THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В каждой организации должна быть учетная политика (УП). И не одна, а две: для целей бухгалтерского и для целей налогового учета. Но прежде чем начать работать в соответствии с этим документом, его надо утвердить приказом руководителя. Как составить такое распоряжение, расскажем в статье.

Для чего необходима учетная политика

Ни для кого не секрет, что положения по бухгалтерскому учету предусматривают свои правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учета.

Требование о составлении такого документа регламентируется:

  • для целей бухучета: пунктом 2 ПБУ 1/2008 и частью 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 ;
  • для целей налогообложения: статьей 11 НК РФ .

Как утвердить, изменить или дополнить документ

Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Приказом об учетной политике руководитель определяет дату начала ее применения.

Положения об УП можно оформить одним из двух способов:

  • в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение должно быть утверждено своим распоряжением;
  • одним документом с двумя разными разделами: один — по бухгалтерскому, второй — по налоговому учету. Тогда приказ об утверждении УП будет один.

Рассмотрим образцы распорядительной документации, касающейся УП.

Об утверждении УП

В процессе хозяйственной деятельности организации может возникнуть необходимость внесения дополнений и (или) изменений в бухгалтерскую или налоговую УП, которые также утверждаются распоряжением руководителя.

О внесении изменений в УП

О внесении дополнений в УП

Следует учитывать следующее:

  • дополнения в УП вносятся в случае появления у организации новых фактов хозяйственной деятельности, например, помимо оптовой торговли, она начала осуществлять услуги по перевозке грузов. Следовательно, в УП следует отразить порядок учета доходов и расходов в отношении нового вида деятельности. Дополнения в УП вносятся в любое время года и применяются с момента их утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008; ст. 313 НК РФ );
  • изменения в УП организация может внести по двум причинам: если она решила изменить применяемый ранее способ учета фактов своей хозяйственной жизни или же если в законодательство внесены соответствующие изменения.

Внесенные изменения применяются только с начала года или с момента вступления в силу нормативного акта, который внес коррективы в нормы бухгалтерского и налогового законодательства.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об ее утверждении. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае изменения законодательства, разработки фирмой новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности. О внесении изменений и дополнений в учетную политику рассказывает А.А. Луцкая, бухгалтер-консультант.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки "по отгрузке" на метод "по оплате" для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации" .

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее - расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

Пример

До 2004 года ООО "Омега" распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО "Омега" составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО "Омега" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

А теперь перейдем к анализу «мифов и легенд».

Учетную политику организации надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, «полуправда». Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление № 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою . Если в ней нет отсылки на постановление № 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат страховых взносов и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ.

Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Учетная политика – железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.

Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу «все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков». Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.

Обратите внимание

Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Например, сейчас есть некая «спорность» вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.

При этом судьи хором говорят – не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.

В частности, не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают – компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политики что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.

Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № А40-17925/13).

Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н.

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т. д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

На основании Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 29 ноября 1996 г. и п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменения в учетной политике организации производятся в случаях:

  • - изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • - существенного изменения условий деятельности.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Все изменения учетной политики должны вводиться с 1 января (с начала финансового года). При этом все изменения утверждаются соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 11, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). При изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия.

Обязательное изменение учетной политики производится при изменении законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

  • а) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);
  • б) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять иные способы) Клинов Н. А./В новый год с новой учетной политикой//Финансовая газета - N 9, март 2009 г., с. 9-14..

Изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года).

Добровольное изменение учетной политики возможно:

  • 1. При разработке новых способов ведения бухгалтерского учета (в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а также в целях меньшей трудоемкости учетного процесса);
  • 2. В случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности (при: реорганизация предприятия и изменении видов деятельности).

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики разъясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике на следующий финансовый год раскрываются в пояснительной записке, предоставляемой пользователям с бухгалтерской отчетностью за текущий год. Аргументированное добровольное изменение учетной политики в течение текущего года разъясняется в пояснительной записке в составе текущей отчетности (в т.ч. квартальной), поскольку нередко сопряжено с необходимостью корректировки отчетных данных с начала года. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на принятие решений пользователей о финансовом положении организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

  • · причину изменения учетной политики;
  • · оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
  • · указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

С наступлением 2017 года в различных регламентирующих документах организации найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками. Основной регламентирующий документ для бухгалтера в организации – Учетная политика также нуждается в актуализации в связи с принятием новых законодательных норм.

Изменения в раздел об учете основных средств

С 01.01.2017 года обновляется Классификация основных средств по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 г. №640.

Поправки следующие:

  • утрачивает силу норма о том, что Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета;
  • классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции.

До внесения указанных изменений большинство организаций определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что для целей бухгалтерского учета организация должна руководствоваться п.20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду. В связи с указанной поправкой необходимо изменить формулировку в учетной политике. Необходимо указать, что срок полезного использования определяется согласно ПБУ. Для сближения налогового и бухгалтерского учета, организация может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию при определении срока полезного использования основного средства в бухучете. Основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Однако это не следует указывать в учетной политике. У организации должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В некоторых организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в некоторых - один бухгалтер. Данный порядок необходимо отразить в учетной политике.

Изменения в раздел о порядке формирования резерва по сомнительным долгам

Согласно ст. 266 НК РФ организация в налоговом учете вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

С 01.01.2017 года организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму большую, чем в 2016 году. (изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ).

С 2017 года действует норма, согласно которой, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года выбора у организации не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. В этой связи, организации, формирующие в налоговом учете резерв, должны внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.

При этом, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства. То есть если у организации есть кредиторская и дебиторская задолженность в расчетах с одним контрагентом, то в налоговом учете резерв сомнительной задолженности можно создавать в размере не большем, чем разница между дебиторской и кредиторской задолженностями, а не на всю сумму дебиторской задолженности, как было раньше.

Изменения в раздел о порядке учета убытков в целях налогового учета

Для целей налогового учета в 2017 году изменился порядок списания убытков и формирования резервов. Так, в силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 статьи. Названной нормой определено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Ранее можно было уменьшать налоговую базу на полную сумму убытка.

Если в учетной политике организации прописан порядок учета убытков, то необходимо внести изменения в этот раздел.

Изменения в раздел об учете страховых взносов

В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС России организациям необходимо в учетной политике утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателя обязывает п. 4 ст. 431 НК РФ.

В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 г. №АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не утвердило новую форму карточки на 2017 год. ФНС РФ оставляет право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр.

Необходимо утвердить форму налогового регистра по учету страховых взносов в учетной политике, издав приказ по организации, а за основу можно взять карточку, использовавшуюся в 2016 году. Следует учесть, что ФНС вправе запросить указанные карточки при проведении проверки, а за их отсутствие организация может быть оштрафована в размере 200 руб. за каждую карточку, согласно ст. 126 НК РФ.

Дополнения в учетную политику о порядке ведения раздельного учета при оказании интернет-услуг иностранцам

С 01.01.2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ от 03.07.2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Данный закон регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 01.01.2017 г. в ст. 148 НК РФ появилось указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя, а сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.

Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российская организация по таким операциям вправе не начислять и не уплачивать НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом необходимо вести раздельный учет по НДС.

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.

При этом организация вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В таком случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.

В налоговой учетной политике нужно закрепить:

  • порядок ведения раздельного учета НДС;
  • применяет ли организация правило 5%, и, если применяет, то отразить и порядок определения совокупных расходов (письмо ФНС России от 22.03.2011 г. №КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

Изменения в учетную политику для субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. №64н (вступил в силу с 20.06.2016 г.) внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.

Право на упрощение бухгалтерского учета имеют субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Необходимо отметить, что согласно пп.1 п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту. Таким образом, если организация относится к СМП в силу Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но подлежит обязательному аудиту в силу Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

При этом поправки, внесенные в ПБУ Приказом №64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:

  1. в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25
    • указанные СМП вправе оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. До внесения поправок, организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
    • микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иные организации вправе признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ;
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;
    • организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (до внесения поправок, МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Исключений из данной нормы для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, не было);
  2. 2. в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесен дополнительный пункт 8.1, а также дополнен пункт 19:

    Организации могут определять первоначальную стоимость основных средств:

    • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.
    • организации могут признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ;

      Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

      До внесения указанных поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01).

    • организации вправе начислять амортизацию:

      По ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

      По производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету.

      Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.).

  3. в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в пункт 14 внесена дополнительная норма, позволяющая организациям списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Ранее срок списания расходов по НИОКР определялся организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
  4. в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» дополнено пунктом 3.1, позволяющим признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама