THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Весной в Белоруссии прошла серия массовых уличных протестов против Декрета №3, получившего название «Декрет о тунеядцах». Согласно этому документу, белорусское государство пыталось взыскать достаточно крупные по местным меркам суммы денег с людей, которые официально нигде не трудоустроены. В общей сложности извещения с требованием оплатить налог на тунеядство («Сбор на финансирование государственных расходов» — таково его официальное название) получили почти полмиллиона человек.

Предполагалось, что так бюджет будет пополнен за счёт тех, кто работает «в тени», не платя налоги. Но в реальности Декрет №3 ударил по простым людям, которые долгое время не могли найти работу. Особенно в белорусской провинции, где множество небольших нерентабельных предприятий либо закрыты, либо работают лишь на бумаге: сотрудников не увольняют, но заняты они 1—2 дня в неделю, и зарплаты у них соответствующие. Именно поэтому весной волна протестов охватила не только Минск и областные центры, но и многие прежде тихие провинциальные города.

После первой волны протестов, в марте, Александр Лукашенко остановил действие декрета и отправил его на доработку — до осени. Летом некоторым гражданам налоговые органы даже стали возвращать ранее взысканный налог на тунеядство.

Но тогда же, весной, белорусский президент в жёсткой форме обязал госслужащих к 1 мая трудоустроить всех безработных. Чиновники, разумеется, отчитались о выполнении приказа, хотя в реальности очереди в отделах по трудоустройству никуда не делись.

Так появились две параллельные реальности. В одной — предприятия по-прежнему увольняют больше сотрудников, чем принимают, и многие люди остаются без работы (особенно в провинции). В другой — все, кто хотел найти работу, нашли её, а не работают лишь сознательные тунеядцы, которых государство обязано заставить трудиться.

  • Reuters

Безработные: проблема подсчёта

С 1 сентября в Минске комитет по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома закрывает два отделения по трудоустройству — «Заводское» и «Фрунзенское». После их ликвидации в белорусской столице останется три центра занятости, которые переименуют в отделы обслуживания граждан. В дальнейшем планируется упразднить ещё два отделения, оставив единственный общегородской центр занятости.

На вопрос, куда теперь обращаться безработным минчанам за помощью в трудоустройстве, местные чиновники отвечают, что безработных в Минске (как и в Белоруссии в целом) практически не осталось.

И в самом деле, по официальной статистике на 1 августа 2017 года зарегистрированная безработица в белорусской столице держалась на уровне 0,4% от экономически активного населения. То есть нетрудоустроенными были 31,2 тыс. человек. В целом же уровень зарегистрированной безработицы в Белоруссии к 10 августа составил 0,7% от экономически активного населения, а на одну вакансию приходится 0,6 безработного (год назад — 1,2).

Проблема, однако, в том, что официальное статистическое ведомство Белстат в качестве безработных учитывает только тех людей, кто встал на учёт в службе занятости и получил официальный статус безработного. Но таких людей очень мало, так как пособие по безработице в Белоруссии менее $10, время пребывания в этом статусе ограничено, а кроме того, все нетрудоустроенные граждане регулярно привлекаются к неоплачиваемым общественным работам и сильно ограничены в правах.

В результате, хоть за вакансиями в центрах трудоустройства — очереди (порой на ставку грузчика претендуют по 60 человек), официальных безработных очень мало.

Весной нынешнего года в Белоруссии пробовали подсчитывать уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ). Тогда оказалось, что по результатам изучения уровня занятости в домашних хозяйствах среднегодовая безработица в стране составляет 5,8% среди населения в возрасте от 15 до 75 лет, 5,3% — среди людей в трудоспособном возрасте. Данные исследования по методике МОТ были обнародованы Национальным статистическим комитетом впервые.

«Следует отметить, что безработица по МОТ и официально зарегистрированная безработица — это разные показатели по своей сути и по своему наполнению», — заявила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева в эфире телеканала «Беларусь 1». По её словам, в данные МОТ могут быть включены люди, которые ищут работу по интернету, объявлениям или через своих знакомых, то есть не обращаясь на биржу труда.

Однако уже через несколько месяцев белорусские чиновники приняли решение не использовать методику МОТ, а ориентироваться только на официальные цифры Белстата. Причина очевидна: если считать безработицу по стандартам МОТ, не получится заявить об исполнении президентского предписания «трудоустроить всех».

  • Reuters

О том, что обновлённый Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» должен быть подготовлен к 1 октября, Александр Лукашенко заявил 3 августа, заслушивая доклад о демографической ситуации и содействии занятости населения.

«Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции Декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ, — заявил белорусский лидер. — Общество должно знать, что никакой отмены Декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где? Поэтому Декрет №3 — это 300 тысяч тех, кто должен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо».

При этом, по мнению Александра Лукашенко, главную тяжесть выполнения «Декрета о тунеядцах» должны принять на себя чиновники местных исполкомов (ранее эта функция была возложена на налоговые инспекции, что практически парализовало их работу). «Ещё раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета. Я надеюсь, что кроме правительства этим вопросом серьёзно займутся депутаты. Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя», — сказал белорусский президент.

  • Александр Лукашенко
  • РИА Новости

Позднее министр по налогам и сборам Сергей Наливайко рассказал журналистам, что в новой редакции декрета основной упор делается на содействие в трудоустройстве тем, кто хочет найти работу, и на возвращение в социум людей, ведущих асоциальный образ жизни. Однако министр труда и социальной защиты Ирина Костевич нарисовала совсем другую картину. По её словам, правительство предлагает реализовать принцип «Не работаешь — платишь за услуги».

«Это услуги, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении», — цитирует министра государственное информагентство БЕЛТА.

Иными словами, предполагается, что «тунеядцы» будут стопроцентно оплачивать субсидируемые за счёт госбюджета услуги. Например, сейчас в Белоруссии в детском саду родители платят только за питание, а образовательные и коммунальные услуги оплачивает государство. Также родители не платят за обучение детей в школе, хотя учебники приходится покупать. Но если предложение Минтруда будет принято, «тунеядцам» за эти услуги придётся платить.

Аналогичная практика предлагается и в сфере здравоохранения — если человек не работает, то лишается медуслуг. Безусловно, экстренную медпомощь окажут каждому, например вырежут аппендицит, но рак дорогостоящими лекарствами лечить за счёт государства не будут.

Но тут возникает вопрос: как быть с Конституцией? Ведь, согласно основному закону, гражданам Белоруссии гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, а также бесплатное лечение в государственных больницах и поликлиниках.

Понятно, что в любом обществе есть асоциальные люди, которые ни при каких условиях не будут работать. И государство будет вынуждено оказывать им медицинские услуги и обеспечить образование их детям. В отношении таких граждан Лукашенко настроен крайне решительно.

  • Reuters

«Мы вычленим людей по персоналиям: кто может, но не хочет, кто хочет, но не может и тех, которым надо лопату в зубы — и пошёл работать. Пусть на меня не обижаются», — заявил Александр Лукашенко 11 августа в Бресте. «Людей надо приучить к труду. Нельзя создавать так называемый класс безработных. Если мы их не станем вовлекать в общественно-полезный труд, как раньше говорили, значит, мы будем создавать этот класс, и он будет увеличиваться. Нам этого допустить нельзя, — сказал Лукашенко. — Конечно, будет какой-то малый процент людей, которые ни на что не способны. Специфическими методами будем заставлять. Но есть люди, которые могут, но отлынивают. Этих людей надо ставить в такие условия, чтобы они всё-таки шли работать».

Обещание «горячей осени»

После того как весной нынешнего года Александр Лукашенко остановил действие «Декрета о тунеядцах», протестная активность в Белоруссии постепенно сошла на нет. Некоторые лидеры оппозиции пообещали возобновить волну протестов осенью. Впрочем, в их рядах нет единства по этому вопросу.

«Я не думаю, что осенью можно ожидать каких-то социальных выступлений. Если кто и выйдет на улицы, то только обычные оппозиционные активисты. А рядовые граждане активность проявят, думаю, только в феврале 2018-го. Потому что с января вводится стопроцентная оплата услуг ЖКХ, то есть расходы на жильё резко вырастут, а зарплаты — нет», — оценила ситуацию в беседе с RT лидер гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач.

  • Reuters

Впрочем, Лукашенко и сам понимает, что чиновники далеки от решения проблем на рынке труда, несмотря на все президентские распоряжения. «Ещё в прошлом году мы договаривались, что на каждое сокращённое рабочее место должно быть создано новое высокопроизводительное. Но у нас по-прежнему предприятия продолжают больше увольнять, чем принимать на работу. В чём дело? — поинтересовался президент у министров экономического блока 22 августа. — Ещё неопределеннее ситуация с закрывающимися предприятиями. Куда уходят люди? На бумаге новые рабочие места вроде бы и создаются, а на деле сплошное очковтирательство. Как меня информируют, число занятых в экономике сокращается».

Сегодня зарплаты в Белоруссии постепенно увеличиваются, однако реальные располагаемые доходы населения снижаются — кроме зарплат, они включают пенсии, стипендии, доходы от бизнеса и т.д. Цены тем не менее растут. С 1 сентября в очередной раз подорожают услуги ЖКХ. Поэтому эта осень может оказаться для властей непростой.

«Сейчас белорусские чиновники стараются минимизировать риски, связанные с возвращением этой осенью «Декрета о тунеядцах». Тем более что оппозиция уже пообещала возобновление массовых протестов, которыми отметилась нынешняя весна, — отмечает белорусский политолог Виктор Демидов. — Поэтому сейчас формальное количество безработных стремятся свести к минимуму, чтобы под действие обновлённого декрета попало как можно меньше людей и они не пошли протестовать. А то, что в стране сохраняется большая скрытая безработица, так это параллельная реальность, к существованию которой белорусские граждане уже давно, к сожалению, привыкли».

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама