THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления древесными ресурсами.

1.1. Древесные ресурсы - объект управления и регулирования.

1.2. Анализ запасов древесных ресурсов и арендных отношений в лесном фонде Вологодской области.

1.3. Особенности функционирования лесопромышленного комплекса Вологодской области.

ГЛАВА 2. Методические подходы к разработке механизма управления древесными ресурсами в регионе.

2.1. Понятие и структура механизма управления древесными ресурсами.

2.2. Методика функционально-стоимостного анализа использования древесных ресурсов.

ГЛАВА 3. Формирование механизма управления древесными ресурсами (на примере Вологодской области).

3.1. Организация процедуры предоставления участков лесного фонда в аренду.

3.2. Стимулирование региональными органами власти углубления переработки древесных ресурсов.

3.3. Повышение эффективности использования древесных ресурсов в результате совершенствования механизма управления.

Рекомендованный список диссертаций

  • Экономические основы лесопользования в условиях долгосрочной аренды лесного фонда 2006 год, доктор экономических наук Филюшкина, Галина Николаевна

  • Повышение уровня использования древесных ресурсов лесосырьевого региона 2009 год, кандидат экономических наук Салтыкова, Юлия Анатольевна

  • Развитие системы платежей в бюджет за лесопользование в России 2009 год, кандидат экономических наук Иванов, Сергей Александрович

  • Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами 2011 год, доктор экономических наук Зозуля, Валентина Владимировна

  • Формирование механизма лесопользования в регионе 1998 год, кандидат экономических наук Макарова, Вера Васильевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование механизма управления древесными ресурсами в регионе»

Актуальность темы исследования обусловлена происходящей в России реформой системы управления лесами, направленной на достижение устойчивого развития и совершенствование рыночных методов хозяйствования в лесном комплексе. -Существующая система государственного управления древесными ресурсами в России не в полной мере отвечает принципам устойчивости, поскольку отсутствие четкой и сбалансированной государственной политики в области использования древесных ресурсов приводит к снижению продуктивности лесов, применению экстенсивных технологических процессов в лесозаготовке и деревообработке, росту антропогенного воздействия на леса и окружающую среду, снижению поступлений платежей на воспроизводство древесных ресурсов и прибыли хозяйствующих субъектов. Вышеуказанные проблемы связаны главным образом с некорректным управлением древесными ресурсами и несовершенством лесного законодательства на протяжении последнего десятилетия.

Проблемы теории и практики совершенствования управления древесными ресурсами имеют свою специфику. Она заключается в том, что отношения лесопромышленного комплекса и государства как собственника древесных ресурсов строятся на основе арендных отношений, открывающих доступ к лесопользованию. В настоящее время государство, предоставляя право аренды, не учитывает последствий лесозаготовительной деятельности предприятий на участке лесного фонда и направления использования древесных ресурсов. Регулирование уровня использования древесных ресурсов должен обеспечивать определенный механизм. Механизм управления - это совокупность рычагов воздействия на интересы и мотивы хозяйствующих субъектов в целях рационального и рентабельного использования древесных ресурсов. Соответственно, главная функция государственного управления заключается в создании административно-правовых условий и стимулировании экономическими, социально-психологическими инструментами углубления переработки древесных ресурсов в процессе их заготовки и переработки. Решение проблем управления древесными ресурсами на основе совершенствования механизма позволит достигнуть конкретных результатов в повышении эффективности их использования хозяйствующими субъектами на территории региона.

Степень изученности проблемы. В области теории экономики природопользования создан достаточно прочный научный фундамент трудами зарубежных ученых И. Квернера, Дж. Медоуза, Р. Солоу, Г. Хотеллинга, А. Эндреса и отечественных ученых A.A. Глазовского, К.Г. Гофмана, H.H. Некрасова, Н.Ф. Рейсмерса, С.Г. Струмилина, Н.П. Федоренко, Т.С. Хачатурова. Особая роль отведена концепции устойчивого развития эколого-экономических систем, свой научный вклад в которую внесли В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, H.H. Моисеев, И.А. Родионова, А.Д.^Урсул, Ю.В. Яковец и др.

Проблемам методов управления природопользованием посвящены исследования таких современных ученых, как A.M. Бронштейн, А.П. Воронцов, В.Г. Глуш-кова, A.A. Голуб, В.А. Литвин, С.А. Литвиненко, C.B. Макар, H.A. Моисеев, В.М. Разумовский, И.И. Русин, Э.А. Рустамов, А.К. Рябчиков, Т.А. Сапожникова, Г.В. Сафонов, В.П. Сидорчук, С.М. Спринцин, В.В. Страхов, Е.Б. Струкова. Исследования вышеуказанных авторов, посвященные преимущественно исследованию организационно-экономических механизмов природопользования, характеризуются научной ценностью, большим разнообразием методологических и методических подходов, однако практически не раскрывают региональных проблем природопользования, и в частности, проблем управления им.

В решение экономических проблем управления древесными ресурсами внесла значительный вклад H.A. Бурдин, Н.И.Кожухов, В.М. Кожин, П.Н. Коробов, В.Е. Леванов, Т.С. Лобовиков, H.A. Моисеев, А.П. Петров, Ю.Ю. Тупыца. Однако недостаточно освещены вопросы государственного регулирования использования древесных ресурсов рыночными методами. Кроме того, научные результаты данных работ нуждаются в привязке к существующим экономическим условиям хозяйствования с учетом региональной специфики.

Региональные исследования по проблемам повышения эффективности управления лесным комплексом проведены В.В. Грачевым, П.И. Калистратовым,

Г.А. Князевой, А.Ф. Козловым, И.П. Кудиновым, М.Д. Некрасовым, A.B. Пласта* ниным, С.В. Рабкиным, Е.С. Романовым, A.C. Шулевым и др. В их трудах раскрывается влияние различных социально-экономических региональных характеристик на уровень развития лесного комплекса.

Несмотря на усиленное внимание к исследуемой проблеме, она далека от решения. Вопросы, связанные с совершенствованием механизма управления древесными ресурсами, на которых сосредоточивается внимание в диссертации, следует рассматривать с точки зрения решения проблем арендных отношений между лесопользователями и государством, а также выбора инструментов, воздействующих на экономические интересы лесопромышленных предприятий области для увеличения I переработки древесных ресурсов.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является формирование механизма управления древесными ресурсами в регионе, отвечающего рыночным условиям лесопользования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Обобщить практический опыт, теоретические основы исследования древесных ресурсов в качестве объекта управления;

Проанализировать организацию арендных отношений и результаты деятельности лесопромышленного комплекса на примере Вологодской области;

Выявить пути решения проблем управления древесными ресурсами в регионе;

Провести системный анализ механизма управления древесными ресурсами;

Разработать методику функционально-стоимостного анализа использования древесных ресурсов хозяйствующими субъектами в лесопромышленном комплексе;

Предложить направления совершенствования механизма управления древесными ресурсами; *

Обосновать повышение эффективности использования древесных ресурсов при усовершенствованном механизме управления.

Методология и методика исследования. Методологическую базу и методи ческую основу исследования составили положения экономической теории, экономики природопользования и охраны окружающей среды, теорий региональной и отраслевой экономик, методы системного, функционально-стоимостного, статистического, экономического анализа, экспертных оценок. В диссертации использованы также отчеты о проведении научно-исследовательских работ по исследуемой ♦ проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Вологодской области, другие нормативно-методические документы.

Объект и предмет исследования. Объект исследования - древесные ресурсы, органы управления ими и хозяйствующие субъекты, составляющие лесной комплекс региона, предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе государственного управления, связанные с повышением эффективности использования древесных ресурсов региона в рыночных условиях.

Информационная база работы охватывает данные Федеральной и территориальной служб государственной статистики РФ, Министерства природных ресурсов РФ, аналитические данные департаментов Правительства Вологодской области, технико-экономическую и финансовую информацию, полученную от обследуемых лесопромышленных предприятий области, НИР ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

Научная новизна исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

Аргументирована трактовка категории «управление древесными ресурсами» как управление заготовкой и переработкой древесных ресурсов с такой интенсивностью, в результате которой не нарушается способность лесов выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и со циальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях;

Разработана методика функционально-стоимостного анализа использования древесных ресурсов, в результате применения которой виды лесопромышленных производств классифицированы по эколого-экономической, социальной и технической значимости на основные, вспомогательные и ненужные, что позволяет в кратчайшие сроки определять перспективные направления переработки древесины и стимулировать их внедрение со стороны государства;

Предложен порядок предоставления участка лесного фонда в долгосрочную аренду на основе конкурса, базирующийся на применении комплексного подхода, что подразумевает использование системы показателей обеспеченности лесопользователя основными фондами, максимизации величины добавленной стоимости в производимой лесобумажной продукции и минимизации объема неиспользуемых древесных ресурсов для оценки возможностей конкурсантов;

Обосновано повышение экономической и бюджетной эффективности ис пользования древесных ресурсов при реализации предложенного дифференцированного подхода к предоставлению льгот по региональным налогам, подразумевающего стимулирование хозяйствующих субъектов, использующих вторичные древесные ресурсы, в т.ч. низкосортную древесину; при этом суммарный объем льгот не должен превышать прирост поступления региональных налогов от увеличения переработки древесных ресурсов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Результаты анализа древесных ресурсов как объекта управления. Для повышения эффективности использования древесных ресурсов в регионе государству необходимо дифференцировать права доступа к лесопользованию путем аукциона или конкурса в зависимости от масштаба деятельности лесопользователя и характеристик запасов древесных ресурсов, а также стимулировать переработку накопившихся запасов лиственной спелой и перестойной древесины предприятиями лесопромышленного комплекса.

2. Механизм управления древесными ресурсами в регионе - это определенная совокупность и последовательность действий по регулированию объекта управления (древесные ресурсы) путем использования комплекса административно-правовых, экономических и социально-психологических инструментов для достижения целей, поставленных субъектом управления (государством в лице региональных органов власти). Цели регулирования определяются направлениями использования древесных ресурсов в регионе по результатам функционально-стоимостного анализа. Усовершенствованный механизм управления отличается от существующего порядком предоставления участков лесного фонда в аренду, льгот по налогам на прибыль, имущество и транспортному хозяйствующим субъектам, ■ использующим вторичные древесные ресурсы.

3. Порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочную аренду является институциональной основой функционирования механизма управления древесными ресурсами. Участки предоставляются социально ответственным лесопользователям, реализующим максимальное количество рентабельных направлений переработки древесины.

4. Схема перераспределения и порядок поступления льгот по региональным налогам лесопромышленным предприятиям, перерабатывающим вторичные древесные ресурсы. Арендаторы, перерабатывающие вторичные древесные ресурсы, получают право освобождения от уплаты сверхминимальных ставок за заготовленную и поставленную на предприятия области или переработанной на собственном производстве лиственную древесину; право получения инвестиционного налогового кредита за счет увеличения платежей по налогу на прибыль в региональный бюджет и льгот по налогам на имущество, транспортному на сумму основных фондов, участвующих в переработке вторичных: древесных ресурсов.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы заключается в полученных результатах, которые дополняют и расширяют представления о методах управления древесными ресурсами. Положения и выводы исследования раскрывают новые возможности совершенствования механизма управления древесными ресурсами в регионе, а также позволяют принимать обоснованные решения для достижения максимальной эффективности их использования в рыночных условиях. Научные результаты получили применение при разработке и реализации таких документов, как «Региональная программа комплексного использования древесных отходов и низкосортной древесины в Вологодской области на период до 2010 г.», «Пилотный проект программы развития лесопромышленного комплекса Чагодощенского муниципального района на период до 2008 г.», «Разработка концептуальных основ транспортного освоения древесных ресурсов Вологодской области и строительства лесовозных дорог», а также при разработке нормативно-правовых актов Вологодской области по регулированию лесного комплекса, в частности «Положение о конкурсной комиссии по передаче участков лесного фонда в аренду» Агентства лесного хозяйства Вологодской области, «Положения об использовании, защите, охране и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций», «Региональных правил рубок главного пользования Вологодской области».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научных конференциях различного уровня: 17-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Государственный университет управления, г. Москва, 20-21 февраля 2002 г.), Четвертой Российской научно-практической конференции «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» (В1ЕКЦ ЦЭМИ РАН, г. Вологда, 2-5 апреля 2003 г.), Международной научной конференции «Проблемы экономики лесного комплекса России» (ОАО «НИПИЭИлеспром», г. Москва, 16 ноября 2004 Г.), в научных подразделениях ВНКЦ ЦЭМИ РАН, а также рабочих совещаниях в департаменте промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства Вологодской области.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,02 п.л. (с авторским участием - 2,1 п.л.). Структура диссертации вытекает из логики исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список из 145 источников и приложение. Общий объем диссертации составляет 137 страниц машинописного текста, включая 42 таблицы, 26 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Эколого-экономическая система рационального лесопользования 2000 год, кандидат географических наук Данченко, Матвей Анатольевич

  • Совершенствование сквозных технологических процессов и механизма принятия решений систем производства и переработки древесины 2005 год, кандидат технических наук Пономарев, Антон Юрьевич

  • Организационно-управленческий механизм использования низкокачественной древесины: на примере лесного комплекса Костромской области 2011 год, кандидат экономических наук Шапкина, Ирина Михайловна

  • Кластерный подход как метод государственного регулирования развития лесной индустрии региона: На примере Томской области 2005 год, кандидат экономических наук Муравьев, Игорь Вячеславович

  • Механизмы управления развитием малых предприятий лесопромышленного комплекса 2010 год, кандидат экономических наук Ковальчук-Ковалевский, Евгений Александрович

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Трунов, Евгений Сергеевич

1. Анализ древесных ресурсов в качестве объекта управления показал, что несовершенство рыночного механизма приводит к нерациональному и истощи-тельному использованию древесных ресурсов, что вызывает необходимость государственного регулирования. Применительно к государственному регулированию, автором уточнен смысл понятия «управления древесными ресурсами», как управление их заготовкой и переработкой с такой интенсивностью, в результате которой не нарушается способность лесов выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях.

2. Установлено, что рациональное использование древесных ресурсов является сложной системой, находящейся под экономическими, экологическими, социальными, техническими и правовыми воздействиями. В рыночной экономике существенно меняется функция государственного регулирования. Государство должно стимулировать хозяйствующие субъекты к рациональному использованию и переработке древесных ресурсов (в т.ч. вторичных), воздействуя различными рычагами (инструментами).

3. Анализ запаса древесных ресурсов и арендных отношений в Вологодской области показал следующее:

Сохраняется тенденция роста низкопродуктивных лиственных насаждений с преобладанием низкосортной лиственной древесины, сопровождающаяся крайне низким уровнем заготовки древесины в низкопродуктивных лиственных насаждениях на отведенных арендуемых участках;

В целях повышения эффективности организации арендных отношений в лейном законодательстве должно присутствовать разнообразие их форм, позволяющее выбрать наиболее выгодный вариант лесопользователю и собственнику древесных ресурсов;

Увеличение использования расчетной лесосеки и глубины переработки древесины зависит от состояния лесопромышленного комплекса и усилий региональных органов власти.

4.* Современное состояние лесопромышленного комплекса характеризуется низкой рентабельностью вследствие диспаритета цен на лесобумажную продукцию и цен на сырье, энергоносители, материалы, транспортировку, а также снйжением темпов роста прибыли и уменьшением потока инвестиций в обновление основных фондов. Увеличение рентабельности лесопромышленного комплекса возможно путем производства продукции с более высокой добав ленной стоимостью за счет повышения уровня использования заготавливаемого сырья, поскольку данный рост снижает себестоимость производства продукции (возвратные отходы, используемые вновь, вычитаются из статьи материальных затрат),* и исключения заведомо нерентабельных производственных процессов или видов производимой продукции.

5. Государственное регулирование использования древесных ресурсов в регионе осуществляется посредством механизма управления ими по следующим направлениям:

Содействие повышению освоения древесных ресурсов региона лесопромышленными предприятиями путем выделения участков лесного фонда в долгосрочную аренду;

Снижение налоговой нагрузки на предприятия, рационально использующие древесные ресурсы;

Содействие инвестиционной активности в производственной сфере лесопромышленных предприятий по переработке древесных ресурсов, субсидирование строительства лесных дорог, заготовки дров и пр.

Предложения:

1. В диссертации разработано понятие и структура механизма управления древесными ресурсами. Предложена его авторская трактовка. Как нам видится, механизм управления древесными ресурсами означает определенную совокупность и последовательность действий по регулированию функций объекта управления (древесные ресурсы) путем использования комплекса административно-правовых, экономических и социально-психологических инструментов для достижения целей, поставленных субъектом управления (государством в ^ лице региональных органов власти). Проблемы функционирования механизма управления древесными ресурсами в регионе связаны с несовершенством налогового регулирования (не действует порядок получения льгот по региональным налогам из-за дефицита местного бюджета), процедуры принятия решения о предоставлении участков лесного фонда (неэффективна организация арендных отношений), стратегии управления лесными ресурсами в регионе (в существующих программах определены перспективы развития традиционных производств, а развитие новых практически не рассматривается).

Усовершенствованный механизм управления древесными ресурсами отличается порядком предоставления участков лесного фонда в аренду, льгот по налогам на прибыль, имущество и транспортному налогу хозяйствующим субъектам, использующим древесные ресурсы по направлениям, выбранным в результате функционально-стоимостного анализа, ф " 2. Автором предложена методика функционально-стоимостного анализа использования древесных ресурсов, проводимого региональными органами власти, с позиций системного подхода. Адаптированная методика функционально-стоимостного анализа представляет собой алгоритм экспертной оценки. Результаты апробации методики ФСА - классификация функций древесных ресурсов по социально-экономической и экологической значимости - используются для определения эффективных и перспективных направлений использования древесных ресурсов лесопользователями. В итоге региональные государ-^ ственные органы стимулируют использование не всех возможных направлений, а выбранных по результатам ФСА. Среди них выделены производство тарных комплектов, технологической щепы, топливной дробленки, древесного угля, древесных топливных брикетов и пеллет, генераторного газа. 3. Разработан порядок организации предоставления участков лесного фонда в долгосрочную аренду через конкурс. Государственная конкурсная комиссия выбирает наилучшего лесопользователя путем использования системы показателей, отражающих наличие основных фондов для освоения расчетной лесосеки и максимизацию добавленной стоимости при минимуме отходов от использования древесных ресурсов.

Среди ранее неиспользовавшихся критериев определения наилучшего лесопользователя предложены два показателя: отношение среднегодовой стоимости активной части основных производственных фондов к объему (стоимости) потребленного сырья и отношение доли добавленной стоимости в цене продукции к удельному весу не используемых при производстве определенного продукта отходов. В соответствии с предлагаемым порядком побеждает тот хозяй ствующий субъект, который может обеспечить наиболее глубокую и рациональную переработку древесных ресурсов. Им может стать крупное и среднее лесосопромышленное предприятие.

4: Государственное экономическое регулирование использования древесных ресурсов необходимо проводить по следующим направлениям:

Арендаторы, перерабатывающие вторичные древесные ресурсы получают* право освобождения от уплаты сверхминимальных ставок за заготовленную и поставленную на предприятия области или переработанную лиственную древесину, инвестиционного налогового кредита за счет платежей по налогу на прибыль в региональный бюджет и льгот по региональным налогам (транспортный и на имущество) на сумму основных фондов, участвующих в переработке вторичных древесных ресурсов;

Целевое бюджетное финансирование строительства лесных дорог для транспортного освоения недоступных лесных массивов;

В дополнение к экономическим инструментам необходимо активизировать социально-психологические инструменты: организацию конкурсов на звания экологически ответственного лесопользователя, предприятия с высоким социально-экономическим статусом; мониторинг социальных процессов, отражающих психологические, социальные, политические настроения различных слоев общества в области использования лесных ресурсов.

Разработанная автором схема перераспределения поступлений лесного дохода по сверхминимальным ставкам, налогов на прибыль, имущество и транспортного позволяет финансировать снижение ставок платы за лиственную древесину, поставленную на перерабатывающие предприятия или переработанную в собственном производстве; финансировать строительство лесных дорог в государственных и сельских лесах; предоставлять инвестиционный налоговый кредит предприятиям, перерабатывающим вторичные древесные ресурсы; освободить часть основных фондов, участвующих в переработке вторичных древесных ресурсов, от уплаты налога на имущество.

5. Внедрение усовершенствованного механизма управления лесными ресурсами в сложившихся социально-экономических, организационно-технических и экологических условиях позволит повысить экономическую эффективность использования вторичных древесных ресурсов на 40-50%. При этом реализуются следующие вспомогательные функции древесных ресурсов:

Использование вторичных древесных ресурсов (древесных отходов лесопиления) на топливно-энергетические цели путем наименее капиталоемкой замены каменного угля на древесное топливо в действующих ТЭЦ;

Заготовка низкосортной древесины в низкопродуктивных насаждениях на территориях муниципальных образований, где данные ресурсы имеются в избыточном количестве, а их стоимость и транспортировка ниже, чем привозного каменного угля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Трунов, Евгений Сергеевич, 2005 год

1. Агатьев В.В. Менеджмент в природопользовании. Вологда: ВоГТУ, 2003. -316с.

2. Алексеев С.М., Сосунова М.А., Борискин Д.А. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002.-302 с.

3. Антонова Н.Е., Шейнгауз A.C. Управление лесным комплексом многолесного региона. Владивосток: Дальнаука, 2002. - 192 с.

4. Архангельский В.Д. Переработка вторичного древесного сырья. М: Госiлесбумиздат,1961. 154 с.

5. Бит. Ю.А., Беленький Ю.И. Производство древесного топлива. СПб.: СПбЛТА, 2001. - 60 с.

6. Блинов Е.Л., Иванов A.C., Кузнецова Е.М., Юдкевич Ю.Д. Короотвал ЦБК как источник для производства древесного угля // Известия СПбЛТА. -Вып. 5 (163). СПб, 1997. - С. 87 - 92.т

7. Бобров А.Л. Эколого-экономическая устойчивость регионов России. М.: Наука, 1999. - 93 с.

8. Большаков Н.М. Кадастровая оценка промышленных и сельскохозяйстiвенных отходов и рационализация природопользования. Сыктывкар, 1998.-44 с.

9. Большая советская энциклопедия. М.: Экономика, 1987.

10. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. - 1280 с.

11. Брик М.И, Вороницын К.И., Гугелев С.М. Использование сучьев на лесосеке элемент ресурсосберегающей технологии // Лесная промышленность. - №12. - 1987. - С. 7 - 9.

12. Бронштейн A.M., Литвин В.А., Русин И.И. Экологизация экономики: методы регионального управления. М.: Наука, 1990. - 120 с.

13. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. M.: Наука, 1994. - 270 с.

14. Верхов И.Ф., Шелгунов Ю.В. Технология и машины лесосечных и лесо-складских работ. -М.: Лесная промышленность, 1981. 368 с.

15. Веселов A.A. Использование древесных отходов фанерного и спичечного производства. М.: Лесная промышленность, 1987. - 160 с.

16. Веселов A.A. Направления рационального использования отходов фанерного и спичечного производства //Сб. трудов ЦНИИФ. М.: Лесная промышленность, 1984. - С. 27 - 29.

17. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 2Q00. - 304 с.

18. Вторичные материальные ресурсы лесной и деревообрабатывающей промышленности: Справочник. М.: Экономика, 1983. - 222 с.

19. Гелес И.С. Древесная биомасса и основы экологически приемлемых техно логий ее химико-механической переработки. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2001.-382 с.

20. Глазовский A.A. Глобальные закономерности распределения ресурсоемко-iсти экономики // Известия Академии наук, сер. Географическая. 1992. -№3.-С. 47-53.

21. Глушкова В.Г., Макар C.B. Экономика природопользования. М.: Гарда-рика, 2003.-448 с.

22. Гобзем Г.В. Проблемы использования отходов лесозаготовок и деревообработки // Лес, Наука, Молодежь: Материалы международной научнойконференции (Гомель, 5-7 октября 1999 г.): В 2-х т. Гомель: ИЛ НАНБ, 1999.-Т.2.-С. 117-120.

23. Голуб A.A., Сафонов Г.В. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. М: ГУ ВШЭ, 2003. - 267 с.

24. Голуб A.A., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: Наука, 1993. - 136 с.

25. Горшко С.С. Экономика безотходных технологий лесного комплекса. М. Лесная промышленность, 1990. - 180 с.

26. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В.И. Кушлина, H.A. Волгина. М.: Экономика, 2000. - 289 с.

27. Гофман К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). М.: Эдиторал УРСС, 1998. - 272 с.

28. Гумеров Ш.А. Развитие и организация // Системные концепции развития. -М., 1985.-Вып. 4.-С. 71.

29. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку: десять"лет спустя. М., МНЭПУ, 2001.

30. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. - М., 1996.

31. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с.32., Девяткин C.B. // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. - №1. - 18-25.

32. Добров А.Б., Леонтьев А.К., Смоляков А.Ф. Генераторный газ для лесных поселков // Лесная промышленность 1988. - №2. - с. 27.

33. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М.: Дека, 2002. - 105 с.

34. Иванов П.В., Михаилов Г.М. Нормирование расхода древесных материалов. -М.: Лесная промышленность, 1982. 128 с.

35. Изучение ресурсов низкосортной древесины и отходов в промышленности РСФСР: Научный отчет о НИР по теме 0939 Л, т.1, с. 301.

36. Использование отходов деревообработки: по материалам научно-производственной конференции (г. Архангельск, февраль 1956 г.). Архангельск, 1957. 56 с.

37. Использование отходов лесозаготовок / Качелкин Л.И., Рушнов Н.П., Коробов В.В., Михайлов Г.П., Черезова В.М. М.: Лесная промышленность, 1965.-324 с.

38. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. - С. 5,6,227.

39. Кожухов Н.И. Глобальные вызовы XXI века и их влияние на лесной сектор экономики России // Лесной экономический вестник. 2004. - №1(39). -С. 17-20.

40. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. Утверждена Министром природных ресурсов 2003 г. М.: МПР. - 28 с.

41. Коробов П.Н. Математическое программирование и моделирование экономических процессов. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. - 376 с.

42. Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. М: Дека, 2004. -851с.

43. Кочегаров В.Г., Бит Ю.А., Меньшиков В.Н. Технология и машины лесо-, сечных работ М.: Лесная промышленность, 1990. - 392 с.

44. Красева Т.А. Основы лизинга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 224 с.

45. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства.- М: Издательство «Дело», 2002. 816 с.

46. Кривогуз М. И. Природный и инновационный ресурсы экономического рорта (на примере Великобритании). -М.: Экслибрис-Пресс, 2003. 92 с.

47. Кротов Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 1996. 487 с.

48. Кулагин Е.П., Войтович В.А., Кислицин А.Н., Григорюк Г.П. Брикеты из отходов древесного угля для газогенераторных печей // Известия ВУЗов «Лесной журнал». Архангельск, 2000. - №4. - С. 88 - 91.

49. Кулагин Е.П., Войтович В.А., Кислицин А.Н., Григорюк Г.П. Энергоэффективный способ получения карбюризатора из отходов древесного угля // Известия ВУЗов «Лесной журнал». Архангельск, 2000. - №4. - С.107 -109.

50. Куликова Т.А. Оценка продуктивности лесов. М.: Лесная промышленность, 1981.-152 с.

51. Куусела К. Понятия и основы лесоустройства европейских северных хвой-, ных лесов Финляндии и России / Под ред. А. Писаренко, М. Лейнонен,

52. Helsinki.: Metsateollisuus ru, 1997. 96 с.

53. Лазарев А.С., Павлова Л.П. Лесной доход. М.: Финстатинформ, 1997. -261 с.

54. Левина Е. Использование низкокачественного древесного сырья: и экономия, и очистка, и оздоровление леса // ЛесПромИнформ. 2004. -№2(15). -С. 30-31.

55. Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 29.01.1997, №22-ФЗ. Выпуск 14 (34). М.: «Озон»,2003.-68 с.

56. Лесозаготовительная промышленность Российской Федерации. Аналитический обзор / Под ред. Н.А. Бурдина. М.: ОАО «НИПИЭИлеспром», 2004.-86 с.

57. Лесопромышленный комплекс Республики Карелии (1990-1999 гг.) / Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А.М. Цыпука, А.И. Шишкина. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. - 164 с.

58. Лесопромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы / H.A. Бурдин, В.М. Шлыков, В.А. Егорьев, В.В. Саханов. М.:МГУЛ, 2000.473 с.

59. Лобовиков Т.С. Проблемы использования отходов лесозаготовок в связи с основными задачами лесозаготовительной промышленности на современном этапе // Труды ЛТА, 1955. 72 с.

60. Лобовиков Т.С., Петров А.П. Экономика комплексного использования древесины. - М.: Лесная промышленность, 1987. 168 с.

61. Лобовиков Т.С., Петров А.П., Леванов В.Е. Определение экономической доступности ресурсов низкосортной древесины и древесных отходов лесозаготовок // Научные труды ЛТА. №16. - Л., 1968. - С. 21 - 28.

62. Методические указания по определению объемов древесных отходов. М.: Лесная промышленность, 1984. - 18 с.

63. Моисеев H.A. Основы прогнозирования использования и воспроизводства лесных ресурсов. М.: Лесная промышленность, 1975. - 276 с.

64. Моисеев H.A. Пути улучшения лесного хозяйства и лесопользования в многолесных районах. -М.: Лесная промышленность, 1972. 160 с.

65. Моисеев H.A. Реформы в лесоуправлении // Лесная новь. 2004. - №10. -С. 7-9.74.« Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. - С. 19.

66. Моисеев H.H. Мировое сообщество и судьба России // Сочинения. Т. 2, М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 269 с.

67. Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982.

68. Моисеев H.H., Иванилов Ю.П., Столяров Е.М. Методы оптимизации. М.: Наука, 1978.

69. Морозов Ф.Н. Экономический анализ эффективности лесопромышленного производства. -М.: Лесная промышленность, 1978. 136 с.

70. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающейiсреды. М.: ИКЦ «Март», 2003. - 224 с.

71. На пути к устойчивому развитию России. Навстречу Всемирному саммиту в г. Йоханнесбурге: Сборник статей. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000.-628 с.

72. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М.: Финансы и статистика, 1991. - 589 с.

73. Науменко З.М. Комплексное использование сырья в фанерном производстве. М.: Лесная промышленность, 1977. - 104 с.

74. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989.

75. Некрасов В.Г. Автотракторная техника на твердом топливе // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. - №3- G. 15.

76. Никифоров A.B. Мировая энергетика в 2005 г. // Энергия: экономика, техника, экология. 1992. - №2. - С. 30 - 31.

77. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. М.: Наука, 1989. - С. 52.

78. НИР «Разработать методы и формы организации экономического стимулирования рационального использования лесных ресурсов» / А.П. Петров, Л.К. Фурсова, Н.И. Тузов. СПб.: ЛТА, 1985. - №38. - 152 с.

79. Нуруллин P.M. Применение древесно-цементных композитов решение экологической задачи по очистке территорий от производственных отходов древесины, целлюлозы и отходов сельскохозяйственного производства. II Вестник МАНЭБ. 1999. - №4 (16). - С. 88 - 90.

80. Объемы производства основных видов лесоматериалов за 2002-2003 гг. в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Федерации: Статистический сборник / Под ред. H.A. Бурдина. М.: ОАО «НИПИЭИлеспром», 2004. - 20 с.

81. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. М.: Дека, 2001. - 220 с.

82. Петров А.П. Организация комплексного использования лесных ресурсов. -М.: Лесная промышленность, 1978. 184 с.

83. Петров А.П. Принципы и методы экономического обоснования ресурсов низкосортной древесины как сырья для промышленной переработки. М.: Лесная промышленность, 1966.

84. Петров А.П. Экономика использования низкосортной древесины и отходов. Л.: Лесная промышленность, 1971. - 70 с.

85. Петров А.П., Бурдин H.A. Хозяйственный механизм в лесном комплексе. - М.: Лесная промышленность, 1990. 292 с.

86. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования -к управлению. М.: ИД «Юриспруденция», 2004. - 552 с.ч

87. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. M.: Юриспруденция, 2001.-160 с.

88. Пономарев О.И. Производство топливных газов из коры и древесных отходов // Бумажная промышленность. 1987. - №11. - С. 30 - 31.

89. Починков C.B. Экономические проблемы устойчивого управления лесами в России // Устойчивое лесопользование. 2004. - №1. - С. 14 - 23.100.101,102.103,104,105,106,107,108,109110111i112

90. Практика проведения функционально-стоимостного анализа в электротехнической промышленности / Под ред. М.Г. Карпунина. М.: Энергоатом-издат, 1987.-288 с.

91. Природопользование / Под ред. Э.А. Рустамова. М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000. - 284 с.

92. Птичников A.B. Леса России: независимая сертификация и устойчивое управление. M.: WWF, 1999. - 161 с.

93. Разумовский В.М. Эколого-экономическое районирование (теоретические аспекты). - Л.: Наука, 1989. 157 с.

94. Региональная программа комплексного использования древесных отходов и низкосортной древесины в Вологодской области на период до 2010 года. Вологда.: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. - 155 с.

95. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления / П.Я. Бакланов, П.Ф. Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.; Под ред. П.Я. Бакланова, В.П. Каракина. М.: Логос, 2002. - 160 с.

96. Рохленко Д. Дрова для третьего тысячелетия // Наука и жизнь.- 1999. -№11.-С. 84-88.

97. Руководящие технические материалы по комплексной по комплексной переработке вторичных древесных ресурсов в лесопилении / ЦНИИМОД. -Архангельск, 1990. - 142 с.

98. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических воздействий. М.: Наука, 2000.-158 с.

99. Синякевич И.М., Тупыца Ю.Ю. Стимулирование эколого-экономическойэффективности лесопользования. Львов: Вища школа, 1985. - 176 с.

100. ИЗ. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов: Энциклопедический словарь. / Общ. ред.: д.э.н., проф. Кушелин В.И., д.э.н., проф., чл.-корр. РАН В.П. Чичканов М.: Изд-воРАГС, 2004.-744 с.

101. Современное управление: Энциклопедический справочник. М.: Издат-центр, 1997.-531 с.

102. Сомляков А.Ф., Добров А.Б., А.К. Леонтьев, Поршенев Н.В. Газообразное топливо из древесных отходов // Лесная промышленность. 1987. - №12. -с. 16-18.

103. Справочник по лесопилению / Ю.А. Варфоломеев, И.С. Дружинин, Ю.А. Дьячков и др.; Под ред. A.M. Копейкина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экология, 1991.-496 с.

104. Справочник по производству фанеры / A.A. Веселов, Л.Г. Галюк, Ю.Г. Доронин и др. / Под ред. Н.В. Качалина. M.: Лесная промышленность, 1984.-432 с.

105. Справочник по функционально-стоимостному анализу / А.П. Ковалев, Н.К. Моисеева, В.В. Сысун и др.; Под ред. М.Г. Карпунина, Б.И. Майданчика. -М.: Финансы и статистика, 1988. 431 с.

106. Справочник экономического инструментария / В.Л. Макаров, Н.Е. Христо-любова, Е.Г. Яковенко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.W515 с.

107. Степанов А.Н. Экологические риски: взаимодействие и взаимосвязь // Природные ресурсы России: управление, экономика, финансы. 2004. -№2.-С. 102-103.

108. Степанов B.C. Экологическая стратегия лесопромышленного предприятия // Устойчивое лесопользование. 2003. - №1. - G. 22 - 23.

109. Страхов В.В. Сравнительный анализ роли государства в управлении лесными ресурсами. Аналитический обзор. М.: Тасис, 2002. - 47 с.

110. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории. М.: Наука, 1960.530 с.

111. Титенберг Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды » / Пер. с англ. К.В. Папенова; Под ред. А.Д. Думнова и И.М. Потравного.

112. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 591 с.

113. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. - 320 с.

114. Трунов Е.С. Эффективность использования ресурсов низкосортной древесины // Лесное хозяйство. 2002. - №6. - С. 29 - 30.

115. Тупыца Ю.Ю. Эколого-экономическая эффективность природопользования. М.: Наука, 1980. - 168 с.

116. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная страте гия.-М., 1998.

117. Урсул А.Д. Социально-экологические аспекты устойчивого развития цивилизации и России. М.: Экономика, 2001. - 195 с.

118. Фатхутдинов P.A. Система менеджмента. 2-е изд. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 352 с.

119. Федоренко Н.П. Природа и экономика // Проблемы оптимизации в экологии. М.: Наука, 1978.

120. Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. М.: Экономика, 2003. - 727 с.

121. Федоренко Н.П., Реймерс Н.Ф. Экология и экономика эволюция взаимо отношений. От «экономии» природы до «большой» экологии // Философские проблемы глобальной экологии. М.Д 983. - С. 230 - 277.

122. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования. -М: Наука, 1987.-256 с.

123. Хильчевская Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. 1996. 1. Т. 32. Вып. 3.- С. 85-95.

124. Швиденко А.З., Нильссон С. Экологические проблемы перехода к устойчивому управлению лесами России // Устойчивое лесопользование. - 2003. -№1. С 7.

125. Экология и экономика природопользования / Под. Ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 519 с.

126. Экология и экономика: Справочник / О.Ф. Балацкий, П.Г. Вакулюк, В.М. Власенко и др.; Под общ. ред. K.M. Сытника. К.: Политиздат Украины. -1986.-308 с.

127. Экономика использования вторичных ресурсов / С.М. Спринцин, Т.А. Са-пожникова, С.А. Литвиненко, В.К. Малышкина. М.: Лесная промышленность, 1990. - 240 с.

128. Экономика лесного хозяйства СССР. Изд. 3-е перераб. и доп. / И.В. Во-ронин, П.В. Васильев, Е.Я. Судачков. -М.: Лесная промышленность, 1978. -264 с.

129. Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. 2-е изд. / Перевод под научной редакцией Н. Пахомовой, К. Рихтера. - СПб.: Питер, 2004. -256 с.

130. Юдкевич Ю.Д., Васильев С.Н., Ягодин В.И. Получение химических продуктов из древесных отходов. СПб.: СПбЛТА, 2002. - 84 с.

131. Яковец Ю.В. Об устойчивом развитии и экологических циклах // Вопросы философии. 1999. - №4.

132. Янушко А.Д. Экономика лесного хозяйства. Изд. 2-е. - Минск: Высшая школа, 1977. - 272 с.

133. Районы Лесной фонд, тыс. га Общий запас древесины, тыс. куб. м

134. Общая площадь Покрытая лесом Всего запас, куб. м/га в т.ч. Удельный вес, %

135. Всего в т.ч. спелые и перестойные

136. Всего в т.ч. хв лист. хв. лист. хв.1. Западная

137. Бабаевский 835,9 574,5 261,2 166,8 90794,6 158,0 32386,9 58407,7 35,7 64,3

138. Белозерский 452,5 381,6 185,2 89,8 63105,5 165,4 31813,7 31291,8 50,4 49,6

139. Вашкинский 247,1 214,9 113,8 74,6 31896,6 148,4 12792,6 19104,0 40,1 59,9

140. Вытегорский 1219,2 987,8 448,5 295,3 147991,6 149,8 58243,5 89748,1 39,4 60,6

141. Кадуйский 257,5 171,7 69,5 26,4 31887,8 185,7 13521,1 18366,7 42,4 57,6

142. Кирилловский 339,3 286,2 82,5 45,9 29795,2 104,1 13218,3 16576,9 44,4 55,6

143. Устюженский 273,1 169,2 48,6 20,5 22830,1 134,9 2184,2 20645,9 9,6 90,4

144. Чагодощенский 200,9 155,2 55,3 30,6 23624,9 152,2 6645,9 16979,0 28,1 71,9

145. Череповецкий 428,9 332,4 148,8 29,6 61677,1 185,6 32667,1 29010,0 53,0 47,0

146. Всего по зоне 4254,4 3273,5 1413,4 779,5 503603,4 153,8 203473,3 300130,1 40,4 59,61. Центральная

147. Верховажский 363,0 338,5 91,5 71,2 41859,5 123,7 8771,0 33088,5 21,0 79,0

148. Вожегодский 501,5 455,2 150,9 94,7 60101,5 132,0 24773,5 35328,0 41,2 58,8

149. Вологодский 225,1 219,5 102,2 4,8 50142,4 228,4 30559,5 19582,9 60,9 39,1

150. Грязовецкий 372,0 356,5 192,5 16,2 81399,8 228,3 55680,3 25719,5 68,4 31,6

151. Междуреченский 304,9 250,7 100,2 23,2 43639,7 174,1 27250,0 16389,7 62,4 37,6

152. Сокольский 295,0 267,6 129,1 25,4 48041,5 179,5 28844,5 19197,0 60,0 40,0

153. Сямженский 327,8 305,6 94,5 51,8 47976,3 157,0 17600,0 30376,3 36,7 63,3

154. Тотемский 735,8 671,5 198,1 94,9 99933,3 148,8 54040,3 45893,0 54,1 45,9

155. Усть-Кубинский 145,2 132,9 57,0 22,1 22807,5 171,6 9599,9 13207,6 42,1 57,9

156. Харовский 281,7 262,0 129,7 46,6 48329,1 184,5 25741,2 22587,9 53,3 46,7

157. Шекснинский 142,9 133,8 50,3 9,2 24773,6 185,2 13617,3 11156,3 55,0 45,0

158. Всего по зоне 3694,9 3393,8 1296,0 460,1 569004,2 167,7 296477,5 272526,7 52,1 47,91. Восточная

159. Бабушкинский 645,6 604,6 168,7 77,5 94167,0 155,8 39794,7 54372,3 42,3 57,7

160. Великоустюгский 735,6 683,6 192,9 119,0 99082,1 144,9 44470,8 54611,3 44,9 55,1

161. Кич-Городецкий 606,1 577,7 166,9 66,4 92114,6 159,5 37765,6 54349,0 41,0 59,0

162. Никольский 644,8 628,3 207,2 53,2 102374,2 162,9" 64796,4 37577,8 63,3 36,7

163. Нюксенский 408,7 358,8 133,8 58,2 57912,1 161,4 27703,6 30208,5 47,8 52,2

164. Тарногский 425,1 396,7 79,1 44,9 52582,9 132,6 18421,2 34161,7 35,0 65,0

165. Всего по зоне 3465,9 3249,7 948,6 419,2 498232,9 153,3 232952,3 265280,6 46,8 53,2

166. ИТОГО 11414,8 9916,8 3657,8 1658,9 1576840,5 159,0 738903,1 837937,4 46,9 53,1

167. Районы Общий запас древесины спелых и перестойных, тыс. куб. м

168. Всего в т.ч. Удельный вес, %лист хв лист хв1. Западная

169. Бабаевский 52634,9 21738,5 30896,4 41,3 58,7

170. Белозерский 38752,7 22156,8 16595,9 57,2 42,8

171. Вашкинский 21079,0 8369,4 12709,6 39,7 60,3

172. Вытегорский 93111,1 36137,6 56973,5 38,8 61,2

173. Кадуйский 15416,4 10131,7 5284,7 65,7 34,3

174. Кирилловский 13194,1 6568,2 6625,9 49,8 50,2

175. Устюженский 9463,1 5069,7 4393,4 53,6 46,4

176. Чагодощенский 9861,8 4448,4 5413,4 45,1 54,9

177. Череповецкий 32846,1 26616,8 6229,3 81,0 19,0

178. Всего по зоне 286359,2 141237,1 145122,1 49,3 50,71. Центральная

179. Верховажский 17445,3 3911,7 13533,6 22,4 77,6

180. Вожегодский 26488,7 11189,9 15298,8 42,2 57,8

181. Вологодский 25976,5 24680,5 1296,0 95,0 5,0

182. ГрязовеЦкий 49073,2 45065,8 4007,4 91,8 8,2

183. Междуреченский 22382,5 18527,9 3854,6 82,8 17,2

184. Сокольский 28933,0 23338,5 5594,5 80,7 19,3

185. Сямженский 20291,9 9728,1 10563,8 47,9 52,1

186. Тотемский 42002,7 23763,6 18239,1 56,6 43,4

187. Усть-Кубинский 11275,1 7289,6 3985,5 64,7 35,3

188. Харовский 28493,6 19379,7 9113,9 68,0 32,0

189. Шекснинский 11414,2 9464,6 1949,6 82,9 17,1

190. Всего по зоне 283776,7 196339,9 87436,8 69,2 30,81. Восточная

191. Бабушкинский 36707,2 20352,2 16355,0 55,4 44,6

192. Великоустюгский 38806,7 15770,0 23036,7 40,6 59,4

193. Кич-Городецкий 37554,1 22434,3 15119,8 59,7 40,3

194. Никольский 48284,4 36004,4 12280,0 74,6 25,4

195. Нюксенский 29297,4 17354,5 11942,9 59,2 40,8

196. Тарногский 15740,6 7168,0 8572,6 45,5 54,5

197. Всего по зоне 206390,4 119083,4 87307,0 57,7 42,3

198. ИТОГО 776526,3 456100,4 320425,9 58,7 41,31. Лесопромышленныйкомплекс Вологодской областит

199. ООО «ХК «Вологодские лесопромышленники»

200. ООО «Андомский ЛПХ, ООО «Вож"ёга-лес», ООО «Лежалее», ООО «Ломов аткалес»,

201. ООО «Лойгаясс», ООО «Междуречьелес», ООО Металсс», ЗАО «Онегалесгтом»1. ОАО ЛХК «Черспо-вецлес»

202. ОАО «Бабаевский ЛПХ», ОАО «Белозерский ЛПХ», ООО «Белозерсклес», ООО «Белоусоволес»,V1. ОАО «Вашкинский ЛПХ»J " "-. "

203. Национальная лесоин-* дустриальная компания

204. ОАО «ЛПК «Кипелово», ООО «Кирилловский ЛПХ», ЗАО «Ковжннский ЛПХ»Vi1. ООО «ПЛО «Монзалес»,1. Ча

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Вместо проведения конкурсов по уборке леса, поврежденного пожаром 2010 года и жуками-короедами, Комитет лесного хозяйства Московской области создал коммерческую структуру, которая получает государственное финансирование и спекулирует на труде лесозаготовителей

В Подмосковье разгорается скандал, похожий на громкое расследование хищений в Министерстве обороны. В центре событий — влиятельный чиновник с большими полномочиями. Рядом – женщина, конвертирующая его благосклонность в тяжелые пачки наличных.

В нашем распоряжении оказалось любопытное письмо. Раньше такие послания называли «наказами избирателей». В них, как правило, пенсионеры, недовольные своими проржавевшими трубами и протекающими крышами, излагали свое наболевшее очередному кандидату на выборную должность. Но в этом — речь идет о проблемах совсем не микрорайонного масштаба, да и адресат знаковый: Андрей Воробьев – губернатор Московской области (на момент написания письма – временно исполняющий обязанности).

«Год назад (в июле 2012 года) Комитет лесного хозяйства Московской области возглавил Трунов Е.С.. С тех пор не проводилось ни одного конкурса по уборке леса, поврежденного пожаром 2010 года и короедом-«типографом». Объем пораженных лесов на весну 2013 года составил 450 тысяч гектаров, т.е. 12-15 миллионов кубометров. К Москве страшно подлетать на самолете, весь лес стоит коричневый. Трунов и его сотрудники, на первый взгляд, проявили полную несостоятельность в управлении лесами Московской области, но это только на первый взгляд.

Вышеуказанная команда провернула аферу с бюджетными средствами в объеме одного миллиарда рублей, которая будет описана ниже в мельчайших подробностях:

  1. 1. Для начала они создали фирму «Центрлесхоз» — якобы для уборки погибших лесов, и «пробили» в областном правительстве на нее письмо, как на единого потребителя услуг.
  2. 2. Выбили из федерального бюджета субвенции на компенсацию убытков по заготовке погибших лесов, но никаких услуг фирма «Центрлесхоз» оказывать не собиралась. Она была создана с целью увести федеральные субвенции на внебюджетные счета. А это уже не халатность, а подлог с целью присвоения бюджетных денег.
  3. 3. В то же время в Подмосковье простаивает около 400 лесозаготовительных бригад, т.к. они не имеют доступа к вышеуказанным услугам по уборке горельников с 2010 года, и короедников – с 2011-2013 годов. Добрая половина пораженных лесов за 2 года превратилась в гнилушки и не поступила в народное хозяйство Московской области.
  4. 4. Председатель комитета лесного хозяйства Московской области на всех уровнях встреч с губернатором заявляет, что в Подмосковье нет лесозаготовителей, на самом деле они есть и готовы убирать леса без всяких субвенций со стороны государства. Стоит только объявить конкурсные торги и погибшие леса будут убраны в течении 2-3 лет. Но Комитету это не выгодно, т.к. он не получит следующую порцию субвенций.

Справедливости ради нужно отметить, что команда Труновского в «Центрлесхозе» не сможет увести даже первый миллиард рублей, т.к. не смогла завербовать субподрядчиков из московских лесозаготовителей по причине того, что готовую полугнилую продукцию «Центрлесхоз» продает тем же лесозаготовителям по цене выше себестоимости услуг, а субвенции оставляет у себя как внебюджетные.

Да и услуги по уборке погибших лесов «Центрлесхоз» выделяет субподрядчикам на свое усмотрение, торгуясь, кто больше даст.

Вот как выглядит серая финансовая схема Трунова:

  1. 1. Фирма «Центрлесхоз» создана, письмо в Правительстве (о едином потребителе услуг) подписано — все остальные лесозаготовители от торгов устранены, значит, за работой они придут в «Центрлесхоз», который сам ни единого кубометра древесины не заготавливает, да и не может, т.к. нет ни одного топора, ни одной бензопилы, ни одно трактора и полное отсутствие рабочей силы.
  2. 2. Следующий шаг Трунова Е.С. – это финансовый.

Лесной комитет перечисляет «Центрлесхозу» аванс за проведение работ по уборке погибших лесов в размере 30% от выделенных субвенций, а это примерно 300 миллионов рублей.

В то же время «Центрлесхоз» заключает договора с субподрядчиками (московскими лесозаготовителями), и по договору… не оплачивает за услугу, а берет с лесозаготовителей аванс за еще стоящую на корню древесину, как за готовую продукцию в размере 20% от ее стоимости, т.е. около 200 миллионов рублей. В итоге: 300 млн.руб + 200 млн.руб = 500 миллионов рублей остается в распоряжении «Центрлесхоза» почти на год.

Но это еще не конец лесной сказки, а только начало.

  1. 3. При выполнении услуг подмосковными лесозаготовителями «Центрлесхоз» не возвращает взятый у них аванс и не оплачивает услугу (которая зафиксирована актами Мособллеса и лесничествами), а вынуждает лесозаготовителей перечислять на его счета всю сумму стоимости готовой полугнилой продукции и только потом, из перечисленных средств лесозаготовителей «Центрлесхоз» расплачивается с ними их же деньгами. Вот такие вещи можно проделывать, вооружившись волшебным письмом от Правительства в нарушение 94-го закона.
  2. 4. В итоге «Центрлесхоз» проделал работу по уборке погибших лесов руками лесозаготовителей Подмосковья, продал им полугнилую продукцию, получил прибыль от разницы в цене услуг и готовой продукции (примерно 45 рублей за 1 м3). А субвенции в размере миллиарда рублей в конце финансового года останутся на счетах «Центрлесхоза».

Трунов Евгений Сергеевич
коллаж НВdaily

Тут, наверное, стоит сделать небольшое отступление. Такая схема — создание новой коммерческой структуры, перевод целевых средств на нее, затем тихий распил — широко известна в узких кругах. Именно с ее помощью зарвавшиеся чиновники выгрызают из бюджета наши с вами деньги. А вот брать деньги с заготовителей, которые выполняют работу, за которую «Центрлесхоз» уже получил государственные деньги – это новое слово в искусстве коррупции. Авторам такого «ноу-хау» – да воздастся им за находчивость по всем пунктам Уголовного кодекса РФ!

Вот небольшая арифметика: 1 000 000 000 рублей – от государства как субвенции, не как компенсация убытков реальным исполнителям, а в прибыль «Центрлесхоза»; 85 500 000 рублей – от лесозаготовителей как прибыль.

  1. 5. «Это все потому, что у Трунова «Центрлесхоз» возглавляет такая же боевая подруга, как у экс-министра обороны России. Только зовут ее Французова Галина Евгеньевна. А лес Подмосковья — это мелочь, чем больше поражается короедом, тем больше субвенций».

Еще раз вмешаемся в повествование. Похоже, присутствие в коррупционных схемах женщины становится обязательным. Возможно, это цыганский расчет расхитителей на снисходительность правосудия, но, может быть, просто мельчает род мужской…

«Простите, дорогой губернатор, за надоедливость, но это еще не все. «Центрлесхозу», как единому потребителю услуг, кроме уборки погибших лесов полагалось провести в 2013 году солидный перечень лесохозяйственных работ на сумму примерно 900 000 000 рублей, Как и в первом случае, эти работы «Центрлесхоз» свалил на подмосковных лесозаготовителей, не забыв при этом про свою прибыль, которую он «отщипнул» до начала разработок от цены работ в размере 20%. Мелочь, конечно, но 100-200 миллионов на дороге не валяются.

Губернатор Московской области — Андрей Воробьев

Ставим в известность и.о. губернатора Московской области:

  1. 1. Заявленный объем уборки погибших лесов на 2013 год в объеме 1 900 000 кубометров не будет выполнен, т.к. Трунов Е.С. не смог организовать работы в полном объеме по многим районам области, особенно от юго-запада до севера-востока. Сюда же входит правительственная трасса – знаменитая «Рублевка».
  2. 2. Чтобы избавиться от короеда-«типографа», нужно вводить в пораженные леса примерно 5-6 миллионов кубометров ежегодно и восстанавливать лес на тех же территориях. Для таких проектов Трунов Е.С. слишком слаб.
  3. 3. Около 15 тысяч гектаров леса, погибших от пожара 2010 года, вообще, не разрабатываются. Трунов Е.С. как «мудрый» лесовод считает горельники не важными политически.

Уважаемый господин губернатор, только в ваших силах прекратить этот лесной беспредел. Это очень важный шаг проявить политическую волю накануне выборов. А такими, как Трунов Е.С., займутся более серьезные структуры государства. Если он ничего не предпримет радикального до 1-го сентября 2013 года, в известность будут поставлены все силовые структуры России, информационные структуры и Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ.

С уважением,

Ваши избиратели из числа лесозаготовителей Коломенского, Луховицкого, Ступинского и Орехово-Зуевского районов Подмосковья.

Можно, конечно, сомневаться в правдивости фактов, изложенных анонимными «лесоводами», но…

  • слишком уж подробно и достоверно описана схема хищений в отрасли. Настолько подробно, что на память невольно приходит Алексей Кузнецов, бывший министр финансов региона. Он после вынужденной отставки подался за рубеж, но успел провернуть грандиозную аферу и прихватил с собой десятки миллионов долларов из бюджета Московской области.
  • Стилистика, орфография и главное — перехлестывающие через край эмоции говорят «за» авторство настоящих «лесоводов», а не профессиональных жалобщиков.
  • Положа руку на сердце, если копнуть чуть поглубже, мы в любой отрасли, где фигурируют бюджетные деньги, натыкаем на что-то подобное.

Возможно, поэтому недавно избранный губернатор Воробьев крайне серьезно подошел к этой теме и решил принять превентивные меры. На сколько известно, «Наказ избирателей» по его поручению сейчас проверяют министр имущественных отношений МО Андрей Аверкиев и его заместитель Игорь Тресков.

Олег Ильин

Вместо проведения конкурсов по уборке леса, поврежденного пожаром 2010 года и жуками-короедами, Комитет лесного хозяйства Московской области создал коммерческую структуру, которая получает государственное финансирование и спекулирует на труде лесозаготовителей

Председатель Комитета лесного хоз-ва Московской обл. Евгений Сергеевич Трунов

В Подмосковье разгорается скандал, похожий на громкое расследование хищений в Министерстве обороны. В центре событий - влиятельный чиновник с большими полномочиями. Рядом – женщина, конвертирующая его благосклонность в тяжелые пачки наличных.

В нашем распоряжении оказалось любопытное письмо. Раньше такие послания называли «наказами избирателей». В них, как правило, пенсионеры, недовольные своими проржавевшими трубами и протекающими крышами, излагали свое наболевшее очередному кандидату на выборную должность. Но в этом - речь идет о проблемах совсем не микрорайонного масштаба, да и адресат знаковый: Андрей Воробьев – губернатор Московской области (на момент написания письма – временно исполняющий обязанности).

«Год назад (в июле 2012 года) Комитет лесного хозяйства Московской области возглавил Трунов Е.С.. С тех пор не проводилось ни одного конкурса по уборке леса, поврежденного пожаром 2010 года и короедом-«типографом». Объем пораженных лесов на весну 2013 года составил 450 тысяч гектаров, т.е. 12-15 миллионов кубометров. К Москве страшно подлетать на самолете, весь лес стоит коричневый. Трунов и его сотрудники, на первый взгляд, проявили полную несостоятельность в управлении лесами Московской области, но это только на первый взгляд.

Вышеуказанная команда провернула аферу с бюджетными средствами в объеме одного миллиарда рублей, которая будет описана ниже в мельчайших подробностях:

1. Для начала они создали фирму «Центрлесхоз» - якобы для уборки погибших лесов, и «пробили» в областном правительстве на нее письмо, как на единого потребителя услуг.

2. Выбили из федерального бюджета субвенции на компенсацию убытков по заготовке погибших лесов, но никаких услуг фирма «Центрлесхоз» оказывать не собиралась. Она была создана с целью увести федеральные субвенции на внебюджетные счета. А это уже не халатность, а подлог с целью присвоения бюджетных денег.

3. В то же время в Подмосковье простаивает около 400 лесозаготовительных бригад, т.к. они не имеют доступа к вышеуказанным услугам по уборке горельников с 2010 года, и короедников – с 2011-2013 годов. Добрая половина пораженных лесов за 2 года превратилась в гнилушки и не поступила в народное хозяйство Московской области.

4. Председатель комитета лесного хозяйства Московской области на всех уровнях встреч с губернатором заявляет, что в Подмосковье нет лесозаготовителей, на самом деле они есть и готовы убирать леса без всяких субвенций со стороны государства. Стоит только объявить конкурсные торги и погибшие леса будут убраны в течении 2-3 лет. Но Комитету это не выгодно, т.к. он не получит следующую порцию субвенций.

Справедливости ради нужно отметить, что команда Труновского в «Центрлесхозе» не сможет увести даже первый миллиард рублей, т.к. не смогла завербовать субподрядчиков из московских лесозаготовителей по причине того, что готовую полугнилую продукцию «Центрлесхоз» продает тем же лесозаготовителям по цене выше себестоимости услуг, а субвенции оставляет у себя как внебюджетные.

Да и услуги по уборке погибших лесов «Центрлесхоз» выделяет субподрядчикам на свое усмотрение, торгуясь, кто больше даст.

Вот как выглядит серая финансовая схема Трунова:

1. Фирма «Центрлесхоз» создана, письмо в Правительстве (о едином потребителе услуг) подписано - все остальные лесозаготовители от торгов устранены, значит, за работой они придут в «Центрлесхоз», который сам ни единого кубометра древесины не заготавливает, да и не может, т.к. нет ни одного топора, ни одной бензопилы, ни одно трактора и полное отсутствие рабочей силы.

2. Следующий шаг Трунова Е.С. – это финансовый.

Лесной комитет перечисляет «Центрлесхозу» аванс за проведение работ по уборке погибших лесов в размере 30% от выделенных субвенций, а это примерно 300 миллионов рублей.

В то же время «Центрлесхоз» заключает договора с субподрядчиками (московскими лесозаготовителями), и по договору… не оплачивает за услугу, а берет с лесозаготовителей аванс за еще стоящую на корню древесину, как за готовую продукцию в размере 20% от ее стоимости, т.е. около 200 миллионов рублей. В итоге: 300 млн.руб + 200 млн.руб = 500 миллионов рублей остается в распоряжении «Центрлесхоза» почти на год.

Но это еще не конец лесной сказки, а только начало.

3. При выполнении услуг подмосковными лесозаготовителями «Центрлесхоз» не возвращает взятый у них аванс и не оплачивает услугу (которая зафиксирована актами Мособллеса и лесничествами), а вынуждает лесозаготовителей перечислять на его счета всю сумму стоимости готовой полугнилой продукции и только потом, из перечисленных средств лесозаготовителей «Центрлесхоз» расплачивается с ними их же деньгами. Вот такие вещи можно проделывать, вооружившись волшебным письмом от Правительства в нарушение 94-го закона.

4. В итоге «Центрлесхоз» проделал работу по уборке погибших лесов руками лесозаготовителей Подмосковья, продал им полугнилую продукцию, получил прибыль от разницы в цене услуг и готовой продукции (примерно 45 рублей за 1 м3). А субвенции в размере миллиарда рублей в конце финансового года останутся на счетах «Центрлесхоза».

Тут, наверное, стоит сделать небольшое отступление. Такая схема - создание новой коммерческой структуры, перевод целевых средств на нее, затем тихий распил - широко известна в узких кругах. Именно с ее помощью зарвавшиеся чиновники выгрызают из бюджета наши с вами деньги. А вот брать деньги с заготовителей, которые выполняют работу, за которую «Центрлесхоз» уже получил государственные деньги – это новое слово в искусстве коррупции. Авторам такого «ноу-хау» – да воздастся им за находчивость по всем пунктам Уголовного кодекса РФ!

Вот небольшая арифметика: 1 000 000 000 рублей – от государства как субвенции, не как компенсация убытков реальным исполнителям, а в прибыль «Центрлесхоза»; 85 500 000 рублей – от лесозаготовителей как прибыль.

5. «Это все потому, что у Трунова «Центрлесхоз» возглавляет такая же боевая подруга, как у экс-министра обороны России. Только зовут ее Французова Галина Евгеньевна. А лес Подмосковья - это мелочь, чем больше поражается короедом, тем больше субвенций».

Еще раз вмешаемся в повествование. Похоже, присутствие в коррупционных схемах женщины становится обязательным. Возможно, это цыганский расчет расхитителей на снисходительность правосудия, но, может быть, просто мельчает род мужской…

«Простите, дорогой губернатор, за надоедливость, но это еще не все. «Центрлесхозу», как единому потребителю услуг, кроме уборки погибших лесов полагалось провести в 2013 году солидный перечень лесохозяйственных работ на сумму примерно 900 000 000 рублей, Как и в первом случае, эти работы «Центрлесхоз» свалил на подмосковных лесозаготовителей, не забыв при этом про свою прибыль, которую он «отщипнул» до начала разработок от цены работ в размере 20%. Мелочь, конечно, но 100-200 миллионов на дороге не валяются.

Ставим в известность и.о. губернатора Московской области:

1. Заявленный объем уборки погибших лесов на 2013 год в объеме 1 900 000 кубометров не будет выполнен, т.к. Трунов Е.С. не смог организовать работы в полном объеме по многим районам области, особенно от юго-запада до севера-востока. Сюда же входит правительственная трасса – знаменитая «Рублевка».

2. Чтобы избавиться от короеда-«типографа», нужно вводить в пораженные леса примерно 5-6 миллионов кубометров ежегодно и восстанавливать лес на тех же территориях. Для таких проектов Трунов Е.С. слишком слаб.

3. Около 15 тысяч гектаров леса, погибших от пожара 2010 года, вообще, не разрабатываются. Трунов Е.С. как «мудрый» лесовод считает горельники не важными политически.

Уважаемый господин губернатор, только в ваших силах прекратить этот лесной беспредел. Это очень важный шаг проявить политическую волю накануне выборов. А такими, как Трунов Е.С., займутся более серьезные структуры государства. Если он ничего не предпримет радикального до 1-го сентября 2013 года, в известность будут поставлены все силовые структуры России, информационные структуры и Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ.

С уважением,

Ваши избиратели из числа лесозаготовителей Коломенского, Луховицкого, Ступинского и Орехово-Зуевского районов Подмосковья.

Можно, конечно, сомневаться в правдивости фактов, изложенных анонимными «лесоводами», но…

Слишком уж подробно и достоверно описана схема хищений в отрасли. Настолько подробно, что на память невольно приходит Алексей Кузнецов, бывший министр финансов региона. Он после вынужденной отставки подался за рубеж, но успел провернуть грандиозную аферу и прихватил с собой десятки миллионов долларов из бюджета Московской области.

Стилистика, орфография и главное - перехлестывающие через край эмоции говорят «за» авторство настоящих «лесоводов», а не профессиональных жалобщиков.

Положа руку на сердце, если копнуть чуть поглубже, мы в любой отрасли, где фигурируют бюджетные деньги, натыкаем на что-то подобное.

Возможно, поэтому недавно избранный губернатор Воробьев крайне серьезно подошел к этой теме и решил принять превентивные меры. На сколько известно, «Наказ избирателей» по его поручению сейчас проверяют министр имущественных отношений МО Андрей Аверкиев и его заместитель Игорь Тресков.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама