THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.

Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.

«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.

В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.

Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.

«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».

План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. ). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. ).

Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. ).

Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.

Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.

Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».

На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.

Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.

«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.

И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.

Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях - ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

Если обобщить: экономический кризис - это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

    Рост уровня безработицы.

    Существенное падение курса национальной валюты.

    Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

    Уменьшение платежеспособности граждан.

    Уменьшение ВВП (или остановка роста - если до этого ВВП стабильно увеличивался).

    Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

    Отток зарубежного капитала.

    Снижение стоимости сырья.

Перечисленные «симптомы» являются лишь основными - на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики - это уже кризис.

Классификация кризисных ситуаций

Поскольку кризис - это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

    Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

    Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

    Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным - не повторяется примерно в равных временных промежутках.

Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис - это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

Современная классификация экономики

По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

Экономический цикл

    Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

    Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

    Дно (самая низкая точка спада).

    Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис - явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

    1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже - и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы - еще Российской Империи) начался еще раньше - в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия - до 1909.

    1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий - когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

    «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

    «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере - Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

    1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

    Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

    Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере - на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

    Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при приватизации государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

    Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

    Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие - это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем - их дестабилизации и падению.

    2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше - до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

    Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


Экономическая ситуация России

Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта - около 55-60 рублей за доллар.

Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

    Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

    Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

    Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

    Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

    Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

    Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

Прибавьте к этому и другие - нематериальные - проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение - у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства - кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит - иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает - начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

    Неконтролируемый рост инфляции.

    Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

    Политическая нестабильность.

    Ошибки в управлении.

    Устаревание производства.

    Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Пути выхода из кризиса

К аждая кризисная ситуация - индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

    Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России - цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

    Создание рабочих мест - для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

    Сдерживание инфляции.

    Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

    Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

    Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

    Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости - корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

12 февраля в Орле открылся экономический форум «Социальное и экономическое развитие России. Проблемы и пути решения». В форуме принимают участие депутаты различных уровней, представители министерств, ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководители народных предприятий, эксперты Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, представители профсоюзов, общественных организаций, учреждений образования, науки и культуры, зарубежные эксперты. Мероприятие проходит под эгидой КПРФ и администрации Орловской области.

С докладом на форуме выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов. Публикуем его выступление с некоторыми сокращениями.

Смысл проведения Орловского экономического форума состоит в том, чтобы активизировать поиск путей вывода России из кризиса. Увы, положение дел в нашей стране близко к критическому. Если не предпринять срочных мер, оно обернется самыми тяжелыми последствиями.

Облик мирового кризиса

Системный кризис в нашей стране вызван как внешними, так и внутренними причинами. Мир вновь вошел в полосу потрясений. В основе мировой нестабильности - все те же противоречия между трудом и капиталом, между интересами узкого круга господ и всего остального населения планеты.

За последние два века капитализм пережил двенадцать кризисов. Два самых острых из них завершились страшными мировыми войнами. Из Первой мировой человечество вытащил Великий Октябрь во главе с Лениным. Из второй - Великая Победа во главе со Сталиным. Развязывая конфликты, стравливая народы и уничтожая целые цивилизации, мировой капитал пытается устоять, ищет новую пищу для своего бездонного чрева. Нынешний кризис - не исключение. Пресловутая «арабская весна» ввергла в пучину кровавых междоусобиц Ближний Восток. Провоцируется вражда между различными течениями в исламе. На древних землях Ирака и Сирии полыхают войны.

Накаляется обстановка и на другом конце азиатского континента. Соединенные Штаты пытаются ослабить Китай. Их не устраивает тот факт, что Красный Дракон превратился в ведущую экономику мира и бросил вызов гегемонии США. Но транснациональным монополиям не нужны конкуренты. Для борьбы с ними мировая олигархия активно опирается на мощный военно-полицейский аппарат.

Делу пресечения конкуренции служат и два международных соглашения, проталкиваемых американцами, - Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства. Речь идет о попытках крупнейших западных корпораций установить полную и непререкаемую власть над мировой экономикой. Странам и народам предлагают отказаться от самостоятельного курса и сдать свои национальные интересы. Неудивительно, что названные соглашения готовились в строжайшей тайне. Даже депутаты Европарламента не знали, какого кота в мешке им подсунут из Вашингтона.

США используют свое политическое влияние и возможность печатать доллары, чтобы дирижировать мировой экономикой. Резко упали цены на нефть. Страны ОПЕК стали наращивать ее добычу, чтобы залатать бюджетные дыры. На мировой рынок черного золота вновь выходит Иран. Спустя 40 лет запрет на экспорт нефти сняли и США. Ее избыточное предложение способствует дальнейшему снижению цен.

Россия возглавляет список стран, приговоренных империалистическим монстром. Нам уже не раз выносят «черную метку» за то, что мы является мировой кладовой богатейших природных ресурсов. Вспомним, как пытались уничтожить молодую Советскую Республику полчища Антанты. В той ситуации Россию от гибели спасла советская власть. Затем в невиданно короткие сроки СССР построил исключительно эффективную народно-хозяйственную систему, позволившую победить фашизм, вывести человека в космос и создать ракетно-ядерный щит.

Именно за это ненавидит большевиков вся сволочь мира и местные компрадоры. Но грязь антисоветизма и русофобии не пристает к великим свершениям. У каждого российского патриота есть основание низко поклониться трудовому народу за Великие Победы и верность исторической правде. Для ее торжества КПРФ делает все возможное. В этой связи всем рекомендую следить за новинками нашего телеканала «Красная линия». Сейчас на нем выходит крайне поучительный четырехсерийный фильм «Модель Сталина». Он наглядно показывает то, как стремительно наша страна превратилась в мощнейшую индустриальную и культурную державу.

Факты истории ценны своими уроками для настоящего и будущего. Вот и в современном мире не выжить без самостоятельной политики, без реального суверенитета, без сильной и эффективной экономической системы. Или ее удастся создать, или нас уничтожат, сомнут, растопчут!

Сегодня Россия вновь столкнулась с агрессивностью Запада. Новая Антанта в лице НАТО вышла на наши границы и окружила военными базами. Натовские танки стоят в эстонской Нарве - в 140 километрах от нашей Северной столицы! Противники провоцируют антироссийскую истерию, вводят санкции, поджигают конфликты у рубежей страны, стравливают братские народы. На Украине, при непосредственной поддержке США и их сателлитов, к власти пришел фашистско-бандеровский сброд.

В этой исключительно ответственной ситуации Россия должна ответить на судьбоносный для нее вопрос: как защитить себя, как сохранить право на самостоятельное развитие? Как обеспечить достойное будущее своим детям и внукам?!

Либеральный тупик

История России, да и всего мира, показывает: встав на рельсы «свободного рынка» и американского либерализма, из тупика не выбраться. Нынешнее руководство России этого как будто не понимает. По сути своей, оно продолжает социально-экономический курс, начатый Горбачевым и Яковлевым, Шеварднадзе и Ельциным, Гайдаром и Чубайсом. Этот курс привел к разрушению СССР и разгулу «лихих девяностых». Либерально-демократическая свора растащила уникальный советский народно-хозяйственный комплекс, повела страну путем деградации и обнищания.

Свежий опрос Левада-центра свидетельствует: только 14 процентов россиян положительно отзываются о Ельцине, и лишь 11 процентов хорошо относятся к гайдаровским реформам. Подавляющее большинство населения считает этих людей предателями, убийцами Советской страны и социалистической экономики. Народ вынес свой вердикт. Он отвел Горбачеву, Ельцину и их приспешникам ту самую нишу перевертышей и предателей родины, в которую уже давно помещены гетман Мазепа, атаман Краснов и генерал Власов.

Сильнейший патриотический запрос общества позволил сегодня внести серьезные коррективы в российскую внешнюю политику. Но свернула ли страна с гибельного пути? Внутри России бал по-прежнему правят либералы. Высокие цены на нефть помогли на какое-то время прикрыть зияющие бреши и погасить нараставшее недовольство масс. Однако решением системных проблем власть не занималась. Большая часть доходов от продажи минерально-сырьевых ресурсов шла в карманы нуворишей, вкладывалась в покупку замков, особняков и суперъяхт, но никак не в развитие промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства. Все эти годы только ленивый не говорил о диверсификации экономики, но слова так и остались красивым лозунгом.

Похмелье наступило, когда цена барреля нефти упала со 140 до 30 долларов. Зависимость от экспорта сырья, об опасности которой все эти годы повторяла КПРФ, предстала во всей красе. Валовой внутренний продукт по итогам года сократился на 4%. Упали цены на сырье - и населению сказали: затягивайте пояса! Платите за капремонт! Ждите повышения пенсионного возраста!

Это хорошо видно на примере государственного бюджета текущего года. Правительство подсунуло нам бюджет-обрубок с доходной частью меньше 14 триллионов рублей. Дефицит - больше 2 триллионов. По целому ряду статей произошло не просто существенное, а прямо-таки обвальное сокращение. Это при том, что из 20 триллионов рублей, вырученных за проданное сырье, в бюджет попало только восемь!

Власть решила экономить на самых социально незащищенных слоях. Вдвое сокращено финансирование сферы ЖКХ. Расходы по капитальному ремонту перекладываются на плечи жителей. Сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики.

Как тут не вспомнить о великом опыте нашей страны, когда за 10 предвоенных лет было построено 9 тысяч передовых предприятий?! Буквально с нуля создавались целые отрасли - станкостроение, машиностроение, самолетостроение.

Что, возможностей тогда было больше? Нет. Просто руководство страны во главе со Сталиным понимало: если топтаться на месте, нас уничтожат. Великая Отечественная война доказала мудрость и своевременность этой политики. Сразу после войны Советский Союз строил по 1500 заводов и фабрик в год. В кратчайшие сроки страна восстановила производственный потенциал и наполнила бюджет. Все это - несомненная заслуга оболганной «перестройщиками» советской власти и плановой экономики. Нынешние рыночные рельсы оказались крайне кривыми, ведущими в никуда.

Выход существует

Правительство страны демонстрирует поразительную узколобость. Надев на себя американские шоры, оно не способно адекватно оценить обстановку. Не слушая здравых советов, оно прет по пути, в конце которого - пропасть. Вспомните Алексея Улюкаева, вещавшего о прохождении Россией «дна кризиса». Весь интернет заполнен насмешками на эту тему! Это улюлюканье уже вызывает всеобщее раздражение.

Недавний «Гайдаровский форум» одарил нас шедеврами либерального мышления. Вот выступает первый зампред правительства Игорь Шувалов и уверяет, что в 2015 году «мы ни разу нигде не предоставили никакой ложной информации». И это при том, что экономические прогнозы многократно пересматривались, а бюджет корректировался четыре раза. Идем дальше. Оказывается, кризис полезен для России, потому что люди «стали думать» в рублях, а не в долларах. Вот уж действительно великое достижение! Кроме того, Шувалов обмолвился, что падение цен на нефть и обрушение курса рубля позволит «перейти к более диверсифицированной экономике». Подобные заклинания повторяются больше 15 лет и порядком набили оскомину.

Реально правительство не предлагает ни конкретных мер, ни путей выхода из кризиса. Происходит обратное. На том же Гайдаровском форуме премьер Дмитрий Медведев предложил резко сократить бюджетные расходы и приватизировать госактивы. Да, это чудовищно, но речь идет о новом витке приватизации!

Крупнейшая экономика мира - китайская - совершила свой рывок благодаря ведущей роли государства. Даже на Западе сегодня все чаще признают: рыночная стихия разрушительна. Вчитайтесь в материалы последнего Давосского форума. Как заявил президент Швейцарии Йохан Шнайдер-Амманн, «бизнес нуждается в качественных государственных институтах». Он призвал увеличить инвестиции в образование и бросить силы на поддержку не олигархии, а среднего класса.

Еще конкретнее высказался лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц. Он подверг резкой критике меры жесткой экономии и подчеркнул: ключевой проблемой современных экономик является растущий уровень неравенства и невозможность самореформирования рыночных структур. В его речи содержится призыв обеспечить приоритет государственного регулирования перед своеволием рынка. Именно государство, по мнению Стиглица, должно контролировать направления развития бизнеса.

Позорным диссонансом с этими здравыми мыслями прозвучали в Давосе выступления членов российской делегации. Ее глава, зампред правительства Юрий Трутнев, заявил о «позитивных последствиях кризиса для России». Это называется делать хорошую мину при плохой игре.

Страна обязана найти выход из кризиса. Если его не ищет власть, то это призван сделать сам народ. Ради этого нужно объединить все государственно-патриотические силы, включать все интеллектуальные возможности, привлечь к совместной работе самое широкое экспертное сообщество.

События 1998 года уже прочно вписаны в новейшую историю страны. Именно тогда экономика России, доведенная до ручки чубайсами и гайдарами, была спасена правительством Примакова-Маслюкова-Геращенко. Оно решительно пресекло дикий отток капиталов и валюты за границу, ограничило олигархическую вольницу, дало толчок промышленному развитию. И это, напомню, в условиях, когда баррель нефти стоил 15 долларов, а правительству дали поработать считаные месяцы.

По нашему убеждению, левый поворот сегодня - единственный выход для страны. Нужно выявить и объединить силы, способные этот поворот совершить. КПРФ готова к этой многогранной работе, к сложению усилий всех прогрессивных национально ориентированных сил. Мы открыты к самому широкому обсуждению назревших проблем. Общими усилиями мы должны сформировать тот прочный и убедительный национальный консенсус, который определит новый вектор развития страны. Надеюсь, что Орловский форум внесет в это дело свой достойный вклад.

«Левый поворот» - спасение страны

Полагаю, что программу необходимых антикризисных мер можно выразить в десяти пунктах.

Первое. Необходимо восстановить экономический суверенитет и реальную независимость страны.

Для этого прежде всего предстоит установить должный государственный контроль над банковской системой и валютными операциями. Только по данным статистики, за последние 14 лет из России легально вывезено 789 миллиардов долларов, или 39 триллионов рублей. Добавьте к этому различные «серые» схемы. Весь этот дикий отток капитала и валюты за кордон пора прекратить.

Центральный банк должен служить интересам России, делу развития ее экономики, промышленности и сельского хозяйства. Крайне важно вывести его из-под влияния ФРС США и прямо подчинить российским властям. В перспективе необходимо отвязаться от доллара.

Стоит вопрос и о выходе России из ВТО. За три года в составе этой организации потери бюджета страны достигли почти 800 миллиардов рублей. Косвенные потери оцениваются в 4 триллиона. Смирительную рубашку ВТО с нашей экономики следует снять.

Второе. Минерально-сырьевая база России обязана служить народу.

Выручка от экспорта сырья должна идти в казну, а не обогащать олигархов и их челядь. Мы уверены, что 90% избирателей проголосуют на референдуме за решение о национализации минерально-сырьевой базы страны.

Назрела задача создания мощного государственного сектора в экономике. Для этого необходима национализация не только нефтегазового комплекса, но и других ведущих отраслей, таких, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, система связи. Во-первых, сильный госсектор будет служить целям пополнения госбюджета. Во-вторых, он придаст предсказуемый, плановый характер экономическому развитию.

В минувшем году по инициативе депутатов-коммунистов принят закон «О стратегическом планировании». Первый шаг сделан. Теперь необходимо вводить тактическое планирование на 5 лет, стратегическое - на 10 и более лет. Только в этом случае в полной мере заработает и закон «О промышленной политике». Фракция КПРФ в Госдуме смогла добиться его принятия.

Пора открыть дорогу к новой индустриализации, к четвертой промышленной революции.

Хватит пустых заклинаний о «создании инвестиционного климата и конкурентной среды». Нужно строить и поддерживать конкретные предприятия. Такие, как Петербургский тракторный завод во главе с С.А. Серебряковым. Даже в это непростое время коллективу завода удалось разработать и изготовить 8 новых образцов универсальной техники.

Третье. Экономика должна стать наукоемкой, развиваться на основе высоких технологий и новейших достижений.

Пора остановить губительные реформы в сфере науки. Предстоит на порядок увеличить финансирование исследований отечественных ученых, довести удельный вес организаций, осуществлявших инновационные разработки, с 10 до 40%. Именно так обстоит дело в развитых странах.

Мы не можем согласиться с тем, что на образование и на науку выделяется по 3% от ВВП. Причем даже эти жалкие средства тратятся на редкость бездарно. Ливановская «ЕГЭидиотизация» и погром в Российской академии наук ведут в тупик.

Высокое качество школьного образования крайне необходимо возродить. Это нужно и для промышленности, и для развития науки страны, и для поднятия культурного уровня нации. Также на данном этапе крайне важно восстановить систему профтехобразования по всем профилям обучения.

Две недели назад вместе с И.И. Мельниковым, Ж.И. Алферовым и О.Н. Смолиным мы представили в Государственной думе проект нового закона «Образование для всех». Этот документ впитал все лучшее из русской и советской школы. Если он будет принят, ситуация в сфере образования изменится качественно.

Четвертое. Срочных мер по спасению требует сельское хозяйство.

В стране 42 миллиона гектаров заросли бурьяном. Это уже треть всей пашни. Учеными доказано, что Россия способна прокормить не только собственное население, но и еще свыше 500 миллионов человек. Вместо этого мы завозим половину продовольствия, зачастую негодного качества. Стыдно и позорно!

Земли сельхозназначения необходимо вернуть в оборот. Предстоит восстановить почти полностью утраченные семеноводство и племенное животноводство. Решить этот комплекс задач можно только на основе реконструкции сельскохозяйственного производства.

Продовольственную безопасность страны можно обеспечить за два-три года. Для возрождения российского агропрома основную ставку нужно делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Это должно стать главной идеей государственной программы развития села. На поддержку агропромышленного комплекса нужно выделять не менее 10% расходной части федерального бюджета. Кроме того, комплекс мер должен предусматривать ликвидацию паучьей сети перекупщиков.

Пятое. Необходимо всемерно поддерживать народные предприятия, ярко демонстрирующие свою эффективность.

Вот почему мы неустанно пропагандируем опыт подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» под руководством П.Н. Грудинина, СПК «Звениговский», созданного в Марий Эл И.И. Казанковым, Усольского свинокомплекса в Приангарье, руководимого И.А. Сумароковым, колхоза «Терновский», возглавляемого И.А. Богачевым.

Свою перспективность народные предприятия демонстрируют не только на селе, но и в промышленности. Достаточно упомянуть картонно-бумажный комбинат в Набережных Челнах или народное предприятие «Знамя» в Свердловской области. Сам характер этих предприятий таков, что они развивают не только производство, но и социальную инфраструктуру.

Шестое. Наступило время мобилизовать кредитные ресурсы для возрождения страны.

На декабрь 2015 года золотовалютные резервы России вместе со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляли 36 триллионов рублей. На депозитах в банках находилось еще 22 триллиона. Таким образом, помимо бюджета, имеется 58 триллионов рублей, которые можно использовать на кредитование.

Седьмое. Мы не раз предлагали ввести контроль над ценами на товары первой необходимости и на лекарства.

В прошлом году наша фракция внесла поправки в закон о торговле, предложив установить порядок и размер торговой наценки на отечественную продукцию. Этот порядок мог бы остановить и рост потребительских цен, и общую инфляцию.

Госмонополия на производство и реализацию спиртосодержащей продукции даст в бюджет страны 3,3 триллиона рублей. Кроме того, она позволит остановить страшную тенденцию последних лет, когда тысячи людей гибнут от паленой водки.

Восьмое. Предстоит изменить налоговую систему.

Нынешнее налогообложение тормозит развитие экономики во всех ее отраслях. К примеру, налога на добавленную стоимость в СССР не было. Нет его и в США. Наличие НДС приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 18%. Это делает ее неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и провоцирует коррупцию.

Налог на имущество и земельный налог с кадастровой стоимости выросли в несколько раз. Они больно бьют по малому бизнесу и сельскому хозяйству, усугубляют нищету простого народа. Налог на имущество и поселенческую землю просто разоряет граждан и сгоняет их с родных и обжитых мест. Этот разбой надо немедленно прекратить.

В десятках стран мира важнейший источник пополнения госбюджета - прогрессивный налог на доходы физических лиц. Он введен в США, Китае, Франции, Германии, Швеции и многих других государствах. Мы просто обязаны ввести этот налог в России, где 110 человек захватили более трети национальных богатств. Прогнозируемый экономический эффект превышает 4 триллиона рублей. Кроме того, это будет более чем справедливо.

Девятое. Наш принцип - «Забота о стране - это забота о людях».

Когда 10% населения завладели почти 90% национального богатства, не стоит удивляться диким масштабам бедности. Пора превратить Россию в социальное государство не только по записи в Конституции.

Нашей стране не ответить на смертельные вызовы с необразованным и больным населением. Так называемая оптимизация здравоохранения резко снизила доступность медицинской помощи. Уже в этом году смертность в России может снова превысить рождаемость. Над страной вновь навис тот самый «русский крест», что уже стоил нам миллионов жизней.

Много лет КПРФ добивается принятия закона о «детях войны». Всякий раз наша инициатива блокируется «Единой Россией». А вот тем, кто пережил самую страшную войну и отдал свои силы на восстановление страны, они считают, можно жить и на 10-12 тысяч рублей в месяц.

Не только тормозом для развития экономики, но и непосильной ношей для населения стало состояние ЖКХ. По официальным данным, износ оборудования в этой сфере составляет в среднем более 60%. Значительная его часть находится в аварийном состоянии. Дряхлеющая инфраструктура не только не может принять новую нагрузку, но и неспособна справиться с действующей. По данным Минрегионразвития, на восстановление предприятий ЖКХ требуется свыше 10 триллионов рублей. Необходимо снести около 100 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья и построить новое. Нужно построить еще 1,6 миллиарда кв. метров жилья для нуждающихся. На все это потребуется 65 триллионов рублей - пять нынешних годовых бюджетов страны!

Это означает, что проблемы модернизации объектов ЖКХ, строительства и ремонта жилого фонда не разрешить без участия государства. Его же задачей должно стать строительство социального жилья. Тарифы же с граждан не должны превышать 10% семейного дохода. Позорный налог на капремонт должен быть отменен немедленно.

Десятое. На уже упомянутом Давосском форуме был затронут вопрос о судьбе культурно-нравственных ценностей в современном мире.

Основатель и президент форума Клаус Шваб заявил о том, что над человечеством нависла угроза лишиться души и сердца. Для России эта угроза более чем реальна. Души людей разлагают как пропагандой насилия и безнравственности, так и при помощи антисоветизма и русофобии. По государственным телеканалам по-прежнему крутятся лживые фильмы и передачи, мажущие грязью священные страницы и образы нашей истории. И это - смертельно опасная мина, закладываемая под будущее России. Но обезвредить ее, безусловно, можно. Главным нашим союзником в данном деле является сам наш народ. Он уже показал это, уверенно встав в ряды «Бессмертного полка».

Мы правы! Мы сможем!

КПРФ не только критикует своих оппонентов, но и предлагает подробный антикризисный план, отраслевые программы развития страны. Они затрагивают все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни. Наша цель - предложить людям альтернативу либеральному словоблудию. Для этого у патриотов России есть возможность опереться на конкретный опыт в истории и современности. Перспективность нашей программы развития подтверждена преимуществами советской экономики, практикой народного Китая и братской Белоруссии, результатами работы правительства Примакова-Маслюкова, опытом народных предприятий в России.

Надежды на программу перемен растут. Расширяется и доверие к тем, кто выступает с позиций созидания, развития и подлинного народовластия. Уверенно руководят своими территориями мэр Новосибирска А.Е. Локоть, набирают обороты губернаторы Орловской и Иркутской областей В.В. Потомский и С.Г. Левченко. Эти руководители доказывают любовь к своей земле делом.

В сентябре пройдут выборы в Государственную думу. По нашему мнению, избирательная кампания призвана подстегнуть выработку перспективной программы социально-экономического развития страны. Основой для этого могла бы стать открытая и честная общественная дискуссия. КПРФ не только готова к ней. Мы крайне заинтересованы в самом широком общегражданском диалоге. Перед Россией стоят слишком серьезные вызовы, слишком большие угрозы. Они требуют максимальной концентрации сил и энергии российского общества.

Совместный поиск путей выхода из кризиса - смысл нашей орловской встречи. Наши усилия призваны помочь стране уверенно шагнуть в будущее. «Мы правы! Мы сможем!» - эти слова должны стать главным девизом национально ориентированных сил России.

Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ

Последние надежды на новую власть растворились в киевском смоге. Каждый день в новостях говорят о новых коррупционных скандалах, и даже патрульная полиция уже радует меньше. Без паники. Условия, в которых оказалась Украина, не новы: так было в других странах. И как справиться с проблемами, мы тоже знаем по опыту реформаторов прошлого.

Стала первой компанией, запустившей череду кризисов, от которых мировая экономика страдает до сих пор. Но во всем можно рассмотреть плюсы, даже в этом: другие страны выбирались из кризисов так много раз, что Украине есть на кого смотреть и учиться.

Отвергнутый остров Сингапур стал недостижимым идеалом для других стран

Единственная территория, от которой добровольно отказалось другое государство, Малайзия, — Сингапур — стал примером современного экономического чуда. За годы независимости ему удалось поднять ВВП в сотни раз — до на душу населения. В Украине, по прогнозу, в 2016 году ВВП составит не более $9 000.


Как это получилось?

1. Патриотический, образованный диктатор. официально занимал должность премьер-министра, но фактически был единоличным и авторитарным правителем. Его можно критиковать за чрезмерную жесткость, но он поставил цель — сделать остров без ресурсов развитой страной, и у него это получилось. Строгие законы и жестокое, неотвратимое наказание за их нарушение сделали Сингапур значимым во всем мире: это туристический и финансовый центр региона.

2. Самая непримиримая борьба с коррупцией в истории. Чтобы победить взяточничество, власти поощряли доносы, а наказанием была смертная казнь. Сложно требовать взятку, когда знаешь, что за это тебя лишат жизни : полиция тогда работала отлично.

3. Упрощение налоговой системы. Никто не хотел инвестировать в затерянный в Южно-Китайском море остров, который вынужден покупать даже воду. Поэтому правительство сознательно пошло на резкий шаг : на несколько лет отменило пошлины и налоги. В стране осталось лишь 5 налогов.

4. Бесплатное обучение для всех. Сингапур до сих пор ежегодно тратит 20% бюджета на образование своих граждан.


Уроки для Украины. Стать богатой страной помогут неизбежные наказания за преступления, понятная налоговая система и образованное население.

В Бразилии за коррупцию сядут все

В 1993 году в Бразилии были четырехзначные показатели инфляции. После нескольких неудачных экспериментов, в том числе государственных переворотов, начался период экономического роста.

Как это получилось?

1. Необразованный, но прагматичный президент-патриот. , который стал президентом в 2003 году, делал все ради благополучия своей страны. Он даже дружил одновременно и с Уго Чавесом, и Джорджем Бушем-младшим, а также назначал на государственные должности своих оппонентов.

2. Развитие приоритетных индустрий. На полученные от приватизации неэффективных предприятий $19 млрд Бразилия начала развивать химическую промышленность — производить полупроводники и медикаменты — и модернизировать сельское хозяйство.

3. Образование молодежи. Власти разработали специальную социальную программу: беднейшим жителям была предложена финансовая помощь в обмен на обязательное образование детей.

За годы роста экономики в начале 2000-х удалось вытащить 70% граждан за пределы черты бедности.


Впрочем, не обошлось без минусов. Воодушевленное улучшением уровня жизни население не обращало внимания на взяточничество, а зря. Все заработанное растащили благодаря коррупционным схемам, а от экономического чуда не осталось и следа. Но даже в этой ситуации нам есть чему поучиться у Бразилии, ведь сейчас возбуждены дела против 60% депутатов нижней палаты парламента: как раз по обвинениям во взяточничестве. Нынешний президент Дилма Русефф отстранена от должности.

Урок для Украины. Выход из кризиса без очищения власти невозможен.

Греческое экономическое чудо было недолгим, но ярким

Сейчас это звучит неправдоподобно, но Греция раньше показывала удивительные темпы экономического роста. С 1950 по 1973 год греческая экономика росла на 7% в год — тогда это был второй показатель в мире после Японии.


Как это получилось?

1. Военная диктатура. Противостояние между республиканцами и монархистами в Греции длилось еще с 1920-х годов. В стране были гражданская война, череда смены правительств. Потом власть захватили военные — этот период назван эпохой . Тогда в Греции правила самая настоящая хунта. Но именно в те годы удалось запустить экономический рост.

2. Развитие приоритетных индустрий. За счет инвестиций по плана Маршалла удалось создать химическую промышленность и развить туризм.

Со временем диктатура полковников рухнула, и демократия вернулась на свою историческую родину. Но также рухнул и ВВП, экономика частично ушла в тень. Говоря о сегодняшнем положении дел в Греции, чаще всего употребляют слова "ленивые", "дотации" и "Германия".

Уроки для Украины. Это именно тот случай, когда нужно посмотреть на пример и сделать наоборот.

Германское экономическое чудо: из аутсайдера в кормильцы ЕС

После Второй мировой войны страна была полностью разрушена. Разбомбленные города, отсутствие промышленности, оккупация и безработица — сложно даже представить, как тогда жилось. США выделили европейским странам, в том числе и Германии, помощь для восстановления экономики, известную как . Благодаря ему, Германии удалось стать одним из самых развитых государств в мире.

Как это получилось?

1. Модернизация машиностроения, химической отрасли и сельского хозяйства.

2. Внешний контроль за расходованием средств, кредит под низкие проценты.

3. Реформы, направленные на развитие внешнеевропейских торговых отношений позволили немцам выйти на довоенный уровень экономики уже к началу 50-х годов, а к 1956 году удвоить экономические показатели 1950.

С тех пор экономика Германии, как хорошая немецкая машина, практически не пробуксовывала. А в наши дни эта страна активно разрабатывает уже для Украины. Если получится, шансы у нас есть.


Уроки для Украины. Потратить деньги на инвестиции в промышленность — потратить их с умом, потратить на снижение тарифов на газ — обречь страну еще на два десятка лет нищеты.

Южнокорейское экономическое чудо построено на доверии народа

К началу 50-х годов Южная Корея была нищей с ВВП меньшим, чем у Папуа-Новой Гвинеи, голодная, разрушенной войной страной, без природных ресурсов, населенная безграмотными людьми. Финансовую помощь от США распределяли коррумпированные чиновники. Демократическое управление не смогло существенно повысить уровень жизни, и в 1961 году к власти пришли военные.


Как это получилось?

1. Авторитарное правление. Обычно, когда военные руководят государством, экономических рывков ждать не приходится. Они не умеют управлять экономикой. Но в этом случае именно военные запустили корейское экономическое чудо.

2. Снижение налогового бремени и отказ от социальных программ. Социальные расходы в стране остаются низкими до сих пор.

3. Финансовое поощрение доносов на коррупционеров.

4. Поддержка крупного бизнеса. Проведена национализация и введена плановая экономика. Активно поддерживался местный крупный олигархический бизнес — , которые стали современными корпорациями Samsung, Hyundai, Daewoo и LG. Вместе с дешевой рабочей силой и пропагандой поддержки отечественного производителя это дало колоссальные результаты.

5. Готовность корейцев терпеть ограничения ради того, чтобы в будущем было лучше. Несмотря на бурный рост экономики, в 1997 валюта Южной Кореи обвалилась, а золотой запас почти истощился. Тогда правительство попросило граждан пожертвовать свои золотые изделия государству. Беспрецедентный случай : люди стояли в очередях в банки, чтобы продать за копейки или вообще бесплатно подарить собственные драгоценности государству. Собранные 250 тонн золота помогли Южной Корее выплатить долг МВФ и восстановить золотой запас.

А еще корейцы работают .

Уроки для Украины. Будущее страны — ответственность каждого ее жителя.

Ирландское экономическое чудо было экономным

Последняя на данный момент история успеха — Ирландия.

В начале 2000-х Ирландию настиг строительный бум : дома возводились в небывалых количествах, банки активно выдавали кредиты, безработица почти исчезла.


Но в 2008 году разразился мировой финансовый кризис : ипотечный пузырь лопнул, недвижимость стала никому не нужна, банки разорялись, а рабочие места сокращались. В 2010 году Ирландия запросила финансовую помощь и получила ее при условиях строжайшей экономии.

Как это получилось?

1. Ирландия согласилась повысить НДС.

2. Многие банки были национализированы.

3. Сокращена зарплата чиновникам.

Уже в 2013 зеленый остров смог отказаться от внешней финансовой помощи, а его экономический рост составил 5% в год.

Уроки для Украины. Во время кризиса стоит экономить на всем.


Главное, чему учат эти примеры — у каждой страны собственный путь. Ни одно государство не сумела скопировать опыт другой, да и не ставила такую цель. Ли Куан Ю, автор сингапурского экономического чуда, говорил, что благополучие Западной Европы вдохновляло его, но он никогда не стремился сделать так же. Единственное чему не место во время кризиса — это компромиссам.

Источников восстановления равновесия в бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере могут быть сегодня использованы.

Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Резервами роста доходной части бюджета являются:

расширение налогооблагаемой базы;

увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;

приватизация государственной собственности;

продажа земли и др.

Однако главным, центральным звеном в налоговой политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности перед промышленностью за уже выполненные госзаказы.

Второй источник - займы внутри страны и за рубежом.

Третий источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса - девальвация рубля.

Четвертый источник - эмиссия.

В идеале основными средствами выхода из кризиса могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. Этому служит также и чувство стабильности, вызванное устойчивостью законодательной базы и государственного устройства.

В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. "Назад" означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гипер-кейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику .

"Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта.

Сторонников данного направления объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики (например, финансовую сферу или сектор естественных монополий). Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Таким образом, я считаю, что в четко очерченных рамках государство должно выполнить свое предназначение. Если спад, сопровождающий процесс трансформации, продлится слишком долго, правительство также будет нести за это ответственность, как и в случае, если будет упущен благоприятный шанс для вывода экономики из кризиса.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности) .

В условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь также проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора и валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние годы осуществлялась трансформация нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт "золотой акции" и ряд существующих ограничений на обращение акций предприятий, улучшена система налогообложения доходов от ценных бумаг (в частности, сокращены ставки налогообложения доходов от акций с 40 до 24%), расширено участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг. На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, лицензирование; рационализация контрольной деятельности; улучшение арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование системы налогообложения; либерализация ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был принят ряд действенных мер в области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка в части повышения ресурсной базы отдельных банков, увеличена ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов. Принимались меры по недопущению роста заработной платы в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, проводилось существенное сокращение бюджетных расходов в конце 2008 г. и в 2009 г. Значительные дополнительные ресурсы аккумулированы в специальном Фонде национального развития. С целью пополнения оборотных средств предприятия и сокращения запасов готовой продукции на складах принято специальное постановление о порядке реализации продукции на экспорт с учетом конъюнктуры рынка, допускающее продажу продукции ниже ее себестоимости. Осуществляются дополнительные меры по сокращению запасов готовой продукции на складах .

При определении направлений экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.

В связи с этим перспективным направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг. Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования.

С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.

Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами.

Устойчивость развития экспортоориентированной белорусской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации .

Выводом из данного пункта является то, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама