THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По целевой государственной программе можно получить субсидию на развитие фермерского хозяйства в сумме от 1 до 4 миллионов рублей. Она действует до 2020 года, тысячи семейных ферм и начинающих предпринимателей уже получили гранты.

 

Заниматься производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции могут любые ИП и организации. Однако для аграрного сектора предусмотрены специальные условия и особые формы хозяйствования. Как стать фермером, какое предприятие создать, чтобы получить субсидии на развитие, налоговые льготы, дешевые кредиты? Чтобы сделать осознанный выбор, надо обратить внимание на такие моменты, как:

  • способы организации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • налогообложение, социальные платежи во внебюджетные фонды;
  • выгодные программы господдержки сельхозтоваропроизводителей.

Особенности КФХ: какую форму лучше выбрать

Сразу нужно отметить, что правовой статус КФХ отличается двойственностью. С 1990 года они создавались в форме юридических лиц, а с 1994 — как ИП без образования юрлица. В 2003 году был принят закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где оно определяется как семейно-родственное объединение граждан по соглашению. Однако с 2012 года такое добровольное образование вправе создать юридическое лицо — КФХ-ЮЛ.

Таким образом, сейчас официально существуют три разновидности фермерских хозяйств. Для их организации обязательно выполнение следующих условий:

  • занятие производством агропродукции, а также ее переработкой, хранением, перевозкой и реализацией;
  • личное участие в деятельности хозяйства, независимо от наличия (отсутствия) родственных отношений.

Чем они отличаются друг от друга?

ИП, зарегистрированный главой КФХ, и действующий единолично.

В соответствии с законом КФХ может организовать один человек. В этом случае он мало чем отличается от других предпринимателей, но приобретает преимущества своего особого статуса. Регистрация ИП проводится как обычно. Одновременно с подачей общего пакета требуемых документов заполняется сразу два заявления: N Р21001 и N Р21002 — на КФХ. Предприниматель может работать в хозяйстве один, или привлекать наемных работников как работодатель.

КФХ, основанное на соглашении (без образования юрлица).

Такое хозяйство создается как договорное объединение лиц, связанных семейными отношениями или родством. Посторонних граждан может быть не больше 5 человек. Имущество находится в общей совместной или долевой собственности, это прописывается в соглашении. Там же указывается избранный глава КФХ, который должен иметь статус ИП. Он совершает все сделки от имени хозяйства, является его официальным представителем во всех органах. Чтобы все участники были зарегистрированы как члены фермерского хозяйства, в ФНС представляется соглашение.

Тот, кто добровольно покидает хозяйство, теряет право на землю и орудия производства. Он получает только денежную компенсацию, соразмерную его части в общем имуществе, и в течение 2-х лет после выхода несет субсидиарную ответственность по общим долгам в пределах своей доли. Фактически, эта форма отличается от единоличного хозяйства более сложными имущественными взаимоотношениями, и необходимостью уплачивать страховые взносы за каждого участника.

КФХ как организационно-правовая форма юридического лица (ст.86.1 ГК).

В данном случае образуется коммерческая организация на основе членства — корпоративное юридическое лицо. Наличие родственных связей не является обязательным, но должны соблюдаться все остальные условия:

  • компания осуществляет деятельность в сфере с/хозяйства;
  • участником организации может быть только член КФХ;
  • каждый из партнеров должен внести имущественный вклад;
  • все партнеры обязаны принимать личное участие в работе.

Собственником имущества является КФХ. Однако в отличие, например, от ООО , законом предусмотрена субсидиарная ответственность его членов по обязательствам хозяйства, причем не ограниченная размером. Есть еще одна особенность. Коммерческая организация может участвовать в любых сделках, стать банкротом или ликвидироваться. Но для земельного участка действует правило: он может быть продан с публичных торгов только тому, кто будет и дальше использовать его для сельскохозяйственного производства.

Эти ограничения делают «юридическое лицо» неполноценным. КФХ-ЮЛ больше похоже на простое товарищество, однако в последнем все участники обладают статусом ИП. Единственный плюс — не обязательны родственные отношения. На практике это условие соблюдается только для старых организаций, образованных до 1994 года. Сейчас же сначала требуется создать КФХ по соглашению, после чего оно приобретает право зарегистрироваться как юридическое лицо. Такой фермерский бизнес имеет больше ограничений, чем обычное предпринимательство.

Правая проблема. В законе отсутствуют нормы, позволяющие принудительно исключить члена КФХ из участников, как это допускается для других коммерческих организаций. Поэтому избавиться от партнера, не выполняющего свои обязанности, или причинившего убытки хозяйству, невозможно. Он может выйти из фермерского хозяйства только по собственному желанию (ст. 1, № 74-ФЗ). Это касается как добровольного объединения по соглашению, так и юрлица.

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей и льготы

Любое предприятие, занятое в агрокомплексе, включая фермерское хозяйство, имеет право . Он уплачивается в размере 6% (доходы минус расходы), и дополнительно выгоден тем, что в состав расходов можно включать убытки вследствие гибели урожая. Такие плательщики освобождаются от налогов на прибыль, с доходов физических лиц (НДФЛ), на имущество, НДС. Льготы не распространяются на доходы, облагаемые по ставке 30% и таможенные товары. Однако КФХ вправе применять любую другую систему налогообложения : общую (ОСНО) или упрощенку (УСН), если считают ее более подходящей.

Что касается взносов на пенсии и медицинские страховки (ПФР, ФФОМС), то никаких исключений не допускается. Глава платит за себя, как ИП, и за членов крестьянско-фермерского хозяйства , хотя они такого статуса не имеют. Единственное послабление — фиксированная сумма независимо от размеров дохода. Так что, если соглашение подписали 5 человек, то сумма возрастает в 5 раз. За наемных работников все налоги и социальные отчисления уплачиваются как обычно в зависимости от размера зарплаты. Когда один из членов КФХ регистрируется как ИП , например, для занятия другим видом деятельности, глава хозяйства все равно должен заплатить за него страховые взносы.

Государственные субсидии на возмещение части затрат на оплату семян, электроэнергии, техники может получить не только фермер, но и обычный предприниматель, работающий на общей системе. Однако главы КФХ не уплачивают с них налоги, а ИП — облагаются по общей ставке 13% в части всех полученных доходов, включая материальную выгоду (Письмо Минфина N 03-04-05/34876 от 26.08.2013).

Участие в программах господдержки КФХ

В рамках «Госпрограммы развития сельского хозяйства … на 2013-2020 годы» действует

11 подпрограмм. Они предусматривают самые разные формы поддержки: льготное кредитование, покрытие убытков, расходов на оформление земли, покупку техники, газификацию, восстановление систем орошения и так далее. Их реализацией занимается Министерство сельского хозяйства, Ассоциация КФХ (АККОР). Подробную информацию можно найти на официальных сайтах.

В каждой области утверждается свой план мероприятий, разрабатываются своя целевая программа, которую утверждает Минсельхоз. Условия участия в конкурсах на получение грантов и субсидий публикуются на сайтах местных администраций. Претенденты должны представить бизнес-план развития хозяйства, отбор производится непосредственно в регионе (рис.1). Для примера рассмотрим три из них.

1 «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов»

В 2013 году в ней участвовали 76 регионов, на нее было выделено 2 млрд. рублей, гранты получили почти 3 000 фермеров. На 2015 год выделялась сумма 3,2 млрд. рублей, деньги получили 3500 начинающих предпринимателей, средний размер на одно хозяйство — 1,14 млн. рублей.

2 «Развитие семейных животноводческих ферм».

В этой подпрограмме принимают участие 70 субъектов федерации. На 1,5 млрд. рублей госбюджетных средств было построено и реконструировано 797 ферм. Конкурс на участие доходил до 30 заявок на место. В 2015 году было выделено 3,08 млрд. рублей, их получили 958 хозяйств. Средняя сумма гранта составила 4,35 млн. рублей на одну ферму.

3 «Поддержка малых форм хозяйствования».

По этой программе года субсидии выделяются не только КФХ, но и другим представителям агрокомплекса: предпринимателям, сельскохозяйственным кооперативам.

Деньги можно получить:

  • на строительство (реконструкцию, модернизацию) производственных зданий, цехов;
  • оборудование лабораторий для проведения ветеринарной экспертизы, контроля качества сельхозпродукции;
  • оснащение, модернизацию помещений для убоя скота, переработки, хранения мяса, рыбы, молока, овощей;
  • приобретение специального транспорта: вагонов, фургонов, прицепов для перевозки товара, в том числе по лизингу.

За 2015 год такую поддержку получили 88 сельхозкооперативов из 25 регионов на общую сумму около 1 млрд. рублей. Из них: 34 заняты пеработкой мясопродукции, 33 — молока и молочных продуктов, 21 — овощей и ягод.

Недавно в требования для отбора участников внесли изменения:

  • к получению гранта начинающему фермеру допускаются предприниматели с опытом всего 6 месяцев (за 3 года);
  • срок использования субсидий продлен до 18 месяцев (было 12), для животноводческих ферм — 24 месяца (было 18);
  • начинающий фермер через 3 года после полного освоения выделенных средств может получить деньги на семейную ферму;
  • запрещается выделение субсидии на развитие животноводства, если глава КФХ ранее был учредителем коммерческой организации;
  • для получения гранта должна отсутствовать просрочка по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов.

Выводы

Организовать фермерское хозяйство как бизнес можно в форме КФХ, если составить хороший бизнес план и проявить настойчивость, подавая заявки на участие в федеральных и региональных целевых программах. Также ничто не мешает заниматься сельским хозяйством, создав ООО или ИП. Особенно если рассчитывать на деньги частных инвесторов — при отсутствии ограничений в плане личного участия, семейственности, субсидиарной ответственности. Фермерам государство по закону оказывает поддержку, содействует их созданию и развитию. Напомним, что во всех остальных случаях — предпринимательство осуществляется на свой страх и риск.

Сельский кредит для развития ЛПХ

Многие задумываются над тем, чтобы обзавестись собственным подсобным хозяйством. Для этих целей разработан такой банковский продукт, как кредит на ЛПХ (личное подсобное хозяйство) или, как его ещё называют, сельский кредит . Более того, государство разработало программу субсидирования таких намерений своих граждан. Давайте попробуем во всём этом разобраться.

Сельский кредит – ЛПХ – раскрываем понятие

Вначале давайте раскроем само понятие личного подсобного хозяйства – что закон вкладывает в него? Это непредпринимательская деятельность граждан, связанная с производством и переработкой разнообразной сельскохозяйственной продукции (растительного и животного происхождения), предназначенной не на продажу, а на удовлетворение персональных нужд данной конкретной семьи.

Сельский кредит – ЛПХ – нормативно-правовая база

Наши парламентарии издали в 2003 году (7 июля) целый федеральный закон за номером 112, который регулирует создание и развитие личных подсобных хозяйств. В том числе в нем изложены правовые взаимоотношения между гражданами, ведущими ЛПХ, и властями, а также обозначена государственная поддержка данной деятельности.

Сельский кредит на ЛПХ – меры государственной поддержки

В соответствии с ФЗ-112 предусмотрены следующие меры господдержки граждан, развивающих ЛПХ:

  • Создание инфраструктуры – подъездных путей, инженерных сетей;
  • Селекционная и племенная работа с животными;
  • Ежегодные бесплатные вет. осмотры скота, вакцинация и лечение.

Кроме того, в соответствии с правительственным постановлением от 4 февраля 2009 года за номером 90 (с последующей редакцией от 31 декабря 2010 года за номером 1209) гражданам, ведущим ЛПХ, предоставляются субсидии по сельским кредитам в размере, не превышающем ставку рефинансирования. Субсидии идут на погашение процентов по взятым кредитам на ЛПХ, причём 95% субсидии выделяется из федерального бюджета, а 5% — из местного, областного.

Сельский кредит на развитие ЛПХ – как получить

Чтобы получить субсидию на заем для ЛПХ, понадобится представить в отдел сельского хозяйства местной администрации следующие документы:

  1. Выписка из похозяйственной книги, в которой засвидетельствован учёт ЛПХ конкретного гражданина (выдается органами местного самоуправления).
  2. Информация о личном или расчетном счете Заемщика в любом российском банке, открытом для перечисления субсидии.
  3. Копия кредитного договора, выписка из ссудного счета, график погашения займа и уплаты процентов по нему (всё должно быть заверено печатью банка или с/х КПКГ).

Сельский кредит на ЛПХ – условия предоставления гос. субсидий

Государство готово субсидировать только добросовестно обслуживаемые Заемщиком кредиты. Есть еще несколько условий выделения субсидии:

  1. Кредит ЛПХ должен быть выдан в сумме до 300 тысяч рублей на срок до 2 лет и предназначен для покупки:
  • ГСМ, запчастей и расходных материалов для с/х техники, тракторов и грузовиков;
  • Кормов;
  • Семян;
  • Удобрений;
  • Средств защиты с/х и плодовых растений от насекомых и болезней;
  • Посадочного материала (включая мальков рыбы);
  • Ветеринарных препаратов;
  • Электроэнергии, затрачиваемой на орошение посадок;
  • Различных материалов для парников и теплиц (грунт, стекло, плёнка, песок и т.п.).
  • Оборудования для животноводства (доильные аппараты, кормушки, поилки и т.п.);
  • Оборудование для переработки продуктов животноводства и с/х работ;
  • С/х малогабаритная техника (культиваторы, сеялки, мини-комбайны и т.п.);
  • Тракторы с мощностью до 100 л.с. и агрегатируемые с ними машины с/х назначения;
  • Грузовики с нагруженной массой до 3,5 т.
  1. Кредит ЛПХ должен быть выдан в сумме до 300 тысяч рублей на срок до 2 лет и предназначаться для уплаты страховой премии (взносов) при страховании урожая с/х культур.
  2. Кредит на ЛПХ должен быть выдан в сумме до 700 тысяч рублей на срок до 5 лет и идти на покупку:

Сельский кредит на ЛПХ – банки, где можно его получить

Конечно же, в первую очередь за таким займом следует обратиться в Россельхозбанк. Также выдают сельские кредиты:

  • Сбербанк;
  • АК-Барс банк;
  • Русфинансбанк и многие другие.

Подробнее об условиях выдачи кредитов на ЛПХ мы расскажем в другой статье. Следите за нашими анонсами!

Развитие сельского хозяйства, особенно в условиях возникновения острой потребности в импортозамещении ряда продуктов, ранее поставляемых из стран зарубежья, является одной из приоритетных задач государственной политики России. Поддержка фермеров осуществляется разными способами, в число которых входит выдача субсидий на развитие личного подсобного хозяйства.

Кому положена такая субсидия, каков ее размер, и что нужно сделать владельцу ЛПХ, чтобы получить финансовую помощь от государства?

Что такое личное подсобное хозяйство?

Понятие личного подсобного хозяйства установлено положениями Федерального закона № 112 от 7.07.2003. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта, под ЛПХ понимается особая форма непредпринимательской деятельности, направленной на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Реализация продукции, полученной в результате ведения гражданином и членами его семьи, не требует соответствующей регистрации в налоговом органе. Гражданин имеет право на ведение личного подсобного хозяйства с момента регистрации прав на земельный участок, предназначенный для осуществления указанной деятельности.

Виды субсидий, предоставляемых владельцу личного подсобного хозяйства

Направления, в которых оказывается государственная поддержка, установлены ст. 7 Федерального закона № 112 от 7.07.2003.

Согласно положениям статьи, государственная поддержка ЛПХ ведется по следующим направлениям:

  • формирование всей необходимой инфраструктуры в непосредственной близости от ЛПХ (в частности, средства связи, транспортное сообщение, обеспечение электричеством, газом и водой и т.д.), а также на формирование сельскохозяйственных кооперативов, позволяющих облегчить процедуру переработки и сбыта произведенной продукции;
  • создание организационно-правовых, экологических и социальных условий, позволяющих обеспечить нормальное функционирование ЛПХ, а также предоставление владельцам таких хозяйств доступа к научным разработкам и технологиям.

Денежные средства в рамках программы субсидирования личных подсобных хозяйств выделяются на:

  • содержание коров (при условии определенной численности поголовья на момент обращения за субсидией);
  • возмещение части затрат на модернизацию или приобретение новой техники, а также развитие технологий, используемых при ведении ЛПХ;
  • возмещение части затрат на убой скота;
  • искусственное осеменение коров:
  • приобретение горюче-смазочных материалов, запчастей для сельскохозяйственной деятельности, минеральных удобрений и ветеринарных препаратов и т.п.

Порядок получения субсидии на развитие личного подсобного хозяйства

Для того чтобы получить право на использование бюджетных средств в целях развития личного подсобного хозяйства, потребуется собрать следующий пакет документов:

  • заявление на получение субсидии;
  • выписку из похозяйственной книги, используемой при ведении ЛПХ;
  • копии платежных документов, подтверждающих факт несения затрат на развитие ЛПХ;
  • копии технических паспортов транспорта, используемого в ЛПХ;
  • копии договоров на получение кредита или займа, направленного на развитие ЛПХ;
  • реестр скота;
  • акты выполненных работ по убою скота и т.п.

Согласно действующему законодательству, размер субсидий, направляемых на развитие ЛПХ, устанавливается властями на региональном уровне.

Налогообложение субсидий, полученных на развитие личного подсобного хозяйства

Согласно п. 13.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, полученные на развитие личного подсобного хозяйства и использованные по назначению, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом законодатель отмечает, что для освобождения от налогового бремени необходимо выполнение следующих условий:

  • общая площадь земельного участка, используемого для ведения ЛПХ, не должна превышать 0,5 га (этот норматив может быть увеличен региональными властями, но не более чем в 5 раз);
  • для работы в ЛПХ не привлекаются наемные работники.

Итак, действующее законодательство предоставляет владельцам личных подсобных хозяйств право на получение субсидий с целью развития сельского хозяйства в стране. Точный размер и порядок получения бюджетных денежных средств устанавливается на региональном уровне: именно поэтому наиболее полную информацию о правилах предоставления субсидии можно получить в органах местного самоуправления. Стоит помнить, что средства на развитие ЛФХ выделяют практически все субъекты федерации, поэтому пренебрегать своими правами на их получение не стоит.

Перспектива развития личных подсобных хозяйств - кооперация

Комплексный подход . Сегодня в экономических кругах всё больше внимания уделяют личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), что обусловлено их большим количеством и высокой долей в производстве сельскохозяйственной продукции . В связи с этим возникают дискуссии о дальнейших перспективах ЛПХ, их роли и месте в сельском хозяйстве страны, государственной стратегии по их регулированию, стимулированию и реформированию.

Стратегия по развитию ЛПХ должна быть увязана с общей стратегией развития сельского хозяйства, со стратегией развития сельских территорий, которые, в свою очередь, должны соответствовать стратегии развития народного хозяйства. При отдельном рассмотрении ЛПХ вероятен исход, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак».

Каким мы в будущем видим сельское хозяйство, какое место будем ему отводить в многоотраслевой экономике? К какой структуре сельского хозяйства мы стремимся? Какие решения будем принимать по заселению территорий страны? Ответы на эти и многие другие вопросы должны напрямую влиять на выработку стратегии развития ЛПХ. В большинстве современных исследований по ЛПХ не рассматривают эти аспекты, что делает полученные в них выводы трудно применимыми на практике.

Основа или пережиток . При принятии стратегического решения по развитию ЛПХ необходимо отталкиваться от объективных недостатков и преимуществ этой формы хозяйствования.

Основными недостатками ЛПХ являются низкая производительность факторов производства; недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами; низкая окупаемость затрат; невысокая информированность (по законодательству, государственным программам, технологиям и др.). Все перечисленные минусы подсобного хозяйствования обусловлены главным образом ограниченностью индивидуального, мелкомасштабного, использования ресурсов (по производству, сбыту, снабжению и др.).

Собственно сам термин «подсобное хозяйство» свидетельствует о второстепенном, вспомогательном характере ЛПХ. Исторически подсобные хозяйства и появились как дополнение по отношению к более крупным формам хозяйства (колхозам и совхозам). Зачастую, по мнению многих руководителей колхозов, ЛПХ мешали коллективному труду, что снижало его производительность.

Несмотря на объективные недостатки, ЛПХ обладают и рядом преимуществ. Во-первых, в ЛПХ заключён большой потенциал расширения сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные и качественные продукты питания). Во-вторых, ЛПХ – основа исчезающего сельского населения, по сути, главный источник его выживания. Не содействовать развитию ЛПХ сегодня – значит бросить на произвол большое количество сельских жителей. В-третьих, ЛПХ имеет большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых и туризм, воспитание детей, культурное преображение и др.) для малообеспеченных слоёв населения, которых в либерально управляемой России – большинство. В-четвёртых, развивающееся ЛПХ имеет огромный потенциал как составная единица для развития крупных форм хозяйствования на основе кооперирования или интегрирования.

Кажущееся преобладание преимуществ ЛПХ над недостатками не должно вводить в заблуждение относительно перспективности подсобной формы как самостоятельной хозяйствующей единицы. Большинство общественных выгод от ЛПХ при условии справедливого распределения дохода могут с лихвой быть обеспечены в рамках крупных хозяйственных форм, способных использовать все преимущества экономии от масштаба.

Однако при решении вопроса о будущем ЛПХ нельзя руководствоваться лишь критериями экономической эффективности. Бросить на произвол судьбы тружеников ЛПХ и заняться поддержкой исключительно «крупных игроков» - означает повторить ошибку 90-х годов, когда многие решения принимались без учёта переходного периода, с его трудностями, жертвами, диспропорциями и др.

ЛПХ, безусловно, не может быть базой, основой для сельского хозяйства, но оно в то же время сегодня – его неотъемлемая часть. Поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения ЛПХ в более крупные организационно-экономические комплексы. Перспективным представляется расширение за счёт ЛПХ пока слабого кооперативного сектора сельского хозяйства.

Перспектива развития – кооперация . Более чем вековой мировой опыт свидетельствует о том, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относится и ЛПХ, сопряжено с развитием обслуживающих их кооперативов. Так было и в дореволюционной России, так есть и сейчас в западных странах. Во Франции и США, например, почти 80% фермеров охвачено кооперацией. В Швеции кредитование фермеров практически полностью осуществляется за счёт кредитной кооперации.

Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования. В на сегодня сложившихся условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.). Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении, диверсификации и др. Осуществить это позволяет производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.) кооперация.

Кооперативная организационно-правовая форма является более предпочтительной среди прочих крупных хозяйственных форм, так как она лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и сверхкрупных, корпоративных, который реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: увеличение диспаритета цен, повышение доли наёмного труда, ухудшение социально-экономического состояния сельских территорий, концентрация земельных ресурсов у крупных компаний и др.

Кооперативная форма хозяйствования уже давно по всему миру зарекомендовала себя как эффективный инструмент решения социально-экономических задач. Во многих странах с так называемой рыночной экономикой фермерские кооперативы играют существенную, а где-то и главенствующую роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом.

В Северной Европе, Нидерландах, Ирландии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в континентальной Европе (80%) и США, Канаде, Австралии (от 60 до 80%).

В странах Европейского союза сельскохозяйственные кооперативы производят до 60% продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30% от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90% всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80% необходимых средств производства. Скандинавские кооперативы поставляют до 85% всей продукции сельского хозяйства, а кооперативные предприятия производят до половины продукции пищевой промышленности.

Меры поддержки . Государственная поддержка ЛПХ должна быть связана с государственной поддержкой всего сельского хозяйства и должна соответствовать стратегии развития сельского хозяйства. Сейчас существует много частных стратегий, программ, концепций по развитию сельского хозяйства (например, отраслевые целевые программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов). Все они индивидуальные, мало связанные между собой. Отсутствует комплексная, общая, связующая концепция.

Эффективность современной государственной поддержки сельского хозяйства и ЛПХ в частности очень низкая. Среди прочего это объясняется как раз частным, не комплексным подходом к сельскому хозяйству. Народное хозяйство – система отраслей, которые влияют друг на друга. Регулирование и поддержка одной отрасли сказывается и на других отраслях (через доходность, относительные цены, спрос и др.). Поэтому невозможно управлять отраслью при несогласованных макроэкономической (народнохозяйственной) и отраслевой (в нашем случае сельскохозяйственной) политики.

Тарифы естественных монополий, процентные ставки банков, сектор торговли и др. непосредственно влияют на сельское хозяйство, сейчас чаще отрицательно. Поэтому можно бесконечно помогать сельскому хозяйству, но рост тарифов, высокая ставка ЦБ, монополизм торгового капитала сведут на нет всю эту помощь.

Например, В государственной программе развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг. примерно 38% (38 млрд. руб. в 2009 г.) ежегодного общего объёма заложенного финансирования составляют расходы на субсидирование выплат по процентам. То есть 38% средств государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно идут в банковский сектор (по оценкам экспертов фактически ещё больше).

Необходимая поддержка ЛПХ, как и всего с/х, - обеспечение условий для реализации продукции по приемлемым ценам (соответствующим ценам на продукцию I, III секторов АПК), чего можно достигнуть предоставлением торговых мест на льготных условиях, государственными закупками, стимулированием развития потребительской кооперации, развёртыванием сети информационно-консультационных центров и др.

Основной результат такой поддержки ЛПХ для всего сельского хозяйства больше даже косвенный, стратегический, нежели прямой, так как будет создаваться благоприятная среда для жизни на земле, ведения сельского хозяйства, труда в деревне и др. По мере вовлечения в хозяйственные процессы ЛПХ начнут расширяться, создавать артели, союзы, кооперативы, будут объединяться с другими предприятиями.

С точки зрения государственного управления намного эффективнее поддерживать и развивать не множество разрозненных подсобных хозяйств, а их организованные кооперативы. Государство заинтересовано в устойчивом функционировании многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. С помощью такой структуры можно реализовывать сельскохозяйственные государственные программы и решать стратегические задачи, в частности продовольственной безопасности, финансирования сельскохозяйственного производителя, государственных закупок, образования, информационного обеспечения и др. Система региональных представительств Минсельхоза, как показывает опыт, не способна решать подобного рода задачи. Во многом это объясняется тем, что министерская иерархия построена по принципу «сверху вниз», а кооперативная, наоборот, «снизу вверх».

Современный мировой и отечественный опыт начала 20-го века свидетельствуют о том, что задача по кооперированию мелких и средних хозяйств может быть успешна решена. Например, дореволюционная маслосыродельная кооперация в России явилась блестящей страницей всего кооперативного движения. В 1895 г. в Тобольской губернии открылась первая кооперативная маслодельня, а через несколько лет молочные артели охватили почти всю Сибирь. Молочные артели создали в 1907 году «Союз сибирских маслодельных артелей», который открыл свои конторы в Москве, Петербурге, Омске, Барнауле, Владивостоке и других городах России. В 1912 г. он наладил контакты с английскими торговыми организациями и учредил акционерную русско-английскую компанию по экспорту масла. К этому году союз объединял уже 382 артели, а к 1918 году - почти 2000. Помимо этого функционировало 628 артельных потребительских обществ. Союз организовал десятки своих контор, увеличил парк вагонов-холодильников, оборудовал причалы в балтийских портах и создал в Лондоне товарищество «Юнион». Члены маслодельных артелей снабжались в кредит товарами. Доходы маслодельных артелей распределялись пропорционально поставляемому молоку. В период своего расцвета через Союз артелей проходило до 30% всего сибирского масла.

Данный материал был подготовлен в 2012 году. С тех пор эта статья по-прежнему актуальна. Все идеи в отношении личных подсобных хозяйств применимы и для экопоселений, малых фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Баланс между эффективностью и инициативой малых систем и ресурсностью и масштабом крупных систем может быть найден в кооперативных объединениях малых форм хозяйствования.

Россельхозбанк - один из самых востребованных и популярных банков, который предоставляет различные виды и формы кредитования граждан на целевые и нецелевые нужды. тоже можно взять, но данный вид кредитования требует совсем других условий. Для развития личного подсобного хозяйства Россельхозбанк тоже готов выдать ссуду с государственной поддержкой под низкую процентную ставку.

Кредит на развитие личного подсобного хозяйства

Для того чтобы открыть собственное дело, необходимо найти или придумать оригинальную бизнес-идею и узнать, . Подойдет или . Любые , тоже можно легко приспособить к местным условиям, например, или . Но для того, чтобы получить кредит на развитие личного подсобного хозяйства в Россельхозбанке, необходимо, чтобы ваша идея ЛПХ подходила под одну из следующих категорий расходов:

  • Приобретение горюче-смазочных материалов;
  • Приобретение молодняка животных сельского хозяйства;
  • Приобретение средств защиты и минеральных удобрений для сельскохозяйственных растений;
  • Уплату электроэнергии;
  • Уплату аренды земли и помещений, необходимых в вашем ЛПХ;
  • Приобретение стройматериалов;
  • Различные сезонные траты и расходы.

Займ на данные траты предоставляется сроком до 2-х лет, но можно получить кредит и до 5-ти лет, если планируются более крупные расходы:

  • Приобретение взрослых животных сельского хозяйства;
  • Ремонт и строительство животноводческих помещений и загонов;
  • Приобретение сельскохозяйственного оборудования для животноводства;
  • Приобретение оборудования для подключения газовых установок;
  • Покупка земельных участков на различные нужды сельского хозяйства в личном пользовании;
  • Другие расходы средних величин.

Получить кредит в Россельхозбанке можно не только на развитие сельского хозяйства. Если гражданин Российской Федерации живет в сельской местности, то он может получить деньги на срок до 5-ти лет и на следующие виды бизнеса:

  • Развитие туризма;
  • Развитие народных промыслов;
  • Развитие торговли;
  • Бытовое обслуживание сельских жителей;
  • Заготовка различных плодов и ягод, трав и лекарственных растений.

Приобретение крупной сельскохозяйственной техники тоже возможно с помощью кредитных денег Россельхозбанка, выдаваемых на срок до 5-ти лет:

  • Автомобили, самосвалы и прочие (массой не более 3,5 тонн);
  • Тракторы мощностью до 100 лошадиных сил;
  • Оборудование для полива;
  • Тракторные прицепы;
  • Оборудование для переработки сельского хозяйства.

Совет: прежде чем брать какой бы то ни было кредит, составьте бизнес-план по ведению вашего подсобного хозяйства, а также перечень необходимых расходов. Кроме этого, нелишним будет и последующее ведение статистики трат и доходов. Так вы облегчите процесс получения нужной суммы кредита с удобными сроками его выплаты, получите более объективную картину ведения своего ЛПХ и всегда будете осознавать, сколько денег потрачено и сколько ещё необходимо на определенные нужды.

Кредит на развитие личного подсобного хозяйства в Россельхозбанке - условия

Для наиболее надежных и постоянных клиентов Россельхозбанк предлагает очень условия выгодные, но и на общих условиях заемщик может рассчитывать на денежный займ с минимальным сроком в 3 месяца и максимальной суммой в 1 миллион рублей (для надежных клиентов сумма увеличивается на 500 тысяч рублей). Кроме того, необходимо соблюсти некоторое обеспечение по кредиту, а именно поручительство не менее одного физического лица и не менее одного юридического. Плюс к этому, если вы захотите приобрести технику, может понадобиться и залог имущества. При этом банк может комбинировать эти условия на свое усмотрение.

Как получить кредит в Россельхозбанке на ЛПХ?

Итак, чтобы получить кредит в Россельхозбанке на развитие личного подсобного хозяйства, достаточно иметь бизнес-идею, определить свои расходы так, чтобы они подходили под одну из категорий выше, а также предоставить минимум двух поручителей.

Основные требования

Заемщик должен быть не моложе 23 лет и иметь гражданство Российский Федерации. Максимальный же возраст заемщика составляет 75 лет на момент погашения кредита и 65 лет для поручителя. Стаж работы варьируется в зависимости от занятости заемщика. Если он является клиентом-получателем заработной платы на счет Россельхозбанка, его стаж работы должен быть не менее 3-х месяцев на последнем месте работы, для остальных клиентов - не менее 6-ти. Не менее 12 месяцев должен быть стаж у потенциального заемщика, ведущего личное подсобное хозяйство с записями в похозяйственной книге органов местного самоуправления.

Порядок предоставления кредита

Для того чтобы на руки получить необходимую сумму кредита, вам потребуется посетить офис банка с определенным пакетом документов и написать заявление. Заявка рассматривается банком в течение 5-ти рабочих дней, и после одобрения потенциальный заемщик имеет срок в 45 дней для оформления займа. Кредитные деньги банк перечисляет на счет заемщику, который должен будет ежемесячно вносить дифференцированные или аннуитетные платежи (только для несубсидированного кредита). Банк предоставляет возможность полного или частичного досрочного погашения.

Необходимый пакет документов

Если вы оплачивали товары и услуги по безналичному расчету, то в течение 90 календарных дней с момента получения кредита вы должны предоставить банку оригиналы документов, накладных и счетов, а при наличном расчете - оригиналы чеков, заверенных оттиском печати. В этот же срок необходимо предоставить документы на приобретение товаров и услуг частным образом у физических лиц.

При приобретении техники в течение 75 календарных дней необходимо будет предоставить паспорт транспортного средства, акт его передачи, документ о регистрации права залога в Гостехнадзоре.

При подключении газового оборудования в течение 180-ти календарных дней понадобится предоставить документы о расходах и свидетельство о праве собственности на жилое помещение.

Кроме этого может понадобиться дополнительный комплект документов, подтверждающий ведение или прекращение деятельности в сельском хозяйстве в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ).

Плюс к перечню нужно предоставить паспорт, анкету-заявление на предоставление кредита, выписку о похозяйственной деятельности и справку о доходах.

Процентные ставки

Если вы получаете кредит на срок до 12 месяцев впервые, ваша процентная ставка будет от 16,5%. Если же вы попадаете под категорию надежных клиентов, то можете рассчитывать на ставку от 14,9%. На срок от 12 до 60 месяцев действует предложение по ставке от 16,5% для новых клиентов и 15,5% для надежных. Если же вы нарушите условия по предоставлению документов, подтверждающих целевое направление кредита, Россельхозбанк может увеличить процентную ставку на 2,5%. Если вы откажетесь страховать жизнь и здоровье согласно условиям предоставления кредита на ЛПХ и условиям страховой компании, вам стоит ожидать автоматического повышения процентной ставки на 4,5-5%.

Совет: очень часто клиенты стремятся отказываться от страхования жизни и здоровья при оформлении кредита и в чем-то оказываются правы. Ведь зачастую даже со всеми комиссиями и увеличениями ставки по кредиту выплаты заемщика ожидаются меньше, чем вместе с выплатами по страховке. Однако если вы планируете досрочно погасить свой кредит, лучше согласиться на страхование, ведь при досрочном погашении деньги за него можно вернуть, обратившись с письменным заявлением в страховую компанию.

Сохраните статью в 2 клика:

Правительство Российской Федерации сегодня всячески старается поддерживать сельских жителей и развитие сельского хозяйства. В частности, государство готово субсидировать часть кредита на расходы по развитию личного подсобного хозяйства любого гражданина России, живущего в сельской местности и готового серьезно взяться за данный вид деятельности. При этом Россельхозбанк предлагает кредит на развитие ЛПХ на выгодных условиях, сравнительно небольшой пакет документов, выгодную процентную ставку и срок кредитования до 5 лет.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама