна вести к ущемлению законных прав прибрежного государства. Ясно, например, что иностранные промысловые суда, находясь в экономической зоне какого-либо государства, не могут заниматься промысловой деятельностью без разрешения прибрежного государства, полученного надлежащим образом.

Кроме того, положение о праве всех государств свободно прокладывать на дне исключительной экономической зоны (а таким дном, исходя из содержания п. 1 ст. 76 Конвенции, является континентальный шельф в ее пределах) подводные кабели и трубопроводы содержит условие соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов (п. 2 ст. 79 Конвенции).

Отсюда можно сделать вывод, что ст. 58 Конвенции требует уточнения, в результате которого указанные в ней свободы должны быть сформулированы как «свободы исключительной экономической зоны», поскольку пользование ими зависит от предоставленного Конвенцией объема прав прибрежному государству в экономической зоне.

С этой целью в ст. 58 Конвенции необходимо внести следующие изменения:

1) в п. 1 слова «указанными в статье 87» исключить;

2) дополнить п. 1 предложением следующего содержания: «При пользовании указанными свободами в исключительной экономической зоне государства обязаны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, поскольку они не являются несовместимыми с настоящей частью»;

3) п. 3 исключить.

Таким образом, нельзя согласиться с мнением ряда ученых о том, что исключительная экономическая зона является частью открытого моря1. Такое утверждение не соответствует положениям ст. 86 Конвенции. Расширительное толкование Конвенции недопустимо, несмотря на то что ее статьи 88-115 распространяются на исключительную экономическую зону.

Исключительную экономическую зону следует относить к числу пространств со смешанным правовым режимом, поскольку на данный вид морского пространства одновременно распространяются нормы как международного, так и национального права, в отличие от открытого моря, которое традиционно относится к числу территорий с международным режимом, так как на него распространяются только нормы международного права.

Библиография

1 См.: Международное морское право / Под ред. С.А. Гуреева. - М., 2003. С. 112.

2 Там же. С. 113; Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. - М., 1982. С. 101-110.

3 Курс международного права: В 7 т. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989-1993. Т. 5. С. 43.

4 См.: Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4.

5 Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М., 1983. С. 257.

6 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 105; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Международно-правовой режим судоходства в открытом море. - М., 1988. С. 11.

7 См.: Колодкин А.Л. Указ. раб.

8 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 126.

9 См.: Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. - М., 1984. С. 139-141; Современное морское право и практика его применения / И.И. Баринова, Б.С. Хейфец, М.А. Гицу и др. - М., 1985. С. 32; Молодцов С.В. Указ. раб. С. 32; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Указ. соч. С. 61-79.

Поделитесь статьей с коллегами:

Это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов.

Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т. е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм (ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. ¦ 17. Ст. 594).Уголовно наказуемо незаконное возведение сооружений в И. э. з. РФ, незаконное создание вокруг них зон безопасности, а равно нарушение правилстроительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (ч. 1 ст. 253 УК РФ), а также исследование, разведка, разработка естественных богатств, проводимые без соответствующего разрешения (ч. 2 ст. 253 УК РФ). О понятиях зон безопасности, незаконного возведения сооружений, нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, исследования, разведки и разработки естественных богатств см. "Континентальныйшельф РФ". Естественные богатства И. э. з. РФ - это рыбные запасы и иные ресурсы моря в ее пределах. Порядок выдачи разрешений на исследование, разведку, разработку естественных богатств И. э. з. РФ определяется Временным порядком и условиями выдачи разрешений иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями на промысел водных биоресурсов в И. э. з. РФ и на континентальном шельфе РФ от 30 мая 1994 г. ¦ 86 (БНА. 1994. ¦ 11). Преступление характеризуется как умышленное. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное получить разрешение на совершение действий или ответственное за исполнение правил в указанной зоне РФ (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ, - см. "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление".

Еще по теме ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ:

  1. 2.3. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Это район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней в ширину вплоть до 200 . Отсчет расстояния ведется по тем же границам, по которым рассчитывается ширина официального морского пространства. Исключительная экономическая зона РФ имеет в настоящее время такие же права и обязанности, какие приняты на прибрежной территории, и предусмотрены федеральным законом страны, международным договором, и нормативами, указанными в международном праве.

Понятие исключительной экономической зоны применимо ко всем островам этой территории, исключая места, непригодные для жизни людей, и осуществления хозяйственных работ. Определение внутренней границы этой территории осуществляется по внешним параметрам морских пределов страны. Расстояние до наружной границы определяется по ширине, не превышающей 200 миль (в морском исчислении).

Права прибрежных территорий

Государство, расположенное в пределах таких зон, имеет правовой режим исключительной экономической зоны РФ, в котором предусмотрено осуществление таких видов деятельности как:

1) Разведка, разработка, сохранение и приумножение живых ресурсов природы и полезных ископаемых, расположенных в воде, покрывающих дно моря, на самом дне, и в недрах местного морского дна. А так же распоряжение всеми ресурсами отмеченной территории по своему усмотрению, в соответствии с законодательством страны.

2) Создание искусственных островных территорий со всеми юридическими правами, установка на них сооружений для научной, а так же внутренней исследовательской деятельности. Делается это и в целях защиты и дальнейшего сохранения естественной среды морских вод и всего в них обитающего.

Это значит, что государство, занимающее исключительную экономическую территорию, имеет суверенные права целевого назначения. Вести исследовательскую или разведывательную деятельность в этой местности можно только с разрешения администрации прибрежного государства, являющегося представителем власти на этой территории.

Разрешение на создание каких-либо искусственных островов, исследовательских установок или иных сооружений для научной и промысловой деятельности оговаривает место их расположения, которое не должно создавать никаких препятствий на пути признанных международных судовых путей. Тем не менее, безопасные зоны вокруг таких сооружений обязательно должны быть ограничены разумными пределами, не менее 500 метров.

Обязанности властей прибрежных государств

В обязанности власти прибрежного государства входит контроль над состоянием живых ресурсов, их охрана, и регулировка эксплуатации. Для осуществления этого обязательства ежегодно рассчитывается объем допустимого улова на оговоренной зоне.

Власти прибрежного государства обязаны постоянно и тщательно контролировать не только общее количество (объем), но и видовую принадлежность пойманной рыбы. В случае назревающей опасности значительного сокращения того или иного вида, законодательство РФ об исключительной экономической зоне предоставляет полное право самостоятельного наложения запрета на ловлю исчезающих видов, и строго контроля над исполнением всех пунктов соглашения.

По необходимости прибрежные государства обязаны обратиться в международные организации, с просьбой принять меры по надзору за пределами принадлежащей им официально территории, так многие виды рыб и морских животных могут мигрировать на большие расстояния.

Представители других государств обязаны учитывать приоритетные права официально обозначенного прибрежного государства, примыкающего к исключительной экономической зоне.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама