THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и функции Центрального Банка………………………………..5

2. Организационная структура Банка России……………………………....9

3. Функциональная структура Банка России………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Введение

Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данного реферата является изучение организационной и функциональной структуры Центрального Банка РФ.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть принципы организации Банка России;

2) рассмотреть организационную структуру Банка России;

3) рассмотреть функциональную структуру Банка России.

Объектом исследования является Центральный банк РФ. Предмет – принципы образования организационной и функциональной структуры Банка России.

1. Понятие и функции Центрального Банка

Центральный банк - это банк, стоящий во главе банковской системы, осуществляющий эмиссию денег и денежно-кредитную политику.

В разных странах центральные банки называются по-разному: государственными, национальными, народными и др. Центральные банки появились более 300 лет назад. Первый из старейших возник в Англии в 1694г., в Европе центральные банки были основаны значительно позже: во Франции - в 1880г., Рейхсбанк Германии - в 1875г., в Италии - 1893 г., Банк Норвегии - в 1816г.

История Государственного банка России началась 31 мая 1860 г., когда Александр II подписал Указ о создании банка.

Формально он был преобразован из Государственного коммерческого банка, созданного в 1817 г. Можно отметить, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков России (1754). Согласно Уставу Госбанк явился банком краткосрочного коммерческого кредита. Главным идеологом нового Госбанка был известный экономист и географ Е.И. Ламанский. До 1897 г. Госбанк не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" небольших объемов кредитных билетов.

Госбанк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции по обслуживанию государственной казны. Поворот в политике Госбанка был связан с министром финансов С.Ю. Витте. В соответствии с новым Уставом (1894) Госбанк стал выдавать кредиты мелкой и средней промышленности и торговли, крестьянам и ремесленникам. Денежная реформа СЮ. Витте (1895-1897) закрепила за Госбанком эмиссионное право. После октябрьских событий согласно подписанному В.И Лениным Декрету "О национализации банков" от 27.12.1917 г. Госбанк был преобразован в кредитное учреждение новой власти.

В октябре 1922 г. Госбанк вступил в новый этап существования. Сложившаяся в результате кредитной реформы 1930-1932 гг. банковская система СССР функционировала почти без изменений 55 лет.

В 1987 г. в ходе перестройки экономических отношений возникла необходимость в реорганизации Государственного банка СССР. Сначала на базе его отдельных управлений были созданы специализированные банки, предназначенные для обслуживания ряда отраслей экономики. Наряду со специализированными банками стали учреждаться первые коммерческие банки, и постепенно в стране складывалась трехуровневая банковская система (ЦБ РФ - коммерческие банки - кредитно-финансовые организации, которые выполняют отдельные банковские операции). 02.12.1990 г. был принят Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" № 394-1. Центральный банк РСФСР стал преемником Госбанка СССР. Нынешний статус Банка России определен Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции от 26.04.1995 г. № 65-ФЗ, впервые в истории Банка закрепляющим его независимость.

Во всех странах центральные банки обладают определенной независимостью от исполнительных органов, которая рассматривается как гарантия эффективности их деятельности. В большинстве других стран центральные банки подотчетны непосредственно парламенту или специальной парламентской комиссии. Однако в любом случае независимость центрального банка относительна - это независимость "в рамках правительственных структур". Центральный банк рассматривается как разработчик и проводник государственной экономической политики, он включен в общий механизм государственного управления.

Банк России работает в тесном контакте с Министерством финансов РФ, например, участвует в эмиссии и реализации выпуска государственных денных бумаг, погашении государственного долга с учетом влияния этих операций на приоритеты денежно-кредитного регулирования и состояния ликвидности банковской системы.

Центральный банк РФ -единственный банк России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег, который выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.

Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Выполняя первую функцию, он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства этот банк имеет тесные связи с ним, консультирует его, проводит определенную денежно-кредитную политику, увязанную с экономической политикой государства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны.

Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Центральный банк выступает эмиссионным центром страны, является «банком банков», банкиром правительства, а также перед ним стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики страны.

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и на личные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.

2. Организационная структура Банка России

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Денежно-кредитная система – основа и экономики, и государства как целостного явления. Единство такой системы закономерно и предполагает централизацию в регулировании денежных потоков. Централизация Банка России, в конечном счете, обусловлена тем, что денежная система реализует функцию денег как меры стоимости. И в любом действии Центрального банка, так или иначе, есть элементы, взаимосвязанные с реализацией функций денег. Поэтому Конституция РФ и федеральные законы, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, создают все условия для независимости Центрального банка РФ на всех уровнях осуществления власти. Согласно требованиям Конституции РФ и других законов, органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. При этом гарантией такой независимости является и само организационное построение Банка России: он не имеет двойного подчинения и сохраняет исключительно вертикальную структуру управления. В ст. 83 Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» закреплены принципы организации Банка России. Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией РФ, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами.

Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура банка. Правильно выбранная организационная структура построения банка, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры банка, включающий иерархию (соподчиненность его подразделений).


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности до истечения указанного срока также Государственной Думой.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России или лицо, его замещающее.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции: во-первых, во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Во-вторых, утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе. В-третьих, рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете. В-четвертых, определяет структуру Банка России. В-пятых, принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России, об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка России, об определении лимитов операций на открытом рынке, об участии в международных организациях, об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих, о применении прямых количественных ограничений, о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег, о порядке формирования резервов кредитными организациями. В-шестых, утверждает внутреннюю структуру Банка России. В-седьмых, определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет. Этот орган в отличие от Совета директоров является консультативным. Его состав, численность, порядок работы и основные функции отражены в статьях 20 и 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в Положении о Национальном банковском совете при Центральном банке Российской Федерации (Банке России), утвержденном 24.04.97 г. Национальный банковский совет состоит из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации входят в Национальный банковский совет по должности. Численность Национального банковского совета не превышает 15 человек. Заседания проходят не реже чем один раз в три месяца.Национальный банковский совет выполняет следующие функции: во-первых, рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации. Во-вторых, рассматривает проекты основных направлений единой государственной, денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения. В-третьих, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области банковского дела. В-четвертых, рассматривает наиболее важные вопросы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. В-пятых, участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Председатель Банка России имеет следующие полномочия: действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы; председательствует на заседаниях Совета директоров; подписывает нормативные акты Банка России и иные документы; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности; подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России; обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с законодательством.

3. Функциональная структура Банка России

Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статья 83) в систему Банка России входят центральный аппарат (ЦА), территориальные учреждения (ГУ (НБ)), расчетно-кассовые центры (РКЦ, ГРКЦ), вычислительные центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Если объемы задач, решаемых данными подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы (отделы).

Понятия организационной и функциональной структур тесно взаимосвязаны, однако имеются и существенные отличия. Так, функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры банка и не содержит иерархию (соподчиненность).

Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности .

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 22 департамента: сводный экономический департамент, департамент исследований и информации, департамент наличного денежного обращения, департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России, департамент регулирования расчетов, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, департамент банковского регулирования и надзора, департамент операций на финансовых рынках, департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках, департамент финансового мониторинга и валютного контроля, департамент платежного баланса, департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридический департамент, департамент полевых учреждений, департамент информационных систем, департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом, финансовый департамент, департамент внутреннего аудита и ревизий, департамент международных финансово-экономических отношений, департамент внешних и общественных связей, административный департамент.

Подразделения Банка России: главное управление безопасности и защиты информации; главное управление недвижимости; управление специальной связи; представительство Банка России в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Все эти подразделения составляют центральный аппарат Банка России. Структура центрального аппарата и положение о каждом из его подразделений утверждаются Советом директоров Банка России. В отношении каждого из структурных подразделений принимается соответствующее положение, которое также утверждается Советом директоров.

Рассмотрим некоторые из департаментов, играющих ключевую роль в механизме осуществления функций Банка России.

Административный департамент Банка России

Основными задачами Административного департамента являются: организационное, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение выполнения Банком России задач, функций и полномочий в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами; организация и обеспечение эффективной деятельности органов управления Банка России; контроль в рамках предоставленных полномочий за выполнением подразделениями центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России возложенных на них функций, а так же другие функции.

Департамент наличного денежного обращения Банка России

Основной задачей департамента является методическое обеспечение Банка России в целях реализации его функции по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Эта функция, как известно, осуществляется им в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля. Департамент выполняет следующие функции: изучает состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, и изменения его структуры в Российской Федерации; подготавливает на основе анализа общеэкономических процессов, состояния наличного денежного обращения и тенденций развития денежно-кредитной сферы предложения по совершенствованию банковского регулирования наличной денежной массы, а затем вносит их на рассмотрение руководства Банка; подготавливает заключения по проекту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и тех экономических программ, исполнение которых влияет на денежный оборот, и вносит соответствующие предложения; анализирует происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения, в источниках их формирования, а также анализирует причины этих изменений и их влияние на состояние наличного денежного оборота, а также производит расчеты объема наличной денежной массы в обороте, скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций обеспечивает выполнение возложенных на банк функций по работе с кредитными организациями, испытывающими временные финансовые трудности или имеющими признаки несостоятельности (банкротства), а также, в отношении которых рассматривается вопрос или принято решение о введении временной администрации по управлению данной кредитной организацией, либо об отзыве у нее лицензии на совершение банковских операций. Главной задачей департамента является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности, а также обеспечение проведения реорганизационных и ликвидационных процедур, применяемых в отношении соответствующих кредитных организаций, контроль и организация работы временных администраций по управлению кредитными организациями. Так же осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и выдает лицензии кредитным организациям. Этот департамент рассматривает все документы, представленные учредителями в отношении вновь создающихся кредитных организаций, а также документы тех кредитных организаций, которые расширяют свою деятельность. Тем самым он как бы призван создавать предпосылки для успешного осуществления деятельности Банка России по укреплению и развитию банковской системы.

Департамент исследований и информации

Основными задачами департамента являются: проведение концептуальных и прикладных исследований в области формулирования и осуществления денежно-кредитной политики, развития финансовых рынков и банковской системы; подготовка предложений по разработке единой государственной денежно-кредитной политики Банка России, свод проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год; участие в подготовке и свод годового отчета Центрального банка за истекший год.

Департамент внешних и общественных связей

Департамент внешних и общественных связей Банка России был создан в 1997 г., основные его задачи и функции включают: информирование общественности о деятельности Банка, организация взаимодействия Банка со средствами массовой информации; анализ общественного мнения о деятельности Банка и разработка предложений по совершенствованию информационной политики; содействие формированию позитивного имиджа Банка России в общественном мнении.

В системе Банка России большое значение имеют и другие подразделения.

Сводный экономический департамент обобщает все экономические данные и показатели банковской отчетности.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности накапливает и анализирует сведения по отчетности в банковской системе. По сути, эти данные создают основу аналитической деятельности в отношении всей банковской системы.

Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ занимается подготовкой соответствующих методических указаний.

Департамент международных финансово-экономических отношений занимается налаживанием связей с зарубежными финансовыми институтами.

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ведает организацией финансового мониторинга и валютного контроля. От эффективности его деятельности во многом зависит выполнение Банком России своих обязанностей как органа валютного контроля. Права и обязанности Банка России как органа валютного контроля предусмотрены в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Департамент действует на основании указанного Закона, соответствующих подзаконных актов и Положения о нем, утвержденного Советом директоров Банка России.

Кроме того, в центральном аппарате Банка России функционирует ряд других подразделений. В их названиях отражаются основные функции, которые являются одними из подфункций Банка России.

Функции Банка России реализуются через функции его департаментов, а также территориальных учреждений. Банк России осуществляет свои функции главным образом через свои многочисленные подразделения, расположенные на всей территории России.

Территориальное учреждение не является юридическим лицом.

Организация и деятельность территориального учреждения Банка России регулируются нормами различных отраслей права. При этом Банк России как регулятор денежных отношений и как орган банковского надзора действует в рамках банковского права.

Полномочия территориальных учреждений Банка России. Территориальные учреждения Банка России, не имея статуса юридического лица, не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

По закону территориальное учреждение не может самостоятельно изменять свою собственную структуру, поскольку последняя определяется Советом директоров. В соответствии с ч. I ст. 84 Федерального закона «задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров». Совет директоров Банка России имеет право определять структуру Банка России и утверждать его внутреннюю структуру.

В Положении о территориальных учреждениях Банка России конкретизируются его цели и функции применительно к действию его подразделений на территории субъекта федерации.

Территориальное учреждение имеет внутреннюю структуру и функции, во многом повторяющие структуру и функции центрального аппарата Банка России. Но в связи с иным масштабом деятельности здесь есть некоторые отличия. Главное из них в том, что объем компетенции подразделений территориального учреждения значительно уже, если окончательное решение по тому или иному вопросу принимает Банк России. В этих случаях подразделения территориальных учреждений, как правило, только подготавливают решение. Например, функция государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности осуществляется и в центральном аппарате, и в территориальных учреждениях. В последних имеются управления или отделы, которые подготавливают документы, а затем отсылают их в центральный аппарат, где они попадают в департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности. Затем начинается процесс согласований с другими департаментами и только после этого председатель Банка России или один из его заместителей подписывает лицензию. Как правило, департаменты курируют соответствующие подразделения в территориальных учреждениях. Однако эти подразделения подчиняются только руководству самого территориального учреждения. Структура территориального учреждения зависит от той территории, на которой оно расположено, от количества обслуживаемых им кредитных организаций.

Руководитель территориального учреждения действует на основании доверенности, выданной Банком России.

Среди всех территориальных учреждений Банка России выделяются территориальные учреждения городов федерального значения – Главное управление Банка России по г. Москве и Главное управление Банка России по г. Санкт-Петербургу. Функции Банка России реализуются через функции его департаментов, а также через функции его территориальных учреждений .

Заключение

Таким образом, был рассмотрен вопрос об образовании и построении организационной и функциональной структуры Банка России. В ходе выполнения работы было выяснено, что Банк России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения (для обслуживания воинских частей), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, а также Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, определяющий основные направления его деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Банк России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Он участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие законодательству о нем. Закон о Центральном банке предусматривает и реальный механизм защиты Банка России от вмешательства в его деятельность.

Список литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1 "О Банках и Банковской деятельности" (ред. от 03.03.2008);

2. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. - СПб.: Питер, 2008.

3. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2009.

4. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2009.

5. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. – М.: Юстицинформ, 2008.

6. Смыщляев В.К. «Центральный Банк Российской Федерации» Спб, 2009.

7. Белоглазова Г.Н., Кроливецкой Л.П. "Банковское дело", Москва, 2007г.;

8. Белоглазова Г.Н. "Деньги, кредит, банки", Москва, 2009 г.;

Контроль за деятельностью Центрального Банка РФ

Контроль за деятельностью Банка России выражается в непосредственном контроле государства за деятельность ЦБ РФ, а именно подотчетности Банка России Государственной Думе РФ. Председатель Банка России назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Члены совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Положениями гл. IV ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривается ряд запретов для деятельности Банка России. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Также формой контроля за деятельностью Банка России являетсяотчетность банка перед государством. Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет в Государственную Думу РФ свой годовой отчет, Государственная Дума РФ направляет ежегодный отчет Банка России Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ. Государственная Дума РФ рассматривает отчет до 1 июля этого же года, и не позднее 15 июля он должен быть опубликован.

Банк России должен включать в годовой отчет «анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики».

Банк России представляетгодовую финансовую отчетность. В нее включаются:

1) годовой баланс;

2) счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

3) отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества;

4) отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

5) отчет об исполнении сметы капитальных вложений и отчет о формировании и использовании резервов России;

6) ежегодная финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней.

Кроме того, в годовой отчет в обязательном порядке включается заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России. За деятельностью ЦБ РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в рамках банковской системы осуществляет контроль Счетная палата.

Структура – это форма внутренней организации (устройства) элементов какого-либо органа.Структура ЦБ РФ – единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.


В структуру ЦБ РФ входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ являются:

1) национальный банковский совет;

2) Председатель ЦБ РФ;

3) совет директоров ЦБ РФ.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган управления ЦБ РФ. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 – Государственной Думой РФ из числа депутатов Государственной Думы РФ, 3 – Президентом РФ, 3 – Правительством РФ. В состав национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более 3 сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ.

Председатель ЦБ РФ может быть освобожден от должности только в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) подачи личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ.

Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ – совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ.

Члены совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.Члены совета директоров освобождаются от должности:

1) Председателем ЦБ РФ – по истечении срока полномочий;

2) Государственной Думой РФ по представлению Председателя ЦБ РФ – до истечения срока полномочий.

Структура Центрального банка РФ представляет собой единую вертикальную систему, включающую в себя несколько важнейших звеньев. Которые, собственно, и образуют важнейшую в государстве финансовую организацию.

Если выстраивать по убыванию, то выглядит схема так - национальный банковский совет, председатель ЦБ РФ, совет директоров, центральный аппарат. Разумеется, это не всё. Последнее «звено» включает в себя различные организации, а также главные управления и национальные банки. К ним относятся ещё расчётно-кассовые центры - как главные (ГРКЦ), так и второстепенные (РКЦ). Такая схема. А теперь - о каждом звене в подробностях.

Это вершина организационной структуры Центрального банка РФ. В него входит 12 человек. Вот как определяется состав НБС:

  • Два участника назначаются Советом Федерации из числа сенаторов.
  • Троих назначает президент страны.
  • Ещё трое выбираются Государственной думой из числа депутатов.
  • Также троих назначает правительство.
  • 12-й является председателем ЦБ РФ.

Что касательно назначения главы, руководителя Банка? Председателя ЦБ РФ избирают члены Национального банковского совета. Какой кандидат наберёт большее количество голосов, тот и занимает должность.

Компетенция НБС

Её обязательно стоит затронуть вниманием, рассказывая про структуру и функции Центрального банка РФ. Вот лишь некоторые задачи, решением которых занимается НБС:

  • Рассмотрение годового отчёта ЦБ.
  • Совершенствование российской банковской системы.
  • Развитие основных направлений денежно-кредитной политики.
  • Участие ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций.
  • Осуществление банковского надзора и регулирования.
  • Организация системы расчётов в России.
  • Реализация валютного контроля и регулирования.

Важно упомянуть, что участники НБС не получают вознаграждения за осуществляемую деятельность, так как не являются сотрудниками ЦБ РФ. Исключение составляет лишь председатель.

Глава ЦБ РФ

Нельзя не уделить немного внимания и председателю столь значимого финансового предприятия, рассматривая структуру управления Центрального банка РФ.

На данный момент руководителем является заслуженный экономист России - Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. С 24 июня 2013 года она занимает должность председателя ЦБ РФ.

Эльвира Сахипзадовна стала первой женщиной, назначенной на этот пост среди стран Большой восьмёрки. Более того, 24 июня 2017 года, совсем недавно, её срок вышел. Но ещё весной, 22 марта, Владимир Владимирович Путин снова представил кандидатуру Э. С. Набиуллиной на новый срок.

Председатель имеет право:

  • Действовать от имени ЦБ РФ, представлять его интересы в отношениях с другими органами гос.власти, международными и прочими организациями без доверенности.
  • Выступать в качестве руководителя на заседаниях совета директоров ЦБ.
  • Подписывать нормативные акты, соглашения, протоколы ЦБ.
  • Назначать/увольнять заместителей, распределять обязанности между ними, наделять своими полномочиями.
  • Давать указания и подписывать приказы.

Разумеется, председатель несёт ответственность за деятельность ЦБ РФ и реализацию им всех функций в соответствии с законом.

В структуре Центрального банка РФ он занимает немаловажное место. Не удивительно, ведь совет директоров является высшим исполнительным органом данной организации. Он отвечает за реализацию всех целей и задач Банка. Вот лишь некоторые вопросы, по которым совет принимает решения:

  • Ликвидация и создание организаций/учреждений ЦБ РФ.
  • Изменение процентных ставок.
  • Участие в капиталах тех организаций, которые обеспечивают деятельность ЦБ РФ;
  • Установление лимитов операций на открытом рынке.
  • Утверждение обязательных нормативов для кредитных организаций (исключительно в соответствии с ФЗ «О Центральном банке»).
  • Выпуск новых банкнот и изъятие из обращения устаревших.

Также следует отметить, что именно совет директоров утверждает внутреннюю структуру Центрального банка РФ, положения о его подразделениях, уставах и т. д.

Центральный аппарат

Это - главное звено, созданное для исполнения функций организации, находящееся под руководством совета директоров Центрального банка РФ. Входит в структуру аппарата 39 подразделений. Вот некоторые из них:

  • Секретариат председателя.
  • Аппарат ЦБ.
  • Сводный экономический департамент.
  • Центральный каталог кредитных историй.
  • Главная инспекция ЦБ.
  • Юридический департамент.
  • Главное управление безопасности и защиты информации.

Кроме этого, (и ещё 32 других подразделений), к центральному аппарату относится ещё несколько «звеньев» столь влиятельной и масштабной структуры. Это хранилище, операционное управление, вычислительный центр, научно-исследовательский институт банков, технический и учебные центры, хозяйственно-эксплуатационное управление, а также редакция информационного издания под названием «Деньги и кредит».

Территориальные учреждения

Они относятся ко второму уровню структуры главного Банка страны. У них нет статуса юрлица, поскольку свою деятельность данные учреждения осуществляют по доверенности - от имени ЦБ.

Права их, разумеется, ограничены. Территориальные учреждения не могут принимать решения нормативного характера, или же выдавать векселя/поручительства/гарантии, если только это не будет рассмотрено и одобрено советом директоров.

Таким образом, они лишь выполняют часть функций ЦБ в регионах. Их основная задача - обеспечить единство федеральной политики в сфере финансовых и кредитных отношений, а также контролировать деятельность, осуществляемую коммерческими банками.

Расчетно-кассовые центры

Они входят в состав пресловутых территориальных учреждений. Принято различать районные, межрайонные и головные центры. Их задача - осуществлять межбанковские расчёты и платежи. Также они обслуживают счета Министерства финансов страны, внебюджетных фондов, органов федерального казначейства, и иных структур/лиц (но лишь в тех случаях, которые предусмотрены ФЗ).

Как уже было сказано в начале, есть ещё головные центры. Они выполняют все названные функции, но ещё вдобавок в их обязательства включены расчёты по итогам проведённых на ОРЦБ (организованный рынок ценных бумаг) операций.

К слову, ещё есть так называемые полевые учреждения. В схеме структуры ЦБ это - низшее звено, третий уровень. Но у них своя, отдельная функция, и заключается она в обслуживании учреждений Министерства обороны и воинских частей. Это, кстати, наделяет их особым статусом. Такие учреждения считаются военными, и комплектуются военнослужащими.

Статус организации

Нельзя не сказать пару слов и о нём, рассматривая структуру Центрального банка РФ. С одной стороны, данная организация - юр.лицо и объект гражданско-правовых сделок. Но с другой она также является госорганом, который наделён внушительным перечнем полномочий, часть из которых была перечислена выше.

Более того, ЦБ выполняет целый ряд контрольных и надзорных функций. Важно отметить, что начиная с 2013 года, данная организация регулирует не только банковский сектор, но и все финансовые рынки нашего государства в принципе. Из этого следует, что ЦБ РФ - это мегарегулятор, отвечающий за выполнение многих задач. Одной из важнейших является разработка антикризисных планов, а также программы, посредством которой будет реструктурирован финансовый сектор, если наступит кризис.

Изучая структуру Центрального банка РФ, полномочия его подразделений и прочие нюансы данной темы, стоит оговориться, что несмотря на свою масштабность и значимость, данная организация не относится к федеральным органам гос.власти. Ещё у неё нет полномочий, касающихся распоряжения своим имуществом. Также следует знать, что у органов госвласти и самоуправления нет права каким-либо образом вмешиваться в осуществляемую ЦБ деятельность. Она контролируется непосредственно Госдумой и президентом.

ЦБ - банк банков

Данный термин, как бы он ни звучал, имеет место быть. И его обязательно нужно рассмотреть, обсуждая структуру Центрального банка РФ и его органов управления.

На самом деле всё просто. Каждый банк второго уровня имеет в ЦБ персональный корреспондентский счёт. Какие это предприятия? Проще говоря - все, за исключением крупнейших кредитных организаций, к которым относится Сбербанк, Газпром, ВТБ 24 и т. д.

Так вот, именно через эти счета ЦБ и производит все расчетные операции между другими банками. Если есть остаток, то его списывают в кассовый резерв.

Но это ещё не всё. Также ЦБ постоянно кредитует коммерческие банки. Если у той или иной организации наблюдается недостаток финансов, и её руководство не имеет возможности привлечь ресурсы из каких-либо иных источников, то главный Банк страны ей посодействует. Таким образом, ЦБ - это ещё и кредитор в последней инстанции.

Другие функции

Как можно судить по схеме, структура Центрального банка РФ довольно «компактна». Но если расписать её подробно, включив все звенья, то получится не одна сотня «ветвей». Особенно многообразны функции данной организации. Все перечислить невозможно, но вот ещё несколько затронуть вниманием стоит. В частности - функцию банка правительства.

ЦБ обслуживает государство. Это говорит о нескольких вещах сразу. Во-первых, данная организация занимается проведением операций, касающихся кассового исполнения бюджета. Иначе говоря, ЦБ ведёт счета правительства. Кроме этого, Банк управляет государственным долгом. ЦБ - это та организация, которая от имени правительства хранит важнейшие резервы нашей страны - золотовалютные.

Не менее важная функция, о которой уже ранее говорилось - поддержание стабильности во всероссийской банковской системе. ЦБ, помимо перечисленного, защищает интересы своих кредиторов и вкладчиков, способствует снижению инфляции, уменьшению уровня безработицы и выравниванию платёжного баланса.

Но самой главной задачей Банка считается всё-таки обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля.

Об образовании

Напоследок - информация для тех людей, которые в перспективе хотели бы связать свою деятельность с обсуждаемой сферой, и сейчас знакомятся со структурой и функциями Центрального банка РФ. ФГОС постановил - каждый человек, намеревающийся работать в данной области, должен отучиться по специальности «Банковское дело» (38.02.07). Именно в её рамках возможно научиться проводить анализ всех экономических процессов и явлений по главным направлениям деятельности ЦБ, а также досконально изучить все аспекты, её касающиеся. В каждом достойном вузе под это отведено несколько дисциплин, одна из которых, к слову, так и называется - «Структура и функции ЦБ РФ».

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.

Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.

Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.

В соответствии со статьей 83 закона «О ЦБ РФ», Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями ЦБ РФ.

Территориальные учреждения Банка России не являются юр. лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ», другими федеральными законами, а также нормативными актами ЦБ РФ. Полевые учреждения ЦБ РФ являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым совместно ЦБ РФ и Министерством обороны РФ.

Полевые учреждения ЦБ РФ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юр. лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физ. лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБ РФ, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ РФ невозможны.

ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 - Госдумой из числа депутатов Госдумы, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в 7 человек.

Национальный банковский совет заседает не реже 1 раза в квартал.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ; общего объема капитальных вложений; общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих ЦБ РФ, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора ЦБ РФ и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБ РФ: реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковского регулирования и банковского надзора; реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; организации системы расчетов в РФ; исполнения сметы расходов ЦБ РФ; подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

11) внесение в Госдуму предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий ЦБ РФ и порядка распределения прибыли ЦБ РФ, остающейся в распоряжении ЦБ РФ;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах ЦБ РФ на содержание служащих ЦБ РФ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Председатель Банка России назначается на должность Госдумой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ представляет Президент РФ не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя ЦБ РФ.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя ЦБ РФ Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд.

В Совет директоров входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Госдумой на должность сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в 7 человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ РФ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Госдуму, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ РФ, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона РФ "О государственной тайне", и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Госдуму;

3) утверждает отчет о деятельности ЦБ РФ, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Госдуму;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: общий объем расходов на содержание служащих ЦБ РФ; общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ; общий объем капитальных вложений ЦБ РФ; общий объем прочих административно-хозяйственных расходов ЦБ РФ;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам;

6) утверждает смету расходов ЦБ РФ, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБ РФ не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов ЦБ РФ после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов ЦБ РФ;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда всех служащих Банка России;

9) принимает решения: о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБ РФ; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок ЦБ РФ; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии ЦБ РФ в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ РФ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монеты ЦБ РФ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца; о порядке формирования резервов кредитными организациями; об осуществлении выплат ЦБ РФ по вкладам физ. лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физ. лиц в банках РФ; о размещении облигаций ЦБ РФ;

10) вносит в Госдуму предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру ЦБ РФ, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБ РФ, уставы организаций ЦБ РФ, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБ РФ;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение: предложения по правилам бухучета и отчетности для ЦБ РФ; предложения по порядку формирования провизии ЦБ РФ и порядку распределения прибыли ЦБ РФ, остающейся в распоряжении ЦБ РФ; отчет о расходах ЦБ РФ на содержание служащих ЦБ РФ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, капитальные вложения и прочие нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России и т.д.;

Решения Совета директоров подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства РФ, а также увольнение с государственной службы должны быть произведены в течение 1 месяца со дня назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Банка России:

1) действует от имени ЦБ РФ и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты ЦБ РФ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ, и вправе делегировать право подписания нормативных актов ЦБ РФ лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБ РФ, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций ЦБ РФ и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

  1. Цели деятельности и функции ЦБ РФ.

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Целью деятельности Банка России НЕ является получение прибыли.

Для реализации поставленных целей, Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (дополнено ФЗ от 12.06.2006 №85-ФЗ);

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физ.лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (дополнено ФЗ от 29.07.2004 №97-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Выполняя свои функции, ЦБ РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банками), которые осуществляют непосредственное денежно-кредитное обслуживание предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на ЦБ РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений, ЦБ РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для коммерческих банков: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер риска на одного вкладчика, минимальный размер резервов, подлежащих депонированию банками в ЦБ РФ и др.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама