THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В российских СМИ появилась информация, что с 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым гражданам придется объяснять источник денег, появившихся у них на счетах.

На самом деле в определенных случаях банки эту информацию предоставляют уже давно, и принципиально с 1 июля ничего не изменится.

История вопроса

О том, что через несколько недель налоговая получит «полный контроль на счетами россиян», написало издание «Русский монитор». В статье было сказано, что с 1 июля этого года россиянам придется документально подтверждать, что пришедшие на карту средства не прибыль, а подарок или возвращенный долг. Такова суть изменений, внесенных в статью 86 Налогового Кодекса РФ. Поправки гласят, что все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физлиц по требованию.

На этот материал в своей статье сослались «Новые известия», откуда информация разошлась в СМИ. «Даже простая продажа на “Авито” детской коляски может рассматриваться налоговой, как доход», - волнуются журналисты.

Что, это правда?

На самом деле ничего принципиально нового поправки россиянам не сулят. Банки обязали передавать в налоговую службу информацию об открытии всех счетов еще в 2013 году. Более того, финансовые организации по официальному запросу налоговиков предоставляют информацию, сколько денег осталось на счетах и о банковских операциях.

Простые граждане этого нововведения закономерно не заметили – налоговики физически не в состоянии отследить несколько тысяч, поступивших на счет от продажи чего-нибудь на «Avito», и вряд ли их это очень интересует. Запросить информацию по счетам налоговая служба может в случаях, определенных законом. К примеру, у владельца счетов имеются долги по налогам, или проводится налоговая проверка - физических лиц, оперирующих небольшими суммами, она может коснуться в случае, если человек подал заявление на налоговый вычет.

Никакого автоматического предоставления в налоговую службу сведений о всех движениях денег между счетами нет и не предвидится.

Но поправки же внесены?

Поправки в статью 86 налогового кодекса касаются так называемых металлических счетов. Некоторые предпочитают хранить сбережения в драгоценных металлах, либо покупая настоящие слитки или специальные монеты, либо открывая счет с виртуальным металлом – обычно на выбор предлагается золото, серебро, платина и палладий. В поправках прописали правила для таких счетов, порядок списывания денег в счет долгов – сначала с рублевого, потом с валютного и только в самом конце с металлического. А налоговики получили право получать информацию об открытии таких счетов, списывать с них деньги и блокировать в определенных случаях – все то же самое, что с 2013 года можно делать в случае необходимости с денежными счетами.

Но счета контролируются?

Отнюдь не каждый счет и тем более не каждый перевод. Для большинства людей ситуация не изменилась вообще. Для запроса в банк нужны причины, а их в случае физических лиц найти не так-то просто. Это юридические лица (компании и ИП) каждое поступление денег на счета должны документировать, чтобы было ясно, каков их источник – возврат займа или выручка. Физические лица, то есть простые граждане, подтверждать каждое поступление на счет соответствующими бумагами не обязаны.

Даже если налоговики нашли законное основание для проверки, это еще не значит, что удастся взыскать НДФЛ со всех тех сумм, которые покажутся специалистам подозрительными. Для этого нужно еще доказать, что поступившие деньги - это плата за работу или услугу, а не подарок или возвращенный долг. И доказывать это должна налоговая служба, что бывает весьма затруднительно.

А если докажут, что тогда?

Если удастся доказать, что гражданин не заплатил положенный налог с суммы дохода, с него взыщут неуплаченную сумму плюс еще двадцать процентов от нее в качества штрафа. Это стандартный подход – штраф в таком размере полагается за любую неуплату или неполную уплату налогового сбора и страховых взносов.

А вдруг все-таки придерутся?

Специалисты советуют людям, честно платящим налоги, не беспокоиться и ничего не предпринимать. Но при этом ни в коем случае не игнорировать запрос из налоговой, если он вдруг поступят, и предоставить необходимые пояснения.

Налоговиков может заинтересовать, каким образом вы, несколько лет будучи официально безработным, купили квартиру или машину,

Может оказаться, что пожаловались соседи, заподозрившие вас в ведении нелегального бизнеса (анонимные жалобы налоговики не рассматривают, но заявление проверят).

Наконец, бывают случаи, когда налоговики отслеживают бизнес, который человек ведет через интернет, не зарегистрировавшись как ИП – допустим, продает свои изделия. Но и в этом случае не так просто доказать, что имело место быть уклонение от налогов. Скринов с интернет-страниц для этого мало – в конце концов, вы могли ничего и не продать.

А вот недовольный качеством продукции покупатель может пожаловаться в МВД, и за незаконную предпринимательскую деятельность могут оштрафовать.

И все-таки, что можно сделать, чтобы обезопасить себя?

Самый простой способ – попросить в комментариях к переводу указать цель платежа. «Дарю!» «Подарок ко дню рождения», «Вернул долг», «Купи себе новый телефон» и так далее.

Во-вторых, если сумма перевода достаточно крупная, можно запастись соответствующими документами. Допустим, если большой долг возвращают ежемесячно по частям, допустим по сто-двести тысяч рублей, неплохо бы заключить с должником договор займа или хотя бы взять с него расписку, чтобы она была под рукой, если вдруг у налоговой службы возникнут вопросы.

Продажу дорогой вещи, к примеру ноутбука от Apple, тоже лучше задокументировать, даже если эти бумаги в будущем не понадобятся.

МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. Федеральная налоговая служба не будет тотально контролировать банковские счета россиян и начислять налоги на средства, поступившие на карты. Те, кто получает доходы, с которых не уплачивается налог, должны сами их декларировать и платить НДФЛ, заявил РИА Новости замглавы контрольного управления ФНС Константин Новоселов.

Так он прокомментировал распространившуюся в соцсетях информацию о том, что с 1 июля налоговая служба сможет отслеживать денежные переводы с карты на карту и запрашивать у их владельцев сведения о том, почему и с какой целью был сделан перевод.

Новоселов пояснил, что право запрашивать информацию о движении средств, в том числе о карточных переводах, у ведомства есть еще с 1 июля 2014 года. Но такой запрос можно сделать, только если в отношении этого физического лица проводится налоговая проверка и при наличии согласия вышестоящего налогового органа.

"Например, если у нас есть информация, что гражданин занимается незаконной предпринимательской деятельностью и получает доход. Или если этот факт выявился в ходе проверки компании или ее контрагентов", — пояснил он.

По его словам, в основном это касается получения доходов в крупных размерах, ситуаций с незаконным обналичиванием средств, схем уклонения от уплаты налогов.

Старые новые нормы

Представитель ФНС напомнил, что с 1 июня действительно вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, позволяющие запрашивать в банках информацию о счетах физических лиц, открытых в драгоценных металлах. "Никаких новых полномочий с 1 июля в этой части налоговым органам не предоставлялось", — сказал он.

Более того, даже если в рамках проверки налоговики найдут на счетах граждан какие-то средства, это еще не значит, что на них автоматически начислят налог.

"Не всегда средства, которые поступают на карты физлиц, автоматически можно признать доходом. Даже если в рамках проверки какого-то лица мы получим информацию о регулярном поступлении на карту гражданина денежных средств, чтобы начислить налог, нам придется сначала доказать, что этот доход получен от предпринимательской деятельности", — сказал Новоселов. При этом сами граждане по умолчанию не должны доказывать происхождение средств на карте. Собирать доказательства налоговикам придется самим.

Недобросовестные предприниматели, которых все-таки поймают во время проверки, тоже, кстати, не будут платить налог со всей суммы на карте. "У такого гражданина появится возможность учесть и соответствующие расходы, и только в этом случае можно определить налоговую базу, с которой должен быть исчислен и уплачен налог", — уточнил представитель ФНС.

Разумеется, физические лица — предприниматели, а также в определенных случаях и граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, сами должны декларировать доходы и платить с них налоги. Этот порядок установлен Налоговым кодексом.

Все перепутали

О том, что никаких изменений в этой части в законодательство не вносится и банковские счета и карты россиян не будут тотально контролироваться, РИА Новости подтвердили и в крупнейших розничных банках.

Глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что ему неизвестно ни о каких намерениях внести изменения в регулирование личных платежей. Авторы этой "новости", по его словам, случайно или намеренно все перепутали.

В банке "Открытие" агентству подтвердили, что последние изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу с 1 июня, не имеют никакого отношения к контролю за переводами с карты на карту, а касаются контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах.

Такие счета с точки зрения налогового контроля теперь приравняли к обычным банковским счетам. Так, например, если у кого-то есть большие долги по налогам, на его банковские счета может быть обращено взыскание. А если средств на его рублевых или валютных счетах окажется недостаточно для погашения долга, теперь их можно будет взыскать и с металлических счетов.

С 1 июля 2018 года, вступает в действие правило прописанные в статье 86 НК РФ, в которой указано что банки должны предоставлять в налоговую все данные о движении средств на карточках физических лиц по первому запросу.

Перевод с карты на карту после 1 июля 2018 года - будет ли облагаться налогом?

Интерес к денежным переводам между физическими лицами усиливается

Средства массовой информации и социальные сети в начале июня 2018 года буквально взорвались новостью о том, что с 1 июля переводы с карты на карту будут облагаться налогом по ставке 13%. ФНС якобы будет начислять налог тем, кто не смог доказать, что полученные средства не являются доходом или по другим основаниям освобождены от налогообложения. В появившейся информации была ссылка на поправки в статью 86 НК РФ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года. Однако никакие поправки, касающиеся усиления контроля над частными переводами с карты на карту и налогообложения этих переводов, не вносились.

Расскажем, в каких случаях налоговая служба может запросить информацию о происхождении денежных средств на счетах физического лица и доначислить налог.

Информация об усилении налогового контроля взволновала Россиян

О том, что с 1 июля денежные переводы с карты на карту могут стать объектом налогообложения, юристы и бухгалтера с удивлением узнали, когда на них буквально обрушился вал вопросов на эту тему. Вот некоторые из них:

И таких вопросов очень много. На фоне вполне серьезных разговоров о выводе из тени доходов самозанятых граждан и фрилансеров информация об усилении налогового контроля за банковскими счетами и переводами физлиц не кажется чем-то невероятным.

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем и спрашивают про доходы?

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем по статье 90 Налогового кодекса РФ?

Причина получения повестки чаще всего кроется в налоговом правонарушении

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан - об этом далее в статье.

Вызвать могут любого гражданина

Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета. Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение. В результате рассмотрения пояснения налогоплательщика (а также и в случае, если оно не предоставлено) налоговый орган принимает решение о том, имело ли место налоговое правонарушение (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если будет установлено, что гражданин уклонялся от уплаты налогов, то ему доначислят НДФЛ и штраф 20% от суммы неуплаченного налога по статье 122 НК РФ .

Решение о привлечении к налоговой ответственности выносится по форме приложения 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, где в разделе 3 будет указан вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы и разъяснен порядок обжалования. Досудебный порядок в данном случае является обязательным - необходимо предварительно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а только потом при необходимости в суд (ст. 138 , 139 НК РФ).

Обзор закона о "налоговой амнистии" для физических лиц и ИП в 2018 году

Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой "налоговой амнистии", то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.

Последние новости

С инициативой провести широкую налоговую амнистию, которая затронет несколько десятков миллионов россиян, выступил президент России Владимир Путин. О списании долгов по налогам физических лиц и индивидуальных предпринимателей он заявил на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

"Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы - эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции", - заявил Путин.

Депутатам понадобилось всего неделя, чтобы превратить указ президента о списании долгов по налогам в 2018 году в полноценный закон и принять его. Произошло это 21 декабря на заседании Государственной думы РФ. Соответствующие положения были вставлены в ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - списания долгов касаются статьи 6, 7, 11, 12. С их содержанием можно ознакомиться ниже.

Закон о списании долгов по налогам вступит в силу со дня опубликования.

В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан на 1 января 2015 года, по:

Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.

По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.

Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).

В рамках закона о "налоговой амнистии" в 2018 году безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах…".

Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки. "Налоговая амнистия" в 2018 году в этой части коснется:

  • индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус ИП
  • адвокатов
  • частнопрактикующих нотариусов
  • других лиц, занимающихся частной практикой в установленном законами РФ порядке

Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.

Официальный текст - статьи 6, 7, 11 и 12 Закона

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 6

Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:

1) часть 3 после слов ", установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации" дополнить словами ", если иное не установлено частью 31 настоящей статьи";
2) дополнить частью 31 следующего содержания:

"31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Статья 7

Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

2) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.".

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Когда вступит в силу?

Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.

По словам Андрея Макарова, "налоговая амнистия" 2018 года начнет действовать с 1 января. Теперь официальный текст документа должна опубликовать "Российская газета", после чего он попадет в справочно-правовую систему "Консультант Плюс", где обрастет комментариями экспертов.

Как происходит налоговый контроль на самом деле?

Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст. 86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются "серые" доходы, в последние годы усиливается. Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.

За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля. Налоговая посчитала, что пенсии по инвалидности и денежных средств, вырученных от продажи старого авто, было явно недостаточно для совершения дорогой покупки, и начислила пожилому мужчине НДФЛ на оставшуюся сумму, которую посчитала незадекларированным доходом. Суд первой и апелляционной инстанции оставил решение ФНС в силе. Пытаясь восстановить справедливость, пенсионер дошел до Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 10 ноября 2015 г. N 57-КГ15-8 г).

ВС РФ отменил решение нижестоящих судов, разъяснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к размеру доходов, а основанием для доначисления НДФЛ могут быть только незадекларированный доход, а не расходы.

С 1 июля контроль за переводами между физ лицами: правда или миф, тотальный контроль за платежами физлиц, налог с перечислений с карты на карту

Уже с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, которые гласят, что все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физических лиц по требованию. Отныне, все поступления на счет, или карту физического лица, которое не удалось идентифицировать доблестные налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую налогом.

А вот чтобы полученные на счет деньги не учитывались как прибыль, облагаемая налогом, человеку нужно будет документально подтвердить, что это не прибыль, а например, то или иное лицо просто вернуло ему долг. В случае же, если физическое лицо не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога, а также пени, и собственно сам налог.

Поступление на счет от физических лиц

В судебных органах часто рассматриваются дела по административным правонарушениям, связанным с неоплатой подоходного налога, если на карту клиента банка перечисляются средства от другого физического лица. А в случае, если это происходит регулярно, то ФНС начинает проверять, за что лицо получило на свой счет эти средства.

Так, одной из мер избежать проблем с налоговой, является обозначение при переводе назначения платежа.

Федеральная налоговая служба всю необходимую ей информацию, получит от финансовых организаций. По закону, обо всех операциях необходимо уведомлять Росфинмониторинг, причем сумма перевода никакого значения не имеет, и банки все данные по счетам своих клиентов передают в ФНС.

Налоговая уже обладает данными по всем объектам недвижимости населения, и это дает возможность подавать запросы в банки и выявлять всю информацию по движению на счетах клиентов.

Тотальный контроль за платежами физлиц уничтожит малый бизнес

Вступающие в силу с 1 июля текущего года поправки к статье 86 Налогового кодекса, предусматривающие тотальный контроль налоговых органов за денежными переводами граждан, ударят по малому бизнесу и системе электронных платежей, считает эксперт.

Поправки обязывают все работающие на территории России банки в обязательном порядке предоставлять информацию о движении средств на счетах физлиц. При этом сумма перевода значения не имеет, и кредитные организации передают все данные в ФНС.

Таким образом, практически любые поступления на счет физического лица, особенно регулярные, могут быть расценены фискальными органами как доход и могут быть обложены штрафами в размере 20% от суммы неоплаченного налога, пенями и, собственно, самим налогом.

Физлицам придется документально подтверждать, что поступившие на их счет деньги не подлежат налогообложению. Человек может сообщить в кредитную организацию, что эти средства ему, например, подарили, или вернули долг. Избежать штрафов можно, указав назначение платежа.

Нововведение ударит, прежде всего, по самозанятым гражданам, не платящим налоги, лицам, сдающим жилье, и компаниям, работающие по "серым" и "черным" схемам.

Но больше всего пострадает мелкий бизнес, уверен финансовый эксперт Михаил Акопьян.

По его мнению, в случае ужесточения налогового законодательства пострадает и сама система электронных платежей, от которых и без того не доверяющий банкам малый бизнес начнет отказываться, переходя на расчеты в наличных.

Как сообщало EADaily, правительство в поисках дополнительных средств на выполнение майских указов президента пошло на ряд непопулярных решений, в том числе увеличение пенсионного возраста и повышение НДС с 18% до 20% .

Будет ли налог с перечислений на карту?

Повсеместно появилась информация, якобы гражданам России предстоит доказать ФНС, что средства, поступающие к ним на карту, это не доход. Иначе все деньги также будут облагаться налогом. Поправки должны вступить в силу с 1 июля. Но эта информация оказалась всего лишь фейком.

Источники ссылались на подпункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса. Он появился в Налоговом кодексе в сентябре 2016 года. Сообщать об открытии и закрытии счетов банки начали еще с 2014 года, только это было прописано в другом подпункте закона.

"Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа", - говорится в законе.

С 2014 года кредитные организации обязаны предоставлять в налоговую выписки по счетам. Однако не для того, чтобы сотрудники начали искать среди переводов "незаверенные доходы". Данные раскроют только в случае камеральной проверки. Также необходимо согласие руководителя вышестоящего налогового органа. Кроме того, запросить информацию могут, основываясь на первом пункте статьи 93 Налогового кодекса.

"Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля", - гласит 1 пункт статья 93 НК.

Поэтому изменений в законе, из-за которых россиянам пришлось бы отчитываться за перечисления на карту, проводиться не будет.

Новость о вводимом с 1 июля 2018 года контроле налоговой службы за поступлениями на карты физических лиц гуляет по интернету и уже вызвала множество гневных комментариев.

Проблема в том, что ни один новостной портал, разместивший у себя эту новость, не дал ссылку на собственно законодательство - все ссылаются друг на друга и, по сути, разными словами перепевают одну и ту же статью с совершенно прозрачным контекстом и сомнительным содержанием.

Правда, в изначальном тексте вроде бы есть упоминание о якобы вступающей в силу поправке к статье 86 Налогового кодекса РФ. Но правда ли это?

Начнём с того, что любая поправка в налоговом кодексе принимается отдельным федеральным законом. Оставим тот факт, что принятие федерального закона - удовольствие не быстрое (когда надо, могут и довольно быстро провести - достаточно вспомнить о так называемой налоговой амнистии). Но две вещи не отменить никаким образом:

  • закон для вступления в силу должен быть опубликован, причем только в официальном источнике (для нашего государства - это "Российская газета"),
  • ни один закон, касающийся налогов, не вступают в силу немедленно - на это требуется не меньше месяца.

Так что: если бы наша новость была правдой, соответствующая поправка в ст. 86 НК РФ была бы оформлена законом, опубликованным в "Российской газете" не позднее 1 июня 2018 года (а, возможно, и раньше).

Однако, как легко убедиться, ничего подобного не публиковалось.

Нет ничего подобного и на правовых порталах "Гарант" и "Консультант" (ну, это уже к слову).

Господа, объясните, пожалуйста, как суды могут "часто рассматривать" такие дела, если (если верить авторам новостей), контроль счетов физических лиц - это нововведение и раньше ничего подобного не было?

Еще не менее интересно: какие статьи кодекса об административных нарушениях связаны с "неоплатой подоходного налога"?! Там такие нарушения просто не предусмотрены: точнее, за непредставление деклараций (рачетов) - есть (статьи 15.5 и 15.6 КоАП), а за неуплату налогов - нету. Совсем. (Мало того, за непредставление декларации "по административке" привлечь можно только должностное лицо, но никак - обычного гражданина).

Что есть на самом деле?

Контроль за движением средств на счетах клиентов (любого вида, в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) осуществляется банками уже давно . Эта обязанность возложена на банки законом Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Так же банкам дано право блокировать все операции по счетам, если такая операция кажется сомнительной или подозрительной (скажем, на счет пришла крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или разом совершена операция на сумму свыше 600 тыс. рублей). Информация о таких клиентах уходит в Росфинмониторинг. И да, придётся доказывать, "что ты не верблюд".

Росфинмониторингу и банку. Федеральная налоговая служба такую информацию не получает.

Соглашение об обмене информацией между ФНС России и Росфинмониторингом попросту не предусматривает обязанность Росфинмониторинга передавать налоговикам все полученные им сведения по счетам - только о выявленных незаконных схемах по уклонению от налогообложения (как правило, в отношении организаций - "простому физическому лицу" так засветится будет весьма сложно).

Теперь что касается статьи 86 НК РФ, в которую якобы внесены поправки.

Касается эта статья обязанностей банков сообщать налоговикам о наличии счетов (открытии и закрытии) по всем своим клиентам, в том числе и по физическим лицам. Такая редакция этой статьи действует уже с 1 июля 2014 года.

С того же июля 2014 года появилась обязанность банка предоставлять налоговой службе сведения о движении средств по счетам, т. е. о поступлениях и расходах. Чисто теоретически это означает, что контроль за картами физических лиц - в отношении любой суммы поступлений - ведется уже четыре года!

Фактически же такие сведения предоставляются не "спошняком в отношении каждого клиента и каждого рубля", а исключительно по запросу. Причём по запросу мотивированному, т. е. обоснованному, с указанием причин этакого пристального внимания.

Мало того, прежде чем такой запрос в банк послать, налоговому инспектору придётся доказать его необходимость и получить письменное согласие вышестоящего руководителя (не начальника "своей" налоговой, а руководителя управления налоговой службы по региону). Сами понимаете, простого "да у него работы никакой нет, а машина есть" тут недостаточно - обоснование должно быть более убедительным.

Да и чисто технически в таком формате взаимодействия с банками охватить сотни тысяч счетов пристальным вниманием ФНС - нереально.

Поправка же в статью внесена с 1 июня 2018 года и только одна - её действие распространено не только на денежные, но и на так называемые "металлические" счета (в золоте, платине и тому подобное).

Так что новость - это мягко говоря фейк .

По факту счета россиян уже давно мониторятся банками, а Федеральная налоговая служба знает о их наличии и чисто теоретически имеет возможность анализировать поступления по ним уже четыре года. Однако, так как получение сведений по физическим лицам может быть только по мотивированному запросу, возможность пользоваться таким анализом для начисления налогов у налоговиков весьма ограничена (реально, чтобы такой запрос создать нужно иметь огромный массив информации откуда-то со стороны, скажем, в ходе проверки какой-то фирмы получить информацию о переводе ею каких-то крупных сумм (желательно неоднократно) некому лицу, при этом не являющегося ни предпринимателем, ни работником, ни учредителем, ни директором).

Поэтому бедные фрилансеры и прочие черно-серые самозанятые могут пока работать спокойно.

Хотя, вполне возможно, что в будущем государство заинтересуется таким удобным инструментом финансового контроля и сделает его проще.

По материалам: takovzakon.ru, tehnofan.com, bolshoyvopros.ru

В начале июня появилась и буквально «взорвала» интернет информация: якобы, с 1 июля 2018 года любое поступление на карту физического лица будет «по умолчанию» облагаться налогом в 13%. Чтобы избежать этого, нужно доказать налоговикам, что полученная сумма не является облагаемым доходом. В противном случае будет взыскан не только налог, но и штрафные санкции за неуплату. Так что же ждет в июле всех, кто получает на карту переводы?

Откуда появилась эта сенсация?

Те, кто распространяет эту информацию, обычно ссылаются на вступающие в силу с июля поправки к ст. 86 НК РФ. Эта статья посвящена обязанностям банков по предоставлению налоговым органам следующих сведений: об открытии и закрытии счетов, движении по ним, наличии вкладов и т. п. В том числе, банки обязаны предоставлять налоговикам сведения о движении средств по счетам физических лиц (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Получается, что сенсационная новость верна и с 1 июля все граждане окажутся «под колпаком» у ФНС? При внимательном прочтении Кодекса выясняется, что ситуация выглядит несколько по-другому. Даже совсем по-другому:

  1. Норма, позволяющая налоговикам получать выписки по счетам физических лиц, действует еще с 1 июля 2014 года (п. 7 ст. 10 и п. 4 ст. 24 закона от 28.06.13 № 134-ФЗ). Таким образом, это право у сотрудников ФНС есть уже почти четыре года.
  2. Права налоговиков на подачу такого запроса существенно ограничены (абз. 3-4 п. 2 ст. 86 НК РФ). Запрос может быть подан, только если:
  • в отношении физического лица проводится налоговая проверка;
  • физическое лицо является источником информации о другом проверяемом субъекте;
  • по поводу физического лица получен запрос от иностранного государства в рамках действующего международного договора.
  1. Для получения сведений о счетах физического лица, не являющегося ИП, необходимо согласие вышестоящей инстанции. Это может быть налоговый орган или другая федеральная структура, контролирующая взыскание налогов и сборов.

Так что же изменится с 1 июля 2018 года?

Как это ни странно, но с 01.07.2018 не произойдет практически ничего. Изменения в нормах НК РФ, на которые ссылаются авторы «сенсационной» новости, уже вступили в силу с 01.06.2018. Но этого практически никто не заметил, и вот почему.

Речь идет о законе от 27.11.2017 № 343-ФЗ, который внес изменения и дополнения в ряд статей НК РФ. В части ст. 86 НК РФ он всего лишь дает налоговикам право дополнительно запрашивать информацию о «металлических» счетах.

Это особый вид банковского счета, средства на котором учитываются, исходя из курса того или иного драгметалла. Это достаточно редкая для российского рынка форма инвестирования, поэтому подавляющего большинства граждан РФ данные нововведения вообще не коснутся.

Никаких других изменений порядка предоставления информации о счетах физических лиц закон 343-ФЗ не содержит. Все остальные права, которыми пользуются налоговики в этой части, действуют с 2014 года и никакого дополнительного расширения их возможностей ни с июня, ни с июля 2018 года введено не было.

Все могут спать спокойно?

Раз ничего нового не произошло, получается, что все физические лица, получающие доход на карту, могут вздохнуть с облегчением? Это не совсем так, ведь, как известно, «дыма без огня не бывает». Автоматического взыскания НДФЛ со всех поступлений с 1 июля, разумеется, не будет, но ведь саму 86-ю статью никто не отменял. И ничто не мешает налоговикам применять ее активнее, тем более, что причины для этого имеются.

В сложной экономической ситуации государство изыскивает различные способы пополнения бюджета. В последнее время внимание обратили на так называемых самозанятых граждан. Речь идет о тех, кто ведет деятельность в частном порядке, не регистрируясь предпринимателем: услуги репетитора, домработниц, ремонт, частный извоз и т. п.

По данным независимых экспертов, численность самозанятых в России превышает 20 млн чел. Минтруд называет более скромные цифры - до 12 млн чел., но это все равно очень много.

Естественно, государство активно ищет способы взыскания налогов с этого сектора экономики. Пока для отдельных категорий самозанятых до конца 2018 года действуют налоговые каникулы (п. 70 ст. 217 НК РФ). В Правительстве рассматриваются предложения об их продлении до конца 2019 и даже до 2020 года.

Понятно, что государство не просто так добровольно отказывается от возможности пополнить бюджет. В данном случае основная причина в том, что на сегодня не существует адекватного механизма контроля за самозанятыми и администрирования налогов, собираемых с них.

Планы государства по повышению собираемости налогов с граждан

Параллельно с введением каникул активно обсуждается различные варианты налогообложения самозанятых граждан. Основным из них является взимание определенной доли от дохода (от 3% до 6%). Следовательно, чтобы взыскивать этот налог, нужно наладить систему контроля за поступлениями денежных средств.

Некоторые налоговые инспекции проявляют весьма «креативный» подход к этому вопросу. Например, находят в интернете объявления фрилансеров и производят контрольные закупки. Или отслеживают неработающих официально людей, которые делают крупные приобретения.

Но все эти действия пока только работают на публику и говорят, в основном, о стремлении отдельных сотрудников ФНС продвинуться по службе. Для реального эффективного контроля за миллионами налогоплательщиков нужна целостная система. Возможно, какие-то варианты ее введения уже рассматриваются «в узком кругу», и появившиеся слухи об автоматическом налогообложении с 1 июля являются проверкой реакции общества.

Резюмируем вышесказанное

С июля 2018 года в законодательство не вносится никаких изменений, касающихся контроля за средствами физических лиц. Дополнения, вступившие в силу с 01.06.2018, касаются только «металлических» счетов, т. е. достаточно узкого круга инвесторов. Автоматического обложения НДФЛ всех поступлений на личные банковские карты с 1 июля 2018 года не будет. Однако государство явно взяло курс на ужесточение контроля за доходами граждан. Поэтому не исключено появление новых законодательных инициатив в этой области.

Интернет-пользователи в последние дни активно обсуждают появившиеся в Сети сообщения о том, что с 1 июля 2018 года в России вступают в силу новые поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ.

Согласно им банки по первому требованию налоговых органов обяжут передавать в фискальные органы все сведения по движению денежных средств на банковских картах и счетах физических лиц.

Продал вещички на Avito — заплати отчисления в казну. Иначе налоговая инспекция найдёт и накажет штрафом. Вернули долг на карту? Предоставь доказательства. Иначе тоже штраф", -

При этом в Сети ссылаются на пункт статьи 86 НК РФ, в которой указывается, что теперь банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, а также выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при получении мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Получается, что любые поступления на карту или счет гражданина, которые налоговики сочтут доходом, будут облагаться налогом. По мнению специалистов, болезненнее всего нововведение отразится на самозанятых гражданах.

Поправки, на которые ссылаются СМИ, вступили в силу уже давно. В частности, подпункт 1.1 статьи 86, который приводится в пример, появилась в Налоговом кодексе 1 сентября 2016 года. А обязанность банков сообщать об открытии и закрытии счетов физических лиц вообще появилась с 1 июля 2014 года, просто была прописана она в другом пункте статьи 86... Т.е. те нормы закона, которыми пугают недобросовестные СМИ, уже действуют почти четыре года. И никакие изменения с 1 июля 2018 года в эти статьи Налогового кодекса вступать не будут", -

прояснили эксперты сайта.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама