THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Административная экономика – это система общественных взаимоотношений, отличающаяся высоким уровнем централизации всех форм хозяйственной деятельности. Возникновение и развитие характерно для стран, где доля государственной собственности крайне высока. Управление экономическими процессами часто происходит без учета объективных факторов под влиянием идеологических установок.

Такие системы принято называть еще административно-плановыми (командно –административными). Ярким примером ее может служить экономика Советского Союза, управление которой осуществлялось специальными государственными органами на основании пятилетних планов экономического развития. Здравая идея была доведена до полного абсурда, что в конечном итоге привело к образованию тотального дефицита и полному краху системы.

Административная экономика по своей сути является прямой противоположностью системе рыночных взаимоотношений, где государство не вмешивается в хозяйственную деятельность. В современном мире такие крайности встречаются редко. Специалисты предпочитают говорить о доле государственного сектора и степени влияния властных структур на хозяйственную деятельность через законодательное регулирование, и другие методы.

Принципы функционирования административной экономики

Для возникновения такой системы взаимоотношений необходимо выполнение целого ряда условий:

  • общественная собственность на средства производства;
  • централизованное планирование;
  • директивное управление хозяйственной деятельностью предприятий.

Общественная собственность предполагает участие в управлении ею всех граждан данного государства, что в принципе невозможно. Обычно владельцем средств производства и соответственно предприятий становиться государство. Для управления экономическими процессами в системе управления страной создаются специальные органы, которые комплектуются чиновниками.

Для развития экономики формируются государственные планы, которые доводятся до исполнителей в виде директив. Для этого формируются специальные ведомства для планирования и оперативного управления, в задачу которых входит:

  • Сбор, обработка и анализ информации по макроэкономическим показателям.
  • Разработка планов экономического развития страны на определенный срок (обычно на пять лет).
  • Подготовка заданий для всех отраслей экономики с составлением графиков их исполнения с разбивкой по времени и доведения их до конкретных исполнителей.
  • Контроль исполнения директивных распоряжений, сбор и обработка отчетов о хозяйственной деятельности.

В основу административно-плановой экономики положен принцип планирования соответственно определяющим фактором становится предложение товаров и услуг часто без учета реального спроса. В идеале система управления должна иметь и обратную связь для того, чтобы оперативно реагировать на запросы потребителя. На деле система громоздка и просто не успевает адекватно отслеживать их изменения.

Планирование в условиях административной экономики

Государство как основной собственник средств производства осуществляет управление ими через уполномоченные органы. На первый план в таком случае выдвигаются вопросы планирования для координации хозяйственной деятельности предприятий. Основная задача этого процесса состоит в определении количественных показателей и состава конечного продукта необходимого для обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования государства и развития страны.

Специалисты различают два основных подхода к вопросам экономического планирования: индикативный и директивный. Каждый из вариантов имеет целый ряд собственных достоинств и особенностей. Индикативное планирование носит преимущественно характер рекомендаций и ориентиров. Такая методология способствует повышению устойчивости национальной экономики и снижению негативных факторов типа неопределенности.

На основании индикативных планов государственными органами формируется экономическая и кредитно-денежная политика. Таким образом, стимулируется развитие приоритетных отраслей промышленности через систему государственных закупок и национальных программ. Наиболее ярким примером страны, где применяется индикативное планирование, является Франция. Это государство демонстрирует высокую стабильность роста экономики.

Директивное планирование предполагает создание специального государственного органа выполнения функций управления экономикой. Решения принятые указанным ведомством утверждаются на законодательном уровне. Для предприятий они имеют форму директив обязательных для исполнения. В случае невыполнения плановых заданий руководство предприятия привлекается к ответственности.

В наиболее жесткой форме директивное планирование было введено в качестве управления экономикой в СССР. Первые государственные программы Советской власти предусматривали электрификацию страны и . Впоследствии планирование стало осуществляться на двух уровнях: перспективное - сроком на пять лет и текущее - на календарный год.

Такой подход оправдывал себя, когда требовалась высокая мобилизация людских и материальных ресурсов. На этапе индустриализации страны и создания промышленного потенциала эффективность метода была довольно высокой. По мере развития экономики такая практика стала давать перекосы, предприятия для выполнения плановых заданий выпускали дорогую продукцию отвратительного качества.

В итоге командно-административная система приводит к образованию монополий и застойным явлениям. Отсутствие экономических стимулов в виде ощутимых прибылей у предприятий и роста реальных доходов у работников ведет к сворачиванию всяческой инициативы и снижению производительности труда. По мере накопления подобных факторов в экономике сверх критического уровня возникают острые кризисные явления.

Административная экономика имеет ряд положительных сторон, имеющих социальную направленность:

  • Обеспечение реального доступа к образованию и медицинской помощи.
  • Бесплатное распределение жилья.

Практика показывает, что административная экономика отличается высокой эффективностью в определенных условиях. Во время войны или крупных чрезвычайных ситуаций такая система позволяет оперативно мобилизовать необходимые ресурсы на решение неотложных задач. После окончания боевых действий, когда необходимо и хозяйства подобные методы управления тоже позволяют получить быстрый результат.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Административно-командная (плановая) экономика

Административно-командная система (плановая экономика) - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - С. 99..

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы, Кубы, для стран Азии (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея). Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Главным звеном управления экономикой является директивное планирование. Оно сверху вниз пронизывает практически все стороны экономической жизни, а выполнение плана обязательно для всех. В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Важнейшей отличительной чертой командной плановой экономики служит отсутствие полноценного рынка средств производства, их прямое, неопосредованное рынком распределение по потребителям в соответствии с установленными для них фондами (лимитами) на ресурсы (так называемое фондирование ресурсов). Потребители жёстко прикрепляется к поставщикам. Какой бы то ни был выбор поставщика потребной продукции отсутствует. Потребитель и поставщик напрямую не связаны, между ними всегда посредник в виде государственного органа (планового либо снабженческого). Здесь значение имеет не спрос потребителя, определяемый его реальными потребностями, а спрос, узаконенный государственным органом. В этих условиях возник феномен командной экономики -- монополизм производителя и полное бесправие и бессилие потребителя в вопросах выбора номенклатуры потребляемой продукции, её качества, цены и т. д. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В командной экономике: производитель производит не то, что необходимо потребителю, а то, что предусмотрено планом, потребитель же получает не то, что для него наиболее выгодно, а то, что предусмотрено фондами, лимитами. Эта парадоксальная ситуация и является, безусловно, решающей причиной низкого качества и неконкурентоспособности производимой продукции, отсутствия конкуренции, торможения роста производительности труда и введения инноваций.

В рамках данной системы подавляющая часть национального дохода перераспределяется через финансовую систему, причём непрерывно движутся встречным курсом огромные массы финансовых ресурсов: всё, что можно, изымается в бюджет и централизованные финансовые фонды, затем всё, что нужно, по усмотрению центральных органов направляется из этих фондов на предприятия. Такая процедура финансового управления подрывает экономические стимулы эффективной работы предприятий, лишает их необходимой финансовой основы для осуществления инициативной технической политики и т. п. На основную массу выпускаемой продукции, цены устанавливаются государством, а не на рынке в результате столкновения интересов потребителей и производителей и сложившегося соотношения между спросом и предложением. Себестоимость же продукции как база цены, никем и никак не регламентируется. Неизменным спутником системы является уравниловка в оплате труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Подводя итоги, следует отметить, что в экстремальных условиях войн и разрухи, при отсутствии ограничений по важнейшим ресурсам производства (земля, полезные ископаемые, рабочая сила) административно-командная система управления экономикой могла бы обеспечить на определённом отрезке времени достаточно высокие темпы экстенсивного развития благодаря использованию административных, силовых, внеэкономических мер воздействия и принуждения работников, а также возможности сосредоточить через план огромные ресурсы страны на наиболее приоритетных направлениях роста.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Её характерными чертами является общественная (а в реальности –

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших

эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение

продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам

монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими

идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции

считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим

непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и

колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на

основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими

установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой

тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов

средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного

подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в командно-

административной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

3.2. Рыночная система.

На смену традиционной и командно-административной системам пришла рыночная

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право

отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом

и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением

угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а

собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь

войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным

собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести

собственность.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца

производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере

их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого

определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым

владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия,

собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение

организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям

наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в

борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная

деятельность по обмену товарами.

Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех

товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

2. Диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов

для производства.

3. Способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий

производства.

4. Делает ставку на роль личной свободы, т.е. рыночная система координирует

экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу

предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. Критики полагают, что существует два основных

источника ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей

безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет,

способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет

потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в

точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

Характерными чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.

При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка -- все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

  • - экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
  • - Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
  • - Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
  • - Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
  • - Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это -- за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

В централизованно управляемой экономике вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания.

Согласование объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. В случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.

Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место свободы принятия экономических решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления.

Введение

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.

1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ

2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики

2.2. Преимущества плановой экономики

2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

3.1. Необходимость и теории перехода к рынку

3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы

3.3. Трансформационная экономическая система Украины.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Структура собственности при плановой экономике .

Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой

Введение

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран. В свою очередь, это повлекло за собой быстрое распространение социалистической идеологии, частью которой и была идея плановой экономики. После победы октябрьской революции в России, новообразованное государство Союз Советских Социалистических Республик стало основным экспортёром, как социалистической идеологии, так и принципов командной экономической системы.

Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, но и в аспекте нынешней ситуации в Украине. Ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной, сложившейся в Украине в период после получения независимости.

Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных постсоциалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:

– систематизированный анализ теории плановой системы экономики;

– её действие на практике в нашей стране и странах мира;

– сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;

– доказательство неэффективности плановой экономики на практике;

– исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;

– исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

1. Сущность административно-командной экономической системы

1.1. Теория плановой экономики

Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений .

Цель существования плановой системы экономики.

Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования .

Роль государства в экономике планового типа.

Как известно, государство – это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства .

Планомерность как особенность командной экономики.

Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы .

Сущность распределения в командной экономике.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей .

Собственность и её роль в плановой экономической системе.

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.

Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места. Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством. На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, – он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить .

Социально-экономическая эффективность.

Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью эффективное удовлетворение его потребностей. Наиболее важным критерием эффективности плановой экономики провозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов. При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально- экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама