Высшим органом управления большинства НПФ является Совет фонда. Он формируется исключительно учредителями; вкладчики и участники не принимают участия в этой процедуре. К компетенции Совета уставы фондов обычно относят:
· решение стратегических вопросов деятельности фонда;
· утверждение и изменение важнейших документов (устава, правил Фонда);
· определение инвестиционной политики;
· утверждение годового отчета о работе фонда, плана работы на следующий год, сметы расходов;
· назначение исполнительных органов фонда и формирование Попечительского совета.
Периодичность заседания Совета в разных фондах обычно составляет от раза в месяц (на этапе создания и развертывания деятельности фонда) до раза в год (на этапе спокойного функционирования). Иногда проводят аналогию между Советом фонда и собранием акционеров акционерного общества. Данная аналогия вполне правомерна, так как и собрание, и Совет являются высшими органами управления соответствующих юридических лиц. 11 http://npf.investfunds.ru/reform/encyclopedia/5/
Оперативное управление деятельностью фонда обычно осуществляет специально назначенный исполнительный орган. Он может быть единоличным (генеральный или исполнительный директор) и/или коллегиальным (дирекция, правление). В его компетенцию входит:
· организация текущей работы фонда;
· заключение договоров с клиентами;
· подбор сотрудников и оформление отношений с ними;
· заключение договоров на управление активами и контроль над деятельностью управляющих;
· начисление пенсий и организация их выплат.
Исполнительный орган формируется Советом и подотчетен ему, однако степень предоставляемой исполнительному органу свободы может быть довольно большой (зависит от активности работы Совета).
В некоторых фондах создаются ревизионные комиссии. Основы их деятельности обычно прописываются в уставах фондов. Фактически же для учредителей ревизионные комиссии -- это инструмент контроля над исполнительным органом фонда.
Надзор над деятельностью фонда осуществляет Попечительский совет. Он может включать представителей предприятий и организаций -- вкладчиков фонда, представителей профсоюзов, рядовых участников или уважаемых людей со стороны. Как правило, фонды не устанавливают квот представительства тех или иных групп в попечительском совете.
Деятельность Попечительского совета может заключаться в:
· предварительном утверждении годового отчета;
· предварительном согласовании важнейших решений фонда;
· ознакомлении с деловой документацией фонда. 11 http://npf.investfunds.ru/reform/encyclopedia/5/
Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого прироста пенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием для существования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов. Это, прежде всего жесткий контроль со стороны государства.
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России) лицензирует деятельность НПФ, регистрирует их правила, а также осуществляет общий государственный надзор за деятельностью всех НПФ и компаний, управляющих их активами. 11 Хмыз О. Проблемы НПФ. [Текст] М.: Вопросы экономики. - 2007.
Все фонды в обязательном порядке предоставляют годовую, квартальную и месячную отчетность о своей деятельности в ФСФР России.
Соблюдение установленных нормативов размещения резервов помимо ФСФР России в ежедневном режиме контролирует специализированный депозитарий, имеющий лицензии на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Каждый НПФ обязан формировать внутренний страховой резерв, который используется для пополнения резервов покрытия пенсионных обязательств в случае недостатка последних и не может быть менее 5% от размера средств пенсионного резерва.
В соответствии с действующим законодательством в каждом НПФ осуществляется внешний аудит и независимое актуарное оценивание. Аудиторское заключение и актуарный баланс предоставляется в ФСФР России. Годовой отчет и бухгалтерский баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в открытой печати. Итоги работы каждого фонда за год проверяет Ревизионная комиссия, рассматривает и утверждает Совет фонда.
Важной гарантией надежности негосударственного пенсионного фонда является объем его собственных средств, в том числе размер совокупного вклада учредителей. Данные средства, так же как и страховой резерв, будут направлены на покрытие пенсионных обязательств фонда в случае дефицита пенсионных резервов. 22 Марохин В.В.//Негосударственне фонды: «Что мешает инвестициям»//«Социальная защита»
Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии; 8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов; (в ред.
Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды
Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 4) ведет реестр фондов; (пп.
4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ) (см.
Как работает пенсионный фонд? структура и управление пенсионного фонда рф
Ведь от него напрямую зависит то, насколько рационально и правильно будут распределены те бюджетные средства, которые выделяются государством. Принципы работы Пенсионного фонда Давайте вкратце рассмотрим, как работает Пенсионный фонд России. Если говорить условно, то механизм функционирования этого учреждения связан с поддержкой материального блага людей, которые входят в социальную категорию.
Внимание
При этом новое поколение, начинающее работать, должно делать взносы в данную структуру. Пожилые люди, наоборот, в силу того, что работать уже не могут, получают каждый месяц фиксированную сумму. По сути, Пенсионный фонд – вечный цикл. В статье будут описаны свойства и процесс организации работы данной структуры.
К тому же несколько слов заслужил и начальник Пенсионного фонда, но об этом позже. Страховые взносы Источником дохода Пенсионного фонда являются национальные выплаты.
Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе: утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании; утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ; (см.
Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:
- разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
- заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
- аккумулирование взносов и накоплений;
- отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
- сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
- обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.
Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ.
Важно
Вопросы для обсуждения:
- Контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Контроль за деятельностью органов и учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.
- Организация контроля за качеством социального обслуживания населения.
Тема 14. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц. Вопросы для обсуждения:
- Правонарушения и ответственность органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.
- Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения и обслуживания.
Литература Основная Галаганов В.П.
Право социального обеспечения: учебник / В.П.Галаганов. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 416 с.
Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒ Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, принципы, виды контроля за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц. 2. Объект и субъекты контроля за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.
Тема 14. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения и их должностных лиц.
На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить. Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги.
Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен. Содержание
- Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ
- Законодательно закрепленные нормы контроля
- Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ
- Общественный контроль
- В заключение
Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители.
РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Минздравсоцразвития РФ;
- Банк России.
Пенсионный Фонд Российской Федерации Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй. Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:
- Министерство труда и социальной защиты;
- Министерство финансов;
- ФСФР.
Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.
Инфо
Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. (п. 5.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6.
При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе: (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см.
Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация.
Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом. На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования.
Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение. В заключение Теперь вы знаете, какие органы контролируют НПФ.
Современное российское законодательство позволяет работающим гражданам хранить свои пенсионные отчисления не только в структурах ПФР, но и в негосударственных пенсионных фондах.
Первые организации такого рода появились в России еще в 90-х годах прошлого столетия. Добро на их создание дал президентский указ №1077, подписанный гарантом конституции 16 сентября 1992 года. Документ приобрел силу закона на основании чрезвычайных полномочий, которыми наделили главу государства на время проведения интенсивных экономических реформ. В рамках этого этой программы в последующие два года было учреждено почти 350 различных организаций, в той или иной степени относящихся к негосударственным пенсионным фондам. До конца 1996 года на ведение некоммерческой деятельности с пенсионными накоплениями граждан было выдано всего 26 разрешений. Эти документы регламентировали работу НПФ и позволяли им: формировать активы через привлечение денежных средств юридических лиц; передавать полученные средства компаниям, специализирующимся на управлении активами; осуществлять в течение длительного времени или пожизненно регулярные денежные выплаты любым категориям граждан. К началу 1998 года разрешительные бумаги на такой род деятельности получили уже 252 структурных организации и в течение последующих 10 лет эта цифра практически не изменялась.
С середины 2008 года количество НПФ начало резко сокращаться. Часть субъектов самоликвидировались в результате банкротства, а мелкие компании пошли на слияние с более крупными за счет изменений в действующем законодательстве.
Весной 2016 года российское правительство под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева уделило очень много внимания рассмотрению законопроекта, обязывающего акционеров НПФ в полном объеме компенсировать финансовые убытки, причиненные клиентам. «Если в результате проверки будет установлено, что количество денег на клиентских счетах снизилось из-за неразумного инвестирования, проведенного в интересах третьих лиц, все потери акционерам фонда придется восстановить. Это убережет управляющих делами от пагубного желания использовать доверенные финансы в целях личного обогащения» - выступая перед министрами, заявил г-н Медведев и порекомендовал как можно быстрее проработать документ с экспертами и внести на рассмотрение в Госдуму. «Мы должны всеми возможными средствами защитить людей, доверивших свои страховые и пенсионные накопления частным инвесторам и негосударственным фондам. А этот закон станет эффективным инструментом контроля за нечистыми на руку финансистами» - заметил премьер-министр. Слова главы правительства были приняты к сведению, и рабочая группа взялась за проект с удвоенной силой.
Каждый негосударственный пенсионный фонд находится под пристальным контролем различных проверяющих органов. Ежегодно финансовую деятельность организации тщательно изучают Федеральная налоговая служба, Департамент общих коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ РФ, главный офис ПФР и государственная счетная палата. Кроме того, бухгалтерские отчеты обязательно просматривают на соответствие независимые актуарий и аудитор. Один раз в квартал проверки проводят налоговая служба РФ и служба БР, курирующая финансовые рынки. Раз в неделю состояние дел в негосударственной структуре изучает ПФР, а ежедневно – представитель специального депозитария. Каждая из этих служб составляет собственный отчет и подает его фискальным органам со своими замечаниями и пожеланиями. На основании этих данных лицензию на деятельность организации продлевают или аннулируют.
Список российских негосударственных организаций, предоставляющих гражданам услуги по управлению страховыми пенсионными накоплениями, велик и обширен. Но и в этом многообразии всевозможных структур и компаний существует свой собственный рейтинг, определяющий лучших представителей отрасли. В первую пятерку входят самые эффективные по доходности и надежности предприятия.
НПФ «Сбербанк» Имеет высокий уровень прибыльности, большой опыт в разнообразных финансовых операциях, мощную базовую основу в виде крупного госпредприятия (Сбербанка России) и наивысший предельно возможный уровень надежности (ААА). В этом фонде хранят свои сбережения более 4 миллионов человек, а число клиентов, заключивших договор ОПС, превышает 1 миллион.
НПФ «Промагрофонд» Не слишком крупный, но чрезвычайно популярный фонд с активно растущей клиентской базой. С момента основания не имеет глобальных финансовых проблем, не терпит убытков и стабильно демонстрирует высокую доходность инвестиций.
НПФ «Газфонд» Среди конкурентов выделяется чрезвычайно высоким процентом доходности. Относительно легко пережил самые сложные моменты кризиса и сумел сохранить за собой лидерские позиции на рынке финансовых услуг. Пользуется доверием у граждан и регулярно проводит все необходимые выплаты.
НПФ «Лукойл» Один из самых старых фондов России. Учрежден в 1994 году, а с 2006 года имеет бессрочную лицензию на ведение деятельности. Содержит отделения в 80 российских городах 54 региональных округов. В 2011 году совершил поглощение трех более мелких фондов, тем самым увеличив долю капитала и расширив географию присутствия на территории государства.
НПФ «Гефест» Образован в 1993 году и с 2004 года работает по бессрочной лицензии. Надежный, доходный, с хорошим инвестиционным портфелем. Имеет филиалы в различных федеральных округах и предоставляет гражданам широкий спектр услуг по приумножению пенсионных накоплений.
Эти фонды ежегодно входят в рейтинг самых популярных и востребованных, не имеют проблем с фискальными органами и в течение многих лет четко выполняют все взятые на себя обязательства.
В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет ФСФР России.
Контролирующие организации
ФСФР - основной государственный орган, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев негосударственных фондов, Пенсионного Российской Федерации, государственной управляющей компании. В случае нарушения лицензионных требований, деятельности по формированию и размещению средств резервов, формированию и инвестированию средств накоплений, ФСФР уполномочен выносить замечания и предписания об их устранении, приостанавливать полностью или частично деятельность фонда или аннулировать лицензию.
Министерство труда и социальной защиты РФ защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников, а также регулирует правоотношения, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации.
ЦБ вступает в Международную организацию органов пенсионного надзора
Исполнительный комитет Международной организации органов пенсионного надзора (IOPS) одобрил заявку Банка России о вступлении в данную организацию в качестве основного члена, сообщает пресс-служба ЦБ.Членство в IOPS позволит ЦБ РФ принимать участие в разработке международных стандартов в области пенсионного надзора, в международном обмене информацией, а также изучать лучший международный опыт в указанной сфере и иметь доступ к исследованиям в области пенсионного надзора, проводимым IOPS.
Сроки обработки налоговых отчетов контролирующими органами
В процессе документооборота по каждому отправленному через СБИС++ отчету Вы получаете ряд юридически значимых документов от оператора (Компании «Тензор») и контролирующего органа. Для того, чтобы обновить информацию о пришедших ответах, необходимо нажать кнопку «Получить ответы» .находящуюся в правом нижнем углу программы (Рис. 1). В соответствии с Приказом ФНС России № ММ-7-6/ от 02.
Кто контролирует НПФ
Высшим органом управления большинства НПФ является Совет фонда (СФ).Он формируется исключительно учредителями; вкладчики и участники не принимают участия в этой процедуре.
К компетенции Совета уставы фондов обычно относят: решение стратегических вопросов деятельности фонда; утверждение и изменение важнейших документов (устава, правил); определение инвестиционной политики; утверждение годового отчета о работе фонда, плана работы на следующий год, сметы расходов; назначение исполнительных органов фонда и формирование Попечительского совета.
Аллея 25-летия Пенсионного фонда
Сегодня на пересечении ул. Московской и Цоколаева во Владикавказе вблизи «афганского сквера» появилась аллея 25-летия фонда РФ.
Посадка 25 саженцев дуба, липы и клена – акция символичная: нынешний год для Пенсионного юбилейный. 25 лет назад была образована крупнейшая государственная структура в России, оказывающая услуги в области социального обеспечения населения и представляющая собой единую централизованную и эффективную систему органов управления средствами обязательного страхования в стране.
В акции по посадке деревьев приняли участие сотрудники республиканского Отделения фонда и Управления в г. Владикавказе. Традиция высаживать деревья заложена 5 лет назад (когда отмечалось 20-летие ПФР) и сегодня была продолжена.
Участники акции взяли на себя обязательство следить, как приживутся саженцы, и при необходимости ухаживать за ними.