THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков.

(1) По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

(2) По месту размещения - внутренние и внешние государственные займы.

(3) Рыночные и нерыночные государственные заемные инструменты .

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владельцев.

Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвечают государственные сберегательные облигации.

(4) По сроку привлечения средств -

краткосрочные (со сроком погашения до одного года),

среднесрочные (от одного до пяти лет),

долгосрочные (от пяти лет и выше).

Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; Японии - 60 дней; Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в США - от одного года до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

(5) По обеспеченности долговых обязательств -

закладные и

беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти.

Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

(6) По характеру выплачиваемого дохода -

выигрышные,

процентные и

с нулевым купоном долговые обязательства.

Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты.

Главным видом являются процентные облигации , доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

(7) По методу определения дохода - долговые обязательства государства

с твердым доходом

с плавающим доходом.

В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

(8) Обязательства

с правом досрочного погашения

без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.



Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее - уполномоченные организации).

Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.

ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами.

Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями (ГСО).

Облигации являются именной федеральной государственной ценной бумагой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нерезиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица:

Страховые организации;

Негосударственные пенсионные фонды;

Акционерные инвестиционные фонды;

Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ - в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законодательством

Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:

(1) на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;

(2) предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;

(3) предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.

В соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых организаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Мировой банк реконструкции и развития (МБРР )

Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне;

Модернизация казначейской системы РФ;

Модернизация налоговой службы;

Развитие финансовых учреждений;

Развитие рынка капитала;

Модернизация информационной системы таможенных органов;

Управление окружающей средой;

Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе;

Правовая реформа и др.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставляет кредиты на такие проекты, как:

Модернизация железнодорожного транспорта России;

Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др.

Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).

По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.

По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Долговые обязательства государства.

Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами обеспеченные активами, находящимися в распоряжении РФ, в форме кредитов или займов через ценные бумаги (Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации").

Сроки: до 1 года - краткосрочные;

от 1 до 5 лет - среднесрочные;

от 5 до 30 лет - долгосрочные(максимальный срок 30 лет).

К государственным ценным бумагам относят: государственные краткосрочные обязательства, Облигации федерального займа, Облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, Облигации внутреннего валютного займа, государственные долгосрочные облигации (срок погашения 30 лет), золотые сертификаты МинФина РФ, государственные гарантии облигации РАО «Высокоскоростные магистрали».

Государственные краткосрочные обязательства ГКО- именная безкупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе).

ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Право собственности на ГКО учитывается в депозитарии или субдепозитариях.

Эмитентом ГКО является МинФин РФ. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся 2-3 раза в месяц на срок 3, 6 или 12 месяцев. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России, в функции которого помимо прочего входит гарантирование их своевременного погашения. В тоже время Банк России - активный участник ГКО, выступающий в качестве дилера. Операции Банка России на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики. Кроме того, Банк России выполняет функции контрольного органа. Таким образом, ключевая фигура на рынке ГКО - Банк России, выполняющий

одновременно три функции на этом рынке.

Любое юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством и заключившим договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями, называется дилером. Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени и за свой счет. Дилер может выполнять функции брокера при заключении сделок с облигациями от своего имени, за счет и по поручению инвестора.

Инвесторы - юридические или физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие государственные ценные бумаги на праве собственности или иной вещном праве, имеющие право на владение государственными ценными бумагами в соответствии с действующим законодательством.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами (Положение МФ РФ №140 от 21.10.94 г.) КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Документом, подтверждающим право собственности на Казначейские обязательства, принадлежащие тому или иному держателю счета депо (юридическому лицу, которое по законодательству Российской Федерации является резидентом), является выписка со счета депо в уполномоченном Минфином России депозитарии.

Казначейские обязательства могут обмениваться на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов Российской Федерации в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

Облигации государственного сберегательного займа (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 73 "О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации").

выпущены в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Владельцами облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ) за аналогичный по продолжительности купонный период. Процентный доход объявляется за десять дней до начала первого купонного периода, по остальным - за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации исходя из номинальной стоимости облигации.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов".

Эмитентом облигаций является Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости Облигаций, выплачиваемого в порядке, установленном настоящими условиями.

Номинальная стоимость Облигаций выражается в валюте Российской Федерации

Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

Банк России, являясь генеральным агентом Эмитента по обслуживанию обращения Облигаций, по согласованию с последним регламентирует вопросы размещения и обращения Облигаций, не определенные настоящими условиями, а также осуществляет выплату купонного дохода и погашение Облигаций за счет средств Эмитента.



Все операции по размещению и обращению Облигаций на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на Облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации.

Облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). выпускаются с 14 июня 1995 года. Эмитентом ОФЗ-ПК является Министерство финансов РФ. Эмиссия ОФЗ-ПК осуществляется периодически (1-2 раза в месяц) в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся на срок свыше 1 года.

ОФЗ-ПК - именная купонная среднесрочная государственная ценная бумага. ОФЗ-ПК выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Владельцем ОФЗ-ПК могут быть юридические и физические лица, включая нерезидентов. Право собственности на ОФЗ-ПК учитывается в депозитарии ММВБ или субдепозетарии дилера.

Величина купонного дохода не является фиксированной и рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода. Базой расчета величины купонного дохода по ОФЗ-ПК является доходность по ГКО на вторичных торгах. Помимо купонного дохода доход для инвестора включает положительную разницу между ценой приобретения и ценой реализации (погашения (ОФЗ-ПК).

Иные ценные бумаги Жилищные сертификаты (Указ Президента РФ №1182 от 10.06.94 г. в редакции от 02.04.97 г. №277) - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов.

Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальный номинал жилищного сертификата, выраженный в единицах общей площади жилья, не может быть установлен менее 0,1 кв. метра.

В качестве эмитентов жилищных сертификатов могут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие права заказчика на строительство жилья. Эмитентами жилищных сертификатов не могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Объем эмиссии жилищных сертификатов (выраженный в единицах общей жилой площади) не может превышать размера общей площади строящегося эмитентом жилья, являющегося объектом привлечения средств.

Собственник жилищных сертификатов, соответствующих не менее 30 процентам общей площади квартиры определенного типа, имеет право на заключение с эмитентом договора купли - продажи на приобретение при условии оплаты в любой форме оставшейся стоимости квартиры.

В случае, если погашение жилищных сертификатов не может осуществить непосредственно эмитент, то погашение на тех же условиях в установленном договором купли - продажи обязан произвести гарант. Поручителем (гарантом) может выступать банк, страховая компания.

Ключевые слова: бюджетный кредит, государственный или муниципальный долг, государственный или муниципальный заем (заимствование), внешний долг , внутренний долг, государственные ценные бумаги, управление государственным (муниципальным) долгом, этапы управления государственным долгом, инструменты по управлению государственным долгом, консолидация займов, рефинансирование, пролонгация

Общая характеристика бюджетного кредита и государственного долга. Формы и инструменты государственных заимствований

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту бюджетных правоотношений, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Долговые обязательства

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Государственный долг делится на:

1) внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;

2) внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекъюритизированная форма) и путем эмиссии (продажи) долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма).

Согласно, ст.98 БК РФ д олговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Заимствования в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям в соответствующем бюджете по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга формируется резерв. В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год утверждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и иностранной валюте.

В объем внутреннего долга включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

Объем основного долга по кредитам;

Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям.

В объем внешнего долга включаются:

Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

Объем основного долга по кредитам, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии;

Объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Кредиты государству впоследствии могут быть секъюритизированы, т.е. кредитные договоры или соглашения могут быть заменены на ценные бумаги, что в можно расценивать как форму реструктуризации долга.

Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг, как правило, являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмиссией.

Государственные ценные бумаги подразделяют на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Рыночные бумаги используются государством для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств.

Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Они могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.

Важное значение для эффективной государственной и муниципальной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

    по эмитентам (субъектам заемных отношений):

Займы, размещаемые федеральными органами власти;

Займы, размещаемые региональными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения:

Внутренние заимствования - от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ;

Государственные внешние заимствования - от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

В России государственные займы федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними, а муниципальные займы органов местного самоуправления - только внутренними;

3) по обращению на рынке:

Рыночные займы - свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);

Нерыночные займы - не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

4) по срокам погашения:

Краткосрочные (до одного года);

Среднесрочные (от одного года до пяти лет);

Долгосрочные (от пяти лет и более);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

Закладные - обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;

Беззакладные - обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета;

6) по характеру выплачиваемого дохода:

Выигрышные;

Процентные;

С нулевым купоном.

Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода:

С твердым доходом;

С плавающим доходом и т.д.

Управление государственным (муниципальным) долгом. Этапы управления государственным долгом.

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Основными целями управления долгом являются:

    экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов;

    политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

    социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

    обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

При управлении долгом принято его делить на капитальный и текущий.

Капитальный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи:

    осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

    формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов - резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

    производится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

    характерен для периода развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.;

    исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Согласно ст. 101 Бюджетного Кодекса РФ:

          управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации;

          управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

          управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Инструменты по управлению государственным долгом. Осуществляя управление долгом, субъекты (государственные и муниципальные органы) управления используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменении условий займа.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются:

Реструктуризация задолженности;

Рефинансирование задолженности;

Пролонгация долга.

Реструктуризация задолженности - один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга.

Под реструктуризацией долга , согласно Бюджетному Кодексу РФ, понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация задолженности может сопровождаться списанием части суммы основного долга, консолидацией ранее выпущенных долговых обязательств.

Консолидация займов - изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные.

Реструктуризация задолженности используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результате реструктуризации появляются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктуризованного долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризованных обязательств.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты долга (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование - погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

    министерства финансов (в отдельных странах - казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;

    министерства финансов (в отдельных странах - казначейства) осуществляют досрочные операции по замене одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

    министерства финансов (в отдельных странах - казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Стратегическое управление государственным долгом. Стратегическое управление государственным долгом в РФ осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным долгом. Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Вопросы для повторения:

      Дайте определение государственных или муниципальных заимствований.

      В какой валюте формируется внешний государственный долг?

      В какой валюте формируется внутренний государственный долг?

      Перечислите этапы управления государственным долгом.

      Дайте характеристику инструментам управления государственным долгом.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой17 июля 1998 года в редакции от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (с изменениями на 18.07.2010г). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант».

    Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.:ИНФРА-М, 2004.267с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама