THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений. Можно выделить три звена бюджетного механизма: 1) методы аккумуляции средств в бюджете: – налоговый (налоги, налоговые платежи); – неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

2) методы и формы выделения средств из бюджета: – бюджетное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности); – бюджетное кредитование – выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;

3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. Коренным образом изменились принципы распределения средств между бюджетами в связи с возникновением в 1994 г. такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляют собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов. Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения. Введение трансфертов было весьма значимым шагом в реформе межбюджетных отношений, так как они являлись достаточно объективной формой распределения бюджетных средств по сравнению с дотациями.

К новым формам межбюджетных отношений относятся субсидии и субвенции, сохранилась также дотация. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

В федеральном бюджете создается пять специальных фондов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации. К ним относятся:

– Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; – Фонд компенсаций; – Фонд софинансирования социальных расходов; – Фонд регионального развития; – Фонд реформирования региональных финансов.

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля .

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны.

Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса .

Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.

Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.

Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального Казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами. налоговыми и таможенными органами, органами финансово-балансовой системы, ведомственного контроля.


Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются:

а) контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;

б) регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов;

в) анализ выявления отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;

г) финансовая экспертиза проектов законов.

Исполнительны органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. Правительство РФ, правительство республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации областей, краев, округов, городов, районов контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований.

Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств.

Бюджетный контроль подразделяется на:

1) предварительный;

2) текущий;

Бюджетный механизм

Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.

Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:

1) формы организации отношений в бюджетной сфере;

2) методы концентрации бюджетных средств;

3) принципы расходования бюджетных средств;

4) объем средств бюджета, которые используются государством, регионами, органами местного самоуправления.

В структуре бюджетного механизма определены три звена :

1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;

2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;

3) распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

Выделяют следующие блоки бюджетного механизма :

1) блок планирования и прогнозирования бюджета;

2) блок исполнения бюджета;

3) блок бюджетного контроля.

Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.

С помощью различных методов блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля за общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.

В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:

1) федеральный бюджет;

2) региональные бюджеты;

3) местные бюджеты.

Специфика каждого из звеньев бюджетной системы – в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве.

Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм орга­низации бюджетных отношений, специфических методов мо­билизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осущест­вления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отно­шений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

Механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

Механизм межбюджетного распределения и перераспреде­ления финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляют­ся финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходо­вание бюджетных средств на уровне Федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются для оперативного управления бюджет­ными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регио­нах, муниципальных образованиях. Через бюджетные показа­тели можно следить за экономическими и социальными про­цессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных пра­вительственных решений.



На построение бюджетного механизма существенное вли­яние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в феде­ральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществ­ления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его по­мощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных на­правлениях финансовой и бюджетной политики на соответ­ствующий период времени, исходя из целей, поставленных хо­дом экономического и социального развития страны.


Практическая реализация бюджетных отношений осуществляется с помощью бюджетного механизма. Бюджетный механизм представляет
собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.
Таким образом, можно выделить три звена бюджетного механизма:
Методы аккумуляции средств в бюджете.
Методы и формы выделения средств из бюджета.
Методы и формы межбюджетных отношений.
Выделяют два метода аккумуляции средств в бюджет: налоговый и неналоговый. Налоговым методом в бюджете аккумулируются непосредственно налоги, а также налоговые платежи, к которым относятся государственная пошлина, таможенные тарифы, платежи за пользование природными ресурсами, лицензионные и другие сборы и т.п. Посредством неналогового метода в бюджет поступают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер и др.
Выделение средств из бюджета также осуществляется различными методами. Традиционно главным методом выделения средств из бюджета является бюджетное финансирование. Под бюджетным финансированием понимается выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности). Этот метод являлся единственным в условиях командно-административной экономики. При переходе страны к рыночным отношениям государство стало использовать ещё один метод предоставления бюджетных средств: бюджетное кредитование. Под бюджетным кредитованием понимается выделение средств из бюджета на принципах кредитования, то есть возвратности, срочности, платности.
В бюджетном Кодексе Российской Федерации оговаривались понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Под бюджетным кредитом понимается форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В настоящее время в соответствии с БК РФ бюджетные ссуды не предоставляются, возможно лишь предоставление бюджетных кредитов.
В начале 90-х годов в литературе рассматривался также такой метод предоставления бюджетных средств, как передача средств в управление. В этом случае рассматривалось выделение бюджетных средств не юридическим или физическим лицам, а органам власти и управления на принципах возвратности и срочности, как платно, так и безвозмездно.
В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти, по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.
При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. В условиях командно-административной экономики главными формами межбюджетных отношений являлись дотации, а единственным методом распределения доходов между бюджетами - выделение закреплённых и регулирующих доходов.
В новых условиях появляются новые формы межбюджетных отношений.
Появилось понятие «собственные доходы» взамен «закрепленных». Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Коренным образом изменились принципы распределения средств между бюджетами в связи с возникновением в 1994 году такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляли собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения.
К новым формам межбюджетных отношений относятся субсидии и субвенции, сохранилась также такая форма выделения финансовой помощи из бюджетов другого уровня как дотация. В соответствии с
Бюджетным кодексом субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
В настоящее время понятие «трансферт» обобщает все формы выделения финансовой помощи из одного бюджета другому. Доходы и расходы распределены по видам бюджетов. Так, например, НДС в полном объёме зачисляется в федеральный бюджет, налог на имущество физических лиц - в местные бюджеты, налог на прибыль распределяется между всеми бюджетами. Расходы на оборону финансируются только из федерального бюджета, на содержание региональных органов власти - из бюджетов субъектов федерации, а на образование - из всех бюджетов.

Рис. 15. Звенья и элементы бюджетного механизма Вопросы для самоконтроля.
Рассмотрите бюджет как экономическую (финансовую) категорию.
В чём необходимость существования бюджета?
Рассмотрите взгляды на бюджет русских учёных в 20-х г.г. прошлого века.
Рассмотрите взгляды на бюджет экономистов в середине прошлого века.
Рассмотрите современные взгляды на сущность бюджета.
Раскройте дискуссионные вопросы функций бюджета.
Сравните бюджет и финансы, найдите сходства и отличия.
Аргументируйте Ваши взгляды на сущность и функции бюджета.
Охарактеризуйте роль бюджета в социально-экономическом развитии страны.
Дайте определение бюджетного механизма.
Раскройте связь финансового и бюджетного механизмов.
Охарактеризуйте виды налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
Рассмотрите формы и методы выделения средств из бюджета.
Рассмотрите формы и методы межбюджетных отношений.
15.Охарактеризуйте фонды финансовой поддержки регионов.

Еще по теме Бюджетный механизм: характеристика его звеньев и элементов:

  1. 3. Общая характеристика отдельных звеньев финансовой системы
  2. Бюджетный механизм: характеристика его звеньев и элементов
  3. Теоретические основы устойчивости региональной финансовой системы
  4. Содержание криминалистической характеристики налоговых мошенничеств
  5. § 3. Санкция в системе отношений налоговой ответственности
  6. 2.6. Проблемы и перспективы модернизации организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  7. 3.3. Основные принципы, формы и методы деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  8. Основные направления совершенствования механизма исполнительной власти в Таджикистане
  9. § 1. Банковская система России и её роль в финансовой деятельности государства.
  10. Компенсационные правовые механизмы социальной защиты пациентов
  11. Бюджет, ориентированный на результат: финансово-правовые проблемы
  12. § 4. Место норм, регулирующих публичные доходы, в системе норм финансового права
  13. §3. Место и роль полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в механизме государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама