THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Страхование автомобиля ОСАГО является обязанностью каждого водителя транспортного средства, поскольку в любой момент он может стать виновником ДТП. По данным ГИБДД за 2017 год произошло 169 тысяч аварий, в которых погибло около 19 тысяч человек и сотни тысяч получили травмы разной степени тяжести. Что дает ОСАГО автовладельцу в случаях наступления аварии? Какими законами регулируется? Кто должен оформить страховой полис в обязательном порядке? Дадим ответы на эти вопросы в этой статье.

Что такое ОСАГО простым языком?

Страхование автомобилей появилось в США в конце 19 века, но только в 1925 году в одном из штатов его узаконили и обязали всех владельцев машин заключать страховые договоры. По условиям в случае аварии деньги за понесенные убытки получал не тот, кто приобрел полис, а тот, кто пострадал в ДТП - невиновная сторона. Со временем такое страхование появилось в европейских государствах и в России.

Расшифровка аббревиатуры

ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. Внедрение полиса ОСАГО в России началось только после распада СССР. Рассмотрение законопроектов, разработка тарифов, полисов и других документов, обучение страховщиков заняло практически 10 лет, и только в 2003 году Федеральный закон «Об ОСАГО» вступил в силу.

Как работает автогражданка?

Страховка на автомобиль заключается в том, что водитель одного транспортного средства заключает со страховой компанией договор о страховании своей гражданской ответственности. В случае, если по вине страхователя случится ДТП, то по действующему полису страховщик выплатит страховое возмещение другому - пострадавшему - участнику аварии, а также пешеходу или иным потерпевшим лицам.

Выплаты пострадавшим обязан производить страховщик, который оформил полис виновнику ДТП. Но другой водитель транспортного средства, застраховавший свою ответственность и пострадавший в ДТП, может в порядке прямого возмещения причиненных убытков получить страховку от своей страховой компании. Та, в свою очередь, в порядке регрессного требования может взыскать выплаченные средства со страховщика виновника ДТП, причинившего вред, или с него самого через суд.

От чего защищает ОСАГО?

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств покрывает убытки, причиненные в дорожно-транспортном происшествии. К таким убыткам могут относиться расходы на ремонт автомобиля, в том числе восстановительные работы, услуги эвакуатора и другие расходы. Страховку по полису ОСАГО компания выплатит, если в результате аварии люди погибли или получили травмы разной степени тяжести. Так, будут оплачены расходы на похороны, на лечение, реабилитацию и даже на оплату обучения на новую профессию, если старой в силу полученных повреждений лицо зарабатывать не может.

Для того чтобы можно было получить выплату по полису владелец ТС должен подать заявление и документы страховщику. Срок подачи установлен законом только в отношении случаев, оформление которых происходило по европротоколу, то есть в нем не участвовали сотрудники ГИБДД. Страховщик осуществит выплату компенсации, если все документы потерпевший оформит верно, а полис страхования будет действующим. Срок выплаты не может превышать 30 дней с дня подачи заявления.

Законодательное регулирование обязательного автострахования

Главным законодательным актом, регулирующим обязательное страхование, является Федеральный закон №40 от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО». В нем содержатся общие положения, порядок осуществления страхования (правила, действия при наступлении страхового случая, порядок получения возмещения и т.д.), положения о страховщиках и их профессиональных объединениях. К другим нормативным актам относятся:

  • Положение ЦБ №431-П «О Правилах ОСАГО»;
  • Положение ЦБ №432-П «О методике расчета стоимости ремонта»;
  • Постановление Правительства №1164 «О расчете суммы возмещения при причинении вреда здоровью»;
  • Гражданский кодекс (гл. 48);
  • Указание ЦБ №3384-У «О базовых тарифах и коэффициентах».

Это основные документы, на основании положений которых осуществляется обязательная страховка автомобиля. Кроме них регулирование сферы ОСАГО, в том числе контроль за исполнением обязанностей водителей и ответственности за их невыполнение, выполняют КоАП РФ, Закон «О защите прав потребителей», Федеральные законы «О полиции», «О безопасности дорожного движения», «О техосмотре».

Субъекты и объекты страхования

П.1 ст.6 закона «Об ОСАГО» и п.6 ст.4 закона «Об организации страхового дела» указывают, что объектом страхования являются имущественные интересы людей, которые связаны с риском гражданской ответственности, возникающей в силу причинения ущерба здоровью, жизни и имуществу при использовании автомобилей. Субъектами автострахования являются:

  • Страхователь;
  • Выгодоприобретатель;
  • Страховая компания;
  • Страховые агенты.

У каждого из перечисленных субъектов есть свои права и обязанности. Так, страховщики и посредники обязаны выполнять свои обязательства в рамках обязательного страхования путем заключения договоров и продажи страховых полисов по действующей лицензии. Страхователь должен понимать для чего нужен полис ОСАГО и обязан соблюдать условия договора и положения законодательных актов. В качестве страхователя может выступать как владелец транспортного средства, так и любое другое лицо (арендатор автомобиля, представитель и т.п.). Выгодоприобретателем по закону признается лицо, в пользу которого выплачивается страховое возмещение по полису ОСАГО при наступлении страхового случая.

Обязательно ли ОСАГО?

О том, обязательно или нет ОСАГО, говорится в ряде нормативных актов. Так, в Положении ЦБ №431-П сказано, что любой владелец автомобиля в течение 10 дней после его приобретения обязан купить полис. Данная страховка ТС дает право водителям беспрепятственно их использовать, не нарушая ПДД и КоАП РФ. Без полиса нельзя будет пройти техосмотр или зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Специально для этих случаев в законе предусмотрена возможность оформления краткосрочных полисов - на срок не более 20 дней.

Заняться оформлением полиса обязан каждый водитель автомобиля, поэтому страховая компания не имеет права отказать в заключении договора, если у нее есть действующая лицензия на оказание данной услуги. Если водитель все же получил отказ в оформлении полиса, то ему можно обратиться с жалобой к руководителю компании, в Центробанк, Роспотребнадзор или другое ведомство, имеющее полномочия для решения таких вопросов.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник?

Страховой полис необходим каждому водителю, потому что страхует ОСАГО именно его гражданскую ответственность. В случае ДТП виновнику не придется платить компенсацию потерпевшим из своих личных средств - убытки оплатит страховая компания в рамках установленных законодательством лимитов: 400 тыс. рублей за ущерб имуществу и полмиллиона рублей за вред здоровью и в случае смерти. Если размер причиненного вреда больше данных сумм, то виновник ДТП будет обязан компенсировать недостающую сумму согласно ГК РФ.

Стоимость полиса ОСАГО по сравнению с возможными расходами на выплату возмещения ущерба потерпевшим невелика - в среднем 5 000 или 6 000 рублей. Она может быть и ниже и выше в зависимости от коэффициентов конкретного водителя транспортного средства. На стоимость полиса будет влиять как регион его регистрации, так и количество ДТП, случившихся по его вине, его возраст и стаж вождения и другие факторы.

Заключение

Таким образом, страховка на машину ОСАГО стала обязательной в России в 2003 году, до этого момента транспортное средство можно было застраховать в добровольном порядке. По полису ОСАГО страхуется не сам автомобиль, а ответственность водителя, который может стать виновником ДТП. Если у него будет действующий страховой полис, то страховая компания выплатит нанесенный виновником ущерб в пределах страховой суммы всем потерпевшим лицам.

Но, к сожалению, многие предпочитают исправлять результаты происшествий, нежели устранять проблему ещё до её проявления, игнорируя всем хорошо известную истину: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». Это правило распространяется не только на состояние человеческого организма, но и на его имущество, финансы, да и жизнь в целом. Именно поэтому существует страхование – экономические отношения, с помощью которых обеспечивается страховая защита интересов юридических и физических лиц от опасностей различного вида.

Договор о страховании

В организации страховых отношений всегда участвуют 2 стороны. Первая – это страховое предприятие или страховщик, вторая – лицо (юридическое или физическое), желающее застраховать что-либо, называемое страхователем. Как же работает страхование? На самом деле механизм довольно-таки прост: лицо обращается за оказанием услуг в страховую контору, где с ним заключается договор страхования. На условиях данного документа клиент обязуется уплачивать страховые взносы в определённые сроки и в случае наступления страхового события, имеет право получить страховой фонд, с помощью которого возместит убытки, понесённые от определённого происшествия. Размер уплачиваемых взносов, рамки сроков, а также объект страхования описываются в соглашении.

Какие объекты можно застраховать?

Сейчас застраховать можно практически всё. Приобретаете новое авто или дом – страхование имущества, заботитесь о здоровье – есть медицинское страхование, возникает необходимость уехать – на этот повод имеется страхование для выезжающих за границу. Существует страхование ответственности, страхование финансовых рисков и даже страхование жизни. В сложившейся ситуации можно застраховаться от любого вида опасности, независимо от вида её происхождения, будь это природный, экологический, экономический, социальный, техногенный или иной фактор.

Страхование жизни

Из разнообразия страховых возможностей наибольшее распространение получили страхование имущества и страхование жизни. Естественно любой человек или организация стремятся сохранить своё имущество в лучшем виде, и страховка не устранит угрозу наступления стихийного бедствия, пожара, взрыва, залива соседями или, например, кражи со взломом, однако с её помощью можно защитить себя от больших финансовых потерь. Если речь идёт о машине, то именно страховка покроет затраты на устранения ущерба, понесённого от аварии. Что же касается страхования жизни, то здесь всё намного интереснее. Если в страховке имущества или ответственности причина улавливается без трудностей, то в страховании жизни многие люди не видят смысла. На самом же деле это единственный позитивный вид страхования, предусматривающий получение денежной суммы даже при благоприятном стечении обстоятельств. Это своеобразное инвестирование в светлое будущее, когда откладывая малые деньги сегодня, можно обеспечить приятное завтра себе и близким. На основании договора страхователь оплачивает взносы на протяжении определённого срока и в случае «дожития» получает страховую сумму в полном размере.

Страхование жизни и имущества — это действительно-то немногое, на чем нельзя экономить. Можно, конечно, поразмышлять над условиями страхования, но в общем смысле — пренебрегать этим видом долгосрочного инвестирования нельзя.

Эту аббревиатуру расшифровывают так: обязательное страхование автогражданской ответственности. ОСАГО же является формальным названием страхового плиса, тогда как в народе его чаще всего называют «автогражданкой».

Согласно букве закона, объектом автогражданки выступают имущественные интересы автовладельца. Эти интересы могут быть затронуты в тех случаях, когда посредством транспортного средства его обладатель нанес вред здоровью, жизни или имуществу другого лица.

Принцип ОСАГО работает примерно так: виновная сторона в обязательном порядке несет ответственность за произошедшее и должна компенсировать ущерб лицу, которое пострадало в результате ДТП.

Говоря более простым языком, если ты, как автовладелец, умышленно или же неумышленно нанес вред транспортному средству другого владельцы, человеку и его здоровью, любому другом имуществу, которое не принадлежит тебе, – ты в любом случае будешь нести ответственность за причиненный ущерб, и должен будешь компенсировать его.

Так, именно из денег, которые ты регулярно платишь за полис ОСАГО, этот ущерб и будет погашаться, причем не конкретно тобой, а твоей страховой фирмой.

Работа ОСАГО основывается на защите не только потерпевших в результате дорожного происшествия, но и автовладельцев, потому как этот полис непосредственно связан с риском их гражданкой ответственности.

Основная цель создания автогражданки – сведение к минимуму всевозможных ситуаций, когда пострадавшему не будет выплачиваться нанесенный вред. То есть, даже если в результате ДТП погибает виновник происшествия, то пострадавшая сторона в любом случае получит компенсационную выплату.

Так, если ты сам разбил кому-то машину, то и расходы на возмещении лягут на твои плечи. Но если же ты не виноват и сам стал заложником такой ситуации, когда въехали в твое транспортное средство, – то волноваться, что именно ты не получишь компенсационную выплату, не придется. В этом вся суть ОСАГО.

Разновидности автогражданки

Страховой договор об ОСАГО составляется по-разному. Так, все нюансы и тонкости напрямую зависят от пожеланий самого страхователя.

Согласно действующему законодательству, существует три основных вида автогражданки.

Один транспорт и неограниченное количество водителей

Так, страховой полис «закрепляется» к конкретному автомобилю, тогда как водители должны иметь при себе водительское удостоверение.

К подобному виду страхования, чаще всего, прибегают крупные корпорации и юридические лица, которые имеют в своей собственности транспортное средство, право пользования которым предоставляется всем работникам фирмы, конторы и т.п.

Также ОСАГО подобного рода широко применяется в больших семьях, где все члены семьи управляют одним и тем же транспортным средством.

Один водитель и неограниченное количество транспортных средств

Судя по названию этого вида ОСАГО, тут все предельно ясно: ты страхуешь свою автогражданскую ответственность, и можешь управлять неограниченным количеством машин. То есть, если в прошлом типе страховки ты и многие другие водители могли управлять одним и тем же ТС, то в этом случае страхование осуществляется сугубо конкретного водителя.

Из этого следует, что даже если ты виноват в аварийной ситуации на дорожном полотне, но при этом находишься за рулем незастрахованной машины, тебе все равно придется возмещать убытки пострадавшей в результате ДТП стороне.

Этот тип автогражданки имеет одну тонкость – с теле страхового договора прописывается, категорией каких автомобилей ты имеешь право управлять. Достоинство ОСАГО «один водитель и неограниченное количество ТС» заключается в том, что этот страховой договор распространяется на все виды местностей – как крупные, так и маленькие города. Этот вид полиса один из самых дорогостоящих, по этой причине им чаще всего пользуются юридические лица.

Также, он выгоден и для автострахования гражданской ответственности личных водителей, которые в силу особенностей своей работы вынуждены систематически менять автомобили. Однако, имея долголетний безаварийный стаж вождения, можно получить хорошую скидку и на этот вид страховки.

Одна машина – пять водителей


Про ТО и полис ОСАГО.

Именно этим типом страхования пользуется подавляющее количество автовладельцев, что напрямую связано как с удобством, так и со стоимостью договора.

Так, полис покрывает страховые обязательства по выплате компенсации только по одному ТС и только определенным лицам, личные данные которых указываются в теле страхового договора.

Вписать в полис можно не более пяти человек, но если же вы вписываете в него меньшее количество людей, то на стоимости это не отображается. Минус этого вида страховки: стоимость полиса рассчитывается на основании наименьшего водительского стажа среди тех лиц, которые вписаны в него.

То есть, если 4 водителя имею за своими плечами 15 лет безупречного стажа, а 1 – управляет машиной только 3 года, то и цена полиса будет считаться по этому, не совсем опытному водителю.

Преимущества автогражданки

Страховые договора подобного рода имеют большое значение не только для автовладельцев, но и для самих страховщиков, а также государства, потому как приносят им стабильный доход.

Преимуществ полисов ОСАГО немало, мы же хотим выделить только самые основные из них.

Доступная цена

В силу того, что этот вид страхования является обязательным, то чиновники просто не могли выставить чересчур высокие цены. И это логично, поскольку есть люди с хорошим достатком, а есть те, которые зарабатывают ниже среднего уровня.

И чтобы каждый автовладелец мог приобрести страховой полис ОСАГО, необходимо, чтобы его стоимость была доступной.

Стабильность страховых выплат

Пострадавшая в результате ДТП сторона в обязательном порядке претендует на возмещение ущерба, за исключением тех водителей, которые не застраховали свою автогражданскую ответственность.

Территориальная доступность

Каждый автовладелец может заключить договор подобного рода, находясь в любом уголке нашего государства.

Не важно, живете вы на Северном Полюсе или же в столице, у вас равные шансы на приобретение полиса ОСАГО (правда, на полюсе нужно будет еще поискать фирму, которая занимается подобной деятельностью).

Недостатки страхового договора ОСАГО


Что говорить, если вам отказывают в страховании.

К сожалению, каждая система автострахования имеет и свои недостатки.

Так, если ваше транспортное средство было повреждено в результате стихийного бедствия, кражи или прочих случаев, которые никоем образом не связаны с дорожным движением, то о возмещение ущерба речи быть не может.

Автогражданка имеет фиксированные размеры компенсационных выплат, а значит, она не совсем выгодна обладателям дорогих машин (в данной ситуации истребовать разницу между выплаченной компенсацией за ДТП и ее остатком можно через суд).

Еще один недостаток полисов ОСАГО – водителю, который виноват в ДТП, придется за собственные средства восстанавливать свой автомобиль. Более того, если потерпевшая в аварии сторона во время совершения ДТП находилась в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или скрылась с места происшествия, то ей компенсационная выплата не положена.

Ценообразование страхового полиса ОСАГО

Автогражданка имеет единый тариф, действующий по всей территории нашего государства и установленный нашим законодательством. Поэтому не имеет значения, где именно вы заключали договор – вас не обманут и не заставят доплачивать за несуществующие налоги (в противном случае такие действия можно расценивать как незаконные, а значит, их можно обжаловать в суде).

Что касается самого тарифа на оформление договора обязательной страховки автогражданской ответственности, то на его ценообразование могут повлиять следующие факторы:

  1. Транспортное средство и его вид. Другими словами, существует разница между страхованием легкового автомобиля и грузового. Также имеет огромное значение, кто выступает в качестве страхователя – юридическое лицо или же физическое.
  2. Характеристики транспортного средства, а если быть точнее, то его объем двигателя.
  3. Водительский стаж страхователя машины или группы лиц, на имена которых оформляется страховой договор.
  4. Стаж безаварийного вождения.
  5. Наличие или отсутствие у страхователя франшизы.
  6. Срок, на который оформляется автогражданка.
  7. Участвовал ли страхователь в ДТП ранее, если да, то кто был виновников в них (так, имея за плечами год безаварийного управления ТС, можно рассчитывать на дополнительную скидку в размере 5%).

И в завершении хотелось бы добавить: соблюдайте ПДД, будьте внимательны на дорогах и вам не придется волноваться о компенсационных выплатах! Удачи вам!

Что такое ОСАГО простым языком может объяснить каждый владелец автомобиля. И даже те, у кого машины нет, знают – это обязательное страхование автогражданской ответственности. В большинстве случаев, этим знания и ограничиваются. Разберемся с вопросом детально.

История возникновения, правовое регулирование

В России возможность введения обязательного страхования автогражданской ответственности рассматривалась еще во времена СССР, с начала второй половины 20 века. Но лишь в 2002 году издали законодательный акт, регулирующий отношения в этом направлении. Это закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». За годы действия в него внесен ряд поправок.

Стоимость полиса рассчитывается в зависимости от установленных базовых ставок и коэффициентов. Учитываются при расчете стоимости: стаж вождения, возраст, технические характеристики авто, место регистрации владельца, период использования авто, наличие грубых нарушений правил дорожного движения. Каждый из водителей данного авто должен быть вписан в полис.

В последние годы средняя стоимость полиса ОСАГО в России выросла и составила в 2016 году, по данным Российского союза автостраховщиков, чуть более 6 тыс. рублей. В связи с этим увеличилось число поддельных полисов . С 2018 года ЦБ планирует изменить формат бланков: на них будут указываться коэффициенты, повлиявшие на стоимость, также появится специальный код, который можно будет считать мобильным телефоном, подделывать их станет сложнее. А Минфин разработал ряд поправок к ФЗ об обязательном страховании автогражданской ответственности, также планируется введение электронных полисов.

Для чего нужно обязательное страхование

Суть ОСАГО заключается в том, что тот, кто его оформляет, страхует не свой автомобиль, а свою автогражданскую ответственность. То есть, если машина попадает в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) , то страховая компания виновника выплатит потерпевшему финансовое возмещение по полису ОСАГО . Сам виновник аварии никакого возмещения по полису обязательного страхования автогражданской ответственности не получает.

Законодательно установлены следующие размеры выплат:

  • Возмещение вреда имуществу (машине, испорченной или уничтоженной в ДТП) – сумма, не превышающая 400 тыс. руб. на одно авто;
  • Возмещение вреда жизни и здоровью людей, пострадавших в ДТП – не более 500 тыс. руб. на одного человека.

Так, если повреждений машине потерпевшего нанесено больше, чем максимальная сумма выплаты по полису ОСАГО, то он имеет право подать в суд на виновника и в частном порядке взыскать с него разницу стоимости, причиненного в результате ДТП ущерба.

Обязательное страхование автогражданской ответственности распространяется не на всех участников дорожного движения. Так, владельцы транспортных средств (ТС), которые движутся со скоростью до 20 км/ч, автоприцепов к легковым авто, транспортных средств вооруженных сил, а также ТС не на колесном ходу (например, гусеничных тракторов) не обязаны страховать автогражданскую ответственность путем приобретения полиса ОСАГО.

Если за руль садится новичок, который недостаточно уверенно водит автомобиль или, напротив, слишком самоуверенный водитель с резким стилем вождения и не раз попадавший в неприятные ситуации на дороге, во избежание судов и выплат сумм ущерба из собственного кармана, страховые компании рекомендуют оформить расширенное страхование автогражданской ответственности.

Расширенное ОСАГО

Что такое расширенное ОСАГО? Это не обязательное, но добровольное страхование автогражданской ответственности. Сокращенно ДСАГО (или ДоСАГО, ДСГО, ДГО).

Оно не заменяет обязательное страхование, а лишь выгодно дополняет его.

Стоит оно дешевле, а размер страховой выплаты значительно больше. Причем страхователь сам выбирает ее размер (от 300 тыс. до 3 млн.). Страховые компании сами устанавливают стоимость ДСАГО, как правило, она составляет от 0,1 до 0,5% от страховой суммы.

Например, чтобы добровольно застраховать ответственность на 1 млн. руб., полис ДСАГО будет стоить порядка 1 500 руб. В случае, если страховщик попадет в ДТП, ущерб имуществу потерпевшего от которого составит в общей сложности 1 млн. 200 тыс. рублей. То 400 тыс. будет выплачено страховой компанией за счет ОСАГО, оставшиеся 800 тыс. возмещены ДСАГО.

Отличие от КАСКО

Отличие ОСАГО от КАСКО состоит в том, что:

  1. КАСКО – не является обязательным страхованием;
  2. Говоря простым языком, с помощью КАСКО владелец страхует свой автомобиль, а с помощью ОСАГО автогражданскую ответственность – ущерб, который может быть причинен в результате ДТП автомобилю другого человека;
  3. У разных страховых компаний могут быть различные условия КАСКО и правила договора;
  4. По КАСКО страхуются различные риски: ущерба, угона, повреждение, незаконные действия третьих лиц и т.д., а по ОСАГО только ответственность указанного в бланке лица;
  5. Страховая компания возмещает ущерб, возникший при ДТП независимо от наличия или отсутствия вины владельца полиса КАСКО.

Можно ли ездить без страховки

Часто водители задаются вопросом, можно ли ездить без полиса. Юристы отвечают: нельзя, исключение только одно – если авто еще не поставлено на учет в ГИБДД , а с момента покупки прошло не более 10 дней, конечно же необходимо возить с собой договор купли-продажи.

Во всех остальных случаях за отсутствие документа, подтверждающего обязательно страхование автогражданской ответственности, следует административное наказание в виде штрафа: 500 руб. – если страховка есть, но документ забыли дома или если за рулем сидит человек, не вписанный в бланк; 800 руб. – если страхование не оформлено вообще. Ранее за отсутствие полиса сотрудники ГИБДД вправе были эвакуировать авто и поставить на штрафстоянку , с 2014 года эта мера отменена.

Стого момента, как инспекторы ГИБДД стали брать штрафы за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), прошло уже больше двух месяцев. Но многие автомобилисты по-прежнему не до конца понимают, зачем нужно ОСАГО и как оно работает, тем более они не представляют, как вести себя в случае дорожно-транспортного происшествия. Причем пробел в знаниях по последнему пункту присутствует даже у тех, кто удосужился прочитать правила страхования. Мы попытались с помощью эксперта страховой компании проследить основные действия потерпевшего в ДТП, если его оппонент застраховал-таки свою автогражданскую ответственность. Взяли наиболее распространенный случай - столкновение двух автомобилей без пострадавших - и предположили при этом, что ситуация бесспорная (оппонент действительно виноват и не отрицает этого).1. Въехали

Страховщики говорят, что, когда в вашу машину кто-то въехал, вам может повезти трижды. Во-первых, если вы отделались лишь повреждениями машины, а сами остались живы и невредимы. Во-вторых, если ваш оппонент застрахован. В-третьих, если он застрахован в приличной страховой компании. Бывают ведь и такие, которые всячески затягивают выплаты или находят самые разные предлоги для того, чтобы не платить вообще. Но наш герой еще ничего этого не знает.

2. "Знакомство"

От знакомства с вашим оппонентом теперь не отвертеться. Сразу выясните, застрахован ли он. Если да, то в какой компании. Если нет - придется разбираться так, как если бы никакого ОСАГО просто не было. Маячит либо разбор на месте, либо судебная перспектива (причем в случае, если оппонент представляет юридическое лицо, вероятность положительного исхода еще сохраняется, если он сам по себе - перспективы туманны).

3. Вызываем ГАИ и аварийного комиссара

В любом случае необходимо вызвать инспекторов ГАИ, а если страховка предусматривает вызов аварийного комиссара, то и его тоже. Обязательно. Составлять самим схему происшествия и ехать на ближайший пост ГАИ не рекомендуется (даже несмотря на то, что подобная возможность предусмотрена в правилах дорожного движения - пока такая схема на практике работает плохо).

4. Приехал комиссар

Аварийные комиссары обычно прибывают на место ДТП раньше гаишников. Это нормально. Аварийный комиссар будет вашим консультантом, утолит информационный голод, даст дельные советы, сделает фотографии места происшествия (фото все чаще требуется при разборе аварий в ГАИ), поможет заполнить извещение в страховую компанию.

5. Приехали гаишники

Инспекторы ДПС приезжают относительно быстро в двух случаях: когда в результате ДТП есть пострадавшие либо когда авария случилась на трамвайных путях или мешает троллейбусам. В остальных случаях приготовьтесь долго ждать. Нагрузка на ГИБДД многократно увеличилась в связи с введением ОСАГО, так что инспекторы теперь и сами не рады такому "подарку".

6. Получаем справку

Обязанность инспектора состоит в том, чтобы оформить на месте все документы, сделать необходимые замеры, нарисовать схему ДТП, опросить свидетелей и пр. После чего вам на руки должна быть выдана так называемая первичная справка о ДТП. Эта справка очень важна. В ней обязательно должны быть указаны все повреждения вашего автомобиля и все данные оппонента.

Гаишник не мотивирован заполнить все необходимые пункты, проверьте все сами и потребуйте указать в справке все повреждения. Эти данные будут учитываться страховой компанией при рассмотрении вопроса о выплате.

Инспектор назначит дату и время разбора ДТП. Вы и оппонент должны будете прийти к дознавателю, который и вынесет решение о степени виновности каждого участника происшествия.

7. Заполняем извещение

Лицевая сторона извещения в страховую компанию, по идее, должна заполняться на месте аварии, в крайнем случае - в очереди в ГАИ; необходимы подписи двух участников происшествия. Оборотную сторону извещения лучше заполнить дома в спокойной обстановке.

8. У дознавателя

Вот наконец пришел день разбора ДТП. Приготовьтесь к тому, что дожидаться приема у дознавателя вам придется не один час. Если все завершится успешно, очень важно получить копию протокола об административном нарушении.

С этого момента уже можно обращаться к страховщикам.

Если ваш оппонент не является к дознавателю, то процесс может затянуться. Максимальный срок - два месяца, после чего решение выносится без него.

9. Экспертиза

Имея на руках копию протокола об административном правонарушении, нужно связаться со страховой компанией оппонента: позвоните этому страховщику, а еще лучше - завезите в компанию заполненное извещение.

Страховщик должен в течение пяти дней организовать экспертизу, которая оценит нанесенный вашей машине ущерб в деньгах. Если страховщик затягивает процесс, потерпевший может сам обратиться в любую понравившуюся ему экспертизу.

10. Приходим в страховую компанию

Когда на руках есть первичная справка, копия протокола об административном правонарушении и заключение экспертизы, можно поинтересоваться в страховой компании, когда будет принято решение по выплате и осуществлена сама выплата. На принятие решения у страховщика по закону есть 15 дней и на выплату - три дня. Всего, с учетом пяти дней, отведенных на экспертизу, может пройти 23 дня. Страховая компания должна обязательно выдать вам справку о том, что документы приняты. Если сроки затягиваются, постарайтесь перевести общение со страховой компанией в "бумажную" плоскость: требуйте указывать входящие номера ваших запросов, а ответы принимайте только составленные по всей форме. Так легче будет предъявить претензии к нерадивой страховой компании.

Редакция журнала "Наши деньги" благодарит за помощь в подготовке материала директора по развитию имущественных видов страхования страховой группы "АСК-Петербург" Юрия Берхмана.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама