Слайд 2
План
Что же продаётся и покупается на рынке труда? Как работает сам рынок, как формируются и взаимодействуют между собой спрос, предложение и рыночная цена? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным? Заключение.
Слайд 4
Рынок труда- это вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и др. выгоды.
Слайд 5
Кто покупается?
Работник с его способностями, навыками на определенный срок для создания конкретных экономических благ.
Слайд 6
Рынок труда
Основные участники рынка РаботникиРаботодатели
Слайд 7
Каждый работник получает доход от своего труда в виде заработной платы
Слайд 8
Заработная плата сдельная повременная
Слайд 9
Рынок труда
Равновесие на рыке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продать услуги своего труда, соответствует ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда.
Слайд 10
Ещё одна особенность рынка труда Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, т.е. минимальный размер зарплаты. Он должен определяться прожиточным минимумом
Слайд 11
Прожиточный минимум
Уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. (затраты на питание, одежду, жильё и т.п)
Слайд 12
Занятость
Определенная деятельность граждан на законной основе, которая приносит доход.
Слайд 13
Историческая спрвка
Сов. период « Кто не работает, тот не ест» Право на труд и обязанность трудится. Сейчас. Право на труд, если ты его найдешь, т.е. экономическая свобода.
Слайд 14
Безработица
Социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Слайд 15
Слайд 16
Фрикционная безработица
Возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников. Непродолжительна.
Слайд 17
Структурная безработица
Связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие НТР. Причины Изменения в экономике отдельные виды товаров исчезают (пишущие машинки) международная конкуренция, ЕСЛИ НАШИ ТОВАРЫ ВЫТЕСНЯЮТСЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ
Слайд 18
Циклическая безработица
Возникающая в период циклического спада и исчезающая в период циклического подъёма. Пик такой безработицы приходится на спад (кризис) экономики, а минимум - на подъём.
- Тест (10 б):
- Потенциальный уровень ВВП - это такой объем производства, при котором:
- Трудоспособное население
- Нетрудоспособное население
- Экономически активное население
- Добровольно незанятые
- Занятые
- Безработные
- Норма безработицы
А)
ВВП;
Снижению роста ВВП.
Б)
3. - это часть трудоспособного населения, которая:
Б)
5. Безработные - это:
Б)
6. Занятые - это часть трудоспособного населения, которая:
А)
В)
В) увеличится.
В)
А)
II
III . Задача (3б)
Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население - 100 млн.чел., неработающие - 46 млн.чел., норма безработицы - 10%.
Решение: Занятые = население - неработающие = 100-46=56 млн.чел.
Х/54+Х=10%, где Х - число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.
46-6=40 млн.чел. - число трудоспособных, которые не намерены работать.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по экономике по теме "Экономический цикл, занятость и безработица"»
Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса
по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»
1 вариант
Тест (10 б):
Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла
А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;
Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;
В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.
А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;
Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня
В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к
снижению темпа роста ВВП.
А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;
А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;
Б) равна сумме занятых и безработных;
В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.
А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;
Б) остается за вычетом безработных;
В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.
6. Безработные – это:
А) неработающая часть трудоспособного населения;
Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.
А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.
А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;
Б) снижение нормы естественной безработицы;
В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.
А) неполное использование ресурсов экономики;
Б) сокращение инвестиций в новую технологию;
В) рост личных потребительских расходов населения.
А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;
Б) безработный открывает собственное дело;
В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.
II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Технологическая безработица
Полная занятость
Скрытая безработица
1-Е, 2-Б, 3-Д, 4- A , 5-Г, 6-Ж, 7-В
III . Задача (3 б)
Решение: U /60 млн.чел.=6%, откуда U =3,6 млн. чел., Е(занятые)=60-3,6=56,4млн.чел.
Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса
по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»
Тест (10 б):
1. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации
А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;
Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла
А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;
Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;
В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.
3. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:
А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;
Б) равна сумме занятых и безработных;
В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.
Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:
А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;
Б) ВВП достиг своего максимального
5. Безработные – это:
А) неработающая часть трудоспособного населения;
Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.
6. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:
А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;
Б) остается за вычетом безработных;
В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.
7. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:
А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;
Б) снижение нормы естественной безработицы;
В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.
8. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:
А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.
9. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:
А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;
Б) безработный открывает собственное дело;
В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.
10. Экономическими последствиями роста безработицы являются:
А) неполное использование ресурсов экономики;
Б) сокращение инвестиций в новую технологию;
В) рост личных потребительских расходов населения.
II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):
Безработные
Норма безработицы
Трудоспособное население
Нетрудоспособное население
Экономически активное население
Добровольно незанятые
А. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Б. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения.
В. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных.
Г. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте.
Д. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу.
Е. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных.
Ж. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения.
1-Б, 2-Г, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-Д, 7-В
III . Задача (3б)
Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население – 100 млн.чел., неработающие – 46 млн.чел., норма безработицы – 10%.
Решение: Занятые = население – неработающие = 100-46=56 млн.чел.
Х/54+Х=10%, где Х – число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.
46-6=40 млн.чел. – число трудоспособных, которые не намерены работать.
Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12
Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса
по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»
1 вариант
Тест (10 б):
Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла
А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;
Б)от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;
В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.
2. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации
А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;
Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня
В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к
снижению темпа роста ВВП.
Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:
А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;
Б) ВВП достиг своего максимального уровня;
В) ВВП находится на оптимальном уровне.
4. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:
А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;
Б) равна сумме занятых и безработных;
В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.
5. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:
А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;
Б) остается за вычетом безработных;
В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.
6. Безработные – это:
А) неработающая часть трудоспособного населения;
Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.
7. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:
А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.
8. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:
А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;
Б) снижение нормы естественной безработицы;
В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.
9. Экономическими последствиями роста безработицы являются:
А) неполное использование ресурсов экономики;
Б) сокращение инвестиций в новую технологию;
В) рост личных потребительских расходов населения.
10. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:
А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;
Б) безработный открывает собственное дело;
В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.
II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Технологическая безработица
Естественный уровень безработицы
Полная занятость
Циклическая безработица
Скрытая безработица
А. Уровень безработицы, который складывается когда существует только фрикционная и структурная форма безработицы.
Б. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т.е. структуре рабочих мест.
В. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда, как безработные.
Г. Уровень занятости, при котором существует только фрикционная и структурная безработица.
Д. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования.
Е. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое.
Ж. Безработица, которая возникает и растёт во время циклического спада.
III . Задача (3 б)
Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн. человек, а норма безработицы равна 6 %?
Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12
Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса
Занятость и безработица
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Рынок труда
Рабочая сила – способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Для торговли рабочей силой существует особый рынок – рынок труда.
Рынок труда
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).
Спрос на труд
Предложение на труд
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства
Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Рынок труда
- Занятость – это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
Основные факторы, определяющие
спрос на труд
предложение труда
- производительность труда;
- использование современных технологий;
- состояние экономики и ее отдельных отраслей
- спрос на потребительские товары, необходимые обществу
- численность населения и его трудоспособной части;
- уровень квалификации;
- уровень и структура заработной платы;
- социальная и налоговая политика государства
Рынок труда
Особенности:
- на рынке труда покупаются только трудовые услуги , а не сам индивид;
- Рынок труда имеет дело с особым ресурсом – «человеческим капиталом».
«Человеческий капитал» – запас знаний и способностей, накопленных работником.
Заработная плата
Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Заработная плата
Факторы, влияющие на размер заработной платы:
- стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы;
- минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму;
- уровня квалификации работников;
- развитости экономических и социальных условий жизни населения;
- спроса и предложения на рынке труда.
Заработная плата
Структура системы заработной платы
Оплата
квалифицированного труда
Минимальная
заработная плата
Заработная плата
Прожиточный минимум – это такой уровень доходов, который необходим для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
Прожиточный минимум – это нижняя граница заработной платы.
Заработная плата
Формы заработной платы
Повременная заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени
Сдельная заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий
Смешанная форма заработной платы – вознаграждение за труд в зависимости от не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
Заработная плата
Различают
- номинальную заработную плату – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег
- реальную заработную плату – сумму жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги
Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы:
- величина номинальной заработной платы;
- уровень цен на предметы потребления и услуги;
- размер налогового обложения
Безработица
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу и становится резервной армией труда
Безработица
Причины безработицы
Завышенные требования самих работников , предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы . Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
Слишком низкий спрос на рабочую силу . Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.
Негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
Безработица
Виды безработицы
Фрикционная
Структурная
Циклическая
Причина: поиск или ожидание лучшей работы и лучших условий
Причина: технологические изменения в структуре производства и долговременные изменения потребительского спроса
Причина: экономический спад в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса
Это временно безработные люди, ищущие работу, а также сезонные рабочие
Исчезновение устаревших профессий (увольнение лифтеров, клепальщиков, машинисток), а также несовпадение спроса на труд и его предложения в различных областях (территориях), по разным профессиям и предприятиям.
Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности.
Безработица
Естественный уровень безработицы – сумма фрикционной и структурной безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике (5,5% - 6,5% трудоспособного населения страны).
Безработица
Формы безработицы:
- открытая
- скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
- текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
- застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
Безработица
Последствия безработицы
Позитивные:
- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
- сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
Безработица
Последствия безработицы
Негативные
- недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
- снижение уровня жизни населения:
- создаются предпосылки для сокращения доходов работающих по найму;
- потерявшие работу получают лишь пособие по безработице;
- сокращается потребительский спрос, уровень сбережений;
- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.
1. Введение
2. Занятость
3. Безработица
4. Безработица сегодня
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение
Несбалансированность в сфере занятости населения является проявлением макроэкономической нестабильности. В общественном масштабе она заключается в нарушении пропорции между численностью экономически активного населения и количеством необходимых для него рабочих мест. Эта диспропорция ведет или к образованию излишка рабочих мест, или к безработице.
Кого официально можно отнести к разряду занятых и к числу безработных? Прежде всего, надо исходить из того, что экономика каждой страны обладает определенными трудовыми ресурсами, которые выступают совокупностью людей в трудоспособном возрасте, а также включают работающих пенсионеров и подростков.
Кроме того, следует иметь в виду, что все население страны подразделяется на две части: экономически активное (которое включает занятых и безработных) и экономически неактивное (в том числе учащиеся и студенты дневных учебных заведений, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство, отчаявшиеся найти работу, не желающие работать).
Безработица на сегодня, по сути, совсем не напоминает классическую безработицу, так как причина безработицы связана, главным образом, с перепроизводством разных товаров и услуг, а также снижением спроса на них.
Наше государство находится в условии максимального перепроизводства большинства товаров и услуг, которые жизненно необходимы населению. И кажущиеся их изобилие является относительно низким спросом, который связан с низким уровнем жизни большей части населения и заполнением рынка зарубежными товарами. Уровни безработицы, во-первых, непосредственно отражают глубину кризисного явления в том или ином регионе, а во-вторых, оказывают определенное воздействие на усугубление социально-политического положения, а значит, требуют более ужесточенного учета при разработках государственных региональных программ. Кроме этого, необходимо принять во внимание важные отличия российского рынка труда:
Неприспособленность большей части населения к межтерриториальной миграции;
Низкое качество рабочей силы;
Отсталая макроструктура занятости;
Отсутствие гибкости рабочей силы.
Что ведет к устойчивой сегментации рынков труда и определяет возникновение массовой безработицы.
Помимо всего этого сейчас в нашей стране происходят массовые увольнения по причине мирового финансового кризиса, что делает вопрос о безработице еще более актуальным на сегодняшний день. Уровень скрытой безработицы поднимается, хотя официально об этом никто не заявляет, и сложно вести статистику за последние месяцы 2008 года.
Занятость
Для того, чтобы производить конкретные товары и услуги, работники должны соединиться со средствами производства, вступить в отношения занятости. Занятость выражает общественные отношения по поводу включения работника в хозяйственную и иную не запрещенную законом деятельность и непосредственное его участие в этой деятельности. Чтобы считаться занятым, надо иметь связь с конкретным рабочим местом, быть членом трудового коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т. д. Статус занятого не зависит от того, трудится человек в данный момент или он отдыхает. В отличие от трудового процесса, протекающего в рамках определенной части суток (рабочего времени), отношения занятости непрерывны. До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прекращаются. Если они прерываются, работник становится незанятым.
Отношения занятости выражают те условия, при которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующие основные элементы:
Поиск работы и рабочей силы;
Порядок найма и высвобождения работников;
Условия и содержание труда;
Установление уровня его оплаты и форм сопутствующих льгот;
Обучение и переподготовка кадров вне производства и на рабочих местах;
Занятость по найму организуется посредством ""рынка труда". Он охватывает всех работников, претендующих на работу по найму в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Вне рынка труда формируется занятость таких категорий населения, как занятые в домашнем хозяйстве, благотворительной работой без оплаты труда, занятые в государственных мобилизационных структурах (военнослужащие срочной службы, заключенные), учащиеся дневных отделений вузов, колледжей и т. п. Следовательно, механизм обеспечения занятости не исчерпывается лишь рынком труда. Наряду с рынком труда работники могут вовлекаться в сферу занятости через государственные программы подготовки кадров и трудоустройства, целевые кадровые программы фирм и предприятий, так называемую самозанятость (индивидуальную трудовую деятельность и т. п.).
Занятость в современных условиях базируется на определенных принципах: свободном выборе занятости, полной и эффективной занятости, законодательном ее регулировании.
Для наемных работников в основе занятости заложено их соединение со средствами производства, что позволяет им получать средства к существованию. Для работодателей посредством отношений занятости удовлетворяются потребности в заполнении рабочих мест и обеспечивается получение ими дохода. Таким образом, занятости присущи определенные функции: производственная (при помощи занятости соединяются факторы производства и создаются товары и услуги); доходная (занятость обеспечивает получение доходов наемными работниками и работодателями); социальная (посредством занятости работник получает социальный статус занятого, обретает социальные связи с другими участниками труда и т. п.).
Занятость проявляется в определенных формах. Так, в зависимости от масштабов вовлечения в хозяйственную деятельность занятость бывает полной и неполной. Полная занятость определяется обеспеченностью всех, кто нуждается в работе и желает трудиться, рабочим местом, средствами производства, а также товарным обеспечением оплаты труда. Полная занятость может быть достигнута при любом (а не при максимальном, как это считалось раньше) уровне вовлеченности трудоспособного населения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребности населения в продуктивных рабочих местах.
В зависимости от степени использования занятого населения выделяют экстенсивную и интенсивную, рациональную, эффективную и неэффективную занятость. Рациональная занятость предоставляет возможно более полное при данном уровне развития производительных сил удовлетворение потребностей населения в труде. Эффективной можно считать занятость, которая обеспечивает трудоспособное население необходимой работой с наименьшими затратами, приносит достойный доход, сохраняет здоровье работников, предполагает приобретение и совершенствование способностей рабочей силы и эффективное ее использование в производстве на основе роста производительности труда.
Общий уровень занятости населения в стране выражает отношение занятых к численности трудоспособного населения.
Занятость населения, являясь одним из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития общества, требует тщательного изучения и анализа в целях достижения наиболее эффективного использования трудовых ресурсов страны.
С точки зрения изучения проблемы можно выделить несколько теоретических подходов.
Классическая теория занятости исходит из положения о том, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, в том числе и полную занятость, как норму рыночной экономики при условии политики невмешательства государства в экономические процессы.
По кейнсианской теории полная занятость является частным случаем, а не закономерностью, саморегулирующейся системы экономики не существует. Согласно теории занятости Кейнса, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня общих цен или совокупных расходов. А главным стимулятором занятости является государство, которое должно увеличивать свои расходы в целях расширения занятости, а в ряде случаев - компенсировать недостаточное потребление и инвестирование в экономику.
В теории институционалистов отклонения от полной занятости объясняются профессионально-отраслевыми различиями в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы. В качестве причин, обусловливающих нарушения макроэкономического равновесия в сфере занятости, признаются правовые, социальные причины, которые порождены недостаточным развитием институтов, обеспечивающим функционирование рынка труда: системы социального партнерства, организационных структур рынка, правил и практики взаимодействия основных субъектов отношений занятости, правовых актов, регулирующих трудовые отношения, трудовую мобильность и
Безработица
Безработица выражает отношения между людьми, при которых часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу и остается вне сферы занятости. Основными показателями безработицы выступают ее масштабы и уровень. Первый показатель отражает абсолютную величину числа безработных. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения страны. Согласно мировым стандартам, безработными считаются граждане, которые в течение определенного времени: а) не имели работы; б) желают работать; в) ищут работу. Официальный статус безработного получают лица, зарегистрированные в государственной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Различные экономические теории по-разному объясняют феномен безработицы.
Согласно взглядам классической школы, безработица возникает вследствие слишком высокой заработной платы: при таком ее уровне работодатели не желают принимать на работу, а при более низкой зарплате наемные работники не желают трудиться. Безработица тем самым выступает добровольным выбором самих наемных работников. Согласно кейнсианскому подходу, безработица носит вынужденный характер и обусловлена недостатком совокупного эффективного спроса. Для того, чтобы снижать безработицу, государство должно проводить экспансионистскую финансовую и налоговую политику, стимулировать инвестиции, что увеличивает совокупный спрос и приводит в конечном счете к росту спроса на рабочую силу.
Развитием кейнсианского направления экономической теории явились работы
А. Филлипса, обосновавшего принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста зарплаты и инфляции. И наоборот, низкий уровень безработицы сопровождается высокими темпами инфляции. Это положение вошло в экономическую теорию как кривая Филлипса.
Зависимость между ценами, заработной платой и уровнем безработных показана на рис. 1.
0 уровень безработицы
Рис. 1. Кривая Филлипса
График показывает, что общество решает жесточайшую экономическую дилемму - рост инфляции или рост безработицы. Поэтому государство должно искать и поддерживать оптимальное сочетание безработицы и инфляции, которое социально неопасно.
Зависимость Филлипса оспаривается представителями монетаристского направления экономической теории, которые считают, что в современной экономике наблюдается одновременный рост инфляции и повышение безработицы. И поскольку в долгосрочной перспективе закономерность Филлипса не определяется, монетаристы рекомендуют отказаться от этой зависимости и перейти к понятию "естественный уровень безработицы". Естественный уровень безработицы определяется как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных, или это существующий уровень безработицы при полной занятости. Данный уровень рассматривается неким пределом воздействия спроса на уровень занятости, за которым дальнейшее ее наращивание стимулирует инфляцию. Его величина в современных условиях для развитых стран признается равной 6-7%.
Различные подходы к объяснению возникновения безработицы не противоречивы, так как это явление далеко не однозначно. Среди его разнообразных причин можно выделить следующие.
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Безработица сопровождается серьезными социально-экономическими последствиями. Прежде всего стране наносится экономический ущерб. Экономические издержки безработицы связаны в первую очередь с невыпуском продукции. Если экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хотел иметь работу, потенциальное производство товаров теряется безвозвратно. Разницу между фактическим и потенциальным объемами ВВП принято называть отставанием валового внутреннего продукта. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы работник трудился.
Связь между уровнем безработицы и отставанием объема произведенного валового внутреннего продукта выражается в законе Оукена, который гласит, что если фактический уровень безработицы превысит естественный уровень на 1%, то отставание ВНП составит 2,5%.
К негативным последствиям безработицы относится также снижение уровня производительности и интенсивности труда работающих, рост расходов на преодоление и сдерживание безработицы, социальную защиту от безработицы. Сокращаются налоговые поступления в бюджет страны, поскольку только работающие получают доходы, которые облагаются налогом. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше заработной платы. Ухудшается психологическое состояние безработного, он утрачивает профессиональные качества своей рабочей силы. Растет социальная напряженность в обществе и др.
В этой связи одной из важных функций государства выступает регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы, социальная защита населения. Государственное содействие занятости осуществляется по следующим основным направлениям:
Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики;
Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
Программы содействия найму рабочей силы. Безработным оказывается социальная помощь несколькими путями: выплачивается пособие по безработице; оказывается финансовая помощь; предоставляются бесплатные образовательные услуги переобучения и выплачивается стипендия; оказывается финансовая поддержка развитию самозанятости и т. д.
Пособия по безработице получают лица, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, имеющие определенный стаж работы и вносившие в свое время взносы в фонд по безработице. Фонд страхования по безработице формируется из разных источников - обязательных взносов предпринимателей, взносов работников, дотаций госбюджета.
В нашей стране пособие по безработице выдается в течение одного года. Право на его получение имеют лица, которые в течение года перед регистрацией в службе занятости проработали не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня. Первые три месяца безработицы они получают 75% от суммы среднего заработка за последние три месяца работы, еще три месяца - 60%, потом - 45 %. В любом случае пособие не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и выше средней заработной платы в данной местности. Для граждан, ищущих работу впервые, пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
После истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении: единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами и др.
Государственные гарантии тем гражданам, которые потеряли работу, предоставляют в двух основных формах. Первой гарантией является стабильный источник дохода, определенный законом и социально-экономической необходимостью. Второй гарантией является свобода выбора способов существования на период безработицы: поиск работу или получение пособия в течение года, работать или не работать, поиск работы самостоятельно или через службу занятости, отказаться или согласиться на работу с заработной платой ниже приемлемого уровня. Государством не должны навязываться безработному формы не только его занятости, но и безработицы. Принципиально важен момент: есть ли у человека право на пособие по безработице, то есть было ли в период своей занятости формирование страхового фонда. Если накопление происходило, то размеры его пособия, продолжительности выплат не будут зависеть от чиновников. Размеры пособия также определяются продолжительностью и суммами выплаченных страховых налогов пропорционально размерам заработной платы, то есть зависят не только от величины заработка за истекшие два месяца на последней работе.
Безработица сегодня
В мире в настоящее время насчитывается более 120 млн. официально зарегистрированных безработных. Уровень безработицы имеет тенденцию к повышению. В нашей стране официально считалось, что безработицы не было с конца 30-х годов. В действительности же имели место различные формы безработицы. Так, излишняя численность рабочей силы на предприятиях СССР (скрытая безработица) доходила до 15% от общей численности работающих. Официальное признание безработица получила в начале 90-х годов. В 1999 году в службе занятости было зарегистрировано более 8,5 млн. безработных, или 3,9% экономически активного населения страны.
На сегодня ситуацию на рынке труда стабилизировали, безработица уже не является острой проблемой нашей экономики, по сравнению с предыдущими годами. Новая тенденция на рынках труда говорит о том, что работодатель и кандидат более или менее адаптированы к ситуации кризиса. Для работодателя по-прежнему актуальна и перспективна замена уже старого персонала на более опытных, и в тоже время дешевых работников. Почти во всех компаниях пересматривают штатное расписание в сторону увеличения эффективности персонала, что делается путем замены одним работником нескольких. В настоящее время работодателям требуется работник, работающий за трех, а зарплата составлять будет как за одного. Работодателю больше не требуется просто работник-энтузиаст, необходимы работники-профессионалы. Из-за этого везде ужесточают требования к кандидатам, к их практическим опытам работы и профессиональному навыку, также продолжается уменьшение уровня зарплаты.
Тенденции снижения уровня зарплат, касающиеся всех специалистов без исключений, составили приблизительно 30 - 40%, способствующие развитию процессов найма персонала высокой квалификации.
В настоящее время растет число незарегистрированных безработных, которым нет необходимости обращаться в службу занятости, т.к. они имеют альтернативные источники заработка. Что свидетельствует о увеличении видов деятельности, которые не учитываются государственной статистикой, поэтому требуется усиление контроля органами управления. В настоящее время, по мнению опрошенных безработные люди могут рассчитывать
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого;
8,6% - на профсоюзы;
5,8% - на руководство предприятий;
2,0% - на местную администрацию.
Из перечисленного списка можно сделать вывод: люди отчетливо понимают, что должны самостоятельно выбираться из случившейся ситуации. Это происходит не от лучшей жизни, конечно, а в силу обстоятельств, когда помощь со стороны властей ждать не приходится.
По мнению опрошенных самые действенные способы поиска работы:
6,1% - коммерческая служба занятости;
6,1% - обращение к работодателю;
7,3% - организация собственного дела;
11,1% - объявления;
26,5% - государственная служба занятости;
42,9% - личные связи.
Большинство респондентов готово использовать личные каналы трудоустройства. Получается, что каждый четвертый готов обратиться в соответствующую службу под началом государства, каждый десятый пользуется объявлениями. Потери работ, снижение социального и материального уровней являются следствием безработицы. Попытаемся оценить уровень безработных, у которых разное образование.
Самые ущемленные в материальном достатке безработные люди, которые имеют начальное образование: причем в этой категории больше всего безработных, которым не хватает денег на пропитание, и в эту же группу попадает самое большое количество богатых безработных. Отсутствие образования создает «равные возможности» всем безработным, быть или богатыми, или нищими. Но второе в 2-3,5 раза вероятнее, чем первое.
Безработные, у которых среднее образование, имеют более равномерное распределение по группам с различными уровнями материального благополучия. В большинстве случаев их относят к бедным. Удельный вес респондентов с малым достатком очень высок, как у людей с начальным образованием.
У респондентов, которые окончили ПТУ, доходы соответствуют доходам всех респондентов в целом. Эта группа имеет среднее материальное обеспечение. У безработных, которые имеют высшее образование, самое благополучное распределение дохода, они занимают золотую середину достатка.
Проведенные исследования показывают, что с уровнями безработицы практически во всех регионах борются путем денежных выплат - у фонда занятости это единственная статья расходов, которая идет по прямому назначению. Все остальные расходы связаны с региональными приоритетами политики занятости. К примеру, в некоторых регионах, где уровень безработицы ниже 1.0%, как в Белгородской области, используют финансовую поддержку безработным, а в Оренбургской области вкладывают в ценные бумаги. Республика Ингушетия - регистрируемая безработица является самой высокой в стране 22.%, при этом большую часть фонда занятости используют в финансовой поддержке – 24.9% всех поступающих денег, переподготовка и общественные работы - тратится всего 2.1%. Ивановская и Владимирская области также являются регионами с самыми высокими уровнями безработицы. В этих регионах финансовая поддержка составляет 8% средств фонда, переподготовка и общественные работы составляет 7,9 и 7,2%. По статистике использование значительных средств фонда занятости на покупку ценных бумаг распределились по регионам так:
Вологодская (30.3%),
Читинская области (27.8%),
Москва (25%),
Республика Марий-Эл (19,4%).
Но уровень безработицы в них самый низкий и составил соответственно 2.4%, 2.2% 0.5%, 3.9%.
Получается, что региональные власти рассматривают фонды занятости как дополнительный источник заработка.
Анализируя особенности процессов на российском рынке труда нельзя не упомянуть о таком феномене, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994 года 4,5 - 5 трлн.руб. “Переведя” их (через среднюю зарплату) в численность работающих, но не получающих вознаграждение за свой труд, можно определить, что этим охвачено порядка 1,5 млн. человек, которые хотя и работали, но не получили подтверждение этому выплатой зарплаты, и поэтому могут быть отнесены к категории безработных.
В Воронеже подведены итоги работы областной службы занятости в первом полугодии 2008 года. Численность граждан, состоявших на учете в органах службы занятости в качестве ищущих работу, составила 77,6 тыс. человек. Среди них 63,3 тыс. человек (81,6%) - незанятых трудовой деятельностью, в т.ч. 39,9 тыс. - имели статус безработного, из них 36,8 тыс. человек получали пособие по безработице.
В целом по области за I полугодие нашли работу 45,1 тыс. человек - 58,1%, состоящих на учете.
В течение I полугодия в банке данных находилась информация о наличии на предприятиях и в организациях 68,9 тыс. вакансий и свободных рабочих мест, представленных 3,5 тыс. работодателей.
На конец июня 2008 года по сравнению с соответствующей датой 2007 года произошло снижение численности незанятых трудовой деятельностью и безработных граждан соответственно на 18,1 и 18,5%. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5%, что на 0,3% меньше соответствующего периода 2007 года. Число незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости и приходящихся на одну заявленную вакансию, достигло 0,8 человека и снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 20%.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. Сегодня растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентноспособными. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.
Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.
Задачи урока:
- Обучающие : сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
- Развивающие : развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
- Воспитательные : экономическое, правовое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально- трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;
Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально- трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.
Основные понятия: занятые, безработица.
План урока:
1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
II . Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III . Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица - зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?
IV . Изучение нового материала
Причины, виды и формы безработицы
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.
Экономически активное население (совокупная рабочая сила ) - всё трудоспособное население.
Занятые - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.
При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
- 1 группа - причины безработицы;
- 2 группа - виды безработицы;
- 3 группа - формы безработицы.
Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа - причины безработицы.
Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
2 группа - виды безработицы.
Основные виды безработицы |
|
Фрикционная |
Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую |
Смена места жительства; |
|
Структурная |
Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации |
Изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам. |
|
Циклическая |
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства |
Возникает в период спада; |
|
Сезонная |
Невозможность работника работать в определённое время (сезон года) |
Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).
фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы |
3 группа - формы безработицы.
Основные формы безработицы |
|
Открытая |
Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет |
Скрытая |
Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства |
Текучая |
Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда |
Застойная |
Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы |
Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).
Государственная политика в области занятости.
При изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть
Последствия безработицы |
|
Позитивные |
Негативные |
- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; - сдерживаются требования профсоюзов в |
Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; |
части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; |
(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений); |
Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.
Безработица и её последствия
Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.
Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
- проведение мини-
социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;
- привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.
V . Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.
VI . Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII . Задание на самоподготовку
Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.
Базовый -
вопросы к параграфу 10.
Углублённый -
мини-
проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».
Литература:
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень. М., 2014.
- Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., 2015.
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., 2014.