THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В современных рыночных условиях достаточно устойчивыми стали такие понятия, как офшорные зоны и офшорные компании. В СМИ можно увидеть множество объявлений, в которых предлагаются услуги по регистрации предприятия на безналоговой территории или открытию счета в каком-нибудь крупном банке мира.

Определение

Офшорные компании - это юридические лица, зарегистрированные в юрисдикции, в которой отсутствует валютный контроль и применяется льготное налогообложение. Эти организации не осуществляют деятельность на территории, где стоят на учете. Владельцами таких фирм выступают нерезиденты страны. Такие организации возникают в тех странах, законодательства которых полностью либо частично освобождают предприятия, не ведущие бизнес на территории регистрации, от налогообложения. Необходимо отметить, что льготы действуют только в части работы за пределами страны, где фирма стоит на учете. Чтобы вести полноценный бизнес в любом другом государстве, необходимо заключить соответствующее соглашение. Это позволяет избежать

Офшорные компании: 44 ФЗ

13 августа 2015 года вступил в действие Закон № 227. Он внес ряд поправок в нормативный акт, регламентирующий в сфере закупок для обеспечения муниципальных и государственных нужд. С этого момента заказчики в документации устанавливают обязательное требование к участникам о том, что они не выступают как офшорные компании. Это положение, однако, не распространяется на запрос котировок, электронный аукцион и предварительный отбор. В первом и последнем случаях контроль над исполнением поправок к Закону осуществляется при заключении контракта. При электронном аукционе оператор площадки откажет в регистрации, если заявку подают офшорные компании. 44 ФЗ во всех остальных случаях обязывает комиссию заказчика устанавливать характер регистрации участника. При этом она не вправе требовать от организации, подающей заявку, подтверждения факта, что она не является офшорной компанией.

Специфика

Согласно положениям международного права, офшорные компании - это самостоятельные организации, которые осуществляют свою деятельность по законодательству стран, в которых зарегистрированы. На сегодняшний день в мире присутствует около 60 государств, нормативные акты которых предусматривают льготное налогообложение. Предприятия, зарегистрированные в таких странах, могут открывать счета в любых крупных банках в неограниченном количестве. Фактически, деятельность таких организаций никому не подотчетна. Практически во всех "безналоговых" странах ежегодная отчетность заключается в перечислении фиксированного сбора.

Назначение

Существует несколько причин, по которым бизнесмены открывают офшорные компании. Это:

  1. Сейф. Допустим, предприниматель имеет в наличии некоторые средства, которые желает положить в безопасное место. При этом ему хотелось бы иметь немедленный доступ к ним, свободно распоряжаться своими деньгами и перемещать их по миру. Кроме этого, бизнесмен стремится уйти от политической нестабильности в своей стране, облегчить свое бремя обложения. Чтобы решить все эти задачи, нужно найти банк в надежном государстве. Но открыть частный счет в зарубежной финансовой организации он не сможет, поскольку для этого необходима лицензия РФ. Кроме этого, существует вероятность раскрытия его данных. В частности в платежных документах в поле "Получатель" будет указано его имя или кредитная карта будет говорить о наличии счета за границей. Однако законодательство не запрещает открывать предприятие на свое имя и регистрировать его в "безналоговой стране". Бизнесмен будет являться директором и распоряжаться счетом компании. А о том, что он является владельцем, никто знать не будет.
  2. Участник бизнеса. При ведении необходимо оптимизировать налоги, ускорить упростить документооборот, а также защититься от фискальных служб. Офшорные компании - это модель ведения бизнеса, которая позволяет избавиться от многих проблем. Такие организации выступают в качестве посредников между местным предприятием и покупателем (продавцом) при ведении внешнеэкономической деятельности.
  3. Участник рынка ценных бумаг. В этом случае офшорная компания открывает специальный счет в отечественном банке и осуществляет работу с
  4. Продажа ОС. При импортировании, например, линии по розливу напитков можно не платить НДС и таможенный сбор. При открытии офшорной компании основные средства вносятся в качестве уставного фонда. Также можно осуществить лизинг оборудования для отечественного предприятия, проценты по нему перечислить за границу, а платежи включить в расходы.

Отечественная практика

Офшорные компании России имеют особую ценность. Она заключается в том, что появляется возможность юридически свободно перемещать капитал. В условиях тяжелого способного разрушить целые сектора экономики, именно офшорная схема позволяет достичь высокой прибыли в бизнесе. Потребность создать такую организацию возникает, как правило, у тех предпринимателей, которые получают хороший доход и хотят, чтобы он таким и оставался и не изменялся в случае нестабильности рынка или вмешательства государства. Следует сказать, что использование офшоров распространено по всему миру. Однако цели создания таких организаций различны. Что касается России, то здесь предприниматели, как выше было сказано, стараются уберечь свой капитал от налогов, неэффективной неблагоприятного инвестиционного положения в стране и высоких рисков. Это и является главной мотивацией для экспорта денежных масс за рубеж и сокрытия факта владения объектом на территории государства.

Как проверить, является ли компания офшорной?

Это можно сделать двумя способами: самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Как подтвердить, что компания не является офшорной, самому? Для этого нужно:

  1. Изучить все опубликованные сведения об интересующем предприятии.
  2. Направить запросы в разные государственные органы.

Однако этот процесс займет достаточно много времени. Кроме того, совершенно нет никаких гарантий, что на все запросы придут ответы, а выяснить некоторые факты можно только лишь при наличии нужных связей.

Помощь фирм

Что касается специалистов, то многие из тех, кто предлагает такую помощь, занимаются поиском информации достаточно давно. Это значит, что у них есть необходимые связи, опыт и знания. Такие компании могут предоставить сведения о:

  1. Величине уставного капитала интересующей фирмы.
  2. Рентабельности.
  3. Надежности.
  4. Ликвидности.
  5. Бухгалтерском балансе.
  6. Наличии связей с другими компаниями.
  7. Руководстве.
  8. Истории деятельности и так далее.

Заключение

Достоверность сведений, разумеется, будет зависеть от непосредственно самого исполнителя. Но, как практика показывает, в 90% случаев информации, которую предоставляют такие специализированные фирмы, стоит верить. Следует сказать, что самостоятельный поиск информации, как правило, ни к чему не приводит или заинтересованное лицо получает только поверхностные, несущественные сведения. Чтобы не потратить время впустую, лучше заплатить специалистам, которые предоставят ответы на все вопросы.

Новость июля: 13 июля 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон №227-ФЗ от 13.07.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанный Федеральный закон №227-ФЗ от 13.07.2015 г. вступает в законную силу 13 августа 2015 года .

Данный Закон подготовлен во исполнение подпункта 31 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года и предусматривает установление запрета на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями.

Так, с момента вступления изменений в Закон №44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, данный закон вводит запрет участия в закупках юридических лиц, зарегистрированных в офшорной зоне. Государства или территории, относящиеся к таким зонам, включены в перечень, утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Названный перечень утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. №108н (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". В данный перечень офшоров входят, к примеру, Бермуды, Княжество Лихтенштейн, ОАЭ, Сейшельские острова и другие. Ранее из указанного перечня исключены (не являются офшорами): Республика Кипр (с 01.01.2013) и Республика Мальта (с 01.01.2015).

Кроме того, с даты вступления в силу указанных изменений оператор электронной площадки обязан будет прекратить аккредитацию офшорных компаний, а также прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Следовательно, с момента вступления закона в законную силу (13 августа 2015 г.) офшорные компании не смогут принять участие в электронных аукционах, даже если извещение о его проведении размещено до этой даты.

Обязанность проверить, не является ли участник закупок офшорной компанией, возлагается на комиссию по осуществлению закупок. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, остается нерешенным вопрос о допуске офшорных компаний к неэлектронным закупкам (например, конкурсу), извещения (документация) о которых размещены до 13 августа.

Ранее в законопроекте (№694992-6) законодатель указывал, что измененные положения Закона №44-ФЗ применяются к отношениям , связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона .

По всей видимости законодатель до момента вступления закона №227-ФЗ в законную силу должен устранить данный пробел в целях правильного применения и толкования нововведений.

В заключение хотелось отметить, что Закон №227-ФЗ направлен в большей степени на поддержку отечественных производителей и стимулирование импортозамещения, а также на реализацию задач по деофшоризации российской экономики, в частности по «закрытию доступа оффшорным компаниям к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с государственным участием», о чем говорил Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Климова Ольга - ведущий юрисконсульт компании Альта Виа

Компаниям, зарегистрированным в офшорах, закрыт доступ к закупкам для государственных и муниципальных нужд

Президент РФ 13 июля подписал Закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с новым законом, с 13 августа 2015 года участниками (поставщиками, подрядчиками) госзакупок не могут быть юридические лица, зарегистрированные в офшорной зоне. Мы попросили прокомментировать изменение законодательства директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Елену Викторовну Агапову.

- Владимир Путин подписал закон, запрещающий участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках. Насколько сильно повлияет это решение на рынок госзаказа? Что будет главным результатом: повышение собираемости налогов, снижение коррупции, устранение рисков, связанных с иностранными юрисдикциями?

Офшорные компании или офшорные зоны позволяют с легкостью выйти на международный финансовый и инвестиционный рынок. Законодательство многих офшорных зон построено на принципах конфиденциальности и защиты прав собственника. Компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, очень часто имеют формальных (подставных) генеральных директоров. Поэтому абсолютно стандартной является схема, когда прибыль офшорных компаний увеличивается, а прибыль российских компаний уменьшается, тем самым уменьшая налоговую базу для исчисления налогов. Кроме того, офшорные юридические лица, как правило, не являются производственными компаниями, а всего лишь оказывают консультационные, маркетинговые или информационные услуги, поэтому привлечение данных компаний в качестве подрядчиков сразу вызывает много вопросов.

Давайте вспомним, что начало деофшоризации российской экономики стартовало в 2013 году согласно поручениям Президента Российской Федерации о разработке мер, направленных на снижение участия офшорных компаний в российской экономике. Поэтому на рынок государственных закупок принятый Федеральный закон от 13.07.2015 № 227-ФЗ не должен оказать сильного влияния. И тем не менее подобная норма должна привести к повышению собираемости налогов и устранению рисков, связанных с иностранными юрисдикциями, уменьшению оттока капитала за границу и сокращению коррупционных рисков.

- Будут ли делаться исключения для каких-то видов госзакупок, например, для закупок российских загранучреждений? Не планируется ли расширение действия закона на закупки юридических лиц, регулируемые ФЗ-223?

Принятый Федеральный закон № 227-ФЗ запрещает участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках и не предполагает введение исключений для каких-либо закупок. В отличие от ФЗ-44, где прописаны требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки, в ФЗ-223 требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки не установлены. Организации, действующие по ФЗ-223, самостоятельно устанавливают требования к участникам торгов в положении о закупке и в соответствующей тендерной документации.

- Как будет исполняться закон на практике, в случае если торги проводятся в электронном виде в режиме on-line?

В ходе проведения электронных аукционов изменений не будет, а на момент аккредитации компании оператор электронной торговой площадки будет обязан проверять вновь аккредитуемые компании на соответствие участника требованию ФЗ-44. В то же время непосредственно комиссии заказчика обязаны проверять компании, которые были ранее аккредитованы и участвуют в торгах. Данные поправки в ФЗ-44 усложняют работу комиссий заказчиков и требуют дополнительного контроля за офшорными юрисдикциями.

- Насколько полным является перечень офшоров, на который будут ориентироваться тендерные комиссии? Не получится ли так, что некоторые офшоры по тем или иным причинам в него не попадут?

Регулирующим органом по утверждению перечня офшорных юрисдикций является Министерство финансов Российской Федерации, которое следит за деятельностью офшорных компаний и при необходимости вносит изменения в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

- Допустим, тендер выиграет участник, зарегистрированный не в офшоре. Сможет ли он передать субподряд офшорной компании?

Один из вариантов решения - это право заказчика устанавливать самостоятельно в документации о закупке порядок привлечения субподрядчиков по исполнению государственных и муниципальных контрактов. По решению заказчика может быть установлен запрет на привлечение офшорных компаний на субподряд, однако прямого законодательного запрета не существует.

- Если офшорная компания учредит в России дочернюю фирму, сможет ли последняя участвовать в торгах по госзаказу? Представим себе и такую ситуацию: участник, зарегистрированный не в офшоре, выигрывает тендер, подписывает госконтракт, а затем его покупает офшорная компания. Что будет в этом случае?

Подобные ситуации в настоящее время законодательно не урегулированы. Законодатель не устанавливает требования к учредителям компаний - участникам закупок по 44-ФЗ. Даже если вдруг произойдет покупка акций российской компании офшорной компанией, юрисдикция российской организации не изменится.

- Какими положениями можно дополнить закон, чтобы повысить его эффективность, уменьшить количество лазеек для любителей работать через офшоры?

Существуют различные варианты развития, по которым возможно двигаться дальше. Один из них - установление требований к участникам закупок по ФЗ-223, но делать это необходимо очень аккуратно и обязательно совместно с крупными организациями, действующими по ФЗ-223.

Корректирующая (уточненная) налоговая декларация является особой декларацией, и подается только в случае, если налогоплательщик допустит какие-либо ошибки в первично подаваемой декларации. Правила подачи корректирующей декларации существенным образом отличаются от стандартных правил подачи деклараций, и знать их необходимо всем налогоплательщикам. Далее мы поговорим о правилах подачи уточненной декларации , поскольку предприниматели обычно сами заполняют , что может привести к внесению в них ошибочных данных. И первое, о чем хотелось бы сразу сказать, это то, что при подаче уточненной декларации в поле «номер корректировки», на титульном листе декларации, следует проставить цифру «1».

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст.80 НК РФ ). Уточненная (корректирующая) декларация – это тоже письменно заявление налогоплательщика, изменяющее сведения, отраженные в ранее поданной налоговой декларации, в тот же налоговый орган, по тому же налогу и за тот же налоговый период. В том случае, если в предоставленные данные закралась ошибка, налоговое законодательство содержит два варианта поведения налогоплательщика (ст.81 НК РФ ):

Если в поданной декларации налогоплательщиком обнаруживаются: факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы , подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Таким образом, в данном случае, подача корректирующей декларации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Ошибка в изначально поданной декларации, приводящая к занижению суммы налога (неотражению/неполному отражению сведений) требует более детального рассмотрения, поскольку, во-первых, подача уточнений является обязанностью лица, а во-вторых, данная ситуация может повлечь для лица наступление неблагоприятных последствий. В данной ситуации очень важно различать момент подачи уточненной декларации – если данная подана:

До истечения установленных сроков подачи налоговых деклараций – она считается поданной в положенной срок
-после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то плательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация была представлена до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом ошибок в декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки.
-после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то лицо освобождается от ответственности, если (корректирующая декларация, в случаях, указанных ниже, подается только после полной уплаты всех необходимых налогов и пени):
---уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок в декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей .
---уточненная декларация представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены соответствующие ошибки в .

Необходимо заметить, что подача уточненной декларации, способна прекратить камеральную проверку ранее поданной декларации, и начать новую проверку - п.9.1 ст.88. НК РФ.

Если же уточненная налоговая декларация, поданная в связи с ошибками в первичной декларации, приводящими к уменьшению суммы налога, представляется с нарушением указанных выше правил, то в отношении налогоплательщика применяются штрафные санкции .

Столь жестких требований в отношении второго случая ошибок в декларациях (не приводящих к уменьшению суммы налога) законом не предусматривается – подача уточненной декларации является правом лица. К данной категории можно отнести и случай, когда лицом совершена переплата налога . В этой ситуации, при представлении уточненной декларации, налоговый орган вправе назначить повторную выездную проверку и проверить период, за который представлена корректирующая декларация, но только в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п.10 ст.89 НК РФ ). Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому, или иным налогам (ст. 78 НК РФ ).

В завершении хотелось бы сказать, что если налогоплательщик посчитает, что корректирующая декларация подана им ошибочно, он может её отозвать, например, с помощью пояснительной записки в налоговый орган.

Подскажите, пожалуйста, нужно ли подавать корректирующую декларацию по прибыли, если документы пришли после сдачи отчетности. Ситуация достаточно сложилась для нас крайне неблагоприятная: наши партнеры выставили акт от 31.10.2016г. за оказанные услуги за сентябрь-октябрь 2016г. (?!) Оформить документы правильно контрагент отказывается. Вправе ли мы исправить оказание услуг бухгалтерской справкой, не подавая корректирующую декларацию. Какие для нас будут налоговые риски?

Если мы правильно поняли ваш вопрос, то услуги, оказанные в сентябре, вы не отразили в декларации за 9 месяцев из-за отсутствия документов.

Если декларация за 9 месяцев не была убыточной, и по итогам года тоже будет прибыль, исправить ошибку можно в годовой декларации, не подавая уточненку, просто скорректировав соответствующие показатели. Если декларация за 9 месяцев или год убыточна, внести исправления можно только подачей уточненной декларации.

Если наоборот вы отразили расходы в сентябре, рассчитывая получить корректный документ, а получили датированный 31.10.16г., то, к сожалению, без уточненной декларации не обойтись (если контрагент так и не исправит документ). Да, расходы и доходы должны отражаться в том периоде, к которому они относятся, и вашему контрагенту грозят неприятности в случае проверки, если они не отразят доходы от оказания услуг в соответствующем периоде (Письмо УФНС России по Москве от 30.04.2008 № 20-12/041989). Но чтобы учесть расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо документальное подтверждение (ст. 252 НК РФ). А на дату составления декларации за 9 месяцев документа не было. То есть расход был учтен неправомерно, а, следовательно, налоговая база была занижена. Такая ошибка исправляется только подачей уточненной декларации. Обратите внимание: во избежание санкций до подачи уточненки доплатите налог и пени.

Бухгалтерскую справку нужно составить в любом случае.

Обоснование

(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

Подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);

Исправить ошибку, уменьшив прибыль и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка, или нет;

Не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 июля 2015 г. № 03-02-07/1/42067, от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Корректировать налоговую базу текущего периода можно не только при выявлении ошибок в декларациях. Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ можно и в тех случаях, когда переплата по налогу возникла из-за изменений законодательства, имеющих обратную силу. Если такие изменения улучшают положение налогоплательщика, то у организации могут обнаружиться доходы, которые раньше нельзя было исключать из налоговой базы, или расходы, которые раньше запрещалось учитывать при налогообложении. Подавать уточненные декларации в таких ситуациях не обязательно. Пересчитать налоговые обязательства можно в текущем периоде. Такой вывод следует из письма ФНС России от 24 июня 2014 г. № ЕД-4-15/12067.

Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Однако это правило не относится к случаям, когда организация не приняла к вычету НДС в том периоде, в котором были выполнены все условия для этого. Применение налогового вычета в более поздних периодах не является ошибкой. Положения подпункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют воспользоваться вычетом в течение трех лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Соответственно, «поздний» вычет просто отразите в текущей декларации за налоговый период. Сдавать уточненный отчет не нужно.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу, по ЕСХН и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Ошибка в декларации за период убытков

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если в предыдущих периодах организация выявила расходы, которые ранее не были учтены при налогообложении прибыли, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов. Увеличивать размер убытка, сложившегося в текущем периоде, за счет затрат, не учтенных в предыдущих периодах, неправильно.

Аналогичный порядок следует применять и при упрощенке, когда организация исправляет ошибки в декларации по единому налогу за период, в котором сложился убыток.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 22 июля 2015 г. № 03-02-07/1/42067, от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-188.

Пример исправления ошибки в декларации по налогу на прибыль за период, в котором организация получила убыток

В декларации по налогу на прибыль за 2014 год отражена прибыль в размере 500 000 руб. В 2015 году бухгалтер организации обнаружил, что при составлении этой декларации он не учел расходы на оплату аренды в размере 10 000 руб. Бухгалтер решил не подавать уточненную декларацию за 2014 год, а учесть эти расходы при расчете налога на прибыль за 2015 год.

По итогам 2015 года у организации сложился убыток в размере 200 000 руб. Обязанность по уплате налога на прибыль за 2015 год в этом случае не возникает, поэтому решение о включении выявленных расходов 2014 года в налоговую декларацию за 2015 год было неправильным. Бухгалтер исключил 10 000 руб. из состава расходов 2015 года и сдал уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2014 год.

После уточнения суммы расходов в налоговой декларации за 2014 год отражена прибыль в сумме 490 000 руб. (500 000 руб. – 10 000 руб.). В декларации за 2015 год отражен убыток в размере 190 000 руб. (200 000 руб. – 10 000 руб.).

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

В какой момент отражать доход, если услуги оказаны в одном месяце, а акт составлен и подписан в другом месяце

Доход отражайте в том периоде, в котором услуга была фактически оказана, независимо от даты составления акта об оказании услуг или даты подписания его заказчиком.

Это объясняется следующим.

Под услугой налоговое законодательство понимает деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Составленный акт только формально подтверждает, что услуга оказана. Поэтому доход от реализации услуг нужно отражать на дату их фактического оказания (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения содержится в письмах УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2008 г. № 20-12/083102 и от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041989.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама