Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Тема 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.
- Информация и ее виды.
- Информационные процессы.
- Налоговая информация.
- Информация и ее виды.
Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Примеры определений понятия «информация»
Определение |
Где используется |
Информация средство снижения неопределенности и риска. |
В теории прибыли, по Ф. Найту |
Информация сообщения, которые уменьшают существующую неопределенность, неполноту знаний. |
В теории информации, по К. Шеннону |
Информация совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки. |
В теории машинной обработки |
Информация та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы. |
В кибернетике, по Н. Винеру |
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация, которая включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.
Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).
Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.
Информационные ресурсы характеризуются:
- тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
- формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
- доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
- формой представления (текстовая, графическая, звуковая);
- носителем (бумажный, электронный).
- Свойства экономической информации.
- Экономическая информация отражает акты хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Поэтому используются количественные величины, цифровые значения . Это отличает экономическую информацию, например, от юридической или культурной, где дается качественная оценка.
- Дискретность. Экономическая информация представляет собой конечный набор числовых показателей. В экономике оперируют нормативными, плановыми, фактическими значениями различных показателей, дающих количественную оценку процессов и явлений. Эта особенность экономической информации предоставляет широкие возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
- Цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Это позволяет многократно использовать программы машинного счета, что значительно упрощает процесс проектирования автоматизированной обработки данных.
- Объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, об этапах технологического процесса, поставщиках сырья и потребителях готовой продукции и т.д. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих ему потоков.
- Однородность и однотипность. Относительная однородность и однотипность экономической информации позволяет получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
- В процессе обработки экономической информации логические операции преобладают над арифметическими, которые сводятся, в основном, к четырем действиям.
К экономической информации предъявляются следующие требования: точность (характеризует однозначное восприятие экономической информации многими потребителями), достоверность (определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы) и оперативность ее поступления (определяет быстроту замены устаревшей с течением времени и потерявшей ценность информации).
- Структура экономической информации.
Выделяют следующие структурные единицы: реквизит, показатель, документ, информационное сообщение, информационный массив, информационная подсистема и информационная система.
Информационными единицами низшего уровня являются реквизиты и показатели, служащие основаниями для составления документов и хранения в памяти машины.
Реквизит самая простая единица, состоит из знаков цифр и букв, имеющих смысловое значение и не поддающихся дальнейшему делению. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки, отражающие качественную сторону объекта, и реквизиты-основания, отражающие количественную сторону объекта. Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значениями.
Реквизиты-признаки подлежат логической обработке (сортировке, группировке, поиску), реквизиты-основания арифметической.
Сочетание одного основания и всех, относящихся к нему признаков, образует показатель логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отражаемого явления.
Документ является составной единицей информации, включающей множество реквизитов и дающей определенную качественную и количественную характеристики объекта, процесса, явления.
Каждая экономическая задача характеризуется определенными формами документов и содержащейся в них системой показателей.
Документ отражается на бумажных носителях. Далее в памяти машины все однородные документы (информационные сообщения) формируются в информационный файл (массив) основную структурную единицу хранения информации в памяти компьютера при автоматизированной обработке экономических задач.
Информационные файлы имеют различное функциональное назначение. Так, выделяют файлы условно-постоянной, переменной, входной, промежуточной, результатной, архивной и другой информации. Часть файлов используется только для обработки одной задачи, другие для нескольких задач.
Совокупность различных информационных файлов, используемых для обработки какого-либо комплекса экономических задач, организует следующую структурную единицу информационный поток.
Несколько информационных потоков, относящихся к одной области, образуют информационную подсистему.
Как правило, создание ИС предусматривает автоматизированную обработку экономических задач разных функциональных подсистем. Выделение информационных подсистем в ИС зависит от вида деятельности объекта.
Совокупность всех информационных подсистем объекта составляет структурную единицу информации высшего уровня информационную систему, реализующую различные функции управления.
- Информационные процессы.
Информационная технология технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Информационная технология может быть представлена как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.
Информационный процесс совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.
Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию:
Ввод информации совокупность действий по непосредственной передаче информации от объектов окружающей среды информационной системе.
Вывод информации совокупность действий по непосредственной передаче информации объектам окружающей среды от информационной системы.
Представление информации совокупность действий по преобразованию информации, обеспечивающих возможность ее восприятия пользователем или последующим процессом.
Обработка информации совокупность действий по изменению состояния информации с целью придания ей требуемых свойств.
Запись информации совокупность действий по переносу информации на материальные носители.
Поиск информации совокупность действий по отбору (нахождению) информации по заданным признакам.
Сбор информации совокупность действий по получению информации из различных источников и определению ее состояния, в том числе идентификация информации, группирование по определенным признакам и представление ее в требуемом виде.
Хранение информации совокупность действий по поддержанию состояния информации и носителей, обеспечивающая доступность информации в течение заданного времени.
Актуализация информации совокупность действий по обновлению, расширению, восстановлению, переструктурированию информации с целью обеспечения эффективности ее использования.
Предоставление информации совокупность действий по обеспечению доступа к информационным ресурсам.
Тиражирование информации совокупность действий по переносу информации на материальные носители, обеспечивающие ее точное отображение в требуемом количестве экземпляров.
Обмен информацией, коммуникация совокупность действий по обеспечению информационного взаимодействия объектов.
Передача информации совокупность действий по пересылке информации от источника к приемнику, не зависящая от вида информации и режимов ее обработки.
Защита информации совокупность действий по обеспечению сохранности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
- Налоговая информация.
Всю поступающую в налоговые инспекции информацию можно разделить на следующие потоки:
- сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
- информация о поступлении и возврате налогов и сборов;
- сведения о доходах, получаемых всеми находящимися на данной территории налогоплательщиками;
- информация, необходимая для организации работы самой налоговой инспекции.
Потоки данных, циркулирующие в налоговой сфере:
а) входящая информация о физических лицах: заявление на регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); декларация о доходах; акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога; справки о доходах; сведения об авторских вознаграждениях; заявления, письма и жалобы граждан;
б) входящая информация о юридических лицах: устав и учредительный договор; свидетельство о регистрации, номер и дата регистрации в налоговой инспекции; сведения об источниках формирования уставного фонда; баланс и приложения к нему, информация об авансовых платежах; акты проверок налогоплательщиков налоговыми органами; справка о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций; лицензии на право ведения той или иной деятельности; информация о наложенных штрафах и других взысканиях; письма, исковые заявления;
в) входящая информация, поступающая из банков: мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения; выписки; инкассовые поручения; платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения об открываемых расчетных и бюджетных счетах; сведения о финансовых операциях;
г) входящая информация органов законодательной и исполнительной власти: нормативно-правовые и законодательные акты; решения, постановления, приказы, распоряжения; письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции и пр.;
д) информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей; акты сверки расчетов с налогоплательщиками; акты сверки поступлений по бюджетным счетам; отчеты, заключения, инкассовые поручения и реестр к ним;
е) информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и платежам, распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о предоставлении деклараций; платежные извещения налогоплательщикам;
ж) информация результатов ревизий: акты ревизий; акты проверок правильности взимания государственной пошлины и подоходного налога с физических лиц; протоколы; постановления по делам об административных нарушениях; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
з) справочная информация: отчеты о поступлениях в бюджет и о контрольной деятельности; аналитические записки и статистические таблицы; учетные и сводные сведения о налогоплательщиках; информация для вышестоящих структур и для органов исполнительной власти;
и) правовая и юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях; протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж.
PAGE 1
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
7054. | Информационные процессы | 28.73 KB | |
Информационный процесс - это комплекс взаимоувязанных процедур преобразования информации от момента возникновения до предоставления результатной информации пользователю. Информационный процесс реализуется путем выполнения регламентированной совокупности этапов (операций) | |||
7138. | Информационные процессы и технологии. Предмет информатики | 23.27 KB | |
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи. | |||
7531. | Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация | 171.29 KB | |
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора обработки и передачи информации связанной с фиксацией данных на машинных носителях. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование... | |||
10479. | Информация. Информация в информатике | 44.16 KB | |
Что же означает это понятие А состоит оно из двух частей Это информатика в целом наука об информации её хранении создании и преобразовании. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и какихлибо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается считается что за 810 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2... | |||
6782. | Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики | 3.61 KB | |
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее... | |||
4922. | Налоговая система РФ | 63.6 KB | |
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. | |||
9293. | Налоговая система государства | 24.3 KB | |
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и... | |||
5800. | Банковская и налоговая системы США | 37.26 KB | |
Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств... | |||
16086. | Бюджетно-налоговая (фискальная) политика | 412.39 KB | |
Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики... | |||
5282. | Налоговая система РФ и пути ее совершенствования | 30.26 KB | |
В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков... |
Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления -- учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет построена информационная система (в соответствии с региональными особенностями объекта управления, существующей методологией), зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и эффективность управления.
При этом важно обеспечить комплексный подход к управлению с позиций эффективной организационно-управленческой структуры налоговых органов, качественного изменения содержания функций управления, а также реализации всех форм и методов налогового администрирования и контроля.
Больший эффект достигается при создании многопользовательских банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих от подразделений организаций в соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота и актуальность информационного банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей .
Понятие информации является одним из ключевых в современной науке, её значение и ценность стремительно растут, меняются методы работы с ней. Важное практическое значение имеют качество и оперативность реализации информации.
Появление нормативного определения понятия «информация» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не способствовало возникновению на этой основе нормативного определения экономической, правовой, и тем более «налоговозначимой» информации.
Для того чтобы раскрыть сущность и роль информации в налоговом процессе, определить ее значимость при проведении контрольных мероприятий, необходимо определить основные критерии формирования информационных данных, классифицировать потоки поступающей в налоговые инспекции информации, а также определить основной состав участников информационный обмена в налоговой сфере .
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
Непрерывность -- обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
Системность -- создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
Актуальность -- своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
Полнота -- наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
Достоверность -- предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.
В целях осуществления проверки потоков поступающей в налоговые инспекции информации на условие выполнения этих критериев производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений); получение объяснений и документов, подтверждающих правильности исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации -- включении имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информа-ционную систему обработки данных налоговых органов .
Вся поступающая в налоговые инспекции информация, по мнению О.А. Мироновой, может быть разделена на следующие потоки:
1. Сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории.
2. Информация о поступлении и возврате налогов и других платежей.
3. Сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками.
4. Информация, необходимая для организации работы инспекции .
Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных .
По способу получения учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом контроле, может быть разделена на:
1. Информацию, собираемую самой налоговой инспекции в ходе контрольной работы;
2. Информацию, поступающую из сторонних источников.
Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.
Информация, поступающая от сторонних организаций, весьма объемна и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.
Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую: от налогоплательщиков (плательщиков сборов); налоговых агентов; банков и органов казначейства; органов власти и управления; других налоговых органов; других источников.
От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представить развернутую информацию о движении средств по счетам неплательщиков.
От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях ими бухгалтерского и налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; поступают материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции .
По периодичности поступления информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.
Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от частоты поступления:
На ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например по единому социальному налогу);
Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т. п.);
Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т. п.).
К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения .
По степени обязательности информационные потоки можно разделить на обязательные и необязательные.
Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.
В ряде случаев обязанность налогоплательщиков по представлению информации в налоговую инспекцию установлена не НК РФ, а другими законами. Так, статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая для наличных денежных расчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке контролько-кассовой машины (ККМ) до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимый для ее регистрации. Налоговая инспекция вводит эту информацию в свою базу данных и использует при контрольной работе. Особенно важна информация о месте установки кассовой машины, поскольку именно там осуществляется реальная деятельность плательщика и 6удет осуществляться бухгалтерский и налоговый контроль.
По результатам проведенных в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе внутренней отчетности. Учетно-аналитическую информацию внутреннего характера, формирующуюся в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы (налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования и особенно налогового учета), О.А. Миронова предлагает условно систематизировать на четыре блока:
1. Учет налогоплательщиков;
2. Учет данных камеральных и выездных проверок;
3. Оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
4. Прием и обработка сведений о доходах физических лиц .
Информационной базой для анализа результатов эффективности контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.
Налоговая отчетность, на базе которой осуществляется анализ налоговых поступлений, состоит из данных месячной, квартальной и годовой отчетности, утвержденной ФНС России, и включает в себя следующие формы:
Форма № 1- НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная);
Форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней» (месячная);
Форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
Форма № 1-РЕС «Отчет о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002» (квартальная);
Форма № 4-ОР «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам» (месячная);
Форма № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов» (квартальная);
Форма № 7-НП «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам» (месячная);
И другие формы отчетности ФНС России (Приложение Т) .
В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, получают от плательщика: налоговые декларации (расчеты по налогам); баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность); сведения об учетной политике предприятия; сведения о смене должностных лиц предприятия; актуальную информацию о счетах плательщика в банках; актуальную информацию о сфере деятельности плательщика; документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам; пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.
Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от категории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некоторые документы, например приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в инспекцию один раз в год.
В том виде, в котором информация представлена в установленных формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической информации, по мнению О.А. Мироновой, целесообразно выделить три ее вида:
1. Информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.;
2. Информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов;
3. Информация для оценки потенциала налоговой системы региона.
Информационный обмен в налоговой сфере характеризуется особым составом участников. Субъект информационного обмена в налоговых правоотношениях - это лицо, которое обладает совокупностью потенциальных прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, и которое может их реализовывать в своей повседневной деятельности.
Наличие критериев, позволяющих отнести какое-либо лицо к участникам информационного обмена, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию соответствующей праворегулирующей нормы. При этом следует обратить внимание на то, что понятие «субъект (участник) налогового правоотношения» по своему содержанию несколько шире, чем понятие «субъект налоговых правоотношений в процессе информационного обмена». Вместе с тем, несмотря на то, что правовой статус участников налоговых отношений, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, установленный статьей 9 НК РФ круг участников отношений, регулируемым налоговым законодательством, не охватывает всех реальных и потенциальных субъектов налогового права .
Развитие информационного взаимодействия между участниками налоговых правоотношений и информационного обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов и совершенствования налоговой системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального эффекта требуется соответствующее нормативное правовое регулирование информационных потоков в налоговой сфере, наличие действенного механизма его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации всех её публичных и частных субъектов.
Анализ отечественной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений в сфере качественного информационного обмена в налоговой сфере, показал, что она находится в стадии становления, а пробелы в нормативном регулировании зачастую компенсируются многосторонними соглашениями либо подзаконными актами.
Совершенствование методов обработки информации, наличие автоматизированных информационных систем и эффективный обмен информационными ресурсами между участниками налоговых правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической работы. Сосредоточение в налоговых органах практически полной информации о методах ухода от налогообложения и конкретных минимизационных схемах, наличие полной сводной информации о налогоплательщике из разных источников выводят их на иной уровень информированности, и позволяют значительно повышать эффективность налогового контроля.
1. Понятие информации, налоговая информация
2. Понятие информационных технологий
3. Информационные процессы в налоговой сфере
1. Понятие информации, налоговая информация
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.
ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.
Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.
Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.
Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).
Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:
налоговое законодательство;
сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;
налоговую отчетность;
прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.
В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:
Подготовка типовых отчетных форм;
Контрольная деятельность;
Методическая, ревизионная и правовая деятельность;
Аналитическая деятельность ФНС;
Внутриведомственные задачи.
Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:
Регистрация предприятий;
Камеральная проверка;
Ведение лицевых карточек предприятий;
Анализ состояния предприятия;
Документальная проверка;
Ведение нормативно-правовой документации;
Внутриведомственные задачи;
Обработка документов физических лиц.
В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами.
Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
Входные (поступающие в инспекции);
Выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах);
Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);
Документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);
Другие виды документов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);
б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);
в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).
Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство Целей, при котором локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
Основные задачи налоговых органов:
Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
Информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
Совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);
Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.
Система электронного документооборота является центральным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управление информационными потоками и обработку циркулирующих документов. В результате внедрения электронного документооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрократической» работы и документооборота, а не отдельных ее частей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в автоматическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.
Налоговые органы взаимодействуют с большим числом других организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информационная база налоговых органов, которая должна:
Давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;
Позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;
Обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;
Оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.
В целях эффективного взаимодействия введен единый идентификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый налоговыми органами.
Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно решаются задачи по обмену информацией с территориальными и федеральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков редко выходит за пределы региона.
Основная цель разработки и совершенствования информационной системы налоговых органов (ИСНО) - внедрение функционально полной информационной технологии, объединяющей все структурные подразделения на базе единой вычислительной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других заинтересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначейство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:
Неустойчивость налогового законодательства и методической базы деятельности налоговой инспекции;
Многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;
Большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;
Использование в информационной системе уже функционирующих отдельных частей.
В общем случае требования к ИС налогового органа накладывают ограничения на выбор конкретного решения на каждом шаге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.
Учет фактических и промышленных стандартов в сфере информатизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные решения. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техническому обслуживанию системы, разработке и развитию приклад-
ных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.
К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обеспечение информационной безопасности, под которой понимается защищенность информации и прикладных программ от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую очередь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты данных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих различные функции защиты данных:
На уровне операционной системы;
На уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;
На уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;
На уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);
На уровне администрирования средств безопасности.
Помимо требований к функциональной полноте ИСНО следует сформулировать требования на уровне прикладного программного обеспечения, которые определят базовую ИС налоговой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базовой модели данных. Программные средства должны проектироваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все налоговые инспекции.
ПО представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)
Рис. 3.2. Структура информационной системы налогового органа (ККМ – контрольно-кассовая машина)
Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две основные группы:
Оперативной обработки;
Поддержки принятия решений.
Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантированная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.
Вторая группа прикладных подсистем предназначена для обработки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.
В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:
Анализ и прогнозирование налоговых платежей;
Макро- имикроимитационное моделирование;
Комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
Выбор предприятий для выездных проверок.
Функциональный состав ИСНО обусловливается соответствующими функциональными участками работ по сбору налогов, включающими следующие этапы:
Учет налогоплательщиков;
Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности;
Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
Выездная налоговая проверка;
Организация хранилища данных налоговой инспекции. Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщиков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполнения, а также по срокам, в течение которых они должны быть выполнены.
Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особенностям камеральной проверки, с одной стороны, требующим ее компьютеризации, а с другой - осложняющим этот процесс, относятся:
Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках;
Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций;
Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»;
Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности;
Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме»;
Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации, первичными документами.
Свою специфику имеет камеральная проверка деклараций налогоплательщиков - физических лиц (не предпринимателей). Эта специфика связана с невозможностью проведения их выездной проверки, поэтому камеральная проверка деклараций о совокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сначала проверяется правильность заполнения налоговых деклараций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Проверке подвергается также обоснованность заявления налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждающих документов.
Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получают от работодателей и других источников выплат.
Этап 3. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе заключается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекторов, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.
КЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой позиции которого известны и четко оговорены в нормативных документах. В связи с этим КЛС может быть легко представлена в виде программы для обработки на компьютере. Наибольшую сложность в аспекте информатизации работы отдела учета представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения КЛС и обобщения содержащейся в них информации.
Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налогоплательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. С помощью вычислительной техники и программ на участке документальных проверок выполняются следующие операции:
выбор объектов для проверки;
Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления незавершенных оборотов, всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом, а также для облегчения сбора доказательств и написания акта;
Отражение результатов проверки в карточках лицевых счетов и контроль своевременности и полноты поступления в бюджет доначисленных налогов, пеней и санкций.
Компьютерная система позволяет делать выборки предприятий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, безусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной. Состав
критериев компьютерного отбора налогоплательщиков для документальных проверок может быть различен и меняться в зависимости от многих факторов. Статистический анализ больших объемов данных позволяет найти такие параметры налоговой декларации, которые соответствуют большому объему доначислений при документальных проверках. Использование этого метода позволяет с определенной степенью вероятности предсказывать даже сумму доначислений.
Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспекции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, интегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в исходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки процесса принятия решений.
Данные хранилища характеризуют следующие свойства:
Предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспекции хранилище данных должно быть организовано по плательщикам налогов по принципу электронного досье;
Интегрированность - данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных;
Архивирование данных - хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления трендов и прогноза;
Неизменяемость - данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.
К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников; фактические Данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший Уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных
При построении информационного хранилища данных налоговой инспекции учитываются следующие параметры:
Скорость загрузки;
Технология загрузки;
Управление качеством данных и поддержка различных типов данных;
Масштабируемость;
Обслуживание большого числа пользователей;
Администрирование;
Средства формирования запросов.
В хранилищах необходимо обеспечить периодическую загрузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных.
В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобальная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.
Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хранилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.
Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддерживать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.
При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций.
Пользователь должен иметь соответствующие средства формирования запросов и, в частности, возможность проведения
Рис. 3.3. Источники информации для хранилища
аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.
Основная цель создания хранилища данных налоговой инспекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников (рис. 3.3).
Всю поступающую информацию можно разбить по следующим основным категориям:
Регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;
Сведения об имущественном состоянии налогоплательщиков - поступают в налоговую службу от юридических и физических лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;
Информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;
Информация о расчетно-платежной деятельности налогоплательщиков - поступает от банков, от юридических и физических лиц;
Результаты деятельности налоговой инспекции - поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;
Нормативно-справочная информация - поступает от органов государственного управления, Росстата.
На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обработки информации, накапливаемой в хранилище данных, проведение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, проведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, территориальных подразделений налоговой инспекции и от государственных органов управления.
Создание информационного хранилища сопровождается достаточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:
Обследование информационных потребностей функциональных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;
Построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таблиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низкого уровня и архитектуры системы управления таблицами;
Построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;
Подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированного и ручного ввода информации в хранилище;
Наполнение хранилища данными из информационных систем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;
Подключение и настройка прикладных программ для работы с информацией хранилища с учетом прав доступа для конкретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;
Выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хранилищем данных.