THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Роль государства в экономике 8 класс первый раз начинает проходить – учебный план. Но чтобы лучше понимать, что именно происходит в разных странах и почему, позднее стоит разобраться с этой темой получше. Потому что она даётся только на базовом уровне.

Итак, чтобы разобраться в том, какова роль государства в регулировании экономики, сначала нужно понять, какие функции, имеющие значение для этой сферы, оно выполняет всегда. В частности, только оно может устанавливать, что будет являться правонарушением, а что – нет, то есть закреплять правила игры. Вместе с тем необходимо понимать, что рынок живёт по своим законам. И если государство пытается их игнорировать, то рано или поздно такая система рухнет. Ярким примером стала в своё время плановая экономика, когда СССР стремился не обращать внимание на реальные потребности собственного населения.

Безусловно, в контроле за развитием (в том числе и экономическим) общества у государства, по мнению одних, главная роль, по мнению других – одна из главных. Но чтобы чем-то управлять, что-то контролировать, это нужно изучить. Необходимо знать, что именно происходит в хозяйстве, разбираться в этих процессах.

Какие ещё функции осуществляет государство? Оно способствует экономическому росту населения или определённой её части, разрабатывает стратегию, обеспечивает неимущих. А государственное регулирование позволяет грамотно распределить ресурсы. Наконец, именно оно отвечает за занятость населения, вернее, различные органы. Всё перечисленное верно в условиях рыночной экономики, а также командно-плановой, но в последней очень сильно исказилось, настолько, что уже было трудно узнать некоторые сферы.

Вообще в рыночной экономике роль государства ограничивается. Отсутствует некий план для хозяйствующих субъектов по поводу того, что производить, как и для кого. Присутствует свобода предпринимательства, а занимающиеся производством защищены законом от производства. В том числе и со стороны государства.

В случае с Россией мы имеем дело с переходной экономикой. Многие же считают, что она отошла от этого пути и пришла к смешанной. Как бы то ни было, необходимо разобраться с тем, что она представляет собой. Такая система отличается тем, что в ней можно найти черты командно-административной, рыночной и даже традиционной. Некоторые обществоведы считают такой вариант самым оптимальным, поскольку он предполагает больше вариантов для общества, более широкий выбор. Увеличивается гибкость отдельных структур и рынка в целом.

Вместе с тем наличие частной и корпоративной собственности одновременно с государственной и муниципальной, большого количества различных образований приводит в конечном счёте к более жёсткой конкуренции. Кроме того, в связи с таким количеством структур появляется риск бюрократизации многих моментов. И возникновения правовых коллизий, а также просто ситуаций, когда одно и то же может быть осуществлено несколькими разными способами.

Таким образом, основная роль государства в смешанной экономике – регулирующая. Оно должно следить за деятельностью своих органов, выполняющих поставленные перед ними задачи, но при этом гарантировать другим участникам рынка полное соблюдение закона не только по букве, но и по духу. Очень важно не допустить нарушения баланса.

Именно на это направлено и правовое регулирование, и воздействие как косвенными, так и прямыми методами. Фактически, государство даёт возможность рынку развиваться свободно, вмешиваясь как регулятор и координатор только в случае возникновения объективной необходимости. Конкретный план действий как таковой у него отсутствует, есть прогнозы, исследование рынка и реакции на складывающиеся ситуации.

Государство выступает гарантом обеспечения человеку минимума: базовых медицинских услуг, образования, защиты. Также оно страхует общество на случай экономических кризисов и серьёзных провалов, которые действительно могут возникнуть.

Стоит отметить, что роль государства в экономике такого типа отличается от страны к стране. Где-то она больше, где-то меньше. В одних государствах на первую роль выходит капитал (США), в других – инновационные технологии (Япония). Следует учитывать, что это – взгляды определённых учёных. С которыми далеко не все согласны. Тем не менее наличие ограничений для таких вмешательств и черты сразу нескольких типов систем – то общее, что официально признаётся всеми.

Место и роль государства в рыночной экономике

Что же касается рыночной экономики, то здесь нужно отметить, что некоторые обществоведы полагают, будто бы в чистом виде её не существует, потому что она утопична. Обратите внимание: само по себе государство живёт за счёт нерыночных доходов. Оно просто перераспределяет часть прибыли, которую получают связанные с ним субъекты, в свою пользу. И это исключительное право (налоги, сборы, пошлины) обусловлено соответствующим статусом.

При этом такое образование не может до конца запланировать свои расходы, потому что оно не знает, какой будет прибыль в следующем году, соответственно, сколько поступлений уйдёт в бюджет. Тем более что это зависит не только от фактической выгоды, но ещё и от того, насколько законопослушными окажутся граждане. На практике не бывает такого, чтобы каждое физическое и юридическое лицо выплатило все налоги в срок. И план поступлений тоже отсутствует.

Таким образом, мы говорим об исключительном образовании с уникальными правами по отношению к другим участникам. Что налагает на него обязанности – в рыночной экономике это поддержка здоровой конкуренции, способствование техническому и промышленному прогрессу, борьба с монополиями и многое другое. На этом экономические функции государства в рыночной экономике не заканчиваются.

Именно оно устанавливает стратегию развития, принимает законы, а также другие меры, которые направлены на поддержку стабильности и роста. В частности, государственный аппарат занят регулированием в финансовой сфере, решением проблемы инфляции и обесцениванием национальной валюты и так далее. Фактически, в экономике такого типа именно правительство решает многие проблемы, связанные с поддержкой функционирования свободного рынка. Что порождает свои проблемы, потому что чрезмерное вмешательство со стороны соответствующих органов способно привести к обратному эффекту.

Основные типы государств в мировой экономике

Существует очень много классификаций, однако основная сводится к уровню вмешательства. В зависимости от чего можно говорить о классической модели, командной и регулирующей.

Итак, первый вариант характерен для развитых стран. Государства по этой модели занимаются защитой территории, чисто политическими вопросами, могут оказывать протекцию отдельным сферам в случае дисбаланса, а также социальными программами. Роль государства в экономике незначительна.

В регулирующей схеме примерно 50% имеющих значение вопросов отдано государству. На практике этот баланс не всегда соблюдается, но к нему стараются приблизиться. Правительство следит за перераспределением экономических ресурсов, обладает решающим голосом в отдельных случаях. Но в то же время определённый минимум свобод участникам рыночных отношений гарантирован. Кроме того, они могут на установленных в законе условиях прекратить свою деятельность, не получая разрешения у государства (что тоже отдельно регулируется) и даже вывести капитал.

Наконец, третья популярная модель – командно-административная. Государственные органы решают все более-менее важные вопросы, которые так или иначе относятся к производству и (или) перераспределению материальных благ. Бизнес отсутствует или же контролируется правительством. Добывающие, а также перерабатывающие компании открываются и осуществляют свою деятельность с обязательной государственной долей. В чистом виде на данный момент отсутствует, но ближе всего к подобной модели в настоящем подошёл Китай. В этой стране даже иностранец не может открыть собственную компанию, пока не объединится с местным бизнесом.

Споры о том, какой из описанных вариантов является наиболее удачным, не утихают. И, вполне вероятно, что для нахождения ответа на этот вопрос нужно учитывать далеко не только экономическую сферу, даже когда речь идёт о ней.

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции. Они непосредственным образом корректируются в зависимости от возникающих в национальной экономике проблем, связанных с несовершенством рыночных механизмов – неспособностью рынка к саморегуляции по определенным направлениям.

Государство включает в область своей деятельности создание механизмов, обеспечивающих равные условия для конкурентной борьбы, и искусственным образом ограничивает монополизацию рынка. По причине того, что рыночные механизмы не способны на необходимом уровне реализовать все потребности общества, оно непосредственно занято производством в необходимом количестве общественных благ.

Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется и тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов – национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок – только государство обладает достаточными ресурсами для этого. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы.

Активное участие государства в формировании рыночных механизмов находится в прямом взаимодействии с установлением и поддержанием политических, правовых, социальных принципов общества.

Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике , являются:

1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства, которая осуществляется для того, чтобы создать конкурентные условия ценообразования и хозяйственной деятельности, а в конечном счете чтобы население получало блага по минимально возможной цене и максимально высокого качества. Оно реализуется в двух основных направлениях. Во-первых, создает нормативно-правовую базу деятельности монополистов, в тех отраслях, где только такая форма хозяйственной деятельности способна обеспечить эффективное воспроизводство. Во-вторых, запрещает деятельность монопольных образований в тех отраслях, для которых подобный режим не способен обеспечить эффективного воспроизводства;

2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства. Для этого оно использует, например, кредитные, денежные, бюджетные и налоговые методы, позволяющие существенно снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень национальной валюты и цен, преодолеть спад объемов производства и сгладить инфляцию;

3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов – национального богатства. Для этого оно искусственно изымает из национальной экономики часть ресурсов и направляет их на производство общественных благ, например научно-технические разработки, здравоохранение, образование, армию, создание транспортных и коммуникационных структур;

4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей (например, в форме прямой помощи малоимущим, пособий по безработице, инвалидности, старости). Тем самым оно предотвращает возможность возникновения голода и, как следствие, социальной напряженности и взрывов.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В результате сложилась ситуация, при которой государство отказалось от прежних своих функций, одновременно не взяв на себя новые, более соответствующие реалиям рыночной экономики. По сути, государство устранилось от управления экономикой.

В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:

1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования – минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;

2) перераспределяет ресурсы национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;

3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;

4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;

5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.

Стабилизация национальной экономики приводит к необходимости пересмотра реализуемых государственных функций. Изменение состояния национальной экономики должно происходить одновременно с трансформацией государства, а в противном случае возможно возникновение серьезных проблем, когда государство не способствует развитию национальной экономики, а препятствует ему.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в целях обеспечения нормального функционирования и высоких темпов развития национальной экономики государство берет на себя все большее количество функций. Это является насущной необходимость, так как только оно способно осуществить регулирование функционирования национальной экономики – при существующей структуре и масштабах.


| |

Может, но только очень примитивная. Проблема заключается в том, что без государства невозможно организовать разделение капитала на низкорисковый и высокорисковый. Низкорисковый - это пенсионные накопления, банковские вклады и т.д.

Если бы не было возможности отделить низкорисковый капитал от остального, то он вообще выпал бы из оборота. Обычные люди, не склонные к предпринимательству, не готовы отдавать кому-то свои деньги без гарантий возврата. В такой ситуации имел бы место постоянный отток капитала "под матрас". Что не очень хорошо для развития. Ведь инновации требуют инвестиций. В принципе, отток капитала "под матрас" можно было бы остановить, не платя людям лишних денег, которые они могли бы копить. Но и это тоже плохо для прогресса. Деньги на инновации у производителей были бы, но у инновационных товаров не было бы покупателей. Когда у людей есть деньги только на еду, они не смогут покупать айфоны и гироскутеры. Вкладывать деньги в инновации в такой ситуации бессмысленно.

Однако государство обеспечивает возможность разделить капитал. Оно выстраивает некоторую схему, в рамках которой часть капитала оказывается защищена от рисков самим государством. Что бы ни случилось, государство гарантирует сохранность этого капитала. Способы обеспечить такие гарантии зависят от ситуации, но они всегда внеэкономические. Государство просто тупо вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, навязывая им своё видение того, как делаются дела. Задача при этом всегда одна и та же: снизить общие риски. Иногда для этого нужно максимально регламентировать бизнес-процесс, чтобы он протекал без неожиданностей. Иногда, когда регламентировать сложно, можно просто замедлить его. Тогда будет больше времени на реакцию в случае неожиданностей. Другими словами, государство всеми доступными способами стремится уменьшить число банкротств в тех отраслях, которые используют низкорисковый капитал. Иногда даже напрямую субсидирует эти отрасли, или же даёт им явные нерыночные преимущества. И всё для того, чтобы не доводить до ситуации, когда придётся выполнять взятые на себя обязательства по гарантиям, тупо печатая деньги.

Благодаря этой схеме, некоторая часть общего капитала может быть использована для инвестиций с высокими рисками. Грубо говоря, появляются деньги на то, чтобы разработать и произвести айфоны, которые не так уж необходимы, но очень нравятся людям. И благодаря тому, что лишние деньги этих людей не оседают у них под матрасами, а так или иначе работают в экономике, исчезает объективное препятствие к тому, чтобы вообще им их выплачивать. Почему бы и не выплатить, если они либо отнесут их банк, либо потратят на айфон? В любом случае экономику они покинут ненадолго. Проблемы оттока "под матрас" не будет.

На развитие государства современного мира влияет множество факторов. В том числе и тип его экономики. Закрытая модель кажется самым оптимальным вариантом. Она дает возможность быть абсолютно независимым от остальных стран. Но одновременно с этим такая экономика не позволяет развиваться достаточно быстро и эффективно, чтобы удерживать примерно равные позиции с другими государствами.

Определение

Закрытая экономика (также известная под определением «автаркия») - это модель государства, в котором все нужды населения удовлетворяются исключительно собственными силами и только за счет имеющихся ресурсов. Как уже было сказано выше, это дает независимость. Финансовые кризисы обходят такую страну стороной, но в то же время отсутствие внешних источников товаров или благ значительно уменьшает благосостояние граждан. Эта же причина не позволяет развиваться достаточно эффективно. В целом в закрытой экономике кругооборот товаров вертится в основном вокруг имеющихся ресурсов. Чем их больше, тем выше вероятность некоторое время существовать сравнительно неплохо.

Для кого характерна

Так как закрытая экономика - это в первую очередь инструмент для получения полной власти на отдельно взятой территории, чаще всего ее можно встретить у некоторых групп стран.

В первую очередь она характерна для государства, которое собирается начинать войну. Вполне логично, что в условиях противостояния со значительной частью мира получать требуемые для существования ресурсы будет как минимум затруднительно. А то и невозможно. В этом случае закрытая и грамотно построенная экономика позволит в краткосрочной перспективе качественно мобилизовать государство, поставить все на военные рельсы и при этом в процессе ведения боевых действий не переживать из-за нехватки самого необходимого. Примеры - Германия, Италия и Япония во времена Второй мировой войны.

Другой вариант, при котором может применяться модель закрытой экономики, - это когда страна придерживается непризнанной остальным миром идеологии. Например, современная Северная Корея. К слову, у них экономика все равно не является полностью закрытой, так как без внешней торговли получить требуемые ресурсы сейчас уже просто невозможно.

Следует отметить, что более или менее адекватно сравнительно полная автаркия может применяться только в достаточно крупных странах: Россия, США, Германия, Китай, Индия и так далее. Там достаточно всего своего, чтобы долгое время неплохо жить. Маленькие государства себе позволить такого не могут. Для них именно открытая модель будет намного предпочтительнее из-за того, что позволяет развиваться значительно быстрее.

Положительные особенности

Как уже было сказано, главный плюс - это независимость. Даже если по каким-то причинам связи с внешним миром прекратятся, то страна все равно сможет неплохо выживать самостоятельно. Например, если в современном мире резко куда-то пропадет Китай, в котором сконцентрировано практически все производство всех стран, то наступит потрясающий по своим масштабам кризис. Также следует отметить, что в закрытой экономике потребительские расходы обычно существенно меньше, ведь государство само регулирует уровень цен и удерживает их на приемлемом для самоокупаемости уровне. Правда, если ресурсов не хватает, то и стоимость на все, с ними связанное, будет поистине колоссальна.

Отрицательные черты

Закрытая экономика практически не получает ничего со стороны, за редким исключением, санкционированным правительством. Как следствие, она не имеет полноценного доступа к новым технологиям, возможностей обмена ими и так далее. Развитие замедляется. Без притока внешних инвестиций эффективность предпринимателей (или того же государства) также не самая высокая. Кроме всего прочего, собственные ресурсы имеют свойство заканчиваться, что автоматически вызовет многочисленные проблемы.

Характерные свойства

Как и у любой другой модели, есть свои особенности и у закрытой экономики. Это:

  • Ориентация потребителя только на собственное производство. Любой импорт, если он вообще существует, покупается только в самом крайнем случае, когда нет других вариантов.
  • Страна стремится к самостоятельности по всем показателям, начиная от экономических и заканчивая политическими, военными и так далее.
  • Все технологии разрабатываются только учеными страны. Чужие проекты или не используются, или к ним нет доступа, за исключением некоторых случаев. Эта особенность имеет сразу две стороны медали. Во-первых, есть вариант изобрести или создать нечто уникальное, недоступное всей остальной планете. Это происходит крайне редко. А вот во-вторых, что и бывает чаще, без обмена знаниями и технологиями развитие страны замедляется и отставание уже достаточно скоро становится значительным.
  • Обособленность государства от мировой политики с большой долей вероятности очень скоро оставит его без союзников против крупного блока врагов. Если при этом технологическое отставание будет значительным, а вооруженные силы недостаточными, то потенциальная война вряд ли будет успешной.

Чаще всего вместе с такой моделью используется плановая система экономики, при которой практически все в стране происходит в строгом соответствии с утвержденными правительством схемами. Может быть выбран ресурсно-ориентированный формат, который подразумевает производство исключительно того, что доступно государству (в результате население не получает значительного количества благ, доступных простым гражданам других стран). И конечно же, практически всегда взаимодействие с окружающими переходит в фазу противостояния, что редко заканчивается без вооруженного конфликта.

Ситуация в современном мире

Чистой автаркии в ее идеальном состоянии сейчас не существует. Такие страны просто не выживают и быстро разваливаются даже без вмешательства соседей. Те же варианты, которые используются в современном мире, это одновременно открытая и закрытая экономика. То есть смесь лучших их сторон без перегибов. Например, Северная Корея, которая отказалась от полноценной автаркии еще в 1994-м, или Албания, использующая лишь некоторые элементы такой системы. В результате получается условная самостоятельность, достаточная для возможного вооруженного конфликта, но все же не абсолютная.

Вывод

Закрытая экономика в ее чистом виде существовать в современном обществе просто не может. Для ее успешной реализации потребуются очень обширные территории с большим количеством населения и ресурсов. В таких условиях, если сделать особый упор на науку, страна еще сможет выжить и, возможно, даже развиваться наравне с окружающими. Однако сейчас себе такое позволить не может ни одно государство, включая даже США или Россию. В принципе, Китай в теории мог бы, но в таком случае практически все его промышленные предприятия, которые и дают развитие, станут невостребованными и огромная безработица быстро дестабилизирует обстановку.

национальный экономика государственный

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным - выполнять определенные функции. Они непосредственным образом корректируются в зависимости от возникающих в национальной экономике проблем, связанных с несовершенством рыночных механизмов - неспособностью рынка к саморегуляции по определенным направлениям.

Государство включает в область своей деятельности создание механизмов, обеспечивающих равные условия для конкурентной борьбы, и искусственным образом ограничивает монополизацию рынка. По причине того, что рыночные механизмы не способны на необходимом уровне реализовать все потребности общества, оно непосредственно занято производством в необходимом количестве общественных благ.

Потребность в участии государства в национальной экономике объясняется и тем, что она не способна к социально справедливому распределению доходов - национального богатства. Вместе с заботой о социально незащищенной части населения в его прямые обязанности входит финансирование фундаментальных научно-технических разработок - только государство обладает достаточными ресурсами для этого. Так как рынок труда функционирует только на основании рыночных механизмов, насущна необходимость в его государственном регулировании в целях минимизации объемов безработицы.

Активное участие государства в формировании рыночных механизмов находится в прямом взаимодействии с установлением и поддержанием политических, правовых, социальных принципов общества.

Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике , являются:

  • 1) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Государство является единственным субъектом в национальной экономике, который обладает достаточными ресурсами и правами, необходимыми для установления правового поля, регулирующего хозяйственную деятельность, свода законов, которые определяют правила поведения хозяйствующих субъектов. Регулирование монополизма является одной из основных областей деятельности государства, которая осуществляется для того, чтобы создать конкурентные условия ценообразования и хозяйственной деятельности, а в конечном счете чтобы население получало блага по минимально возможной цене и максимально высокого качества. Оно реализуется в двух основных направлениях. Во-первых, создает нормативно-правовую базу деятельности монополистов, в тех отраслях, где только такая форма хозяйственной деятельности способна обеспечить эффективное воспроизводство. Во-вторых, запрещает деятельность монопольных образований в тех отраслях, для которых подобный режим не способен обеспечить эффективного воспроизводства;
  • 2) формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства. Для этого оно использует, например, кредитные, денежные, бюджетные и налоговые методы, позволяющие существенно снизить уровень безработицы, поддержать стабильный уровень национальной валюты и цен, преодолеть спад объемов производства и сгладить инфляцию;
  • 3) искусственное распределение и перераспределение ресурсов - национального богатства. Для этого оно искусственно изымает из национальной экономики часть ресурсов и направляет их на производство общественных благ, например научно-технические разработки, здравоохранение, образование, армию, создание транспортных и коммуникационных структур;
  • 4) создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей (например, в форме прямой помощи малоимущим, пособий по безработице, инвалидности, старости). Тем самым оно предотвращает возможность возникновения голода и, как следствие, социальной напряженности и взрывов.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства в национальной экономике России по причине наличия переходного типа экономики существенным образом отличаются от тех, которые реализуют другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит в том, что изменение существовавшего ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В результате сложилась ситуация, при которой государство отказалось от прежних своих функций, одновременно не взяв на себя новые, более соответствующие реалиям рыночной экономики. По сути, государство устранилось от управления экономикой.

В условиях переходной экономики государство реализует следующие функции:

  • 1) создает условия для эффективного функционирования национальной экономики. Так как государство является экономическим субъектом, то оно объективно стремится к повышению эффективности своего функционирования - минимизации затрат при максимизации результатов. При реализации этой функции оно направляет свои действия на минимизацию государственных расходов до предела, который позволяет создать режим эффективного функционирования социальной, политической и экономической сфер общества и экономических субъектов;
  • 2) перераспределяет ресурсы - национальное богатство, по причине всегда присутствующей в национальной экономике неравномерности распределения доходов. В переходной экономике реализация этой функции представляется достаточно сложной в связи с необходимостью трансформации существующей экономической структуры, для чего государству необходимо привлечение значительных ресурсов;
  • 3) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы. Так как экономическая деятельность является новой для хозяйствующих субъектов, возникает необходимость создания адекватного законодательства в интересах экономического роста в условиях переходной экономики;
  • 4) стабилизирует ситуацию. Это функция наиболее актуальна для переходной экономики, так как экономический спад наносит существенный вред уровню жизни населения. Государство вынуждено привлекать весь арсенал методов государственного регулирования только для того, чтобы стабилизировать состояние национальной экономики. В переходной экономике на выполнение этой функции направляется значительная часть государственных ресурсов, и только после ее реализации на должном уровне можно говорить о переходе к другим функциям;
  • 5) создает условия для экономического роста. Так как в переходной экономике наблюдается повсеместный спад и депрессия, после их устранения государство должно создать условия, в которых становится возможным экономический рост. Это одна из первоочередных функций государства, для реализации которой применяется весь спектр финансовых, кредитных, налоговых инструментов.

Стабилизация национальной экономики приводит к необходимости пересмотра реализуемых государственных функций. Изменение состояния национальной экономики должно происходить одновременно с трансформацией государства, а в противном случае возможно возникновение серьезных проблем, когда государство не способствует развитию национальной экономики, а препятствует ему.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в целях обеспечения нормального функционирования и высоких темпов развития национальной экономики государство берет на себя все большее количество функций. Это является насущной необходимость, так как только оно способно осуществить регулирование функционирования национальной экономики - при существующей структуре и масштабах.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама