THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Встречаются ситуации, при которых обязанности по уплате налога в бюджет государства ложатся не на налогоплательщиков непосредственно, а на иных лиц ― налоговых агентов. От них зависит полнота расчета и перечисление налогов, таких как НДФД, НДС и налог на прибыль. Рассмотрим подробнее кто такой налоговый агент по НДС.

Кто такие налоговые агенты

В процессе хозяйственной деятельности у экономических субъектов помимо обязанности перечислять налоги в бюджет по результатам работ может возникнуть и необходимость совершать платежи и в качестве налоговых агентов. Налогами в таких ситуациях выступают НДФЛ, налог на прибыль и НДС. Такие субъекты признаются налоговыми агентами. При этом налоговые агенты сами могут и не быть плательщиками перечисленных налогов. Например, налоговый агент по НДС вправе не рассчитывать налоги от собственной деятельности, но перечислять его за прочих представителей обязан при возникновении некоторых ситуаций.

Обязанности налоговых агентов

Налог За кого перечисляется В каких случаях
НДФЛ За физ.лиц Если физ.лица являются наемными работниками или оказывают определенные виды услуг
Налог на прибыль За юр.лица российские и зарубежные При выплате дивидендов, начислении доходов иностранным организациям
НДС Юр. лица За аренду муниципального имущества, при работе с иностранными учреждениями

Согласно НК РФ, у налогового агента имеются те же права, что и у непосредственных налогоплательщиков. Это лица, которые должны удержать у определенных категорий субъектов налог и перечислить его своевременно и в полном объеме в бюджет страны.

Обязанности налоговых агентов

Возникновение обязанностей у налоговых агентов, касающихся начислений и выплат денежных средств в пользу государства, возникает лишь в случае появления денежных расчетов с непосредственными плательщиками. Если при совершении сделки предусмотрены выплаты в натуральной форме или проведение взаимозачетов, то необходимости в выполнении функций налоговых агентов не возникает.

В таких ситуациях потенциальные агенты обязаны известить налоговые органы о невозможности удержания налога у субъекта и перечислении в бюджет требуемых сумм. Предоставить соответствующее уведомление требуется не позже месяца с момента возникновения причины, в результате которой налог удержан не будет.

Обязанности у субъектов в качестве налоговых агентов по НДС возникают в следующих случаях:

  1. При покупке товаров у незарегистрированных в РФ иностранных лиц.
  2. Приобретение в собственность или в аренду имущества у органов муниципальной власти.
  3. Выступление в качестве посредников при реализации товаров иностранными лицами, не имеющими регистрации в РФ.
  4. Продажа имущества (конфиската, бесхозных вещей), принадлежащего государству.

Не имеют статуса налогового агента лица, занимающиеся реализацией товаров иностранных поставщиков, связанных с проведением Олимпийских игр. Данное правило действует до начала 2017 года.

Налоговыми агентами могут быть признаны и лица, сами плательщиками НДС не являющимися.

Ответственность налогового агента

Налоговые агенты уполномочены совершать следующие действия:

  1. Ведение учета по полученным доходам, начисленным налогам и перечисленным суммам плательщиков, отдельно по каждому представителю.
  2. Своевременное предоставление в контролирующие органы документов с расчетами о начисленных и удержанных суммах. В качестве такого документа налоговые агенты по НДС используют налоговую декларацию по НДС. Сюда же относят и уведомление о невозможности удержания суммы в денежном выражении.
  3. Обеспечение хранения документов, подтверждающих начисление и уплату в сроки не менее 4-х лет.

В зависимости от видов налогов, функции агентов могут быть более расширенными.

При неисполнении своих обязательств налоговые агенты несут ответственность согласно законодательству. Основными причинами выступают случаи неудержания или перечисления налогов не полностью. Подобные действия могут привести к штрафам, равным 20% от стоимости недоимки.

Однако если сама сумма налога не была вовремя удержана из средств непосредственно налогоплательщика, то принудить налогового агента выплатить недостающие средства за счет собственных невозможно, о чем свидетельствует в последнее время судебная практика. Но следует помнить, что неуплата влечет за собой штрафы и растущие пени за каждый просроченный день платежа. Неуведомление о действиях контролирующие органы (отсутствие декларации) также приводит к начислению штрафов.

Налоговый агент по НДС для иностранных организаций

Приобретение товаров и услуг у поставщиков ― иностранцев порождает необходимость исполнения агентских обязательств по НДС.

Условия для возникновения исполнения обязанностей налоговых агентов следующие:

  • покупатель зарегистрирован в налоговых органах как юр. лицо или ИП;
  • местом приобретения товара у иностранного лица признается территория РФ;
  • иностранный продавец не обладает регистрации в ФНС РФ.

Несоблюдение даже одного из условий означает, что дальнейшей необходимости по исполнению обязанностей лица как налогового агента по НДС не возникает. Например, если иностранный продавец зарегистрирован в качестве налогоплательщика в органах ФНС, то у него же и появляется необходимость начислять и уплачивать НДС.

В целях устранения дальнейших разногласий рекомендуется запрашивать при заключении договоров у иностранных контрагентов документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ.

Налоговая ставка к перечислению в бюджет рассчитывается в зависимости от условий договора. Применение цены, включающей НДС, предполагает ставку 10/110 или 18/118. Если в стоимости товара НДС не учтен, используют 10% или 18%.

Если предметом реализации представляется товар, освобожденный от НДС согласно НК РФ, то необходимости выполнять функции налоговых агентов не возникает.

Налоговый агент по муниципальному имуществу

При использовании экономическим субъектом муниципального имущества (приобретение, аренда помещения) требуется рассчитать НДС в качестве налогового агента. По итогам расчетов предоставляется декларация в органы ФНС.

Пример . Организация ООО «Ветер» применяет режим ЕНВД (про учет на ЕНВД читайте :). Основой вид деятельности ― розничная торговля. С этими целями ООО «Ветер» арендует помещение у муниципальных властей. Стоимость аренды ― 30 000 рублей в месяц. Организация на этих условиях обязана ежеквартально предоставлять декларацию в органы ФНС по месту осуществления деятельности. Размер начисленного и перечисленного налога за квартал составит 18% от 30 000 за каждый месяц, равен 16 200 рублей.

В некоторых ситуациях вместо налогоплательщика удерживает и оплачивает в бюджет НДС другое лицо, выступающее в качестве налогового агента по НДС. Такая возможность регламентирована статьей 161 Налогового Кодекса РФ.

Согласно Налоговому Кодексу РФ, налоговыми агентами по НДС признаны:

  • Индивидуальный предприниматель либо компания, покупающая товары в РФ у иностранных компаний, которые не являются налогоплательщиками;
  • Покупатели государственного имущества;
  • Арендаторы государственного либо муниципального имущества;
  • Индивидуальные предприниматели, организации и другие органы, которые реализуют конфискованное имущество, бесхозные ценности и другое;
  • Покупатели имущества, которое было передано в государственное пользование из-за банкротства бывшего владельца;
  • Предприниматели, которые состоят на учете в налоговых органах и занимаются продажей товара по договорам поручения.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Момент определения налоговой базы

В статье 161 Налогового Кодекса РФ описаны все случаи, когда компания признается налоговым агентов по НДС. Они обязаны предоставлять в инспекцию соответствующую декларацию, форма которой утверждена приказом №31 Министерства Финансов.

В статье 163 НК РФ описан налоговый период, за который агент должен передать соответствующие документы. В большинстве случаев этот срок составляет календарный месяц. Сдавать декларацию нужно до 20 числа месяца, который следует за отчетным. В случаях, когда выручка предприятия не превышает 1 000 000руб. в месяц, налоговым период признается квартал.

Когда возникает обязанность по уплате НДС

Обязанность по оплате НДС у налогового агента появляется в тех случаях, когда ведется деятельность по:

  • Продаже иностранных товаров по договору поручения или комиссии;
  • Покупке товаров у иностранных предприятий, которые не являются зарегистрированными на территории РФ плательщиками налога;
  • Аренде государственной собственности;
  • Реализации конфискованного имущества на территории РФ;
  • Продажи отчужденного по решению суда товара;
  • Приобретении имущества, которое не стоит на балансе государства.

Проводки при исполнении обязанностей налогового агента

Для того чтобы отдельно выделить операции по удержанию НДС, налоговый агент может применять счет 68.32, его название «НДС при исполнении обязанностей налогового агента». Также при формировании проводок могут быть использованы вспомогательные счета. Чаще всего бухгалтера используют 76 АН «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента»:

Для формирования правильных проводок информация берется из заранее подготовленных счетов-фактур. Их правильное заполнение регламентировано пунктом 3 статьи 168 НК РФ.

Штрафы для налогового агента по НДС

В случаях, когда налоговый агент не перечисляет или же не удерживает НДС, то с него может быть списано 20% от суммы, которую нужно оплатить в бюджет. Такие же последствия ожидают и тех налоговых агентов, которые удерживают или перечисляют денежные средства в неполном объеме. Такая возможность регламентирована в статье 123 Налогового Кодекса РФ:

По каждому иностранцу, который не состоит на учете налоговой службы, но предоставляет ему свои услуги, товары, работы (является продавцом) отдельно.

Налоговым агентом является арендатор муниципального, государственного и федерального (в том числе и субъектов федерации) имущества в случае, если органы власти и местного самоуправления предоставили его как такового.

Это также лицо, которое выплачивает денежные средства или другим лицам, состоящим на учёте в качестве налогоплательщиков, однако является реализатором операций, подлежащих обложению каким-либо налогом.

Яркий пример налогового агента – работодатель по отношению к зарплате, которая выплачивается работающим на предприятии.

Основные случаи уплаты налога налоговым агентом

Среди основных случаев обязательной уплаты НДС налоговым агентом:

  • реализация операций по продаже или услуги на российской территории иностранными лицами по факту отсутствия их на учете контролирующего налогового органа, в то время, как налоговый агент (организация и индивидуальный предприниматель) состоит на учёте и приобретает у иностранца;
  • при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами власти и местного самоуправления на российской территории. Исходя из этого, налоговым агентом стает арендатор имущества.

Декларация НДС для налогового агента

Список необходимой документации

При составлении декларации, контрагент обязан руководствоваться данными из , регистрами бухгалтерского учета. Нормы расчета налога предусмотрены ст. 161 Налогового Кодекса.

Руководство к заполнению

При заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость всем отчитывающимся налоговым агентам обязательны к заполнению титульный лист, и декларации, согласно действующему федеральному законодательству. Неплательщики налога в качестве налоговых агентов, которые выставляют счета-фактуры, заполняют дополнительно .

Реквизиты по регистрации налогового агента прописываются на титульном листе. Декларация подписывается уполномоченным лицом организации. В случае передачи НДС-декларации доверенным лицом от лица плательщика налога прописываются на титульном листе данные доверенного лица (паспортные данные, рабочая должность, номер доверенности) и заверяется подписью.

Раздел 2 – основной раздел в декларации для налогового агента

Второй раздел декларации по НДС выводит сумму налога к уплате для налогового агента и оформляется отдельно по каждому предприятию, в отношении которого налогоплательщик признается налоговым агентом.

Контрагент заполняет 2 раздел декларации при наличии одного и больше договоров с одним налогоплательщиком (арендодателем).

Если работа с каждым лицом ведется больше чем по одному договору, в таком случае раздел подается на одном листе. Если имеет место факт реализации контрагентом конфискованного имущества, клада или вещей, не имеющих собственника, раздел также подается на одной странице.

Раздел 2 НДС-декларации может подаваться на нескольких страницах, если были осуществлены операции с более чем одним партнером.

При этом раздел 2 оформляется отдельно по каждому:

  • арендодателю (муниципальный или государственный орган, который предоставляет аренду или продажу некое имущество);
  • иностранному лицу, который признается неплательщиком налога по факту отсутствия его на учете контролирующего налогового органа в РФ и который является продавцом товара (услуги), а также по факту продажи товаров зарубежному предприятию по агентским/комиссионным договорам;
  • поставщику-продавцу товара, который реализует муниципальное или государственное имущество, не закрепленное за каким-либо соответствующим предприятием.

К заполнению обязательны строки 010-070.

  • Строка: 010 – КПП отделения организации иностранного лица, за которое предоставляется раздел и уплачивается НДС;
  • Строка: 020 – имя или название иностранного лица (арендодателя, продавца в соответствии с договором), чьим налоговым агентом представляется заполнитель;
  • Строка: 030 – ИНН лица, по операциям с которым признается заполнитель, если таковое имеется. В противном случае поставить прочерк;
  • Строка: 040 – КББ – двадцатизначный код, который используется для учета бюджетов (доходов и расходов);
  • Строка: 050 – код контрагента в ОКТМО;
  • Строка: 060 – сумма налога, которая подлежит окончательной уплате в бюджет;
  • Строка: 070 – семизначный код операции с иностранным лицом;
  • Строка: 080 – сумма налога по отгрузке услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 090 – сумма с оплаты (в том числе и частичной), полученной в налоговом периоде, в счет отгрузки товаров в предстоящем времени, услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 100 – сумма налога, которая исчисляется строками 080 и 090.

Другие разделы декларации

Вычеты по НДС налоговые агенты могут отразить после уплаты налога государству - по этим данным прописывается строка 180 в 3 разделе.

Позиция ФНС такова, что право на налоговый вычет может возникнуть только в следующем отчетном квартале после уплаты налога, однако, возможным представляется также заполнение сразу разделов 2 и 3, в случае, когда покупка товаров (к примеру, у иностранного лица) и перечисление налога в государство осуществляются в одном квартале, по усмотрению законодательства.

Также требуется заполнить 12 раздел в случае, если представитель декларации не уплачивает налог или признан освобожденным от его уплаты, но выставил налогоплательщикам счета-фактуры с отображением суммы НДС.

Подача декларации, строки и нарушения

Контрагенты подают отчетность с заполненным титульный листом, разделами 1 и 2. Также зачастую необходимо заполнить 2 раздела на дополнительных листах.

Налоговая декларация подается налоговым агентом в электронном формате.

Лица, признаны освобожденными от уплаты налога (либо неплательщики НДС), которые признаются налоговыми агентами, могут воспользоваться правом подачи отчетности лично инспектору, либо прибегнуть к услугам почтового отделения и отправить документ, представив опись вложения.

Условия сроков, нарушений и формы подачи декларации других налогоплательщиков не отличаются для налоговых агентов: ее следует представить до 25 числа месяца, который наступит после отчетного квартала, а в случае обнаружения ошибки налоговый инспектор потребует объяснений в той форме, в которой подавалась декларация.

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговыми агентами по НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели (а также физические лица — арендаторы федерального имущества) в случаях, перечисленных в статье 161 Кодекса. Причем не важно, являются эти лица плательщиками НДС или нет. Обязанности налоговых агентов могут возникнуть у организаций и предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения либо освобожденных от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ.

Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в статьи 170 и 171 НК РФ внесены дополнения, касающиеся порядка исчисления НДС налоговыми агентами. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2008 года. Установлены правила учета НДС в ситуации, когда налоговый агент возвращает иностранному партнеру товар или отказывается от выполненных работ (услуг).

Рассмотрим подробнее, как организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДС с учетом поправок.

В статье 161 НК РФ предусмотрено пять категорий налоговых агентов по НДС.

Во-первых, это зарегистрированные в российских налоговых органах организации или индивидуальные предприниматели, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранного лица (п. 2 ст. 161 НК РФ). Обязанности налогового агента возникают, если зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика на территории России. Допустим, товары (работы, услуги) приобретаются у представительства иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Тогда НДС исчисляется и уплачивается в бюджет представительством этой иностранной организации самостоятельно (либо ее уполномоченным представительством — если у иностранной организации на территории России несколько представительств, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации).

Если местом реализации товаров, работ, услуг не признается территория Российской Федерации, объект обложения НДС отсутствует. У покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Место реализации товаров (работ, услуг) необходимо определять в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.

Во-вторых, налоговым агентом является лицо, арендующее на территории России федеральное и муниципальное имущество, а также имущество субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 161 НК РФ). Но только при условии, что в качестве арендодателя непосредственно выступает орган государственной власти или местного самоуправления. Обычно подобные договоры заключают с комитетом по управлению имуществом. Иногда оформляется тройственный договор между арендатором, государственным (муниципальным) органом и балансодержателем имущества.

Если арендодатель — организация, владеющая передаваемым имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется иной порядок уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае исчисляет и перечисляет НДС в бюджет сам арендодатель. Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Определения Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О.

В-третьих, обязанности налоговых агентов по НДС возникают у организаций или предпринимателей, уполномоченных продавать конфискат, клады, бесхозные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ). Реализация указанных ценностей — одна из функций Российского фонда федерального имущества.

В-четвертых, налоговыми агентами считаются организации и индивидуальные предприниматели, которые продают на территории России на основании посреднических договоров с участием в расчетах товары иностранных лиц (п. 5 ст. 161 НК РФ). Разумеется, речь идет о зарубежных партнерах, не состоящих на учете в российских налоговых органах.

И наконец, в-пятых, налоговым агентом по НДС выступает собственник судна в ситуациях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ. Это случаи, когда судно исключается из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента его регистрации, не считая фактов признания плавсредства погибшим, пропавшим без вести или утратившим качества судна. Кроме того, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно оно не зарегистрировано в реестре, предыдущий судовладелец признается налоговым агентом по НДС. Обязанности налогового агента возникают у собственника в момент исключения судна из реестра или по истечении 45 календарных дней с даты перехода права собственности соответственно (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-07-07/09).

Напомним, что четвертая и пятая категории лиц признаны налоговыми агентами с 1 января 2006 года (в соответствии с федеральными законами от 22.07.2005 № 119-ФЗ и от 20.12.2005 № 168-ФЗ).

Таблица. Налоговая база и налоговая ставка у налоговых агентов

1
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в налоговых органах (п. 2 ст. 161 НК РФ)
Сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ)
10/110 или 18/118(п. 4 ст. 164 НК РФ)

2
Лица, арендующие федеральное и муниципальное имущество, имущество субъектов Российской Федерации у органов государственной власти, местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ)
Сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ)
18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ)

3
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ)
Цена реализуемого имущества, определяемая согласно статье 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ)

4
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ по договорам поручения, комиссии, агентирования с участием в расчетах товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах (п. 5 ст. 161 НК РФ)
Стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ)
10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ)

5
Собственник судна в случаях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ
Стоимость, по которой судно было реализовано заказчику, с учетом НДС
18% (п. 6 ст. 161 и п. 3 ст. 164 НК РФ)

Правила исчисления и уплаты налога

Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет НДС в полном объеме (п. 4 ст. 173 НК РФ). Различные категории налоговых агентов по НДС определяют налоговую базу по-разному (см. таблицу).

При продаже имущества, обращенного в федеральную собственность, а также комиссионных товаров, принадлежащих иностранным лицам, налоговые агенты дополнительно к цене реализации предъявляют покупателю сумму НДС. Основание — пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса.

Согласно новой редакции статьи 163 НК РФ с 2008 года налоговый период по НДС и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов равен кварталу. Налоговые агенты должны уплатить исчисленный НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Исключение — случаи приобретения работ или услуг у иностранных лиц, не зарегистрированных в российских налоговых органах. В таких ситуациях налоговый агент обязан уплатить удержанный налог в бюджет одновременно с перечислением выручки зарубежному продавцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если покупатель не представил также поручение на уплату НДС. При этом на банковском счете клиента должно быть достаточно средств для перечисления сумм налога в бюджет.

Обратите внимание: налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц по договору мены, уплачивают НДС по общим правилам. То есть налоговый агент перечисляет сумму налога в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором товар оплачен поставщику неденежными средствами. Причем в данном случае российская организация уплачивает налог на добавленную стоимость за свой счет (письмо Минфина России от 24.10.2006 № 03-04-15/190).

Нередко по условиям внешнеторгового договора расчеты с продавцом осуществляются в иностранной валюте. Вместе с тем в пункте 5 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет в рублях. По какому курсу пересчитывается рублевый эквивалент налоговой базы? Покупателю следует руководствоваться нормой пункта 3 статьи 153 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется исходя из курса Банка России на дату фактического осуществления расходов. То есть налоговый агент рассчитывает сумму НДС, подлежащую удержанию и уплате в бюджет, по курсу, действовавшему в момент перечисления денежных средств зарубежному партнеру. При этом налоговые агенты не применяют положения абзаца 4 пункта 1 статьи 172 Кодекса. Они не пересчитывают иностранную валюту в рубли на дату принятия на учет товаров, работ или услуг. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170.

Налоговые агенты уплачивают сумму исчисленного НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ). При оформлении платежного поручения на перечисление налога в качестве налогового агента в поле 101, определяющем статус плательщика, указывают код 02 (налоговый агент). Об этом говорится в приложении № 5 к Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

Вычет НДС у налоговых агентов

Покупатели — налоговые агенты, которые состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности плательщика НДС, имеют право на вычет суммы налога, уплаченного за продавца. Основанием служит пункт 3 статьи 171 НК РФ. Налоговые агенты, применяющие спецрежимы или освобожденные от исчисления и уплаты НДС согласно статье 145 Кодекса, не могут воспользоваться налоговым вычетом. Исключение составляют организации, совмещающие ЕНВД и общую систему налогообложения. Они применяют налоговый вычет в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использовались в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Так определено в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса.

Чтобы правомерно применить вычеты по НДС, необходимо соблюсти требования, прописанные в статьях 171 и 172 Кодекса. Товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет, приобретены для операций, признаваемых объектом обложения НДС и подлежащих обложению этим налогом, сумма налога удержана и уплачена. НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры.

Что касается отражения налоговыми агентами в составе налоговых вычетов рассматриваемых сумм НДС в декларации, нужно учитывать следующие положения законодательства.

В пункте 4 статьи 174 НК РФ установлено, что при выполнении работ (оказании услуг), местом выполнения (оказания) которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог уплачивают налоговые агенты одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. В иных случаях налог в бюджет налоговые агенты уплачивают до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные суммы налога отражаются в налоговой декларации по НДС.

Согласно статье 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Кроме того, именно по окончании налогового периода исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

В пункте 1 статьи 80 НК РФ сказано, что декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) содержит другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

КСТАТИ
Бухгалтерский учет у налогового агента

В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные организацией в качестве налогового агента, следует учитывать отдельно. Для этого вводят дополнительные субсчета к основным бухгалтерским счетам. Так, к счету 19 можно открыть субсчета «НДС, исчисленный налоговым агентом по ставке 18% (10%)», «НДС, исчисленный налоговым агентом по расчетной ставке 18/118 (10/110)». Используют также специальные субсчета «Расчеты налогового агента с бюджетом по НДС» к счету 68, «Расчеты по НДС, исчисленному налоговым агентом» к счету 76.

Следовательно, уплаченная в бюджет сумма НДС является фактической уплатой налога, а не переплатой, только если она определена исходя из налоговой базы, сложившейся за соответствующий истекший налоговый период, и отражена в декларации, представленной также за указанный налоговый период.

Налоговые агенты подают в налоговые органы по месту своего учета декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларация по НДС представляется по окончании налогового периода, установленного в соответствии со статьей 163 Кодекса. Исходя из этого, данная декларация подается в периоде начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором налоговые агенты уплачивали налог.

Значит, при соблюдении условий статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который подана декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг).

Организации и предприниматели, которые продают имущество, обращенное в федеральную собственность, или комиссионный товар, не могут воспользоваться вычетом по НДС, уплаченному ими в качестве налогового агента (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Ведь фактически сумма удержанного НДС предъявляется покупателям.

Посмотрим, как применяются налоговые вычеты при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных контрагентов.

Если в контракте не предусмотрен НДС

Как уже отмечалось, при продаже иностранными лицами товаров, работ или услуг на территории России налоговая база по НДС равна сумме дохода от реализации с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).

На практике в контрактах договорная цена устанавливается разными способами. Стороны могут указать в договоре, что в стоимость товаров (работ, услуг) включена сумма НДС. Тогда налоговый агент перечисляет продавцу сумму, указанную в контракте, за вычетом НДС.

Нередко в договоре с иностранным контрагентом сумму НДС не предусматривают. Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ налоговый агент принимает к вычету сумму НДС, удержанную и уплаченную из доходов продавца. Как в данном случае определить налоговую базу? Можно ли воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость? Покупатель должен самостоятельно рассчитать налоговую базу, увеличив стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Исчисленный и уплаченный в бюджет НДС по сути является суммой налога, удержанной из доходов налогоплательщика — иностранного лица. Поэтому в приведенной ситуации налоговый агент вправе принять к вычету сумму НДС в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 171 Налогового кодекса (письма Минфина России от 07.02.2007 № 03-07-08/13 и от 21.03.2007 № 03-07-08/50).

Если договор расторгается

Предположим, покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, после удержания и уплаты НДС в бюджет по объективным причинам возвращает товары зарубежному поставщику либо отказывается принять результаты выполненных работ (оказанных услуг). Как быть с перечисленным в бюджет налогом на добавленную стоимость?

С 2008 года вступили в силу нормы, устанавливающие порядок учета НДС в подобных ситуациях. Теперь такой покупатель — плательщик НДС (и одновременно налоговый агент) при возврате товара, отказе от работ или услуг имеет право суммы удержанного и уплаченного налога на добавленную стоимость принять к вычету. Основание — абзац 3 пункта 5 статьи 171 НК РФ. Кроме того, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей покупатель — плательщик НДС имеет право принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные им в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговый агент, который не является налогоплательщиком или освобожден от этих обязанностей согласно статье 145 НК РФ, в указанной ситуации включит удержанный НДС в расходы (п. 7 ст. 170 НК РФ). Разумеется, при условии, что покупатель имеет право в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ уменьшать налоговую базу на стоимость понесенных затрат. Организации, применяющие общую систему налогообложения и освобожденные от обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, при отказе от товаров, работ, услуг учтут сумму удержанного НДС в составе прочих расходов. Это предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Плательщики ЕСХН уменьшат на сумму уплаченного НДС налогооблагаемый доход исходя из подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Организации и предприниматели, перешедшие на УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также включат сумму НДС в расходы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Обратите внимание: применить налоговый вычет или признать сумму НДС в составе расходов по возвращенным товарам или непринятым работам (услугам) вправе только покупатели, исполняющие обязанности налогового агента на основании пункта 2 статьи 161 НК РФ.

Порядок выставления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж

В пункте 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, сказано следующее. Налоговые агенты самостоятельно составляют счета-фактуры и регистрируют их в книге продаж при возникновении обязанности по исчислению НДС. Помимо этого налоговый агент, который принимает к вычету удержанный и перечисленный в бюджет НДС, отражает выписанный счет-фактуру в книге покупок.

Налоговые агенты — продавцы обращенного в федеральную собственность имущества, а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары иностранных партнеров, выписывают счета-фактуры в двух экземплярах. Один экземпляр передается покупателю товаров, второй хранится у налогового агента в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Остальные категории налоговых агентов (лица, перечисленные в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 НК РФ) вправе принимать к вычету удержанный НДС. Они оформляют также два экземпляра счета-фактуры на одну операцию. Первый подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж. Второй экземпляр хранится в журнале учета полученных счетов-фактур и служит основанием для внесения записи в книгу покупок по мере возникновения права на налоговый вычет (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-07-08/106).

Составляем налоговую декларацию

Налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так определено в пункте 5 статьи 174 НК РФ. Напомним, что с 2008 года налоговым периодом по НДС является квартал. Форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н. В конце прошлого года финансовое ведомство скорректировало приложение к Порядку заполнения декларации. В перечень кодов добавлены коды операций, которые с текущего года не признаются объектом обложения НДС, освобождаются от НДС и подлежат восстановлению (согласно приказу Минфина России от 21.11.2007 № 113н). Указанные изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2008 года.

Все налоговые агенты по НДС обязаны заполнять раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Организации или индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ. Если указанные лица признаются налоговыми агентами, они представляют в налоговые органы титульный лист и раздел 2 декларации по НДС.

Возможна ситуация, когда налоговый агент в течение налогового периода осуществляет только операции, перечисленные в статье 161 НК РФ, либо у организации или предпринимателя, перешедшего на специальный режим налогообложения, возникают обязанности налогового агента. Тогда декларация по НДС будет состоять из титульного листа, раздела 1 с прочерками и раздела 2.

Если налоговый агент — иностранная организация, зарегистрированная в налоговых органах и имеющая несколько подразделений на территории Российской Федерации, раздел 2 заполняет и включает в состав декларации то подразделение, которое уполномочено уплачивать НДС в целом. Раздел 2 составляют только по тем подразделениям, у которых в данном налоговом периоде возникла обязанность налогового агента. В строке 020 указанного раздела отражается КПП филиала, за который уполномоченное подразделение представляет декларацию и уплачивает налог.

Налоговый агент составляет раздел 2 отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, и арендодателю (органу государственной власти и управления, органу местного самоуправления). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем раздел 2 заполняется на одной странице. Налоговые агенты, уполномоченные продавать имущество, обращенное в федеральную собственность, оформляют раздел 2 на одной странице. Лица, признаваемые налоговыми агентами на основании пункта 6 статьи 161 НК РФ, представляют раздел 2 по каждому судну отдельно.

Наименование иностранного лица или арендодателя приводится в строке 030 раздела 2. Налоговые агенты, поименованные в пунктах 4 и 6 статьи 161 НК РФ, ставят в данной строке прочерк. Строки 040 и 050 заполняют только признаваемые налоговыми агентами арендаторы. В этих строках отражается ИНН и КПП арендодателя. В строке 100 указывается один из кодов операции, осуществляемой налоговым агентом. Коды приведены в разделе IV приложения к Порядку заполнения декларации по НДС. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом, отражается по строке 090 декларации.

Особые правила заполнения раздела 2 предусмотрены для налоговых агентов, реализующих имущество, обращенное в собственность государства, а также комиссионный товар, принадлежащий иностранным лицам. Сумма налога, которая записывается по строке 090, рассчитывается исходя из показателей строк 110, 120 и 130. По строке 110 отражается сумма НДС, предъявленная покупателю при реализации товаров, а по строке 120 — НДС, исчисленный налоговым агентом с оплаты, частичной оплаты, полученной в налоговом периоде. В строке 130 фиксируется сумма НДС, принимаемая к вычету в момент отгрузки товаров, в счет предстоящих поставок которых в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах был исчислен НДС с сумм полученной оплаты (частичной оплаты). Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (строка 090), равен сумме значений строк 110 и 120 за минусом показателя строки 130.

Как уже отмечалось, некоторые категории налоговых агентов при соблюдении определенных условий могут принять к вычету удержанный и уплаченный НДС.

Сумма налога, подлежащая вычету в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 171 НК РФ, отражается по строке 310 графы 4 раздела 3 декларации по НДС, а в случаях, предусмотренных в подпункте 5 статьи 171 НК РФ, — по строке 320 графы 4 раздела 3 декларации по НДС.

ООО «Лара» реализует товары, облагаемые НДС. Помимо торговли на внутреннем рынке в I квартале 2008 года организация осуществляла следующие операции.

1. У иностранной компании Trademark организация приобрела право пользования торговой маркой за 30 000 долл. США. Зарубежный поставщик не состоит на учете в российских налоговых органах. В контракте не упоминается о включении в договорную стоимость суммы налога на добавленную стоимость. Покупатель 21 января 2008 года перечислил поставщику 30 000 долл. США. Курс доллара США на указанную дату, установленный Банком России, составлял 24,5074 руб.

2. На основании отдельных договоров, заключенных с комитетом по управлению имуществом, организацией были арендованы два торговых помещения, находящихся в муниципальной собственности. Ежеквартальная плата за аренду по первому договору составляет 500 000 руб., по второму — 400 000 руб. (в договорную стоимость включен НДС). Сумма арендной платы за I квартал 2008 года без учета налога на добавленную стоимость перечислена арендодателю в январе 2008 года.

3. В феврале 2008 года был заключен договор комиссии с иностранной компанией ERIO, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. По условиям данного соглашения ООО «Лара» — комиссионер с участием в расчетах реализует на территории Российской Федерации товары, принадлежащие зарубежному комитенту. В I квартале 2008 года в рамках договора комиссии на счет ООО «Лара» поступила предварительная оплата от покупателей за комиссионные товары в размере 300 000 руб. (включая НДС 45 763 руб.), отгружено товаров на сумму 400 000 руб. (в том числе НДС 61 017 руб.), полученная предоплата зачтена в полном объеме.

Во всех трех случаях у ООО «Лара» возникают обязанности налогового агента. Рассмотрим порядок исчисления налога на добавленную стоимость по указанным операциям.

1. Поскольку в договоре с компанией Trademark НДС не указан, ООО «Лара» должно не позднее 21 января 2008 года уплатить в бюджет НДС в размере 132 340 руб. (30 000 долл. США х 24,5074 руб. х 18%). На дату принятия услуг к учету величина налоговой базы по данной операции не пересчитывается.

Налоговый агент выписал счет-фактуру в двух экземплярах и оформил запись в книге продаж за I квартал 2008 года. Уплаченный в бюджет НДС — 132 340 руб. ООО «Лара» сможет принять к вычету в II квартале 2008 года, выставленный счет-фактуру отразит в книге покупок за данный налоговый период.

По названной операции раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2008 года составлен отдельно. В строке 030 указано наименование иностранного контрагента — Trademark, по строке 090 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 132 430 руб. Сумма НДС в размере 132 430 руб., подлежащая вычету по данной операции, сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

2. Сумму налога на добавленную стоимость по договорам аренды ООО «Лара» обязано исчислить и уплатить в бюджет не позднее 21 апреля 2008 года. По первому договору общество перечислит НДС в размере 76 271 руб. (500 000 руб. : 118 х 18), по второму — в сумме 61 017 руб. (400 000 руб. : 118 х 18).

ООО «Лара» выписало счета-фактуры в двух экземплярах и оформило записи в книге продаж за I квартал 2008 года.

Так как оба договора заключены с одним арендодателем, раздел 2 заполнен на одной странице. В частности, в строке 030 ООО «Лара» указало наименование арендодателя, по строке 090 — общую сумму НДС, подлежащую уплате по двум договорам, в размере 137 288 руб. (76 271 руб. + 61 017 руб.).

Право на вычет НДС по аренде за I квартал возникнет у ООО «Лара» после перечисления суммы налога в бюджет, то есть в II квартале 2008 года. В книге покупок за указанный налоговый период на основании выписанного счета-фактуры будет оформлена соответствующая запись. Сумма принятого к вычету НДС в размере 137 288 руб. сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама