THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД всегда вызывает некоторые опасения даже у автовладельцев, у которых вся документация в полном порядке. Но если предоставление водительского удостоверения и документов на право собственности авто ни у кого не вызывает вопросов, то предъявлять страховку или нет – спорный вопрос для многих. Попробуем разобраться.

Все вопросы, касающиеся страхования гражданской ответственности, освящены в Законе «Об ОСАГО». Там содержится обязанность предъявления полиса об обязательном страховании в трех случаях:

  • при ДТП;
  • нарушении правил дорожного движения;
  • в момент снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Однако это противоречит обязанностям водителей, описанным в ПДД. А именно: в пункте 2.1.1 содержится право сотрудника ГИБДД проверять, а значит, и обязанность автовладельца передавать для проверки:

  • права или иной документ, позволяющий на временной основе управлять ТС;
  • регистрационные документы;
  • страховку.

Это обязательный для всех перечень – вне зависимости от ситуации. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы.

То есть ответ на интересующий вопрос о том, обязан ли водитель ТС предъявлять страховой полис инспектору ДПС – однозначен. Да, обязан. Причем полис не должен быть просрочен, а за рулем должен находиться человек, указанный в нем.

Водитель обязан предъявлять документы, подтверждающие право пользования и управления транспортным средством.
В страховке же содержится перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем. Следовательно, полис ОСАГО – обязателен для предъявления при остановке ГАИ.

Ответственность за нарушение ПДД

За непредоставление сотруднику уполномоченного органа ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Согласно пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ на автовладельца, не предъявившего эту официальную бумагу, налагается штраф в размере 500 рублей, а также выносится предупреждение.

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Приобретение нового авто

Согласно действующему законодательству, при покупке автомобиля его собственник обязан оформить страховку не позднее 10 дней со дня подписания договора купли-продажи. Именно с этого момента он превращается во владельца ТС. Факт приобретения авто дает право его собственнику использовать машину по прямому назначению, но обязывает в 10-дневный срок застраховать автогражданскую ответственность.

Если в этот период автомобиль остановит пост ДПС, водитель обязан предъявить договор купли-продажи вместо полиса. Спустя 10 дней с момента покупки гаишники имеют законное право оштрафовать незастрахованного автособственника.

Чтобы избежать наказания, некоторые умудряются исправлять дату покупки авто (составляют договор с открытой датой). Но это временная мера – все равно придется покупать полис, и лучше это сделать своевременно.

Электронный вариант

С 2017 года у каждого автовладельца появилась возможность оформлять полис обязательного автострахования, не выходя из дома. Сделать это можно на сайте любой страховой компании. Обязанность страховщиков продавать электронные варианты предусмотрена законодательно, но на практике не всегда можно получить эту передовую услугу. Однако сейчас не об этом.

Если автовладелец все же воспользовался своим законным правом и купил электронное ОСАГО, то каким образом он должен поступить при остановке ГИБДД? Ведь сотрудник имеет все законные основания (смотрите выше) истребовать у водителя документ на бумажном носителе.

Ключ к решению этой дилеммы таится в статье 32 ФЗ «Об ОСАГО» . В этом пункте указано, что при оформлении электронной версии страховки и в случае остановки машины сотрудником ГАИ, водитель обязан предъявить распечатанный вариант полиса. Электронная версия всегда направляется на адрес электронной почты, указанный при оформлении ОСАГО.

Предъявить распечатанный документ обязан каждый водитель при остановке сотрудником полиции, имеющим соответствующие полномочия.

До внесения соответствующих изменений в Закон, представление распечатанной версии страховки носило лишь рекомендательный характер, а гаишники получали устные распоряжения пробивать наличие действующих полисов по базе данных. Но теперь вопрос более-менее урегулирован. Каждый автовладелец, оформивший ОСАГО через интернет, должен его распечатать и возить с собой.

Подводя итог: во избежание обоснованных претензий и ненужных штрафов всегда имейте при себе страховой документ. Его истребование сотрудниками ДПС обосновано и полностью законно. Более того, за непредоставление ОСАГО вы можете получить штраф.

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Поддельные бланки-двойники по страхованию ОСАГО активно «ходят по рукам» автомобилистов. Судебная практика показывает, что в обороте есть ещё бланки, числящиеся в «утраченных», похищенные у брокеров или страховщиков, а так же выданные недобросовестными страховыми фирмами уже после отзыва лицензии.

2 клика и вы узнаете

Во избежание недоразумений и конфликтов, возникающих при ДТП, РСА (Российский Союз Автостраховщиков) предлагает каждому желающему заранее обезопасить возможную неблагоприятную ситуацию и лично проверить полис на подлинность. Для этого нужно посетить онлайн сервис с полной базой данных по обязательному автострахованию, где узнать срок страховой активности и фамилию, и имя действительного страхователя любого авто (в том числе и чужого), как по серии и номеру полиса, так и по регистрационным номерам транспортного средства.

Визуальные принципы продолжают действовать

Ранее эксперты советовали для проверки полиса лишь внимательно присматриваться к полученному на руки документу:

  • Чтобы размер бланка был примерно на 1 см шире и длиннее листа бумаги формата A 4;
  • Логотип РСА присутствовал в защитных водяных знаках;
  • Разноцветные микроскопические ворсинки равномерно распределены по всей поверхности;
  • Впаянная металлическая полоса располагалась по левому краю;
  • Номер документа составлен из десяти цифровых символов;
  • Серия EEE – для полисов, полученных непосредственно у страховщиков;
  • Серия ХХХ для электронного страхования;
  • Серия ССС, применялась до 2015 года.

Требования к аккуратному заполнению предусматривают, что: все имеющиеся сведения должны быть вписаны в соответствующие графы, а при отсутствии каких-то данных, поле должно не пустовать, а быть перечёркнутым чёткой линией. В информацию на бланке вносится и сумма, выплаченная страхователем по квитанции в качестве страховой премии. Клиенту во избежание проблем, предлагали убедиться, что у страховщика есть лицензия, и она не отозвана и не приостановлена.

Сегодня эти принципы не потеряли своей актуальности, но их недостаточно. Мошенники умело пользуются современными технологиями, против которых незащищённый человек бессилен. Вот почему в РСА было принято решение бороться с теневыми тенденциями теми же мерами, а именно – созданием единой электронной базы данных со свободным доступом для каждого желающего.

Определите статус документа по его серии и номеру в базе РСА

Проверить полис ОСАГО на подлинность на сайте РСА удобно и просто. Вы заходите на сервис и заполняете форму:

  1. Выбираете соответствующую серию (ЕЕЕ или ХХХ) из предложенных системой вариантов.
  2. Вписываете номер страхового договора.
  3. Проходите проверку безопасности входа на сайт, выбрав код по предложенной картинке.

В открывшемся окне система предоставит вам необходимые сведения и статус страхового полиса:

  • «Находится у страховщика» — такой ответ ресурс выдаст, если договор по ОСАГО заключён недавно, и сведения о нём ещё не занесены в базу РСА. Заинтересованному пользователю нужно подождать некоторое время или сразу начинать прояснять позицию, если договор уже неновый, но в базе его нет…
  • «Утратил силу» или «Утерян» — договор недействителен и есть повод обращаться либо в компанию для заключения другого контракта, либо в органы правопорядка для защиты своих интересов.
  • «Находится у страхователя». Получив по запросу такой статус, для надёжности сравните, совпадают ли данные по срокам страхования и названию фирмы-страховщика, заключившей договор. – Если «Да», то проверку на подлинность можно считать удачной, но учитывая изворотливость мира мошенников, нельзя сразу признавать её достоверной, потому что на руках может быть «двойник» с тождественными реквизитами. Вот почему РСА рекомендует пройти ещё один тест, о нём пойдёт речь ниже.

Какой автомобиль застрахован?

На этом же ресурсе проходите по ссылке и вводите в форму данные. После обработки полученной информации система выдаст:

  • Регистрационный знак застрахованного по данному договору автомобиля;
  • Номер кузова или VIN-номер;
  • Действующий или неактивный;
  • Название страховой компании, выдавшей документ.

Имея такую информацию, пользователь сверяет данные с имеющимися документами на автотранспортное средство и если они совпадают, то для волнений больше нет никакого повода. Обнаружив расхождения в этих данных, следует подать письменный запрос страховой компании с требованием расследовать причину несоответствия.

Известен лишь номер автомобиля

Интернет-ресурс автостраховщиков предусмотрел и такую возможность проверки полиса, что весьма ценно, особенно в случаях дорожно-транспортного происшествия, когда одна из сторон не может внятно представить ни номер договора, ни дату его заключения.

Заходите на сервис РСА , вносите в поле предложенной формы русскими символами те данные, которыми вы располагаете. К примеру, это может быть только регистрационный знак или совокупность информации, включающая: идентификационный номер авто и регистрационный знак с учётом кода региона, номер шасси и кузова. В первом случае проверка полиса на подлинность может быть успешна, но не всегда. Развёрнутая информация сужает рамки поиска, поэтому и получается точный результат.

Дата имеет значение

Заполняя форму онлайн проверки полиса, важно указать лишь значимую для решения вашего дела дату. Так, если вы желаете убедиться, что ваш контракт с ОСАГО в настоящий момент является действующим, то указывайте число, текущего дня.

А если вы решаете вопросы с третьим лицом — участником ДТП, то вводите в форму ту дату, когда произошло неприятное событие, требующее, к примеру, денежной компенсации, потому что в таких случаях имеет значение активность договора именно на тот момент.

Другие возможности официального сайта РСА

Бывают случаи, когда для решения спора, или исправления ошибок, обнаруженных при проверке полиса инспектором ГИБДД, необходимо узнать, включены ли в контракт по ОСАГО ограничения или он заключён без них? Подобная информация, так же важна, когда необходим список водителей, допущенных к управлению транспортным средством в определённое время.

Запрос включают в форму проверки полиса, куда вписывают серию и номер прав на вождение. Напомним, что водительское удостоверение российского образца заполнено русскими буквами. Где 4-е буквенно-числовых символа представляют серию, а 6-ть цифровых знаков – номер документа. При имеющемся допуске, система даст подтверждение и отреагирует на запрос зелёным цветом поля.

Заметим! Зная только серию и номер водительского удостоверения, определить номер полиса, в котором оно числится в списке допущенных лиц, пока невозможно.

Автомобилисту на заметку

Известно, что иногда причиной отказа в выплате страхового возмещения, как потерпевшей, так и виновной в ДТП стороне, является факт, что по имеющемуся договору ОСАГО, застрахован не тот автомобиль. Отметим, что согласно Закону «Об ОСАГО», подобные действия страховщиков признаются незаконными даже при наличии полисов-дубликатов, если у компании нет доказательств, что бланк был похищен. Поэтому даже у лиц с недействительным полисом есть достаточно убедительные шансы на возмещение убытков в судебном порядке, где будет установлено, что контракт был заключён, и оплата страховых услуг была произведена в полном объёме. Об этом сообщалось в рекомендациях Верховного Суда РФ.

Как действовать в таких случаях? Получив отказ в выплате страхового возмещения, следует провести независимую техническую экспертизу с безукоризненным соблюдением процедуры уведомления сторон. После чего направить компании-страховщику претензионное письмо, а затем подать на неё иск в суд. Для решения вопроса можно привлекать юриста (затраты всё равно оплатит виновная сторона), или действовать собственными силами.

В заключение напомним, как действовать, если подтвердить подлинность полиса на сайте РСА не удалось ?

В таком случае следует подать заявление в страховую компанию с просьбой провести внутреннее расследование и приложить к нему копию имеющегося полиса. Обычно такой меры бывает достаточно, но некоторым гражданам приходится добиваться справедливости, призвав на помощь следователей из компетентных органов, которым предстоит установить, почему заключённый контракт оказался недействительным.

ОСАГО, Насильственный отъем денег у населения, шантаж,не дающий возможность выехать из гаража, как утверждают наши избранники (депутаты) для помощи виновникам в ДТП. ТРУДНО,КОНЕЧНО, СКАЗАТЬ, МОЖНО ЛИ КАКИМ ЛИБО НАСИЛИЕМ СДЕЛАТЬ СЧАСТЬЕ! Здесь тоже, конечно, есть вопросы, кто случайно попал в ДТП, а кто и полупреднамеренно, например не смотрел на дорогу совсем, говорил по телефону и т.д.. Такие ДТП вряд ли должны входить в выплаты по ОСАГО.
Более того, скидываясь на помощь пострадавших шоферов, одновременно, нужно еще и скидываться на зарплату
страховых агентов, их только в росгосстрахе около 50000 человек.
И ЕЩЕ ровно столько, на улучшение благосостояния СТРАХОВЫХ АКЦИОНЕРОВ (половина всех денег идет на них).
А ВЕДЬ это десятки миллиардов рублей, даже около ста!
Страховые компании даже сами не отрицают, что это страховой рынок. Рынок,это когда добровольный, а насильственный,
ЭТО УЖЕ УЗАКОНЕННЫЙ ГРАБЕЖ когда государство насильно заставляет собирать деньги на строительство коттеджей, оплачивать поездки за границу И Т. Д. собственников страховых компаний!
Даже в 90-е годы и то в МММ государство не гнало насильно!
Это уже похоже на правый сектор, который грабил украинцев белым днем, собирая деньги на АТО!
Нето больше помогли попавшим в ДТП, нето наказали примерных, безаварийных водителей!
ОСАГО ни как не стимулирует безаварийную езду, кто ездит безаварийно, тот и до ОСАГО ездил и во время ОСАГО и после него...
Я ездил 30 лет не для ОСАГО, поэтому точка отсчета должна быть от того кто ездил безаварийно, а те у кого аварии, чуть ли не каждый день, пусть выясняют со страховщиками, сколько процентов ему добавили за аварийную езду!
Законы по отъему денег несовершенны! Принимаются они и совершенствуются как лучше грабить нас; самими страховщиками, так как они находятся в сговоре с центра банком!
Уже придумали, что с нового года будут штрафовать за езду без ОСАГО с видеокамер, а себе в офис не поставили камеру,
чтобы платить штрафы, за каждую навязанную услугу, за каждый обнуленный КБМ...
Так же делает стоимость полиса ОСАГО зависимую от количества штрафов за нарушение ПДД водителя!
Зачем кормить всех этих агентов, тем более делится с акционерами, когда можно, положил 2000 в сбербанк и ездить!
Все равно ДТП разбирают ГИБДД, а страховщики только прикарманивают наши деньги!
ЕСЛИ уж оставить страховщиков, то цену полиса нужно зафиксировать на уровне 2000 руб..
А остальное нужно подгонять под эту цену, может быть снизить выплаты по ДТП, прибыль акционеров ограничить до 5%.
Если,действительно, не хватает денег, то государство пусть вменит в обязанность другим акционерам, КОТОРЫЕ
ПОЛЬЗУЯСЬ, НЕСОВЕРШЕННЫМИ ЗАКОНАМИ 90 ГОДОВ ПРИСВОИЛИ СЕБЕ ПОЧТИ ВСЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ.
Страховщики с государством мошенничать не будут, их ФСБ мигом положит на пол!
А такое ОСАГО нам не нужно!!! Если депутаты заботятся о благосостоянии страховщиков, то такие депутаты проработают не более чем до очередных выборов!!! Так как против такого ОСАГО большая часть населения!

Бесспорно, введение е-ОСАГО облегчило получение автостраховки. Число оформлений электронной автогражданки растет, но пока электронный вариант документа не может во всех ситуациях заменить бумажный, и это вызывает массу недоразумений между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Еще не все российские водители знают, как «возить» с собой электронный полис ОСАГО и что показывать ГИБДД при проверке документов.

Как оформляется электронный полис

Полис в электронном виде оформляется на сайте страховой компании (СК). Можно выбрать подходящую и зарегистрироваться в ней сразу либо же воспользоваться сайтом Российского Союза автостраховщиков (РСА) или порталом , откуда клиента в любом случае направят на сайт выбранной СК.

На сайте страховщика заполняется форма с данными о страхователе и его автомобиле, после проверки которой клиент получает СМС с кодом активации аккаунта. Далее выбирается договор, в котором можно прочитать, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После оплаты страховщик заносит информацию в единую базу АИС РСА и высылает полис на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Бланк распечатывается, а при желании его можно даже заверить печатью в офисе СК. Процедура занимает не более часа. Чтобы не тратить время, лучше сразу выяснить, .

Когда нужно предъявлять автогражданку

Сначала давайте разберемся, обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС в принципе. Согласно закону об ОСАГО, сотрудник ГАИ может потребовать предъявить автогражданку только при составлении нарушении или при .

Одновременно с этим ПДД (п.2.1.1) обязывают водителя по требованию сотрудника полиции передавать ему страховой договор в случаях, когда страховая обязанность определена федеральным законом. В принципе, это одно и то же, только далеко не все сотрудники и не всегда трактуют требования в пользу водителя, и это факт.

Разобравшись, приходим к единому мнению о том, в каких случаях показывается страховка ГИБДД:

  1. В ходе оформления ДТП.
  2. При составлении протокола о нарушении.
  3. Во время запланированных рейдов.

Последнее нигде не закреплено законодательно, но, понимая специфику работы ГАИ, всегда можно пойти навстречу ее сотрудникам. Если быть юридически точным, далеко не при каждой остановке автомобиля правоохранительные органы имеют право проверять всю документацию на ТС, и вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, каждый раз актуален.

С другой стороны, раз уж водитель обязан всегда иметь при себе весь пакет документов, включая страховку, никаких отговорок, чтобы не предъявлять ее, не существует. В целях поддержания безопасности ДПС имеет право останавливать транспорт и проверять наличие документов. Более того, за управление без страховки предусмотрен штраф, что само по себе определяет возможность такой проверки.

Проверка электронного полиса ГИБДД

Ранее при встрече с инспектором ГАИ водитель показывал заверенный печатью СК бланк страховки на стандартном листе формата А4. Сотрудник проверял срок действия, проводил сверку указанных в нем данных с данными в водительском удостоверении, и на этом всё.

Как правило, все документы, включая полис ОСАГО, хранились в бардачке или другом удобном для этого месте автомобиля, и ни у кого лишних вопросов не возникало.

Но прогресс и новые реалии ставят перед нами вопрос, как предъявлять инспектору ГИБДД . Ведь он хранится в электронном виде в архиве РСА, и пощупать его нельзя.

На этот счет для полицейских выпустили специальный циркуляр.

Порядок проверки электронного ОСАГО разъяснен в отдельном письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД под номером 13/12-у-4440.

Легитимность полиса проверяется через специальный сервис в Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Примерно вот так сотрудник ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО:

  1. Введет данные регистрационного номера и VIN-код автомобиля.
  2. Запустит поиск.

Есть и альтернативный вариант, доступный для всех, а не только для полицейских. Это проверка на официальном сайте РСА. Процедура там практически такая же.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

Страховщики рекомендуют распечатать полис ОСАГО на принтере, заверить его печатью страховщика и в таком виде возить с собой. Казалось бы, разницы между такой копией и образом, скачанным на телефон, не должно быть. Номер и данные те же, но в случае ДТП водитель не всегда сможет их вспомнить или воспользоваться своим гаджетом. Тот может разрядиться, сломаться, а сотруднику ДПС нужно срочно узнать, застрахован ли участник аварии.

Мы уже рассказали, как он может определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. Без номера это сделать сложно. В теории бумажная копия не нужна и это понятно (ее легко подделать). Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов планировал внести изменения в ПДД относительно отказа от распечатки полиса. Тем не менее п. 2.1.1 Правил до сих пор остается в прежней редакции.

Сотрудник ГИБДД не признает полис: что делать

Бывает так, что сотрудник ДПС никак не хочет верить копии, апеллируя к вышеуказанным требованиям правил. Такие проблемы с ГИБДД электронный полис ОСАГО, несмотря на все его удобство, все же иногда вызывает.

Формально распечатка не является полисом, и придраться к его отсутствию можно. Часто вызывает недовольство полицейских отсутствие живой печати. Конечно, копия любого документа вызывает меньше доверия. Но только не в нашем случае. Факт страхования фиксируется в единой базе, для проверки достаточно ввести номер полиса. А если у инспектора нет интернета или планшета, это проблема не водителя.

Коль уж ответ на вопрос, можно ли ездить с электронным полисом ОСАГО, положительный, за свои права можно и нужно бороться. Стоит напомнить полицейскому о внутреннем распоряжении, о котором мы писали, о п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО, предусматривающих возможность использования электронных полисов.

К слову, всех сотрудников ДПС инструктировали, что если сведения о договоре ОСАГО есть в системе, то нельзя привлекать водителя к ответственности за отсутствие полиса.

Даже если в такой ситуации выпишут штраф, его легко обжаловать. Ну а если полис не зарегистрирован в общей информационной базе, придется платить. Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП, штраф оставляет 800 рублей.

Покупаем электронное ОСАГО онлайн: Видео

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама