THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой "долговой экономики", основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Долговой кризис (дефолт) является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов), недостаток собственных средств, утечка капитала (капиталы, переводимые их владельцем из одной страны в другую в нарушение существующего законодательства), неправильная внутренняя и внешняя политика.

Начиная с середины 1970-х годов основные платежи и выплаты процентов стали обгонять прирост привлеченного ссудного капитала. Расцвет международных финансовых рынков, их значительное расширение, увеличение доступности финансовых ресурсов породили серьезные трудности и противоречия. Международные валютно-кредитные отношения стали источником серьезных кризисов, которые все более превращались в кризисы мирового хозяйства.

Так произошло и с кризисом внешней задолженности. Начало его обычно датируют августом 1982 года, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Обращает на себя внимание тот факт, что кризис задолженности является хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. Так со времени получения независимости в начале 19 века Аргентина заявляла о своей неспособности платить по долгам не менее 6 раз; Гватемала отказывалась осуществлять выплаты по зарубежным обязательствам 12 раз. Попытаемся разобраться, почему международный кредит оказывается менее стабильным, чем внутренний.

С точки зрения американского экономиста П. Линдерта, международный кредит часто выходит из состояния равновесия по причине несовершенства прав собственности. Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получатели займов являются сами правительства (они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратится в суд или наложить арест на активы таких должников). В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средства по обслуживанию накопленной суммы долга (выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей, сославшись на какое-либо обстоятельство.

Тем более что, как правило, правительства, намеривающиеся отложить платежи или отказаться от них, - это не те правительства, которые договаривались о займах, а значит, всегда есть еще одно "оправдание": долги брали их расточительные предшественники, вот пусть они по ним и отвечают.

Таким образом, фундаментальная проблема состоит в том, что желание должника отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, если его активы не могут быть "заморожены" кредиторами.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный (накопленный) долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов - настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд. долл., а в 2005 г. Он уже превышал 13 трлн. Долл. (13 392 млрд. долл.), а сейчас и того более.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран - должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг., было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг., (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. В России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

В 2009 перед угрозой дефолта оказались Латвия, Венгрия, Украина, Болгария и Румыния. В затруднительном положении после мирового финансового кризиса 2008 г. также оказались Португалия, Ирландия и Греция.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Такие организации как Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

Внешний долг - это общая сумма задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты.

Показателем внешней задолженности может служить абсолютный размер долга страны в денежном выражении. Однако для международных сравнений он не является показательным. Индикаторам внешней задолженности в международной практике служат относительные показатели, к которым относятся:

- отношение внешнего долга к ВВП страны (критическое значение показателя - 0,5 или 50%);

- коэффициент обслуживания внешнего долга - отношение суммы платежей по обслуживанию долга к доходам страны от экспорта товаров и услуг (критическое значение показателя - 0,5);

- отношение внешнего долга к суммарного экспорта страны (достижения коэффициентом значение 1,5 расценивается как кризис внешней задолженности);

- отношение ежегодного прироста внешнего долга относительно изменений в чистом экспорте (критическое значение показателя - 0,3).

Странами со средним уровнем внешней задолженности считаются страны, в которых два показателя из четырех превышающих критическую черту, к странам с высоким уровнем внешней задолженности относятся страны, которые имеют превышение критического значения по трем показателям.

К началу 1970-х гг. размеры внешней задолженности стран мира были относительно незначительными. Внешний долг основных заемщиков - стран, возрастал умеренными темпами. В некоторых странах (Франции, Чили, Аргентине, Индонезии, Заире) вникали незначительные вспышки кризисов неплатежеспособности . Нефтяные шоки 1970-х гг. в корне изменили ситуацию, став прологом к мировому кризису задолженности.

Резкое повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. вызвало появление значительных дефицитов платежных балансов стран-импортеров и значительных активов у стран-экспортеров нефти. Страны-экспортеры нефти (прежде всего государства Ближнего Востока) размещали огромные суммы в международных и оффшорных банках европейского континента, а те занимали деньги странам третьего мира. Кредиты предоставлялись под очень низкие проценты, так что реальные ставки были отрицательными. Большинство заемщиков считали, что в связи с ростом цен на сырье, традиционно экспортируемой из этих стран, у них не будет проблем с оплатой долга. Банки перестали учитывать риски кредитования иностранных государств и часто предоставляли в кредит суммы, которые превышали их собственный капитал. Правительства некоторых стран-заемщиц способствовали иностранному кредитованию при условии, что этими средствами они будут оплачивать экспортируемые из стран-кредиторов товары. Правительства многих стран также стали крупными должниками Всемирного банка и других международных финансовых организаций, которые в этот период значительно расширили список целевых кредитов.

Однако в начале 1980-х гг. мировые процентные ставки резко повысились в связи с проведением в развитых странах сдерживающей антиинфляционной политики. В это же время упали цены на сырьевые ресурсы, которые экспортировали в страны-должники. Это существенно ухудшило торговые балансы развивающихся стран. Поскольку займы предоставлялись на условиях гибкого процента и выплаты были привязаны к процентных ставок мирового рынка на момент их осуществления, они должны были платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам. Долговой кризис развертывался на фоне экономического кризиса и особенно поразила страны, которые имели значительные суммы внешнего долга и несли тяжелое бремя его обслуживания (прежде всего, африканские и латиноамериканские страны третьего мира).

Начало мирового кризиса внешнего долга датируют августом 1982 г., когда правительство Мексики объявило о своей неспособности исполнять обязательства по погашению долгов по графику платежей. После этого десятки стран, которые имели значительные размеры накопленного внешнего долга (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Нигерия, Югославия и др.) немедленно заявили о трудности в обслуживании долга. Кризис угрожал разорением не только края-нам-должникам, но и крупным коммерческим банкам, которые занимали средства. Весь финансовый мир охватила паника.

Возникновение долгового кризиса определялось многими факторами, среди которых основную роль сыграли международные, в частности повышение мировых процентных ставок. В то же время в значительной степени долговой кризис стал результатом внутренней экономической политики государств-должников, которая определяла направления, а следовательно - и эффективность использования заемных средств. Доступность внешних кредитов позволила ряда правительств увеличивать бюджетные расходы, не вводя новых налогов и безинфляционного финансирования. В некоторых странах Латинской Америки только на обслуживание кредитов, предоставленных МВФ, направлялось более половины государственного бюджета . В некоторых странах (Бразилии, Мексике) были разработаны инвестиционные программы развития энергетики, которые субсидировались из государственного бюджета. Аргентина значительно увеличила свои оборонные расходы . Пытаясь заручиться поддержкой населения, правительства проводили популистскую политику, реализуя крупные государственные программы, даже когда в них не хватало средств. Национальные олигархи, которые получали значительную часть национального дохода, давили на правительства с целью избежать повышения уровня налогообложения. В то же время огромная часть населения жила в нищете и требовала увеличения государственных расходов на социальные нужды. Поддержка развития экономик требовала все больше средств, а иностранное кредитование с накоплением задолженности сокращалось. Страны Латинской Америки придерживались антиекспортної политики, через что доля экспорта в ВВП росла медленно. Во многих странах были завышенные обменные курсы национальных валют, что также не стимулировало экспорта. Обслуживание внешнего долга не могло осуществляться за счет экспортной выручки, а требовало сокращения импорта, что стало дополнительным фактором снижения уровня жизни. В Восточной Азии, где распределение доходов было более равномерным, а внешнеторговый режим - более либеральным, страны значительно легче пережили кризис, в частности благодаря росту доли экспорта в ВВП. Южная Корея и Индонезия, которые девальвировали национальные валюты, также лучше справились с кризисом.

Совместное влияние рассмотренных факторов привело к резкому сокращению совокупного спроса в странах-должниках. Иностранные кредиты позволяли странам-должникам жить не за собственными ресурсами и потреблять больше, чем производилось. Когда кредиты прекратились, у них не было другого выхода, как резко сократить потребление, в том числе и за счет сокращения импорта. При этих обстоятельствах необходимо было изменить структуру производства, но приспособление к новым условиям было очень драматичным - безработица достигла высокого уровня, больше всего пострадали строительный сектор и сектор услуг, в результате темпы прироста ВВП падали, а доля долга в ВВП росла.

Сокращение иностранного кредитования повлекло уменьшение внутренних инвестиций, что также сократило текущий внутренний спрос. Чтобы иметь возможность оплатить счета, правительства прибегли к инфляционному налогу. Темпы инфляции в Латинской Америке оказались самыми высокими за всю ее историю. Значительная часть долгов развивающихся стран приобрела репутации безнадежных. Однако большинство стран-должников не требовали списания долгов, а продолжали их платить прежде всего за счет сокращения социальных программ. В целом процесс приспособления экономики к долговому кризису был связан с огромными социальными потерями, возник значительный разрыв в темпах экономического роста между странами, которые пережили долговой кризис и теми, которым удалось ее избежать.

в то же Время иностранные займы, особенно во время финансовых кризисов, часто играли роль „спасательного круга" для многих стран мира. В частности, когда в 19941995 гг. глубокий валютно-финансовый кризис поставил Мексику на грань банкротства, преодолеть ее удалось лишь благодаря внешним займам. В 1997 г., когда начался финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Филиппины, Япония и др.), монетарные меры правительств не смогли ее прекратить. Национальные валюты знецінювались, страны теряли свои золотовалютные резервы. Ситуацию спасли лишь огромные кредиты, предоставленные этим странам МВФ и Всемирным банком. Эти „спасительные кредиты" между тем отчетливо подчеркнули противоречия, связанные с политикой МВФ и других международных финансовых организаций. Мероприятия этих учреждений направлены прежде всего избавление иностранного капитала, а не предотвращения кризисов в финансовой сфере. Инвесторы вывозят свои капиталы из развитых стран в менее развитые, чтобы получить самые высокие доходы, а в случае неблагоприятных ситуаций им на помощь приходят международные финансовые организации. Много стран, которые следовали рекомендациям МВФ, в том числе и Украина, так и не преодолели своего отставания и зависимости от кредитов международных финансовых организаций, в то время как страны, которые вовремя отказались от них, достигли ощутимых успехов в развитии.

Для Украины проблемы, связанные с привлечением иностранных кредитов и появлением внешней задолженности, возникли с первых лет независимости и в дальнейшем только увеличивались. После распада Советского Союза межреспубликанские хозяйственные связи переведены на принципы межгосударственной торговли, что привело к возникновению значительного дефицита торгового баланса и задолженности Украины перед странами бывшего СССР (88% общей суммы долга), прежде всего перед Россией(74,6%) . С 1994 г. начинается освоение займов международных финансовых организаций - Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, которые становятся и до сих пор остаются главными кредиторами Украины. В 2000 г. валовой внешний долг Украины составил 61,1% от ВВП, государственный внешний долг - 33,3%. Оба показателя до 2005 года имели тенденцию к уменьшению - соответственно 47,4% и 15,9% .

Согласно исследованиям специалистов МВФ, максимально допустимой суммой внешнего долга для стран с низким и средним уровнем доходов является сумма на уровне 49,7% ВВП, при превышении этого уровня вероятность финансовых кризисов составляет около 70% . В динамике валового внешнего долга Украины, как свидетельствуют данные НБУ, за последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция к росту. Объем валового внешнего долга Украины в 2010 г. вырос до 104 млрд. долл. США и составил 88,9% ВВП, значительно превысив критическую отметку. Украина заняла вторую позицию в мире по размеру задолженности перед МВФ. По размеру долга (9,25 млрд. SDR или 14,12 млрд. долл.) она уступала лишь крупнейшему должнику МВФ - Румынии (9,8 млрд. SDR). В 2011 г. на Украину приходились примерно каждые два из девяти долларов задолженности всех стран перед МВФ по стандартным кредитным программам . На 1.01.2013 г. валовой внешний долг Украины в абсолютном выражении вырос до 135 млрд. долл. США, уменьшившись относительно ВВП до 76,6% .

Структура внешнего долгосрочного долга Украины отражает не только основные направления использования иностранных кредитов, но и в определенной степени является отражением эффективности их использования. Наибольшую долю (39,3%) составляют кредиты на финансирование дефицита государственного бюджета и поддержание равновесия платежного баланса. Значительной является доля долговых обязательств перед странами СНГ по расчетам за энергоносители (34,7%). Относительно незначительными являются привлеченные государством инвестиционные кредиты (12,7%) и еще меньше есть привлеченные частным сектором кредиты развития (6,8%) . Структура долгосрочного долга Украины является свидетельством того, что внешние финансовые ресурсы не служат непосредственно развития национального производства, а прежде всего создают возможности для выживания существующих правительств. Средства, полученные от внешних заимствований, направляются преимущественно на потребление, на расширение социальных программ в русле популистской политики правительств и политических сил, меняющихся у власти. Практика их нерационального использования закрепилась и стала на преграде крайне необходимых структурных изменений.

Согласно данным Министерства финансов Украины, за годы реформ в Украине на нужды производства было выделено всего 18,3% сумм всех иностранных кредитов, в том числе: на производство оборудования - 2,5%, на выплавку и обработку металлов - 14,6%; на химическую промышленность - 1,2%. Данные Счетной палаты Украины свидетельствуют, что в 2007 г. наибольшая доля средств, полученных за счет иностранного кредитования, была направлена в пищевую промышленность (20,1%), в торговле (18,8%), тогда какой отрасли машиностроения поступило лишь 9% иностранных кредитов, на науку и научное обслуживание - только 0,6% . По данным Кабинета Министров Украины из общего объема кредитов, предоставленных МВФ в 2009 году, 4,5 млрд. долл. (46%) были зачислены в резерв НБУ для поддержания платежного баланса и стабилизации гривны, 3,3 млрд. долл. (34%) направлены на покрытие дефицита бюджета (выплату зарплат работникам бюджетного сектора и пенсий), 1,9 млрд. долл. (20%) использованы на расчеты по внешним долгам . На развитие науки и технологий, модернизацию отраслей, которые в перспективе могли бы обеспечить реальное покрытие внешнего долга, не было использовано ни процента с полученных займов. Существующая структура использования иностранных кредитов не только не устраняет структурных деформаций отечественной экономики - прежде всего преобладание низкотехнологичных ресурсоемких отраслей, низкого удельного веса высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных экспортно-ориентированных отраслей, но и консервирует и углубляет их.

Итак, риски негативных последствий иностранного кредитования, в частности, рост внешней задолженности, значительно повышаются за неэффективного использования внешних кредитов, направление их на текущие нужды, а не на долгосрочные цели. Опыт многих стран мира показывает, что ставка на иностранные капиталы в долгосрочной перспективе приводит к усилению уязвимости национальных экономик от внешних воздействий - изменения конъюнктуры на мировых рынках, проявлений мировых финансовых и экономических кризисов, повышает зависимость стран-реципиентов от экономических интересов стран-доноров.

Решение проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Наиболее радикальные из них является объявление дефолта и списание долга.

Объявление дефолта означает принятие правительством страны-должника решение об отказе от выполнения своих долговых обязательств. Кредиторы в этом случае ограничены в своих официальных возможностях повлиять на заемщика. Они не могут взыскать долги в судебном порядке, как сделали бы это в случае признания собственной неплатежеспособности физическим или юридическим лицом. Непосредственной выгодой страны-должника является освобождение от необходимости выплаты процентов и основной суммы внешнего долга. Потери возникают от применения к ней экономических и политических санкций, таких как арест зарубежных активов, исключение из международного рынка капиталов, ограничения участия в международной торговле и др. В целом объявление дефолта лишь временно снимает давление долга на государственный бюджет страны-должника, однако имеет долгосрочные негативные последствия, связанные с сокращением объемов иностранных инвестиций в экономику страны, уменьшением объемов внешней торговли, невозможностью новых заимствований, что неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста.

Списание долга - это аннулирование кредиторами части долга, которое применяется в случаях, когда заемщики имеют критические или близкие к ним уровни кредитных рисков; исключает выход на частные рынки капитала и представляет угрозу политическому и экономическому суверенитету страны.

наиболее Распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга. Реструктуризация внешнего долга - это переоформление долговых обязательств, по которым наступил или просрочен срок платежа, изменение первоначального графика или формы обслуживания долга.

На международном уровне процесс реструктуризации долгов институционализированный. В нем принимают участие правительство страны-должника, правительства стран-кредиторов, организаций кредиторов (Парижский и Лондонский клубы) и международные финансовые организации (МВФ, группа Всемирного банка). При этом внешний долг перед МВФ и Всемирным банком не подлежит реструктуризации в соответствии с их уставом. Правительство, которое стремится осуществить реструктуризацию внешнего долга, прежде всего должен согласовать с международными финансовыми организациями политику стабилизации и структурной адаптации. Эта политика предусматривает соблюдение страной-должником условий „Вашингтонского консенсуса" - макроэкономической политики, которая требует выполнения 10 рекомендаций: поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); приоритетность в государственных расходах здравоохранения, образования и инфраструктуры; снижение предельных ставок налогообложения; либерализация финансовых рынков для поддержания реальной процентной ставки по кредитам на низком уровне; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; дерегулирование экономики; защита прав собственности. Получив от международных финансовых организаций согласие на сотрудничество и финансирование, которые рассматриваются как гарантия будущей платежеспособности, правительство страны-должника, может начать переговоры с Парижским или Лондонским клубом.

Парижский клуб представляет собой созданную в 1956 г. неформальную организацию правительств стран-кредиторов, которая обеспечивает надзор за государственной задолженностью и организацию переговоров со странами-должниками по реструктуризации государственных долгов. Лондонский клуб является консультативным комитетом крупнейших при частных банков-кредиторов, заседания которого посвящены переговорам с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частных долгов. Изначально соглашения между Клубами и заемщиками предусматривали реорганизацию только основной части долга (погашение суммы консолидированного долга в течение 7 лет с 3-летним льготным периодом). Позже стандартный инструментарий переоформления задолженности был дополнен системой „согласованного кредитования" - предоставление новых займов банками-кредиторами. Таким образом, финансирование стран-должников приобрело у двух форм: реструктуризации долга с преобразованием краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и дополнительного кредитования.

С середины 1980-х гг., когда мировой кризис внешней задолженности стала составлять реальную угрозу нормальному функционированию мирового рынка ссудных капиталов и мировой валютной системы, возникла необходимость в разработке новых программ смягчения долгового бремени. Самыми известными проектами долгового урегулирования стали правительственные программы стран-кредиторов, разработку которых возглавляли министры финансов США Дж. Бейкер и Н. Брэйди. Они представляли собой два крайних варианта решения проблемы.

План Бейкера (1985 г.) не предусматривал переговоров по снижению долгового бремени, однако позволял странам-должникам и банкам вести переговоры относительно отсрочки уплаты долгов, а также предусматривал дополнительную финансовую поддержку должников со стороны МВФ и Всемирного банка.

План Брейди (1989 г.) исходил из необходимости списания большей части долгов для нормализации функционирования экономик стран-заемщиц и повышения вероятности возврата остатков долга и предусматривал урегулирование коммерческой задолженности за помощью рыночных механизмов. Однако сокращение долга гарантировалось только тем странам, которые соглашаться проводить внутренние реформы для уменьшения государственной собственности и повышение открытости экономики. В частности в 1991 г. было достигнуто согласия кредиторов сократить долги для Мексики, Коста-Рики, Венесуэлы, Эквадора; для Египта и Польши Парижский клуб сократил их долги на 50%.

Согласно „Плану Брейди" кредиторы имели:

Право обратного выкупа, по которым правительство страны-должника мог выкупить свои долговые обязательства по согласованной цене ниже номинала;

Возможность обмена дисконтных долговых обязательств перед кредиторами на облигации, что приносят доход на уровне ниже рыночных процентных ставок;

Возможность в случае предоставление стране-должнику новых финансовых ресурсов, конвертировать часть долга в облигации, которые покупаются в обмен на долговые обязательства по сниженной процентной ставке, имеют полное обеспечение относительно основной суммы кредита и частичное обеспечение процентных платежей.

Эти новейшие методы уменьшения внешней задолженности стали составляющими механизма конверсии долга. Конверсия (преобразование) долга осуществляется в формах выкупа долга, капитализации долга - обмена долговых обязательств на собственность (акции компаний государства-должника), замены существующих долговых обязательств новыми с изменением их условий (конверсия „долг - долг").

Несмотря на существующие механизмы урегулирования долгового кризиса, ни один из них не является универсальным, а долговая проблема остается одной из острейших проблем международной экономики.

Выводы

Международное заимствование и кредитование представляет собой предоставление и получение экономическими субъектами разных стран валютных и/или товарных ресурсов в долг на определенный срок с уплатой процента за их использование.

Теоретические модели показывают, что свободное межгосударственное перемещение кредитных ресурсов сопровождается чистой выгодой для мировой экономики, а также для тех кредиторов и заемщиков, финансовые возможности которых свобода движения ссудного капитала расширяет, и одновременно наносит урон тем субъектам, для которых эта свобода оборачивается жесткой конкуренции за кредитные ресурсы.

Анализ международного заимствования и кредитования с позиций теории багатоперіодної экономики (міжчасової торговли) показывает, что благодаря существованию международных финансовых рынков как страны-заемщики, так и страны-кредиторы повышают уровень общественного благосостояния. Они имеют возможность не ограничивать потребление объему дохода соответствующего периода, а оптимизировать полезность потребления текущего и будущего периодов за счет его перераспределения во времени.

К положительным последствиям межгосударственного перемещения кредитных ресурсов относят возможности увеличения объемов международной торговли, расширения и модернизации производства, структурной перестройки экономик. Негативными последствиями международного заимствования и кредитования является усиление диспропорции производства и внешней торговли стран-заемщиц, влияние кредиторов на их национальную экономическую политику, развитие инфляционных процессов как следствие кредитной экспансии, дестабилизирующее влияние кредитов на динамику валютных курсов и процентных ставок, накопление внешней задолженности и возникновения долгового кризиса.

Внешний долг является общей суммой задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты. Основными индикаторами внешней задолженности в международной практике служат показатели отношения внешнего долга к ВВП страны и коэффициент обслуживания внешнего долга.

Урегулирование проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Радикальными является объявление дефолта и списания долга. Наиболее распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга.

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Объективно, заимствования всегда следует рассматривать в качестве временной меры, предпринимаемой в исключительных обстоятельствах. Главным же источником экономического развития должны оставаться доходы государства, в первую очередь налоги . Финансирование государственных расходов на основе внешних займов всегда вело лишь к увеличению объемов задолженности. Однако основное влияние на рынки данных стран продолжают оказывать объективные глобальные факторы, такие как изменение ВВП, инфляции, индекса цен в индустриально развитых странах.

В последние десятилетия проблема государственного внешнего долга стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения.

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Управление государственным долгом - часть финансовой политики любой страны, совокупность мероприятий по выплате кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Для регулирования уровня государственного долга существует Парижский клуб.

Парижский клуб - неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Россия также входит в Парижский клуб.

Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.

В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

На октябрь 2011 г. внешний долг России составляет 519 359 млн. долл (данные ЦБ России).

В связи с чем вынужден занимать МинФин?

Перед выборами всегда растут социальные расходы, а на это нужны дополнительные финансовые ресурсы. Но по прогнозам, занимать за рубежом страна в ближайшее время не будет, так как Европейский ЦБ уже дважды в этом году поднял учетную ставку, поэтому благоприятный момент для дешевого займа упущен.

Бюджету России при таких ценах на нефть значительные заимствования не нужны, власти пытаются контролировать расходы, в том числе для борьбы с инфляцией. Кроме того, гораздо комфортнее иметь долг в национальной валюте - ее всегда можно напечатать. Печальный пример Греции, которая не может обслуживать долг в том числе и из-за отсутствия у нее печатного станка, тому подтверждение (не забываем, о том, что она находится в еврозоне).

Россия ведет переговоры с кредиторами бывшего СССР о том, чтобы списать часть задолженности в обмен на здания в странах-кредиторах, ныне принадлежащие Министерству иностранных дел России.

Таким образом , основной путь решения проблемы внешнего долга - исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга, для этого необходимо, прозрачность и понятность схем урегулирования. Открытость при проведении своей политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.

ЮНКТАД

Учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган - Совет по торговле и развитию - ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

Насчитывает 168 государств-членов.

Основными задачами ее являются:

1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;

3) участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования , но одновременно формируется внешняя задолженность . Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов , заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования . Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами . Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг . Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом , а увеличение внешних заимствований ведет к росту по , увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе , которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за путем сокращения расходов и увеличения и , отказ от индексации ставок , поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны . Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике . Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков .

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация , т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений .

Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру ис­пользования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капи­тала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана пла­тить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положе­нии, связанном с невозможностью не только погашать получен­ные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в миро­вой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней за­долженности), которая является одной из наиболее острых и слож­ных для начала XXI в.

В Британской энциклопедии внешний долг определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в совре­менной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обяза­тельств составлял 2024 млрд. долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд. долл. (т. е. превышал 6 трлн. долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных ор­ганов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долг долговые обязательства частных компаний, банков и местных ор­ганов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно боль­ше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд. долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд. долл.; на кредиты иностранных банков и фирм -39,4 млрд. долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, - 26,7 млрд. долл.; на кредиты ЦБ РФ - 6,4 млрд. долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд. долл.

Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо Рос­сии, должниками (долг более 100 млрд. долл.) были: США 862 млрд. долл., Бразилия 258, Канада 253, Китай 159, Австралия 156, Республика Корея 154, Мексика 154, Индия 136, Аргентина 133, Франция 117,6 млрд. долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал 1 трлн. долл.

США действительно являются крупнейшим должником в со­временном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные мас­штабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внеш­него долга для экономики той или иной страны определяется та­кими показателями, как отношение суммы внешнего долга стра­ны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн. долл.). Анало­гична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и круп­нейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как дол­жникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоя­нии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой пет­ли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуа­цию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте в 1876 г., Греции в 1893 г., Брази­лии в 1898 и 1914 г., в России в 1917 г. В современных усло­виях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не дово­дить ситуацию до дефолта.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», пра­вительства стран-должников должны проводить активную полити­ку по управлению своим внешним долгом. Главное здесь с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения на­меченных страной целей (социально-экономические, научно-тех­нические, производственные, структурные), а с другой - решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достал­ся ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российско­го долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-креди­торы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд. долл.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд.долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд. долл., а на 1 января 2004 г. - 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий - 115 млрд. долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.

Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд. долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд. долл. Однако большинство из 57 стран должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд.долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд. долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд.долл.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама